Научная статья на тему 'Потребительский рынок должен стать важнейшим фактором повышения благосостояния населения и роста экономики. Что этому мешает?'

Потребительский рынок должен стать важнейшим фактором повышения благосостояния населения и роста экономики. Что этому мешает? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическое развитие / потребительский рынок / благосостояние населения / контрольнонадзорная деятельность / техническое регулирование.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потребительский рынок должен стать важнейшим фактором повышения благосостояния населения и роста экономики. Что этому мешает?»

Версан В.Г.

профессор, д.э.н.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК ДОЛЖЕН СТАТЬ ВАЖНЕЙШИМ ФАКТОРОМ ПОВЫШЕНИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И РОСТА ЭКОНОМИКИ.

ЧТО ЭТОМУ МЕШАЕТ?

Ключевые слова: экономическое развитие, потребительский рынок, благосостояние населения, контрольно-надзорная деятельность, техническое регулирование.

1. Введение

За прошедшие годы наша экономическая наука, адаптируясь к переходу на рыночные условия ведения экономики, не уделяла практически никакого внимания потребительскому рынку, как единому социально-экономическому комплексу. Разработки на федеральном уровне в области потребительского рынка проводились только по отдельным его секторам и сферам: защита прав потребителей, торговля, сфера услуг, стандартизация и техническое регулирование, сертификация и надзор, ответственность субъектов и т.д. Системные исследования по совершенствованию управления рассматриваемым комплексом проводилась в основном на уровне диссертационных работ. Такие разработки проводились также и в ряде регионов страны.

Потребительский рынок - это регулируемые законодательными актами и другими правовыми нормами и правилами общественные отношения производителей, продавцов и потребителей товаров и услуг, предназначенные для удовлетворения личных потребностей населения. Его основными сегментами являются торговля, общественное питание и сфера услуг. Эти сухие строки, отражая суть потребительского рынка, не раскрывают всей его значимости для формирования благоприятного морального климата в обществе, спокойствия и хорошего настроения каждого конкретного человека. Приобретая товар или услугу, а это происходит ежедневно, человек может получить позитивный заряд на весь день от общения с вежливым продавцом, от приобретения по доступной цене качественного товар или услуги. Наверняка при этом он подумает о том, какое у нас умное и заботливое государство, сумевшее так организовать работу магазинов, рынков и сферу услуг. К сожалению, у нас часто бывает наоборот: обманули с качеством и безопасностью, ценой, нагрубили и обсчитали и на весь день испорчено настроение, трудно сосредоточиться на работе, работать от души и производительно не получается. И если такое происходит часто и со многими людьми, то никакие пусть даже и справедливые слова в прессе и по телевидению о повышении нашего благосостоянии никого в этом не убедят. Исполнительные власти, упуская из поля зрения вопросы наведения порядка на потребительском рынке, проявляют недальновидность.

Достижение поставленных Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию целей по ускорению темпов роста экономики и повышению качества жизни граждан настоятельно требует совершенствования управления потребительским рынком как единым комплексом на базе рыночных принципов и рационального их сочетания с государственным регулированием. Потребительский рынок - это конечное звено жизненного цикла создания и реализации товаров и услуг. Именно на нём происходит непосредственное взаимодействие между бизнесом (производители и торговля) и потребителями. Отличительная особенность взаимоотношений его участников состоит в том, что их экономические интересы во многом не совпадают, а порой и противоречат. Ситуация осложняется ещё и тем, что потребители разрознены и, как правило, профессионально не готовы для объективной оценки безопасности и качества предлагаемых им товаров и услуг. Они часто не готовы объективно оценить и предлагаемые им цены.

В связи с этим здесь крайне важна роль государства, которое должно в законах и других нормативных актах устанавливать требования безопасности и правила работы на рынке в процессе поставки, хранения, продажи, приобретения товаров и оказания услуг. Не менее важно при этом для стабильной и устойчивой работы потребительского рынка не допускать их нарушения, привлекая для этих целей судебные органы и общественность. Установленные требования и правила должны обеспечивать баланс интересов потребителей и предпринимателей. В этом, собственно, и состоит искусство государственного управления, требующего системного мышления. Как показывает практика, именно его не хватает многим нашим чиновникам [8, 9, 10].

