Научная статья на тему 'Идентификация теории и практики менеджмента как основа решения конкретных практических ситуаций перехода на инновационную экономику регионов России'

Идентификация теории и практики менеджмента как основа решения конкретных практических ситуаций перехода на инновационную экономику регионов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА / ТИПОВЫЕ СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Алефтина Ивановн, Степанов Александр Аннаярович

В статье рассматривается переход к модели постиндустриального развития, когда на первый план выходят производство информации, знаний, технологий, интеллектуальных услуг, достижение социального согласия и стабильности, вызывает замену существующей системы управления экономикой России на систему менеджмента, ключевым элементом которой является идентификация теории и практики менеджмента как основы решения конкретных практических ситуаций перехода на инновационную экономику регионов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идентификация теории и практики менеджмента как основа решения конкретных практических ситуаций перехода на инновационную экономику регионов России»

Идентификация теории и практики менеджмента как основа решения конкретных практических ситуаций перехода на инновационную экономику регионов России

IDENTIFICATION OF THE THEORY AND PRACTICE OF MANAGEMENT AS THE BASIS OF THE SOLUTION OF SPECIFIC PRACTICAL SITUATIONS OF TRANSITION TO THE INNOVATIVE THE ECONOMY OF REGIONS OF RUSSIA

Кузнецова Алефтина Ивановна

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики городского хозяйства и сферы услуг Московского университета им. С.Ю. Витте

A. Kuznetsova The Doctor of Economics, The professor of chair of economy Municipal economy and sphere of services The Moscow university of S.JU.Vitte

Степанов Александр Аннаярович

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга Московского университета им. С.Ю. Витте

A. Stepanov The Doctor of Economics, The professor of chair of management and marketing The Moscow university of S.JU.Vitte

Аннотация

В статье рассматривается переход к модели постиндустриального развития, когда на первый план выходят производство информации, знаний, технологий, интеллектуальных услуг, достижение социального согласия и стабильности, вызывает замену существующей системы управления экономикой России на систему менеджмента, ключевым элементом которой является идентификация теории и практики менеджмента как основы решения конкретных практических ситуаций перехода на инновационную экономику регионов России.

Ключевые слова: менеджмент, стратегическое управление, инновации, принципы менеджмента, типовые стратегии.

Annotation

In article transition to model of postindustrial development when on the foreground leave manufacture of the information, knowledge, technologies, intellectual services, achievement of the social consent and stability is considered, causes replacement of an existing control system with economy of Russia by the management system which key element is identification of the theory and management practice as bases of the decision of concrete practical situations of transition to innovative economy of regions of Russia.

Key words: management, strategic management, innovation, management principles, model strategies.

Наука и искусство управления инновационным развитием современного социально-экономического объекта (региона), связаны с менеджментом и идентификацией теории и практики, как основой решения конкретных практических ситуаций перехода на инновационную экономику регионов России.

Регион рассматривается не столько как организация, осуществляющая набор различных функций, сколько как единый организм, систему, и в то же

время, как часть многих более широких систем: экономических, политических, информационных, социокультурных и т.д. В отличие от многих иных работ, где системный подход лишь провозглашается, но не реализуется, в данной работе приводятся конкретные инструменты системной методологии. Содержится ряд идей современного менеджмента. Приводятся конкретные рекомендации управления развитием инновационной экономики, а также идентификации теории и практики менеджмента в регионе, в частности, Сахалинской области.

Современной рыночной экономике региона присущ чрезвычайный динамизм, изменчивость внешней среды. Вследствие этого возникает необходимость создания системы адаптивного управления регионом.

Специалисты по менеджменту относят управление регионом к одной из самых сложных и интеллектуальных сфер человеческой деятельности. Административные органы регионов поставлены в чрезвычайные обстоятельства, они объективно находятся в центре множества противоречивых, кризисных и трудно прогнозируемых процессов в экономике, политике и социальной сфере. В то же время переход на инновационную экономику опережает возможности их работников и руководителей регионов основательно овладеть всем арсеналом методов, приемов, знаний, учиться «на ходу» управлению на основе менеджмента, столетиями накапливаемого странами Запада.

