Научная статья на тему 'Идеология человеконенавистничества. Психолого-правовой анализ современных проявлений экстремизма'

Идеология человеконенавистничества. Психолого-правовой анализ современных проявлений экстремизма Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
445
93
Поделиться
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ГОСУДАРСТВО / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ИДЕОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКОНЕНАВИСТНИЧЕСТВА / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / НЕНАВИСТЬ / ПИПЛХЕЙТЕР / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Васкэ Е. В., Куракина О. И.

Рассматривается экстремизм как преступное явление. Приводится понятие экстремизма, определяются его виды. Проведен психолого-правовой анализ новой формы экстремизма «пиплхейт». Определены причины возникновения идеологии «человеконенавистничества», на конкретных примерах рассмотрены особенности субъектов данной преступной деятельности. Предложены меры противодействия экстремистской деятельности.

Текст научной работы на тему «Идеология человеконенавистничества. Психолого-правовой анализ современных проявлений экстремизма»

228

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 3 (1), с. 228-233

УДК 343.3

ИДЕОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКОНЕНАВИСТНИЧЕСТВА. ПСИХОЛОГО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ

ЭКСТРЕМИЗМА

© 2014 г. Е.В. Васкэ, О.И. Куракина

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

Kurakina55@yandex.ru

Поступила в редакцию 22.05.2014

Рассматривается экстремизм как преступное явление. Приводится понятие экстремизма, определяются его виды. Проведен психолого-правовой анализ новой формы экстремизма - «пиплхейт». Определены причины возникновения идеологии «человеконенавистничества», на конкретных примерах рассмотрены особенности субъектов данной преступной деятельности. Предложены меры противодействия экстремистской деятельности.

Ключевые слова: экстремизм, государство, психологическое воздействие, идеология человеконенавистничества, преступление, ненависть, пиплхейтер, противодействие.

В настоящий период экстремизм и его проявления остаются серьезной проблемой не только для российского общества, но и для всего мира в целом, поскольку он угрожает мирному сосуществованию различных этнических, социальных, политических групп, посягает на основные принципы государственного устройства. Проникая во все сферы жизнедеятельности общества, экстремизм как преступное явление обрел масштабы, которые без преувеличения позволяют отнести его к одной из угроз национальной безопасности России.

Согласно Приказу Генерального прокурора РФ № 362 от 19 ноября 2009 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности» и Указаниям Генеральной прокуратуры России № 52-11, МВД России № 2 от 15.02.2012 г. «О введении в действие статей Уголовного кодекса РФ, используемых при формировании статистической отчетности» к преступлениям экстремистской направленности относятся преступления, предусмотренные ст. 136, 148, 149, 212, 239, 278-280, 282-282.2, 357 УК РФ, а также ст. 105, 111, 112, 115-117, 119, 141-142.1, 150, 213, 214, 243, 244, 281, 335, 336 УК РФ, если они совершены по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Если с перечнем экстремистских составов все определено, то относительно существа собственно понятия «экстремизм» мнения исследователей расходятся: его определяют как приверженность к крайним взглядам и мерам, от-

рицание существующих общественных норм и правил поведения в государстве со стороны отдельных лиц или объединений [1]. Другие понимают под экстремизмом противоправную деятельность, осуществление которой причиняет или может причинить существенный вред основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений [2].

В соответствии с нашим научным интересом, не углубляясь в анализ теоретических подходов к определению собственно понятия «экстремизм», мы будем использовать определение, обозначенное самим Законодателем: экстремизм - это деятельность, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни и другие противоправные действия, перечисленные в п. 1 ст. 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [3].

Необходимо отметить, что в настоящий период нет единого подхода и в определении видов экстремизма. Большая часть авторов (В.А. Бурновская, 2005; А.С. Грачев, 2002; Л.Я. Дятченко, 2008; С.С. Капинус, 2010; О.Н. Коршунова, 2006; В.А. Кременюк, 2011 и другие) придерживаются классификации, в основу которой положены цель и метод совершения преступлений экстремистской направленности, выделяя при этом три вида экстремизма: политический, религиозный и религиозно-политический.

