Научная статья на тему 'Идеологический просчёт в экономической политике новой России. Последствия и путь устранения'

Идеологический просчёт в экономической политике новой России. Последствия и путь устранения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеологический просчёт в экономической политике новой России. Последствия и путь устранения»

Версан В.Г.

профессор, д.э.н.

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОСЧЁТ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ НОВОЙ РОССИИ.

ПОСЛЕДСТВИЯ И ПУТЬ УСТРАНЕНИЯ

Ключевые слова: российская экономика, экономическая политика, темпы экономического роста, качество продукции и услуг, национальные проекты, производительность труда, поддержка занятости, демография, дорожное строительство, федеральные целевые программы.

Важнейшим направлением роста экономики и уровня жизни населения является переход к инновационному развитию экономики на основе создания новой или усовершенствованной качественной и безопасной продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью. Именно это позволит в сегодняшних условиях эффективно использовать собственные средства предприятий, инвестиций и средств господдержки. В этих целях необходимо кардинально повысить эффективность деятельности по стандартизации, оценке соответствия, надзору и техническому регулированию, гармонизировать их с международной практикой.

С каждым годом становится всё более очевидным, что проводимая в нашей стране экономическая политика -это тупик для её развития. Требуемого экономического роста и заметного улучшения качества жизни не было все эти годы, нет и сегодня. Как и прежде состояние нашей экономики зависит в основном от цены на нефть.

За прошедшие годы нашими либералами, а правильнее будет сказать псевдолибералами, было высказано немало предложений по решению экономических и социальных проблем, были правительственные решения по развитию экономики, разрабатывались стратегии, было много целевых программ. Но не было главного - не было результатов.

Майскими указами Президента им было предложено обеспечить темпы роста экономики, сопоставимые с темпами развитых стран и поднять уровень жизни населения. Однако они не смогли правильно оценить сложившуюся ситуацию и предложить адекватные ей меры для роста экономики. А реальность такова, что жизнь в условиях санкций, конца которых и не видно, с одной стороны, и отстаивание национальных интересов и суверенитета страны, с другой, заставляет руководство страны формировать надёжную финансовую подушку безопасности. К этому можно по любому относиться, но это факт государственной политики на данном этапе.

В условиях, когда существуют ограничения по вложению средств в социально-экономическое развитие страны, в реальное производство, есть только один безальтернативный путь для ускорения роста экономики и качества жизни населения - это качественное и эффективное использование собственных средств предприятий, инвестиций как государственных, так и частных, а также средств, выделенных по линии господдержки на основе развития инновационной экономики [1, 2]. И именно это должно быть главным сегодня в нашей экономической политике.

Вместе с тем у Правительства отсутствуют конкретные предложения по повышению в сегодняшних условиях конкурентоспособности, уровня конкуренции и привлекательности инвестиционного климата. Ниже будет показано, что меры по повышению производительности труда и по технологическому развитию, предложенные в нацпроекте «Производительность труда и поддержка занятости», также не отвечают задачам увеличения темпов роста экономики.

Крупным идеологическим просчётом в действующей экономической политике, отрицательно повлиявшим на рост экономики и уровня жизни и не позволяющим сегодня эффективно выполнять майские указы Президента, является игнорирование проблемы качества продукции, услуг, менеджмента и управления [3, 4, 6]. Слово качество вообще вычеркнуто из лексикона экономических ведомств и представителей либеральных кругов. Они не понимают роли этой проблемы в экономике и социальной сфере: ни в одной из разработанных ими стратегий развития страны эта проблема не нашла отражения, не обсуждалась она и на конференциях и форумах федерального уровня. Ни в одном официальном документе по развитию экономики роль качества, к сожалению, также не отражена.

Негативные последствия этого просчёта проявлялись в неэффективной реализации правительственных решений, стратегий, целевых программ и законодательных актов. Проявились они и в нацпроектах. Рассмотрим нацпроект «Производительность труда и поддержка занятости». В нём говорится о том, что производительность труда является ключевым индикатором экономического развития и конкурентоспособности страны, а также детерминантом уровня жизни населения. Вместе с тем все эти три составляющие роста могут быть достигнуты только при одном непременном условии - повышение производительности труда предприятиям необходимо обеспечивать на базе инновационной экономики1. А это по определению предполагает, что увеличение добавленной стоимости2, на основе которой в про-

1 Тип экономики, основанный на производстве высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью и постоянном технологическом совершенствовании.

