Научная статья на тему 'УГЛЕРОДНЫЙ СБОР В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ: НОВАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ'

УГЛЕРОДНЫЙ СБОР В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ: НОВАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
78
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / УГЛЕРОДНЫЙ СБОР НА ИМПОРТИРУЕМЫЕ ТОВАРЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СЕРТИФИКАТЫ / ПРОТЕКЦИОНИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ронжина Нина Алексеевна, Горохов Александр Дмитриевич

В статье рассматриваются актуальные новации развития действующего экономического механизма охраны окружающей среды. Исследуются вопросы внедрения в систему экологических таможенных сборов углеродного платежа на импорт «климатически неблагоприятных» товаров, анализируется его природоохранительная эффективность, а так же экономические последствия от включения данного платежа в систему таможенных сборов европейской интеграции. В указанном контексте авторы рассматривают проблемы и перспективы имплементации подобных экологических платежей в систему национального права Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CARBON CHARGE IN THE ENVIRONMENTAL CUSTOMS PAYMENT SYSTEM: INNOVATION OF THE ECONOMIC ENVIRONMENTAL PROTECTION MECHANISM

The article discusses topical innovations in the development of the current economic mechanism for environmental protection. The issues of introducing into the system of environmental customs fees of carbon payments to import "climate unfavorable" goods, its environmental efficiency is analyzed, as well as economic consequences from the inclusion of payment into the system of customs fees of the European Region. In the specified context, the authors consider problems and prospects for the implementation of such environmental payments into the system of national law of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «УГЛЕРОДНЫЙ СБОР В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ: НОВАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342.9

УГЛЕРОДНЫЙ СБОР В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ: НОВАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Ронжина Нина Алексеевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин

Горохов Александр Дмитриевич Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, студент 4 курса юридического факультета

CARBON CHARGE IN THE ENVIRONMENTAL CUSTOMS PAYMENT SYSTEM: INNOVATION OF THE ECONOMIC ENVIRONMENTAL PROTECTION MECHANISM

Nina Ronzhina A.

St. Petersburg named after V. B. Bobkov branch Russian Customs Academy, Senior Lecturer of the Department of State and Legal Disciplines

Gorokhov Alexander D.

St. Petersburg named after V. B. Bobkov branch Russian Customs Academy, 4th year student of the Faculty of Law ВАК:12.00.14 - Административное право; административный процесс

В статье рассматриваются актуальные новации развития действующего экономического механизма охраны окружающей среды. Исследуются вопросы внедрения в систему экологических таможенных сборов углеродного платежа на импорт «климатически неблагоприятных» товаров, анализируется его природоохранительная эффективность, а так же экономические последствия от включения данного платежа в систему таможенных сборов европейской интеграции. В указанном контексте авторы рассматривают проблемы и перспективы имплементации подобных экологических платежей в систему национального права Российской Федерации.

The article discusses topical innovations in the development of the current economic mechanism for environmental protection. The issues of introducing into the system of environmental customs fees of carbon payments to import "climate unfavorable" goods, its environmental efficiency is analyzed, as well as economic consequences from the inclusion of payment into the system of customs fees of the European Region. In the specified context, the authors consider problems and prospects for the implementation of such environmental payments into the system of national law of the Russian Federation.

Ключевые слова: экологические таможенные платежи, углеродный сбор на импортируемые товары, экономический механизм охраны окружающей среды, электронные сертификаты, протекционизм

Keywords: environmental customs payments, carbon tax on imported goods, economic mechanism of environmental protection, electronic certificates, protectionism

Экономический механизм охраны окружающей среды является важнейшей составляющей системы обеспечения глобальной и национальной экологической безопасности. Наряду с правовыми, охранительными и организационно-техническими мерами, он выполняет природоохранные функции, воздействую на экономические интересы лиц - участников экологических правоотношений. Технология применения указанного механизма эколого-правовой охраны предусматривает применение принудительных экономических мер, связанных с обложением дополнительными фискальными платежами субъектов хозяйственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на состояние окружающей среды.

В целях оценки целесообразности, соразмерности и эффективности данного экономического механизма сохранения климата, авторы определили следующие исследовательские задачи:

- дать общую характеристику экономическому механизму охраны окружающей, обозначить его место в системе методов экологического управления;

- охарактеризовать углеродный таможенный сбор на импорт экологически неблагоприятных товаров, как новацию экономического механизма охраны окружающей среды европейского региона, описать возможные экономические последствия от его взимания;

- охарактеризовать действующую систему экологических платежей в Российской Федерации и оценить перспективы включения углеродного таможенного платежа на импорт «климатически опасных товаров» в систему российского права.

