УДК 338.28
Вашко И. М.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР СОЗДАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ
Академия управления при Президенте Республики Беларусь, г. Минск
Аннотация. В статье рассмотрены актуальные аспекты формирования конкурентных преимуществ организаций на основе создания и использования объектов интеллектуальной собственности. Результаты коммерциализации объектов интеллектуальной собственности обусловлены выбором стратегии их использования. Автор анализирует особенности защиты интеллектуальной собственности и определяет направления развития коммерциализации объектов интеллектуальной собственности.
Ключевые слова: повышение конкурентоспособности; объекты интеллектуальной собственности; защита интеллектуальной собственности; виды патентной стратегии; лицензирование интеллектуальной собственности.
При расширении внешнеэкономической деятельности организаций важной задачей является защита конкурентных преимуществ, в том числе сформированных на основе использования интеллектуальной собственности.
Повышение конкурентоспособности продуктов на основе инноваций базируется на спросе на инновационные продукты более высокого качества при сокращенных сроках разработки, производства, дистрибьюции. Коммерциализация инноваций позволяет успешно продавать их результаты в виде продуктов (новых товаров или материальных благ) и (или) интеллектуальной собственности. Внедрение инноваций позволяет увеличить долю рынка, стоимость акций, снизить срок окупаемости инвестиций, увеличивать годовой доход.
Преимуществами организаций, внедряющих базисные инновации, являются временная монопольная позиция на рынке на основе защиты интеллектуальной собственности, опережение доступа к дефицитным ресурсам, что позволяет создать бренд, закрепить конкурентные преимущества. Организации, внедряющие комбинаторные, модифицирующие инновации, также могут использовать возможности производства новых продуктов. В ряде случаев успех новых технологий и продуктов определяется не уникальностью, а хорошими перспективами для коммерциализации. Для уникальных инновационных предложений при производстве и продвижении на рынках новых продуктов существует больше возможностей в увеличении нормы прибыли и установлении более высоких цен, чем у конкурентов. Защита интеллектуальной собственности дает владельцу возможность не позволять конкурентам ее использовать в течение определенного периода времени, что может стать фактором создания конкурентных преимуществ.
В условиях активного научно-технологического развития и формирования индустрии 4.0 на основе
цифровизации технологий и производств значение и роль интеллектуального капитала организации стремительно возрастает. Интеллектуальный капитал является бизнес-активом организации и представляет собой совокупность интеллектуальных ресурсов, которые используются для производства продуктов и получения прибыли, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Интеллектуальные ресурсы можно рассматривать как совокупность научно-технических и бизнес-знаний, к которым относятся человеческий капитал, интеллектуальная собственность (производительные интеллектуальные активы), организационный капитал (в том числе, информационные ресурсы, различные формы инноваций), потребительский капитал.
Интеллектуальную собственность можно представить как широкое категориальное описание набора нематериальных активов, принадлежащих организации и охраняемых ею на основе правовых мер от внешнего использования или реализации без согласия. В каждой стране формируется своя правовая система, определяющая возможности охраны объектов интеллектуальной собственности. Можно выделить евразийскую, европейскую и североамериканскую модели, специфику которых необходимо учитывать в развитии внешнеэкономической деятельности белорусским организациям. В условиях глобализации уделяется значительное внимание гармонизации правовых актов, расширяется сотрудничество на международном уровне, ведущую роль в котором играет ВОИС.
Развитие мирохозяйственных связей, расширение внешнеэкономической деятельности организаций обусловливает необходимость активной защиты интеллектуальной собственности как составной части конкурентных преимуществ. В 2018 г. в мире насчитывалось около 14 млн действующих патентов. Наибольшее число действующих патентов было зарегистрировано в США
(3,1 млн), Китае (2,4 млн), Японии (2,1 млн). Из 49,3 млн зарегистрированных действующих в мире торговых марок, наибольшее количество представлено в Китае (19,6 млн), США (2,4 млн), Индии (1,9 млн), Японии (1,9 млн). Лидером по количеству промышленных образцов, имеющих действующую регистрацию, является Китай (40,4 % от мирового количества), страна лидирует и по количеству полезных моделей (93 % от мирового количества) [1, 2].