Как и любой быстро развивающийся организм, современный регион подвержен «болезням роста». Наиболее серьезная из них - неравномерность развития, в основном, за счет сырьевого сектора. В первую очередь, развиваются те органы, системы и направления, которые дают быструю экономическую отдачу, такие, например, как нефтегазовый комплекс, расширение перечня предоставляемых услуг, поиск новых рынков. И существенно уступают, а порой и отсутствуют в Сахалинской области: развитие реального сектора экономики и в начальной стадии находится развитие инновационной экономики. В стратегическом менеджменте, в том числе прогнозировании, недостаточно профессионально проводится системный анализ, диагностика, стратегическое планирование; разработка гибких стратегий, анализ влияния внешней и

внутренней среды, создание адаптивных структур, вовлечение персонала в процесс управления - все то, что относится к сфере современного менеджмента. Причины недооценки этих важнейших направлений работы понятны. Г лавная из них - недостаточно высокая управленческая культура в нашем обществе в целом, а порой просто неграмотность, отсутствие элементарных представлений о современном менеджменте.

Современный менеджмент - это система идей и приемов эффективного построения и управления организациями.

Эта система складывалась под влиянием реалий деловой жизни развитых стран. Она нашла свое отражение в работах ведущих специалистов по менеджменту, таких, как Р. Акофф, Р. Уотермен, П. Вейл, П. Дракер и др.

В отличие от теории управления, развиваемой до недавнего прошлого в нашей стране, современный менеджмент не может быть представлен в виде четко сформулированных правил, рецептов деятельности. В нем находит отражение понимание того, что мы живем в очень сложном и быстро меняющемся мире, в котором подвержены изменениям даже сами закономерности, по которым этот мир существует и развивается. И попытки изложить наше знание о таких сложных системах, как современные хозяйствующие объекты в рамках жестких схем и правил, неизменно приводят к неоправданному упрощению, искажению истинной картины, а значит к иллюзиям, заблуждениям и ошибкам. Поэтому современный менеджмент - это скорее система наиболее общих представлений об организациях, новая «управленческая философия», нежели свод готовых рецептов. Кстати, отсутствие точных предписаний деятельности нередко приводит в замешательство некоторых руководителей российских предприятий, организаций, регионов, которые уже успели успешно овладеть современными финансовыми инструментами, но в управленческой сфере все еще несут на себе груз заблуждений своих предшественников.

Многие заблуждения настолько прочно укоренились в нашей отечественной теории и практике управления, что приобрели характер общепринятых принципов организационной деятельности. В социально-экономических и по-

литических условиях социализма эти принципы в немалой степени были верны и полезны. В рыночном же обществе они сковывают инициативу любого руководителя.

«Принципы» основываются на устаревших представлениях, в частности, что внешняя среда организации стабильна, персонал пассивен и ленив, и для управления коллективом разумно использовать метод «кнута и пряника». Однако, современный менеджмент основывается на других принципах: внешняя среда организации чрезвычайно изменчива и подвижна; любой сотрудник фирмы - личность со своими многообразными и противоречивыми потребностями и лишь в последнюю очередь - «инструмент» для обеспечения прибыли; управление - необыкновенно сложная сфера человеческой деятельности, которой следует учиться всю жизнь.

Менеджмент в период активных социально-экономических преобразований играет особую роль, превращаясь в реальный фактор развития инноваций в разных сферах экономической деятельности; в значительной мере определяет успешность решения стоящих перед обществом задач, а также эффективность и темпы развития экономики, уровень жизни населения. Эффективный практический менеджмент способен обеспечить сохранение и устойчивое развитие социально-экономических объектов (регионов) и организаций, адаптацию их к постоянно меняющейся рыночной среде.

В связи с этим сегодня в отечественной экономике нет более трудной и ответственной профессии, чем современный профессиональный управляющий-менеджер. При этом следует учитывать, что основная трудность, с которой сталкивается менеджер в своей практической работе - это применение имеющихся у него знаний и умений на практике. Эта трудность обусловлена несовпадением теории и практики и их противоречивым единством. Разрешение противоречия между теорией и практикой должно осуществляться в процессе их идентификации, т.е. распознавания соответствия конкретной практической ситуации методическим положениям и рекомендациям абстрактной теории. Именно принцип идентификации теории и практики ме-

неджмента заложен в основу решения конкретных практических ситуаций перехода на инновационную экономику регионов России.

Практическая деятельность современного профессионального управ-ляющего-менеджера базируется на: общих, межнациональных принципах науки и практики менеджмента; навыках управленческой деятельности; знании зарубежного практического менеджмента; развитии правильного, системного, критического мышления и умении творчески решать управленческие проблемы; совершенствовании работы с информацией, научной организацией труда, составлением бюджета времени; управления собой, деловыми партнерами, коллективом; формирования миссии и целей организации, выбора ее стратегии; принятии управленческих решений; эффективной управленческой деятельности.