2

Добавленная стоимость - это та часть стоимости продукции, которая создана в конкретной организации. Рассчитывается как разница между стоимостью продукции и услуг, произведенных этой организацией и стоимостью продукции и услуг, приобретённых им у внешних организаций (сырьё, материалы, комплектующие изделия и т.п.).

екте рассчитывается производительность труда, должно обеспечиваться как снижением затрат, так и созданием качественной новой или усовершенствованной продукции с высокой добавленной стоимостью.

Другими словами, наряду со снижением издержек необходимо стимулировать усилия предприятий в создании качественной и безопасной продукции и услуг, а также во внедрении на предприятиях современных систем качества. В проекте об этом ни слова. А в этой деятельности есть свои методы и способы организации производства на базе процессного подхода, сформулированные в международных стандартах на системы менеджмента качества.

Цель же проекта, как уже говорилось, это только снижение издержек: для этого организуется обучение руководителей и специалистов моделям бережливого производства, научной организации труда и цифровым технологиям. На это же направлено и стимулирование предприятий.

Надо также отметить, что и не все виды издержек находятся в поле зрения разработчиков проекта. И в этом смысле логику мышления разработчиков проекта, последовательно игнорирующих вопросы качества, вообще трудно объяснить, так как качественное изготовление продукции прямо направлено на снижение издержек предприятий от брака, рекламаций и других потерь из-за несоблюдения конструкторской и технологической документации. Не предусмотрено в проекте и снижение трансакционных издержек - издержек взаимодействия [4].

В проекте говорится о том, что рост производительности труда во многом обеспечивается внедрением современных технологических процессов, в том числе, и с использованием цифровых технологий. Однако в нём допущена принципиальная ошибка, говорящая о непонимании его разработчиками самой сути системного подхода к организации производства: раздел этого проекта по автоматизации и применению цифровых технологий выделен из раздела, предусматривающего адресную поддержку предприятиям по повышению производительности труда, включая внедрение системы «Бережливое производство».

В связи с этим, возникает вопрос, как можно определить потребность и возможность внедрения инструментов автоматизации и использования цифровых технологий в отрыве от содержательной проработки самой системы, внедряемой для создания конкретных видов продукции. При этом в сложное положение поставлено и предприятие - оно внедрило систему, а затем ему исполнители другого раздела предлагают заняться автоматизацией производства и применять цифровые технологии.

Основной вывод из этого сводится к тому, что для конкретных предприятий (если, конечно, проектирование технологий и выход с ними на рынок не является основным видом их деятельности) внедрение новых технологий, в том числе и цифровых, - это не самоцель, а основа для достижения главной цели любого бизнеса -создания конкурентных по цене качественных и безопасных продукции и услуг. Без этого бизнес просто не будет востребован на рынке, не будет он интересен и для инвесторов. Более того, вкладывать средства в новые технологии инвесторы и, прежде всего, частные как более осторожные в отношении возвратности вложений, будут только тогда, когда будут понимать, что за этим стоит бизнес, направленный на создание конкурентоспособной продукции, пользующийся спросом и гарантирующий им получение прибыли [2, 5].

Этот проект объективно тормозит инновационное развитие экономики, так как он не ориентирован на привлечение тех предприятий, которые способны именно на базе инновационного подхода повышать производительность труда и конкурентоспособность. Кроме того, своим содержанием этот проект предопределил неэффективное вложение государственных и частных инвестиций в основной капитал предприятий. Минэкономразвития, постоянно подчёркивая, что ключевой вопрос для роста экономики это привлечение инвестиций, почему-то не подумал о их эффективном использовании.

Будет уместно в связи с этим провести аналогию с оборонной отраслью. Государство здесь добилось значительных успехов. За счёт чего? Экономическая политика здесь в отличие от гражданских отраслей заточена на получение конкретных качественных результатов и адекватное для достижения этой цели технологическое развитие. Как результат: многие изделия по своим тактико-техническим характеристикам превышают мировые аналоги. Качество здесь выступает как локомотив, который тянет за собой и объединяет всех участников жизненного цикла создания изделий.