Однако в начале XXI века появилась совершенно новая для нашего общества идеология -«идеология человеконенавистничества», кото-

рая стоит особняком, не позволяя отнести ее ни к одному из обозначенных в литературе видов экстремизма. По своей сути «идеология человеконенавистничества» является экстремистской ввиду исключительности характерных для нее черт. Что же явилось отправным пунктом для возникновения идеологии человеконенавистничества в нашем обществе? Почему она так опасна для государства? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Среднестатистический современный молодой человек держит в каждой руке по гаджету, смотрит фильм в SD-формате на огромном экране плазменного телевизора, отчетливо понимая, что вместе с остальными homo sapiens он находится на пути абсолютного и безоговорочного прогресса. Однако этим же вечером он может выйти из своей квартиры и стать жертвой пиплхейтера, потому что, как оказалось, технический прогресс не всегда способен оказывать положительное влияние на развитие духовного мира человека.

В погоне за техническими новинками, в поисках разработки новых способов получения прибыли, люди порой не замечают, что их духовный мир не становится богаче. Более того, отсутствие морали и продолжающееся разрушение нравственных установок в современном обществе привело к тому, что наряду с огромным числом преступников, совершающих особо тяжкие преступления, появились пиплхейтеры -человеконенавистники, которые выбирают себе жертву только за то, что она принадлежит к человеческому роду.

Само понятие «пиплхейтер» (от англ. people-hater) буквально переводится как человек-ненавистник. Синонимом данного понятия является понятие «мизантроп». Мизантропом принято считать человека, относящегося с неприятием и ненавистью к людям, с презрением к человеческим ошибкам и слабостям.

Пиплхейтеры - движение относительно новое для России, которое, как и большая часть других неформальных движений, пришло к нам из США в начале века. При этом крайне неверно преступные идеи подобного рода считать лишь веяньями моды, как слушать ту или иную музыку или носить брюки того или иного фасона. Идеи, направленные на возбуждение ненависти или вражды, на унижение чести и достоинства человека по признаку принадлежности к полу, расе, национальности, даже те, которые еще не получили своего внешнего выражения в том или ином составе преступления, необходимо выделять и признавать «болезненными» и губительными для развития общества в целом. Мы глубоко убеждены в том, что без такого

понимания невозможна и качественная борьба, -для того, чтобы побеждать, необходимо знать, с чем бороться. Рассмотрим идеологические «корни» данного движения.

Одной из составляющих частей психического мира личности является эмоционально-волевая сфера, включающая в себя чувства и эмоции, которые способен испытывать человек. Под чувствами следует понимать переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции -это субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия [4].

Человек способен испытывать самые разные чувства, но мы остановимся на одном из них, которое является отправным пунктом для совершения преступлений экстремистской направленности и является «стержнем» идеологии пиплхейтеров. Это - чувство ненависти. Многочисленные исследования в различных областях знаний показали, что именно ненависть является важнейшим механизмом деструктивного поведения [5, 6]. Так, например, философ Б. Спиноза писал: «.. .любовь есть не что иное, как удовольствие (радость), сопровождаемое идеей внешней причины, а ненависть - не что иное, как неудовольствие (печаль), сопровождаемое идеей внешней причины» [7, с. 38]. Очевидно, что человек, испытывающий чувство любви, наполнен стремлением обладать объектом любви и всячески способствует его сохранению. Человек же, наполненный чувством ненависти, старается избегать контакта с ненавистным ему объектом и, исходя из ситуации и особенностей типа личности, способен влиять на него только деструктивно.

Чувства ненависти содержит в себе такие эмоции, как отвращение, гнев, враждебность, способствует развитию депрессивных настроений, приводящих к отчаянию и замкнутости. По мнению ряда психоаналитиков (А.Н. Леонтьев, Г. Майер, О.К. Тихомиров, Е.В. Улыбина), ненависть можно рассматривать как одно из первичных условий появления и проявления агрессии к объекту ненависти.

Таким образом, ненависть - это сложное негативное эмоциональное явление, включающее долговременный комплекс негативных установок, мотивов, эмоций и склонностей, направленных на предмет, которым может быть как человек или группа людей, так и любой неодушевленный объект, процесс или явление [8, с. 140]. По мнению Г. Бреслава, ненависть образует два основных фактора: пассивную нена-

висть, включающую страх, дистанцирование и избегание, и активную ненависть, включающую осуждение, гнев и желание наказать ненавидимого. Полагаем, что для классификации способов совершения преступлений пиплхейтерами следует говорить не о факторах образования, а скорее о видах ненависти, а в качестве основания классификации следует считать особенности ее проявления.

