Итак, в костромских говорах лексема белый находит воплощение в большом количестве наименований (во многом соответствуя значениям, приводимым в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля, «Словаре русских народных говоров», областных словарях, подтверждая, а также уточняя и дополняя их), что в определённой степени отражается в топонимии, а следовательно, имеет возможность оказаться как бы законсервированным в ней.
Библиографический список
1. Агеева Р.А. Страны и народы: Происхождение названий. - М.: Наука, 1990. - 256 с.
2. Вендина Т.И. Цвет в этнокультурной системе русского, старославянского и древнерусского языков // Славянский альманах. - 1988.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 1. - СПб.: Диамант, Золотой век, 1999. - 800 с.
4. Иванов В.В. Цветовая символика в географических названиях в свете данных типологии: к названию Белоруссии // Балто-славянские исследования. - М.: Наука, 1981. - С. 163-177.
5. Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета. - М.: Изд-во «Мир», 1964. - 442 с.
6. Климкова Л.А. Нижегородская микротопонимия: разноаспектный анализ: монография. - Арзамас: АГПИ, 2008. - 261 с.
7. Кульпина В.Г. Система цветообозначений русского языка в историческом освещении // Наименования цвета в индоевропейских языках: Системный и исторический анализ. - М.: КомКнига, 2007. -С. 126-185.
8. Мурзаевы Э. и М. Словарь народных географических терминов. - М.: Наука, 1984. - 653 с.
9. Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. - Т. I. - М., 1959.
10. СРНГ - Словарь русских народных говоров / под ред. Ф.П. Сороколетова. - М.; Л.; СПб., 19652010.
11. Суперанская А.В. Терминологичны ли цветовые названия рек? // Вопросы географии. - 1970. -Вып. 81. - С. 120-127.
12. СуровцеваМ.А. Выражение цветовых значений в общеславянском языке // Этимологические исследования по русскому языку. - С. 136-156.
13. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. Т. 1. - М.: Прогресс, 1986.
14. Цветкова Е.В. Костромские цветовые топонимы // Семантика и функционирование языковых единиц в разных типах речи: Сборник статей по материалам международной научной конференции, посвящённой 1000-летию г. Ярославля: в 2 ч. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - С. 269-276.
15. Smilauer V. Pnrncka slovanské toponomastiky. Handbuch der slawischen toponomastik. - Praha: Academia, 1970. - 215 s.
УДК 81'42
Чернова Оксана Евгеньевна
кандидат филологических наук Магнитогорский государственный университет
ИДЕОЛОГЕМА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ГАЗЕТЕ СОВЕТСКОГО И ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДОВ
В статье исследуется появление, существование и трансформация идеологемы социалистическое соревнование на материале публикаций из газеты «Магнитогорский рабочий» в период с 1930-х годов по настоящее время. Семантические преобразования идеологемы рассматриваются в связи с политическими изменениями в стране.
Ключевые слова: идеологема, коннотация, социалистическое соревнование, ударник, стахановец.
Составной частью культуры, духовного производства является идеология, которая активно влияет на общественное сознание при помощи системы идеологем. По мнению
Н.А. Купиной, идеологема - это «языковая единица, семантика которой покрывает идеологический денотат или наслаивается на семантику, покрывающую денотат неидеологический. Различаем собственно идеологическую семантику и идеологическую добавку» [1, с. 183]. Следует отметить, что под добавками и наращениями мы понимаем коннотации, которые представляют собой «отношение субъекта к действительности» [2].
В данной статье мы намерены проследить появление, существование и трансформацию идеологемы социалистическое соревнование. Источником материала явились публикации из газеты «Магнитогорский рабочий» (далее - МР) в период с 1933 года по настоящее время. Это первая официальная ежедневная городская общеполитическая газета, которая выходит с 1 января 1930 г. Обращение к этому материалу объясняется тем, что газета «Магнитогорский рабочий» служила идейным выразителем политики коммунистической партии и отражала общегосударственные идеологические процессы в региональном преломлении.