Что касается других нацпроектов, выскажусь только по двум из них. Как это не странно, в нацпроекте «Демография», где рассматриваются вопросы питания, ничего не говорится о защите рынка от некачественной и опасной продукции и о стандартизации в этой сфере. Он абсолютно не конкретен, как будто у нас за всё прошедшее время вообще не проводились исследования, и отсутствует опыт в сфере качества и безопасности продуктов питания: в течение всего срока его реализации нет ни одной позиции по исключению из продуктов питания опасных для здоровья ингредиентов, такого, например, как особо опасное техническое пальмовое масло [3, 8].

А вот рассмотрение нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» позволяет надеяться на то, что у нас не всё ещё потеряно с качеством, безопасностью и стандартизацией: красной строкой в нём проходят эти мероприятия. Да и по конкретике целей, мероприятий и результатов он выгодно отличается от других проектов. По-видимому, это следствие высказанной неоднократно жёсткой позиции Президента по качеству и безопасности дорог, да и наглядно показанной по телевидению работы губернаторов по укладке асфальта, во время которой акцентировалось внимание на качестве укладки асфальта.

Для полноты картины, подтверждающей многолетнее игнорирование качества в действующей экономической политике, предлагаю обратиться к федеральным целевым программам. На них десятилетиями возлагалась задача развития ключевых направлений экономики. При этом были потрачены десятки триллионов рублей и во многих случаях без конкретного результата. Их рассмотрение, в том числе, например, программы «Развитие биотехнологий и генной инженерии» позволяет сделать вывод, что причиной этого во многом стало установление в них целей в виде абстрактных индикаторов, не содержащих конкретных заданий по созданию новой или усовершенствованной качественной и

безопасной продукции. И это объясняет, почему все эти годы не развивалось реальное производство, не повышалась конкурентоспособность отечественной продукции и производительность труда, а позднее, когда страна столкнулась с санкциями, мы оказались во многом не готовы к решению задач импортозамещения[2, 6]. На мой взгляд, именно это привело к низкой их эффективности.

Теперь у нас аналогом программ являются проекты. К сожалению, анализ нацпроектов, в том числе и тех, о которых говорилось выше, показывает, что в определённой степени негативный опыт реализации программного подхода в них повторяется.

Рассмотрим примеры игнорирования качества непосредственно в процессе государственного управления. За прошедшие годы было разработано несколько стратегий по актуальным проблемам государственного управления. Для их реализации рождались планы мероприятий, которые, по-видимому в процессе согласования, выхолащивались и искажали суть поднимаемых в них проблем и задач. Так, например, произошло с качественно подготовленной Мин-промторгом Стратегией по незаконному обороту промышленной продукции в РФ. План мероприятий по её реализации буквально смял все заложенные в ней позиции, наиболее важные для обеспечения качества, безопасности и регулирования экономики. То же самое произошло и со Стратегией по государственной политики РФ в области защиты прав потребителей [7, 8].

Теперь о действующем у нас подходе к снижению инфляции. Инфляция - это обесценивание денег и свою задачу регулятор видит в снижении денежной массы, если инфляция растёт. А между тем, в экономической науке определение инфляции напрямую связано с качеством: «Инфляция - это обесценивание бумажных денег, проявляющееся в росте цен на товары и услуги, не обеспеченные повышением их качества». И если повышается качество продукции и услуг, и адекватно ему растёт цена, то обесценивания денег не происходит и, соответственно, инфляция не растёт.

Таким образом создание качественной и безопасной отечественной продукции и услуг, пользующихся спросом у населения, является объективным фактором снижения инфляции. Недооценка или непонимание этого, учитывая прямую связь между уровнем инфляции и кредитной ставкой Центрального банка, оказывало и будет оказывать негативное влияние на развитие реального сектора экономики.

Приведенные примеры показывают, к чему приводит игнорирование качества в экономической политике. Почему такое стало возможным? Почему в развитых странах с либеральной же экономикой проблемам развития инновационной экономики, оценке соответствия и надзору за качеством и безопасностью продукции и услуг, а также стандартизации и менеджменту качества уделяется самое пристальное внимание? Ответ у реформаторов один - проблемы качества решает рынок и государство не должно вмешиваться в этот процесс. Но они же должны знать, что качество создаётся только в условиях здоровой конкуренции производителей. Знают они и какой рынок, их же трудами, реально сложился у нас: попытки повысить уровень конкуренции предпринимаются у нас давно и всё без результата, ни одно решение Правительства по её улучшению не было выполнено.