Главными принципами менеджмента являются научные подходы к управлению - это основные правила, вытекающие из объективных экономических законов и закономерностей общественного развития, которыми должны руководствоваться субъекты (органы) управления в целях обеспечения высокой эффективности управления.

Основатель классической административной школы управления А.Файоль в 1916 г. в книге «Общее и промышленное управление» сформулировал 14 принципов менеджмента. В их числе принципы стабильности персонала, централизации; соответствия способов и средств воздействия закономерностям, присущим объекту управления; участие менеджеров в работе творческих групп на всех этапах внедрения инноваций, как условие согласованности работы, пронизывающие фирму по горизонтали и вертикали; принцип экономичности и эффективности управления; маркетинговый подход к управлению; обеспечения устойчивости к воздействиям факторов внешней среды; принцип единоначалия; поощрения и наказания подчиненных работников и др.

Менеджер регулярно контролирует соотношение результатов деятельности предприятий и затрат на управление. Руководствуясь научным прин-

ципом управления, менеджер при делегировании работ (задач) должен передавать ему необходимые для выполнения этих работ или задач полномочия.

В деятельности административных органов управления регионом, предприятием или организацией наблюдаются нарушения принципа соответствия полномочий поставленным задачам, например к разработке программы технического перевооружения и модернизации предприятия не привлекаются низовые коллективы. Как правило, правам и необходимым для осуществления деятельности средствам в них уделяется мало внимания. Игнорируются научные подходы и принципы управления. Менеджер, чтобы стать профессионалом, должен пройти все ступени карьерного роста: работа специалистом (менеджером) в группе, подотделе; руководителем отдела; руководителем департамента: заместителем генерального директора, генеральным директором (главным менеджером).

На предприятиях, в организациях, компаниях, и в руководстве регионом рекомендуется демократический стиль, все ключевые должности должны занимать профессионалы - это один из основных принципов работы руководства. Вспомогательные службы и подразделения (служба офис-менеджера, служба по работе с персоналом, служба по работе с клиентами, информационно-аналитическая служба, архивная служба, аналитическая служба), обеспечивающие бесперебойную работу, также должны возглавляться профессиональными менеджерами.

В настоящее время самым продуктивным методом менеджмента считается ситуационный подход: методы управления, цели и средства, стиль работы. Не существует плохих или хороших методов управления, существует лишь соответствие или несоответствие метода конкретной ситуации. В специальной литературе по менеджменту сформулировано: управление не только наука, но и искусство, в котором огромную роль играет интуиция, опыт, человеческие чувства. Главным инструментом управления следует считать опыт и разум коллектива организации его руководителей. Постоянно анализировать происходящее, советоваться с коллективом и снова анализировать -

единственно надежная основа эффективного управления. Руководитель должен быть профессионалом.

Для понимания содержания деятельности современных регионов, (компаний, фирм, корпораций) необходим не привычный - «аналитический» метод, а более точный, целостный, всесторонний подход, фокусирующий внимание не только на самом регионе, но и на окружающей его среде. Этот метод носит название «системный подход». Отечественные и западные специалисты и ученые, работающие в сфере менеджмента считают, что именно системный подход является научной основой, главным методологическим инструментом деятельности современного менеджера, как способ исследования современного региона (компании, фирмы, корпорации) в условиях рынка. Системный подход - это ответ современной науки на вызов времени. Изменился мир вокруг нас: научно-технические революции, рост производительных сил в ряде западных стран; смена стадии индустриального роста, когда получение максимальной прибыли считались главными целями работы любого региона (компании, фирмы, корпорации, предприятия). В последние десятилетия многие страны вплотную подошли к модели постиндустриального развития, когда на первый план выходят иные цели - производство информации, знаний, технологий, интеллектуальных услуг, достижение социального согласия и стабильности. При этом, конкурентная борьба между регионами (предприятиями, компаниями, фирмами) приобретает все более ожесточенный характер.

В современном мире, окружающем любой регион, любой хозяйствующий объект, можно выделить несколько характерных закономерностей: усиление взаимовлияния, взаимозависимости, взаимодействия всех составных частей современного общества; переплетение экономических, политических, социальных, духовных процессов; взаимодействие государства и общества, производства и науки, культуры и бытовой сферы. Общество становится все более интегрированным, целостным, хотя и не лишенным противоречий.

