УДК343.341.1 ББК 67.308
Кагерманов Абу-Салех Сайдалиевич
к.и.н., доцент, декан юридического факультета Чеченского государственного университета, г. Грозный. [email protected] Бидова Бэла Бертовна д.ю.н., доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии Чеченского государственного университета, г. Грозный. [email protected]
Идеологические направления российского экстремизма конца XIX -
начала ХХ вв
Изучение современного правового обеспечения противодействия терроризму и преступлениям, содействующим террористической деятельности, разработка эффективных мер по противодействию терроризму, устранение пробелов и изъянов в современном российском антитеррористическом законодательстве, его совершенствование невозможны без обращения к истории российского уголовного законодательства о борьбе с террористическими проявлениями.
Рассмотрим, как он зарождался, проявлялся и как Россия, законодательно противодействовала ему. Уголовно-правовая регламентация экстремистской преступности в России сформировалась в эпоху пика развития государства.
В древней Руси аналогом современного экстремизма и терроризма являлись, например, заговор и посягательство на жизнь властвующего князя или его окружения. В первый раз разделение преступлений государственных и политических от преступлений иного рода прослеживается в Соборном уложении 1649 г. Соборное Уложение - первый в истории русского законодательства кодекс с системой государственных преступлений, являющихся прототипом современного экстремизма. Такими преступлениями являлись бунт, заговор, измена, то есть по сути дела любые деяния (или даже один умысел), направленные против государя и его семьи. Примечательно, что родственники и близкие лица, совершившего подобное преступление, так же подвергались наказанию. [1, с. 23]
Последующее увеличение списка преступлений относящихся к экстремистским произошло в Воинском артикуле Петра 1715 г. Наиболее серьезным преступлением считалось покушение на жизнь, здоровье и честь государя. «Возмущению» и бунту была отведена отдельная глава Артикула. Известно, что судили декабристов именно на основе норм Петровского Воинского артикула и Соборного Уложения. Нормы ответственности за государственные преступления были окончательно юридически оформлены в 1845 г в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных где им было отведено две главы, объединенных в раздел «О преступлениях государственных». В первой главе были приведены нормы «о преступлениях против Священной Особы Государя Императора и Членов Императорского Дома», а во второй - нормы «О бунте против Власти Верховной и государственной измене». [2, с. 11]
Как видим, Российском дореволюционном законодательстве нет понятия ответственности за возбуждение национальной вражды и розни как особо опасного преступления против порядка управления. Из этого можно сделать вывод, что экстремизм в то время носил исключительно политический характер и не затрагивал национальных интересов. Российский экстремизм как массовое и системное явления, серьезно угрожающее национальной безопасности, начал формироваться в последней четверти XIX в. Историко-правовая литература неизменно связывает данный процесс с ростом в стране в данный период радикального настроя среди русской интеллигенции и ее последующим расколом на фракции, благодаря которому и выделилась экстремистская по своей политической направленности партия «Народная воля».
Основным способом осуществления социальных преобразований был избран терроризм, а главная его цель - представители государственного аппарата. Революционные теоретики пытались доказать, что посредством покушения на высших правительственных чиновников возможно достигнуть сразу двух целей: деморализации с возможностью последующей остановки правительственной машины и одновременной демонстрации населению
уязвимости монархии. Однако сегодня можно говорить о том, что террористы позабыли о своих первоначальных целях, а сам террор стал инертен.
Тенденции криминализации в России этого периода впервые в истории продемонстрировало то, что в последующие десятилетия неоднократно будет повторено в ряде других стран, столкнувшихся с проблемой экстремизма: всякая серия совершенных публично дерзких самоубийственных актов-покушений, взрывов бомб, самосожжений, угонов самолетов резонансом отдается в некоторых людях и заражает их желанием повторить то же самое.