Начиная с 90-х годов, их цель - бизнес любой ценой, главное это рост объёмов производства, а решение проблем качества и безопасности населения только мешало этому. Для достижения этих целей был выбран самый лёгкий для них и одновременно самый опасный для населения и становления цивилизованного бизнеса путь. Куда же делись их лозунги о том, что наша либеральная экономика социально ориентирована и направлена на обеспечение достойной жизни человека и его безопасности, а также на учёт взаимных интересов людей?

С введением в действие ФЗ «О техническом регулировании» между взаимодействующими участниками рынка была организована какая-то игра без правил:

- есть излишние не исключённые своевременно из нормативной базы требования, в том числе, и советского времени, являющиеся барьером для бизнеса,

- есть требования к качеству и безопасности продукции, представляющие опасность для потребителей,

- есть правила оценки соответствия и надзора, которые не гарантируют соблюдения требований и которые можно не выполнять практически без ущерба для себя,

- и есть на рынке, как результат, некачественная и опасная продукция для потребителей.

Кому нужна эта нарушающая требования законов игра, извращающая представление в обществе о рыночной экономике? Сегодня она не нужна ни бизнесу, ни потребителям. Они от неё просто устали. Не нужна она точно и государству. Задумали и реализовали её на практике недальновидные чиновники. Они не просчитали последствия своих действий: была нарушена цепочка взаимодействия участников создания и потребления продукции и услуг. Так, в частности, производители и продавцы конечной продукции, риелторы буквально стонут от поставок не качественных, опасных и фальсифицированных сырья, материалов, комплектующих изделий и чтобы обезопасить себя они вынуждены тратить значительные средства и время на их 100% входной контроль.

Такая политика не имеет перспектив для устойчивого роста экономики и качества жизни: она идёт во вред потребителям, ухудшает конкуренцию и инвестиционный климат и самое, пожалуй, опасное для развития страны - она расширяет масштабы нецивилизованного бизнеса, так как несоблюдение законов и нормативных правовых актов приобретает всё большее значение для того, чтобы предпринимателю выжить на рынке. Она упорно реализуется у нас уже 30 лет и с каждым годом вред от неё нарастает как снежный ком. [3, 4, 7].

Если уж и сравнивать нашу экономику с автомобилем, то её надо сравнивать с автомобилем, заправленным некачественным бензином. Вместо его замены нерадивый владелец меняет фильтры, масло, регулирует карбюратор или меняет его на современный с электронным управлением. Естественно, автомобиль скорости не набирает, продолжает дёргаться.

Такова и наша экономика, где роль некачественного бензина исполняет нецивилизованный бизнес. Для того, чтобы удержаться на рынке, во многих случаях, он вынужден, нарушая законодательство, экономить на всём: снижать

себестоимость за счёт производства некачественной и опасной продукции и оказания таких услуг и нарушать условий безопасности труда, приводящее к несчастным случаям на производстве, транспорте, в жилищном хозяйстве. В результате отравления, травмы, потеря здоровья, а порой и гибель людей [3, 7, 8]. А за этим отсутствие спроса на продукцию, падение производительности труда, моральные потери и потери имиджа страны. И никакая цифровая экономика здесь не поможет. Не поможет в такой ситуации и самая эффективная бюджетная и денежно-кредитная политика, включая снижение кредитной ставки.

Здесь я думаю будет уместно привести высказывание на эту тему Е.М. Примакова: «Основной осью зла, препятствующей модернизации, является - тройственный союз криминала, продажного чиновничества и нецивилизованного бизнеса». Точнее не скажешь.

Конечно, у нас есть и добросовестный бизнес, но ему не просто работать на нашем рынке. Во многих регионах, где Всероссийская организация качества проводила конференции, посвящённые Всемирному дню качества, учёные, предприниматели, специалисты предприятий и чиновники разного уровня крайне остро поднимали вопросы качества продукции и услуг. Много было конкретных предложений и по корректировке федерального законодательства в сфере качества и безопасности. Думаю, если полномочия в этих сферах были бы законодательно переданы региональным властям, то они, занятые решением конкретных и жизненно важных для населения социально-экономических вопросов, давно бы установили здесь порядок.

Отрадно было также наблюдать, как по-деловому и заинтересованно на предприятиях поднимали вопросы качества инженерный персонал и рабочие, сотрудники служб качества и представители руководства. Сложно было нам отвечать на отдельные их вопросы. Например, такие: почему не несут реальной ответственности поставщики некачественных и опасных комплектующих изделий, сырья и материалов, во многих случаях, являющиеся монополистами, почему в нашем регионе в магазинах и на рынках реализуются опасные для здоровья продукты и никто этому не противодействует и, наконец, почему не распространяется опыт лауреатов премии Правительства по качеству, а о самих лауреатах (среди посещаемых предприятий были и такие) никто не знает даже в городе, не говоря уж о стране?