В Беларуси в 2018 г. зарегистрировано 625 патентов на изобретения (на имя национальных заявителей - 524), на промышленные образцы - 180 (на имя национальных заявителей - 84), на полезные модели - 293 (на имя национальных заявителей - 242). Товарных знаков и знаков обслуживания зарегистрировано в количестве 7051 (на имя национальных заявителей - 1157), из них по процедуре Мадридского соглашения - 5161. Зарегистрировано 688 договоров о передаче прав на объекты промышленной собственности (в том числе 354 лицензионных договора, 239 договоров уступки, 93 договора франчайзинга, 2 договора залога). На начало 2019 г. на Бирже интеллектуальной собственности было размещено 673 изобретения и коммерческих предложения [3].
Сравнивая мировые тенденции в области защиты интеллектуальной собственности и в Республике Беларусь, можно сделать вывод, что ее потенциал с точки зрения повышения конкурентоспособности белорусских организаций на основе охраны объектов интеллектуальной собственности используется не в полной мере.
В Республике Беларусь сформированы концептуальные основы системы защиты интеллектуальной собственности, к которым относятся нормативная правовая база, отражающая концепцию правового регулирования данной сферы деятельности, сформированный круг организаций, специализирующихся на обеспечении защиты данных, имеющих значительный опыт в данной области. Эффективность и соразмерность предпринимаемых мер позволяет обеспечить защиту данных в соответствии с требованиями действующих правовых и технических нормативных актов.
В структуре нормативной правовой базы Республики Беларусь в сфере интеллектуальной соственности можно выделить основные блоки нормативных правовых актов: о международном сотрудничестве в данной сфере, включая СНГ, кодифицированные нормативные правовые акты, законы и другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы охраны объектов интеллектуальной собственности, в том числе о компетенции
органов государственной власти в данной сфере и о доступе к информации.
В ст. 980 Гражданского кодекса Республики Беларусь (ГК) определены группы объектов интеллектуальной собственности; 1) результаты интеллектуальной деятельности; 2) средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг; 3) другие результаты интеллектуальной деятельности [4]. Объекты интеллектуальной собственности включают две группы: промышленную собственность и объекты авторского и смежных прав.
В законодательстве промышленная собственность определена как часть интеллектуальной собственности, используемая субъектами хозяйствования с целью получения прибыли. В Беларуси в качестве объектов промышленной собственности выделены: изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; географические указания; другие объекты промышленной собственности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг в случаях, предусмотренных законодательством (ст. 998 ГК). Права на изобретение, полезную модель и промышленный образец охраняются при условии выдачи патента (ст. 100 ГК) [4].
Заявитель может подать патентную заявку в национальной патентной системе, возможно использование права подачи международной патентной заявки по процедуре РСТ в соответствии с международным Договором о патентной кооперации, что позволяет обеспечить охрану в более чем 150 странах мира [5]. При осуществлении организацией внешнеэкономической деятельности такой подход позволяет обеспечить защиту конкурентных преимуществ на основе охраны патентами в течение всего периода их действия.
В международной практике существуют отличия в подходах к критериям выделения интеллектуальной собственности. Например, в США выделяют следующие основные группы: патенты, авторские права (копирайт), торговые марки, коммерческая тайна (торговые секреты). Патенты подразделяются на пять категорий: машины или объект с движущимися частями, процесс или способ производства, продукты, состав материала, новое использование или усовершенствование первых четырех. Выделяют следующие виды патентов: патенты на использование, патенты на разработку, патенты на растения, патенты на метод ведения бизнеса [6].
Наивысшей степенью защищенности обладают патенты, в отношении других объектов она является более низкой.
Интеллектуальная собственность может являться источником дополнительного дохода организации в результате продажи объектов интеллектуальной собственности или права пользования ими, коммерциализации продуктов, охраняемых правами интеллектуальной собственности. В результате повышается конкурентоспособность организации на основе увеличения ее доли на рынке роста прибыли, обеспечивается рост стоимости организации, инвестиционная привлекательность.
Выделяют три метода оценки интеллектуальной собственности: стоимостную, рыночную и доходную. Стоимостная оценка (на основе затрат) базируется на определении стоимости создания интеллектуальной собственности и стоимости ее воссоздания в настоящем периоде времени. Рыночная оценка интеллектуальной собственности включает оценку сопоставимых рыночных операций по продаже или покупке аналогичных активов. Доходная оценка представляет собой оценку потока полученных и ожидаемых в будущих периодах доходов в результате использования интеллектуальной собственности. Эти методы могут применяться одновременно в комбинированном подходе для достижения окончательной оценки.
