Научная статья на тему 'Идеологический элемент механизма правового регулирования'

Идеологический элемент механизма правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовое регулирование / механизм правового регулирования / идеология / правовая идеология / теория правового регулирования / теория государства и права / legal regulation / mechanism of legal regulation / ideology / legal ideology / theory of legal regulation / theory of state and law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Давид Семенович Давидов

Рассмотрена теория правового регулирования, в особенности структуры механизма правового регулирования. Подчеркивается, что современная теория правового регулирования, являясь итерацией советской теории правового регулирования, предполагает пересмотр ряда ее положений в части элементного состава механизма правового регулирования в связи с существенным изменением условий жизни современного общества и государства. Делается вывод о необходимости достраивания механизма правового регулирования идеологическим элементом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideological element of the mechanism of legal regulation

The theory of legal regulation, especially the structure of the mechanism of legal regulation, is considered. It is emphasized that the modern theory of legal regulation, being an iteration of the Soviet theory of legal regulation, assumes revision of a number of its provisions in terms of the elemental composition of the mechanism of legal regulation in connection with a significant change in the conditions of life of modern society and the state. It is concluded that it is necessary to complete the mechanism of legal regulation with an ideological element.

Текст научной работы на тему «Идеологический элемент механизма правового регулирования»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 34.01

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-81-84 EDN: https://elibrary.ru/dpuolg NIION: 2003-0059-6/23-840 MOSURED: 77/27-003-2023-06-039

Идеологический элемент механизма правового регулирования

Давид Семенович Давидов

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, david007-86@mail.ru

Аннотация. Рассмотрена теория правового регулирования, в особенности структуры механизма правового регулирования. Подчеркивается, что современная теория правового регулирования, являясь итерацией советской теории правового регулирования, предполагает пересмотр ряда ее положений в части элементного состава механизма правового регулирования в связи с существенным изменением условий жизни современного общества и государства. Делается вывод о необходимости достраивания механизма правового регулирования идеологическим элементом.

Ключевые слова: правовое регулирование, механизм правового регулирования, идеология, правовая идеология, теория правового регулирования, теория государства и права

Для цитирования: Давидов Д. С. Идеологический элемент механизма правового регулирования // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 6. С. 81-84. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-81-84. EDN: DPUOLG.

Original article

Ideological element of the mechanism of legal regulation

David S. Davidov

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

david007-86@mail.ru

Abstract. The theory of legal regulation, especially the structure of the mechanism of legal regulation, is considered. It is emphasized that the modern theory of legal regulation, being an iteration of the Soviet theory of legal regulation, assumes revision of anumber of its provisions in terms of the elemental composition of the mechanism of legal regulation in connection with a significant change in the conditions oflife of modern society and the state. It is concluded that it is necessary to complete the mechanism of legal regulation with an ideological element.

Keywords: legal regulation, mechanism of legal regulation, ideology, legal ideology, theory of legal regulation, theory of state and law

For citation: Davidov D. S. Ideological element of the mechanism of legal regulation. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(6):81-84. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-81-84. EDN: DPUOLG.

Довоенный период развития советской теории права был сопряжен преимущественно с поиском ответа на вопросы о природе, сущности и генезисе права. Большое внимание уделялось правовым отношениям. Методология опиралась на принцип партийности науки, принцип, предполагающий наличие диалектической взаимосвязи науки и идеологии. Так, во-первых, идеология коммунизма давала ценностно-смысловую перспективу социального и государственно-правового развития, финальным этапом которого

является коммунистическое общество, в котором «социальные эволюции перестанут быть политическими революциями» [11, с. 185]. В свою очередь, юридическая наука призвана служить цели воплощения в действительность этой перспективы. Во-вторых, считалось, что подлинно научная теория права вскрывает метафизический характер буржуазной юриспруденции и философии права, суть которых в легитимации власти эксплуататорского меньшинства (рабовладельцев, феодалов, капиталистов и др.). Советская

© Давидов Д. С., 2023

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

же теория права обладает четкой мировоззренческой направленностью, выражающей интересы огромных масс людей - рабочих - только в силу того, что она показывает правовую жизнь такой, какой она является на самом деле: с реальным превосходством наиболее богатых слоев общества, несправедливостью права и суда в классовом обществе, манипулятивностью буржуазной идеологии и т. д. Таким образом, считалось, что если советская теория права адекватно отражает правовую реальность и дает понимание о закономерностях развития правовых отношений, то эта теория есть рычаг социального переустройства [5, с. 4]. Поэтому разработка отдельной теории правового регулирования в рамках общеправовой теории стала лишь вопросом времени.

