Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/
Том 8, №6 (2016) http ://naukovedenie.ru/vol8-6 .php
URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/71EVN616.pdf
Статья опубликована 17.01.2017
Ссылка для цитирования этой статьи:
Губжев А.Х., Коречков Ю.В. Стратегический форсайтинг интегрированных организаций в условиях макроэкономической стабилизации // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №6 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/71EVN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 338.12 JEL Е17
Губжев Азамат Хамидбиевич
ООВО (ЧУ) «Международная академия бизнеса и новых технологий», Россия, Ярославль
Аспирант E-mail: [email protected]
Коречков Юрий Викторович
ООВО (ЧУ) «Международная академия бизнеса и новых технологий», Россия, Ярославль1 Профессор кафедры «Экономики и учётно-аналитической деятельности»
Доктор экономических наук E-mail: [email protected]
Стратегический форсайтинг интегрированных организаций в условиях макроэкономической стабилизации
Аннотация. В статье исследованы основы стратегического форсайтинга. Показано место форсайт-менеджмента в системе стратегического планирования и прогнозирования как методологии управления.
Авторы определяют стратегический форсайтинг интегрированных организаций как систему управления, которая основывается на формировании приоритетов с целью мобилизации большого количества участников интегрированной структуры. Стратегический форсайтинг применяется для достижения новых результатов при реализации различных инвестиционных проектов. Определено, что основной принцип форсайтинга заключается в создании фундаментальных основ будущего развития, что зависит от использования интеллектуального потенциала и гарантирует существование интегрированной организации независимо от влияния внешних факторов. Это позволило авторам сделать вывод о том, что форсайтинг позволяет обосновать перспективы развития в отличии от прогнозирования, которое предполагает возможный вариант будущей экономической деятельности. Поэтому, на взгляд авторов, стратегический форсайтинг более конкретен в предвидении будущего в отличие от стратегического прогнозирования, которое многовариантно.
Авторы отмечают, что в стратегическом форсайтинге используется понятие "матрица форсайт-менеджмента", которое помогает эффективно распределять усилия управленческого персонала с целью концентрации на критичных будущих проектах, влияющих на развитие
1 150003, Ярославль, ул. Советская, 80, к. 119
организации. Элементом "матрицы форсайт-менеджмента" является управленческий принцип «Look At Yourself» («посмотрите на себя в зеркало») - базовый принцип форсайт-менеджмента, когда руководителям организаций необходимо всегда ставить себя лично на место клиента. К важному элементу "матрицы форсайт-менеджмента" отнесены "ценности", то есть инструменты, с помощью которых интегрированная организация будет добиваться своих целей в будущем. Инструменты используются при управлении интеллектуальным капиталом и при проведении комплекса маркетинга, когда изучаются потребности клиентов и определяются пути и средства их удовлетворения.
По мнению авторов, интеллектуальный капитал является третьим элементом "матрицы форсайт-менеджмента". С одной стороны, организация обязана создать нормальные условия труда для своих работников с целью производства качественных продуктов. С другой стороны, сами работники должны проявлять креативность и реализовывать свой интеллектуальный потенциал в ходе производственной деятельности. Качество и конкурентоспособность интегрированной организации требуют особого квалиметрического подхода к оценке финансово-хозяйственной деятельности.
Авторы определяют, что при построении системы управления интегрированной организацией в условиях экономической нестабильности форсайт-управление предполагает необходимость выработки алгоритма процесса управления, в котором важное место займут миссия интегрированной структуры и выработка целей её управления. Особое место при этом принадлежит анализу её среды, как процессу определения критически важных элементов внешней и внутренней среды, которые могут оказать влияние на способности интегрированной организации в достижении своих целей. В настоящее время упор следует делать на диагностическую самооценку, что в условиях стратегического управления позволяет создать функциональную модель как эффективный инструмент менеджмента конкурентоспособности.
В статье сделан вывод о том, что стратегия выживания - это способ сохранения и обеспечения эффективной деятельности хозяйственной единицы в условиях переходного состояния российской экономики и реализации принципов стратегического форсайтинга.
Ключевые слова: стратегия; управление; форсайт; интегрированные организации; экономика; финансовая устойчивость; внутренняя среда
В экономической литературе применяется понятие форсайт-менеджмент как методология управления и стратегического планирования. Мы считаем, что это понятие наиболее применимо для интегрированных экономических структур, в которых форсайтинг является одним из важнейших инструментов инновационного развития, направленного на формирование новых направлений развития организаций.