Вывод из изложенного один: прямая задача государства заключается в том, чтобы создать для предпринимателей и инвесторов такие условия, при которых им было бы выгодно вкладывать средства в создание качественной и безопасной продукции и соблюдать требования законодательства о труде. У нас же такие условия для них не созданы. Более того, сделано всё для того, чтобы увеличить при этом их риски: добросовестные предприниматели, производящие качественную и безопасную продукцию и услуги и обеспечивающие безопасность труда, не находят места на рынке. Их недобросовестные конкуренты, в том числе и зарубежные, пользуясь существующими возможностями не соблюдать требования нормативных документов, обманывать потребителей и снижать тем самым себестоимость продукции, выигрывают в конкуренции и заполняют рынки некачественной и опасной продукцией.

Здесь необходимо отметить, что в последние годы уровень конкуренции в сфере реализации пищевых продуктов и оказания услуг повышается, растёт доступность населения к ним. Однако, к сожалению, их качество и безопасность не улучшаются. Страдают от этого, прежде всего, люди пожилого возраста и имеющие проблемы со здоровьем. Молодых же и здоровых это впечатляет, но они, как правило, пока не задумываются о последствиях потребления таких продуктов или услуг.

Для снижения административно-регуляторных издержек бизнеса Правительство предлагает урезать нормативную базу, так называемой, регуляторной гильотиной. Избавиться от устаревших нормативных требований, оставшихся в нормативной базе, в том числе, ещё с советского времени, безусловно, надо: гильотину здесь применить надо было тогда, когда разрабатывались основные законы в сфере качества и безопасности и, прежде всего, ФЗ «О техническом регулировании». Если бы тогда по-деловому подумали о бизнесе, то он избежал бы многих потерь и не только финансовых и материальных, но и моральных.

По большому счёту регуляторную гильотину и применять-то сегодня бессмысленно, сначала надо навести элементарный порядок на рынке: в массовом порядке не выполняются требования законов и нормативных документов, включая требования технических регламентов, стандартов и других обязательных требований. Их как будто и нет в реальной жизни. Не зря Минпромторг, признавая по сути неспособность обеспечить соблюдение законодательных требований, предлагает штрафовать производителей и продавцов за сбыт продукции, не соответствующей техническим регламентам.

Пути выхода из этой ситуации мои коллеги и я в своих статьях и выступлениях высказывали неоднократно [3, 8]. Обратимся к сути цивилизованного регулирования рынка продукции и услуг. Задача сегодняшнего дня состоит не только в том, чтобы устранить излишние требования, а в системном пересмотре нормативной базы, устанавливающей требования к качеству и безопасности, а также в пересмотре правил и процедур оценки соответствия и надзора за их соблюдением. Делать это надо только с одной целью - обеспечить необходимый уровень безопасности для населения и соблюсти при этом интересы бизнеса.

Для её достижения, прежде всего, необходимо чётко и не двусмысленно сформулировать необходимые и достаточные требования к продукции и услугам и правила оценки соответствия и надзора, обеспечивающие баланс интересов участников рынка. Отмечу специально для наших регуляторов то, о чём они может быть и не догадываются: если на определённом этапе по какому-то виду продукции его необходимо сместить в сторону снижения нагрузки на бизнес или защиты потребителей от опасной продукции, то такая задача должна быть прямо, без ложного заигрывания с теми и другими, поставлена перед разработчиками требований. Это трудная, но эффективная зарубежная регулятор-ная практика, требующая постоянного и предметного анализа состояния рынка.

Основными носителями требований к качеству и безопасности являются национальные стандарты и технические регламенты, определяющие техническую политику в реальном производстве. Сегодня они находятся в неудовлетворительном состоянии [1, 4, 5].

Не буду повторяться и скажу только специально для недругов стандартизации, а они, по своему опыту знаю, у нас есть, о важнейшей роли стандартизации в развитии экономики. Как это не покажется для них странным, велика её роль именно в развитии инновационной экономики: национальные стандарты, гармонизированные с международными стандартами, являются носителями бесценной информации о современных технологиях и новых высокотехнологичных видах продукции. Но для этого нужна активная, отстаивающая интересы России, работа на постоянной основе наших специалистов в международных организациях по разработке стандартов, где по сути на мировом уровне формируется реальная техническая политика.