Определение интеллектуальной собственности, а также выбор и использование способов ее коммерциализации в результате определяет стратегию интеллектуальной собственности организации, включая патентную стратегию.
Сведения, составляющие секрет производства (ноу-хау), охраняются в режиме коммерческой тайны в случае, если они имеют коммерческую ценность для их обладателя в силу неизвестности третьим лицам, не являются объектами исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и не отнесены в установленном порядке к государственным секретам. Режим коммерческой тайны считается установленным после определения состава сведений, подлежащих охране в режиме коммерческой тайны, и принятия лицом, правомерно обладающим такими сведениями, совокупности мер, необходимых для обеспечения их конфиденциальности (ст. 1010 ГК, пункт 2 ст. 140 ГК) [4, 7].
В современных условиях риски для интеллектуальной собственности организаций значительно выше, чем риски в отношении нематериальных активов, так как эти риски связаны с человеческим фактором (сотрудники, партнеры, конкуренты, окружающая среда). Мобильность рабочей силы
и текучесть кадров являются одним из факторов, влияющих на формирование и сохранение конкурентных преимуществ. Репутация торговой марки может быть подвержена воздействию внутренних и внешних факторов. Эффективные бизнес-модели заимствуются конкурентами. Использование внешних источников технологий для производства новых продуктов и технологий повышают уязвимость организаций.
Защита продуктов, производимых организациями, осуществляется с помощью комплекса средств (патента, торговой марки, авторского права, коммерческой тайны и др.). Исследования мирового опыта деятельности ряда эффективно развивающихся организаций позволяют отметить, что стратегия завоевания новых рынков включает в себя обоснование и реализацию успешной патентной стратегии. На данном этапе экономического развития патенты рассматриваются не только как источники издержек организации, но и как право собственности, позволяющее реализовать эффективную стратегию защиты интеллектуальной собственности и обеспечить возможность последующей коммерциализации имеющихся разработок на основе лицензирования. Эффективная патентная стратегия позволяет организации обеспечить временную монополию (преимущества лидера в коммерциализации инновационных разработок, защитить базовые разработки и технологии, установить цены, позволяющие компенсировать издержки на НИОКТР), увеличить доход и прибыль, повысить конкурентоспособность.
Можно выделить следующие основные виды патентной стратегии:
а) стратегия агрессивной патентной защиты (агрессивная патентная стратегия);
б) стратегия безбарьерного предоставления лицензий на объекты интеллектуальной собственности;
в) стратегия снижения барьеров с целью использования лицензий на объекты интеллектуальной собственности для коалиций организаций;
г) стратегия партнерских отношений в использовании объектов интеллектуальной собственности, включая перекрестное лицензирование;
д) стратегия, базирующаяся на режиме коммерческой тайны использования объектов интеллектуальной собственности;
е) стратегия покупки лицензий для использовании имеющихся на рынке патентов [6].
Агрессивная патентная стратегия основана на создании «патентной стены», т. е. барьеров из взаимосвязанных патентов, защищающих ряд характеристик производимых продуктов и возможных способов применения инновационных продуктов
и технологий. Ее использование позволяет сохранять конкурентные преимущества на определенном этапе деятельности. Держатели патентов на основные технологии обеспечивают укрепление своих позиций получением дополнительных патентов, связанных с производством конкретных продуктов и использованием технологий. Нужно учитывать, что организации-конкуренты могут использовать другие альтернативные технологии и разработки для производства аналогичных продуктов, и тогда патент на основную технологию теряет ценность.
Стратегия безбарьерного предоставления лицензий на объекты интеллектуальной собственности используется организациями, для которых покупка и продажа объектов интеллектуальной собственности является основным видом деятельности.
Стратегия снижения барьеров для использования лицензий на объекты интеллектуальной собственности для коалиций организаций позволяет внедрять разработанные продукты и технологии широким кругом организаций, использовать их в качестве базовых для разработки стандартов, увеличивать доход и прибыль за счет эффекта масштаба производства и продаж, разработки следующих поколений продуктов. Эффективным также является перекрестное лицензирование, что позволяет более широко использовать объекты интеллектуальной собственности кругом компаний-партнеров и снижать затраты на НИОКТР и охрану объектов.
