Научная статья на тему 'Идеологическая социализация: роль в социальных процессах государства'

Идеологическая социализация: роль в социальных процессах государства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1616
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / THE STATE / IDEOLOGICAL SOCIALIZATION / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Парубчак Иван Орестович

Изучен феномен социализации как жизненно необходимый для общества и индивидуума процесс передачи и усвоения социального опыта. Анализируется значение идеологической доктрины для формулирования и представления направлений развития общества, а также общих принципов политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Ideological Socialization: the Role in Social Processes of the State

The phenomenon of socialization as a vital to a society and an individual process of transmission and assimilation of social experience is studied. The significance of ideological doctrine for the formulation and representation of social development lines, as well as general principles of politics are analyzed.

Текст научной работы на тему «Идеологическая социализация: роль в социальных процессах государства»

I.G. Parubchak The Ideological Socialization: the Role in Social Processes of the State

The phenomenon of socialization as a vital to a society and an individual process of transmission and assimilation of social experience is studied. The significance of ideological doctrine for the formulation and representation of social development lines, as well as general principles of politics are analyzed.

Key words and word-combinations: the state, ideological socialization, management.

Изучен феномен социализации как жизненно необходимый для общества и индивидуума процесс передачи и усвоения социального опыта. Анализируется значение идеологической доктрины для формулирования и представления направлений развития общества, а также общих принципов политики.

Ключевые слова и словосочетания: государство, идеологическая социализация, управление.

УДК 1:316 ББК 60.028

И.О. Парубчак ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ: РОЛЬ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕ^АХ ГОСУДАРСТВА

(Идеология объясняет и оправдывает общественные реалии через соотнесение их с ценностями высшего порядка, придавая смысл трансформациям, происходящим в обществе. Идеологические ценности организуют и направляют деятельность людей в политической, духовной, государственной и иных сферах общества, обеспечивают целостность социосферы в общем. Таким образом, идеологическая структура является определяющей силой развития и функционирования всех систем социосферы. Идеология выступает важным фактором легитимации государственной власти, обосновывая ее право на управление обществом и создавая основу для проведения определенной политики.

Социализация как процесс становления социальной сущности человека является проблемным полем исследований вот уже на протяжении более ста лет. Все теории социализации в конечном счете различаются между собой способом разрешения вопроса о взаимосвязи индивидуального и общественного в становлении человеческой личности. С помощью социализации общество вводит биологические инстинкты человека в определенные рамки, осуществляет контроль над индивидами, обеспечивает за счет поддержания однородности общества социальную стабильность [1, с. 87]. Социальный порядок может быть обеспечен согласованием ценностной системы общества с интериори-зированной ценностной структурой индивидов, его составляющих.

2 4 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

Стабильное функционирование идеосферы общества, наличие устойчивой ценностной системы как основы социальных взаимодействий, существование некоего консолидирующего и мобилизующего «общественного идеала» - все эти условия необходимы для поддержания стабильности социальных систем. Основным механизмом, позволяющим поддерживать стабильное функционирование социальной системы в целом, выступает идеологическая социализация как процесс усвоения индивидом идеологических норм и ценностей, наиболее фундаментальных экономических, социально-политических, правовых, культурных, духовных, экологических и иных ориентиров и смыслообразующих установок, составляющих ценностно-нормативное ядро идеологической системы [2, с. 112].

Интерес к проблемам, связанным с сущностным содержанием понятия «идеология», определением функций и места идеологии в общественной жизни не угасает в научной мысли вот уже на протяжении двух столетий. В гуманитарных науках сложились различные подходы к интерпретации данного понятия: от понимания идеологии как иллюзорного, ложного, искаженного сознания до рассмотрения ее в качестве необходимой социальной подсистемы, выполняющей функции интеграции и поддержания стабильности, определенной нормативно-ценностной матрицы, определяющей течение разнообразных общественных процессов [3, с. 227]. Общим для современных исследований идеологии является признание того факта, что дать универсальное определение этому феномену не представляется возможным - понятие идеологии охватывает многообразный комплекс явлений, имеющих социальную природу.

