Научная статья на тему 'Концептуальные основы формирования и реализации стратегии предприятия в условиях экономического кри- зиса'

Концептуальные основы формирования и реализации стратегии предприятия в условиях экономического кри- зиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Экономический кризис / условия внешней среды / стратегии развития / инновационное управление / общее внешнее окружение / непосредственное деловое окружение организации / оптимизация управления предприятием / инвестиции / стратегия сокращения / стратегическое планирование миссии предприятия / участие работников в управлении предприятием / партисипативный менеджмент / цели организации / economic crisis / environmental conditions / development strategy / innovative management / general external environment / direct business environment of the organization / optimization of business management / investments / strategy of reduction / strategic planning of mission of the enterprise / participation of employees in business management / participation management / aims of the enterprise

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О. А. Бабанчикова

В статье анализируется ситуация в экономике России с начала 2000-х гг. и анализируются статистические данные, подтверждающие наличие кризисных явлений: уменьшение инвестиций, снижение темпов роста промышленного производства, рост безработицы. Автор рассматривает основные направления стратегического менеджмента предприятия в условиях негативного воздействия на него общего и непосредственного внешнего окружения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual bases of formation and implementation of the corporative strategy under the economic crisis conditions

The article analyses economic situation in Russia from the beginning of 2000th and the statistical data confirming presence of the crisis phenomena, namely reduction of investments, slowdown in industry, growth of unemployment. The author considers the basic directions of strategic management of the enterprise under the conditions of negative effects of general and direct external environment.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы формирования и реализации стратегии предприятия в условиях экономического кри- зиса»

3. Гапоненко А. Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город: учеб. пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2001.

4. Инновации в стратегическом управлении региональным и муниципальным развитием / под ред. В. А. Гневко, В. Е. Рохчина. - СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2005. - 288 с.

5. Лось В. А., Урсул А. Д. Устойчивое развитие: учеб. пособие. - М.: Агар, 2000.

6. Сигов И. И. Региональная экономика (понятийный аппарат). - 2-е изд., испр. и доп. - СПб., 2002.

7. Татаркин А. И., Львов Д. С., Куклин А. А.„ Мызин А. Л. и др. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территории. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999.

8. Шургалина И. И. Реформирование Российской экономики. Опыт анализа в свете теории катастроф. - М.: Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 1997.

УДК 658:330.33.01 ББК 65.291.931

О. А. Бабанчикова*

Концептуальные основы формирования и реализации стратегии предприятия в условиях экономического кризиса

В статье анализируется ситуация в экономике России с начала 2000-х гг. и анализируются статистические данные, подтверждающие наличие кризисных явлений: уменьшение инвестиций, снижение темпов роста промышленного производства, рост безработицы. Автор рассматривает основные направления стратегического менеджмента предприятия в

* Кандидат экономических наук, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина.

условиях негативного воздействия на него общего и непосредственного внешнего окружения.

The article analyses economic situation in Russia from the beginning of 2000th and the statistical data confirming presence of the crisis phenomena, namely reduction of investments, slowdown in industry, growth of unemployment. The author considers the basic directions of strategic management of the enterprise under the conditions of negative effects of general and direct external environment.

Ключевые слова: Экономический кризис; условия внешней среды; стратегии развития; инновационное управление; общее внешнее окружение; непосредственное деловое окружение организации; оптимизация управления предприятием; инвестиции; стратегия сокращения; стратегическое планирование миссии предприятия; участие работников в управлении предприятием; партисипативный менеджмент; цели организации.

Key words: economic crisis; environmental conditions; development strategy; innovative management; general external environment; direct business environment of the organization; optimization of business management; investments; strategy of reduction; strategic planning of mission of the enterprise; participation of employees in business management; participation management; aims of the enterprise.

В начале осени 2008 года казалось, что пришедший в Россию с Запада кризис носит чисто финансовый характер и затронет только банки и фондовый рынок. Но анализ данных октября-ноября 2008 года показывают, что проблемы с кредитами промышленности стали негативно сказываться на реальном секторе экономики России. Подтверждение этому - сокращение занятости. По последним данным Росстата, в октябре 2008 года впервые за последние годы выросла безработица. В годовом исчислении - по сравнению с октябрем 2007 года - безработица выросла на 8,7 %; по сравнению с

95

сентябрем 2008-го - на 1,7 %. Если перевести проценты в абсолютные цифры, то в октябре месяце по сравнению с сентябрем число безработных выросло на 76 тысяч - до 4,624 млн человек [9].