© Чернова О.Е., 2012
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012
267
Идеологема социалистическое соревнование появляется в 1930-х годах. В слове соревнование оп-редмечены различные действия человека, индивидуальные и социальные: Социалистическое соревнование трудящихся в повышении производительности социалистического труда, в лучшей организации и выполнении всех видов работы и деятельности, способствующих повышению качества и темпов социалистического строительства [3, с. 391]. Слово соревнование в своем системном значении содержит сему ‘интенсивность’. Даже на уровне словарного толкования можно выявить семантическую гиперболу: в лучшей, всех видов, в повышении. В толковании обозначены сферы, к которым прилагается идеологема - труд, политика. Посредством постоянного атрибутивного сопроводителя социалистическое, который активизирует сферу политического, слово соревнование политизируется. Словосочетание социалистическое соревнование становится устойчивым.
Социалистическое соревнование получило развитие в двух направлениях: ударничество и стахановское движение. Исторически ударничество, которое понималось как ‘ударный труд на благо страны’, являлось базой для формирования стахановского движения, основанного главным образом на рекордах. В газете эти два направления социалистического соревнования качественно не различаются. Они рассматриваются как взаимозаменяющие друг друга понятия.
В газете ударник понимается как активное существо, деятельность которого должна быть направлена вовне, на преобразование, переделку внешнего мира: Это они на пустырях создают Днепрос-трой, Кузнецкстрой, тракторные, комбайнные, автомобильные, авиационные, алюминиевые гиганты... Это они создают Магнитострой. И в миллионных колоннах - тысячи, десятки и сотни тысяч ведущих передовых, самых отважных и преданных бойцов. Они рождаются социалистическим строительством - они его передовые бойцы. Ударник - имя им (МР, 1933, № 40); ... В беготне, металле, первоклассном оборудовании новых социалистических предприятий воплощен героический труд ударников. Это ударники покорили стихию Днепра, неукротимость которого воспета поэтами. Это они прорвались в недра горы Магнитной, побороли бураны Сибири, создали в глухом таежном краю величайшие заводы-уникум. Ничто не могло остановить лавины этого беспримерного наступления - ни палящий зной, ни ледяной холод, ни происки врагов, ни пораженчество маловеров. Рабочий класс под руководством партии прорвался к цели через все преграды. В истории человечества, даже в эпосе народов нет примера, который мог бы сравниться с героизмом создателей пятилетки и блеском ее побед!
(МР, 1933, № 54); Ударный труд воздвигает на
необъятных просторах Советского Союза десятки и сотни заводов-гигантов, переделывает лицо сельского хозяйства (МР, 1934, № 99).
Идея силового преобразования мира доминирует в газетных контекстах. Внешний мир рассматривается как арена деятельности человека, как если бы мир только и был предназначен для того, чтобы человек получил необходимые для себя блага, удовлетворил свои потребности. Ударник - это такой тип трудящегося, в котором умение господствовать над обстоятельствами является решающим свойством. В данном аспекте значимой становится сема ‘преобразование’. Существительные с количественной семантикой десяток, тысяча, сотни тысяч, миллион указывают на грандиозный размах, который приобрел труд. Числовой ряд представлен в виде конструкции однородных членов предложения, которая мысленно может быть продолжена читателем. Г и-перболизация активизирует сему ‘большой масштаб деятельности’.
В газете имеют место поведенческие прогнозы, направленные на создание идеального образа ударника: Новое содержание ударничества - ударником может быть только тот, кто не только выполняет план, но и у кого механизмы работают бесперебойно, у кого агрегат в образцовом культурном порядке, кто самый короткий в мире рабочий день превращает в самый производительный! (МР, 1933, № 282); Ударником может считаться только тот рабочий, работница и ИТР, которые выполняют качественные показатели, умеют вести за собой остальных рабочих и подтягивать отстающих (МР, 1933, № 107); Последний пленум городского комитета партии четко сказал, что: «Решительно должна быть изменена оценка ударничества и организация социалистического соревнования... Ударной не может считаться бригада, хотя бы и перевыполняющая плановое задание, если она не уплотняет своего рабочего времени. Ударником не может быть рабочий, не принимающий мер к полной загрузке своего рабочего дня» (МР, 1933, № 247); Нам нужен новый типудар-ника, с новым, расширенным содержанием, ударника, который не только перевыполняет план, но который бережет вверенный ему агрегат, который добивается максимальной уплотненности рабочего дня (МР, 1933, № 251). Контексты повествуют о том, что ударник должен выполнять/перевыполнять план/качественные показатели, бережно/ культурно относиться к агрегату. Пожалуй, самое главное требование к трудовым действиям ударника - уплотнение рабочего дня. Специфика временных показателей видна в выражениях: максимально уплотняет рабочий день; самый короткий в мире рабочий день превращает в самый производительный; принимает меры к полной загрузке
рабочего дня. Сема ‘уплотнение времени’ позволяет воссоздать мыслимую модель времени, в рамках которой события максимально уплотнены.
