Научная статья на тему 'Идеологическая карта российского сегмента интернета (на примере классификации националистических сообществ в социальных сетях)'

Идеологическая карта российского сегмента интернета (на примере классификации националистических сообществ в социальных сетях) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
227
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА РУНЕТА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ СЕТЕВЫЕ ПАБЛИКИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бубнов А. Ю.

Российский сегмент Интернета является новым пространством политической коммуникации общественных сил и перспективной эмпирической базой для исследования идеологических дискурсов. На примере идеологии национализма автор демонстрирует использование различных приемов дискурс-анализа к анализу «цифровых следов» сетевых сообществ. Классификация националистических дискурсов осуществляется на основе анализа различного смыслового наполнения узловой точки данных дискурсов понятия «нация».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеологическая карта российского сегмента интернета (на примере классификации националистических сообществ в социальных сетях)»

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РОССИЙСКОГО СЕГМЕНТА ИНТЕРНЕТА (НА ПРИМЕРЕ КЛАССИФИКАЦИИ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ)

© Бубнов А.Ю.*

Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, г. Москва

Российский сегмент Интернета является новым пространством политической коммуникации общественных сил и перспективной эмпирической базой для исследования идеологических дискурсов. На примере идеологии национализма автор демонстрирует использование различных приемов дискурс-анализа к анализу «цифровых следов» сетевых сообществ. Классификация националистических дискурсов осуществляется на основе анализа различного смыслового наполнения узловой точки данных дискурсов - понятия «нация».

Ключевые слова идеологии, политические сообщества Рунета, социальные сети, националистические сетевые паблики.

После серии «цветных революций» последнего десятилетия, с широким использованием ИКТ, изучение политического сегмента блогосферы и социальных сетей стало рассматриваться как способ мониторинга текущего состояния общественного мнения и материал для составления перспективного прогноза относительно грядущей повестки в системе власть - оппозиция. Анализ российских и зарубежных исследований свидетельствует о складывании методологических и теоретических моделей в изучении политико-идеологического сегмента Рунета. К числу наиболее известных проектов в этой сфере относятся доклады Беркмановского института при Гарвардском университете (2010 - март 2011): «Публичный дискурс в российской блогосфере: анализ политики и мобилизации в Рунете», «Mapping Russian Twitter» [5]: исследование Центра изучения интернета и общества Российской экономической школы (май 2012): «Твиттер и российский протест: мемы, сети и мобилизация»[1]; исследование компании Basilisklab (Март 2012): Кто же все - таки был на Болотной и на Сахарова? Анализ профилей 20 000 участников митинга [4], работа группы ЛИНИС по изучению политического сегмента российской блогосферы в ходе протестов [2].

Для понимания идеологической карты российского киберпространства необходимо вспомнить специфику формирования его политического сегмента. Перемещение политических коммуникаций в российский сегмент Интернета в конце 90-х было обусловлено наложением двух процессов. Во-

* Доцент кафедры Политологии, социологии и философии, кандидат философских наук, доцент.

первых, ростом Рунета (с 1,5 миллиона пользователей в 1998 году до 6 миллионов в 2001 году) и формированием сетевых сообществ. Во-вторых, демонтажем идеологической модели 90-х: «консерваторы» («красно-коричневые» и «национал-патриоты») против «либералов» («демократов» и «западников») и становлением нового либерал-консервативного консенсуса власти. Вопросы политической и социальной повестки перекочевали в начавший к этому времени бурно расти Рунет. Средой развития идеологий стала блогосфера (в первую очередь Живой журнал), а чуть позже, с середины 2000-х, и социальные сети. На основе топовых блогов и групп ангажированных определённой системой ценностей, возникли интерактивные площадки по «пересборке оснований» и кристаллизации новых идеологем. Всё это привело к стремительному устареванию традиционных идеологических клише выраженных в оффлайновой форме и формированию новой повестки. Новые концепты появились во многом благодаря естественным эффектам сетевой социальности: скорости обмена информацией, коллективному разуму, плотности информационной среды и системы обратных связей. Бло-геры ассоциированные с этими новыми позициями и поддерживающие их сетевые сообщества задают тон идеологических дискуссий в сети, но они же активно реагировали в момент, когда протестная активность вышла из виртуальности в реальность.

