ГАДЖИМУРАДОВА Гюльнара Ильясбековна — кандидат философских наук, доцент кафедры демографической и миграционной политики Московского государственного института международных отношений (университет) МИД РФ (119454, Россия, г. Москва, пр-кт Вернадского, 76; [email protected]); ведущий научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН(119333, Россия, г. Москва, ул. Фотиевой, 6, стр. 1)
ЕВРОПЕЙСКИЕ МУСУЛЬМАНЕ И МУСУЛЬМАНЕ В ЕВРОПЕ: РЯДОМ ИЛИ ВМЕСТЕ?
Аннотация В статье автор исследует разность понятий «европейские мусульмане» и «мусульмане в Европе». Автор рассматривает мнения известных политиков, писателей и публицистов о способности мусульман к интеграции. Что такое евроислам? Станет ли политика евроислама определяющей для интеграции мусульман в европейское общество?
Ключевые слова: евроислам, европейские мусульмане, интеграция, самосегрегация
Присутствие ислама и его носителей в Европе — это далеко не новое социальное явление, и оно нуждается в определенном осмыслении. Сегодня ислам является неотъемлемой частью Европы, а мусульмане — значимой частью европейского общества, что выражается как в их количестве, так и в том, что большинство из них являются гражданами стран Европейского союза. По примерным прогнозам социологов, к 2030 г. каждый десятый житель Европы будет мусульманином, а к 2100 г. таковым будет каждый четвертый [Jenkins 2006: 533].
Миграционная турбулентность, связанная с событиями Арабской весны, а затем и кризисом беженцев 2014—2015 гг., усилила и без того мощные миграционные процессы во всем мире, и особенно на Европейском континенте. Если в первой половине прошлого столетия миграция носила в основном внутри-континентальный характер и осуществлялась внутри христианского мира, то современная миграция носит ярко выраженный межконфессиональный характер. Поэтому на первый план сегодня выходят вопросы совместимости ислама с нормами и образом жизни европейцев. В результате количественного роста мусульманских общин в странах Западной Европы, их социально-политической активности часть исследователей заговорили о возрождении исламской традиции в современной Европе и неспособности, а главное — нежелании определенной части мусульман интегрироваться в стране проживания. Здесь уместно вспомнить труды С. Хантингтона, Г. Хайнсона, Т. Сарацина [Хантингтон 2003; Heinsohn 2003; Sarrazin 2012] и др.
Усилившаяся миграция заставляет людей разных культур и разных конфессий жить рядом и активно взаимодействовать. В связи с этим в Европе давно уже назрел вопрос о совместимости ислама с демократическими нормами и о принятии мусульманами европейских ценностей. Известный немецкий писатель и публицист Ральф Джордано (Ralph Giordano, 1923—2014) в свое время подверг острой критике мнение немецких политиков о том, что ислам отныне является такой же частью Германии, как христианство и иудаизм. По его мнению, нельзя приравнивать реальный ислам к некому идеализированному, соответствующему европейским ценностям исламу, который существует лишь в мечтах. По словам публициста, «политический и воинственный ислам вообще нельзя никуда интегрировать». Ральф Джордано отмечал, что до сих пор никто так и не дал внятного ответа на вопрос о совместимости ислама со свободой совести, равноправием женщин, плюрализмом и принципом
2 018' 0 2
ВЛАСТЬ
61
отделения религии и церкви от государства — всем тем, что составляет основу демократии. Причина провала интеграции многих выходцев из мусульманских стран в немецкое общество, как считает публицист, прежде всего, кроется в самих мусульманах и в исламе1.
В интервью «Русскому журналу» другой немецкий политик Тило Сарацин, например, говорит, что миграция из стран с христианской культурой не является столь разрушительной для Германии, как миграция из мусульманских стран. Мигранты из немусульманских стран быстро адаптируются и не образуют замкнутых сообществ. Мусульмане же замыкаются в своей умме и упорно соблюдают только свои культурные традиции. Это вызывает напряженность в странах, куда они переезжают. В Германии большие проблемы с приезжими турками, выходцами из Афганистана, Сирии и ряда африканских стран, Франция испытывает проблемы с арабскими иммигрантами из стран Магриба, это же можно сказать и о Голландии. У англичан возникают проблемы с иммигрантами из Пакистана и Бангладеша. По мнению политика, все дело в религии, которая определяет жизнь мусульман от рождения до смерти. С его точки зрения, проблема мусульман — это проблема отсутствия прогресса в образовании, проблема неудач на рынке труда: показатели большинства мусульман гораздо ниже средних показателей принимающего общества. Это и проблема статуса женщины в этих культурах, проблема высокой рождаемости, опять-таки связанной с ролью женщины в мусульманском мире2.
