СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПРАВОВОЙ ИДЕОЛОГИИ И ЕЕ ФУНКЦИИ
АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ КЛИМЕНКО,
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры теории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Поставлена проблема социально экономической природы правовой идеологии. Правовая идеология рассматривается как ведущая идеология современных политически организованных обществ западного типа, наиболее эффективная для осуществления управления идеологической сферой современного капиталистического общества. При этом выявляется значение либеральных идей и представлений для формирования идейно-ценностного строя современной правовой идеологии.
Выявляются природные функции правовой идеологии, т.е. функции правовой идеологии, обусловленные ее социально-экономической природой. Дается общая характеристика этих функций. Отмечается, что они выступают как природные для идеологии и, соответственно, универсальные (т.е. характерны для любой идеологии), тем не менее, существует определенная специфика в характере осуществления этих функций.
Обосновывается связь капиталистического устройства политического общества и особо острой потребностью в правовом регулировании общественных отношений. Этим устройством во многом обусловлено и то, что именно в современном обществе правовая идеология выходит на первый план в идеологической сфере и наиболее функционально востребована.
Ключевые слова: правовая идеология, либерализм, идейная структура правовой идеологии, функциональные характеристики правовой идеологии, капиталистическое общество, дискурс, право, правовая идеология гражданского общества, юридическая идеология государства.
Annotation. Raised the problem of social and economic nature of legal ideology. Legal ideology is regarded as the leading ideology in modern politically organized societies of the Western type, it is the most effective for the management of the ideological sphere in the modern capitalist society. The author reveals the value of liberal ideas and concepts for the formation of ideological and value-system of modern legal ideology.
The natural functions of legal ideology are identified; which are connected with its social-and-economic nature; the author provides an overview of these functions. It is noted that they are natural for an ideology and therefore they are universal (they are present within any ideology) nevertheless there is some specificity in the realization of those functions.
Substantiated the connection of capitalist organization of the political society with particularly strong need in the legal regulation of social relations. This organization largely determines the situation when in today's society, legal ideology comes to the fore in the ideological sphere and this type of ideology is functionally in most demand.
Keywords: legal ideology, liberalism, the ideological structure of legal ideology, the functional characteristics of legal ideology, capitalist society, discourse, law, legal ideology of civil society, legal ideology of the state.
В контексте исследования природы правовой идеологии и соответствующих ей природных функций следует обратиться к ее социально-экономическим основаниям и социально-экономической природе1.
Итак, без сомнения, экономическая действительность отражает ту или иную конфигурацию экономических интересов. Интерес всегда консервируется в идеологию и именно в качестве идеологии представлен на уровне политически организованного общества. Многие социально-экономические интересы, получая воплощение в идеологии, «маскируются», т.е. их социально-экономическая природа представляется не очевидной (к заслугам марксистских исследований следует отнести как раз демаскировку социально-экономических интересов, получивших идеологическое воплощение).
Здесь следует обратить внимание, прежде всего, на такое идеологическое течение как либерализм. Дело в том, что уже далеко не первое столетие либерализм, являясь (в тех или иных формах) своеобразным мейнстримом в «идеосфере» наиболее развитых современных государств, постулирует и идеологически освящает ценности капиталистического общества. Эти ценности носят классовый характер, что вовсе не умаляет их значимости и должно быть оценено в научном плане.
Либерализм выражает ценности экономически господствующего класса — буржуазии, в своей основе
1 Клименко А.И. Правовая идеология как особая форма идеологии современного политически организованного общества: сущность и функциональные характеристики // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 10. С. 14—23.
именно экономические, обеспечивая этому классу господство. Вместе с тем, следует отметить, что наиболее адекватная форма либеральной идеологии — правовая идеология. Именно буржуазия нуждается в праве как «правилах игры», именно для нее выгоден тот минимализм и формализм, который свойственен правовой идеологии (в частности, в отличие от идеологии религиозной). Поскольку правовая идеология нами рассматривается как идеология современных государств, а также как самый на настоящий момент совершенный политический инструмент идеологического обеспечения существования и функционирования государства, следует признать не случайным то, что именно либеральные по своим идейно-ценностным основаниям государства оказываются наиболее успешными в сфере управления общественным сознанием и идеологического обеспечения своих нужд. Это ни в коем случае не следует понимать как «похвалу» либеральным ценностям, которые действительно «шагнули вперед» по отношению к ценностям феодального общества2; речь идет об инструментальной постановке вопроса в рамках функционального анализа. Именно современное капиталистическое общество во многом благодаря своему идеологическому ресурсу и легитимационному потенциалу права демонстрирует удивительную «живучесть» и способность к адаптации. Целое направление экономической научной мысли — «Экономикс» строится на убеждении в том, что адаптивные возможности капитализма неиссякаемы, в противоположность марксистской политэкономии3.