Следует отметить, что до настоящего времени национальный механизм экономического управления качеством окружающей среды окончательно не сформирован, система экологических налогов и сборов находится в стадии развития, требуя четкой оценки адекватности принимаемых мер ожидаемым целям экологического управления (включая риски негативного воздействия на экономику).

Рассмотрим одну из новаций в развитии системы экономического стимулирования мероприятий в области борьбы с парниковым эффектом (изменением климата) в Европейском союзе (далее - ЕС, Союз) на примере введения таможенных сборов на импорт товаров, содержащих риски избыточной эмиссии углекислого газа в процессе их использования и переработки [1, с.214].

Европейский Союз является крупнейшим экономическим и политическим объединением мира. Благодаря активным интеграционным процессам в сфере экономики, экологии, права и политики Евросоюз вплотную приблизился к полной экономической и правовой интеграции. Несомненно, что ЕС является мировым лидером по объему природоохранного законодательства, в это же время, экологическая политика ЕС неразрывно связана с реализацией глобальных мероприятий в сфере защиты окружающей среды, в том числе под эгидой ООН.

Однако в последние годы в европейской интеграции наблюдаются серьезные проблемы с экологией. Несмотря на реализацию прогрессивной экологической политики, площадь европейских лесов с 1990 года увеличилась всего на 9%, но в тоже время объем древесной биомассы сократился почти вдвое. В странах Центральной и Южной Европы существуют проблемы загрязнения вод и воздуха, связанные с выбросами отходов предприятий тяжелой промышленности.

Ухудшение экологической ситуации в Европе связано с рядом экономических и правовых факторов, среди которых стоит отметить макроэкономическую политику, ведущую к экстенсивному использованию природных ресурсов, несовершенная правовая база, отсутствие долгосрочной экологической стратегии и т.п. Эти факторы порождают такие комплексные проблемы окружающей среды, как парниковый эффект и вызываемое им глобальное потепление, ухудшение состояния почв, снижение уровня производства в агропромышленной сфере [2, с.311]. Исследования внешнеэкономических процессов в ЕС подтвердили, что доля импортируемой продукции в общих выбросах СО2 является существенной в отношении абсолютно всех участников европейской интеграции (рис.1).

2005 ♦ 2015

Рисунок 1 - Доля импортируемой продукции в общих выбросах СО2 государств-членов

Европейского союза [3]

Для решения данных экологических проблем и создания долгосрочной природоохранной стратегии 14 июля 2021 года Европейская комиссия (далее - ЕК, Комиссия) представила 13 политических мер по сокращению выбросов парниковых газов. Комиссия планирует сократить выбросы парниковых газов на 55% к 2030 году по сравнению с уровнем 1990 года. В системе природоохранных мер, нацеленных на решений климатических проблем, привлекает внимание экономический механизм охраны окружающей среды, предусматривающий установление новых экологических платежей на ввоз экологически неблагоприятной продукции из третьих стран.

Так как существенной причиной рассматриваемых экологических угроз является импорт «климатически неблагоприятных» товаров на территорию Союза, органами интеграционного управления в качестве одной из основных природоохранных мер борьбы с изменением климата применяется система экологических таможенных сборов ЕС (Carbonborderadjustmentmechanism, CBAM) в основу которой положен углеродный фискальный платеж. Сущность системы состоит во взимании налога с импорта ряда климатически неблагоприятных товаров, ввозимых на таможенную территорию Евросоюза.

Механизм CBAM достаточно сложен и экономически обременителен: согласно новым требованиям импортеры, для осуществления своей деятельности обязаны приобретать цифровые сертификаты (СВАМ certificates), цены которых зависит от средней аукционной цены квоты на выбросы углерода в ЕС. Стоит отметить, что каждый из данных сертификатов представляет собой платеж за тонну выбросов углекислого газа, содержащихся в импортируемых товарах. На данный момент цена одного сертификата составляет 50 евро за тонну СО2, что по расчетам ЕК позволит пополнять бюджет на 10 миллиардов евро ежегодно.

Указанный комплекс мер планируется ввести в действие к 2026 году. В течение переходного периода (с 2023 по 2025 годы), механизм экологических таможенных сборов будет распространен ограниченно на отдельные виды импортируемой продукции (железо, сталь, алюминий, электричество, цемент, пестициды, иные виды удобрений и химических средств борьбы с вредителями).