Еще в начале ноября 2008 г. руководство страны в своих официальных оценках не хотело признавать, что кризис затрагивает реальный сектор и рынок труда, и утверждало, что ожидаемое сокращение занятости не выходят за рамки среднестатистических показателей. Но уже в конце ноября 2008 г., согласно данным Минздравсоцразвития, более 4160 российских предприятий заявили о своих намерениях уволить почти 220 тыс. работников. По данным независимых источников, деловая активность снижается в самых разных отраслях реального сектора экономики: металлургии, строительстве, машиностроении, автомобильной промышленности из-за задержек в расчетах за выполненные заказы и работы.

В результате, помимо непосредственного сокращения штатов, на ряде предприятий вводятся полумеры, позволяющие экономить на персонале: сокращенная рабочая неделя и отправка сотрудников в принудительные неоплачиваемые отпуска.

Возвращается и еще один способ экономии на персонале - задержка выплаты заработной платы. За октябрь 2008 года задолженность работодателей перед своими сотрудниками выросла сразу на 33,4 %% до 4 млрд рублей. В данном случае беспокойство вызывает не столько сумма задолженности, сколько резкий темп ее прироста [9].

В связи с углубляющимся экономическим кризисом одной из ключевых проблем управления отечественными предпринимательскими структурами выступает неготовность предприятий к восприятию стратегии сокращения, что снижает возможности реализации внутреннего потенциала предприятий и их возможности своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям внешней среды.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, для разработки той или иной стратегии развития, целесообразно использовать инструменты как системного, так и ситуацион-

96

ного подходов к управлению хозяйственной деятельностью предприятия. В изменившихся условиях инновационное управление выступает эффективным способом достижения целей предприятия, обеспечивает его конкурентные преимущества и его выживание за счет отыскания новых ресурсов и возможностей в разных направлениях и видах деятельности и, прежде всего, в сфере его управления. В последнем случае речь идет о стратегии инновационного менеджмента, о стратегическом аспекте принятия управленческого решения в условиях снижения покупательского спроса, удорожания кредита, недостатка оборотных средств.

Основополагающим моментом выработки стратегии развития предпринимательских структур является рассмотрение этих структур как открытой системы. Это означает, в частности, что важные предпосылки успеха должны отыскиваться не только внутри хозяйственной структуры, но и обязательно - вне её, в общем внешнем окружении и непосредственном деловом окружении организации, что особенно важно в условиях экономического кризиса. В этом случае ожидаемый успех связывается, прежде всего, с тем, насколько предприятие оказывается флексибильным в ходе приспособления к изменяющемуся внешнему окружению. Сумеет ли предпринимательская структура вовремя распознать угрозы своему существованию, не упустит ли имеющиеся у нее в данный момент реальные возможности - вот залог эффективного функционирования конкретной системы управления в усло-виях усиливающегося финансового и экономического кризиса. Отсюда - решение задач обеспечения внутренней рациональности и оптимальности системы управления пред -приятием по сформулированным критериям становится средством достижения поставленных стратегических целей и, прежде всего, выживания предприятия и сохранения её кадрового потенциала.

В этой связи принятие управленческого решения в неблагоприятных для предприятия условиях диктуется уровнем спроса на продукцию предприятия, имеющимися возможностями снижения цены за счёт снижения издержек

производства, использования инновационных технологий, оптимизации управления предприятием.

Представляется, что в условиях рецессии необходимо совершенствовать методологию стратегического управления и планирования, методы, приёмы, способы и технику выработки стратегических решений применительно к существующей экономической ситуации.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. отмечается, что стратегической целью является превращение России в одного из глобальных лидеров мировой экономики, выход ее на уровень социально-экономического развития высокоиндустриальных стран. К 2020 году Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира по экономической мощи - производству валового внутреннего продукта. В Концепции определены пути и способы обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2020 гг.) [7: 3].