Для небольших организаций ситуация является более сложной, так как патентная защита дополнительных разработок, позволяющих использовать эффективно базовый патент, является дорогостоящей. Это приводит к продаже лицензий на использование базового патента конкурентами по более низкой цене. Право обладания патентом, позволяющее через суд отстаивать свои права в отношении нарушителей, использующих данный патент, связано с дополнительными расходами, поэтому в ряде случаев производители предпочитают использовать режим коммерческой тайны. В некоторых случаях небольшие организации, обладающие значимыми патентами, обеспечивают их коммерциализацию на основе партнерских взаимоотношений с крупными компаниями. В отдельных ситуациях коммерциализация технологий предшествует патентной защите.
При анализе осуществимости бизнес-концепции выявляются ее возможности и преимущества, исходя из которой определяются объекты интеллектуальной собственности, подлежащие патентованию.
При высоких затратах на НИОКТР и необходимости защиты своего продукта от конкурентов организации, как правило, обеспечивают патентную защиту инновационных разработок. В случае, если организация не имеет средств на поддержание патентов или не считает это целесообразным, она теряет право патентной защиты.
Изобретения могут не патентоваться и защищаться коммерческой тайной при низких затратах организации на НИОКТР, высокой стоимости защиты патента, отсутствии значимых конкурентов и необходимости ускоренного завоевания ниш рынка, продвижения своей торговой марки и создания бренда. Также, если организация не имеет возможности создать прочный патентный барьер для защиты своего продукта от конкурентов, она может отказаться от патентной защиты и затрат на ее обеспечение и формировать конкурентные преимущества за счет инновационных характеристик продукта.
Стратегия покупки лицензий с целью использования имеющихся на рынке патентов базируется на внедрении продолжающих инноваций на основе покупки и лицензионного использования имеющихся патентов. Данная стратегия в ряде случаев позволяют организациям получать стабильный доход, снижая риски, связанные с использованием радикальных инноваций и их патентной защитой.
Лицензирование интеллектуальной собственности рассматривается как возможность диверсификации источников доходов с 80-х гг. XX века и представляет собой важное направление патентной стратегии. Рост затрат организаций на НИ-ОКТР и производство продуктов, необходимость обеспечения окупаемости вложений, нестабильность экономических процессов и рыночных условий привели к тому, что многие организации используют продажу лицензий на использование объектов интеллектуальной собственности в качестве дополнительных источников дохода и прибыли. Предоставление лицензий на использование объектов интеллектуальной собственности ускоряет внедрение инноваций, их распространение в широком масштабе, расширяет инновационное поле и способствует появлению новых продуктов и технологий. К тому же, в современных условиях ряд стран, экономика которых основана на промышленном базисе, в своем развитии зависят от возможности использовать новые и высокие технологии, разработанные за рубежом. Развитие цифровой экономики приводит к тому, что лицензирование широко используется в секторе информационных технологий, что снижает затраты на
каналы связи и др. в продвижении инновационных продуктов на рынках.
Приобретение лицензии лицензиатом создает для него возможность получения преимуществ в создании дополнительной добавленной стоимости производимых продуктов или повышения эффективности используемых процессов.
Лицензионное соглашение представляет собой партнерство между лицензиаром, владельцем прав на интеллектуальной собственность, и лицензиатом, уполномоченным использовать такие права, в обмен на согласованный платеж (платежи).
Можно выделить следующие особенности лицензионных договоров:
• передача лицензиаром лицензиату объектов интеллектуальной собственности;
• сохранение прав собственности на предмет лицензионного соглашения;
• срочный характер лицензионного договора;
• территориальный характер действия лицензионного договора;
• особенности расчетов между лицензиаром и лицензиатом;
• особенности условий.
По виду объекта лицензии выделяют патентные и беспатентные лицензии. Лицензионные соглашения по объектам интеллектуальной собственности могут быть разделены на три основные группы:
Соглашение о технической лицензии;
Соглашение о лицензии на товарный знак и франшизу;
Соглашение о лицензии на авторское право.