Психологические причины формирования личности пипелхейтера такие же, как и причины формирования личности любого другого экстремиста. Под воздействием негативных внешних причин (экономических, политических, социальных) человек, наделенный теми или иными индивидуально-психологическими особенностями, переживает личностный кризис, который приводит его к состоянию фрустрации, когда могут возникнуть амбвивалентные чувства. С одной стороны, это чувство подавленности и угнетенности, а с другой - ненависти и агрессии.

На следующем этапе происходит формирование радикальных мотивационно-поведенческих установок, снижается осознание запретов нормативного и нравственного содержания. Важно отметить, что именно на этом этапе человек является наиболее уязвимым и неразборчивым к тем идеям, которые ему могут внушать эмиссары, адепты, встречающиеся на его пути [9, 10]. Угнетенный своими проблемами человек, который не видит для себя выхода или решения из той или иной ситуации, готов «схватиться» за любую ниточку, которая, казалось бы, может привести его к спасению. И вот теперь он уже готов воспринимать различные идеи, которые могут быть представлены ему как единственно верные, способные привести к выходу из личностного кризиса.

Как правило, пиплхейтеры являются личностями социально неадаптированными и потому «отлученными» от общества. Мизантроп всегда ненавидит людей «за что-то», одни - за то, что человек слишком грешен, другие - за то, что в принципе «люди - быдло» и нет им места на земле, третьи же возомнили себя «санитарами леса», и, вскрикивая «Мы Боги, и мы решаем, кому жить, а кому умирать», убежденно убивают. Анализ информации о лицах, которые были осуждены за совершение преступлений экстремистской направленности и придерживались идеологии «пиплхейт», показал, что большая часть из них - это «бывшие» сторонники правых радикальных движений, что легко объяснимо.

Национал-социализм как идеология относится к радикальным течениям, сочетая в себе различные элементы социализма, расизма, фа-

шизма, антисемитизма. В современной России организации, пропагандирующие так называемою НС-идею, очень распространены, к таковым можно отнести Славянский союз (СС), Русское национальное единство (РНЕ), Национал-социалистическое общество (НСО), каждая из вышеуказанных организаций признана экстремистской. Идеология подобных организаций для молодых людей, находящихся в «поиске» и испытывающих чувство растерянности ввиду отсутствия четко сформировавшейся жизненной позиции и идеологических основ мировоззрения, крайне привлекательна: «Все для нации, ничего против нации, нация превыше всего!», «Россия для русских» и другие. Однако, став членом такой организаций и не добившись желаемого результата, будущий пипл-хейтер получает новую «дозу» разочарования, которая заставляет его идти еще дальше - к ненависти к людям, не важно, приезжие они или нет.

Таким образом, придя к выводу, что возможность достижения поставленных в жизни целей в рамках правового поля и даже за ним уже невозможна, человек переходит от идейного и морального ригоризма к крайнему этическому релятивизму и даже цинизму, выражающемуся в отрицании обязательных нравственных норм и объективных критериев нравственности. Понятно, что человек, проникшийся идеологией «человеконенавистничества», старается реализовать цели, которые ставит перед собой данное движение.

Главная же идея, пропагандируемая движением пиплхейтеров,- истребление человечества. Среди наиболее распространенных способов реализации данной идеологии можно выделить «троллинг» объектов ненависти по средствам создания различных тематических групп, публикации изображений, видеороликов и написания постов в интернет-пространстве - «пассивный» вид пиплхейта. Совершение же преступлений за пределами Интернета, в реальной жизни - это уже крайне опасный, «активный» пиплхейт.

Проиллюстрируем вышесказанное примерами из практики совершения преступлений лицами, придерживающимися идеологии «пиплхейт».

Дмитрий Андреевич Виноградов, рожденный 20 августа 1983 года, занимающий должность юриста аптечной сети «Ригла», признанный виновным в расстреле семерых коллег 7 ноября 2012 года в московском районе Северное Медведково. Вооруженный двумя ружьями, он совершил умышленное убийство и приговорен судом к пожизненному заключению.