Как известно, амбициозные стратегические планы формулировались в условиях высоких цен на нефть, профицита государственного бюджета и огромного положительного сальдо торгового баланса. Уверенность вселяли рост стабилизационного фонда и золотовалютных резервов, параметры социально-экономического развития страны. С начала 2000 г. российская экономика демонстрировала устойчиво высокие темпы экономического роста (6-7 процентов в год), значительно опережающие динамику мировой экономики. Был преодолен спад производства и потребления девяностых годов: в 2006 г. объем ВВП составил к уровню 1991 г. 102 %. При этом коренным образом изменилась структура экономики в пользу отраслей, ориентированных на рыночный спрос.

Объем ВВП (по паритету покупательной способности) превысил 26882,9 млрд руб. (2006 г.). По этому показателю Россия закрепилась в первой десятке ведущих стран мира [7: 4]. Таким образом, за последние годы России удалось восстановить статус мощной экономической и финансовой

98

державы, подтвердить свое право находиться в группе крупнейших стран - мировых лидеров, как по динамике развития, так и по масштабам экономики [11: 4-5].

Важнейшим индикатором состояния экономики является величина инвестиций в основной капитал. Так инвестиции в основной капитал в 1999 г. составили чуть меньше $40 млрд, а в 2007 г. были почти в 5 раз больше. По состоянию на конец 2007 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 220,6 млрд долларов США, что на 54,3 % больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) -50,2 % (на конец 2006 г. - 49,1 %), доля прямых инвестиций составила 46,7 % (47,5 %), портфельных - 3,1 % (3,4 %) [19].

В 2007 г. в экономику России поступило 120,9 млрд. долларов иностранных инвестиций, что в 2,2 раза больше, чем в 2006 году (табл. 1).

Таблица 1

Поступление иностранных инвестиций в 2007 г.

по типам*

млн в % к

Тип инвестиций долларов США 2006 г. итогу

Инвестиции 120941 в 2,2 раза 100

из них:

прямые инвестиции 27797 в 2,0 раза 23,0

кредиты, полученные от зарубеж- 11664 в 3,0 раза 9,7

ных совладельцев организаций

портфельные инвестиции 4194 131,8 3,5

из них:

акции и паи 4057 140,5 3,4

прочие инвестиции 88950 в 2,3 раза 73,5

*По данным Росстата //http://www.akdi.ru/econom/stat07/0714

Анализ динамики иностранных инвестиций в экономику нашей страны с начала 2000-х годов демонстрировал усиление интереса к России со стороны зарубежных инвесто-

99

ров. Причем, если раньше они предпочитали вкладывать свои капиталы, как правило, в нефтегазовую отрасль, то в последние годы росли масштабы иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность, предприятия автопрома и даже сельское хозяйство [12].

По состоянию на конец сентября 2008 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 251,3 млрд долларов США, что на 27,0 % больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 50,7 % (на конец сентября 2007 г. -53,5 %), доля прямых инвестиций составила 46,9 % (44,4 %), портфельных - 2,4 % (2,1 %).

Но общая ситуация с поступлением инвестиций к середине 2008 г. стала ухудшаться. В январе-сентябре 2008 г. в экономику России поступило 75,8 млрд долларов иностранных инвестиций, что на 13,8 % меньше, чем в январе-сентябре 2007 г. В I квартале 2008 г. поступило иностранных инвестиций 17,3 млрд долларов США (на 29,9 % меньше соответствующего периода предыдущего года), во II квартале - 29,3 млрд долларов США (меньше на 18,0 %), в III квартале - 29,2 млрд долларов США (больше на 6,1 %).

Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в январе-сентябре 2008 г. 48,1 млрд долларов, или на 20,7 % больше, чем в январе-сентябре 2007 года. В I квартале 2008 г. объем погашенных инвестиций 14,3 млрд долларов США (на 18,0 % меньше соответствующего периода предыдущего года), во II квартале - 20,0 млрд долларов США (больше на 54,2 %), в III квартале - 13,8 млрд долларов США (меньше на 5,7 %) [10].

За первые два месяца 2008 г. чистый отток капитала из РФ составил $20 млрд. При этом нужно принимать во внимание, что ставки по кредитам на российском внутреннем рынке гораздо выше, чем на Западе (10-12 %). Именно поэтому желающих привезти в страну деньги было великое множество. Все эти огромные суммы не были стратегическими инвестициями, а являлись лишь спекулятивным капи-

талом, который сегодня приходит, а завтра так же быстро уходит [4].