Объем предоставляемых прав при лицензировании может быть различен (неисключительные или простые права; исключительные права; полные права, чистые права). Организация может использовать различные по содержанию лицензии: возвратные, перекрестные, открытые, сублицензии [8, с. 196-198]. В некоторых странах в отдельных ситуациях может применяться принудительное лицензирование.
Лицензиар заинтересован в том, чтобы определить подходящих держателей лицензий, так как лицензиат должен иметь необходимые ресурсы для использования лицензии и коммерциализации права на объект интеллектуальной собственности. Оценка объекта интеллектуальной собственности, представленного для лицензирования, имеет большое значение, учитывая долговременность соглашения и возможные последствия для лицензиата и лицензиара.
Стоимость лицензионного соглашения определяют ряд факторов:
• Длительность жизненного цикла объекта интеллектуальной собственности, в течение которого она может служить источником доходов организации;
• Потенциал объекта интеллектуальной собственности в обеспечении конкурентных преимуществ организации;
• Особенности государственного регулирования и экономической политики страны (стран), которые могут оказать воздействие на рыночное использование объекта интеллектуальной собственности;
• Изменения на рынках, которые могут снизить стоимость объекта интеллектуальной собственности.
Для определения цены лицензии используются два основных метода, базирующиеся на размере прибыли лицензиата или на базе роялти.
Цена лицензионного соглашения является результатом переговоров между лицензиаром и лицензиатом. Лицензия подтверждает права, которые предоставляются держателю лицензии. Если лицензия является эксклюзивной, ее цена может возрасти. Определяется минимальная сумма отчислений, которая должна выплачиваться ежегодно для продолжения лицензионного соглашения и сумма выплат за использование лицензии (в зависимости от прибыли). Лицензионные соглашения рассматриваются как партнерство, поэтому партнерам необходимо удостовериться в том, что заключенный договор является выгодным для обеих сторон, заключении его так, чтобы ценность возрастала и для лицензирующего, и для получателя лицензии.
Лицензиату требуется вложить часть своего капитала и окупить издержки на получение прибыли, не считая разумной награды за риск от возврата на вложенный капитал.
При расчете цены лицензии учитывается ряд показателей:
Цена лицензии = (Капитальные затраты + Вложения в исследования и разработки) х (ROI - Взвешенные средние издержки капитала) + выплата по лицензионному соглашению).
где ROI - возврат на вложения капитала.
Для большинства видов экономической деятельности установлены такие размеры отчислений, от которых потенциальные держатели лицензий не могут уклониться, если хотят приобрести лицензии. Ставки составляют от 2-3 % до 15 % в зависимости от вида экономической деятельности. Доходы от изобретения, полученные до выплаты налогов, как правило, распределяются следующим образом: 25 % получает изобретатель, 25 % - разработчик, 25 % - организация, выпускающая инновационный продукт (оказывающее услуги) и 25 % - органи-
зации, реализующие произведенный продукт. Сопоставляя размер отчислений, размер рынка и его капитализации, рекомендуется выполнить приблизительную оценку, какой стоимости может достичь инновационный продукт (технология).
Можно выделить следующие факторы, влияющие на стоимость лицензии для получателя:
Стоимость капитала;
Уровень риска;
Сущность и охват защиты интеллектуальной собственности;
Вид и размер рынка;
Стадия разработки инновационного продукта;
Значимость продукта;
Диапазон областей применения продукта;
Патентоспособность продукта;
Время запаздывания принятия продуктов потребителем;
Наличие и содержание конкурирующих продуктов;
Объем капитальных вложений, которые требуются на разработку и коммерциализацию продуктов.
Упрощенные методы определения цены лицензии применяются при предварительных расчетах. Цена лицензии может приниматься в размере: 25 % от валовой прибыли, которая может быть получена в результате использования лицензии; 5 % от объема продаж, который может быть получен в результате использования лицензии. Учитываются затраты на НИОКТР, принимая во внимание необходимость возврата средств, затраченных на исследования и разработки при получении объекта интеллектуальной собственности.
В лицензионной торговле применяются три вида выплаты вознаграждения за лицензии:
1. Периодические платежи на базе роялти;
2. Паушальные платежи (определенная и зафиксированная в лицензионном договоре сумму денежных средств);
3. Комбинированные платежи (сочетание единовременных платежей с периодическими платежами на базе роялти) [8, с. 205-207].
