Научная статья на тему 'Идентификация цифровых интеллектуальных активов и особенности их коммерциализации'

Идентификация цифровых интеллектуальных активов и особенности их коммерциализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленческие науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
цифровые интеллектуальные активы / цифровизация / коммерциализация / факторы стоимости / лицензионное вознаграждение / digital intellectual assets / digitalization / commercialization / cost factors / license fee

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольга Владиславовна Лосева, Нияз Мустякимович Абдикеев

Необходимость идентификации, определения видов, специфики и особенностей коммерциализации цифровых интеллектуальных активов (ЦИА) обусловлена сложившимися реалиями и открывающимися возможностями получения дополнительных доходов, связанными с цифровизацией экономики и законодательным закреплением новых объектов гражданского оборота — цифровых прав. Цель работы заключается в характеристике ЦИА как объектов коммерциализации, выявление особенностей и условий ее проведения, а также факторов, влияющих на вид и размер лицензионного вознаграждения за передачу прав на данные активы. В качестве методологической основы исследования были использованы категориальный аппарат и методы управления в сфере интеллектуальной собственности и цифровых прав, методы классификации, статистического и сравнительного анализа, системный подход. Результатами работы стало определение двух трактовок ЦИА: как прав на объекты интеллектуальной собственности, существующих и имеющих ценность в цифровой форме, и как цифровых прав на объекты интеллектуальной собственности, распоряжение которыми осуществляется исключительно в информационной системе на основе технологии блокчейн; проведение типологизации ЦИА с выделением отдельных видов в рамках каждой из трактовок; выявление особенности коммерциализации ЦИА и факторов, влияющих на выбор вида и размера лицензионного вознаграждения. Сделанные по итогам исследования выводы могут применяться на практике руководством компаний при разработке стратегий управления новыми видами активов с целью повышения эффективности их коммерциализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ольга Владиславовна Лосева, Нияз Мустякимович Абдикеев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identification of Digital Intellectual Assets and Features of their Commercialization

The need to identify, define the types, specifics and features of the commercialization of digital intellectual assets is due to the prevailing realities and the opportunities for additional income associated with the digitalization of the economy and the legislative consolidation of new objects of civil turnover — digital rights. The purpose of the work is to characterize digital intellectual assets as objects of commercialization, to identify the features and conditions of its implementation, as well as factors affecting the type and amount of license fees for the transfer of rights to these assets. The methodological basis of the research was the categorical apparatus of management methods in the field of intellectual property and digital rights, methods of classification, statistical and comparative analysis, a systematic approach, scientific works of leading domestic and foreign scientists in the field of evaluation of intellectual property and digital assets. Results of the study are as follows: two interpretations of digital intellectual assets have been identified: 1) as rights to intellectual property objects that exist and have value in digital form; 2) as digital rights to intellectual property objects, the disposal of which is carried out exclusively in an information system based on blockchain technology; the typologization of digital intellectual assets with the allocation of separate types within each interpretation is carried out; the features of commercialization of digital intellectual assets, factors influencing the choice of the type and amount of license remuneration are revealed. The findings can be used in practice by the management of companies when developing strategies for managing new types of assets in order to increase the efficiency of their commercialization.

Текст научной работы на тему «Идентификация цифровых интеллектуальных активов и особенности их коммерциализации»

Навстречу 105-летию Финансового университета

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/2404-022X-2020-13-3-34-46 УДК 33.338.24(045) JEL O34, P10

Идентификация цифровых интеллектуальных активов и особенности их коммерциализации

О. В. Лосева, Н. М. Абдикеев

Финансовый университет, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Необходимость идентификации, определения видов, специфики и особенностей коммерциализации цифровых интеллектуальных активов (ЦИА) обусловлена сложившимися реалиями и открывающимися возможностями получения дополнительных доходов, связанными с цифровизацией экономики и законодательным закреплением новых объектов гражданского оборота - цифровых прав. Цель работы заключается в характеристике ЦИА как объектов коммерциализации, выявление особенностей и условий ее проведения, а также факторов, влияющих на вид и размер лицензионного вознаграждения за передачу прав на данные активы. В качестве методологической основы исследования были использованы категориальный аппарат и методы управления в сфере интеллектуальной собственности и цифровых прав, методы классификации, статистического и сравнительного анализа, системный подход. Результатами работы стало определение двух трактовок ЦИА: как прав на объекты интеллектуальной собственности, существующих и имеющих ценность в цифровой форме, и как цифровых прав на объекты интеллектуальной собственности, распоряжение которыми осуществляется исключительно в информационной системе на основе технологии блокчейн; проведение типологизации ЦИА с выделением отдельных видов в рамках каждой из трактовок; выявление особенности коммерциализации ЦИА и факторов, влияющих на выбор вида и размера лицензионного вознаграждения. Сделанные по итогам исследования выводы могут применяться на практике руководством компаний при разработке стратегий управления новыми видами активов с целью повышения эффективности их коммерциализации.