Но уже в сентябре 2008 г. чистый отток капитала из РФ составил 26 млрд долларов, а в октябре - около 50 млрд долларов. При этом основной причиной оттока стал прирост чистых иностранных активов банков, который составил в сентябре 19 млрд долларов.

По итогам первых девяти месяцев 2008 года чистый приток капитала в РФ составил около 0,8 млрд долларов. ЦБ РФ уточнил прогноз по сальдо капитального счета РФ с чистого притока в 40 млрд долларов до чистого оттока в 20 млрд [4].

Кроме поступления инвестиций, динамичное развитие российской экономики неразрывно связано с деятельностью предпринимательского сектора, который обеспечивает производство более 50 % валового внутреннего продукта страны. Предпринимательский сектор России в настоящее время представлен более чем 4 млн предприятий и организаций, в которых сконцентрировано огромное количество материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов страны. Постоянно увеличивается число бизнес-структур, организация хозяйственной деятельности которых соответствует международным стандартам, а номенклатура изделий и услуг имеет достойные качественные параметры и востребована как отечественным, так и мировым рынками.

В условиях нарастающего экономического кризиса правительство пытается облегчить положение предприятий, в том числе малого и среднего бизнеса. В 2009 г. на поддержку малого бизнеса будет выделено 40,5 млрд руб., в том числе на кредитование малого бизнеса будет выделено около 30 млрд руб. Кроме того, в форме субсидирования ставок по кредитам, грантов, средств венчурных фондов малые предприятия получат еще около 10,5 млрд руб. Предполагается, что в 2010 г. объем средств, предоставляемых по этой линии, составит 17 млрд руб. а в 2011 г. - 22 млрд руб. [3].

Правительством предложен законопроект о банкротстве физических лиц, в котором предлагается предоставить должнику возможность использования реабилитационных процедур в ходе дела о банкротстве. В частности, должник

получит право на реструктуризацию задолженности в соответствии утверждаемым арбитражным судом планом на срок до пяти лет. В случае если должник не сможет расплатиться с кредиторами в ходе реструктуризации долгов, он признается банкротом и в отношении него вводится конкурсное производство. После расчетов с кредиторами в конкурсном производстве должник освобождается от дальнейшего исполнения обязательств, за исключением случаев преднамеренного и фиктивного банкротства и иных неправомерных действий при банкротстве, совершенных должником. Предполагается, что этот законопроект будет принят до конца 2009 г. [15].

В Санкт-Петербурге также на протяжении последних лет сохранялась положительная динамика основных показателей экономического и социального развития. Реальный сектор экономики Санкт-Петербурга демонстрировал свое стабильное развитие, в большинстве отраслей реального сектора отмечался существенный рост. Санкт-Петербург -самый крупный промышленный центр Северо-Западного федерального округа (СЗФО). Почти треть общего объема отгруженной продукции обрабатывающих производств в СЗФО приходится на долю Санкт-Петербурга. Обрабатывающая промышленность ориентировалась, прежде всего, на рост производства товаров народного потребления [5].

В 2006 г. оборот предприятий и организаций города увеличился в действующих ценах на 26,5 %о и составил 2066,9 млрд руб. Обрабатывающими производствами Санкт-Петербурга отгружено продукции на сумму 394,9 млрд рублей, что в действующих ценах на 13,8 % больше уровня 2005 г.

Основной вклад в массу прибыли, полученной в обрабатывающих производствах, внесли предприятия по производству нефтепродуктов и выпуску пищевых продуктов, напитков и табака. По этим видам деятельности был получен и наибольший темп прироста прибыли. В производстве пищевых продуктов, напитков и табака, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года прибыль выросла в 1,5 раза, в производстве нефтепродуктов - на 25,4 %.

102

По итогам 2006 г. объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики Санкт-Петербурга, увеличился в 3,7 раза и составил $5,3 млрд [13]. Индекс промышленного производства, например, в пищевых отраслях промышленности Санкт-Петербурга в 2006 г. по сравнению с 1990 г. показал прирост 61,2 %.