Главная функция идеологии - обеспечить единство и порядок в выполнении социальных ролей, а следовательно, и воспроизводство производственных отношений, поэтому идеология - необходимый элемент любого общества. В центре внимания исследователей находятся как содержательные, так и функциональные аспекты идеологии. Идеология в качестве логически сформированной системы символов выполняет важную функцию связи познавательного и оценочного восприятия социальных условий с программами коллективного действия по укреплению, изменению и трансформации общества. Задачей науки является формулирование и реализация в обществе научно обоснованной ценностной системы, ориентирующей общество на действие, обеспечивающей общественный прогресс [4, с. 56].

Идеологию не следует рассматривать с позиций ее истинности или ложности. Она необходима вследствие выполняемых ею социальных функций, среди которых интеграция общества в единое целое, обеспечение процессов управления обществом, формулирование целей общественного развития, легитимация государственной власти и многие другие. Наука советского периода рассматривала идеологию как системообразующий элемент социальной организации общества. Исследования в данной области велись в русле социологического подхода, когда идеология анализировалась с позиций интересов социальных классов и их отражения в ней. На базе социологического исследования идеология рассматривается как целостная система производства, распределения и потребления духовных продуктов, осуществляющаяся посредством социальных институтов и выражающая интересы определенной социальной группы общества,

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 2 5

включающая в себя аппарат идеологического воздействия как инструмент реализации идей и ценностей. Формирование новой идеологии означало бы прямое покушение на такие фундаментальные принципы демократии, как свободомыслие, толерантность, идейно-политический плюралізм [5, с. 87]. Трансформация идеологической системы общества влечет за собой изменение всех остальных общественных подсистем, определяя прогрессивное или регрессивное развитие экономических, политических и государственных отношений.

Основой существования любого общества является система фундаментальных социокультурных ценностей. Социализация - это тот процесс, который приводит к гармонии ценностных систем индивидов, правил их взаимоотношений и ценностной системы общества; методологически важным представляется понимание социализации через процесс интерпретации. Существует дуальность социализационных процессов: с одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, с другой - активно воспроизводит социальные отношения уже на новом уровне в процессе своей деятельности, активного включения в социальную среду. Социализация позволяет человеку, во-первых, стать личностью, во-вторых - встроиться в социум [6].

Динамизм современного общества, его информационный характер, множественность и во многом несогласованность действий институтов социализации приводят к тому, что от личности сегодня требуется большая степень автономии от каждого из этих социализирующих институтов. Социализация служит одним из важнейших факторов нормального функционирования общества, обеспечения и стабилизации социального порядка, необходимой преемственности общественного развития. Будучи многогранным процессом, социализация может быть классифицирована по различным основаниям. Общества различаются механизмами регуляции социальной жизни, закрепляя те или ценности; общество формирует определенную стратегию своего развития на основе приоритетных социальных ориентиров. Общество с помощью системы правовых и моральных норм предписывает своим членам определенные модели поведения в самых различных ситуациях. Общество формирует систему социального контроля над выполнением социальных норм [7]. Ценностно-нормативный механизм регуляции социальной жизни является отражением характера взаимоотношений общества и индивида, государства и общества.

Если понимать идеологию как ценностно-нормативную подсистему общества, своеобразное мировоззрение социума, идейную основу всех существующих общественных отношений в сфере экономики, культуры, политики, то очевидно, что идеологические ценности не относятся только лишь к сфере политики. Наиболее фундаментальные представления о должном экономическом строе, отношение к формам собственности, способам распределения материальных благ, характеру и степени государственного вмешательства в экономику называются экономико-идеологическими ценностями. Идеология является механизмом рационализации на макросоциальном уровне, способом рационализации, оправдания иррациональных импульсов; это некая оправдательная теория, не относящаяся к научной картине мира и субъективно интерпретирующая окружающую действительность [8, с. 82]. Она выполняет важную обще-

2 6 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

ственную функцию: убеждает, воздействует на умы и заставляет действовать. Для поддержания социального порядка необходимо ставить фантастические цели и стремиться к фантастическим идеалам; иначе говоря, следует опираться на какие-либо идеологии и при этом смириться с возможными препятствиями к достижению намеченной цели, объективно существующими в реальности.

Идеология, с одной стороны, «иллюзорна», а с другой стороны, выполняет ряд социально значимых функций - идентификации, легитимации, программирования и ориентирования субъектов внутри общества. Изменения идеологического компонента влекут за собой трансформацию и всех остальных социальных подсистем - экономики, политики. Идеологиями являются лишь такие системы ценностей, которые, выступая в качестве политического мировоззрения, имеющего силу веры, обладают особенно большим ориентационным потенциалом и потому способны обуздывать связанные с кризисом процессы социальной аномии [9, с. 65]. Они отличаются от других духовных феноменов ясностью выражения своих положений, доступностью народным массам, относительно высокой сплоченностью вокруг одной или нескольких фундаментальных ценностей.