На послевоенном этапе развития советской теории государства и права проблематика правового регулирования становится объектом пристального изучения. С 60-х г. XX в. начинают появляться первые исследования, непосредственно посвященные теме правового регулирования [2; 4; 6; 13], а к концу существования СССР сформировалась последовательная теория правового регулирования. Так, С. С. Алексеев пишет: «Правовое регулирование - это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения в целях их упорядочения, охраны, развития в соответствии с требованиями экономического базиса, общественными потребностями данного социального строя» [3, с. 289]. Отсюда вытекает и структура механизма правового регулирования, включающая юридические по своей сущности элементы: нормативный правовой акт, правоприменительный акт, акт толкования права, правоотношение [3, с. 288-321]. Очевидно отсутствие идеологических элементов в механизме правового регулирования, что обусловлено несколькими факторами. Во-первых, в Республике Советов коммунистическая идеология была встроена в функционирование государственных и общественных аппаратов, она пронизывала все значимые сферы жизни общества, культивируя прогрессивные ценности (всеобщего равенства в правах, справедливости, недопустимости эксплуатации, коллективизма, свободы, товарищества и др.). Причем при высоком уровне централизации советского государства обеспечивалось относительное единообразие и последовательность воплощения данных идеологических координат. Государственные и социальные институты выстраивались на основании норм как официального, так и неофициального (контекстуального) права [7, с. 20-21], тем не менее они всегда были публичны и понятны, поскольку не являлись результатом кулуарных договоренностей отдельных властных групп. Поэтому и механизм правового регулирования не предполагал наличие элементов идеологии. Во-вторых, в рамках советской теорети-

ко-правовой традиции право всегда рассматривалось инструментально, т. е. как всецело обусловленный волей законодателя (государства) обособленный комплекс, с одной стороны, обеспечивающий фактические общественные отношения и, с другой стороны, комплекс, позволяющий достигать целей социального строительства1. Ввиду этого предполагалось не просто наличие водораздела между правом, как и правовым регулированием, и идеологией, но также и то, что правовое регулирование не нуждается в собственной идеологии или, как минимум, собственном идеологическом элементе. В этом смысле право скорее может рассматриваться как элемент идеологического воздействия, а не наоборот. Таким образом, при автономности, самодостаточности и полномасштабное™ идеологии механизм правового регулирования не предполагал включения в свою структуру элемента идеологии. Соответственно и теория правового регулирования, сформировавшаяся в послевоенный период советской истории, исходит из отсутствия в механизме правового регулирования элемента идеологии, представляя его структуру как совокупность взаимообусловленных элементов чисто юридического характера.

После распада СССР теория правового регулирования, продолжая методологически базироваться на юридическом позитивизме, была принята на вооружение отечественной общеправовой теорией с некоторыми несущественными изменениями. К примеру, в одной из своих постсовестких работ С. С. Алексеев указывает, что механизм правового регулирования содержит следующие звенья: юридические нормы, правоотношения, акты реализации прав и обязанностей [1]. «Правовое регулирование - это воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения и развития, осуществляемое при помощи системы правовых средств, представляющих собой многообразные правовые явления, такие как нормы права, юридические факты, правоотношения, индивидуальные предписания, акты реализации прав и обязанностей» [12] - И. Н. Сенин приводит наиболее типичное, распространенное определение правового регулирования, отражающее традиционный элементный состав механизма правового регулирования. Однако ключевая проблема кроется в том, что подобная структура механизма правового регулирования если и была оправдана для советской государственно-правовой действительности, которая, собственно, и определила нынешний вид теории правового регулирования, то в современных реалиях она представляется недостаточной. Так, во-первых, современное российское государство в рамках своего функционирования не использует единую идеологию. Ст. 13 Конституции Российской

1 Сам термин «строительство» подчеркивает восприятие социальной материи как подвластного волевому воздействию конструкта, на который, в свою очередь, можно эффективно воздействовать при помощи права. Мы склонны в большей степени разделять эту позицию, однако с некоторыми оговорками.

