Научная статья на тему 'Принципы прикладного менеджмента: стратегический менеджмент'

Принципы прикладного менеджмента: стратегический менеджмент Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1359
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ / ПРИКЛАДНОЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / PRINCIPLES / APPLIED MANAGEMENT / STRATEGIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тебекин А.В., Петров В.С., Тебекин П.А.

Выявлены особенности перехода от индустриальной к постиндустриальной экономике. Предложена иерархическая структура групп принципов формирования и использования инструментов и методов менеджмента, соответствующая этому переходу Рассмотрены принципы стратегического менеджмента составляют основу принципов прикладного менеджмента, определяющую развитие практически всех его направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF APPLIED MANAGEMENT: STRATEGIC MANAGEMENT

Features of transition from industrial to post-industrial economy are revealed. The hierarchical structure of groups of the principles of formation and use of tools and methods of management corresponding to this transition is offered. The principles of strategic management are considered make the basis of the principles of applied management defining development practically of all its directions.

Текст научной работы на тему «Принципы прикладного менеджмента: стратегический менеджмент»

УДК 330.88

ПРИНЦИПЫ ПРИКЛАДНОГО МЕНЕДЖМЕНТА: СТРАТЕГИЧЕСКИЙ

МЕНЕДЖМЕНТ

Тебекин А.В., д.т.н., д.э.н., профессор, Почетный работник науки и техники Российской Федерации, профессор кафедры Мировой

экономики Дипломатической академии при МИД РФ Петров В.С., к.э.н., докторант ФГБНИУ «Совет по изучению производительных сил» Тебекин П.А., аспирант ФГБНИУ «Совет по изучению производительных сил»

Выявлены особенности перехода от индустриальной к постиндустриальной экономике. Предложена иерархическая структура групп принципов формирования и использования инструментов и методов менеджмента, соответствующая этому переходу. Рассмотрены принципы стратегического менеджмента составляют основу принципов прикладного менеджмента, определяющую развитие практически всех его направлений.

Ключевые слова: принципы, прикладной менеджмент, стратегический менеджмент.

PRINCIPLES OF APPLIED MANAGEMENT: STRATEGIC MANAGEMENT

Tebekin A., Doctor of Engineering, Doctor of Economics, professor, the Honourable worker of science and equipment of the Russian Federation, professor of department of World economy of Diplomatic academy at the Russian Foreign Ministry Petrov V., Ph.D., doctoral candidate of FGBNIU «Council for studying of productive forces» Tebekin P., the post-graduate student of FGBNIU «Council for studying of productive forces»

Features of transition from industrial to post-industrial economy are revealed. The hierarchical structure of groups of the principles of formation and use of tools and methods of management corresponding to this transition is offered. The principles of strategic management are considered make the basis of the principles of applied management defining development practically of all its directions.

Keywords: principles, applied management, strategic management.

Переход от индустриального этапа развития общества к постиндустриальной экономике охарактеризовался целым комплексом существенных изменений в хозяйственной деятельности. Среди этих изменений, наряду с развитием индустрии знаний, высокой долей в валом продукте инновационных высококачественных услуг, конкуренцией во всех сферах экономической и иной деятельности, преобладанием в экономике инновационного сектора, выделяется направление высокопроизводительной промышленности.

Основными факторами, определяющими эффективность развития промышленных предприятий в условиях постиндустриальной экономики, является высокая насыщенность рынка, определяемая конкуренцией. Это означает постепенное замедление темпов роста объемов производства, с одной стороны, и замещение количественного роста качественными инновационными изменениями промышленности, с другой стороны1.

Требования роста инновационности развития в свою очередь увеличивают ценность уровня образования, комплекса знаний, профессионализма, обучаемости и творческих способностей работников в совокупности активов промышленного предприятия.

При всей очевидности отличительных черт постиндустриального общества, базирующегося на высококачественном человеческом капитале, генерирующим избыточное количество инноваций, создающих в свою очередь высокий уровень конкуренции, обеспечение эффективности развития промышленных предприятий в условиях постиндустриальной экономики связано с проблемами методологического характера, обусловленными средними противоречиями.

Во-первых, с одной стороны, речь идет об обеспечении высококачественного производства, которое традиционно достигается отработкой технологий производства. С другой стороны, в условиях инновационного развития жизненный цикл продукции неизменно сокращается, что в свою очередь затрудняет решение проблемы обеспечения качества производства на относительно малых объемах продукции.

Во-вторых, с одной стороны, в постиндустриальном обществе эффективность промышленности обеспечивается насыщением рынка (включая экономических агентов, потребителей и населения) высокорентабельной инновационной продукцией. С другой стороны, высокая насыщенность рынка не гарантирует предприятию промышленности не только непрерывного производства продукции одного типа, но и непрерывного производства как такового, что обусловлено одновременно инновационным (а значит рисковым) характером продукции и насыщенностью рынка.

В-третьих, в условиях развития научно-технического прогресса все большую ценность в системе активов предприятия играет человеческий капитал. Именно в этот актив промышленные предприятия в условиях постиндустриальной экономики вкладывают все больше инвестиций, с одной стороны. С другой стороны, в условиях жесткой конкуренции возрастает вероятность перехода отдельных высококвалифицированных сотрудников к конкурентам, в результате чего произойдет потеря предприятием части человеческого капитала.

