Научная статья на тему 'ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ КАК НРАВСТВЕННЫЙ ФУНДАМЕНТ ДЕЙСТВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА'

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ КАК НРАВСТВЕННЫЙ ФУНДАМЕНТ ДЕЙСТВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
79
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ / ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванова Е.А.

В статье анализируется потребность в развитии механизмов охраны окружающей среды, вызванная необходимостью выхода из сложившегося экологического кризиса. При этом идеологический механизм рассматривается как фундаментообразующий механизм экологического права, позволяющий создавать нравственные основы действия этой отрасли и формирующий экологически ориентированное мировоззрение у людей, выражающееся в понимании необходимости гармоничного взаимодействия общества (человека) и природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGICAL MECHANISM AS A MORAL FOUNDATION FOR ENVIRONMENTAL LAW

The article analyzes the need for the development of environmental protection mechanisms, caused by the need to overcome the current environmental crisis. At the same time, the ideological mechanism is considered as a fundamental mechanism of environmental law, which allows creating the moral foundations for the activity of this industry and forming an environmentally oriented worldview in people, expressed in understanding the need for harmonious interaction between society (man) and nature.

Текст научной работы на тему «ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ КАК НРАВСТВЕННЫЙ ФУНДАМЕНТ ДЕЙСТВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА»

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ КАК НРАВСТВЕННЫЙ ФУНДАМЕНТ ДЕЙСТВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Е.А. Иванова, старший преподаватель

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета (Россия, г. Стерлитамак)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-2-2-97-101

Аннотация. В статье анализируется потребность в развитии механизмов охраны окружающей среды, вызванная необходимостью выхода из сложившегося экологического кризиса. При этом идеологический механизм рассматривается как фундаментообразую-щий механизм экологического права, позволяющий создавать нравственные основы действия этой отрасли и формирующий экологически ориентированное мировоззрение у людей, выражающееся в понимании необходимости гармоничного взаимодействия общества (человека) и природы.

Ключевые слова: механизмы охраны окружающей среды, идеологический механизм, нравственные основы, эколого-ориентированное мировоззрение, экологическое право.

Летом 2021 года Совет РАН по проблемам климата Земли подготовил информационное сообщение о выпуске очередного оценочного доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата, в котором были обобщены результаты научных исследований, посвящённых проблеме изменения климата, и были даны оценки роли различных факторов в климатических изменениях. В частности, было отмечено, что «с конца XIX века температура к 2010-2019 гг. выросла из-за деятельности человека более, чем на 1 оС. При этом вклад естественных факторов в отмеченном потеплении не превышает 0,02 оС» [1].

Российские учёные - эксперты РАН по проблемам климата Земли, комментируя первый том вышеназванного доклада, особенным образом отмечают проблему глобального потепления, чьи темпы с каждым годом только ускоряются и указывают на то, что часть произошедших, в связи с этим изменений, носят уже необратимый характер (называя «закисление океана, таяние льдов, поднятие уровня морей» - неостановимыми процессами) [2].

Таким образом, игнорировавшаяся ранее проблема климатического (экологического) кризиса теперь является одной из самых главных тем для обсуждения, в том числе и на уровне власти [3]. Так, во время проведения очередной ежегодной прямой линии с президентом страны,

проводившейся в июне 2021 года, В. Путин, отвечая на поступивший по этой теме вопрос, также предупредил об угрозах изменения климата. Он отметил, что, трагизм ситуации заключается в том, что когда климат начнёт меняться и подойдёт к определённой опасной черте а, человечество, при этом, ещё «добавит, внесёт свой вклад» в это глобальное потепление, то по мнению некоторых специалистов, могут наступить необратимые процессы, способные привести нашу планету к состоянию Венеры, на поверхности которой где-то 500 0С. Именно поэтому, мы должны сделать всё, чтобы минимизировать свой «вклад» в то, что происходит в глобальной сфере [4].

Следует отметить, что эта самая минимизация негативных последствий антропогенной деятельности обеспечивается на государственном уровне путём применения комплекса мер, имеющих целью восстановление окружающей среды и позитивное природопользование. Комплекс этих мер в работах некоторых исследователей рассматривается как механизм охраны окружающей среды [5].