Список товаров, для ввоза которых потребуется приобретение цифровых сертификатов, вероятнее всего, будет корректироваться и дополняться. ЕС планирует отслеживать те сферы промышленности, которые представляют вероятную угрозу для окружающей среды с точки зрения эмиссии углекислого газа в атмосферу. В частности, в переходном периоде, цифровые сертификаты пока не затронули сферу производства пластмассы и целлюлозно-бумажное производство [4].

Тем не менее, система экологических таможенных платежей CBAM представляется достаточно сложным механизмом экономического регулирования трансграничных углеродных рисков. Кроме прочего, ее механизм регулирования и учета выбросов СО2 несколько ограничен, так как не привносит ясности, каким образом будут учитываться выбросы парниковых газов в длинных и многоступенчатых производственных цепочках.

Особенность системы в том, что она возлагает дополнительное фискальное бремя на компании-импортеры, которые должны планируют реализовывать свою продукцию на территории ЕС. Так как в основу механизма CBAM положено обложение ввозимых иностранных товаров дополнительными платежами, ведется активная дискуссия о том, имеются ли основания отнесения системы экологических таможенных сборов к проявлениям внешнеторгового протекционизма. Несомненно, в действительности, система CBAM проявляет явные признаки протекционистской меры, замаскированной под экологический механизм фискального обеспечения экологической безопасности. Однако, в официальном порядке Еврокомиссар по экономике Паоло Джентилони, отверг подобные доводы и предположения [5].

Обращаясь к действующим национальным механизмам охраны окружающей среды, следует отметить, что в Российской Федерации отсутствует какой - либо аналог углеродного сбора, однако отдельные экологические платежи государством все же взимаются. В частности, на данный момент взимаются налоги за загрязнение окружающей среды, сборы за пользование водными и биологическими ресурсами, транспортные и энергетические налоги, утилизационный сбор на ввозимые колесные транспортные средства [6, с. 320]. По своей природе, наиболее близким к углеродному налогу является экологический сбор за негативное воздействие на окружающую среду, закрепленный в ст.23. Федерального закона«Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ [7].

Инициативы по формированию экономического механизма регулирования углеродных выбросов от импортируемой продукции в России находят официальную поддержку и видятся перспективными. К примеру, недавно принятый Федеральный закон от 02.07.2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов», который вступит в силу 30 декабря, направлен на создание условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики государства при снижении уровня выбросов парниковых газов. К качестве одной из основных целей, законопроект предусматривает возможность уменьшения нагрузки на российских импортеров в отношении СВАМ [8].

Среди основных мер по снижению рисков «углеродной нагрузки» на климат и окружающую среду, данный закон предусматривает:

• введение государственного учета выбросов парниковых газов;

• экономическую поддержку деятельности по сокращению выбросов парниковых газов;

• введение рынка обращения и зачета углеродных единиц (квот).

Кроме прочего, нельзя не отметить проект еще одного федерального закона, который Минэкономразвития внесло на обсуждение в законодательные органы. Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специальногорегулирования выбросов и поглощения парниковых газовв Сахалинской области» имеет своей целью создание условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики в условиях снижения выбросов парниковых газов на территории субъекта федерации. Внесение проекта данного закона на обсуждение, а также принятие ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» позволяет сделать вывод об активизации законотворческого процесса по формированию системы экологического законодательства, целью которого является уменьшение выбросов парниковых газов и создание промышленного сегмента «зеленой» экономики [9].

Что же касается введения углеродного налога в ЕС, то как видно из диаграммы (рис.2), Россия является крупнейшим экспортером алюминия и стали в ЕС, поэтому, при введении данного платежа, наиболее серьезно пострадает торговля товарами металлургической промышленности. На фоне реального увеличения издержек, российские экспортеры будут вынуждены либо повышать продажные цены, либо сдерживать их за счет снижения потребительских свойств и качества продукции. По мнению Минэкономразвития, в рассматриваемом контексте в период до 2030 года дополнительная экономическая нагрузка на импортеров «климатически неблагоприятных товаров» составит около 50 млрд. евро. Таким образом, можно уверенно прогнозировать, что «углеродный налог ЕС» может оказать существенный эффект на весь бюджет России [10].

