- © С.Е. Кирюхина, 2014
УДК 338
С.Е. Кирюхина
ОСОБЕННОСТИ ИНСТРУМЕНТОВ И МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ
Исследованы инструменты и механизмы формирования корпоративных стратегий в условиях перехода экономики к инновационному развитию. С позиций социально-интегрированной логистики проанализированы сбалансированная система показателей эффективности и система форсайта. Процесс реализации социально-интегрированной корпоративной стратегии, в свою очередь, предполагает внедрение в систему управления бизнесом социально-интегрированных информационных технологий.
Ключевые слова: сбалансированная система показателей, корпоративная стратегия, форсайт, управление.
Стратегическое управление, на наш взгляд, это последовательность действий фирмы по разработке и реализации стратегии. Исходными основами стратегического управления выступают:
• во-первых, потенциал организации, который обеспечивает достижение целей в будущем. Со стороны «входа» этот потенциал состоит из людских, материальных, финансовых и информационных ресурсов; со стороны «выхода» - из произведенной продукции и услуг;
• во-вторых, внутренняя структура и организационные изменения, обеспечивающие чувствительность организации к переменам во внешней среде.
Существует определенная методика формирования стратегии корпорации, связанная с обеспечением системы сбалансированных показателей, эффективности, использованием системы Форсайта и использованием социально-интегрированных информационных технологий в развитии корпоративных стратегий.
Сбалансированная система показателей (ССП) эффективности - это бизнес - инструмент достижения за-
данных результатов в условиях жесткой конкуренции. Она оценивает работу компании на основе четырех сбалансированных параметров: финансы, взаимоотношения с клиентами, внутренние бизнес-процессы, а также обучение и повышение квалификации персонала. С помощью ССП можно не только проводить финансовый анализ компании, но одновременно создавать условия для ее устойчивого развития.
Все это, стало возможным только в рамках как микрологистических, так и макрологистических социально-ориентированных систем.
К примеру, компании индустриальной эпохи выдерживали рыночную конкуренцию, разделяя деятельность на четыре стадии: закупки, производство, распределение и сбыт.
Компании же информационной эпохи действуют в условиях социально-интегрированных бизнес-процессов, представляющих из себя непрерывное движение производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, интегрированных трудом бизнесменов, инженеров, техников и рабочих.
Стремясь победить в конкурентной борьбе, компании строят свою деятельность на основе следующих логистических концепций и функций:
• управление качеством;
• «точно-в-срок» (Just-in-time, JIT);
• «тощее производство» (Lean production).
Как показывает современная хозяйственная практика, внедрение принципов социально-интегрированной логистики во все сферы финансовой и производственно-коммерческой деятельности - единственный путь производства сложных и чрезвычайно дорогостоящих систем, например, вооружения и военной техники, малыми партиями в условиях безубыточности.
Этому, в частности, способству-
ет сбалансированная система показателей, которая дает возможность руководителю определить, как организация работает над созданием стоимости для сегодняшних и будущих клиентов, с одной стороны, и что следует предпринять, для того чтобы расширить внутренние возможности и увеличить инвестиции в персонал, бизнес-системы и процедуры с целью совершенствования своей деятельности в будущем, - с другой. [1, с. 14].
Цели и показатели данной системы рассматривают деятельность каждой компании по четырем критериям: финансовому, взаимоотношениям с клиентами, внутренним бизнес-процессам, а также обучению и развитию персонала (см. рисунок).
Сбалансированная система показателей эффективности предоставляет схему для перевода общей стратегии компании в термины операционного процесса [2].
Сбалансированная система показателей эффективности является новой схемой, которая включает в отчетность показатели стратегического развития компании. Сохраняя прежние финансовые параметры, ССП вводит новые оценочные характеристики будущей финансовой деятельности. Результаты деятельности, клиенты, внутренний бизнес-процесс, коммуникации и обучение - все эти понятия являются результатом четкого перевода стратегии компании в плоскость реальных задач и критериев их решения.
Особое значение, в этой связи, также приобретает система форсайта.