Ключевые слова: цифровые интеллектуальные активы; цифровизация; коммерциализация; факторы стоимости; лицензионное вознаграждение

Для цитирования: Лосева О. В., Абдикеев Н. М. Идентификация цифровых интеллектуальных активов и особенности их коммерциализации. Управленческие науки = Management Sciences in Russia. 2023;13(3):34-46. DOi: 10.26794/2404-022X-2020-13-3-34-46

ORIGINAL PAPER

identification of Digital intellectual Assets and Features of their commercialization

O. V. Loseva, N. M. Abdikeev

Financial University, Moscow, Russia

abstract

The need to identify, define the types, specifics and features of the commercialization of digital intellectual assets is due to the prevailing realities and the opportunities for additional income associated with the digitalization of the economy and the legislative consolidation of new objects of civil turnover - digital rights. The purpose of the work is to characterize digital intellectual assets as objects of commercialization, to identify the features and conditions of its implementation, as well as factors affecting the type and amount of license fees for the transfer of rights to these assets. The methodological basis of the research was the categorical apparatus of management methods in the field of intellectual property and digital rights, methods of classification, statistical and comparative analysis, a systematic approach, scientific works of leading domestic and foreign scientists in the field of evaluation of intellectual property and digital assets. Results of the study are as follows: two interpretations of digital intellectual assets have been identified: 1) as rights to intellectual property objects that exist and have value in digital form; 2) as digital rights to intellectual property objects, the disposal of which is carried out exclusively in an information system based on

(CO ]

BY 4.0

© Лосева О. В., Абдикеев H. M., 2023

bLockchain technology; the typoLogization of digital intellectual assets with the allocation of separate types within each interpretation is carried out; the features of commercialization of digital intellectual assets, factors influencing the choice of the type and amount of license remuneration are revealed. The findings can be used in practice by the management of companies when developing strategies for managing new types of assets in order to increase the efficiency of their commercialization.

Keywords: digital intellectual assets; digitalization; commercialization; cost factors; license fee

For citation: Loseva O.V., Abdikeev N. M. identification of digital intellectual assets and features of their commercialization. Upravlencheskie nauki = Management Sciences in Russia. 2023;13(3):34-46. (in Russ.). DOi: 10.26794/2404-022X-2020-13-3-34-46

введение

В России, как и во всем мире, на основе внедрения новых цифровых технологий ускоряются процессы цифровизации всех сфер жизни общества, и в первую очередь — экономики. По оценкам Allied Market Research, к 2030 г. размер мировых инвестиций в цифровые технологии может достичь 698,48 млрд долл. США Ч В России, согласно результатам опроса участников финансового рынка, проведенного Ассоциацией ФинТех при поддержке компании Accenture, внедрение цифровых технологий осуществляется активно, но не равномерно по отношению к отдельным видам самих технологий (рис. 1).

Процессы цифровизации, а также вопросы коммерциализации интеллектуальной собственности в новых реалиях активно обсуждаются в мировой научной среде [1-6]; при этом важную роль играет активное государственное поощрение развития и внедрения цифровых технологий. Так, по данным Всемирного банка, в 2022 г. Россия вошла в десятку стран мира по уровню цифровизации госуправления2, а общие затраты на национальный проект «Цифровая экономика» в 2023 г. составят 188 млрд руб.3 — по объему финансирования он занимает пятое место из 14 национальных проектов, уступая лишь таким, как «Демография», «Здравоохранение», «Образование» и «Безопасные качественные дороги».

Указанные тенденции стимулируют компании различных, в том числе нефинансовых сфер деятельности, к изменению стратегий управления бизнесом на основе использования как самих цифровых технологий, так и порождаемых ими цифровых

1 Allied Market Research. URL: https://www. alliedmarketresearch.com/investment-banking-market-A06710

2 Минцифры России (официальный сайт). URL: https:// digital.gov.ru/ru/events/42223/ (дата обращения: 14.05.2023).

3 Там же.

активов, способных обеспечить конкурентное преимущество в условиях беспрецедентных санкций.

В настоящий момент существенное внимание отечественных и зарубежных исследователей уделяется экономико-правовым вопросам регулирования цифровых финансовых активов (ЦФА) [7-12]. Кроме того, государство демонстрирует готовность к развитию необходимой для функционирования ЦФА инфраструктуры, что позволит бизнесу быстро и без значительных затрат организовать выпуск и размещение ЦФА при надежной защите данных благодаря использованию технологии блокчейн.

Что касается цифровых интеллектуальных активов (ЦИА), то остаются не до конца исследованными трактовки данной категории и связанные с ними проблемы коммерциализации, а также правовой статус ЦИА. Решение данных вопросов — актуальная задача, имеющая важное научно-практическое значение для достижения российскими компаниями и страной в целом технологического суверенитета.

Целью настоящего исследования является выявление особенностей ЦИА как объектов коммерциализации, характеристика условий ее проведения, а также факторов, от которых зависит вид и размер лицензионного вознаграждения за передачу прав на ЦИА.

Информационная база исследования включает нормативно-правовые акты, раскрывающие понимание сущности цифровых интеллектуальных активов, труды российских и отечественных исследователей по проблематике статьи, тематические публикации в СМИ, статистические данные, опубликованные в открытых источниках.

методология исследования

В ходе работы применялись следующие методы: анализ процессов цифровизации экономики в России и в мире; типологизация цифровых интеллектуальных активов в разных трактовках, способы коммерциализации ЦИА

Рис. 1 /Fig. 1. Уровень использования различных цифровых технологий участниками финансового рынка в России / The level of use of various digital technologies by financial market participants in Russia

Источник/Source: Результаты исследования мнения рынка по вопросам развития финансовых технологий на 2021-2023 гг. Ассоциация ФинТех (официальный сайт). URL: https://www.fintechru.org/analytics/rezultaty-issledovaniya-mneniya-rynka-po-voprosam-razvitiya-finansovykh-tekhnologiy-na-2021-2023-gg- / Results of the Market Opinion Survey on Financial Technology Development for 2021-2023. FinTech Association (official website). URL: https://www.fintechru.org/analytics/rezultaty-issledovaniya-mneniya-rynka-po-voprosam-razvitiya-finansovykh-tekhnologiy-na-2021-2023-gg-/

как объектов интеллектуальной собственности, обоснование вида и размера лицензионного вознаграждения исходя из выявленных цено-образующих факторов.