EU27 imports in USD, billion

8

I! Ml.

la

e

■ Aluminum ■ Cement »Electricity

■ Fertilizer ■ Iron & Steel

Рисунок 2 - Государства - основные экспортеры климатически опасной продукции СВАМ в ЕС [2]

Несмотря на то, что мировое сообщество активно переходит на «зеленую» экономику, говорить об эффективности и целесообразности «климатического» углеродного налога пока преждевременно. Бесспорно, что установление фискальных платежей на выбросы СО2 частично позволит уменьшить вред окружающей среде тяжелой промышленностью, являясь сдерживающим фактором для хозяйствующих субъектов - участников ВЭД, однако дополнительное налогообложение ставит под удар интересы импортеров данной продукции. Россия является одним из крупнейших экспортеров товаров, включенных в систему СВАМ: по мнению Минэкономразвития России, влияние углеродного налога на поставки металлопродукции, цементаи электроэнергии будет грозить отечественным компаниям убытками до 7,6 млрд долларов в год [10].

В заключении следует отметить, что экологическое регулирование в сфере введения квот на выбросы углекислого газа в ближайшем будущем будет приобретать все более глобальный характер. Не смотря на то, что механизм экономического регулирования охраны климата в форме «углеродных таможенных пошлин» имеет ярко выраженную протекционистскую направленность, у него имеются перспективы развития. Тем не менее, соотношение объемов ожидаемой экологической результативности веденных мер и негативных экономических последствий, позволяет задуматься об их целесообразности и адекватности. Очевидно, что экономический механизм охраны климата, имеет серьезный потенциал и будет активно применяться в связи с тем, что экологические приоритеты человечества выходят на первый план. В целях достижения состояния экологической безопасности в региональном и национальном масштабах [11, с. 151], предстоит адаптировать действующий экономический механизм охраны окружающей среды под лучшие мировые стандарты фискального управления «климатическими рисками» внешнеторговой деятельности.

Литература

I.Ронжина Н.А. Характеристика экологических рисков внешнеторговой деятельности // Таможенные чтения - 2015. Евразийский экономический союз в условиях глобализации: вызовы, риски, тенденции. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией С.Н. Гамидуллаева. 2015. С. 212-219.

^.Матвеева Е. В. «Экологическая политика Евросоюза» // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, №. 6, 2010.С. 311-317.

3.The Carbon Border Adjustment Mechanism explained // RaboResearch -EconomicResearch.URL: https://economics.rabobank.com/publications/2021/july/cbam-carbon-border-adjustment-mechanism-eu-explained/

4.Carbon Border Adjustment Mechanism // Taxation and Customs Union. URL: https://ec.europa.eu/taxation_customs/green-taxation-0/carbon-border-adjustment-mechanism_en

5.Еврокомиссия намерена ввести в действие систему таможенных экосборов с 2026 года // T ACC. URL: https://tass.ru/ekonomika/11908701

6.Ронжина Н.А. Нарушение принципа конкурентного равенства в международной торговле: претензии всемирной торговой организации относительно взимания Россией экологического утилизационного сбора // Таможенные чтения - 2013. Современный мир: проблемы глобализации: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. / Под общ. ред. профессора А.Н.Мячина. - СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал РТА, 2013. С. 318323.

7.Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/

8.Федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов» от 02.07.2021 г. № 296-ФЗ // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47013

9.Проект Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования выбросов и поглощения парниковых газов в Сахалинской области»//СПС«КонсультантПлюс».URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ& n=206617#RqSSpiSEr7yFI 1oS1

10.Российские власти завершают формирование позиции по СВАМ // rbc.ru. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2021/09/03/612f64969a7947c3e6f958e7

II.Ронжина Н.А. Экологическая безопасность евразийского экономического союза как комплексный объект публично-правовой охраны // Таможенные чтения - 2017. Современная наука и образование на страже экономических интересов Российской Федерации. Сборник материалов Всероссийской научно -практической конференции с международным участием: В 3 т. . 2017. С. 150-156.

References

1. Ronzhina N.A. Characteristics of environmental risks of foreign trade activity // Tamozhennye chteniya - 2015. Evrazijskij ekonomicheskij soyuz v usloviyah globalizacii: vyzovy, riski, tendencii. Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obshchej redakciej S.N. Gamidullaeva. 2015. S. 212-219. (In Russian)

2. Matveeva E. V. «Environmental policy of the European Union» // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo, №. 6, 2010.S. 311-317. (In Russian)

3. The Carbon Border Adjustment Mechanism explained // RaboResearch - EconomicResearch.URL: https://economics.rabobank.com/publications/2021/july/cbam-carbon-border-adjustment-mechanism-eu-explained/