В основе идеологической модели дискурсов в Рунете, используемой автором, лежит представление об «узловых точках», в роли которых выступают значимые для общественного мнения глобальные обобщения, способные наряду с существованием на рациональном уровне вызывать и аффективные переживания. Среди них важную роль играют темы исторической памяти и гражданских святынь, это линия советизм - антисоветизм (фокусом которой является оценка войны). Вторая по значимости «точка размежевания» это патриотизм - космополитизм. Комбинации этих важнейших размежеваний, своего рода «лего идеологий», дают наиболее распространённые варианты сетевых дискурсов, многие из которых своим появлением напрямую обязаны сетевым сообществам и блогосфере. Сочетание советизма и патриотизма формирует ценностное ядро «старопатриотов», напротив антисоветизм и космополитизм дают в сумме «старолибералов». Рождение популярного сетевого дискурса «национализма» произошло в результате интеграции взглядов по линии антисоветизм - патриотизм. Наряду с основными размежеваниями присутствуют и позиции второго уровня, такие как евразийство - европеизм, клерикализм - антиклерикализм, конкуренция -солидарность, которые увеличивают вариативность.

Дискурс национализма может быть рассмотрен, как удобная модель для демонстрации подхода. Исследование, проводившееся осенью 2012 года, после поражения протестного движения, показало, что националистический сегмент социальных сетей представляет собой скорее попутчика власти,

чем реальную оппозиционную силу. Критикуя власти в вопросах миграционной политики, националисты сходятся с ними в отрицании Запада и аме-риканофобии. Рассматривались три крупных паблика «Правые», «Я русский» и «Русское единство». Был выявлен ряд расхождений, в частности намечающееся противостояние по линии империя - национальное государство (в группе «Я русский» преобладает имперский дискурс, а паблик «Правые» наоборот тяготеет к «демократическому» национальному государству). Однако в целом в данной работе подчеркивается, что националистический дискурс гомогенен, ему соответствует обязательный минимум - этническое государство русских, кавказофобия, исламофобия, мигрантофобия, западо-фобия, американофобия и пропаганда здорового образа жизни [3, с. 142].

Во многом похожее исследование националистических пабликов платформы «вконтакте», проведенное под руководством автора данной статьи в марте-апреле 2014 года по следам Крымских событии, но еще до начала активной фазы событий на Донбассе, дало несколько иную картину. Главной разновидностью национализма выступает национал-демократия, которая совпадает с узловой точкой национализма как такового, сочетанием антисоветских и патриотических взглядов. Национал-демократия противостоит национал-патриотизму, расходясь с ним в оценке имперского опыта существования России. «Имперцы» национал-патриоты выстраивают дискурсивную практику преемственности российской и советской империй, а сообщество национал-демократов оппонирует им, противопоставляя безнациональную имперскую диктатуру и национальное демократическое государство. Идеологический дискурс национал - демократов как возможная партийная платформа продвигается популярным сетевым проектом «Спутник и Погром», чей паблик «вконтакте» насчитывающий более 74 тысяч подписчиков был проанализирован. В совокупности с другими сетевыми сообществами близкой ориентации (паблик «Правые» - 145 тысяч, «Национально-Демократическая Партия (НДП)» - 8 тысяч, «Национальный Демократический Альянс» - 1 400) национал-демократы составляют мейнстрим российского национализма.

Многочисленное сообщество национал-патриотов идеологически ближе по важнейшим позициям «старопатриотам» или «почвенникам» 80-90-х годов, чем национал-демократам. Анализ материалов сообщества «Я русский» (более 220 тысяч пользователей) показывает среди доминирующих тем ностальгию по империи, акцентирование самобытности русской культуры и «особого пути развития русской цивилизации». Существенную роль играет так же антизападная и антиамериканская риторика, в отличие от западничества и евроцентризма национал-демократов. Таким образом, схожее маркирование позиций («национализм») и даже совпадение ряда важных дискурсивных стратегий (мигрантофобия, кавказофобия) может создавать ложное представление о единой идеологии национализма. Просоветских национал-

патриотов не стоит смешивать с антисоветски настроенными национал-демократами, поскольку такое смешение не позволяет предсказывать политические размежевания - оценки и реакции сообществ относительно тех или иных значимых символических событий.