Впервые термин «foresight» употребил известный писатель-фантаст Герберт Уэллс в 1930 г. Однако возникновение Форсайта, на наш взгляд как методологии следует отнести к концу XX века. Данное обстоятельство связано с тем, что рассматриваемая система имеет своей целью не только прогнозирование будущего, но и согласованную выработку соответствующих решений, предполагая достижение консенсуса и общественную активность [3].
Наиболее полное определение Форсайта, по нашему мнению, дано в двухтомнике ЮНИДО: «Форсайт -систематическая попытка заглянуть в долгосрочное будущее науки, технологии, экономики и общества с целью идентификации зон стратегического исследования и появления родовых технологий, подающих надежды приносить самые крупные экономические и социальные выгоды» [3].
Использование Форсайт-процессов на общенациональном уровне, в первую очередь, по нашему мнению, предполагает:
а) определение перспективных направлений развития науки и технологий;
б) реализацию приоритетных национальных проектов, обеспечение их неразрывной связи с разрабатываемыми на основе Форсайт-технологий общенациональными стратегическими задачами.
Именно использование Форсайта было положено, на наш взгляд, в основу разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2003-2005 год - первого документа подобного рода, ознаменовавшего начало президентского правления В.В. Путина. Прогнозом предполагалось, что общий объем производства предприятий оборонно-промышленного комплекса России на ближайшие три года будет устойчиво возрастать. И происходить это будет, на что следует обратить особое внимание, при опережающем росте объемов выпуска оборонной продукции (более подробно об этом в [10].
Перспективы реализации Форсайт-технологий на уровне хозяйствующих субъектов, на наш взгляд, следует увязывать с деятельностью и дальнейшим развитием социально-интегрированных корпоративных структур.
Только таким образом, на наш взгляд можно обеспечить необходимые формы и масштабы синергети-ческого эффекта взаимодействия в группе компаний, т.е. оптимизировать систему управления социально-интегрированной корпорацией.
Социально-интегрированная логистическая корпоративная стратегия реализуется системой управления, от эффективности которой в решающей степени зависит и эффективность функционирования и развития хозяйственных структур. Она представляет собой ресурс развития, в котором количественные параметры достигаются использованием качественных факто-
ров: знаний и творческих способностей менеджеров, дополняемых методами, инструментами и техническими средствами управления. По сути дела качество управления создает условия и механизмы использования производственных ресурсов для обеспечения высокоэффективного социально-экономического развития объекта, т.е. оно выступает его катализатором. Самостоятельное количественное его измерение и оценка затруднительны. Вместе с тем, во взаимодействии с другими ресурсами она возможна.
1. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. - М.: ЗАО «Олимп-Бихнес».
2. Kaplan R.S., Norton D.P., Using the Balanced Scorecard as a Strategic Management System // Harvard Business Review. - 1996. -January/February. - P. 76.
3. Маркарова В.В. Форсайт как инструмент стратегического управления инновационной деятельностью в экономических системах. Автореф. дисс. канд. эк. наук. - М., 2010. - С. 21.
4. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989.
5. Баумэн К. Основы стратегического менеджмента. - М.: ЮНИТИ, 1997.
6. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 1995.
7. Карлоф Б. Деловая стратегия. - М.: Экономика, 1991.
8. Макаренко Д. И. Модели и методы стратегического управления оборонно-промышленным комплексом. Автореф. дис.... канд. эконом. наук. - М., 2006.
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ_
Качество и эффективность управления может получить определенную рыночную оценку по результатам производственной деятельности объекта управления, например, в результате повышения эффективности работы предприятия после прихода новой команды менеджеров или внедрения новых методов управления.
Таким образом, выбранная система управления создает условия повышения эффективности производства, использования и распределения конечного продукта.
_ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
9. Никитин Н.А. Оборонно-промышленный комплекс России: проблемы оптимизации. - М.: ООО Фирма «Светотоп-ЛГД», 2006.
10. Портер М. Конкуренция. - М.: Изд. Дом «Вильямс», 2002.
11. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 20032005 год / Приложение к проекту Федерального бюджета РФ на 2003 год.