О том, что правовая идеология наиболее адекватная и законченная форма правовой идеологии свидетельствует и то, что многие исследователи отождествляют правовые ценности с либерализмом. Так, знаменитый американский ученый Р. Дворкин, отстаивая свою оригинальную правовую теорию, касающуюся проблемы обоснования индивидуальных прав, неоднократно подчеркивает то, что его правовая концепция основана на ценностных положениях либеральной идеологии и в ином контексте немыслима4.
Теперь обратимся к идейно-ценностному ряду, который в системе правовой идеологии обусловлен экономическими интересами господствующего класса. Важно понять экономические корни рассматриваемых идей, выражающих определенные ценности, хотя в правовой идеологии они могут быть представлены как политические, социальные, религиозные и т.д.
Прежде всего, следует указать на такую ценность капиталистического общества, как частная собственность; она является ключевой ценностью и зачастую упоминается как «священная» в конституциях современных капиталистических государств5. Идея частной собственности занимает почетное место в идеологии этих государств. Частная собственность защищается юридически, в том числе в уголовно-правовом порядке как одна из наиболее важных ценностей. Мы можем наблюдать такую ситуацию, в частности, в России. Частная собственность здесь предстает как своего рода продолжение человека, показатель его достоинства и основание оказания ему чести по его достоинству. При этом достоинство понимается как ценность человека для общества, а последняя измеряется его собственностью в широком смысле слова, а также качествами, которые могут в условиях капитализма быть достойно вознаграждены обществом. Следует отметить, что в рамках правовой идеологии интеллектуальная собственность выступает по сути именно как собственность — продолжение (атрибут) человека, не смотря на то, что в строго юридическом смысле слова интеллектуальная собственность не является собственностью с позиции гражданского права (собственность — вещное право). Таким образом, собственность предстает как то, что неотчуждаемо от человека и охраняется правом наряду с защитой самого человека. В принципе можно высказать спорное утверждение, которое может быть оценено как вероятностное: буржуазное право охраняет человека как собственника, реального или потенциального; человек взаимодействует в социальной среде через собственность и/или по поводу собственности. Разумеется, в зависимости от определенной культуры, как еще отмечал Д. Ллойд, содержание понятия собственности как в юридическом праве, так и в правовой идеологии может меняться6. Общим является представление о собственности как о системе трех правомочий: владения, пользования и распоряжения. Но эти правомочия не могут
2 Иглтон Т. Почему Маркс был прав / Пер. с англ. П. Нор-вилло. М., 2012. С. 129—131.
3 Там же.
4 Дворкин Р. О правах всерьез. М., 2004; Dworkin R. Law's Empire. Oxford University press, 1998; Dworkin R. A Matter of Principle. Harvard University press, 1987; Dworkin R. Contemporary philosophy in focus. Edited by Arthur Ripstein. Cambridge, 2007.
5 Бетелл Т. Собственность и процветание. М., 2008.
6 Ллойд Д. Идея права. М., 2006.
быть безусловными, они всегда условно реализуемы, и как раз эти условия разнятся от правовой системы к правовой системе. Тем не менее, капитализм основан на частной собственности, которая будучи приведенной в движение обменом превращается в капитал. Правовая идеология активно защищает эту ценность и использует экономическую категорию «собственность», наделяя ее особым значением; так право собственности в системе правовой идеологии «перерождается» в концепцию «собственности» на права. В рамках этой концепции право также может быть «частным», не установленным «свыше», но проистекающим от свойств человека. Отсюда возникает и концепция прав человека, представление о праве как о привилегии, полученной за заслуги, представление о добытых правах, о борьбе за право, об индивидуальном праве.