На предприятиях АПК Санкт-Петербурга работает более 64 тысяч человек, или 15 % занятых в промышленности, или 5 % всех работающих города. При этом производительность труда работников этой отрасли составила 57,9 тыс. долларов США в год, что два раза превышает этот показатель в целом по промышленности и практически в 3 раза производительность труда во всех сферах экономики города в 2004 году [6].

Среди основных трудностей, которые сдерживают развитие промышленных предприятий города, можно указать: неравные конкурентные условия на рынке сбыта, недостаточный объем инвестиций в сферу производства на многих предприятиях, а также дефицит квалифицированных рабочих кадров и не всегда профессиональный менеджмент [6].

Анализ развития экономики России во второй половине 2008 г. свидетельствует о том, что к началу кризиса российский бизнес еще не сумел наладить вместе с государством систему совместных действий для обеспечения устойчивости развития национальной экономики и решения актуальных социальных задач. Экономика страны по-прежнему базируется на эксплуатации природных богатств и использовании основных фондов, созданных предшествующими поколениями [2]. На недостаточно эффективную организацию бизнеса указывает и крайне медленный рост производительности труда в российской экономике. Даже в отраслях, работающих на экспорт, уровень производительности труда ниже имевшегося до начала рыночных преобразований.

Анализ деятельности предпринимательских структур во второй половине 2008 г. свидетельствует о том, что к стратегии сокращения обратились, прежде всего, крупные предприятия. Это говорит о том, что компании не обязательно

103

быть большой, чтобы иметь хорошие результаты хозяйственной деятельности. Компания может эффективно работать, оставаясь при этом малой, если возьмет на вооружение какой-либо вариант стратегии предпринимательского поведения и добьется конкурентных преимуществ, концентрируя внимание на определенном сегменте рынка.

В условиях кризиса традиционное стратегическое планирование делает его трудно реализуемым для различных бизнес-структур. Можно согласиться с мнением ряда авторов, что для малых предприятий - это будет министратегия, которая должна состоять из трех компонентов: «миссии» предприятия, его целей и приоритетов в развитии [1]. Как показывает изучение отечественного опыта, российские бизнесмены и менеджеры в лучшем случае определяют миссию в ее узком понимании, а многие вообще не считают нужным формулировать предназначение своего предприятия. Это -одно из свидетельств недостаточной управленческой культуры наших предпринимателей. Между тем, без достаточно серьезного понимания своей миссии предприятию сложнее решить очередную проблему - конкретизацию миссии в виде целей предприятия.

Среди российских менеджеров преобладает мнение о том, что миссия как нечто глубоко осмысленное, хорошо сформулированное и известное всему персоналу - вещь не очень нужная. На самом деле удачное определение «миссии» предприятия во многом обуславливает успех стратегического плана в целом. Отсутствие четких стратегических целей и ориентиров создает особенно в условиях кризиса проблемы жизнедеятельности предприятия [16].

Мировой опыт работы предпринимательских структур подтверждает вывод о том, что миссия предприятия имеет большое значение в ее жизнедеятельности. Она детализирует статус предприятия и является базой для формирования ее целей деятельности; создает основу для принятия решений менеджерами фирмы; формирует клиента, рассматривая миссию с точки зрения потребностей клиентов; является базой для развития фирмы, поскольку заставляет менеджеров предприятия систематически пересматривать

104

факторы, лежащие в основе деятельности структурных подразделений предприятия.

Понимание миссии, особенно в условиях сокращения спроса, помогает уяснить широкую панораму бизнеса, позволяет менеджерам взглянуть на происходящее на предприятии с позиции системного подхода, содействует рациональной организации производства, труда и управления.

Как известно, миссия предприятия конкретизируется в целях. Цели могут выражать групповые интересы всего коллектива, или только руководства, или индивидуальные интересы владельца предприятия. Сложность регулирования степени удовлетворения интересов и их сбалансированности в условиях ухудшения экономической конъюнктуры связана с их конфликтным характером. Хотя далеко не все предприятия стремятся к балансу интересов своего персонала, тем не менее, практика наметила несколько подходов к решению этой проблемы (включая и господство интересов какой-то одной группы или только ее части).

