Научная статья на тему 'Идеологема социалистическое соревнование в региональной газете советского и постсоветского периодов'

Идеологема социалистическое соревнование в региональной газете советского и постсоветского периодов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
247
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГЕМА / КОННОТАЦИЯ / СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ / УДАРНИК / СТАХАНОВЕЦ / IDEOLOGEME / CONNOTATION / SOCIALIST COMPETITION / HARD WORKER / STAKHANOVITE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чернова Оксана Евгеньевна

В статье исследуется появление, существование и трансформация идеологемы социалистическое соревнование на материале публикаций из газеты «Магнитогорский рабочий» в период с 1930-х годов по настоящее время. Семантические преобразования идеологемы рассматриваются в связи с политическими изменениями в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGEM SOCIALIST COMPETITION IN THE REGIONAL NEWSPAPER OF SOVIET AND POSTSOVIET PERIODS

The article studies the appearance. Existence and transformation of the ideologem socialist competition on material published in the newspaper «Magnitogorsk Worker» since 1930's. Semantic transformations of the ideologem are studied with regard to political changes in the country.

Текст научной работы на тему «Идеологема социалистическое соревнование в региональной газете советского и постсоветского периодов»

Итак, в костромских говорах лексема белый находит воплощение в большом количестве наименований (во многом соответствуя значениям, приводимым в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля, «Словаре русских народных говоров», областных словарях, подтверждая, а также уточняя и дополняя их), что в определённой степени отражается в топонимии, а следовательно, имеет возможность оказаться как бы законсервированным в ней.

Библиографический список

1. Агеева Р.А. Страны и народы: Происхождение названий. - М.: Наука, 1990. - 256 с.

2. Вендина Т.И. Цвет в этнокультурной системе русского, старославянского и древнерусского языков // Славянский альманах. - 1988.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 1. - СПб.: Диамант, Золотой век, 1999. - 800 с.

4. Иванов В.В. Цветовая символика в географических названиях в свете данных типологии: к названию Белоруссии // Балто-славянские исследования. - М.: Наука, 1981. - С. 163-177.

5. Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета. - М.: Изд-во «Мир», 1964. - 442 с.

6. Климкова Л.А. Нижегородская микротопонимия: разноаспектный анализ: монография. - Арзамас: АГПИ, 2008. - 261 с.

7. Кульпина В.Г. Система цветообозначений русского языка в историческом освещении // Наименования цвета в индоевропейских языках: Системный и исторический анализ. - М.: КомКнига, 2007. -С. 126-185.

8. Мурзаевы Э. и М. Словарь народных географических терминов. - М.: Наука, 1984. - 653 с.

9. Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. - Т. I. - М., 1959.

10. СРНГ - Словарь русских народных говоров / под ред. Ф.П. Сороколетова. - М.; Л.; СПб., 19652010.

11. Суперанская А.В. Терминологичны ли цветовые названия рек? // Вопросы географии. - 1970. -Вып. 81. - С. 120-127.

12. СуровцеваМ.А. Выражение цветовых значений в общеславянском языке // Этимологические исследования по русскому языку. - С. 136-156.

13. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. Т. 1. - М.: Прогресс, 1986.

14. Цветкова Е.В. Костромские цветовые топонимы // Семантика и функционирование языковых единиц в разных типах речи: Сборник статей по материалам международной научной конференции, посвящённой 1000-летию г. Ярославля: в 2 ч. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - С. 269-276.

15. Smilauer V. Pnrncka slovanské toponomastiky. Handbuch der slawischen toponomastik. - Praha: Academia, 1970. - 215 s.

УДК 81'42

Чернова Оксана Евгеньевна

кандидат филологических наук Магнитогорский государственный университет

[email protected]

ИДЕОЛОГЕМА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ГАЗЕТЕ СОВЕТСКОГО И ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДОВ

В статье исследуется появление, существование и трансформация идеологемы социалистическое соревнование на материале публикаций из газеты «Магнитогорский рабочий» в период с 1930-х годов по настоящее время. Семантические преобразования идеологемы рассматриваются в связи с политическими изменениями в стране.

Ключевые слова: идеологема, коннотация, социалистическое соревнование, ударник, стахановец.

Составной частью культуры, духовного производства является идеология, которая активно влияет на общественное сознание при помощи системы идеологем. По мнению

Н.А. Купиной, идеологема - это «языковая единица, семантика которой покрывает идеологический денотат или наслаивается на семантику, покрывающую денотат неидеологический. Различаем собственно идеологическую семантику и идеологическую добавку» [1, с. 183]. Следует отметить, что под добавками и наращениями мы понимаем коннотации, которые представляют собой «отношение субъекта к действительности» [2].