Стратегический форсайтинг интегрированных организаций основывается на формировании приоритетов с целью мобилизации большего количества участников интегрированной экономической структуры для достижения новых результатов при реализации различных инвестиционных проектов. Основной принцип стратегического форсайтинга заключается в создании фундаментальных основ будущего развития, что зависит от использования интеллектуального потенциала и гарантирует существование интегрированной организации независимо от влияния внешних факторов. Форсайтинг позволяет обосновать перспективы развития в отличие от прогнозирования, которое предполагает возможный вариант будущий экономической деятельности. Поэтому, на наш взгляд, стратегический форсайтинг более конкретен в предвидении будущего в отличие от стратегического прогнозирования, которое многовариантно. Исходя из этого, можем
определить форсайт-менеджмент (англ. foresight management) как методологию управления, которая характеризуется выраженной способностью аналитического стратегического подхода к разработке и внедрению инновационных программ развития интегрированных экономических структур.
Известный фантаст Г. Уэллс в 1932 г. использовал понятие "форсайт" применительно к футурологии. После реализации в 1960-х гг. американского "Проекта RAND" была использована методология Дельфийского метода (Delphi), после чего понятие "форсайт" стало отождествляться с долгосрочным прогнозированием в экономической деятельности. В российской экономической науке понятие "форсайт" применяли Р. Колесников [1], А. Соколов и другие учёные и практики в теории управления, разработавшие элементы методологии форсайта применительно к инновационному развитию организаций. Отдельные авторы отмечают, что стратегические подходы к формированию инновационной среды требуют создания организаций, способных использовать интеллект человека [2].
Многие исследователи сходятся в том, что оптимальной методологией для стратегического прогнозирования является форсайт. В рамках форсайтного исследования экономического роста выделяются однородные периоды и этапы развития, включающие поиск трендов и выделение циклических составляющих при формировании портфеля проектов в соответствующих стадиях экономического цикла [3]. Важное значение при этом имеет отбор инновационных идей [4]. Для интегрированных экономических структур особые эффекты оказывают открытые инновации [5]. Проблемы интегрирования экономических структур и повышения их финансовой устойчивости должны решаться на принципах стратегического форсайтинга [6].
Важное значение для реализации идей форсайт-менеджмента имеет теоретическое обоснование положений этого теоретического направления в экономической науке в журнале "Форсайт", который выпускается Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Только в 2016 г. были опубликованы статьи, посвящённые прогнозным возможностям развития разных стран, регионов и рынков: (т. 10 № 3) - Кристофилопулос Э., Манцанакис С. Китай-2025: научный и инновационный ландшафт; (т. 10 № 3) Родригес М., Паредес Ф., Йи Г. Навстречу будущему потребительскому опыту: тренды и инновации в розничной торговле; (т. 10 № 2) Хаваш А. Социальные и бизнес-инновации: возможны ли единые подходы к измерению? Большое внимание уделяется анализу проблем форсайт-управления в регионах. Были опубликованы, например, статьи следующих авторов: Леонард К. [7] ("Пространственное развитие и инновации в России"), Земцов С., Баринова В., Панкратов А, Куценко Е.С. [8] ("Потенциальные высокотехнологичные кластеры в российских регионах: от текущей политики к новым точкам роста"), Макаров В., Айвазян С., Афанасьев М., Бахтизин А., Нанавян А. [9] ("Моделирование развитие экономики региона и эффективность пространства инноваций"); Земцов С., Мурадов А., Уэйд И., Баринова В. ("Факторы инновационной активности регионов России: что важнее - человек или капитал?") [10].
Если рассматривать историю введения в научный оборот понятия "форсайтинг-управление", то следует отметить труды М. Йемалы "Эволюция форсайтинга в глобальном историческом контексте" (Jemala, M. Evolution of foresight in the global historical context, Foresight, Vol. 12 Iss: 4, pp. 65 - 81, 2010), а также Х. Цоукаса и Д. Шеперда, показавших важную взаимосвязь для предпринимательства между управленческим предвидением и получением конкурентных преимуществ (Tsoukas, H., Shepherd, J. Managing the Future: Foresight in the Knowledge Economy. Wiley-Blackwell, 2004). Большое значение форсайта для топ-менеджмента раскрыл М. Амстеус (Amstéus, M. Managerial Foresight and Firm Performance. Linnaeus University Dissertations. No 35/2011. Written in English, 2011).