В отличие от современного положения в рассматриваемый период экстремизм в России с точки зрения мотивации был преимущественно политическим, а по составу участников может быть определен как интеллигентский. Убийство Александра II в Петербурге 1 марта 1881 стало главным и наиболее громким актом «Народной воли». После 1 марта 1881 г. «Народная воля» стала клониться к своему явному закату, причиной тому послужили аресты и гибели большинства ее вождей и активные и весьма продуктивные контртеррористические меры властей. Партия социалистов-революционеров, появившаяся в 1901 г. переняла экстремистские традиций народовольцев, их террористическая деятельность характеризовалась не только организованностью и массовостью, но и профессионализмом. Подтверждением тому явилось создание специального подразделения - Боевой организации (БО), которое было законспирировано и действовало в автономном от руководящих партийных структур режиме. Именно с приходом БО наступила эпоха широкомасштабного терроризма в России (1905-1907 гг.) [3, с. 130]
Однако наибольшую жестокость и беспринципность в борьбе проявили отколовшиеся от партии социалистов-революционеров так называемые эсеры-максималисты - наиболее экстремистское крыло партии, выступавшие за тотальный, ничем не ограниченный террор. Самыми громкими их акциями стал взрыв дачи премьер-министра П.А. Столыпина на Аптекарском острове в Петербурге 12 августа 1906 г., когда было убито на месте около тридцати человек и десятки ранено.
Г оды царствования Александра III укрепили и утвердили русский национализм как контрреволюционное и верноподданническое движение. Антисемитизм, которым страдали и славянофил Иван Аксаков, и либерал Иван Тургенев, и народный поэт Николай Некрасов - одна его составляющая неизменная с 40-х годов XIX в. При императоре Александре Александровиче неотъемлемой принадлежностью русской общественной жизни стал еврейский погром. [4, с. 79] . Газета «Новое время», рупор антисемитизма, пользовалась популярностью в Германии и Австро-Венгрии, где пышным цветом цвел собственный национализм. Так, например в 1882г., дрезденский пастор Адольф Штеккер, созвал международный антисемитский конгресс, среди присутствующих были замечены и русские делегаты. [5, с. 9]
В начале ХХ столетия зародилась и сформировалась большевистская партия, руководствующаяся марксистскими идеями, данная партия внесла весомую лепту в национальный террор. Власти, однако, вначале довольно спокойно и даже снисходительно реагировали на появление нового левого политического движения.
Нужно отметить, что террористические акты со стороны большевистских боевиков, не брезговавших никакими средствами, носили чисто уголовный характер, потому как основной их целью являлось добывание материальных средств. Правое направление политического терроризма в России было представлено так называемой «Черной сотней», под которой понимались различные экстремистские группы, существовавшие примерно между началом ХХ века и 1917 годом. Наиболее могущественной из них, вобравшей затем в себя все остальные черносотенные союзы, стал «Союз русского народа» (СРН), официально легализовавшийся при поддержке властей в октябре 1905 года. В 1908 году вследствие интриг и внутренней борьбы из СРН выделился «Союз Михаила Архангела», принципы и нравы членов которого практически не отличались от царивших в СРН.
Таковы основные организации и идеологические направления российского экстремизма конца XIX - начала ХХ вв.
Как реакция на резкий всплеск экстремизма в конце 70-х годов XIX в. власти принимают ряд законодательных актов чрезвычайного характера. 9 августа 1878 г. правительством было издано «временное» распоряжение (в последствии ставшее постоянным), согласно которому дела о вооруженном сопротивлении правительственным органам и нападениях на государственных чиновников при исполнении теми служебных обязанностей подлежали передаче в военно-полевой суд и судились по законам военного времени. Таким образом, лица, оказавшие сопротивление при задержании, исключались из гражданской юрисдикции, а приговоры по такого рода делам не подлежали обжалованию и приводились в исполнение незамедлительно. Приговоры нуждались лишь в утверждении командующего соответствующим военным округом. Расширялись юридические основания задержания лиц, подозреваемых в совершении государственных преступлений, куда включалось «участие в беспорядках и сходках».
Необходимо отметить, что основным нормативным актом в сфере законодательного регулирования борьбы с экстремизмом чрезвычайного характера был акт от 14 августа 1881 г., который назывался «Распоряжение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и приведения определенных местностей империи в состояние Усиленной охраны». «Распоряжение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и приведения определенных местностей империи в состояние Усиленной охраны». Распоряжение гласило о том, что появилась нужда в определенных «чрезвычайных» мерах, так как обычные законы не справляются со своей функцией сохранения порядка в империи.