В данной статье мы намерены проследить появление, существование и трансформацию идеологемы социалистическое соревнование. Источником материала явились публикации из газеты «Магнитогорский рабочий» (далее - МР) в период с 1933 года по настоящее время. Это первая официальная ежедневная городская общеполитическая газета, которая выходит с 1 января 1930 г. Обращение к этому материалу объясняется тем, что газета «Магнитогорский рабочий» служила идейным выразителем политики коммунистической партии и отражала общегосударственные идеологические процессы в региональном преломлении.

© Чернова О.Е., 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

267

Идеологема социалистическое соревнование появляется в 1930-х годах. В слове соревнование оп-редмечены различные действия человека, индивидуальные и социальные: Социалистическое соревнование трудящихся в повышении производительности социалистического труда, в лучшей организации и выполнении всех видов работы и деятельности, способствующих повышению качества и темпов социалистического строительства [3, с. 391]. Слово соревнование в своем системном значении содержит сему ‘интенсивность’. Даже на уровне словарного толкования можно выявить семантическую гиперболу: в лучшей, всех видов, в повышении. В толковании обозначены сферы, к которым прилагается идеологема - труд, политика. Посредством постоянного атрибутивного сопроводителя социалистическое, который активизирует сферу политического, слово соревнование политизируется. Словосочетание социалистическое соревнование становится устойчивым.

Социалистическое соревнование получило развитие в двух направлениях: ударничество и стахановское движение. Исторически ударничество, которое понималось как ‘ударный труд на благо страны’, являлось базой для формирования стахановского движения, основанного главным образом на рекордах. В газете эти два направления социалистического соревнования качественно не различаются. Они рассматриваются как взаимозаменяющие друг друга понятия.

В газете ударник понимается как активное существо, деятельность которого должна быть направлена вовне, на преобразование, переделку внешнего мира: Это они на пустырях создают Днепрос-трой, Кузнецкстрой, тракторные, комбайнные, автомобильные, авиационные, алюминиевые гиганты... Это они создают Магнитострой. И в миллионных колоннах - тысячи, десятки и сотни тысяч ведущих передовых, самых отважных и преданных бойцов. Они рождаются социалистическим строительством - они его передовые бойцы. Ударник - имя им (МР, 1933, № 40); ... В беготне, металле, первоклассном оборудовании новых социалистических предприятий воплощен героический труд ударников. Это ударники покорили стихию Днепра, неукротимость которого воспета поэтами. Это они прорвались в недра горы Магнитной, побороли бураны Сибири, создали в глухом таежном краю величайшие заводы-уникум. Ничто не могло остановить лавины этого беспримерного наступления - ни палящий зной, ни ледяной холод, ни происки врагов, ни пораженчество маловеров. Рабочий класс под руководством партии прорвался к цели через все преграды. В истории человечества, даже в эпосе народов нет примера, который мог бы сравниться с героизмом создателей пятилетки и блеском ее побед!

(МР, 1933, № 54); Ударный труд воздвигает на

необъятных просторах Советского Союза десятки и сотни заводов-гигантов, переделывает лицо сельского хозяйства (МР, 1934, № 99).

Идея силового преобразования мира доминирует в газетных контекстах. Внешний мир рассматривается как арена деятельности человека, как если бы мир только и был предназначен для того, чтобы человек получил необходимые для себя блага, удовлетворил свои потребности. Ударник - это такой тип трудящегося, в котором умение господствовать над обстоятельствами является решающим свойством. В данном аспекте значимой становится сема ‘преобразование’. Существительные с количественной семантикой десяток, тысяча, сотни тысяч, миллион указывают на грандиозный размах, который приобрел труд. Числовой ряд представлен в виде конструкции однородных членов предложения, которая мысленно может быть продолжена читателем. Г и-перболизация активизирует сему ‘большой масштаб деятельности’.