Большую ценность представляет идеология государственных аппаратов, так как в ней подчеркивается роль государства в артикуляции идеологии как необходимого элемента любой общественной формации. Воспроизводство общественных отношений не может быть обеспечено лишь репрессивными государственными аппаратами, призванными осуществлять прямое насилие. Ни один класс не сможет удержать свое господствующее положение, если не осуществляет гегемонию в идеологических государственных аппаратах, так как именно они обеспечивают воспроизводство отношений эксплуатации, обеспечивая индивидов теми формами субъективности, которые соответствуют их положению в системе производственных отношений [10, с. 132]. При этом осуществляется это воздействие незаметно, скрываясь за очевидными вещами таким образом, что человек как бы действует сам по себе, по своей воле, подчиняясь свободному выбору, даже не замечая власти идеологии, институционализированной в идеологических аппаратах государства.

Идеология концентрируется на макроуровне социальных процессов, ставя своей целью регулирование жизнедеятельности социума в исторической перспективе. Она выполняет объективно крайне важную для социума функцию высшей легитимации представлений о мире и месте человека в нем, определенного общественного устройства, социальных отношений, типов поведения и образа жизни и тем самым выступает как волевой импульс, обеспечивающий долговременную организацию всей общественной жизни, как источник социальной мотивации для человека, групп, социальных институтов, общества в целом. Идеология всегда в той или иной мере включает в себя как субъективноценностные факторы, так и элементы иррациональные и элементы объективноистинного отражения мира, правдоподобного и нередко научного толкования социальных процессов [11]. Среди множества подходов в определении сущности идеологии, ее места в социальных системах, роли в социальных процессах наиболее плодотворными будут институциональные матрицы, в которых идеология определяется как общественная подсистема, представляющая собой сово-

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 2 7

купность доминирующих идей, проявляющихся во всех сферах социального функционирования, и выполняющая функции интеграции, поддержания ценностнонормативного образца, социализации, легитимации общественных отношений.

Понимая идеологию идеологии как общественную подсистему, помимо трактовки ее как совокупности ценностей, идей, поведенческих норм, формируемой посредством деятельности различных социальных институтов и определяющей функционирование и развитие социума в целом, можно объянить ее сущность с еще одной точки зрения. В широком смысле идеология представляет собой сложную систему идеологического производства, включающую систему идей, идеологический механизм - совокупность людей, организаций, учреждений, предприятий, используемых ими средств, связанных с разработкой, распространением идеологического продукта, идеологические отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия между субъектами и объектами идеологических отношений [12]. В данной интерпретации идеология является основой структуры общества, ее ценностно-нормативным каркасом.

Идеологически социализированный человек, обладающий комплексом непротиворечивых экономических, политических, правовых и иных убеждений, вполне может быть политически не социализированным, так как критерием успешной политической социализированности выступает политическая активность личности. Идеологическая социализация используется как часть процесса политической социализации в контексте усвоения индивидом идеологических ценностей в сфере политики [13]. Она понимается в качестве процесса приобщения индивида к идеологической культуре, его становления как участника идеологических отношений, идеологических процессов; это прежде всего усвоение, восприятие личностью относительно устойчивой артикулированной совокупности целей, идеалов, ценностей, интересов общества, государства, современной цивилизации, традиций и образа жизни, культуры своего народа с уважением права других людей на восприятие и следование другим традициям, культурам и идеологиям, другому образу жизни.

Категория «идеологическая социализация», понимаемая как двусторонний, взаимообусловленный процесс взаимодействия индивида с идеосферой общества, в результате которого происходит, с одной стороны, усвоение идеологических норм и ценностей, то есть наиболее фундаментальных экономических, социально-политических, правовых, культурных, духовных, экологических и иных ориентиров и смыслообразующих установок, составляющих ценностно-нормативное ядро идеологической системы, а с другой стороны, формирование индивидом собственной системы ценностей, обладает большим эвристическим потенциалом в рамках анализа становления гражданственности человека [14]. Идеологическая социализация выступает, таким образом, как масштабный макроуровневый социальный процесс, как часть идеологического процесса, рассматриваемого в качестве генезиса и эволюции идеологической системы общества.