Основные виды ЦИА, особенности и условия их коммерциализации определены в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть IV) от 18.12.2006 № 230-Ф3. Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации4.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации"»5.

4 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64 629/2a4870fda21fdffc70bade7ef80135143050f0b1/ (дата обращения: 25.06.2023).

5 URL: http://static.govemment.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB 79I5v7yLVuPgu4bvR 7M0.pdf. (дата обращения: 21.06.2023).

3. Федеральный закон от 31.07.2021 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»6.

4. Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»7.

5. Федеральный стандарт оценки «Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов (ФСО XI)»8.

Для визуализации научных результатов применялась графическая и табличная форма представления информации.

6 URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_358753/ (дата обращения: 15.06.2023).

7 URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_330652/ (дата обращения: 15.06.23).

8 URL: https://docs.cntd.ru/document/1300254787 (дата обращения: 10.06.2023).

результаты Цифровые интеллектуальные активы как объекты коммерциализации

Под коммерциализацией будем понимать извлечение выгоды от владения или использования компанией своих активов. Коммерциализация может быть внешней, т.е. предусматривать получение дохода от реализации имеющихся в компании активов, или внутренней, которая предполагает применение созданных или приобретенных активов для собственных целей. В дальнейшем речь пойдет о внешней коммерциализации ЦИА.

Нами предлагается рассматривать цифровые интеллектуальные активы в двух трактовках.

1. Цифровые интеллектуальные активы как права на объекты интеллектуальной собственности в цифровой форме.

В широком смысле под ЦИА понимаются любые интеллектуальные активы, существующие и представляющие ценность в цифровой (электронной) форме: доменные имена; 3D-модели, не имеющие материального аналога; базы данных, в том числе полученные с использованием технологии больших данных (Big Date), включая пространственные базы данных; программы для ЭВМ, объекты цифрового искусства (Digital Art) и виртуального имущества. Из рассмотрения следует исключить оцифрованные данные (цифровые электронные подписи, персональные данные, оцифрованные объекты материального мира), т.е. то, что не создано интеллектуальным трудом, а получено как цифровая копия материального объекта с применением компьютерной обработки без возможности последующей творческой трансформации.

Для коммерциализации различных видов ЦИА важно установить их правовой статус как активов, способных к гражданскому обороту. Поскольку ЦИА имеют нематериальную природу, логичным является отнесение их к результатам интеллектуальной деятельности (РИД) в цифровой форме, на которые распространяются интеллектуальные права согласно ст. 1225 части IV ГК РФ. Подтверждение и защита интеллектуальных прав собственника осуществляется традиционно — на основе охранных документов Роспатента, договоров об отчуждении исключительного права или режима коммерческой тайны. Однако такой правовой статус присущ далеко не всем из перечисленных выше активов. В частности, виртуальное имущество не признается ГК РФ в качестве объекта гражданского оборота, следо-

вательно, не может являться объектом договорных отношений и, соответственно, коммерциализации. Что касается остальных из перечисленных видов ЦИА, то одни выступают объектами авторского права или смежных прав, другие — объектами патентного права, средствами индивидуализации или сложными объектами, включающими несколько РИД (рис. 2).

При оценке стоимости ЦИА необходимо учитывать не только характеристики, свойственные любым объектам интеллектуальной собственности (объем передаваемых прав, наличие правовой охраны, территория действия прав, уровень новизны или оригинальности), но и риски, связанные с цифровой формой существования (утеря доступа к объекту в силу технических сбоев, несанкционированный доступ посредством взлома или незаконного распространения в сети Интернет и т.п.), а также специфику каждого вида ЦИА.

2. Цифровые интеллектуальные активы как цифровые права на объекты интеллектуальной собственности или их использование.

В связи с развитием цифровых технологий на основе распределенных реестров появились цифровые права9, в том числе на объекты интеллектуальной собственности (ОИС) и их использование, которые законодательно могут быть вовлечены в гражданский оборот. В этом случае под ЦИА понимаются цифровые права на ОИС (результаты интеллектуальной деятельности, указанные в ст. 1225 ГК РФ) или права использования ОИС, обращающиеся и имеющие ценность исключительно в информационной системе, которая соответствует требованиям законодательства (рис. 3).

Из рис. 3 следует, что токенизация ЦИА, по сути, является формой их коммерциализации и возможна по двум сценариям:

1) создание №Т-токена10, который может содержать как сам объект интеллектуальной собственности (например, объект цифрового искусства),

9 ГК РФ, ст. 141. Цифровые права. URL: https://base.garant. ru/10164072/85c4c3fa890eded8662d051b65e114a0/?ysclid=ll3 r6oo3uc78527261

10 NFT (невзаимозаменяемый токен) или уникальный токен — вид криптографических токенов, каждый экземпляр которых уникален (специфичен) и не может быть заменен или замещен другим аналогичным. Представляет собой криптографический сертификат цифрового объекта, который можно передавать через механизм, применяемый в блокчейне.

за

Рис. 2/Fig. 2. Цифровые интеллектуальные активы как права на объекты интеллектуальной собственности в цифровой форме / Digital intellectual assets as intellectual property rights in digital form

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.