Таким образом, механизм охраны окружающей среды можно определить как систему особых мер (инструментов), используемых субъектами экологического права, которые позволяют, применяя различные способы воздействия на поведение людей, преобразовывать его, добиваясь

сохранения среды обитания для настоящего и будущего поколений.

К самым основным таким механизмам относят административный (организационный), экономический и идеологический. Хотя в целом разные авторы выделяют до 4-6 механизмов, дополняя их правовым, международно-правовым и механизмом особой охраны (в отношении особо охраняемых природных территорий и особо опасных зон) [5, 6].

Нужно при этом отметить, что все обозначенные механизмы взаимосвязаны между собой, однако, думается, что особая роль, роль фундаментообразующего механизма [7] принадлежит именно идеологическому механизму.

Эта особая роль и значение подчёркивается в различных работах по данной тематике [6, 8, 9]. В частности, В.И. Мангасарян замечает, что если экологическое право призвано урегулировать действия людей по использованию окружающей среды, то неминуемо будет вставать вопрос о механизме, который бы определил сознательность вышеназванных действий. При этом наиболее основательно и эффективно в долгосрочном плане эту функцию обеспечивает идеологический механизм [6].

Т.Б. Невзоров также отмечает: «экологический кризис не может быть преодолён с помощью теперь уже традиционных способов: безотходное производство, переработка мусора, очистка сточных вод и проч., поскольку уже принципиально нарушен глобальный экологический баланс. Решение проблемы лежит за рамками технологического и узкодисциплинарного, узкоотраслевого подхода. Любые усилия окажутся напрасными, если не произойдёт изменений в сознании (выделено автором -Е.И.) современного человека» [8, с. 156].

Следовательно, в этой особой роли и проявляется актуальность исследования идеологического механизма охраны окружающей среды. Однако, интересным обстоятельством здесь является то, что если таким механизмам охраны окружающей среды, как правовой, организационный и экономический, посвящено огромное количество исследований, то собственно идеологическому механизму уделяется

недостаточно внимания, о чём свидетельствует непропорционально малое количество работ по этой проблеме [6]. Если в дополнение к этому учесть наблюдающийся в нашей стране факт устойчивой тенденции деэкологизации правового регулирования взаимодействия общества и природы [6], а также низкую экологическую культуру населения и его неготовность осознать глобальность имеющихся экологических проблем [10, с. 258], думается, что важность и целесообразность изучения обозначенной темы для настоящего момента повышается вдвойне.

Исходя из этого, целью исследования данной темы станет описание идеологического механизма как фундаментообразую-щего механизма экологического права, позволяющего создавать нравственные основы действия этой отрасли и формирующего экологически ориентированное мировоззрение у людей, превратив его (т.е. идеологический механизм) из «не вполне знакомого научной общественности» механизма [8, с. 155], в важный и популярный объект для исследований.

Следует отметить, что вопрос о необходимости формирования у граждан эколого-ориентированного мировоззрения, экологической культуры, достаточно давно является предметом правового регулирования. Соответствующие нормы содержались как в ранее действовавшем Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.1991 года (раздел XI) [11], так и в ныне действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года (главы ХП-ХШ) [12]. Также этим вопросам уделено внимание и в Стратегии национальной безопасности РФ, утверждённой Указом Президента РФ от 02.07.2021 года (п. 83, подп. 17) [13].

На федеральном законодательном уровне определения понятия «идеологический механизм охраны окружающей среды» нет. Но анализируя нормы указанных выше правовых актов, можно сказать, что основными составными частями идеологического механизма охраны окружающей среды являются: экологическое воспитание, экологическое образование, экологическое просвещение, а также

специальная подготовка руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений, могущих оказать негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности.

Согласно Толковому словарю В. Даля, идеология - это мыслесловие, часть метафизики или психологии, рассуждающая о мышлении и мысли [14, с. 8]. Следовательно, как замечает М.А. Лапина: «система идеологических мер представляет собой совокупность компонентов психологического воздействия на поведение, представления, мышление людей. В частности -это образование, воспитание, культурное развитие. Справедливо было бы отнести к ним и научные разработки» [5]. Последнее её замечание, кстати, небезосновательно, тем более что в обоих приведённых выше законах, норма о важности проведения научных экологических исследований присутствовала (-ет).