В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
1. Объекты интеллектуальной собственности являются важным фактором в создании конкурентных преимуществ организации, так как позволяют
обеспечить защиту результатов инновационной деятельности, монопольную позицию на рынке на этой основе и использовать период защиты для расширения объемов продаж продуктов на рынках, формирования и закрепления бренда.
2. Защита интеллектуальной собственности в условиях глобализации, расширения объемов внешнеэкономической деятельности является эффективным инструментом, что подтверждает опыт стран, лидирующих в экономическом развитии. Потенциал белорусских организаций на данном этапе используется не в полной мере, что обусловливает необходимость активизации коммерциализации объектов интеллектуальной собственности.
3. Несмотря на некоторые отличия в национальных системах защиты объектов интеллектуальной собственности, в современных условиях в Республике Беларусь сформирована возможность использования эффективных международных инструментов, применяемых в системах защиты интеллектуальной собственности, включая промышленную собственность и объекты авторского и смежных прав.
4. Выбор стратегии интеллектуальной собственности должен базироваться на анализе возможностей повышения экономической эффективности деятельности организации на основе использования объектов интеллектуальной собственности с учетом рисков, возникающих в этом процессе. Содержание стратегии определяет набор наиболее эффективных для конкретной ситуации инструментов, используемых для защиты и коммерциализации интеллектуальной собственности.
5. Лицензирование интеллектуальной собственности представляет собой возможность диверсификации источников доходов организации в случаях, когда ресурсы организации ограничены, и это сужает возможности коммерциализации ею объектов интеллектуальной собственности.
6. Оценка объектов интеллектуальной собственности является важным этапом в процессе их коммерциализации. Методологическое обеспечение данных процессов является актуальным для белорусских организаций. Дальнейшее совершенствование деятельности в данной области возможно на основе изучения и адаптации передового международного опыта.
Список использованных источников
1. Facts and Figures 2019 [Electronic resource] / World Intellectual Property Organization, 2019. - Mode of access : https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_943_2019.pdf. - Date of access : 20.02.2020.
2. World Intellectual Property Report 2019 [Electronic resource]: The Geography of Innovation: Local Hotspots, Global Networks / World Intellectual Property Organization Colombettes, 2005. - Mode of access : https://www.wipo.int/edocs/ pubdocs/en/wipo_pub_944_2019.pdf. - Date of access : 24.02.2020.
3. Годовой отчет 2018 [Электронный ресурс] / Национальный центр интеллектуальной собственности. - Режим доступа : https://ncip.by/upload/iblock/f7c/f7ce05126ad70a491c4b00b38ab6f70a.pdf. - Дата доступа : 24.02.2020.
4. Гражданский кодекс Респ. Беларусь [Электронный ресурс] : 07 декабря 1998 г. № 218-З : в ред. Закона Респ. Беларусь, 31 дек. 2014 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.
5. РСТ - международная патентная система [Электронный ресурс] / Всемирная организация интеллектуальной собственности, 2020. - Режим доступа : http:// www.wipo.int/pct/ru/. - Дата доступа : 24.02.2020.
6. Allen, K. R. Bringing New Technology to Market / K. R. Allen. - New Jersay Pearson Education, 2003. - 454 p.
7. Коммерческие тайны [Электронный ресурс] / Всемирная организация интеллектуальной собственности, 2020. -Режим доступа : https://www.wipo.int/tradesecrets/ru/. - Дата доступа : 24.02.2020.
8. Вашко, И. М. Экономика инноваций: пособие / И. М. Вашко, А. Д. Луцевич, Г. З. Суша. - Минск : Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2015. - 338 с.
Vashko I. M.
INTELLECTUAL PROPERTY OF THE ORGANIZATION AS A FACTOR OF CREATING COMPETITIVE ADVANTAGES
Academy of Public Administration under the aegis of the President of the Republic of Belarus
Summary. The article discusses the current aspects of the formation of competitive advantages of organizations based on the creation and use of intellectual property. The results of the commercialization of intellectual property are determined by the choice of strategy for its use. The author analyzes the features of intellectual property protection and determines the directions of development of commercialization of intellectual property.
Key words: increasing competitiveness; intellectual property objects; intellectual property protection; types of patent strategies; intellectual property licensing.