так и удостоверять права на него через присвоение уникального идентификатора в системе блокчейн;

2) создание токена, удостоверяющего владельца ЦИА и цифровые права на использование интеллектуальных прав на ЦИА (без самого ЦИА, существующего отдельно от конкретного токена).

При этом в контексте действующего законодательства владелец токена или NFT-токена не обязательно выступает субъектом авторского или иного вещного права на связанный с ним цифровой интеллектуальный актив. Покупка NFT-токена не означает автоматическое закрепление авторских прав на ЦИА, если только они не приобретены специально в рамках лицензионного договора. При отсутствии такого контракта владелец NFT-токена не имеет права делать или продавать копии произведения искусства или как-то иначе реализовывать авторские права. Можно создать несколько NFT-токенов с одним и тем же цифровым объектом. Но если участники регулируемого рынка цифровых активов (например, объектов Digital Art) согласятся, что NFT должен формировать только сам автор или собственник ЦИА, то дальнейшая передача NFT будет предполагать и передачу соответствующих прав на ЦИА или его

использование, т.е. ОТТ-токен станет предметом договорных отношений при коммерциализации ЦИА в информационной системе. Безусловно, создание и урегулирование таких рынков ЦИА является достаточно перспективным направлением развития коммерциализации интеллектуальной собственности с точки зрения потенциальных возможностей роста стоимости ОИС, принадлежащих компании, и обеспечения защиты прав собственников. От этого зависит, смогут ли российские предприниматели, художники, галереи, музеи активно включиться в международный рынок №Т-токенов, объем которого растет в геометрической прогрессии: за 2020 г.— 315 млн долл., за 2021 г.— более 40 млрд долл. [13].-Что касается ЦИА как утилитарных цифровых прав на ОИС, то они, по сути, представляют собой право требования передачи исключительных прав на РИД и/или прав использования ОИС и могут приобретаться, отчуждаться и осуществляться в информационной системе, удовлетворяющей требованиям законодательства11. Данные ЦИА удобно

11 Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О привлечении инвестиций с использованием

Рис. 3/Fig. 3. Цифровые интеллектуальные активы как цифровые права на объекты интеллектуальной собственности или их использование / Digital intellectual assets as digital rights to intellectual property objects or their use

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.

использовать для привлечения финансирования на краудфандинговых платформах с целью коммерциализации инновационных идей, которые могут воплотиться в охраняемые РИД. Рассмотренное право требования может быть подтверждено цифровым сертификатом, который, в сущности, идентичен неэмиссионной бездокументарной ценной бумаге, не имеющей номинальной стоимости и удостоверяющей принадлежность ее владельцу утилитарного цифрового права.

Таким образом, рассмотренные в п. 2 ЦИА представляют собой активы, обладающие характеристиками и цифровых финансовых активов, и объектов интеллектуальных прав, но, безусловно, являются объектами гражданского оборота, а значит, способны к коммерциализации. При определении стоимости таких ЦИА необходимо учитывать форму коммерциализации посредством цифровых, в том числе утилитарных цифровых прав, и специфику самого ОИС, на который передаются цифровые права.

По итогам рассмотрения двух вышеприведенных трактовок можно заключить, что ЦИА в широком смысле могут рассматриваться как любые объекты интеллектуальной собственности, существующие и имеющие ценность в цифровой (электронной

инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023). URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330652/ (дата обращения: 25.06.2023).

форме), а в узком — как цифровые (в том числе утилитарные цифровые) права на исключительные права на сами ОИС или на их использование.

специфика коммерциализации цифровых интеллектуальных

активов

Коммерциализация ЦИА осуществляется теми же способами, что и коммерциализация РИД, в том числе посредством:

1) внесения прав на ЦИА в уставной капитал организации (например, на 3D-модели в уставный капитал компании — издателя компьютерных игр);

2) уступки прав собственности на ЦИА (продажа полного объема прав по договору отчуждения — чаще применяется для №Т-токенов);

3) передачи права на использование прав на ЦИА по лицензионному договору, договору коммерческой концессии или лизинга (например, на программное обеспечение).

Наиболее часто практикуется лицензирование. Основные условия лицензионного договора определяются по соглашению его сторон с учетом следующего:

1. Вид лицензии: простая (неисключительная) или исключительная — в зависимости от следующих факторов:

а) необходимости предоставления права использования ЦИА одному или нескольким лицензиатам:

если нескольким, то применяется неисключительная лицензия; для ЦИА в форме ЫБТ-токена — возможна только исключительная;

б) необходимости сохранения за лицензиаром права использования ЦИА: если использование ЦИА планируется лицензиаром в тех же пределах, в которых это право предоставлено лицензиату, то лицензия предполагается неисключительной;

в) необходимость предоставления максимального объема прав использования ЦИА без сохранения этого права у лицензиара: если планируется предоставление права использования одному лицензиату без его сохранения у лицензиара в тех же пределах, в которых оно предоставлено лицензиату, то лицензия предполагается исключительной.

Сохранение за лицензиаром права использования ЦИА может быть обеспечено путем включения соответствующего условия в текст лицензионного договора.

Переход или предоставление исключительного права на ЦИА в форме ОТТ-токена также можно предусмотреть в смарт-контракте, посредством которого происходит отчуждение №Т на блокчейне, или прописать в метаданных конкретного токена.

2. Объекты лицензии являются ЦИА, перечисленные на рис. 2,3. За их использование предполагается получение вознаграждения, которое зависит от вида и размера лицензионного платежа.

Лицензионные платежи подразделяются на:

• периодические процентные отчисления (роялти);

• паушальные (фиксированные) платежи;

• комбинированные платежи (паушальный платеж и роялти).