2. Состояние потребительского рынка

Серьёзные аналитические исследования состояния потребительского рынка как единого комплекса выполняются на регулярной основе специальным комитетом ТПП РФ по развитию потребительского рынка. Назову главные выводы, сделанные им в докладе за 2016 год:

- потребительский рынок, являясь активной движущей силой социально- экономического развития, во многих странах современного мира превратился в эффективный механизм формирования потребительского спроса и его удовлетворения;

- потребительский рынок обеспечивает сегодня пятую часть структуры ВВП по производству и более 60% по потреблению. Несмотря на это, в решениях правительства и федеральных органов исполнительной власти по экономическим и социальным проблемам, а также в деятельности бизнес-объединений и экспертных сообществ задачи и проблемы повышения эффективности его функционирования как единого комплекса не рассматриваются. Как правило, дело ограничивается констатацией того очевидного факта, что спрос является драйвером экономического роста;

- начавшееся в конце 2014 года падение доходов населения трансформируется второй год подряд в падение объёмов продаж в основных сегментах потребительского рынка (торговля, общественное питание и сфера услуг). Это стало решающим фактором негативного развития экономики в целом;

- наш потребительский рынок недостаточно консолидирован и прозрачен, значительную его долю составляет теневая экономика. Необходимо создавать условия для его легализации и обеспечения безопасности в интересах всех участников и экономики в целом, помогать процессам консолидации, в том числе через процессы саморегулирования;

- прогноз потребительского рынка на 2018 год носит также негативный характер.

3. Основные причины

В чём причины такого состояния этого важнейшего социально-экономического комплекса и почему он не стал объектом внимания ни в правительстве, ни в государственных структурах федерального уровня? Не привлёк он внимания и в экспертном сообществе: за прошедшие годы проблемы его функционирования не обсуждались ни на одном форуме или конференции российского масштаба. Эти вопросы оказались не интересными и для общественных объединений, созданных для лоббирования интересов бизнеса. Единственная организация, которая последовательно поднимает проблемы потребительского рынка это, как уже говорилось, ТПП РФ - дух Евгения Максимовича Примакова делает своё дело.

К сожалению, обобщать эти материалы и готовить на их основе предложения правительству по совершенствованию потребительского рынка как единого целого практически некому. Действительно, Минэкономразвития, без согласования с которым ни одно решение по экономическим проблемам не может быть принято, не имеет в своей структуре профильного подразделения, ответственного за работу потребительского рынка. А ведь, как уже говорилось, его доля в ВВП страны громадна. В Минпромторге близкое по назначению подразделение существует, но оно не имеет полномочий для решения экономических и ряда организационных функций, актуальных для потребительского рынка, и, в частности, контрольно-надзорных, аккредитации и оценки соответствия.

Наши либералы, признающие сегодня, что нам нужна смешанная модель управления экономикой, базирующаяся на рыночных принципах с участием в её регулировании государства, в реальной жизни никак не могут оторваться от постулата, давно ушедшего в небытие, - рынок всё отрегулирует сам. Так они подошли и к потребительскому рынку. Знакомство со «Стратегией роста» и фрагментами «Стратегии-2035» подтверждает эту позицию либералов: в них, при наличии целей по повышению качества жизни населения, ничего не предлагается для развития потребительского рынка, да и вообще ему нет места в этих Стратегиях. Ничего не говорится в них и об обеспечении качества и безопасности товаров и услуг. Зато без какой-либо попытки обосновать это и предложить компенсационные меры много говорится о сокращении контрольно-надзорной деятельности. В «Стратегии роста» говорится о сокращении этой деятельности в два раза. Чисто популистское предложение: почему именно в два, а не в десять, почему ничего не говорится о повышении её эффективности, что будет с потребителями? По здравому смыслу понять это трудно, авторы Стратегий, наверное, посещают какие-то другие потребительские рынки и не знают, что происходит в реальной жизни.

Отсутствие запроса на исследование механизмов регулирования потребительского рынка и экономических проблем его функционирования как единого комплекса сдерживает развитие не только самого потребительского рынка, но и развитие экономики и социальной сферы в целом. Образовался пробел и в получении знаний по проблемам потребительского рынка при подготовке специалистов и, прежде всего экономистов, в высших учебных заведениях: содержание учебников для высшей школы и учебные программы не предусматривают его изучения.