Итак, собственность в системе социального обмена превращается в капитал, а капитал — «работающая», а, следовательно, социально значимая собственность. От этого понимания возникает необходимость обратить внимание на еще одну экономическую ценность правовой идеологии, которая и превращает собственность в «плоть и кровь» капиталистического общества — в капитал. Речь, конечно, идет о свободе предпринимательства. Ценность этой свободы для экономической сферы современного общества очевидна. Соответственно, свобода предпринимательства гарантирована юридическим правом, востребована людьми-собственниками (т.е. людьми, обладающими правом на собственность и собственными правами). Свобода предпринимательства также представлена в качестве одной из идей правовой идеологии. Она рассматривается как важнейшее условие самореализации человека в обществе, как основа получения им заслуг, в том числе в виде преумножения собственности. Если в античные времена собственность приносила свободу и возможность предаваться занятиям по интересам, в частности, заниматься политикой, т.е. собственность выступала как освобождение, то сегодня собственность, превращаясь в капитал, скорее обязывает, социально закрепощает. Вся идеология государства направлена на мысль о том, что собственность должна «работать», поэтому свобода предпринимательства как ценность и идея современной правовой идеологии имеет не меньшее значение. Свобода предпринимательства рассматривается в контексте правовой идеологии как фундаментальная часть свободы человека. На самом же деле мы видим, что в капиталистической
системе речь идет скорее о закрепощении человека капиталом. Идеологически же внушается то, что свобода предпринимательства — основа конструктивной самореализации в правовом поле. Разумеется, эта свобода не является безграничной, и она, также как и право собственности, условна; и также как в случае с частной собственностью, условия реализации свободы предпринимательства носят правовой и только правовой характер. Эти две ценности и, соответственно, выражающие их идеи в системе правовой идеологии наиболее красноречиво свидетельствуют о ее экономической природе.
Идеологические представления о самоорганизующемся порядке и о минимизации государственного контроля (либеральная идея И. Канта) находят свое отражение в идеях рынка и рыночной экономики. Именно рыночная экономика, свободная и самоорганизующаяся, предстает как ценность в системе идеологии капиталистического общества. В системе правовой идеологии формируется представление о том, что только правовые и никакие другие ограничения экономической деятельности людей, причем ограничения минимальные и обоснованные, могут признаваться допустимыми. Здесь, разумеется, также могут вводиться легитимированные правовой идеологией формы регулирования «рыночной стихии». Например, антимонопольное законодательство парадоксально является примером вмешательства государства в рыночную экономику, но при этом осуществляется для сохранения позитивных характеристик рынка, таких как свободная конкуренция.
Следующей важной ценностью является ценность равенства. Однако, она не экономическая, а политическая. При этом в рамках идейной структуры либеральной идеологии равенство предстает как формальное равенство. Об этом было уже сказано выше: правовое равенство всегда равенство формальное. Вместе с тем, наличие в правовой идеологии ценности и идеи формального равенства играет важную роль: с одной стороны, оно создает иллюзию равенства возможностей, а с другой, — иллюзию справедливости. Формальное равенство в правовом контексте рассматривается как необходимое условие общего порядка, единого для всех, как условие реализации свободы индивидом, как то, что лежит в основе справедливости (иная справедливость не может иметь место в политически организованном обществе, так как она содержательна и ситуативна). Из признания равенства как
формального в контексте правовой идеологии вытекает ряд следствий, которые рождают новые смыслы, входящие в содержание правовой идеологии.
Важное следствие — признание реального неравенства экономических статусов справедливым, и, более того, — признание этого реального неравенства воплощением справедливости. Исходя из равенства возможностей, предполагается возложение всей полноты ответственности за использование этих возможностей на индивида. Однако, равенство возможностей здесь выступает в качестве фикции, так как не учитывается или полагается несущественным социальный и культурный контекст, случайные факторы и т.д. Таким образом, социально-экономический «старт» у людей существенно различается; иногда это может быть отчасти компенсировано человеческим потенциалом, а иногда — нет, однако это уже не вопрос справедливости, а скорее вопрос порядка, который мыслится как единственно возможный в современном обществе. Правовая идеология здесь через систему фиктивных представлений компенсирует нелегитимность этого порядка, экспозируя его как справедливый порядок.