Дмитрия Виноградова можно отнести к приверженцам идеи человеконенавистничества по

следующим основаниям. Во-первых, Виноградову, наряду с ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство), вменяется совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 280 УК РФ, - публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Во-вторых, это главная идеологическая подоплека, которая подтверждает умысел совершенных им преступлений, жестоко расправившимся со своими коллегами за то, что они лишь «генетический мусор». Идеологическую основу своего преступления Виноградов изложил на своей странице в социальной сети «Вконтакте»:

«...все эти факты в совокупности, вообще все, что я увидел и узнал за свою жизнь, воспитало во мне ненависть к человеку, как к виду. Я ненавижу человеческое общество и мне противно быть его частью! Я ненавижу бессмысленность человеческой жизни! Я ненавижу саму эту жизнь! Я вижу только один способ ее оправдать: уничтожить как можно больше частиц человеческого компоста. Это единственно правильное и стоящее из всего того, что каждый из нас может сделать в своей жизни, это единственный способ ее оправдать, это единственный способ сделать мир лучше. »

Ужасает не только тот факт, что человек пришел к таким мыслям будучи психически здоровым, коим он был признан по заключению судебно-психиатрической экспертизы, а то, что его «манифест» получил огромную поддержку в сети, в очередной раз подтверждая, что подобные идеи и установки уже не исключение, а «норма» для российского общества. Другой пример. Артем Ануфриев и Никита Лыткин, больше известные как «академовские маньяки» или «молоточники из Иркутска», осужденные за совершение ряда тяжких и особо тяжких преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 105 УК РФ «Убийство», частью 3 статьи 30 УК РФ «Приготовление к преступлению и покушение на преступление», частью 2 статьи 105 УК РФ «Покушение на убийство», частью 2 статьи 244 УК РФ «Надругательство над телами умерших», частью 1 статьи 282.1 «Организация экстремистского сообщества», частями 1, 3 статьи 161 «Грабеж». 2 молодых человека совершили умышленные убийства 8 человек, будучи приверженцами идеологии пиплхейт. Единственным источником информации о биографии и совершенных преступлениях являются средства массовой информации и прежде всего Интернет, поэтому говорить достоверно крайне сложно. На основе разных интернет-источников были получены следующие данные. Артему Ануфриеву на момент совершения преступления был 21 год, родился он в городе Иркутске в

неполной семье - рос без отца. Как рассказывают знакомые семьи, мать Артема учила мальчика относиться с ненавистью к людям и видеть во всех врагов. Когда Артему ставили неудовлетворительные оценки в школе, мать воспринимала это крайне критично и приходила в школу, чтобы заступиться за сына, но никогда с целью разобраться в проблеме. Согласно имеющейся информации можно сделать однозначный вывод, что единственный близкий человек, который был рядом в момент становления личности Артема, была его, мать, все слова ее и наказы воспринимались как истина и руководство к действию. Необъективное отношение матери к окружающим Артема людям, даже учителям, которые наверняка в силу своей профессии желали ему только добра, формировало в самом Артеме такое же необъективное отношение к миру. Таким образом, можно сделать вывод, что уже со школьного возраста у Артема могло возникнуть впечатление, что люди вокруг него желают ему только зла, не оценивают его заслуг по достоинству, ведь так считает его единственный близкий человек - его мама.

Как поясняют одноклассники Артема, в младших классах он был изгоем и крайне мало с кем-либо общался, лишь к 10-му классу ему удалось подружиться с коллективом. Артем увлекался агрессивными компьютерными играми, пел и играл на музыкальных инструментах.

Никита Лыткин родился в 1993 году; как и Ануфриев, рос без отца, который периодически то возвращался, то уходил из семьи, что не позволяло построить доверительных отношений между сыном и отцом. Как рассказывает его мать, Никита рос замкнутым и некоммуникабельным. В начальных классах учился хорошо, общался с одноклассниками, но периодически впадал в глубокую депрессию и находился в крайне подавленном состоянии. В один из таких моментов, когда Никита был замкнут и тревожен, он познакомился с Артемом Ануфриевым, который поддержал его в этот момент. Найдя общие интересы в музыке, они организовали совместную музыкальную группу, которая называлась «Злые Гномы», и исполняли музыку в стиле «панк», затем группа была переименована в «Расчлененная Пугачева». Тексты песен, которые они исполняли, были наполнены темой насилия и нецензурной бранью.