Здесь мы за редким исключением находимся практически на нулевом уровне: нет понимания важности этой задачи и не хватает средств на участие. Не на том экономим. В отличие от нас специалисты, например, из Китая уже давно активно заявили там о себе и активно содействуют развитию бизнеса на родине.

Актуализированные стандарты, разрабатываемые на основе консенсуса, могут сыграть значительную роль и в деле ориентации бизнеса на запросы потребителей, в том числе, и зарубежных. Для малого бизнеса они вообще могут компенсировать дорогостоящие и достаточно трудоёмкие в применение маркетинговые исследования.

Техническое регулирование по своему содержанию не соответствуют международной практике. В нем при формировании требований безопасности нарушен баланс интересов производителей и потребителей. В связи с этим никто не будет признавать эти технические регламенты в дальнем зарубежье, тем более, на государственном уровне. Вместе с тем, признание - это прямая дорога к развитию экспорта и, прежде всего, продукции обрабатывающей промышленности, а отсутствие его - дополнительные затраты производителей или вообще закрытие для нас привлекательных рынков.

Но предположим, что сбалансированные требования по качеству и безопасности установлены. Весь этот непростой труд может оказаться бесполезным, если они будут нарушаться. Живой пример: на протяжении долгих лет в наших продуктах допускается 5% пальмового масла. Причём не пищевого, а технического (канцерогенного). Условно согласимся с тем, что этот норматив не приносит вреда людям. В силу того что, как уже говорилось, требования нормативных документов на практике можно не соблюдать, производители сегодня этот норматив превышают в десятки раз. А это уже губительно для населения. В развитых странах тоже применяется пальмовое масло, но в основном пищевое и при строжайшем соблюдении установленных нормативов.

И таких примеров достаточно много, в том числе, применение у нас в неконтролируемых дозах особо опасного стабилизатора каррагинана и других вредных усилителей вкуса. Всё это говорит о том, что наряду с формированием объективных требований, крайне важно установить правила оценки соответствия и надзора, гарантирующие их исполнение [3, 10].

Действующие сегодня у нас оценка соответствия и государственный надзор свою функцию защиты потребителей сегодня не выполняют и негативные последствия этого не заставили себя долго ждать [3, 7, 8]. В прошедшие годы проводилась работа по совершенствованию оценки соответствия и реформированию надзора, но ситуация на рынке только ухудшалась.

Я и мои коллеги неоднократно в течение многих лет высказывали свою позицию по данному вопросу [3, 4, 7], но нас не слышали. Что касается оценки соответствия, то она свою функцию сегодня не выполняет. Важнейший принцип аккредитации в Европе заключается в том, что оценка соответствия в законодательной сфере осуществляется специальными уполномоченными по установленным критериям органами. Они, например, включают: финансовое состояние претендента должно гарантировать компенсацию потерь, которые могут быть вызваны недостоверной оценкой соответствия, и обязательное наличие собственной испытательной базы.

На них возлагается независимая оценка соответствия безопасности определённых видов продукции и прямая, юридически закреплённая, ответственность за причинение вреда в случае её недостоверности. В нашей системе аккредитации решением Минэкономразвития такие органы не были созданы и её проводят любые аккредитованные по общим правилам организации, претендующие на эту работу. Это по существу сразу обрушило у нас объективность оценки соответствия уровня безопасности. И негативные последствия не заставили себя долго ждать [7, 1].

В прошедшие годы было реализовано несколько концепций реформирования надзора, но ситуация на рынке только ухудшалась. Возникает вопрос, как решать эту проблему без усиления давления на бизнес. Магистральный путь, в полной мере отвечающий зарубежному опыту, — перенос центра тяжести надзорной деятельности с предприятий на контроль продукции непосредственно на рынках и в магазинах: контролер осуществляет внезапную проверку и в присутствии продавца отбирает необходимое количество образцов, помещает их в контейнер и отправляет его в независимую лабораторию. По результатам испытания принимается решение в отношении производителя или продавца. И только в случае неоднократных нарушений принимается решение о проверке организации. Необходимость в посещении предприятий может возникнуть у проверяющих органов и в случае получения неоднократных жалоб от потребителей.