Еще одним положением правовой идеологии, напрямую связанным с формальным равенством, является представление о равенстве перед законом и судом. Разумеется, здесь также не идет речи ни о каком реальном равенстве. Имущественное неравенство и привилегии богатства предполагают то, что богатейшие люди будут иметь более профессиональную юридическую помощь, более квалифицированное представительство своих интересов в суде. Однако, это важная фикция, позволяющая идеологически снять социальную напряженность, вызванную фактическим неравенством. Это положение правовой идеологии внушает мысль о том, что все члены общества независимо от своего положения «играют по одним правилам», которые общеизвестны. Однако, следует сказать, что и элита ограничена этими представлениями и должна быть лояльна праву. Это, безусловно, в целом идет на пользу обществу, так как произвол сильнейших его представителей, произвол представителей экономически господствующего класса становится «умеренным» правом и предсказуемым, право также может иметь механизмы его минимизации. При этом сам этот произвол, ограничиваясь, становится легитимным в том случае, если осуществляется в рамках юридических процедур.
Право с его формальными процедурами, публичными нормами и т.д. само по себе становится ценным и наиболее востребованным именно в условиях капиталистического общества. Формализованная правовая среда, законность и правопорядок — важнейшие ценности, за которыми стоят экономические интересы буржуазии (в этом смысле следует вспомнить критику буржуазной законности советскими юристами)7. Достаточно вспомнить, что при переходе от социалистической экономической модели к капиталистической, в России профессия юриста сразу стала крайне востребована. Причем наиболее ценным направлением до сих пор является цивилистика, обслуживающая непосредственно экономическую сферу жизни современного общества. Право рассматривается как ценность ввиду того, что именно право — прочная основа экономической деятельности. При наличии права экономические отношения становятся упорядоченными, поведение участников правоотношений—предсказуе-мым, а проблемы, такие, например, как неисполнение обязательств по договору, разрешимыми, обратимыми (через механизмы арбитража, суда, предусмотренных законом неустоек и т.д.). Так, очевидно, что уважение к праву и к правовым ценностям имеет и свои экономические корни. В той мере, в которой право рационально и обслуживает экономику, оно признается чуть ли не наиболее важным нормативным стандартом, и ему отдается приоритет, зачастую, перед соображениями морали, религиозными принципами и т.д. Для этого нужна развитая система правовой идеологии, где право рассматривается как основная ценность и как наиболее важная система нормативного регулирования общественных отношений.
Ряд политических ценностей, которые отражены в системе современной правовой идеологии, как мы показали выше, имеют экономические корни. К таковым также относится ценность равного избирательного права. Буржуазия не случайно боролась за предоставление равного избирательного права. Равное избирательное право было призвано обеспечить уже экономически господствующему классу политическое господство в то время, когда у власти находились
7 Солуков А.А. Законность в советский и постсоветский периоды: сравнительное исследование: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012; Солуков А.А. Многообразие подходов к пониманию законности // Право и образование. 2011. № 2. С. 89—94; Солуков А.А. Законность как состояние // История государства и права. 2011. № 7. С. 44—47.
представители аристократии, получившие свои права на основе привилегии рождения. Равное избирательное право открыло путь тому, что мы сейчас называем демократией. И равное избирательное право, и демократия как идеи представлены в правовой идеологии. Зачем равное избирательное право понадобилось экономически господствующему классу? Для того, чтобы представители этого класса имели привилегированный доступ к политическим институтам и, соответственно, к политической власти. Дело в том, что господство в экономической и информационно-идеологической сфере вполне способны обеспечить победу на равных и свободных выборах. Экономическое господство обеспечивает контроль над работниками и возможность реализовывать информационно-идеологическое господство через СМИ и другие не такие очевидные институты контроля социально-политического дискурса (школы, университеты и т.д.). Все это в условиях равного избирательного права обеспечивает политическое господство экономически господствующему классу, т.е. в руках этого класса оказываются инструменты контроля над активным избирательным правом, и он способен сформировать контролируемые им процедуры реализации пассивного избирательного права (где в ряде случаев существенны скрытые имущественные цензы в виде залога и т.д.). Таким образом, демократия фактически является политической формой господства капитала. Как раз это обстоятельство маскирует правовая идеология, представляя равное избирательное право как форму реализации ответственной свободы индивидом, а демократию — как справедливый порядок политического устройства общества. Следует сказать, что доля истины, конечно, в этом есть, однако экономические корни этих явлений остаются в тени (для этого и нужна идеология).
Теперь перейдем непосредственно к информационно-идеологической сфере жизни общества.