Конкурентная борьба за удовлетворение потребностей покупателя заставляет компании постоянно разрабатывать и предлагать новые товары, по-

вышать их качество, привлекая для этого все возможные достижения науки и техники. Уже не снижение издержек производства, не уменьшение цен, как это было сравнительно недавно, становится стратегической задачей компании; выпуск новых товаров и услуг и завоевание новых рынков - вот главные цели современного производства.

Нарастающая взаимозависимость и усиливающаяся динамичность общества сложность социальной структуры порождают трудности в ее познании, прогнозировании и управлении. Быстро меняющийся и интегрирующийся мир вызвал к жизни новые науки - не расчленяющие реальность на фрагменты, на независимые части, а изучающие её как целостную, противоречивую, динамичную.

Возникла наука, получившая название «системный анализ».

Несмотря на бурное развитие и внедрение во многие научные дисциплины, системный анализ, еще не стал повседневным инструментом многих руководителей, ученых, специалистов, особенно в области отечественного менеджмента.

«Система» отражает представления о том, что различные элементы, соединяясь, приобретают новое качество, которое отсутствует у каждого из них в отдельности. Объединение элементов создает новое качество благодаря связям в системе. Именно связи осуществляют перенос свойств каждого элемента системы ко всем остальным элементам. Такие качества являются системными, интегральными, подчеркивая тем самым, что они присущи только системам, а не их отдельным элементам. Взаимодействие между частями системы оказывается гораздо важнее, нежели результативная работа отдельных ее частей. Ни один из элементов сложной системы не может быть познан без учета его связей с другими элементами. Изучение сложных систем требует противоположный исследовательский прием - синтез.

Процесс познания следует начинать от целого к части, от роли всей системы к функциям элементов. Для понимания работы каждого элемента целое придется мысленно разъединить на части.

Современный менеджер осознает тот факт, что руководимая им компания не является изолированной, независимой организацией. Она представляет собой лишь часть большой системы, оказывающей на регион (предприятие, компанию, фирму, корпорацию), многоплановое влияние.

Внешняя среда, окружающая любой регион (предприятие, компанию, фирму, корпорацию), многообразна. Представляет собой действительно сложную систему, в которой огромную роль играют и политические факторы, и действующее законодательство, и правительство, и факторы инновационного развития, и поставщики, и конкуренты, и потребители, и социокультурная среда, и экономические факторы.

Регион, (предприятие, фирма, компания) - открытые системы, тысячами нитей связаны с внешней средой. Они обмениваются и информацией, и энергией, и материалами, и товарами, и людьми, и идеями. Без этого нельзя выжить и победить в конкурентной борьбе.

Внешняя среда диктует свои жесткие условия для построения внутренней среды региона (предприятия, компании, фирмы, корпорации).

Для более глубокого понимания взаимосвязи внешней и внутренней среды региона следует понятие «полисистемность». Любой предмет окружающего нас мира принадлежит одновременно многим системам. Каждая из этих систем стремится к своей, особой цели, используя любой свой элемент в качестве средства. Чтобы удовлетворить интересы всех систем, в которые входит регион (фирма, компания, предприятие) необходимо гармонизировать их противоречивые цели.

В современной динамичной рыночной действительности на первый план выдвигается понятие ситуации, поскольку оно отражает совокупность наиболее важных, актуальных факторов, влияющих на функционирование и развитие региона (предприятия, фирмы, компании). Это понятие означает систему условий, совокупность целей и средств региона, входящих в него и окружающих его субъектов экономической и социальной жизни.

Таким образом, системный подход, как способ познания любой системы, примененный к современному региону (предприятию, фирме, компании), приобретает специфику и в своем развитии становится ситуационным подходом.

Ситуационный подход, развивая основные идеи системного подхода, вместе с тем заставляет выделить наиболее важные актуальные факторы, влияющие на регион (предприятие, компанию, фирму, корпорацию).

Осуществить системный анализ в полном объеме, естественно, невозможно. Приходится идти на какие-то упрощения. Таким упрощением, выделяющим наиболее значимые параметры, и является ситуационный подход.

Центральным моментом ситуационного подхода, на наш взгляд, является определение целей, интересов, потребностей всех взаимосвязанных субъектов как внутри региона, так и за его пределами.