4. Carbon Border Adjustment Mechanism // Taxation and Customs Union. URL: https://ec.europa.eu/taxation_customs/green-taxation-0/carbon-border-adjustment-mechanism_en

5. The European Commission intends to put into effect a system of customs eco-collections from 2026 // TACC. URL: https://tass.ru/ekonomika/11908701

6. Ronzhina N.A. Violation of the principle of competitive equality in international trade: claims of the World Trade Organization regarding Russia's collection of environmental recycling fees // Tamozhennye chteniya - 2013. Sovremennyj mir: problemy globalizacii: Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. / Pod obshch. red. professora A.N.Myachina. - SPb.: Sankt-Peterburgskij imeni V.B.Bobkova filial RTA, 2013. S. 318- 323.(In Russian)

7. Federal Law «On Environmental Protection» dated 10.01.2002// SPS «Konsul'tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/

8. Federal Law «On Limiting Greenhouse Gas Emissions» dated 02.07.2021// Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossii. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47013

9. Draft Federal Law «On conducting an experiment to Establish Special Regulation of Greenhouse Gas Emissions and Absorption in the Sakhalin Region» //SPS«Konsul'tantPlyus».URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=206617#R qSSpiSEr7yFI1oS1

10. The Russian authorities are completing the formation of a position on YOU // rbc.ru. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2021/09/03/612f64969a7947c3e6f958e7

11. Ronzhina N.A. Environmental safety of the Eurasian Economic Union as a complex object of public legal protection // Tamozhennye chteniya - 2017. Sovremennaya nauka i obrazovanie na strazhe ekonomicheskih interesov Rossijskoj Federacii. Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem : V 3 t. . 2017. S. 150-156. (In Russian)

УДК 341.1/8

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМАТИКИ ОТРАСЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТАМОЖЕННОГО ПРАВА

Ронжина Нина Алексеевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин

Охрименко Ярослав Вячеславович Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, студент 3 курса юридического факультета

ON THE ISSUE OF SYSTEMATIZATION AND SYSTEMATIZATION OF THE BRANCH OF

INTERNATIONAL CUSTOMS LAW

Nina Ronzhina A.

St. Petersburg named after V. B. Bobkov branch Russian Customs Academy, Senior Lecturer of the Department of State and Legal Disciplines

Okhrimenko Yaroslav V.

St. Petersburg named after V. B. Bobkov branch Russian Customs Academy, 3th year student of the Faculty of Law ВАК:12.00.14 - Административное право; административный процесс

Статья посвящена теории систематики отрасли международного таможенного права (МТП). Рассматриваются научные позиции и новации, затрагивающие вопросы системности и систематизации отрасли в условиях сложившихся международных таможенных отношений. Авторами исследуется взаимосвязь признака системности и процессов теоретической систематизации отрасли, доказывается наличие в ее структуре полного комплекса системообразующих элементов необходимых для установления места и роль МТП в системе международного права.

The article is devoted to the theory of taxonomy of the branch of international customs law (ICL). The article considers scientific positions and innovations that touch upon the issues of consistency and systematization of the industry in the context of established international customs relations. The authors investigate the relationship between the sign of consistency and the processes of theoretical systematization of the industry, prove the presence in its structure of a full complex of backbone elements necessary to establish the place and role of the ICC in the system of international law.

Ключевые слова: международное таможенное право, систематика, системность, систематизация, гармонизация права, унификация права, Киотская конвенция

Keywords: international customs law, consistency, systematization, harmonization of law, unification of law, Kyoto Convention

Международное таможенное право (МТП) - это система норм и принципов, регулирующих межгосударственные отношения в сфере международного сотрудничества и взаимопомощи по вопросам таможенного дела и таможенного регулирования [1, с.12]. Характерной особенностью МТП является то, что это относительно недавно сформировавшаяся отрасль права, главенствующую роль в формировании которой, сыграла Всемирная таможенная организация. В силу новизны, теория международного таможенного права продолжает формироваться в рамках доктринального осмысления присущих ему явлений и феноменов, требуя дальнейшего теоретического развития и аккумуляции научной мысли. Такие базовые категории МТП, как «системность» и «систематизация» отрасли, до сих пор так и не приобрели однозначной трактовки, что делает еще более актуальным изучение закономерностей систематики применительно к данной отрасли.

Юридическая (правовая) систематика представляет собой учение о содержательно - структурном строении отрасли. Приемы систематики позволяют через анализ структуры отрасли права, составить общее представление о его сущностных юридических характеристиках: внутренней системности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.