В менеджменте используется понятие "матрица форсайт-менеджмента", которое помогает эффективно распределять усилия управленческого персонала с целью концентрации на критичных будущих проектах, влияющих на развитие организации. Элементом "матрицы форсайт-менеджмента" является управленческий принцип «Look At Yourself» («посмотрите на себя в зеркало») - базовый принцип форсайт-менеджмента, когда руководителям организаций необходимо всегда ставить себя лично на место клиента. Это позволяет ответить на вопросы экономической теории, связанные с ограниченностью ресурсов:
• что производить?
• как производить?
• каким образом распределять произведённые блага.
Эта проблема экономического выбора в стратегическом форсайтинге приобретает особый смысл: для кого и какие продукты производить? Всё это предполагает и всестороннюю оценку финансово-хозяйственной деятельности интегрированной организации.
Вторым элементов "матрицы форсайт-менеджмента" являются "ценности", то есть инструменты, с помощью которых интегрированная организация будет добиваться своих целей в будущем. Инструменты используются при управлении интеллектуальным капиталом и при проведении комплекса маркетинга, когда изучаются потребности клиентов и определяются пути и средства их удовлетворения.
Сам интеллектуальный капитал является третьим элементом "матрицы форсайт-менеджмента". С одной стороны, организация обязана создать нормальные условия труда для своих работников с целью производства качественных продуктов. С другой стороны, сами работники должны проявлять креативность и реализовывать свой интеллектуальный потенциал в ходе производственной деятельности.
Важным элементом "матрицы форсайт-менеджмента" является организация "клиентского сервиса", который обеспечивает конкурентные преимущества интегрированной экономической структуре. Реализуется принцип конкурентоспособности: "качество продукта + цена + сервис". В настоящее время развитые рынки переходят от понятия «customer satisfaction» - «удовлетворённость клиента», к понятию «customer delighting» -«восхищённость клиента». Это свидетельствует о значительном повышении внимания к качеству обслуживания, которое является важнейшим элементом конкурентоспособности интегрированной организации. Качество и конкурентоспособность интегрированной организации требуют особого квалиметрического подхода к оценке финансово-хозяйственной деятельности. Следует использовать индексную квалиметрию, которая способствует решению целого класса задач оценки качества деятельности интегрированного предприятия в условиях макроэкономической стабилизации. По мнению отдельных авторов, квалиметрическая таксономия развивает теорию сравнения и включает в свою структуру следующие разделы: типологизацию (построение и применение мер сходства качеств); метризацию (построение соответствующих мер как модель оценки качества); дискриминацию (разделение) квалитаксонов; алгебру классификаций и др. [11].
Применение стратегического форсайтинга в 2008-2010 гг. и в 2014-2016 гг. было проблематично, так как российские экономические организации действовали в условиях экономической нестабильности. Главными чертами этого макроэкономического процесса являются:
• экономический спад;
• волатильность экономической системы, зависящей от инвестиций и увеличения денежной массы;
• макроэкономическая нестабильность, характеризующая состояние экономической системы, которое характеризуется неоднородностью и разновремённостью происходящих изменений в целом.
Причиной макроэкономической нестабильности в России является политика США (администрации Обамы), как проявление действий геоолигархии [12]. То есть объективные экономические процессы объединились с субъективной деятельностью америкократии, что привело к падению цен на энергоресурсы, прямому противодействию России (государственный переворот на Украине), введению санкций против российского государства. Санкционное давление проблематично по двум причинам: 1) перекрыт доступ к западному капиталу (который, со своей стороны, представляет необеспеченные финансовые ресурсы ФРС); 2) существует запрет на предоставление российским организациям новых технологий, что замедляет или замораживает многие инвестиционные проекты.
При построении системы управления интегрированной организацией в условиях экономической нестабильности стратегический форсайтинг предполагает необходимость выработки алгоритма процесса управления, в котором важное место займут миссия интегрированной структуры и выработка целей её управления. Особое место при этом принадлежит анализу её среды, как процессу определения критически важных элементов внешней и внутренней среды, которые могут оказать влияние на способности интегрированной организации в достижении своих целей.
Крупнейшие мировые экономические структуры являются по своей сути интегрированными организациями. Если использовать рейтинг Forbes Global 2000, который ежегодно составляется с 2003 г., то видно, что крупнейшими российскими компаниями являются вертикально-интегрированные нефтегазовые организации Газпром, Роснефть и Лукойл.
Таблица 1
Крупнейшие интегрированные организации России (рассчитано авторами по данным сайтов организаций)
Организация Оборот Чистая прибыль млрд. дол. Активы трлн. руб. Число сотрудников тыс. чел.