Процесс идеологической социализации достаточно сложен, а его результат, определяемый комплексом факторов - субъективными установками личности, соотношением влияния институциализированных и стихийных механизмов социализации - не очевиден. Идеологическая социализация не ограничена

2 8 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

какими-либо временными рамками - она длится всю жизнь человека и включает в себя целенаправленное идеологическое воздействие общества на личность со стороны институтов, в той или иной мере осуществляющих идеологическую функцию, всю совокупность стихийных воздействий со стороны социальной среды, также влияющих на становление личности, и ее собственную активность [15, с. 39]. Идеологическая социализация может осуществляться лишь на базе уже усвоенных личностью общих фундаментальных ценностей, наиболее базовых понятий в политической и правовой сферах жизни.

Основным институтом идеологической социализации является государство, и это утверждение справедливо как для государств с авторитарными режимами правления, так и для современных демократий - разница лишь в способах поддержания стабильности идеосферы. Так, в государствах идеократических государственная власть обладает монопольной привилегией на определение и внедрение идеологических ценностей. В демократических режимах государство выполняет функции аккумулирования идеологических ценностей, наиболее востребованных в обществе, выработанных самим социумом, всей совокупностью институтов гражданского общества, а также функцию трансляции этих ценностей и закрепления их в общественном сознании с целью поддержания целостности социума, интеграции разнообразных социальных групп и общностей, составляющих его, установления общенационального консенсуса по вопросам направлений дальнейшего развития государства и общества [16, с. 48]. Последняя функция и есть собственно идеолого-социализаторская функция государства, реализуемая им через механизмы государственной политики, систему воспитания и образования.

Особенно актуальна эта функция государства в эпоху общественных кризисов, когда необходимо обеспечить консолидацию общества, мобилизовать его внутренний потенциал. Государство в силу своей общественной природы представляет интересы всех социальных групп. Формулируемая им идеология часто служит в большей степени правящим элитам, но полностью абстрагироваться от потребностей и интересов граждан государство не может, так как в этом случае становятся неизбежными общественная напряженность и социальные катаклизмы. Вот почему следствием полного ухода государства из сферы идеологического регулирования и идеологической мотивации политической деятельности стало замещение его иными субъектами, идеологемы и ценностные доминанты которых уже не выражают интересы всех социальных групп и общества в целом. В качестве нормативных и общесоциетальных начинают выступать ценности, объективно служащие интересам достаточно узких элитарных групп населения, пытающихся, тем не менее, представить их общезначимыми. Осознаваемая или ощущаемая гражданами страны подмена социетально значимых ценностей узкогрупповыми ведет к еще большей степени отчуждения индивида от социума и государства, усилению атомизации общества [17, с. 38]. Следовательно, отказ государства от идеологической деятельности приводит к центростремительным процессам в обществе, олигархизации государственной власти, конфронтации различных социальных групп и соответствующих им ценностных систем.

Идеологическая доктрина может представлять собой единый программный документ, но чаще всего, особенно в современных развитых демократических странах, ее постулаты явно или неявно, но присутствуют в различных норма-

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 2 9

тивных актах государства, законах, обращениях президента к парламенту, а также в таких программных документах, как доктрины национальной безопасности, внешней политики государства, социального строительства. Идеологическая доктрина является столь же неотъемлемым признаком любого государства, как и государственный суверенитет, территория, правовая система. Их непрочность способна привести к кризисным явлениям, вплоть до распада данного государства. Ослабление эффективности государственного управления, органов государственной власти по всей вертикали, достигшее критического уровня, безусловно опасно для государства, но в той же степени, как и ослабление его идеологических основ и поддержки их общественным мнением [18]. Следствием этого является недостаточность развития национальной или государственной самоидентификации, утрата субъективной значимости государства для его граждан. Исчезает ощущение личностного характера связей между государством и индивидом, что не может не сказаться на прочности государства.

Идеологическая доктрина, заключая в себе общие принципы политики государства, стратегию его развития, формирует представление о направленности развития общества и государства, конкретный образ будущего страны, как ближайшего, так и отдаленного, выступая, таким образом, движущей силой общественного развития, инструментом интеграции и мобилизации общества.