Предпочтительный вид лицензионного платежа определяется с учетом факторов, приведенных в табл. 1 следующим образом: наличие каждого фактора для конкретного вида ЦИА добавляет один балл, и в итоге выбирается вид платежа, набравший максимальное их число. При равенстве баллов лицензиар останавливается на наиболее приемлемом для себя варианте (на практике чаще всего им становится комбинированный платеж).

3. Величина паушального платежа должна как минимум покрыть как расходы лицензиара на правовую охрану ЦИА, так и прочие, связанные с правообладанием и коммерциализацией ЦИА.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При установлении размера паушального платежа необходимо учитывать влияние следующих факторов (при их наличии):

• особенности действующего законодательства (например, паушальный платеж на ПО может быть уменьшен на величину НДС, если программа не внесена в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, а также если лицензионный договор заключается в рамках внутрикорпоративного трансфера;

• сложившиеся рыночные условия и конъюнктуру рынка ЦИА (соотношение спроса и предложения, наличие конкурентов с аналогичными предложениями, макроэкономическая ситуация и пр.);

• издержки лицензиата, связанные с формой коммерциализации (создание №Т-токена, выход на информационную платформу, расходы на цифровой сертификат, смарт-контракт или оформление электронной подписи и пр.);

• специфические факторы стоимости конкретного вида ЦИА, влияющие на итоговую цену лицензионного договора (табл. 2).

При выборе комбинированного платежа лицензиат выплачивает часть суммы в виде паушального платежа, остальное — в форме роялти.

Размер паушального платежа в составе комбинированного целесообразно дифференцировать по правилу 10%-25%-50% от рассчитанной цены лицензии с учетом различных факторов [14] — например, для программного продукта они приведены в табл. 3. Согласно ее данным, размер паушального платежа должен составить 10% (наибольшее число факторов — 6), но предпочтительнее использовать его средневзвешенное значение, учитывающее количество факторов по каждому столбцу (табл. 3):

(10% *6 + 25%*4 + 50%*0) / (6 + 4 + 0) = 16%.

Таким образом, рекомендуемый размер паушального платежа — 16% от цены лицензии.

Определение ставки роялти может осуществляться различными способами, наиболее популярными из которых являются [16]:

• основанный на методе стандартных ставок роялти, т.е. на использовании диапазонов значений ставок, полученных методом статистического анализа опубликованных данных по отраслям, группам отраслей и отдельным видам продукции с последующей корректировкой с учетом специфики ЦИА и условий лицензии;

• опирающийся на метод аналогов, основанный на поиске и анализе лицензионных догово-

Таблица 1 / Table 1

Факторы, влияющие на выбор вида лицензионного платежа / Factors influencing the choice of the type of license fee

№ п/п Фактор / Factor Паушальный платеж / Lump sum payment Комбинированный платеж / Combined payment Роялти / Royalty

1 Состав объекта лицензии (лицензионного договора) ЦИА определены в договоре как цифровые права на ОИС (рис. 3), кроме ноу-хау. ЦИА определены как ноу-хау, но отсутствуют объекты патентного права или ноу-хау и объекты патентного права присутствуют, но при этом в договор не включено условие о компенсации убытков за разглашение сведений о ноу-хау или в нем не содержится формула расчета убытков и источники исходных данных для расчета ЦИА определены в договоре как интеллектуальные права на цифровые ОИС (рис. 2) в форме ноу-хау, патентного или авторского права. При этом в договор включено условие о компенсации убытков за разглашение сведений о ноу-хау, а также сторонами договора согласована формула расчета убытков и источников исходных данных для расчета ЦИА определены в договоре как интеллектуальные права на цифровые ОИС (рис. 2) в форме патентного или авторского права, но отсутствует ноу-хау

2 Возможность извлечения лицензиатом дохода от распоряжения правами на ЦИА Лицензиат не планирует использовать ЦИА для извлечения дополнительного дохода от распоряжения правами на ЦИА, выгода от приобретения прав на ЦИА единовременная Лицензиат не планирует использовать ЦИА для извлечения дополнительного дохода от распоряжения правами на ЦИА, но получает стабильный доход от его использования ЦИА для собственных нужд Лицензиат планирует использовать ЦИА в качестве источника дохода для внутренних целей, а также дополнительного дохода за счет распоряжения правами на ЦИА

3 Вид лицензиата Индивидуальный предприниматель Юридическое лицо, не относящееся к тем категориям, которым доступно использование паушального платежа или роялти Юридическое лицо с госучастием в уставном капитале и/ или находящееся под прямым или косвенным контролем государства. Юридическое лицо, в уставном капитале которого имеется доля (вклад) лицензиара или находящееся под прямым или косвенным контролем лицензиара

4 Опыт сотрудничества с лицензиаром Опыт сотрудничества с лицензиаром у лицензиата отсутствует Лицензиат имеет однократный положительный опыт сотрудничества с лицензиаром по исполнению договоров, связанных с распоряжением исключительными правами на РИД Лицензиат имеет неоднократный положительный опыт сотрудничества с лицензиаром по исполнению договоров, связанных с распоряжением исключительными правами на РИД

5 Возможность контроля объемов использования ЦИА Отсутствует возможность осуществления действенного контроля за объемами использования ЦИА (базой для начисления роялти) посредством получения данных из открытых источников, в рамках корпоративных процедур или в соответствии с условиями лицензионного договора Существуют возможности реализации действенного контроля за объемами использования ЦИА (базой для начисления роялти) в соответствии с условиями лицензионного договора Существуют возможности реализации действенного контроля за объемами использования ЦИА (базой для начисления роялти) посредством получения данных из открытых источников или в рамках корпоративных процедур

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.