И действительно, в основе жизненных установок мусульман лежит дар-аль-ислам, или территория, где распространены законы шариата [Гаджимурадова 2016], что и является, по мнению многих исследователей, камнем преткновения для их успешной интеграции. Европа и исламский мир относятся абсолютно к разным культурным ареалам, которые представляют собой две совершенно разные, но от этого не менее равновеликие системы ценностей. «Равновеликость двух макрокультурных ареалов в этом отношении означает, что каждый из них обладает своим способом выстраивания собственного организма» [Россия и мусульманский мир... 2010: 19]. И эта инаковость, разность мировосприятия не должна служить барьером для взаимопонимания.
Алармистские мысли в связи с прирастающим исламским населением Европы высказывает и профессор университета г. Бремена (Германия) Г. Хайнзон в книге «Сыновья и мировое господство. Роль террора в подъеме и падении наций»)3. Он указывает на то, что иммиграционные проблемы Европы имеют двойственный характер: с одной стороны, самые энергичные и талантливые уезжают, а рождаемость у оставшихся очень низкая, с другой стороны, иммигранты из стран с низким уровнем жизни не имеют достаточного образования, чтобы занять вакантные места, а темпы воспроизводства у них достаточно высокие. Только из Германии ежегодно уезжают 150 000 чел., причем большинство из них едут в англосаксонские страны, которые их с удовольствием принимают. В итоге происходит абсолютно неравноценное замещение местного населения мигрантами, которые, как уже отмечалось выше, в основном имеют более низкий уровень образования, не знают языка, плохо интегрируются и часто вообще не собираются работать, предпочитая жить на щедрое пособие [Н^шоИп 2003].
1 Публицист ФРГ отказал мусульманам в способности европеизироваться. Доступ: Ы1р$://пе№$1апд. com/шer/4296756330/content/puЫitsist-frg-otkaza1-musu1manam-v-sposobnosti-evropeizirovatsia/4090657 (проверено 09.01.2018).
2 Тило Саррацин. Титаник «Европа». Сложности мультикультурализма. Доступ: http://www.russ.ru/ po1e/Titanik-Evropa (проверено 07.01.2018).
3 Книга имела феноменальный успех, в связи с чем немецкий философ Петер Слотердайк сравнил ее с «Капиталом» Маркса и назвал автора основоположником демографического материализма.
Значит ли это, что у мигрантов-мусульман нет будущего в Европе, а у Европы нет перспектив в связи с ростом мусульманских общин? Необходимо отметить, что несмотря на многие негативные моменты, связанные с растущим числом последователей ислама, Европа имеет опыт и успешной интеграции мусульман, которых многие называют евромусульманами. Так есть ли разница между европейскими мусульманами, которые считают себя частью европейской семьи, и мусульманами в Европе? Попытку ответить на этот вопрос сделал профессор Фрибургского университета (Швейцария) Тарик Рамадан в своей книге «Что значит быть европейским мусульманином» [Ramadan 1999].
Он является противником деления мира на западный и мусульманский, замыкания мусульман в рамках добровольных гетто и настаивает на сближении последователей ислама, проживающих в Европе, с европейской культурой. Называя себя мусульманами, живущими в Европе, люди заведомо отвергают окружающую их действительность как чужеродную, но, называя себя европейскими мусульманами, напротив, подчеркивают, что одновременно принадлежат и к исламской, и к западной цивилизации. Для мусульман ислам состоит из общих принципов существования. Каждый мусульманин принимает пять столпов веры1 вне зависимости от того, какой традиции он придерживается. По мнению Т. Рамадана, нужно различать принципы ислама и его традиции, которые могут быть различными с учетом истории и культуры народа, а также законов страны проживания. Ислам един, но культур множество. В исламе есть место и единению, и многообразию. Когда мы говорим о европейском, канадском, американском, западном исламе, «европейскость», «западность» относится к культуре, в то время как принципы, изложенные в Коране, остаются исламскими. Он особо подчеркивает, что арабская культура — это еще не культура ислама.