При этом, думается, что Т.Б. Невзоров в понимании идеологического механизма пошёл ещё дальше, потому что помимо прочего указал, что этот механизм способствует созданию нравственно-этических оснований действия права [8, с. 155].

Таким образом получается, что осуществление и реализация идеологического механизма охраны окружающей среды позволяет, с одной стороны, произвести «переворот в сознании социума», предполагающий отход от индустриальной экспансии в отношении природной среды, и установление приоритета «экологического подхода как необходимого элемента современного мышления». А с другой стороны, те структурные элементы данного механизма, которые, собственно и обеспечивают этот самый «переворот в сознании», становятся одновременно факторами, реально влияющими на экологически значимую деятельность, на формирование и реализацию нормативного правового массива экологического права, на эколого-политические и управленческие решения в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов [8, с. 155-156]. Т.е. идеологический механизм, тем самым закладывает нравственный фундамент действия

экологического права (что особенно важно для российских граждан, ведь как заметили А.В. Петров и В.В. Сайгин: «...нравственная основа отношений. образует особенную черту российского национального духа» [15, с. 283]).

Б.Н. Чичерин, анализируя соотношение нравственности и права указывает на то, что действительно правовыми законами могут считаться только те, которые имеют под собой нравственную основу. При этом последняя не должна сводиться к частным представлениям отдельных людей о добре и зле, а должна вытекать из «закона, общего для всех» [приводится по: 15, с. 286]. В силу чего для человека делается естественным посыл (указание, требование) не причинять вред другим людям и иным живым существам, а также живой природе, которая начинает восприниматься им как общий дом.

Следовательно, законодатель, перечисляя необходимость реализации мер по формированию экологической культуры, воспитания, образования и просвещения сам указывает на то, что такая необходимость вызвана пониманием того, что никакие усилия не могут привести к желаемому результату, если значительная часть населения относится к решению экологических проблем как к задачам второстепенным, решение которых может быть отложено до лучших времён [6].

Здесь стоит вспомнить общеизвестную фразу о том, что именно дух творит себе формы и определяет состояние психики человека, его мысли и устремления. Следовательно, человек, имеющий цель преступить закон всегда будет искать пути его обхода для избегания привлечения к юридической ответственности. Поэтому несмотря на то, что такое направление выхода из экологического кризиса как «развитие мер юридической ответственности» [16, с. 19] является одним из самых важных факторов, сдерживающих проявление негативного природопользования, очевидно, что использование одного только этого направления явно недостаточно. А иначе мы бы уже давно решили проблему совершения правонарушений (преступлений) не только в экологической, но и в других сферах тоже.

Исходя из всего вышесказанного можно прибегнув к средствам искусства, а именно отметить, что идеологический механизм к цитате из предисловия к сборнику расска-охраны окружающей среды отличается от зов о взаимоотношении человека и при-других механизмов тем, что цель его дей- роды, которая как нельзя лучше подчёрки-ствия состоит не просто в реализации при- вает значимость исследуемой темы: «С ко-родоохранительной функции, а в формиро- лыбели мы постигаем своё кровное родство вании общественного экологического со- с природой-матерью, родной землёй, но так знания у субъектов экологических обще- уж, видно, устроены - не умеем дорожить ственных отношений [6], благодаря чему и тем, что получаем в наследство, без усилий, создаются нравственные истоки функцио- и с годами память о нашем родословии от-нирования эколого-правовых норм и эколо- теняется повседневностью в потаённые гического права в целом. уголки души. В пору нашей зрелости она

При этом эти цели достигаются благо- непитается яркими впечатлениями от по-даря использованию особых инструментов стоянного общения с родными просторами, идеологического механизма, к основным из не подкрепляется систематическими знани-которых относятся: эколого-просветитель- ями об окружающей среде и медленно уга-ская работа; экологическое образование; сает, не определяя наше сознание. Мы за-экологическое воспитание; экологическая блуждаемся, полагая, что есть дела поваж-пропаганда и эколого-художественная дея- ней, нежели наша связь с природой, и разум тельность [5]. уделяет ей слишком мало внимания. И

Поэтому, думается, что завершить дан- странное дело, дорожить начинаем только ную статью нужно используя именно по- тогда, когда теряем» [17, с. 5]. следний названный инструмент, т.е.