По нашему мнению, в России система интересов высшего руководства предприятий, персонала и акционеров не укладывается в классическую схему рыночной экономики. На российских предприятиях система групповых интересов явно деформирована, что не может не сказаться негативно на целеполагании особенно в условиях кризиса. Самый простой выход из непростой экономической ситуации руководство ряда предприятий видит, прежде всего, в сокращении производства и увольнении работников. Не всегда удаётся сочетать интересы собственника и персонала. При этом интересы собственника доминируют над интересами производителя.

Пока мы видим, что в условиях кризиса ничто не мешает предпринимателям перекладывать его издержки на работников. Предприниматели могут возразить, что в кризисной ситуации, они просто так не могут брать деньги из воздуха. Однако в это верится с трудом. Уже притчей во языцех стали $50 млрд, утекшие за октябрь 2008 г. из страны, после того как государство влило в экономику страны триллионы рублей для развязки неплатежей.

105

Национальный банк Швейцарии раскрыл российским властям информацию, что в швейцарских банках российские граждане хранят около $25,5 млрд. Это явное доказательство того, что российские бизнесмены не хотят, чтобы их деньги работали в России, а стремятся сохранить их в зарубежных «кубышках». Если бы в нашей стране, по аналогии с Европой и Америкой, существовал авторитетный индекс делового доверия, то он, наверняка бы показывал отрицательную величину [9].

В документах МОТ достаточно подробно определены методологические подходы к реализации различных форм участия работников в управлении предприятием, намечены сферы такого участия, а также основные способы реализации работниками рассматриваемого права. МОТ рассматривает следующие основные формы участия работников в управлении: предоставление работникам или их представителям информации по вопросам, затрагивающим интересы персонала; проведение с работниками консультаций при принятии решений, затрагивающих существенные интересы персонала; коллективно-договорное регулирование, которое включает коллективные переговоры, заключение коллективных договоров и соглашений; участие в работе руководящих органов корпоративной организации или специально создаваемых рабочих комитетах; совместное участие в принятии решений совместно с управляющими и собственниками предприятия.

Таким образом, Международная организация труда поощряет развитие института участия работников в управлении предприятием.

Во многих развитых странах мира представители работников входят в качестве полноправных членов в наблюдательные советы, советы директоров или правления тех коммерческих и хозяйственных организаций (юридических лиц), которые их наняли. Подобная практика получила на Западе лаконичное название "участие", под которым понимается деятельность профсоюзных и других представителей персонала в решении вопросов социального и экономического развития коллектива работающих. Многое здесь зави-

106

сит от установленной степени участия работников в делах своих предприятий (организаций), что в условиях кризиса может содействовать поиску компромиссов с учётом интересов бизнеса и работников предприятия [8].

Согласно теории потребностей А. Маслоу и модели характеристик работ, партисипативное1 управление должно увеличивать мотивацию, так как помогает работнику удовлетворить три основные потребности: в автономии, в значимости работы и в межличностном контакте. Удовлетворение этих потребностей усиливает чувство признания и ответственности, безопасности, удовлетворённости и выявляет способности. В свою очередь, эти позитивные чувства гипотетически ведут к росту инициативы и результативности.

Модель партисипативного менеджмента включает три си -туационных фактора, вычленяющих ситуации, в которых пар-тисипативный менеджмент эффективен. Индивидуальные факторы, включающие ценности служащего, его установки и ожидания, влияют на то, как он воспримет партисипативный менеджмент. Некоторые люди не воспринимают положительно участие в управлении [20].

Партисипативный менеджмент, скорее всего, не будет иметь успеха, если работники не доверяют управленческому аппарату. Партисипативный менеджмент более эффективен, когда организации сталкиваются с быстро изменяющимися условиями внешней среды, которые включают изменения технологий, государственных постановлений и конкуренции.

Обобщая опыт компаний, применяющих партисипатив-ный менеджмент, необходимо иметь в виду, что при введении программ партисипативного менеджмента очень важно обеспечить поддержку работников, у которых есть управленческие обязанности. В то же время, процесс введения партисипативного менеджмента должен быть управляем.

В настоящее время ориентация на использование акций компаний в качестве стимула распространяется не только на

1 Партисипативная структура управления - структура управления, основанная на активном включении сотрудников и их представителей в процессы выработки, принятия и реализации управленческих решений.