Кроме того стоит упомянуть и о третьей разновидности «националистического дискурса». Это маргинальная, но, тем не менее, заметная часть политизированного интернет-сообщества, условно маркируемая как «национал-социалисты». Дискурс таких групп как «Wotan Jugend-INFO» (33 тысячи) и «Белые новости v2.0» (11 тысяч) ближе к европейским скинхедам и неонацистам, чем к национал - патриотам и национал-демократам. Белый расизм (в том числе в форме скандинавофилии) является узловой точкой идеологии данного сообщества, в то время как дискурсы мигрантофобии и кавказофобии это спойлеры.

Хорошим примером для проверки точности определения идеологических позиций в националистическом сегменте стали события на Украине. На украинском кейсе видно, какую роль в самоопределении субъектов информационного противоборства играет ключевое событие, вызывающее резкое размежевание позиций. Начальный этап евромайдана ожидаемо отвергался национал-патриотами, как очевидно и системно антиимперский и антисоветский (ленинопад). Национал-демократы и национал-социалисты приветствовали «украинскую революцию» в духе лозунга «за нашу и вашу свободу», проводя параллели между «коррумпированными режимами» Яну-ковича и Путина и приветствуя «братьев-националистов». Однако победа евромайдана и первые шаги новой власти, а еще более события, последовавшие за сецессией Крыма, оказали влияние на разновекторные процессы консолидации и разобщения в условном «националистическом» движении. Посткрымская ситуация оценивалась положительно национал-патриотами и основной частью национал-демократов. Причем национал-демократы (тот же «Спутник и погром»), как меньшевики и эсеры в 1917 году, перешли на позиции «революционного оборончества» - временный отказ от критики режима ради оказания помощи русским в Крыму и на Донбассе. Однако другая часть национал-демократов и национал-социалисты, отвергли такую возможность. Возникли два тактических союза среди националистов. Поддерживающие консолидирующую общество идею «русского мира», и те, для кого перманентное противостояние власти занимает ведущую позицию в системе ценностей. Очевидно, что все остальные дискурсивные и риторические стратегии показали свою вторичность. Главным оказалась принципиальное расхождение в понимании «нации» и ее интересов.

Исследования националистического сегмента Рунета на рубеже 20112012 годов, рассматривали союз национализма и либерализма как возможное идеологическое ядро протестного движения. С этим фактором связанна, в частности, активизация исследований российской блогосферы со стороны

влиятельного Беркмановского института при Гарвардском университете. Однако эти исследования, при всей их масштабности, продемонстировали ускользающую от стороннего наблюдателя специфику российской «карты идеологий», сложность качественного анализа по сравнению с количественным, в чём немалую роль сыграли особенности русского языка и построенных на его основе дискурсов.

Список литературы:

1. Грин Сэмюэль А. Твиттер и российский протест: мемы, сети и мобилизация [Электронный ресурс] / Центр изучения интернета и общества РЭШ. -Режим доступа: http://www.newmediacenter.ш/ш/2012/05/22/твиттер-и-рос-сийский-протест-мемы-сет/ (дата обращения: 25.03.2015).

2. Кольцова О.В. Маслинский К.А. Выявление тематической структуры российской блогосферы: автоматические методы анализа текстов // Социология: 4М. - 2012. - № 36: Социология: методология, методы, математическое моделирование.

3. Паин Э.А., Мохов С.В., Поляков Е.И., Простаков С.А., Федюнин С.Ю. Этнополитические процессы в зеркале Рунета // Политическая наука. -2013. - № 1: Политическое участие в условиях сетевого общества.

4. Суворов Глеб. Кто же все - таки был на Болотной и на Сахарова? Анализ профилей 20 000 участников митинга [Электронный ресурс] // Bais-lisk Lab. - Режим доступа: https://basilisklab.com/boloto-analis-posetitelei.html (дата обращения: 25.03.2015).

5. Этлинг Брюс и др. Публичный дискурс в российской блогосфере: анализ политики и мобилизации в Рунете [Электронный ресурс] / Центр Беркмана. - Режим доступа: http://cyber.law.harvard.edu/sites/cyber.law.har-vard.edu/files/Public_Discourse_in_the_Russian_Blogosphere - RUSSIAN.pdf (дата обращения 25.03.2015); Этлинг Брюс и др. Mapping Russian Twitter [Электронный ресурс] / Центр Беркмана. - Режим доступа: http://cyber.law. harvard.edu/sites/cyber.law.harvard.edu/files/Mapping_Russian_Twitter_2012.pdf (дата обращения: 25.03.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.