Таблица 2/ Table 2

Специфические факторы стоимости отдельных видов ЦИА, влияющих на цену лицензионного договора / Specific cost factors of certain types of DiA that affect the price of the license agreement

Наименование вида ЦИА / Name of the type of DiA Потенциальный вид РИД / Potential type of RiA Специфические факторы стоимости / Specific cost factors

NFT-токен Произведения науки, литературы и искусства (объект Digital Art), права на использование объектов патентного или авторского права, ноу-хау 1. Стоимость создания базового актива. 2. Коммерческий потенциал базового актива8. 3. Уровень новизны/оригинальности базового актива. 4. Продолжительность доступности токена. 5. Уникальность (имеются ли другие владельцы токена на данный вид РИД). 6. Полезность токена (какую выгоду можно извлечь в физическом и цифровом мире). 7. Уровень рисков нарушения прав лицензиара при использовании токена

Доменные именаь Фирменные наименования, коммерческие обозначения 1. Соответствие доменного имени существующему слову или понятию, связанному с областью использования домена. 2. Способ формирования доменного имени из исходного слова или понятия (если слово образовано от такового). 3. Численность и уровень доходов населения города, указанного в доменном имени (в случае если в доменном имени присутствует такая смысловая составляющая. 4. Технические характеристики (срок экспозиции, количество символов, количество поисковых запросов и т.п.) 5. Соответствие доменного имени товарному знаку или бренду. 6. Стоимость регистрации доменного имени

bD-модели Объекты патентного или авторского права 1. Стоимость создания базового актива 2. Коммерческий потенциал базового актива. 3. Качество визуализации требуемой модели. 4. Анимированность модели. 5. Возможность видоизменения модели 6. Уникальность модели

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.

Примечание/Note: a - процедура определения коммерческого потенциала ЦИА отражена в [15] / The procedure for determining the commercial potential of DIA is reflected in [15]; b - факторы стоимости доменных имен приведены на основе методологии оценки рыночной стоимости доменных имен второго уровня в доменах верхнего уровнями и.РФ на вторичном рынке доменных имен. URL: https://app.cctld.ru/KC_buklet_2020.pdf (дата обращения: 12.05.2023) / Domain name value factors are given on the basis of the methodology for assessing the market value of second-level domain names in.RU and.RF top-level domains in the secondary domain name market. URL: https://app.cctld.ru/KC_buklet_2020.pdf (accessed on 12.05.2023).

ров по аналогичным видам ОИС, информация о которых содержится в открытых источниках или находится в организации лицензиара.

Оба этих способа подходят для расчета ставки роялти при понимании ЦИА в первой трактовке, т.е. как прав на объекты интеллектуальной собственности в цифровой форме (рис. 2), поскольку они значительное время являются объектами гражданского

оборота и уже накоплены массивы информации как об аналогичных сделках, так и о стандартных ставках роялти.

Что касается ЦИА во второй трактовке (как цифровых прав), то в этом случае выбор ставки роялти до накопления достаточного объема данных об аналогичных сделках может осуществляться по согласованию сторон в процессе заключения

Таблица 3 / Table 3

Набор факторов, используемых для расчета паушального платежа/ A set of factors used to calculate a lump sum payment

№ п/п Фактор / Factor 10% 25% 50%

1 Возраст Выведен на рынок в текущем году На рынке до 5 лет На рынке свыше 5 лет

2 Область использования Для внутреннего использования Внешнее и внутреннее использование Для реализации

3 Доля рынка Небольшая (до 5%) Средняя (от 5 до 20%) Высокая (выше 20%)

4 Известность Регион Страна Мировая

5 Потенциал расширения Ограничен сегментом рынка Несколько рынков и сегментов Не ограничен

6 Территория Региональный Внутрироссийский Международный

7 Лицензия Неисключительная Неисключительная/ Исключительная Исключительная

8 Конкуренция на рынке Высокая (4 и более конкурентов) Средняя (2-3 конкурента) Низкая (1 конкурент) или таковые отсутствуют

9 Риски реализации Значительные затраты на рекламу и высокие риски недостижения запланированных доходов (наличие только потенциальных контрагентов) Незначительные затраты на рекламу и низкие риски недостижения запланированных доходов (наличие предварительных договоренностей с реальными контрагентами) Риски реализации практически отсутствуют (имеются постоянные контрагенты)

10 Наличие и объем рынка Рынок в развитии (на рынке 1-2 потенциальных потребителя) Сегменты рынка (сформировавшийся рынок с известными потребителями) Несколько рынков с большими объемами существующих и потенциальных потребителей

Количество факторов 6 4 0

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.

лицензионного договора и учитывать указанные выше факторы, а также отраслевые диапазоны для стандартных ставок роялти.

выводы

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Цифровые интеллектуальные активы могут рассматриваться в широком смысле как права на объекты интеллектуальной собственности, существующие и имеющие ценность исключительно в цифровой (электронной) форме. Наиболее распространенной формой коммерциализации ЦИА является неисключительная лицензия. В качестве

формы лицензионного вознаграждения чаще всего применяются выплаты по роялти или комбинированы™ платеж. При определении вида и размера лицензионных платежей лицензиару необходимо учитывать специфику конкретного вида ЦИА, а также факторы, связанные с лицензиатом (его вид, опыт сотрудничества с ним, его способности по извлечению дополнительного дохода от использования ЦИА, возможность контроля за доходами лицензиата).