107

наемный персонал компании. Использование акций в качестве стимула более чем что-либо другое объясняет успех США в проведении долгосрочных технологических инноваций.

За последние десятилетия менеджмент в США был подвержен значительной трансформации. Сейчас прилагается все больше усилий для создания климата, в котором менеджеры, равно как и возрастающее число сотрудников, будут вести себя так, как если бы являлись собственниками компании, укрепляя ее благополучие и конкурентоспособность на долгосрочной основе. Такой подход весьма отличается от господствовавшего ранее, когда успешно действующими считались менеджеры, которые добивались максимизации прибыли и стоимости акций компании в краткосрочном периоде. Не все корпорации отказались от этого, но достаточное их число переключилось на завоевание доли на рынке. В результате американская промышленность приобрела большую конкурентоспособность и характеризуется более высоким инновационным духом, утрата которого угрожала ей еще 10 лет назад [14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В западных странах в течение последних 50 лет широко применяются различные способы привлечения работников к управлению предприятием, в том числе наделение работников акциями. По имеющимся оценкам, 8 % всей корпоративной собственности США принадлежит работникам этих компаний. В Европе более 10 % рабочих и служащих трудятся в компаниях, где часть акций, зачастую большая, принадлежит их работникам. Для содействия созданию компаний, основанных на соединении труда и капитала, под эгидой ЕС трудится Европейская федерация работников-собственников, объединяющая национальные ассоциации и союзы более 50 стран [17].

В России принятие Федерального закона от 19.07.98 № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» позволило решить проблему законодательного обеспечения создания и функционирования предприятий, в которых большая часть уставного капитала принадлежит работникам [18].

Для того чтобы иерархия целей внутри организации обрела свою логическую завершенность и стала реально действующим инструментом в выполнении целей организации она должна быть доведена до отдельного работника. В этом случае достигается одно из самых важных условий успешной деятельности организации: каждый работник как бы включается через свои персональные цели в процесс совместного достижения конечных целей организации. Сотрудники организации в такой ситуации получают представление не только о том, чего им предстоит добиться, но и о том, как результаты их труда скажутся на конечных результатах функционирования предприятия, как и в какой мере, их труд будет способствовать достижению его целей.

Существуют различные способы установления целей. Так, известно, что установленные контрольные цели имеют статус закона для предприятия и его подразделений. Но отсюда вовсе не следует их неизменность. Цели могут меняться в силу динамизма среды. При этом можно выделить два подхода к проблеме изменения целей, во-первых, цели корректируются всякий раз, когда этого требуют обстоятельства. В этом случае процесс изменения целей носит сугубо ситуационную направленность. Во-вторых, многие организации осуществляют систематическое упреждение изменений целей. При таком подходе в организации устанавливаются долгосрочные цели. На базе этих долгосрочных целей вырабатываются детализированные краткосрочные цели - годовые. В них учитываются и те изменения, которые происходят в среде, и те изменения, которые происходят в наборе и уровне требований, выдвигаемых по отношению к организации субъектами влияния.

Существует два основных подхода к процессу структуризации целей: централизованный и децентрализованный. Каждый из них имеет свой алгоритм, свои преимущества и недостатки. Анализ деятельности хозяйствующих субъектов позволяет вполне конкретно определить суть этих подходов.

Так, в случае централизованного подхода система целей на всех уровнях иерархии фирмы определяется высшим руководством. Руководители структурных подразделений фир-

109

мы получают в плане готовые к реализации цели и детализируют их в заданиях для конкретных исполнителей. Преимущества такого метода состоят в том, что все цели в системе подчинены единой конечной цели, т. е. имеют единую ориентацию. Недостаток централизованного подхода заключается в возможном неприятии целей на нижних уровнях, так как они могут противоречить интересам и статусу подразделений и исполнителей. В этом случае отсутствует возможность повлиять на процесс декомпозиции целей со стороны исполнителей, что может быть неблагоприятным фактором.

При децентрализованном методе формирования целей в процессе структуризации участвуют наряду с высшим уровнем управления также все нижележащие уровни.

Таким образом, общим требованием всех подходов к установлению целей является то, что решающая роль в установлении целей всем уровням и звеньям организационной структуры принадлежит высшему руководству. Хотя более демократичной является децентрализованная схема установления целей. Неверно установленные цели в сложных экономических условиях, как правило, приводят к негативным последствиям для хозяйствующих субъектов.