Важным постулатом либерализма является свобода совести. Идея о том, что человек свободен придерживаться любых убеждений и поступать в соответствии с ними представляется также экономически обусловленной. Во-первых, свобода действовать в соответствии со своими убеждениями ограничена требованиями права, которое в форме правовой идеологии выступает как своего рода универсальная метасистема убеждений. Во-вторых, сами убеждения контролируются и навязываются идеологическими средствами. Таким образом, свобода совести выгодна тем, кто
контролирует идеологическое производство — экономически господствующему классу. Вместе с тем, создается идеологическая иллюзия свободы, но это свобода поступать «правильно», т.е. так как надо.
Важным для такого контроля выступает еще одна свобода, отраженная в качестве идеи в правовой идеологии — свобода слова. Свобода слова обеспечивает возможность публично высказываться (разумеется, в пределах допустимых правом и правовой идеологией) всем участникам общественных отношений. Однако, кто наиболее эффективно может реализовать эту свободу? Разумеется, те категории населения, в руках которых сосредоточен капитал. Свобода слова — идеологическая основа капиталистического общества, она позволяет мобильно манипулировать массовым сознанием посредством идеологического дискурса.
Важной составляющей современной правовой идеологии является свобода вероисповедания. Эта ценность является результатом потребности господствующего в экономическом отношении класса убрать из идеологической сферы «конкурентов из прошлого», т.е. феодальные церковные институты. Свобода вероисповедания призвана закрепить секуляризацию идеологической сферы. Это своеобразный реванш «золотого тельца». В современном обществе влияние в идеологической сфере церкви минимизировано, а влияние капитала весьма ощутимо. Этим обусловлена «минимальность» правовой идеологии, которая оставляет значительные пространства духовной сферы индивиду, признавая свободу совести и вероисповедания.
Следует также обратить внимание на идею постоянного развития, которая коррелирует с политической идеей прогресса. В сфере экономики популярна концепция приращения богатства, экономического развития, повышения благосостояния. В современной правовой идеологии эти идеи находят выражение в представлении об устойчивом упорядоченном развитии, импульс которому придает экономика, а устойчивость и упорядоченность сообщается этому развитию правом.
Нельзя не обратить внимание и на идею договора, которая предполагает общение свободных «собственников» и заключение соглашения, взаимно обязывающее их на основе добровольности и предполагающее ответственное поведение (в том числе ответственность за неисполнение соглашения). Как правило, именно
эта идея легитимирует, например, неравные положения работника и работодателя. В данном случае работник, в принципе, не обязан, но обстоятельства экономического плана вынуждают его заключить соглашение (трудовой договор) с работодателем на условиях последнего. Он как бы добровольно обязывает себя. Здесь идеологически маскируется сама суть отношений эксплуатации. Работник работает на работодателя не как принуждаемый (раб), не служит ему в силу статуса (вассал), а реализует свою свободу, работая на другого человека, при этом всячески подчеркивается равенство статусов работника и работодателя, что совершенно не соответствует действительности. Тем не менее, равенство статусов в деловой среде в современном обществе подчеркивается даже символически (отсутствие существенных внешних публичных атрибутов власти у тех, кто ей обладает, демократизм во всем, кроме главного). Если за раба или вассала, соответственно, хозяин и сеньор хоть как-то отвечали, то современный работник капиталистического общества отвечает сам за себя, и его несвобода, как не парадоксально, есть результат его свободы и условие ее реализации. Таким образом, современная правовая идеология представляет отношения эксплуатации свободных и равных людей друг другом.
Следует обратить внимание и на экономическую природу механизма правовой идеологии, отчасти мы уже затрагивали косвенно этот вопрос, однако он нуждается в отдельном рассмотрении и разъяснении. Так, механизм идеологии как система приемов и алгоритмов ее действия, связаны в большей степени с ее магической, религиозной и эстетической природой, однако механизм идеологии включает себя также идеологические социальные структуры, такие как СМИ, университеты, образовательные учреждения в широком смысле слова, общественные объединения различного плана и т.д., все они выполняют идеологические задачи трансляции и ретрансляции содержания правовой идеологии, они имеют, зачастую, свой штат и свои бюджеты, поскольку многие эти структуры не являются самоокупаемыми, имеют экономическую подпитку тех финансовых кругов, которые хотят оказывать влияние как на идеологическое производство, так и на трансляцию и ретрансляцию идеологии, и соответственно, используют свои капиталы и поддерживают идеологический аппарат. В условиях рынка государство не способно и не пытается само контролировать все идеологическое производство (как мы можем наблю-
дать при идеократии), оно лишь устанавливает общие правила такого производства, запрещая экстремистскую пропаганду и т.д. Таким образом, экономические круги, представители экономически господствующего класса и близкие им символические элиты оказывают существенное влияние на функционирование правовой идеологии через контроль над ее механизмами на уровне социальных структур, транслирующих и ретранслирующих содержание идеологии, т.е. на уровне идеологического аппарата.