Противоречивость влияния факторов

Таблица 1

№ п/п Факторы Способствуют (+) Затрудняют (-)

1. Природные ресурсы России да

2. Трудовые ресурсы России (количество, уровень образования, квалификации, культуры) да

3. Территория страны (размеры, региональные и национальные особенности) да

4. Национальный менталитет (образ жизни, деятельности, психология, традиции, привычки населения) да

5. Международные отношения (международное положение страны, отношение различных, в том числе развитых, стран к рыночным преобразованиям в России) да

6. Г осударственно-политическое устройство страны (государственные органы власти и управления) да

7. Действующее законодательство, регламентирующее переход к рыночной экономике да

8. Состояние правопорядка в стране да

9. Отношения собственности (государственной, коллективной, кооперативной, частной, муниципальной) да

10. Монополизация экономики да

11. Состояние развития конкуренции да

12. Развитие инфраструктуры (информации, транспорта, связи, банковской системы, товароснабжения и товародвижения, маркетинга, рекламы, страхового дела, аудита) да

13. Уровень экономического развития страны (объемы и динамика производства, производительности труда) да

14. Инфляция (уровень и динамика) да

15. Налогообложение (уровень и динамика) да

16. Уровень жизни населения (зарплата, пенсии, пособия, стипендии) да

17. Безработица да

18. Социальная защищенность населения (система трудоустройства, подготовки и переподготовки кадров, уровень минимальной заработной платы, пенсий, пособий, стипендий) да

19. Конвертируемость рубля (параллельное обращение национальной и иностранной валют) да

Цель является системообразующим, интегрирующим фактором, объединяющим отдельные предметы и процессы в целостность, в систему. В объединенном виде они приобретают новое, системное, интегральное качество, которое является достаточным для реализации целей.

В современных условиях менеджерам всех уровней управления необходимо владеть навыками ситуационного анализа: анализа возможностей и угроз со стороны внешней среды, а также сильных и слабых сторон внутренней среды организаций, их конкурентных преимуществ и ключевых факторов успеха.

За ряд последних десятилетий новыми видами деятельности менеджера являются формирование и выбор стратегии организации: прогнозирование, стратегическое планирование и управление. Суть их заключается в научном познании закономерностей функционирования и развития региона и общества, поиске оптимальных средств и целей региона (предприятия, компании, фирмы, корпорации), гармонизирующих интересы.

Возрастающая динамичность среды и все большее воздействие ее на регион, снижают значимость стратегического планирования из-за необходимости постоянной корректировки целей, особенно долгосрочных. Все более эф-

фективным признается стратегическое управление, которое заключается в определении нескольких возможных целей, адекватных им стратегий и систем средств. В зависимости от изменений внешней среды, которые регион (предприятие, компании, фирмы, корпорации) тщательно анализируют и прогнозируют, постоянно вносятся изменения в их цели, выбираются соответствующие стратегии и системы средств. Таким образом, любые изменения среды не являются неожиданными для региона (предприятия, компании, фирмы, корпорации), они встречают их «вооруженными» адекватной стратегией.

Стратегическое управление - управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать цели в перспективе.

Рисунок 1. Структура стратегического управления

Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую систему, совокупность пяти взаимосвязанных процессов, каждый из которых влияет на остальные и на их совокупность (рисунок 1).

Выбору стратегии предшествует определение миссии. В миссии компании отражается ее высшая цель и средства ее достижения. Проникнутость

персоналом региона (предприятия, фирмы, организации, компании) их миссией. Отражение в миссии целевого рынка, постоянных контактов с клиентом, роль инноваций в формировании и реализации миссии компании, структуры управления, способствующей реализации миссии; социальная ответственность организации, отношение к клиентам, работникам, акционерам.

Российские регионы (предприятия, компании, фирмы, корпорации) не уделяют должного внимания миссии. Каждый сотрудник знает, что его миссия - «всемерное удовлетворение потребностей человека через предложение ему новых технологий и услуг».

У. Макнайт, руководивший компанией в сороковых годах советовал: «Найдите правильных людей и оставьте их в покое. Они все сделают сами, важно делегировать ответственность и поощрять инициативу. Инициативные люди сами найдут способ, как сделать лучше». На практике «философия Макнайта» реализуется в виде двух правил. Первое состоит в том, что компания применяет разные методы, оценивая успехи изобретателей и менеджеров. Ведь неудачу первых нельзя оценивать как крах, потому что тогда люди попросту прекратят поиски чего-то нового.