Государственная идеологическая доктрина выступает одним из способов обеспечения легальности власти. Поддерживаемая обществом идеология укрепляет легитимацию власти и, соответственно, повышает эффективность общественных и государственных преобразований. Так, малоэффективные попытки реформирования и модернизации страны во многом объясняются отсутствием в действиях государственной власти внятно выраженных идеологических ориентиров, стратегий и перспектив дальнейшего развития, а также снижением легитимности власти, утратой ее социальной значимости для граждан. Идеологическая доктрина необходима не только государству, но и его гражданам. Она формирует определенную систему общественного мировоззрения, дает понимание ориентиров, целей, идеалов развития общества, определяет место отдельного индивида в системе общественных отношений. Ее отсутствие ведет к утрате координат, позволяющих человеку ориентироваться в обществе, «обессмысливанию» социальной реальности.

Библиографический список

1. Бабенко А.Н. Правовая социализация как процесс освоения правовых ценностей // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Сер.: Право. 2008. Вып. 2 (102). С. 4-11.

2. Гирц К. Идеология как культурная система // Гирц К. Интерпретация культур / пер. с англ. М., 2004.

3. Головин Н.А. Политическая социализация: теоретико-методологические основы исследования: дис. ... д-ра социол. наук. СПб., 2004.

4. Кузнецов В.Н. Идеология: социологический аспект: учебник. М., 2005.

5. Хабермас Ю. Наука и техника как «идеология» / пер. с нем. М.Л. Хорькова. М., 2007.

6. Сейранян Ф.Г. Государственно-патриотическая идеология как основа консолидации общества и укрепления государства // Основы государства и права. 2003. № 1. С. 86-92.

7. Королев А.С. «Национальная идея» как инструмент электорального воздействия: управляемая демократия в поисках идеологической опоры // Режим Путина: идеи и практика. М., 2005. С. 79-93.

3 0 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

8. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник для вузов. М., 2004.

9. Седова Н.Н. Морально-нравственные ориентации и социальная активность // Социологические исследования. 2004. № 8.

10. Литягин Е.В. Идеология как необходимый фактор жизни современного общества: дис. ... канд. филос. наук. Горно-Алтайск, 2004.

11. Рубчевский К.В. Социализация личности: интериоризация и социальная адаптация // Общественные науки и современность. 2003. № 1. С. 9-14.

12. Поликанова Е.П. Социализация как фактор формирования личности // Философские опыты / Социум: методология познания и социальная практика. М., 2003. Вып. 3. С. 71-90.

13. Попов М.Ю. Социализация личности в условиях деидеологизации: в поиске идеологии консолидации // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 6. С. 65.

14. Степаненко В. Социальный капитал в социологической перспективе: теоретико-методологические аспекты исследования // Социология: теория, методы, маркетинг. 2004. № 1. С. 23.

15. Громовик В.Г. «Идеология» и «идеологи» как предмет научного анализа / Рос. акад. наук, Институт соц.-полит. исслед. М., 2004.

16. Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социологические исследования. 2003. № 1.

17. Ершов Ю.Г., Краснова Е.А. Национальная идея и государственная идеология (проблемы взаимосвязи) // Социум и власть. 2004. № 2.

18. Лукьянова Е.Г. Социальный капитал и его роль в построении гражданского общества в России // Государство и право. 2006. № 3. С. 86-89.

A.A. Gotsalyuk

The Scientific Tradition

and Innovation:

the Nature of the Relationship

The relationship of the scientific tradition and innovation, which largely determinate the status of the latest theoretical achievements in any field of knowledge is considered. Development factors of scientific knowledge are analyzed.

Key words and word-combinations: culture, tradition, science, innovation, neotraditionalism.

Рассматривается взаимосвязь научных традиций и инновации, в значительной степени детерминирующей статус современных теоретических достижений в любой сфере знания. Анализируются факторы развития научного знания.

Ключевые слова и словосочетания: культура, традиция, наука, инновация, неотрадиционализм.

УДК 330 ББК 65.011

А.А. Гоцалюк НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ: ПРИРОДА ВЗАИМОСВЯЗИ

(Историческое существование любой традиции состоит из стремления сохранить себя в неизменном виде и инновации как совокупности центробежных сил и факторов, всего того, что стремится размыть, расшатать традицию, превратить ее в нечто иное. Пока обе эти силы находятся в равновесии, традиционная культура существует, развивается, живет. Резкое преобладание одной из них сразу же приведет к более или менее

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 3 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.