1 Газпром http://www.gazprom.ru 6,63 трлн руб. (2016) 325 млрд. руб. (5 млрд. долл) (2016) 15,17 трлн. руб. (2014) 459,6 (2014)
2 Роснефть www.rosneft.ru 5,5 трлн руб. (80,8 млрд. долл 2016) 377 млрд. рублей ($5.8 млрд. 2016 год) 9,1 трлн. руб. ($140 млрд. 2016 год) 248,9 (2014)
3 Лукойл www.lukoil.ru 144,1 млрд. долл (2014 год, US GAAP) 4,7 млрд. долл (2014, US GAAP) 111,8 млрд долл (2015) 151,4 (2007)
Если рассматривать географическое расположение интегрированных организаций, то крупнейшим регионом, в котором располагаются интегрированные организации, является Москва (20), в других регионах имеется по одной крупнейшей интегрированной организации (Краснодарский край, Челябинская область, Вологодская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Липецкая область, Республика Татарстан, Ямало-Ненецкий автономный округ). Если рассматривать отраслевое распределение интегрированных организаций, то следует отметить, что среди крупнейших экономических структур в нефтегазовой промышленности действуют 8 крупнейших организаций, в металлургии - 8, в электроэнергетике - 4, в банковской сфере - 3, в розничной торговле - 2, в сфере телекоммуникаций - 2, в химической промышленности - 1 интегрированная организация.
Примером стратегического форсайтинга является реализация "Программы инновационного развития "Газпром" до 2020 года". Данная "Программа" является документом долгосрочного планирования в системе стратегического управления корпорацией. ПАО "Газпром" разработана группа показателей KPI, среди которых выделяются: инвестиции в НИОКР, энергоэффективность, экологичность, надёжность и безопасность, перспективные технологии. В частности, инвестиции в R&D (НИОКР) характеризуют текущий уровень инновационной деятельности ВИНК и перспективы её будущего развития.
Крупнейшие интегрированные организации в целях стратегического форсайтинга разрабатывают алгоритм управленческих действий по достижению целевых установок. Миссия интегрированной экономической структуры при реализации стратегического форсайтинга определяет смысл существования организации. Особое значение миссии для деятельности интегрированной организации состоит в следующем: во-первых, миссия является базисом, точкой опоры для всех плановых решений организации, для дальнейшего определения её целей и задач; во-вторых, миссия создаёт уверенность, что организация преследует непротиворечивые, ясные цели выхода из кризиса; в-третьих, миссия помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия; в-четвёртых, миссия создаёт поддержку среди внешних участников организации.
Описание внутренней среды даёт представление о сильных и слабых сторонах деятельности интегрированной организации, её внутренних возможностях. Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он «обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей» [13]. В длительном периоде у интегрированной организации появляются возможность исследовать общий характер внешней среды для повышения своей инновационной и деловой активности [14]. Эффективность реализации ключевых задач стратегического форсайтинга в значительной мере зависит от используемых информационных технологий.
В настоящее время упор следует делать на диагностическую самооценку, что в условиях макроэкономической стабилизации позволяет создать функциональную модель как эффективный инструмент менеджмента конкурентоспособности [15]. После того как анализ внутренней и внешней среды завершён, интегрированная организация определяет основные ориентиры своей деятельности, основанные на итогах предыдущего этапа. Иногда определение целей в стратегическом планировании предшествует анализу среды.
Важной темой современного российского хозяйствования в условиях выхода из кризиса является разработка стратегии выживания. Стратегия выживания - это способ сохранения и обеспечения эффективной деятельности хозяйственной единицы в условиях переходного состояния российской экономики и реализации принципов стратегического форсайтинга.
ЛИТЕРАТУРА
1. Колесников Р.А. Форсайт-менеджмент: новая технология увеличения продаж и прибыльности. Менеджмент XXI века: актуальные тренды в образовании и бизнесе: сборник научных статей. - СПб.: Астерион, 2013. - С. 143.
2. Иванов В.С., Коречков Ю.В., Джиоев О.В. Инновационный механизм инвестиционной деятельности организации на основе лизинга // Экономика и предпринимательство. 2014. №8 (49). С. 561.
3. Аньшин В.М. Применение теории нечётких множеств к задаче формирования портфеля проектов // Проблемы анализа риска. - 2008. - Т. 5. №3. - С. 8-21.
4. Бруммер В. Многообразие в Форсайт-исследованиях: практика отбора инновационных идей / В. Бруммер, Т. Коннола, А. Сало // Форсайт. - 2010. - Т. 4. №4. - С. 56-68.
5. Гине Ж. Открытые инновации: эффекты для корпоративных стратегий, государственной политики и международного «перетока» исследований и разработок // Форсайт. - 2011. - Т. 6. №1. - С. 2637.