По зарубежным оценкам надзорная деятельность на основе внезапных проверок, в сочетании с усилением ответственности бизнеса за нарушения установленных требований, адекватной возможным потерям, кратно повышает его эффективность и снижает нагрузку на бизнес: после установления такого порядка надзора бизнес достаточно быстро сделал для себя выводы о неотвратимости ответственности и у надзорных органов практически отпала необходимость приходить с проверками в организации. О дисциплинирующей роли такого подхода и его эффективности

говорит и наш опыт в оборонной отрасли - именно внезапные проверки готовности войск приносят наибольший эффект.

В настоящее время Правительство, приступило к реализации идеи со сплошным маркированием продукции. Польза от этого, на мой взгляд, будет минимальная, так как в условиях неэффективно действующих оценки соответствия и надзора, замаркировать сегодня можно всё что угодно, в том числе, и опасную продукцию. Кроме того, защищали, защищали бизнес и решили по нему крепко ударить - ему придётся вкладывать теперь средства в реализацию этой идеи. Ударит это, кстати, и по зарубежным производителям - потенциальным инвесторам. И не только по ним, но и по потребителям, так как по оценке экспертов цены на продукцию вырастут как минимум на 10%. Соответственно вырастет и инфляция.

В заключение, сформулирую в обобщённом виде выводы относительно роли качества в развитии экономики и качества жизни. Они включают:

- производство новой или усовершенствованной продукции с высокой добавленной стоимостью является ключевой составляющей развития инновационной экономики, роста конкурентоспособности и производительности труда,

- организация производства новой или усовершенствованной высокотехнологичной продукции является мощным рычагом для внедрения на предприятиях новых прогрессивных технологий, технологического развития страны в целом,

- фактор качества играет значительную роль в создании условий для добросовестной конкуренции предпринимателей и, прежде всего, за качество и безопасность поставляемой на рынок продукции и оказания услуг, а также создания благоприятного инвестиционного климата и снижения инфляции,

- воспитание коллектива предприятий в духе соблюдения требований нормативно-технических документов и технологических процессов - это основа качественного изготовления продукции и услуг, сокращения потерь от брака и рекламаций, повышения общей культуры производства,

- качественные и безопасные продукция и услуги - это основа защиты прав потребителей и цивилизованного развития бизнеса. Ключевую роль в мотивации предпринимателей на такую деятельность играют оценка соответствия и надзор.

Хочется надеется, что руководство страны повернётся к системному решению проблемы качества, как к неотъемлемой составляющей экономической политики страны. Обнадёживает то, что в последнее время Федеральное Собрание и Государственная Дума всё чаще поднимают вопросы улучшения качества и безопасности.

Учёные и специалисты в области качества и менеджмента качества не заставят себя долго ждать и смогут предложить меры по корректировке экономической политики. Должны здесь сказать своё слово Всероссийская организация качества и Академия проблем качества.

Судя по всему, потребуется разработка специального проекта. Он должен предусматривать ориентацию бюджетной и денежно-кредитной политики на инновационное развитие экономики и, прежде всего, на стимулирование инновационной деятельности обрабатывающей промышленности и поэтапное совершенствование законодательства в этой сфере.

Список литературы

1. Версан В.Г. Инновационная экономика в условиях ограниченных ресурсов // Стандарты и качество. - М., 2016. - № 7.

2. Гусев Б., Покатов А. Качество - основа инновационного развития российской экономики, импортозамещения промышленной и аграрной продукции // Стандарты и качество. - М., 2012. - № 5.

3. Версан В.Г. Качество и работоспособность экономической модели // Экономика и управление : проблемы и решения. 2018. -№ 3.

4. Версан В.Г. Качество жизни и совершенствование управления экономикой на основе минимизации трансакционных издержек // Экономика и управление: проблемы и решения. 2019. - № 3.

5. Белобрагин В.Я. Стандартизация и новая технологическая революция // Стандарты и качество. - М., 2018. - № 10.

6. Версан В.Г. Проблемы роста реального сектора экономики. Программно-целевое управление // Экономика и управление: проблемы и решения. 2014. - № 2.

7. Версан В.Г. Контрафакт и фальсификация: как победим? // Стандарты и качество. - М., 2018. - № 2.

8. Версан В.Г., Леонидов К.В. Эффективный потребительский рынок - важнейший фактор роста экономики и благосостояния граждан // Стандарты и качество. - М., 2018. - № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.