Как показывает зарубежная практика, регулирование государством этого комплекса как единого целого крайне актуально. Например, в Италии, Германии и в Великобритании, наряду с отдельными законодательными актами в сфере защиты прав потребителей, добросовестной торговле, предпринимательской деятельности, контрольно-надзорной деятельности, стандартизации, оценке соответствия и т.п., разрабатываются государственные Стратегии и Программы развития потребительского рынка в целом. Они предусматривают системное решение экономических и управленческих проблем, возникающих при передачи прав собственности, установлении принципов и норм соблюдения равных условий для всех субъектов рынка, при формировании ценовой и налоговой политики, структуры и нормативной базы потребительского рынка, его стабильности, безопасности и социальной ориентации. Ничего подобного на федеральном уровне у нас не делается. Вот и приходится в регионах, где реальная жизнь заставляет отвечать на эти системные вопросы, самостоятельно их решать.

4. Актуальные проблемы потребительского рынка и пути их решения

4.1. В связи с вышеизложенным крайне остро стоят сегодня вопросы развития нормативной базы потребительского рынка. Правительством утверждены две Стратегии, направленные на повышение эффективности потребитель-

ского рынка: о защите прав потребителей и о противодействии незаконному обороту промышленной продукции. И та, и другая Стратегии, головными исполнителями которых являются, соответственно, Роспотребнадзор и Минпромторг, ставят задачи переработки нормативной базы. Параллельно с этим, в интересах совершенствования контроля качества и безопасности товаров и услуг, обеспечения безопасности граждан на транспорте, пожарной безопасности и других опасных видах деятельности, предстоит серьёзный пересмотр законодательства в области контрольно-надзорной деятельности и оценки соответствия, за идеологию и организацию которых отвечает Минэкономразвития. Крайне актуальны сегодня также вопросы совершенствования нормативной базы в торговле и общественном питании, а это уже область ответственности Минпромторга. Много в этом направлении предстоит сделать и в сфере услуг, где должен быть задействован ряд других федеральных органов.

Очевидно, что перечисленные направления совершенствования нормативной базы тесно взаимоувязаны между собой и должны быть согласованы как по содержанию, так и по срокам. Необходимо обеспечить координацию этой работы. Возможный вариант - это расширение функций и полномочий имеющегося в Минпромторге подразделения в целях создания условий для полноценного регулирования потребительского рынка, включая решение всех организационных и экономических задач его функционирования. При этом необходимо упорядочить сферу деятельности, функции и полномочия других федеральных органов, действующих на потребительском рынке.

4.2. В своём послании Федеральному Собранию Президент, как одну из ключевых, поставил задачу повышения конкуренции. Эта проблема носит многоаспектный характер. Остановлюсь здесь только на одном из них, имеющем непосредственное отношение к потребительскому рынку. Особенно чувствительно к уровню конкуренции малое предпринимательство. Если на рынке беспрепятственно работают предприятия, нарушающие установленные требования к товару или к услуге и обманывающие потребителей, то здоровой конкуренции по определению быть не может: добросовестный предприниматель вынужден или уходить с рынка или сам для того, чтобы удержаться на нём, должен идти на нарушение установленных требований и правил. В таких условиях не будет добросовестной конкуренции, не будет и развития малого бизнеса. Не помогут ему и каникулы от проверок. Нужны порядок и ответственность.

4.3. Крайне острая проблема - это теневой бизнес: наличный расчёт, серая зарплата, фирмы-однодневки и т.п. Я же хочу здесь обратить внимание читателя на одну его составляющую, несущую громадную опасность для населения и экономики страны, а именно фальсифицированная и контрафактная продукция. Не буду повторяться, так как достаточно подробно эта проблема была рассмотрена в статье [10], где предложены направления противодействия этому злу на основе улучшения работ по аккредитации, оценки соответствия, контроля, надзора и стандартизации, усиления ответственности за эти преступления. Правда, сегодня у меня складывается ощущение, что каким-то мощным силам решение этой проблемы не нужно. Как уже говорилось, в декабре 2016 года была утверждена правительством подготовленная на качественном уровне Стратегия противодействия незаконному обороту промышленной продукции. Было поручение в течение 6 месяцев разработать план мероприятий по её реализации. Прошло почти 1,5 года, а плана нет. Судя по всему, подтвердилось моё предположение, высказанное в упомянутой статье, что у этой стратегии будет много противников.