6. Коречков Ю.В., Ябанжи В.И. Финансовая устойчивость интегрированных корпоративных структур // Интернет -журнал Науковедение. 2015. Т.7. №5 (30). С. 60.
7. Леонард К. Пространственное развитие и инновации в России // Форсайт. - 2016. - Т. 10. - №3. - С. 30-33.
8. Земцов С., Баринова В., Панкратов А, Куценко Е.С. Потенциальные высокотехнологичные кластеры в российских регионах: от текущей политики к новым точкам роста // Форсайт. - 2016. - Т. 10. - №3. - С. 34-52.
9. Макаров В., Айвазян С., Афанасьев М., Бахтизин А., Нанавян А. [9] Моделирование развитие экономики региона и эффективность пространства инноваций // Форсайт. - 2016. - т. 10. - №3. - С. 76-90.
10. Земцов С., Мурадов А., Уэйд И., Баринова В. Факторы инновационной активности регионов России: что важнее - человек или капитал? // Форсайт. -2016. - Т. 10. - №2. - С. 29-42.
11. Калейчик М.М. Квалиметрия. - М.: МГИУ, 2003. - С. 42.
12. Коречков Ю.В. Геоолигархия и америкократия: рост долга США как проявление паразитического капитализма // Теория и практика современной науки. 2016. №9 (15). С. 60.
13. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Гардарики, 2002. - С. 40.
14. Коречков Ю.В., Джиоев О.В. Инновационная активность организаций: институциональные факторы и финансовые инструменты. - Ярославль: Международная академия бизнеса и новых технологий, 2014. С. 18.
15. Маслов Д.В., Белокоровин Э.А. Малый бизнес: японский путь к успеху. - М.: ДМК-Пресс, 2005. - С. 38.
Gubzhev Azamat Hamidbievich
International academy of business and new technologies, Russia, Yaroslavl
E-mail: [email protected]
Korechkov Yury Viktorovich
International academy of business and new technologies, Russia, Yaroslavl
E-mail: [email protected]
Strategic forcasting integrated organizations in the context of macroeconomic stabilization
Abstract. The article explores the framework of the strategic forcasting. Shows the location of the foresight of the management in the strategic planning and forecasting as a management methodology.
The authors define strategic forcasting integrated organizations as a system of governance that is based on setting priorities to mobilize a large number of participants of the integrated structure. Strategic forcasting is applied to achieve new results in the implementation of various investment projects. It is determined that the basic principle of forcasting is to create the fundamental pillars of the future development depends on the use of intellectual potential, and ensures the existence of an integrated organization regardless of external factors. This allowed the authors to conclude that forcasting can justify the prospects of development in contrast to forecasting, which involves a possible variant of future economic activity. Therefore, in the authors opinion, the strategic forcasting more specific in the prediction of the future in contrast to strategic forecasting, which is multivariate.
The authors note that the strategic vorzeitige used the term "matrix foresight management", which helps to efficiently allocate the efforts of management personnel to concentrate on critical future projects, influencing the development of the organization. Element "of the matrix foresight management" is the management principle of "Look At Yourself1' ("look at yourself in the mirror") -the basic principle of foresight of the management, when the Directors of organizations must always put myself in the place of the client. The important element of "the matrix foresight management" and related "values", that is, tools by which integrated organization will achieve its goals in the future. Tools used in the management of intellectual capital and in the conduct of the marketing mix, when we study customers needs and identifies ways and means to meet them.
According to the authors, intellectual capital is the third element of "the matrix foresight-management." On the one hand, the organization is obliged to create normal working conditions for its employees to produce quality products. On the other hand, employees have to show creativity and to realize their intellectual potential in the course of production activities. The quality and competitiveness of integrated organizations require special qualitative approach to the assessment of financial and economic activities.
The authors determined that the construction of a system of integrated management organization in the conditions of economic instability forcasting-management implies the need for algorithm control process in which an important place will be the mission of the integrated structure and the development objectives of its management. A special place here belongs to the analysis of its environment, as the process of determining critical elements of the external and internal environment that may impact on the ability of integrated organizations to achieve their goals. Currently, the emphasis is on diagnostic-esteem, in terms of strategic management allows you to create a functional model as an effective tool of management of competitiveness.
The article concludes that the survival strategy is a way of preserving and ensuring the effective operation of the management unit in the transition state of the Russian economy and the implementation of the principles of strategic forcasting.
Keywords: strategy; management; foresight; integrated organization; the economy; financial stability; internal environment