Библиографический список

1. Информационное сообщение Совета РАН по проблемам климата Земли. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ras.m/news/shownews.aspx?id=11102e4d-0c4b-4333-90bf-433b5e8eaf5f#content (дата обращения: 06.02.2022).

2. Онлайн-конференция в МИА «Россия сегодня» - глобальное изменение климата (09.08.2021). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://scientificrussia.ru/articles/onlajn-konferencia-v-mia-rossia-segodna-globalnoe-izmenenie-klimata (дата обращения: 06.02.2022).

3. В России климатический кризис признали на высшем уровне, однако радоваться этому пока рано. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bellona.ru/2021/08/30/dimate-in-kremlin/ (дата обращения: 06.02.2022).

4. Путин предупредил об угрозах от изменения климата. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.m24.ru/videos/vlast/30062021/297310 (дата обращения: 06.02.2022).

5. Лапина М.А. Экологическое право (курс лекций, 2008). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://be5.biz/pravo/e002/5.html (дата обращения: 06.02.2022).

6. Мангасарян В.И. К вопросу об идеологическом механизме реализации экологического права // Философия права. - 2009. - № 4.

7. Иванова Е.А. К вопросу о понятии и значении идеологического механизма охраны окружающей среды // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - №7 (58). - С. 247-251.

8. Невзоров Т.Б. Что такое идеологический механизм экологического права? // Вестник КемГУ. - 2008. - № 4. - С. 155-157.

9. Невзоров Т.Б. Понимание значимости идеологического механизма реализации экологического права // Вестник КемГУ. - 2012. - № 2. - С. 236-239.

10. Винокуров А.Ю. Экологическое право: программа курса, учебник, практикум / А.Ю. Винокуров, Ю.Е. Винокуров, С.А. Фомин / под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. Винокурова Ю.Е. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 575 с.

11. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.1991 года № 2060-I // Российская газета от 03.03.1992 года (утратил силу).

12. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ // СЗ РФ, 2002, № 2, ст. 133 (с изм. на 02.07.2021 года № 324-Ф3 // СЗ РФ, 2021, № 27 (часть I), ст. 5170).

13. Стратегия национальной безопасности РФ. Утверждена Указом Президента РФ от 02.07.2021 года № 400. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.kremlin.ru/me-dia/events/files/ru/QZw6hSk5z9gWq0plD1ZzmR5cER0g5tZC.pdf (дата обращения: 06.02.2022).

14. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. - М.: Русский язык, 1978. - Т. 2. И-О. 1979. - 779 с.

15. Петров А.В., Сайгин В.В. Нравственные основания права и власти (по работе Б.Н. Чичерина «Философия права») // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2014. - №2 (1). - С. 283-289.

16. Дмитренко А.В. Экологическое право: Учеб. пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2010. - 256 с.

17. Постижение родства: Рассказы современных советских писателей о природе / Сост. и автор предисл. В. Пелихов; Худож. В. Бисенгалиев. - М.: Мол. гвардия, 1987. - 383 с.

IDEOLOGICAL MECHANISM AS A MORAL FOUNDATION FOR ENVIRONMENTAL LAW

E.A. Ivanova, Senior Lecturer

Sterlitamak branch of Bashkir State University

(Russia, Sterlitamak)

Abstract. The article analyzes the needfor the development of environmental protection mechanisms, caused by the need to overcome the current environmental crisis. At the same time, the ideological mechanism is considered as a fundamental mechanism of environmental law, which allows creating the moralfoundations for the activity of this industry andforming an environmentally oriented worldview in people, expressed in understanding the need for harmonious interaction between society (man) and nature.

Keywords: environmental protection mechanisms, ideological mechanism, moral foundations, environmentally oriented worldview, environmental law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.