Второе - «правило 15%» - заключается в том, что все сотрудники компании могут тратить именно такую долю своего рабочего времени на собственные исследования в любой области, даже достаточно далекой от их основной деятельности. Компания даже предоставляет им гранты из специального фонда на подобные проекты.

Сейчас в составе компании Макнайта 40 дивизионов, ведущих в общей сложности 60 различных бизнесов. В полном соответствии с миссией компании и «философией Макнайта» руководители дивизионов имеют полную свободу действий в принятии решений, касающихся своего бизнеса. Дивизионы могут сами определять направление исследований, необходимый объем инвестиций в оборудование, количество занятых в проекте, размер оплаты труда персонала, находить поставщиков и покупателей и даже строить новые производства, деньги на которые, в конечном счете, выделяет компания.

Миссия региона - Сахалинской области - добиться лидерства в области технологий и инноваций».

Цель - определение инновационных путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния жителей Сахалинской области и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (до 2025 года).

Чтобы добиться осуществления цели и обеспечить миссию региона была разработана «Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области до 2025 года» (далее - Стратегия) определяет основные направления, механизмы и инструменты достижения стратегических целей развития Сахалинской области на период до 2025 года.

Стратегия разработана с учетом Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 2094-р, Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, и др. отраслевых концепций развития.

Достижение целей стратегии возможно только путем последовательного формирования в регионе рыночной и социально ориентированной инновационной экономики с четким и стабильным законодательством. Экономическое развитие должно основываться на максимальном использовании имеющегося в регионе потенциала, высвобождении частной инициативы с параллельным усилением роли органов власти в обеспечении благоприятных условий хозяйствования. Необходимо существенное повышение эффективности производства, ускорение структурных реформ. Достигнутые областью в последние годы отдельные положительные результаты могут рассматриваться как формирование условий для дальнейших позитивных изменений. Сахалинской области рекомендуются следующие типовые стратегии.1

Типовые стратегии

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ п/п Название Целевое назначение

1. Прямая интеграция Приобретение в собственность или установление полного контроля над дистрибьюторской сетью

2. Обратная интеграция Стремление получить поставщиков сырья в собственность или под полный контроль

3. Г оризонтальная интеграция Стремление получить своих конкурентов в собственность или под полный контроль

4. Захват рынка Стремление увеличить долю своего продукта на традиционных рынках

5. Развитие рынка Выведение своего продукта на рынок в новых географических районах

6. Развитие продукта Стремление увеличить объем реализации через улучшение или модификацию своего продукта

7. Концентрическая диверсификация Создание новых производств, совпадающих с профилем организации

8. Конгломеративная диверсификация Освоение выпуска новых продуктов, не совпадающих с традиционным профилем организации

9. Г оризонтальная диверсификация Освоение выпуска новых непрофильных продуктов, но для традиционных потребителей

10. Совместное предприятие Объединение с другой компанией для проведения работ над специальным проектом

11. Сокращение Реструктуризация с целью сокращения издержек для остановки процесса падения объема реализации

12. Отторжение Продажа отделения или части организации

13. Ликвидация Пропажа всех активов организации

14. Комбинация Организация одновременно осуществляет не менее двух разных типовых бизнес-стратегий

В заключении следует отметить, что процессы, идущие в цивилизованном обществе делают управление регионом (предприятием, организацией, фирмой, компанией) все более сложной системой. По этой причине усложняются и процессы управления регионом, переходящим на инновационное развитие экономики на основе инструментария современного менеджмента. Возрастает значимость системно-аналитической деятельности, обеспечивающей целостность в развитии региона (предприятия, организации, фирмы,

компании) как системы. В деятельности менеджера прежние распорядительные функции заменяются на интеллектуальные. Тенденция интеллектуализации характерна в целом для всей деятельности региона (предприятия, организации, фирмы, компании).

Используемые источники:

1. Попов С. Стратегическое управление. М.: Инфра-М, 2GGG. С. l2l

2. Гвишиани Д.М. Организация и управление, М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, l998.

3. Современный менеджмент: принципы и правила. Научное издание / Под редакцией В.И. Данилова-Данильяна Н.Н.: НКЦП, l992.

4. Иванова Е.А., Глызина М.П., Дуброва Л.И., Резванов А.А. Современный менеджмент. Учебное пособие. М.: Феникс. 2GG9.

5. Тебекин А. В., Касаев Б.С. Менеджмент организации. Электронный учебник. М.: КноРус. 2Gll.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.