По словам следователя, одним из важных моментов стало ознакомление молодых людей с определенного рода литературой, а именно с книгой «Рожденные ненавидеть», после прочтения которой Никита и Артем еще больше утвердились в своих человеконенавистнических идеях. Кроме того, интерес у молодых преступ-

ников вызывали и «подвиги» известных маньяков. В частности, телепередача об Александре Пичушкине, который совершал убийства с целью истребления неугодных, по его мнению, для современного общества людей. Ануфриевым даже была создана группа в сети «Пичуш-кин - наш президент». Как рассказывают соседи, они неоднократно слышали, как Ануфриев кричал в своей квартире: «Я всех ненавижу», «Я вас убью» и т.д.

Жертву молодые люди выбирали по тому, что «советовал внутренний голос». В ночное время суток, выбрав жертву, они нападали на нее. Первым удары наносил Ануфриев, а Лыт-кин первым начинал издеваться над трупами. Добивали жертву вдвоем, нанося где-то 1520 ударов киянкой. Убийства и расправа над жертвами сопровождались видеосъемками. На своих страницах в социальных сетях молодые люди открыто писали о том, что убивают, способны на убийство и даже уговаривали делать это других. Очевидно, такая смелость была вызвана желанием получить признание со стороны, желанием сделать что-то такое, что принесло бы известность и изменило обычное отношение к ним со стороны людей, которые не принимали их.

Еще пример. «Нижегородский пиплхейтер» гражданин О. 1989 года рождения был осужден в 2012 года по ч. 1 ст. 282 УК РФ. Из материалов уголовного дела известно, что гражданин О., придерживаясь идеологии «пиплхейт», создал в социальной сети «Вконтакте» страницу под именем «Матушка Фотиния» для размещения различных материалов, которые оскорбляют русских как нацию и православие как их религию. Гражданин О. с помощью программы «фотошоп» к изображению православных икон пририсовывал изображения половых органов, на порнографических изображениях он делал характерные надписи, которые отождествляли бы изображение с русской православной церковью или христианством вообще. Кроме того, О. размещал также и видеоролики, одним из которых был ролик с названием «Малолетки все делают по Иисусу!». Как пояснял сам О., он разместил вышеуказанный ролик на своей странице для всеобщего просмотра, чтобы показать, что сексуальные действия малолетних происходят на фоне православной иконы, что соответствует идеологии «пиплхейт» как действие, направленное на унижение православных. В ходе расследования гражданин О. сообщал следствию о том, что придерживается идеологии пиплхейт и особенно отрицательно относится к русской нации, будучи русским. Считает, что «русские виноваты в том, что в 1945 году, уничтожив третий рейх, они фактически унич-

тожили последний оплот борьбы белой расы с черной расой и поэтому в настоящий момент белая раса обречена на поражение и вымирание». Изъятые у гражданина О. материалы все как один пронизаны ненавистью к русским и православным, отличаются особой циничностью, пошлостью и жестокостью, при просмотре которых возникают только самые негативные чувства.

Таким образом, по нашему мнению, идеология пиплхейт является крайне экстремистской. Экстремизм и преступность идеологии проявляются в ее содержании, которое представляет набор человеконенавистнических идей, побуждающих ее сторонников к совершению действий преступного характера, направленных на причинение вреда людям ввиду одной лишь принадлежности их к человеческому роду. Восприятие идеологии пиплхейт является сложным психологическим процессом, детерминируемым рядом внешних (микро- и макросоциумом) и внутренних (личностных) факторов, неразрывно связанных с субъективно воспринимаемыми конкретными обстоятельствами жизни человека.