Далее этот нормативный акт полностью сосредоточил всю борьбу с подрывной деятельностью в руках МВД. По сути, он регулировал введение чрезвычайного (особого) положения на той или иной территории государства. Речь шла о возможности объявления состояния «усиленной охраны» и «чрезвычайной охраны» в различных частях империи. Министерство внутренних дел, и, при его согласии, генерал-губернаторы были уполномочены
вводить «усиленную охрану». [6, с. 71] Утверждение же «Чрезвычайной охраны» было возможным лишь при утверждении кабинетом и царем лично. Четких условий введения того или иного положения оговорено не было. При «усиленной охране» генерал-губернаторы, губернаторы и градоначальники наделялись самым широким набором административно-полицейских мер в отношении населения. В случаях, когда правительством усматривалась необходимость введения «чрезвычайной охраны», назначался главнокомандующий, который в дополнение к вышеуказанным полномочиям, имел право смещать выборных земских депутатов, или даже вообще закрывать земства, а также увольнять любых чиновников ниже высших трех рангов. [7, с. 211] Хотя этот акт и носил временный характер сроком действия в три года, тем не менее, перед его истечением срок этот неизменно продлялся, и так вплоть до падения монархии.
В годы первой русской революции правоэкстремистские круги оформляются организационно в «Союз русского народа». Его создатель тайный советник Александр Дубровин. C конца 70-х годов Х1Х правительство было вынуждено принимать организационные и правовые меры для борьбы с экстремизмом, параллельно совершенствуя сами методы борьбы, порой с опозданием в условиях чрезвычайных обстоятельств. До начала 80-х годов XIX в. основным органом, осуществлявшим борьбу с преступлениями против государства и общественного порядка, было Третье Отделение Собственной Его Величества Канцелярии (III Отделение), созданное Николаем I в 1826 г.
После взрыва в Зимнем дворце в феврале 1880 г. власти были вынуждены принять экстренные и радикальные меры, выразившиеся в полном реформировании полицейской машины, поскольку стало очевидно, что III Отделение не способно уберечь императора и его приближенных. 12 февраля 1880 г. была создана Верховная Распорядительная комиссия во главе с графом М.Т. Лорис-Меликовым, а 6 августа по предложению последнего Александр II своим указом упразднил III Отделение, передав его дела вновь созданному
Департаменту государственной полиции (с 1883 г. - просто Департамент полиции) МВД.
Таким образом, общая и политическая полиция оказались централизованными в рамках одного ведомства. Директор департамента полиции также являлся и командиром корпуса жандармов. В целом в Российской Империи была создана довольно целостная система борьбы с экстремизмом, которая задействовала практически все органы государственной власти всех уровней, как общей компетенции, так и специализированные. К высшим центральным органам России в данном случае следует отнести: самого императора, Государственную Думу и Государственный Совет, Правительство и Сенат. Данные органы в борьбе с терроризмом принимали участие в рамках их общих полномочий. Прежде всего, это соответствующая законотворческая деятельность, исполнительная власть Правительства и область верховной судебной власти. На местах в борьбе с терроризмом были задействованы губернаторы и градоначальники и их аппараты.
Литература:
1. Фридинский СН. Борьба с экстремизмом (уголовно-правовой и криминологический аспекты): Дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов: СГАП, 2008.
- 42с.
2. Кибальник А.Г. Борьба с экстремизмом и противоречивость уголовной политики // Научно-практический журнал «Уголовное право». 2008. № 2. - С. 129-135.
3. Косякова М.Е. Правовая превенция политического экстремизма: институционально-технологический аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук.
- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 46с.
4. Сабов А.Д."Экс" и "нео": разноликие правые. - М.: Международные отношения, 1991. - 109с.
5. Некрасов Д.Е. Расово-этнический экстремизм: криминологический аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Рязань: Россы, 2007. - 41с.
6. Ричард Пайпс /Перевод с английского В. Козловского. - М.: Независимая газета, 1993. - 396с.
7. Евдокимова Т.Л. Конституционно-правовые основы деятельности органов внутренних дел России по ограничению основных прав и свобод человека и гражданина в условиях противодействия экстремизму: Дис... канд. юрид. наук. - М.: Изд-во Академии управления МВД России, - 229с.
8. Со А.А. Конституционно-правовые основы свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений в России: Дис. канд. юрид. наук. -СПб.: Изд-во С-З АГС, - 227с.