Цели в кризисной ситуации должны обеспечивать необходимую концентрацию ресурсов и усилий. При их постановке должны выделяться основные производственные задачи, на которых необходимо сконцентрировать людские, денежные и материальные ресурсы.

В условиях экономического кризиса могут произойти неожиданные изменения в общем внешнем окружении предприятия, снижение спроса на выпускаемую продукцию, недостаток оборотных средств и т. д. В этих условиях руководству предприятия необходимо заниматься поиском, фиксацией и осмыслением стратегических проблем предприятия по мере их появления и развития. В этих условиях стратегия предприятия предстает как механизм, непрерывно обеспечивающий подходящие ответы на возникающие стратегические проблемы и вызовы. Возникающие проблемы формируют направления стратегического менеджмента на предприятиях - каждую проблему или вы-

110

зов нужно изучать и решить с максимальной эффективностью. Такая система стратегического управления в условиях экономического кризиса обеспечивает разработку адекватного решения и минимизацию внешних угроз и рисков.

Список литературы

1. Айдаров Л. А., Грахов В. П. Особенности стратегического менеджмента // Проблемы управления развитием соци -ально-экономических систем: с. науч. тр. - Вып. 16. - СПбГУ кино и телевидения. - СПбГУЭФ - СПб, 2003.

2. Бабанчикова О. А. Пути развития деятельности предприятия в сложившейся общеэкономической ситуации в стране // Актуальные вопросы развития социально-культурной сферы: сборник научных статей. - СПб.: изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007; Бабанчикова О. А. Комплексная экономическая политика стабильности предприятия // Актуальные вопросы развития предпринимательства в российских регионах: сборник научных статей. - Гатчина: изд-во ГОУ ВПО ЛОИЭиФ, 2007.

3. В 2009 г. на поддержку малого бизнеса будет выделено 40,5 млрд руб. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://www.eg-online.ru/news.

4. Игнатьев С. Чистый отток капитала из РФ в октябре вдвое превысил сентябрьский [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://www.rian.ru/crisis_news/20081110.

5. Итоги работы по виду деятельности «Обрабатывающие производства» Санкт-Петербурга в январе-июне 2007 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://www.gov.spb.ru/economics. - Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга.

6. Итоги работы промышленности Санкт-Петербурга в 2004 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://www.gov.spb.ru/economics. - Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга.

7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - М.: Минэкономразвития России, 2007. - Режим доступа: //http: //www.economy.gov. ru.

8. Коршунова Т. Ю. О концепции Федерального закона "Об участии работников в управлении организацией" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http:// www.ippnou.ru / article. - Управление персоналом.

9. Кризис затронул реальный сектор [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://www.rian.ru/crisis_ review/ -2008. 11. 27.

10. Левандовский А. В этом году из России вывезено больше денег, чем после дефолта. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: // http://www.utro.ru/articles/2008/03/24. - 24 марта 2008 г

11. Об иностранных инвестициях в экономику России в

2007 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://www. akdi. ru/econom/stat07/0714_fi n. htm.

12. Об иностранных инвестициях в январе-сентябре

2008 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http ://www. g ks. ru/wps/po rta l.

13. Основные итоги социально-экономического развития Санкт-Петербурга в 2006 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http: //www.gov.spb.ru/economics. - Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга.

14. Партисипативный менеджмент [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://economo.ru. - Экономика предприятия.

15. Пресс-конференция заместителя Министра экономического развития Российской Федерации А.В. Поповой, посвященная комплексу антикризисных мер, разрабатываемых Минэкономразвития России 27 ноября 2008 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://www.economy.gov.ru/

16. Уткин Э.А. и др. Инновационный менеджмент. - М.: Акалис, 1996.

17. Участие работников в прибыли предприятия (учреждения, организации) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://economo.ru.

18. Федеральный закон от 19.07.98 № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)».

19. Шаккум М. Л. Национальные проекты и российская промышленность // Национальные проекты. - 2007. -№ 3(10).

20. Kreitner R., Kinicki A. Organizational behavior. - Boston: Homewood, 1989. - С. 543.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.