Итак, обратимся к функциям правовой идеологии, обусловленным ее социально-экономической природой.
В отношении права правовая идеология выполняет функцию рационализации (социально-экономической телеологизации). Как мы уже отмечали, экономически господствующий класс нуждается в определенном порядке для осуществления своей экономической деятельности и сохранения своего положения. Для этого экономическая сфера должна быть максимально защищена от политической конъюнктуры посредством права, а правовая идеология призвана обосновать такое право, по возможности автономное, по отношению к государству. Право, с точки зрения экономических представлений, должно служить определенным целям и, прежде всего, обеспечивать экономические потребности общества, т.е. служить товарообменным процессам. При этом правовая идеология отражает не все экономические интересы, а лишь экономические интересы стратегического плана. Правовая идеология консервирует именно стратегические, а не ситуативные интересы. Таким образом, воздействуя на право сообразно своей экономической природе правовая идеология рационализирует его, что особенно хорошо видно на примере гражданского и торгового права. Она придает праву рационально-целевой характер. В ряде случаев правовая идеология добавляет в право вариативности через определенные, имеющие рациональный характер доктрины, что опять же заметно, прежде всего, на примере гражданского и торгового права. Следует подчеркнуть, что торговое право во всем мире и, в частности, на европейском континенте развивалось, прежде всего, через практику и различные доктрины, причем именно так, чтобы отвечать потребностям развития торгового оборота.
В отношении личности экономической функцией правовой идеологии представляется определение и обоснование социально-экономического статуса лич-
ности. Правовая идеология дает человеку понимание того, что он принципиально «формально» равен другим людям и тем частично снимает социальную напряженность, вместе с тем, не снимая проблемы неравенства. Однако, на уровне индивидуального мировоззрения правовая идеология поддерживает ощущения равенства возможностей, равного доступа к определенным наиболее важным благам, вуалируя статусные различия и, вместе с тем, внушая индивиду, что он как существо социальное с его социальным статусом есть результат реализации им же самим своей свободы, т.е. его социально-экономический статус зависит от него самого. Этот статус есть показатель его достоинства (стоимости для общества). Внушается идея о том, что человек, сам используя имеющиеся социальные каналы (механизмы), в том числе установленные законодательно, способен успешно реализовать себя через труд. В частности, это относится к предпринимательской деятельности. При этом человек представляется как свободный и ответственный, т.е. действующий на свой страх и риск и пожинающий плоды своей свободы в своем статусе, какими бы они не оказались.
В отношении общества правовая идеология выполняет функцию обоснования статусно-функционального соответствия и, в частности, оправдания социального неравенства; разумеется, эта функция теснейшим образом связана с предыдущей. Оправдание социального неравенства связано с провозглашением сверхценности порядка как такового, а также с либеральной идеей свободы людей, обладающих различными способностями. Однако, здесь возникает проблема статусно-функционального соответствия. Социальный порядок не может обойтись без признания консервативных социальных статусов, при этом статус далеко не всегда соответствует функциональной нагрузке его обладателя, и здесь наступает кризис легитимности, и, соответственно, необходим ресурс правовой идеологии. Правовая идеология, провозглашая ценность порядка, оправдывает различия в социальных функциях и статусах индивида в ущерб справедливости. Однако, в рамках идеологического дискурса это оправдывается, с одной стороны, через идею о заслугах обладателя статуса, который утратил функциональную нагрузку, обеспечивающую этот статус и, с другой стороны, через идею о том, что для того, чтобы приобрести определенный статус его надо «заслужить», т.е. не просто продемонстри-
ровать необходимые для этого статуса функции, но и последовательно демонстрировать их длительное время до тех пор, пока функциональным достоинствам будет воздана соответствующая честь, т.е. пока статус не будет признан. В целом следует сказать, что стабильные статусы, имеющие действительно важное значение в капиталистическом обществе, как правило, обусловлены концентрацией капитала, прежде всего речь идет о собственности, а уж затем — о символическом капитале8.