4.4. Трагические события в торговом центре г. Кемерова вновь возвращают нас к организации контрольно-надзорной деятельности. О повышении её эффективности неоднократно давал поручения Президент. Введение тотального маркирования товаров не может быть альтернативой этой деятельности, тем более что до простановки марки, товар всё равно должен быть проверен на безопасность и качество. А на организации, оказывающие услуги, в том числе, торговые и развлекательные центры, марку не поставишь.

За прошедшие годы Минэкономразвития пытался реализовать несколько концепций реформирования контроля и надзора, эффекта они не дали. Я и мои коллеги неоднократно в течение многих лет высказывали свою позицию по данному вопросу [1, 2, 3, 4, 8, 9, 10], но нас не слышали. Предложения по организации контрольно-надзорной деятельности, реализация которых, будет направлена не только на снятие административных барьеров для бизнеса, но и на защиту потребителей от опасных и некачественных товаров и услуг сводятся к следующему:

- необходимо максимально защитить предпринимателя от необоснованных проверок, а потребителя от опасных товаров и услуг. В основе этого стоит постоянный анализ состояния рынка и поиск баланса между безопасностью потребителей (а абсолютной безопасности не бывает в природе) и минимизацией нагрузки на бизнес (границы которой математически установить невозможно) - другого пути просто нет [10]. Алгоритм действий здесь предельно прост: анализ ситуации, принятие решения, сбор информации о состоянии рынка, снова анализ и, если это необходимо, корректировка решения и т. д. В своё время я с коллегами принял участие в конференции по качеству и безопасности, которую организовала в Италии ассоциация по качеству. В это время в Милане произошло серьёзное отравление большого числа школьников. Как нам рассказали организаторы конференции, это событие обсуждалось на заседании правительства. Были рассмотрены предложения экспертов по устранению причин, приведших к отравлению, и принято решение о внесении изменений в соответствующие стандарты и правила поставки товаров для школьного питания. Этот живой пример подтверждает, что регулирование рынка - это процесс во времени, требующий каждый раз при изменении внутренних или внешних условий, корректировки правил его функционирования. Понятно, что за этим стоит высший уровень управленческой деятельности, и далеко не каждый эксперт способен выполнять такую работу, их надо специально готовить. Но, как говорят, овчинка выделки стоит, так как за этим стоят жизни людей и повышение культуры бизнеса;

- нельзя заигрывать с бизнесом на предмет его свободы от ответственности за безопасность и качество продукта его труда. Он должен твёрдо знать, что находится под контролем государства, и несёт всю полноту ответственности за нарушения требований технических регламентов и других нормативных требований безопасности, а также нарушения установленных правил работы на потребительском рынке;

- природа опасности для потребителя от товаров и услуг различна: для потребителя не имеет значения, как изготавливался товар, главное он должен быть безопасен и соответствовать потребительским свойствам, заявленным в документации. Услуга же представляется потребителям непосредственно на месте её оказания и возможная опасность для них кроется именно там. Исходя их этого, целесообразно установить, что при проверке качества и безопасности товаров контролёр проверяет не предприятие, на котором производился товар, а непосредственно сам товар путём отбора его образцов на рынках и в магазинах и проверки их в аккредитованных лабораториях. И только в том случае, если нарушены требования технических регламентов или других нормативных документов, для выяснения причин они посещают организацию. Так, например, в Германии в соответствии с законодательством контролёр отбирает необходимое количество образцов товара, помещает их в контейнер, пломбирует и отправляет в лабораторию, и всё это происходит в присутствии продавца;

- для всех видов услуг принципиальное значение имеет стабильность соблюдения требований безопасности в организациях, оказывающих ту или иную услугу. Менталитет предпринимателя, даже самого добросовестного таков, что если законодательно установлено, что плановая проверка, проводится один раз в три года и о её проведении его ещё должны предупредить за трое суток, то он психологически может расслабиться и потерять контроль за выполнением требований безопасности, тем более что их достаточно много (пожарная, технологическая, санитарная, экологическая и другие). Недобросовестный же предприниматель может использовать такой регламент проверки в своих корыстных целях и к моменту прихода контролёра навести у себя порядок, например, убрать с полок просроченные товары, а после проверки вернуть их на место. Именно это часто становится причиной несправедливого обвинения контролёров в низкой результативности их работы. Такой регламент работы часто не позволяет контролёру довести проверку до конца. Она, как правило, заканчивается замечаниями и указанием их устранить, а проверить их устранение на месте ему уже не всегда предоставляется возможным, так как это уже новый приход в организацию, за что он может быть наказан прокуратурой. Всё это в определённой степени снимает ответственность с контролёра, так как он всегда может сказать, что после проверки прошло много времени и выполнение требований могло измениться, а проверять он уже не имеет права;