По его мнению, пришло время реформировать ислам, изменив интерпретацию Корана в «свете их [мусульман] собственного культурного наследия, подвергшегося влиянию европейского общества» [Садыхова 2010: 23]. Иначе говоря, мусульмане, решившие жить а Европе, должны «европеизироваться», не теряя при этом своей идентичности. Но это возможно только при условии принятия ими концепции основополагающих принципов европейских ценностей, что при усиливающейся самосегрегации мусульманских общин маловероятно.
Так что же представляет из себя евроислам, и кто такие евромусульмане?2 У истоков создания концепции европейского ислама еще в середине 1990-х гг. стояли Т. Рамадан, А. Баят, Б. Тиби, Т. Модуд и др., но даже они в понятие «евроислам» вкладывали разный смысл. Для одних это форма приспособления и интеграции мусульман в западное общество с принципиально иными ценностями и традициями, чем в мире ислама, для других — способ активного приспособления европейского общества к ценностям и потребностям мусульман.
На наш взгляд, под евроисламом надо понимать форму умеренного, или просвещенного ислама, в котором ритуальная (религиозная практика) часть сочетается с культурными установками европейского общества. Понятно, что формирование единой концепции евроислама — это процесс, требующий длительного времени и своего теоретического обоснования. Вероятно, мы стоим у истоков появления новой формы ислама. Вот только вопрос, станет ли евроис-
1 Некоторые религиоведы говорят и о шестом столпе веры. Чаще всего шестым столпом ислама называют джихад, обозначающий с теологической точки зрения «борьбу с собственными страстями».
2 Не так давно услышала в приватной беседе новый для себя термин «еврокавказцы». Можно с большой долей вероятности предположить, что ряд подобных терминов еще продолжится.
2018'02
ВЛАСТЬ
63
лам связующим звеном между мусульманами, живущими в Европе, и европейскими мусульманами, остается пока открытым.
Список литературы
Гаджимурадова Г.И. 2016. Женская миграция из арабо-мусульманских стран в Европу: причины, современное состояние и перспективы. — Власть. № 12. C. 147-149.
Садыхова А.А. 2010. Евроислам: две концепции и перспективы. — Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. Т. 190. С. 19-26.
Россия и мусульманский мир: Инаковость как проблема (отв. ред. А.В. Смирнов). 2010. М.: Языки славянских культур. 528.
Хантингтон С. 2003. Столкновение цивилизаций (пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова). М.: АСТ. 603 с.
Jenkins P. 2006. Demographics, Religion, and the Future of Europe. — Orbis: A Journal of World Affairs. Vol. 50. No. 3. P. 519-539.
Heinsohn G. 2003. Söhne und Weltmacht. Terror im Aufstieg und Fall der Nationen. Bern: Orell Füssli Verlag AG. Ramadan T. 1999. To Be a European Muslim. Leicester: The Islamic Foundation. 273 р. Sarrazin T. 2012. Germany: Self-destruction. M.: Reed Group.
GADZHIMURADOVA Gyulnara Il'yasbekovna, Cand.Sci. (Philos.), Associate Professor of the Chair of Demographic and Migration Policy, Moscow State Institute of International Relations, University of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (76 Vernadskogo Ave, Moscow, Russia, 119454); Leading Researcher of the Institute for Social and Political Studies, Russian Academy of Sciences (bld. 1, 6 Fotievoj St, Moscow, Russia, 119333; gadzhimuradova7@ gmail.com)
EUROPEAN MUSLIMS AND MUSLIMS IN EUROPE: SIDE BY SIDE OR TOGETHER?
Abstract. The article explores the difference between concepts of European Muslims and Muslims in Europe. The author considers the views of prominent politicians, writers and publicists about the ability of Muslims to integrate. What is EuroIslam? Will the Euro-Islam policy determine the integration of Muslims into European society? Keywords. Euro-Islam, European Muslims, integration, self-segregation