12. Яковлев С. П. Интегрированные структуры стержень реформы оборонно-промышленного комплекса. Королев, 2002.
13. Robert S. Kaplan, David P. Norton. The Balanced Scorecard Measures That Drive Performance // Harward Business Review. -January-February. - 1992.
14. Porter M.E. Competitive Advantage. The Free Press. New York, 1985.
15. Porter, Mchael E. What is Strategy? // Harward Business Review. - November-December. - 1996.
16. Porter, Michael E. Clusters and the New Economics of Competition // Harward Business Review. - November-December. - 1998.
Кирюхина Светлана Евгеньевна - старший преподаватель, e-mail: [email protected], Российский университет дружбы народов.
UDC 338
FEATURES OF TOOLS AND MECHANISMS OF CORPORATE STRATEGIES IN THE TRANSITION TO INNOVATIVE DEVELOPMENT
Kiryukhina S.E., Senior Lecturer, e-mail: [email protected], Peoples' Friendship University of Russia.
In this article in the first approximation investigated instruments and mechanisms of corporate strategies in the context of economic transition to innovative development. In this regard, from the standpoint of social and integrated logistics analyzed balanced scorecard system efficiency and foresight. The process of implementation of socio-integrated corporate strategy, in turn, involves the introduction of a business management system of socio-integrated information technology.
Key words: balanced scorecard, corporate strategy, foresight, management.
REFERENCES
1. Kaplan R.S., Norton D.P. Sbalansirovannaja sistema pokazatelej. Ot strategii k dejstviju (Balanced system of performance. From strategy to action), Moscow, ZAO «Olimp-Bihnes».
2. Kaplan R.S., Norton D.P., Using the Balanced Scorecard as a Strategic Management System. Harvard Business Review. 1996. January/February, p. 76.
3. Markarova V.V. Forsajt kak instrument strategicheskogo upravlenija innovacionnoj dejatel'nost'ju v jekonomicheskih sistemah (Foresight as the tool of strategic control over innovation activity in economic systems), Candidate's thesis, Moscow, 2010, pp. 21.
4. Ansoff I. Strategicheskoe upravlenie (Strategic control), Moscow, Jekonomika, 1989.
5. Baumjen K. Osnovy strategicheskogo menedzhmenta (Basic strategic management), Moscow, JuNITl, 1997.
6. Gadzhinskij A.M. Osnovy logistiki: Uchebnoe posobie (Basic logistics. Educational aid), Moscow, Marketing, 1995.
7. Karlof B. Delovaja strategija (Business strategy), Moscow, Jekonomika, 1991.
8. Makarenko D.l. Modeli i metody strategicheskogo upravlenija oboronno-promyshlennym kompleksom (Models and methods of strategic control in the military-industrial complex), Candidate's thesis, Moscow, 2006.
9. Nikitin N.A. Oboronno-promyshlennyj kompleks Rossii: problemy optimizacii (Military-industrial complex of Russia: Problems of optimization), Moscow, OOO Firma «Svetotop-LTD», 2006.
10. Porter M. Konkurencija (Competition), Moscow, Izd. Dom «Vil'jams», 2002.
11. Prognoz social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na 2003-2005 god. Prilozhenie k proektu Federal'nogo bjudzheta RF na 2003 god (Forecast of socioeconomic development in Russian Federation for 2003-2005. RF Federal Budget 2003 Project Supplement).
12. Jakovlev S.P. Integrirovannye struktury sterzhen' reformy oboronno-promyshlennogo kompleksa (Integrated structures: The core of the military-industrial complex reform), Korolev, 2002.
13. Robert S. Kaplan, David P. Norton. The Balanced Scorecard Measures That Drive Performance. Harward Business Review. January-February. 1992.
14. Porter M.E. Competitive Advantage. The Free Press. New York, 1985.
15. Porter, Mchael E. What is Strategy? Harward Business Review. November-December. 1996.
16. Porter, Michael E. Clusters and the New Economics of Competition. Harward Business Review. November-December. 1998.
РИСУЕТ ДАРЬЯ АБРЕНИНА
Проект Горнограда только начинается