JURISPRUDENCE

Федерации декларирует идеологическое многообразие. Общегосударственная идеология отсутствует и, следовательно, отсутствует единая координационная система, которая могла бы дополнить или уравновесить чисто юридический по своей форме инструментарий правового регулирования. Во-вторых, в современном российском государстве, которое продолжает сохранять свое правовое качество, право и правовое регулирование оправданно позиционируются не как простое средство, а как обладающий самостоятельной значимостью процесс. Как справедливо отмечает В. П. Малахов: «надо рассматривать государство как институт, закономерно возникающий в результате органичного развития права и нужный для его воспроизводства» [10]. Это обусловливает необходимость ухода от оценки правового регулирования только как инструмента, обеспечивающего фактические общественные отношения, и его переосмысление как качественно самодостаточной и автономной структуры. Поэтому и существующая теория правового регулирования должна быть подвергнута пересмотру на предмет достраивания механизма правового регулирования элементом в виде правовой идеологии, с присущим ей функционалом [9]. Основу этой идеологии составляет ценностная система, в которой ведущая роль отводится конвенциональным правовым ценностям. Как представляется, это позволит:

• унифицировать практику правового регулирования. Правовое регулирование, базирующееся на единых ценностных установках, изживает партикуляризм правопорядков, обеспечивает понятность юридических норм, предсказуемость правореализации;

• обеспечить целеполагание в контексте правового регулирования. Современное российское общество, глубоко пережив последствия распада СССР и разочарование в либеральных западноевропейских моделях развития, которые пришли (во многом навязано) на смену советским парадигмам социального устройства, еще остается разобщенным и лишенным каких-либо серьезных целей кроме цели личного обогащения, консюмеризма. Так, И. А. Калиниченко, О. В. Зиборов, А. И. Клименко неспроста отмечают то, что наиболее содержательная часть права связана с правовыми ценностями, т. е. объектом, расположенным на идеологическом (правовая идеология) уровне жизни общества [8]. В свою очередь, только тогда правосознание есть фактор правопорядка, когда оно базируется на определенном ценностном каркасе;

• выстроить систему защиты от негативного идеологического влияния извне. В настоящее время ряд западноевропейских государств воздействует через средства коммуникации на идеологическую сферу российского общества

посредством порождения новых мифов и воскрешения давно забытых, еще антисоветских идеологем. И если блокировка таких средств коммуникации скорее контрпродуктивна ввиду информационного характера современного общества и глобальности информационных структур, то механизм правового регулирования, фундированный на правовых ценностях, которые носят объективный характер, обеспечивает устойчивость общественного правосознания, его защищенность от негативного воздействия;

• консолидировать российское общество вокруг целей правового регулирования. Это становится возможно только при наличии содержательного звена в механизме правового регулирования - элемента идеологии. Базисом данного элемента является система правовых ценностей. Так, отечественным законодателем предпринята попытка концептуализации традиционных российских духовно-нравственных ценностей в Указе Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Таким образом, современная теория правового регулирования является результатом воспроизводства практически в неизменном виде советской теории правового регулирования. В рамках советской теории государства и права механизм правового регулирования был представлен набором чисто юридических элементов и не нуждался в отдельном идеологическом элементе, составляющим его ценностно-содержательную часть. Это было обусловлено наличием единой идеологии и ее функциональностью для советского государства и общества. Вместе с тем современное теоретическое осмысление механизма правового регулирования, не претерпев существенных изменений после распада СССР, оказалось в условиях радикальных социально-политических преобразований: исчезновения единой идеологии, оформления правового государства, переустройства государственно-правовых институтов и системы права и т. д. Более того, современные политические конфликты показывают, что общественное правосознание и идеологическая сфера общества - это объект целенаправленного негативного воздействия. Поэтому сегодня представляется целесообразным пересмотр теории и практики правового регулирования. Он предполагает достраивание механизма правового регулирования элементом в виде правовой идеологии с целью повышения эффективности правового регулирования и защиты от негативного идеологического воздействия извне. Основу правовой идеологии составляют объективно существующие правовые конвенциональные ценности российского общества.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Список источников

1. Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М. : Изд-во НОРМА, 2001.

2. Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М. : Юрид. лит., 1966.

3. Алексеев С. С. Общая теория права: в2т. М. : Юрид. лит., 1981. Т. 1.

4. Братусь С. Н. Имущественные и организационные отношения и их правовое регулирование в СССР // Вопросы общей теории советского права. М. : Госюриздат, 1960.

5. Вышинский А. Я. Основные задачи науки советского социалистического права II Социалистическая законность. 1938. №8.С. 1-38.

6. Горшенев В. М. Участие общественных организаций в правовом регулировании. М. : Госюриздат, 1963.

7. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М. : Изд-во «Художественный журнал», 1999.

8. Калиниченко И. А., Зиборов О. В., Клименко А. И. Формирование ценностных оснований профессионального правосознания сотрудника полиции в процессе образовательной деятельности высших учебных заведений МВД России II История государства и права. 2020. № 10. С. 3-10.

9. Клименко А. И. Правовая идеология современного политически организованного общества: монография. М. : Норма, 2017.

10. Малахов В. П. Общая теория права и государства: курс лекций. М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2018.

11. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения (Нищета философии). 2-е изд-е. М. : Государственное издательство политической литературы. 1955.

12. Сенин И. Н. Правовое регулирование и правовая система II Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2017. Т. 21. № 1. С. 16-20.

13. Шабалин В. А. Системный анализ механизма правового регулирования II Советское государство иправо. 1969. № 10. С. 124-125.

References

1. Alekseev S. S. Ascent to the right. Findings and solutions. M. : NORMA Publishing House, 2001.

2. Alekseev S. S. Mechanism of legal regulation in the socialist state. M. : Jurid. lit., 1966.

3. Alekseev S. S. General Theory of Law: in 2 vol. M. : Jurid. lit., 1981. T. 1.

4. Bratus S. N. Property and organizational relations and their legal regulation in the USSR // Issues of the general theory of Soviet law. M. : Gosyurizdat, 1960.

5. Vyshinsky A. Ya. Main tasks of the science of Soviet socialist law // Socialist Legality. 1938. № 8. P. 1-38.

6. Gorshenev V. M. Participation of public organizations in legal regulation. M. : Gosurizdat, 1963.

7. Zizek S. The sublime object of ideology. M. : Publishing House «Art magazine», 1999.

8. Kalinichenko I. A., Ziborov O. V., Klimenko A. I. Formation of value bases of professional legal consciousness of a police officer in the process of educational activities of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia // History of State and Law. 2020. № 10. P. 3-10.

9. Klimenko A. I. Legal ideology of modern politically organized society: a monograph. M. : Norma, 2017.

10. Malakhov V. P. General theory of law and state: a course of lectures. M. : UNITI-DANA : Law and Law, 2018.

11. Marx K., Engels F. Works (The Poverty of Philosophy). 2nd ed. M. State Publishing House of Political Literature. 1955.

12. Senin I. N. Legal regulation and legal system // Legal Bulletin of Dagestan State University. 2017. T. 21. № 1. P. 16-20.

13. Shabalin V. A. System analysis of the mechanism of legal regulation // Soviet State and Law. 1969. № 10. P. 124-125.

Информация об авторе

Д. С. Давидов - доцент кафедры теории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.

Information about the author D. S. Davidov - Associate Professor of the Department of State and Law Theory of the Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Candidate ofLegal Sciences.

Статья поступила в редакцию 04.04.2023; одобрена после рецензирования 01.06.2023; принята к публикации 01.08.2023.

The article was submitted 04.04.2023; approved after reviewing 01.06.2023; accepted for publication 01.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.