- целесообразно отказаться от такого регламента осуществления проверки. Если такое решение будет принято, отпадёт необходимость в разделении проверок на плановые и внеплановые. Необходимо будет установить порядок проведения проверок с законодательным ограничением их максимального количества в зависимости от уровня опасности объекта. Выбор конкретного времени проведения проверки оставить за проверяющей организацией, в том числе с учётом накопленных знаний об объекте и информации от потребителей. Думаю, было бы правильным закрепить на определённый период времени за каждым контролёром конкретные объекты с его ответственностью за их безопасность. Конечно, должна быть предусмотрена их обязательная ротация через определённые интервалы времени;

- на мой взгляд, всё это позволит повысить независимость и объективность проверок и их результативность. Такой подход к организации контрольно-надзорной деятельности даст возможность чётко установить критерии оценки деятельности проверяющих организаций и бизнеса и их взаимную ответственность за нарушения требований безопасности и нанесение вреда. В дальнейшем эта система совместных действий бизнеса и контролирующих организаций создаст условия для перехода к экономической форме обеспечения безопасности на основе страхования ответственности при оказании услуг населению. Сегодня мы к этому не готовы, слишком высоки здесь риски.

4.5. События в г. Кемерово заставляют вернуться и к эффективности системы технического регулирования. Судя по всему, в торговом центре не контролировалось соблюдение стандартов, являющихся доказательной базой выполнения требований технических регламентов. В связи с этим необходимо ещё раз сказать об имеющихся методических проблемах формирования перечня таких стандартов и функционирования системы технического регулирования в целом. Об этом неоднократно говорили специалисты в своих выступлениях и статьях. Писал об этом и я [6].

За прошедшие после распада СССР годы страны, входящие в Таможенный союз, значительно разошлись в нормативной базе, и это стало серьёзным препятствием для формирования единого похода к разработке технических регламентов и проверке их выполнения. Кардинально решить эту проблему можно было разработкой межгосударственных стандартов под каждый технический регламент. Сделать это не удалось: сегодня их принято недостаточно для того, чтобы «закрыть» стандартами требования разрабатываемых регламентов. В связи с этим было принято вынужденное решение о том, что в этот перечень могут включаться любые документы по стандартизации как стран Союза, так и дальнего зарубежья, если они зарегистрированы в информационном фонде технических регламентов и стандартов. Внедрение технических регламентов при этом крайне усложнилось и приводило на практике к потере объективности оценки их соответствия. Думаю, что правильно было бы действовать так, как поступили в Европе: европейские директивы вводилась в действие только тогда, когда они были укомплектованы едиными европейскими стандартами. Отсюда их авторитет и признание.

Заигрывание с бизнесом в вопросах безопасности оставило след и в техническом регулировании. Установлено, что даже эти перечни стандартов применяются на добровольной основе, а их неприменение не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. Более того, для оценки соответствия технических регламентов разрешено применять иные документы, в том числе и стандарты организаций. Как говорится, приехали. Не понятно, с какой целью такие регламенты вообще вводились в действие, если выполнение законодательного требования к безопасности товара может подтверждаться документом, утверждаемым руководителем предприятия, изготавливающего этот товар. О какой независимой оценке безопасности требованиям законов при этом можно говорить, кто будет признавать такие регламенты, каковы гарантии для потребителей?

4.6. Говоря о стандартизации, не могу не сказать о её проблемах в сфере услуг [4]. С отменой обязательной сертификации всех услуг, чего, на мой взгляд, огульно делать было нельзя, так как многие из них несут в себе потенци-

альную опасность, резко сократилась работа по их стандартизации. Фонд стандартов на услуги сегодня на два порядка меньше чем на продукцию. Сфера услуг, например, в Европе является главным источником роста и в соответствии со специальными исследованиями («Новые профессиональные услуги и услуги, связанные с бизнесом: положения и перспективы») ожидается, что стандарты на услуги дадут толчок развитию единого рынка. Если исходить из этого, а также из того, что у нас в этой сфере занято более половины населения и она прямо влияет на его благополучие и безопасность, то можно сделать вывод о недооценки у нас её роли.