2. В узком смысле под цифровыми интеллектуальными активами понимаются цифровые права на объекты интеллектуальной собственности или их использование. При этом ЦИА присущи свой-

ства как цифровых активов, так и ОИС; цифровые интеллектуальные активы существуют и обращаются исключительно в информационной системе, удовлетворяющей требованиям законодательства и функционирующей, как правило, на основе блок-чейна. Наиболее распространенные формы коммерциализации таких активов — исключительная лицензия или договор об уступке прав. Основным видом лицензионного вознаграждения является паушальный платеж. При определении его размера учитываются особенности действующего законодательства, сложившаяся рыночная конъюнктура,

специфические издержки лицензиара (на создание №Т-токенов, регистрацию на электронной платформе и пр.), а также факторы, влияющие на стоимость конкретных видов ЦИА, перечисленные в табл. 2.

Полученные результаты и выводы научного исследования могут быть использованы руководством компаний при разработке стратегий управления цифровыми интеллектуальными активами для обеспечения технологического суверенитета в условиях цифровизации экономики и санкционных ограничений.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Bukht R., Heeks R. Defining, conceptualising and measuring the digital economy. Manchester Centre for Development Informatics Working Paper. 2017;(68). URL: https://diodeweb.files.wordpress.com/2017/08/ diwkppr68-diode.pdf (accessed on 05.06.2023).

2. Dahlman C., Mealy S., Wermelinger M. Harnessing the digital economy for developing countries. OECD Development Centre Working Paper. 2016;(334). URL: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/4adffb24-en. pdf?expires=1691690860&id=id&accname=guest&checksum=F6C 65C 4B 5CB 812F8772ED 2ED 76A9749D (accessed on 01.06. 2023).

3. Жулего В. Г., Балякин А. А., Нурбина М. В., Тараненко С. Б. Цифровизация общества: новые вызовы в социальной сфере. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019;(9-2):36-43. DOI: 10.17513/ vaael.718

4. Донцова О. И., Абдикеев Н. М., Богачев Ю. С. Развитие управленческих механизмов обеспечения технологического прорыва в экономике России. Управленческие науки. 2019;9(4):15-31. DOI: 10.26794/2404-022X-2019-9-4-15-31

5. Bakulina A. A., Loseva O. V., Raeva I. V., Kalinkina K. E. Analysis of international experience in the commercialization of scientific research results. In: Proc. Int. sci. conf. "Global challenges and prospects of the modern economic development" (GCPMED 2018). London: Future Academy; 2019:426-441. (European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Vol. 57). DOI: 10.15405/epsbs.2019.03.43

6. Вильялобос Гонсалес C. C., Морева Е. Л. Управление интеллектуальным капиталом предприятия в условиях цифровизации. Управленческие науки. 2019;9(3):78-85. DOI: 10.26794/2404-022X-2019-9-3-78-85

7. Лосева О. В., Косорукова И. В., Федотова М. А., Тазихина Т. В., Абдикеев Н. М. Оценка стоимости цифровых интеллектуальных активов: принципы, факторы, подходы и методы. Финансы: теория и практика. 2022;26(4):6-28. DOI: 10.26794/2587-5671-2021-26-4-6-28

8. Арнаутов Д. Р., Ерохина М. Г. Цифровые активы в системе российского права. Российский юридический журнал. 2019;(4):148-157.

9. Рожкова М. А., ред. Право цифровой экономики — 2020: Ежегодник-антология. М.: Статут; 2020. 442 с. (Серия: Анализ современного права / IP & Digital Law. Вып. 16). URL: https://rozhkova.com/books_ text/2020-16-pce.pdf

10. Блинова У. Ю., Рожкова Н. К., Рожкова Д. Ю. Феномен NFT (non-fungible tokens) как объекта бухгалтерского учета. Вестник университета (Государственный университет управления). 2021;(11):103-109. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-11-103-109

11. Суворова К. А., Жевняк О. В. NFT как объект гражданских прав. Весенние дни науки: сб. докл. Между-нар. конф. студентов и молодых ученых (Екатеринбург, 21-23 апреля 2022 г.). Екатеринбург: УрФУ; 2022:1407-1411. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/116797/1/978-5-91256-557-1_2022_261.pdf (дата обращения: 10.06.2023).

12. Лосева О. В. Цифровые активы: экономический, юридический и технологический контексты. Имущественные отношения в Российской Федерации. 2021;(11):42-51. DOI: 10.24412/2072-4098-2021-11-42-51

13. Фетисов В. Рынок цифрового искусства и NFT превысил $ 40 млрд в 2021 году. 3D News. 04.01.2022. URL: https://3dnews.ru/1057278/rinok-tsifrovogo-iskusstva-i-nft-previsil-40-mlrd-v-2021-godu

14. Яскевич Е. Е. Практика оценки объектов, связанных с нематериальными факторами воздействия. М.: Техносфера; 2012. 560 с.

15. Лосева О. В. Оценка коммерческого потенциала цифрового интеллектуального актива. Самоуправление. 2023;(3):456-459.

16. Лосева О. В. Определение роялти в лицензионных договорах: критерии, подходы и источники данных. Вестник Евразийской науки. 2022;14(6):40. DOI: 10.15862/28ECVN 622

REFERENCES

1. Bukht R., Heeks R. Defining, conceptualising and measuring the digital economy. Manchester Centre for Development Informatics Working Paper. 2017;(68). URL: https://diodeweb.files.wordpress.com/2017/08/ diwkppr68-diode.pdf (accessed on 05.06.2023).