В отношении государства экономической функцией правовой идеологии выступает функция социализации. Это также важная функция правовой идеологии, которая выражается в попытке представить государство как «ночного сторожа», который выполняет определенные функции, полезные для всего общества. В этом представлении лежат корни концепции сервисного государство, которое оказывает услуги населению. Эта идея, в частности, отражена в ФЗ РФ «О полиции». В этом плане правовая идеология обосновывает именно те действия государства, которые рациональны в социально-экономическом плане. Сегодня экономический дискурс также является весьма влиятельным, и можно говорить о том, что многие спорные в ценностном отношении действия государственной власти легитимируются именно как направленные на решение какой-либо экономической проблемы. И действительно, мы сегодня видим, что государство весьма чутко реагирует на появление новых социальных проблем, и от государства ждут решения этих проблем. В западноевропейских государствах это видно особенно четко и выражается в том, что кандидат на выборную должность всегда должен демонстрировать понимание реальных потребностей и проблем населения, а также намерение их удовлетворить и решить соответственно. Корни этих проблем, как правило, лежат в экономической сфере, и решение этих проблем всегда имеет экономический аспект. Вместе с тем, социализация государства — это еще и его минимизация, превращение в инструмент для достижения своих целей и потребностей социальными силами. Господствующий класс заинтересован в существовании государства, обеспечивающего порядок и защищающего собственность, а не в качестве самостоятельной силы, диктующей свои правила поведения. Поэтому в основе
8 Бурдье П. Социология политики. М., 1993.
данной функции правовой идеологии лежит представление государства как оказывающего услуги населению, и в этом представлении нет места классовой теории или теории элит. Правящие группы — элита становится неразличимой, сливается с социумом, вместе с тем в самом обществе сохраняя влияние, имея и влияние на государство. Таким образом, с одной стороны, всячески экспозируется власть, олицетворяемая государством, которая всегда публична, ответственна и ограничена правом, а с другой — маскируется влияние, оказываемое на эту власть, которое осуществляется анонимной и безответственной элитой. Таким образом, правовая идеология как бы социализирует государство, превращая его в сервисное учреждение, которое по факту оказывает услуги не всему населению в равной степени. Правовая идеология способствует сохранению анонимности социальных экономических элит, тем самым усиливая их влияние и демонстрируя ответственность государственной власти, ставя ее в более зависимое положение по отношению к социальным элитам.
Исходя из вышеизложенного, следует сделать определенные выводы и обобщения.
1. Правовая идеология выражает экономические интересы стратегического уровня и обусловлена интересами экономически господствующего класса. Она является либеральной по своему экономико-политическому характеру.
2. Для современной правовой идеологии характерны ценностно-идейные приоритеты, имеющие своей целью закрепить власть экономически господствующего класса: частная собственность, свобода предпринимательства, формальное равенство (равенство перед законом и судом), свобода совести, секуляризация, свобода вероисповедания, свобода слова, реальное неравенство экономических статусов как справедливость, самоорганизующийся порядок (идея рынка и рыночной экономики).
3. В отношении права правовая идеология выполняет функцию рационализации (социально-экономической телеологизации); в отношении личности — определение и обоснование социально-экономического статуса личности; в отношении общества — обоснование статусно-функциональных связей (в частности, — оправдание социального неравенства); в отношении государства — социализации.
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ИССЛЕДОВАНИИ ПРАВА
ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА КУЛАКОВА,
кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры теории государства и права
Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected]; АННА СЕРГЕЕВНА ЧУВАЛЬНИКОВА, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры теории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализируются основные идеи синергетического подхода, а также наиболее адекватно развивающие их методологии, использование которых позволяет наиболее полно раскрыть сущностные качества права с точки зрения его синергетической детерминации.
Ключевые слова: синергетика, теория права, методология, детерминация, порядок, хаос, открытость, системность, правопонимание.
Annotation. Analysed the basic ideas of the synergistic approach аnd the most adequately developing their methodology, which allows most fully disclose the essential quality of the law in terms of its synergistic determination.
Keywords: synergetics, theory of law, methodology, determination, order, chaos, openness, consistency, interpretation of law.