Необходимо отметить также, что крайне важная для обеспечения безопасности на предприятиях, в организациях и офисах сфера так называемых производственных услуг, по мнению контролирующих организаций, да и самих предпринимателей, охвачена стандартизацией не в полном объёме. К этой сфере относятся: ремонт и обслуживание железнодорожного транспорта, автомобильного грузового транспорта, морских судов, авиационной техники, монтаж технологического оборудования, установка на предприятиях и в организациях охранных систем, систем пожаротушения, вентиляции и др.

4.7. Конечно, это далеко не все проблемы, требующие решения на потребительском рынке. Необходимо обеспечить его прозрачность, сбор информации о безопасности и качестве товаров и услуг, рациональное сочетание госрегулирования и саморегулирования для исключения превалирования тех или иных коммерческих интересов сторон и многое другое. Предстоит решение и такой сложнейшей задачи, как гармонизация правил и требований функционирования потребительских рынков стран, входящих в Евразийский союз [10].

4.8. Все эти проблемы, как уже говорилось, взаимосвязаны, и решать их надо только совместно. Поэтому в организационном плане всю эту работу целесообразно организовать на основе специального государственного Проекта.

5. Заключение

Очевидно, что сегодня главная цель развития нашей экономики - создание условий для устойчивого повышения качества жизни населения - требует от потребительского рынка не только увеличения количества предлагаемых потребителям товаров и услуг, но и чёткой целевой ориентации бизнеса на постоянное повышение их качества и безопасности. Именно на потребительском рынке реально оценивается потребителями соотношение качества, безопасности и цены товара и услуги и качество обслуживания. И именно на нём воспринимается населением реальное соотношение между спросом и предложениями.

Из этого следуют важнейшие для сегодняшнего дня выводы:

- только количественный рост нашей экономики не решит стоящих перед страной задач по повышению качества жизни и ускорения темпов роста экономики. Стабильно насыщаемый в количественном и качественном отношении и эффективно функционирующий потребительский рынок должен стать наряду с ВВП важнейшим показателем нашего роста;

- такой рынок обеспечит необходимый для развития нашей экономики спрос на производимый товар и оказываемые услуги, создаст условия для рационального их соотношения с объёмами импорта. Он должен стать локомотивом для развития экономики и социальной сферы в целом, ориентируя их рост на достижение главной цели государств, - обеспечение высокого благосостояния его граждан. Именно это внесёт значительный вклад в тот рывок, о котором говорил Президент в своём послании Федеральному Собранию.

Список литературы

1. Аронов И.З. О бедном надзоре замолвите слово // Стандарты и качество. - М., 2011. - № 1.

2. Версан В.Г. Эффективные сертификация и надзор - важнейшие составляющие развития цивилизованного бизнеса // Стандарты и качество. - М., 2011. - № 1.

3. Версан В.Г. Надзор, сертификация и цивилизованный бизнес // Стандарты и качество. - М., 2011. - № 10.

4. Версан В.Г., Лежина Е.А., Чайка И.И. Стандартизация в сфере услуг: перспективы развития // Стандарты и качество. - М., 2012. -№ 12.

5. Аузан А.А. Чёрные и белые клавиши реформ // Стандарты и качество. - М., 2013. - № 1.

6. Версан В.Г. Таможенный союз - шанс создать работающую систему технического регулирования // Качество и жизнь. - М., 2014. - № 1. - С. 8-15.

7. Версан В.Г. Отказ от однополярной модели подготовки и принятия решений в экономики - основа развития её реального сектора // Экономика и управление: проблемы, решения. - М., 2015. - № 2.

8. Версан В.Г. Деловая среда и качество - основа консолидации общества для ускорения темпов развития экономики // Экономика и управление: проблемы, решения. - М., 2017. - № 2.

9. Версан В.Г. Совершенствование управления экономикой на основе соблюдения баланса интересов участников экономической деятельности // Экономика и управление: проблемы, решения. - М., 2017. - № 7.

10. Версан В.Г. Контрафакт и фальсификация: как победим? // Стандарты и качество. - М., 2018. - № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.