В газете имеют место поведенческие прогнозы, направленные на создание идеального образа ударника: Новое содержание ударничества - ударником может быть только тот, кто не только выполняет план, но и у кого механизмы работают бесперебойно, у кого агрегат в образцовом культурном порядке, кто самый короткий в мире рабочий день превращает в самый производительный! (МР, 1933, № 282); Ударником может считаться только тот рабочий, работница и ИТР, которые выполняют качественные показатели, умеют вести за собой остальных рабочих и подтягивать отстающих (МР, 1933, № 107); Последний пленум городского комитета партии четко сказал, что: «Решительно должна быть изменена оценка ударничества и организация социалистического соревнования... Ударной не может считаться бригада, хотя бы и перевыполняющая плановое задание, если она не уплотняет своего рабочего времени. Ударником не может быть рабочий, не принимающий мер к полной загрузке своего рабочего дня» (МР, 1933, № 247); Нам нужен новый типудар-ника, с новым, расширенным содержанием, ударника, который не только перевыполняет план, но который бережет вверенный ему агрегат, который добивается максимальной уплотненности рабочего дня (МР, 1933, № 251). Контексты повествуют о том, что ударник должен выполнять/перевыполнять план/качественные показатели, бережно/ культурно относиться к агрегату. Пожалуй, самое главное требование к трудовым действиям ударника - уплотнение рабочего дня. Специфика временных показателей видна в выражениях: максимально уплотняет рабочий день; самый короткий в мире рабочий день превращает в самый производительный; принимает меры к полной загрузке

рабочего дня. Сема ‘уплотнение времени’ позволяет воссоздать мыслимую модель времени, в рамках которой события максимально уплотнены.

Стахановец - это работник социалистической эпохи, который в социалистическом соревновании добивается наивысшей производительности труда, наилучшего использования техники и превышения производственных планов [3, с. 498]. В основе номинации имя Алексея Стаханова, забойщика шахты «Центральная - Ирмино» в Донбассе, начавшего в 1935 г. борьбу за высшие показатели социалистического труда. Собственное имя человека, принадлежащего к движению, осуществляющему генеральную линию, используется как сигнал принадлежности к нашему. Системное значение содержит такие семы: ‘работник’, ‘в социалистическую эпоху’, ‘добивается наивысшей производительности труда’, ‘наилучшего использования техники’, ‘превышения производственных показателей’, - которые характеризуют стахановца с экономико-политической точки зрения.

Обыденное толкование этой номинации добавляет к системному значению несколько иные смыслы. Проиллюстрируем это следующими примерами: Стахановцы - это люди новой формации, их труд является прообразом высокопроизводительного коммунистического труда. Старая организация труда мешала максимальному использованию социалистической техники. Стахановцы по-новому организуют труд. Самая характерная черта стахановцев - это непрерывное творчество, систематическая организация производства, связанная с тысячью, подчас мелких, изобретений и приспособлений к орудиям труда, увеличивающих производительность (МР, 1938, № 200); Партия учит нас, что сила всенародного стахановского движения состоит не в отдельных рекордах стахановцев, а в его массовости, в неразрывной связи стахановцев с ударниками - этим основным резервом стахановского движения (МР, 1938, № 237); За прошедшие три года стахановское движение ярко продемонстрировало перед всем миром свою неисчерпаемую силу. До начала этого движения, например, в 1934 г., производительность труда рабочих промышленности поднялась на 10, 7 процента. Эта цифра намного превышала темпы роста производительности труда в капиталистических странах. Стахановское движение перекрыло и эти темпы (МР, 1938, № 200).

Массовое сознание выделяет аспекты идентификации стахановцев на основе изменения ценностных установок общества. Задействуется оппозиция старая организация труда - новая организация труда (социалистического), в которой отмечается тесная связь общественно-экономического бытия и ценностно-целевое отношение к способам обретения материальных ценностей (стахановцы по-но-

вому организуют труд). Эти выражения актуализируют сему ‘преобразование’. В газете имеет место претензия на многоплановость понятия стахановец. Она заключается в невозможности его осмысления только в пределах экономического измерения. Осмысляется и духовно-нравственное наполнение. Например, самой характерной чертой стахановцев называется творчество и изобретательство: непрерывное творчество; система, связанная с тысячью, подчас мелких, изобретений. В этих выражениях особенно становится актуальна сема ‘творчество’.

Другая духовная идея - совместная работа. Семантический компонент ‘совместная деятельность’ активизируется в выражении в неразрывной связи стахановцев с ударниками.

Примеры умалчивают о проблеме материальной заинтересованности стахановцев, что имплицитно указывает на такую черту, как слабая ориентированность на материальные блага. Это выводит на передний план увлеченность стахановцев трудом как таковым. Труд ради самого труда в данном контексте предполагает полную и все более интенсивную отдачу своих сил труду. Определяющей становится сема ‘интенсивность’. Это хорошо иллюстрирует выражение стахановское движение перекрыло и эти темпы.

Таким образом, актуальное значение слова стахановец богаче системного, поскольку помимо семантических компонентов экономико-политического содержания включает семы нравственно-духовного содержания: ‘преобразование’, ‘творчество’, ‘совместная деятельность’.