Понимание идеологии необходимо для исследования экстремизма как комплексного преступного явления, порожденного целым рядом психологических, политических, социальных и иных причин. Кроме того, определение целей и мотивов совершения преступления является ключевым моментом в расследовании данного вида преступлений. Нельзя забывать и о том, что экстремизм не исчерпывается перечнем преступлений экстремистской направленности, это целый «преступный механизм», направленный на разрушение самого главного - государства, его целостности, законности. Экстремизм посягает на фундаментальные начала построения общества, без которых невозможно его развитие и существование. Противодействие такого рода преступлениям должно быть комплексным, направленным на устранение первопричин преступлений и предупреждающим их возникновение. Полагаем, что необходимо проведение мониторинга деятельности различных неформальных общественных организаций, активизация работы СМИ по дискредитированию экстремистских организаций, а также включение в школьный курс различных программ по развитию у детей компетенции «толерантность», разработка и проведение спецкурсов в высших учебных заведениях.

Список литературы

1. Дятченко Л.Я. Причины распространения этнического экстремизма и ксенофобии среди молодежи. Белгород: Издательство БелГУ, 2008. 326 с.

2. Хлебушкин А.Г. Преступный экстремизм: понятие, виды, проблемы криминализации и пенализации. М., 2007. 202 с.

3. Федеральный Закон Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 02.07.2013).

4. Большая советская энциклопедия: В 30 т. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.

5. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987. 165 с.

6. Эмон Пол. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. СПб.: Питер, 2013. 161 с.

7. Спиноза Б. Избр. произв.: В 2 т. Т. 1. М.: Политиздат, 1987. 376 с.

8. Бреслав Г.В. Психология эмоций. М.: Смысл, Академия, 2004. 544 с.

9. Васкэ Е.В. Психическое и психологическое воздействие в уголовном процессе - к определению понятий // Российский психологический журнал. Т. 7. № 1. 2010. С. 25-36.

10. Васкэ Е.В. Стратегии психологического воздействия в ходе проведения допроса: теоретический и прикладной аспекты // Приволжский научный журнал. 2010. № 1. С. 256-263.

«IDEOLOGY OF MISANTHROPY». PSYCHOLOGICAL AND LEGAL ANALYSIS OF MODERN MANIFESTATIONS OF EXTREMISM

E. V. Vaske, O.I. Kurakina

In this article, extremism is considered as a criminal phenomenon. The authors give their definition of extremism and determine its types. Psychological and legal analysis is provided of a new form of extremism, «peoplehate». The causes of the emergence of the ideology of «misanthropy» are considered, specific examples are given of the peculiarities of the subjects of this type of criminal activity. Some measures are proposed to counteract extremist activities.

Keywords: extremism, state, psychological impact, ideology of misanthropy, crime, hatred, people hater, opposition.

References

1. Dyatchenko L.Ya. Prichiny rasprostraneniya eht-nicheskogo ehkstremizma i ksenofobii sredi molodezhi. Belgorod: Izdatel'stvo BelGU, 2008. 326 s.

2. Hlebushkin A.G. Prestupnyj ehkstremizm: ponya-tie, vidy, problemy kriminalizacii i penalizacii. M., 2007. 202 s.

3. Federal'nyj Zakon Rossijskoj Federacii «O proti-vodejstvii ehkstremistskoj deyatel'nosti» ot 25 iyulya 2002 g. № 114-FZ (red. ot 02.07.2013).

4. Bol'shaya sovetskaya ehnciklopediya: V 30 t. M.: Sovetskaya ehnciklopediya, 1969-1978.

5. Gozman L.Ya. Psihologiya ehmocional'nyh otno-shenij. M.: Izd-vo MGU, 1987. 165 s.

6. Ehmon Pol. Psihologiya lzhi. Obmani menya, esli smozhesh'. SPb.: Piter, 2013. 161 s.

7. Spinoza B. Izbr. proizv.: V 2 t. T. 1. M.: Po-litizdat, 1987. 376 s.

8. Breslav G.V. Psihologiya ehmocij. M.: Smysl, Akademiya, 2004. 544 s.

9. Vaskeh E.V. Psihicheskoe i psihologicheskoe voz-dejstvie v ugolovnom processe - k opredeleniyu ponyatij // Rossijskij psihologicheskij zhurnal. T. 7. № 1. 2010. S. 25-36.

10. Vaskeh E.V. Strategii psihologicheskogo voz-dejstviya v hode provedeniya doprosa: teoreticheskij i prikladnoj aspekty // Privolzhskij nauchnyj zhurnal. 2010. № 1. S. 256-263.