2. Dahlman C., Mealy S., Wermelinger M. Harnessing the digital economy for developing countries. OECD Development Centre Working Paper. 2016;(334). URL: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/4adffb24-en. pdf?expires=1691690860&id=id&accname=guest&checksum=F6C 65C 4B 5CB 812F8772ED 2ED 76A9749D (accessed on 01.06. 2023).

3. Zhulego V. G., Balyakin A. A., Nurbina M. V., Taranenko S. B. Digitalization of the society: New challenges in social sphere. Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki i prava = Journal of Altai Academy of Economics and Law. 2019;(9-2):36-43. (In Russ.). DOI: 10.17513/vaael.718

4. Dontsova O. I., Abdikeev N. M., Bogachev Yu. S. The development of managerial mechanisms to ensure a technological breakthrough in the Russian economy. Upravlencheskie nauki = Management Sciences in Russia. 2019;9(4):15-31. (In Russ.). DOI: 10.26794/2404-022X-2019-9-4-15-31

5. Bakulina A. A., Loseva O. V., Raeva I. V., Kalinkina K. E. Analysis of international experience in the commercialization of scientific research results. In: Proc. Int. sci. conf. "Global challenges and prospects of the modern economic development" (GCPMED 2018). London: Future Academy; 2019:426-441. (European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Vol. 57). DOI: 10.15405/epsbs.2019.03.43

6. Villalobos Gonzalez S. S., Moreva E. L. The enterprise' IC management under the digitalization. Upravlencheskie nauki = Management Sciences in Russia. 2019;9(3):78-85. DOI: 10.26794/2404-022X-2019-9-3-78-85

7. Loseva O. V., Kosorukova I. V., Fedotova M. A., Tazikhina T. V., Abdikeev N. M. Valuation of digital intellectual assets: Principles, factors, approaches and methods. Finance: Theory and Practice. 2022;26(4):6-28. DOI: 10.26794/2587-5671-2021-26-4-6-28

8. Arnautov D., Erokhina M. Digital assets in the Russian law system. Rossiiskii yuridicheskii zhurnal = Russian Juridical Journal. 2019;(4):148-157. (In Russ.).

9. Rozhkova M. A., ed. The law of the digital economy — 2020: Yearbook-anthology. Moscow: Statut; 2020. 442 p. (In Russ.).

10. Blinova U. Yu., Rozhkova N. K., Rozhkova D. Yu. The phenomenon of NFT (non-fungible tokens) as an accounting entity. Vestnik universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya). 2021;(11):103-109. (In Russ.). DOI: 10.26425/1816-4277-2021-11-103-109

11. Suvorova K. A., Zhevnyak O. V. NFT as an object of civil law. In: Spring days of science: Proc. Int. conf. of students and young scientists (Ekaterinburg, April 21-23, 2022). Ekaterinburg: Ural Federal University; 2022:1407-1411. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/116797/1/978-5-91256-557-1_2022_261.pdf (accessed on 10.06.2023). (In Russ.).

12. Loseva O. V. Digital assets: Economic, legal and technological context. Imushchestvennye otnosheniya v Rossiiskoi Federatsii = Property Relations in the Russian Federation. 2021;(11):42-51. (In Russ.). DOI: 10.24412/2072-4098-2021-11-42-51

13. Fetisov V. The digital art and NFT market exceeded $ 40 billion in 2021. 3D News. Jan. 04, 2022. URL: https://3dnews.ru/1057278/rinok-tsifrovogo-iskusstva-i-nft-previsil-40-mlrd-v-2021-godu (In Russ.).

14. Yaskevich E. E. The practice of evaluating objects associated with intangible impact factors. Moscow: Tekhnosfera; 2012. 560 p. (In Russ.).

15. Loseva O. V. Assessment of the commercial potential of a digital intellectual asset. Samoupravlenie. 2023;(3):456-459. (In Russ.).

16. Loseva O. V. Definition of royalties in license agreements: Criteria, approaches and data sources. Vestnik Evraziiskoi nauki = The Eurasian Scientific Journal. 2022;14(6):40. (In Russ.). DOI: 10.15862/28ECVN 622

БЛАГОДАРНОСТИ

Статья выполнена в рамках исследований по гранту № 22-28-01473 Российского научного фонда на тему «Формирование концепции оценки и коммерциализации цифровых интеллектуальных активов».

ACKNOWLEDGEMENTS

The article was carried out within the framework of research under a grant No. 22-28-01473 from the Russian Science Foundation on the topic "Formation of the concept of evaluation and commercialization of digital intellectual assets".

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Ольга Владиславовна Лосева — доктор экономических наук, доцент, профессор департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет, Москва, Россия

Ol'ga V. Loseva — Dr. Sci. (Econ.), Associate Professor, Professor of the Department of Corporate Finance and Corporate Governance, Financial University, Moscow, Russia http://orcid.org/0000-0002-5241-0728 Автор для корреспонденции / Corresponding author: ovloseva@fa.ru

Нияз Мустякимович Абдикеев — доктор технических наук, профессор, директор Института финансово-промышленной политики, Финансовый университет, Москва, Россия Niyaz M. Abdikeev — Dr. Sci. (Tech), Professor, Director of the Institute of Financial and Industrial Policy, Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-5999-0542 nabdikeev@fa.ru

Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare. Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 19.07.2023; после рецензирования 01.08.2023; принята к публикации 14.08.2023. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Article was submitted on 19.07.2023, revised on 01.08.2023 and accepted for publication on 14.08.2023. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.