Разрушение тоталитарной системы, начавшееся в 1980-х годах, во многом стимулировало языковые изменения. Семантические преобразования идео-логем проявляются в изменении их семантики и коннотаций: Но пришло время задумываться не только над тем, чтобы выполнить, но и как это сделать. То ли будут преобладать штурмовщина, сопутствующие ей рваческие настроения, то ли инициатива самих рабочих, живое соревнование (МР, 1987, № 18); Откуда же тогда обязательства под копирку? Так ли уж случайна в ином трудовом коллективе равнодушная, а то и негативная реакция на передовика? Отчего это происходит? Кто несет ответственность за имитацию азарта работы, интереса к труду, живого состязания? (МР, 1987, № 18).

Отказ от старых языковых знаков и создание новых образцов с новым содержанием реализуется в лексемах штурмовщина (неодобр. Поспешная бесплановая работа с целью наверстать упущенное [4, с. 902]), рваческие настроения (Рвач: разг. презр. Человек, который в ущерб общему делу стремиться извлечь из своей работы как можно больше личных выгод, урвать побольше для себя [там же,

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

269

с. 670]), обязательства под копирку, имитация азарта работы.

В газетных контекстах за данными номинациями стоит идеологема социалистическое соревнование. Появление эффекта сниженности создают отрицательные прагматические смыслы, содержащие оценку тоталитарной системы: ‘консерватизм’, ‘экстенсивность развития’, ‘застойность’, ‘уравниловка’.

Поиск истинных номинаций сопровождается аксиологическими изменениями, в частности, изменением знака оценки. Отрицательная оценка эксплицируется при помощи контекста (имитация азарта, обязательства под копирку и т. д.), эмоционально-оценочного компонента, зафиксированного словарями в виде помет неодобр. (штурмовщина) [4, с. 902], разг. презр. (рвачество) [Там же, с. 670].

Экономические и политические реформы, начавшиеся в 1990-х годах (переход к демократической системе правления и образование Российской Федерации), повлияли на ценностные ориентации людей. Смена идеологических установок отразилась в активном процессе деидеологизации, который «затрагивает как оценочную сторону, так и содержательные компоненты идеологизированной лексики» [5, с. 135].

«Выворачивание наизнанку» прежних идеологических святынь осуществляется при помощи намеренной смены знака оценки. Идеологемы становятся мишенью, «которая принимает на себя рикошет эмоций, вызванных событийным раздражителем» [6, с. 155]: В последние годы журналисты городской газеты не рассказывают, как прежде, о «трудовых свершениях», «передовом опыте», «социалистическом соревновании в честь знаменательных дат». Ушли в прошлое показушные и часто надуманные атрибуты (МР, 1993, № 28); Но ведь десятилетиями соревнование было откровенной липой. Хотя бы из-за символических материальных стимулов (МР, 1992, № 99).

В контекстах идеологемы получают качественно новые номинации: социалистическое соревнование « показушные, часто надуманные атрибуты; откровенная липа. Дискредитация социалистичес-

кой системы труда происходит через актуализацию эмоционально-оценочных семантических компонентов ‘видимость’ (показуха (разг. неодобр.), ‘неестественность’ (надуманный ‘лишенный естественности’ [4, с. 380]), ‘фальшивость’ (липа (разг.) ‘фальшивка’ [4, с. 327]). Эти отрицательные прагматические смыслы эксплицируют идеологический скептицизм языкового сознания. Заметна тенденция к разработке содержания этически одобряемых моделей процесса труда и поведения субъекта: ‘отсутствие пафоса созидания’ и ‘личная польза’.

Газетные публикации последнего десятилетия не содержат идеологемы социалистическое соревнование, что свидетельствует о ее разрушении.

Таким образом, идеологема социалистическое соревнование нестабильна. Склонность к трансформации обусловлена политическими переворотами, реформами, которые влекут смену правящей власти, способны полностью изменить шкалу оценок и привести к исчезновению идеологемы.

Библиографический список

1. Купина Н.А. Языковое строительство: от системы идеологем к системе культурем // Русский язык сегодня: сб. статей. Вып. 1. - М.: Азбуковник, 2000. -С. 182-189.

2. Апресян Ю.Д. Избранные труды: в 2 т. - М.: Школа, 1995. - Т. 2: Интегральное описание языка и системная лексикография. - 767 с.

3. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. - М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1940. - Т. 4. - С-Я. - 1500 с.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., доп. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. - 944 с.

5. Купина Н.А. Идеологическое состояние лексики русского языка // Русское слово в языке, тексте и культурной среде / под ред. И.Т. Вепревой. - Екатеринбург: Арго, 1997. - С. 134-145.

6. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 383 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.