Стахановец - это работник социалистической эпохи, который в социалистическом соревновании добивается наивысшей производительности труда, наилучшего использования техники и превышения производственных планов [3, с. 498]. В основе номинации имя Алексея Стаханова, забойщика шахты «Центральная - Ирмино» в Донбассе, начавшего в 1935 г. борьбу за высшие показатели социалистического труда. Собственное имя человека, принадлежащего к движению, осуществляющему генеральную линию, используется как сигнал принадлежности к нашему. Системное значение содержит такие семы: ‘работник’, ‘в социалистическую эпоху’, ‘добивается наивысшей производительности труда’, ‘наилучшего использования техники’, ‘превышения производственных показателей’, - которые характеризуют стахановца с экономико-политической точки зрения.
Обыденное толкование этой номинации добавляет к системному значению несколько иные смыслы. Проиллюстрируем это следующими примерами: Стахановцы - это люди новой формации, их труд является прообразом высокопроизводительного коммунистического труда. Старая организация труда мешала максимальному использованию социалистической техники. Стахановцы по-новому организуют труд. Самая характерная черта стахановцев - это непрерывное творчество, систематическая организация производства, связанная с тысячью, подчас мелких, изобретений и приспособлений к орудиям труда, увеличивающих производительность (МР, 1938, № 200); Партия учит нас, что сила всенародного стахановского движения состоит не в отдельных рекордах стахановцев, а в его массовости, в неразрывной связи стахановцев с ударниками - этим основным резервом стахановского движения (МР, 1938, № 237); За прошедшие три года стахановское движение ярко продемонстрировало перед всем миром свою неисчерпаемую силу. До начала этого движения, например, в 1934 г., производительность труда рабочих промышленности поднялась на 10, 7 процента. Эта цифра намного превышала темпы роста производительности труда в капиталистических странах. Стахановское движение перекрыло и эти темпы (МР, 1938, № 200).
Массовое сознание выделяет аспекты идентификации стахановцев на основе изменения ценностных установок общества. Задействуется оппозиция старая организация труда - новая организация труда (социалистического), в которой отмечается тесная связь общественно-экономического бытия и ценностно-целевое отношение к способам обретения материальных ценностей (стахановцы по-но-
вому организуют труд). Эти выражения актуализируют сему ‘преобразование’. В газете имеет место претензия на многоплановость понятия стахановец. Она заключается в невозможности его осмысления только в пределах экономического измерения. Осмысляется и духовно-нравственное наполнение. Например, самой характерной чертой стахановцев называется творчество и изобретательство: непрерывное творчество; система, связанная с тысячью, подчас мелких, изобретений. В этих выражениях особенно становится актуальна сема ‘творчество’.
Другая духовная идея - совместная работа. Семантический компонент ‘совместная деятельность’ активизируется в выражении в неразрывной связи стахановцев с ударниками.
Примеры умалчивают о проблеме материальной заинтересованности стахановцев, что имплицитно указывает на такую черту, как слабая ориентированность на материальные блага. Это выводит на передний план увлеченность стахановцев трудом как таковым. Труд ради самого труда в данном контексте предполагает полную и все более интенсивную отдачу своих сил труду. Определяющей становится сема ‘интенсивность’. Это хорошо иллюстрирует выражение стахановское движение перекрыло и эти темпы.
Таким образом, актуальное значение слова стахановец богаче системного, поскольку помимо семантических компонентов экономико-политического содержания включает семы нравственно-духовного содержания: ‘преобразование’, ‘творчество’, ‘совместная деятельность’.
Разрушение тоталитарной системы, начавшееся в 1980-х годах, во многом стимулировало языковые изменения. Семантические преобразования идео-логем проявляются в изменении их семантики и коннотаций: Но пришло время задумываться не только над тем, чтобы выполнить, но и как это сделать. То ли будут преобладать штурмовщина, сопутствующие ей рваческие настроения, то ли инициатива самих рабочих, живое соревнование (МР, 1987, № 18); Откуда же тогда обязательства под копирку? Так ли уж случайна в ином трудовом коллективе равнодушная, а то и негативная реакция на передовика? Отчего это происходит? Кто несет ответственность за имитацию азарта работы, интереса к труду, живого состязания? (МР, 1987, № 18).
Отказ от старых языковых знаков и создание новых образцов с новым содержанием реализуется в лексемах штурмовщина (неодобр. Поспешная бесплановая работа с целью наверстать упущенное [4, с. 902]), рваческие настроения (Рвач: разг. презр. Человек, который в ущерб общему делу стремиться извлечь из своей работы как можно больше личных выгод, урвать побольше для себя [там же,
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012
269
с. 670]), обязательства под копирку, имитация азарта работы.
В газетных контекстах за данными номинациями стоит идеологема социалистическое соревнование. Появление эффекта сниженности создают отрицательные прагматические смыслы, содержащие оценку тоталитарной системы: ‘консерватизм’, ‘экстенсивность развития’, ‘застойность’, ‘уравниловка’.
Поиск истинных номинаций сопровождается аксиологическими изменениями, в частности, изменением знака оценки. Отрицательная оценка эксплицируется при помощи контекста (имитация азарта, обязательства под копирку и т. д.), эмоционально-оценочного компонента, зафиксированного словарями в виде помет неодобр. (штурмовщина) [4, с. 902], разг. презр. (рвачество) [Там же, с. 670].
Экономические и политические реформы, начавшиеся в 1990-х годах (переход к демократической системе правления и образование Российской Федерации), повлияли на ценностные ориентации людей. Смена идеологических установок отразилась в активном процессе деидеологизации, который «затрагивает как оценочную сторону, так и содержательные компоненты идеологизированной лексики» [5, с. 135].
«Выворачивание наизнанку» прежних идеологических святынь осуществляется при помощи намеренной смены знака оценки. Идеологемы становятся мишенью, «которая принимает на себя рикошет эмоций, вызванных событийным раздражителем» [6, с. 155]: В последние годы журналисты городской газеты не рассказывают, как прежде, о «трудовых свершениях», «передовом опыте», «социалистическом соревновании в честь знаменательных дат». Ушли в прошлое показушные и часто надуманные атрибуты (МР, 1993, № 28); Но ведь десятилетиями соревнование было откровенной липой. Хотя бы из-за символических материальных стимулов (МР, 1992, № 99).
В контекстах идеологемы получают качественно новые номинации: социалистическое соревнование « показушные, часто надуманные атрибуты; откровенная липа. Дискредитация социалистичес-
кой системы труда происходит через актуализацию эмоционально-оценочных семантических компонентов ‘видимость’ (показуха (разг. неодобр.), ‘неестественность’ (надуманный ‘лишенный естественности’ [4, с. 380]), ‘фальшивость’ (липа (разг.) ‘фальшивка’ [4, с. 327]). Эти отрицательные прагматические смыслы эксплицируют идеологический скептицизм языкового сознания. Заметна тенденция к разработке содержания этически одобряемых моделей процесса труда и поведения субъекта: ‘отсутствие пафоса созидания’ и ‘личная польза’.
Газетные публикации последнего десятилетия не содержат идеологемы социалистическое соревнование, что свидетельствует о ее разрушении.
Таким образом, идеологема социалистическое соревнование нестабильна. Склонность к трансформации обусловлена политическими переворотами, реформами, которые влекут смену правящей власти, способны полностью изменить шкалу оценок и привести к исчезновению идеологемы.
Библиографический список
1. Купина Н.А. Языковое строительство: от системы идеологем к системе культурем // Русский язык сегодня: сб. статей. Вып. 1. - М.: Азбуковник, 2000. -С. 182-189.
2. Апресян Ю.Д. Избранные труды: в 2 т. - М.: Школа, 1995. - Т. 2: Интегральное описание языка и системная лексикография. - 767 с.
3. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. - М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1940. - Т. 4. - С-Я. - 1500 с.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., доп. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. - 944 с.
5. Купина Н.А. Идеологическое состояние лексики русского языка // Русское слово в языке, тексте и культурной среде / под ред. И.Т. Вепревой. - Екатеринбург: Арго, 1997. - С. 134-145.
6. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 383 с.