В-четвертых, в условиях существенного сокращения длительности жизненного цикла промышленной продукции изменяются походы к формированию политики и стратегии развития основных производственных фондов, базирующихся на эволюционном и бенчмаркинговом подходах, с одной стороны. С другой стороны, в условиях жесткой конкуренции необходимость быстрого наращивания преимуществ требует от промышленных предприятий инвестирования в реализацию стратегии развития основных производственных фондов на основе инжинирингового и реинжинирингового подходов.

В-пятых, в условиях постиндустриальной экономики изменяются подходы промышленных предприятий к закреплению прав интеллектуальной собственности. С одной стороны, в условиях существенного сокращения длительности жизненного цикла промышленной продукции снижается ценность традиционных форм патентования прав на интеллектуальную собственность. С другой стороны, в условиях жесткой рыночной конкуренции возрастает потребность в инвестирование в закрепление прав интеллектуальной собственности с использованием новых форм.

В-шестых, сокращение жизненного цикла продукции приводит к необходимости изменения промышленной политики предприятий, подходов к логистике, инфраструктурному обеспечению, подходов к другим производственно-хозяйственным вопросам, с одной стороны. С другой стороны, задачи эффективного развития промышленных предприятий в условиях постиндустриальной экономики во многом связаны с умением поддерживать на должном уровне и наращивать производственный потенциал.

В-седьмых, ускорение темпов и изменение направлений производственно-хозяйственной деятельности, продиктованное современными тенденциями глобализации экономических процессов в различных отраслях промышленности требует формирования новых инвестиционных механизмов устойчивого развития экономики промышленных предприятий.

При этом необходимо учитывать, что сокращение доли про-

1 Петров В.С. К вопросу обеспечения эффективности развития промышленных предприятий в условиях постиндустриальной экономики. // Транспортное дело России, №4, 2014.

мышленного производства в валовом продукте в постиндустриальном обществе не умаляет значения материального производства, как основы развития любого общества. Иначе говоря, развитие постиндустриальной экономики невозможно без эффективного промышленного (индустриального) производства.

Принципы формирования и реализации инструментов и методов менеджмента как основополагающие законы, положения и движущие силы управления организацией:

-определяют законы, положений и движущие силы управления ее подразделениями, группами и отдельными людьми,

- представляют собой руководящие положения, свод правил и установок для реализации управленческой деятельности, определяют основные требования к системе управления и организации процессов управления;

- отражают основные особенности устройства организации, включая структуру управления,

- формируют нормы поведения в организации и влияют на внутреннюю убежденность сотрудников в необходимости эффективного достижения целей организации.

Иерархическая структура групп принципов формирования и

Общенаучные принципы менеджмента организации

Принципы основных функций менеджмента

Принципы прикладного менеджмента

Принципы маркетинга

Принципы планирования

Принципы организации

Принципы контроля

Принципы мотивации

Принципы стратегического менеджмента

Принципы реализации

информационных технологий управления

Принципы логистики

Принципы инновационного менеджмента

Принципы управления

Принципы инвестиционного менеджмента

Принципы риск-менеджмента

Принципы производственного менеджмента

Принципы принятия и реализации управленческих решений

Принципы антикризисного управления

Принципы управления персоналом

Принципы исследования систем управления

Принципы финансового менеджмента

Принципы бизнес-планирования и управления проектами

Принципы экологического менеджмента

Принципы учета и анализа

Рис.1. Совокупность базовых принципов формирования и использования инструментов и методов менеджмента.

использования инструментов и методов менеджмента, характерных для периода перехода от индустриальной к постиндустриальной экономике, представлена на рис.1.

В основе принципов прикладного менеджмента (рис.1) лежат общенаучные принципы, включая2:

- принцип системности;

- принцип комплексности;

- принцип единства элементов хозяйственного механизма;

- принцип сочетания планового централизованного начала с широкой демократией, использованием творческой инициативы;

- принцип научности, объективности и конкретности, с учётом объективных закономерностей и их специфического проявления в конкретных исторических условиях;

- принцип основного звена, связанного с определением из множества задач основных задач, решение которой позволяет решить весь комплекс вопросов управления;

- принцип новых задач;

- принцип первого руководителя;

- принцип непрерывного развития системы;

- принцип единства информационной базы;

- комплексности задач и рабочих программ;

- принцип согласования пропускной способности различных звеньев системы;

- принцип унификации;

- принцип открытости;

- принцип ориентации на будущее;

- принцип творческого созидательного похода.

В качестве базы общенаучных принципов менеджмента организации также часто рассматривают14 принципов научного управления А. Файоля3.

Унифицированный характер для прикладного менеджмента также носят принципы основных функций менеджмента: маркетин-

га4, планирования5, организации6, контроля7, мотивации8 (табл.1)9 в основе которых лежат функциональные принципы, описанные Г. Кунцем и С. О'Доннелом10.

В группе принципов прикладного менеджмента рассмотрим принципы стратегического менеджмента как основополагающего направления.

Среди принципов стратегического менеджмента следует выделить:

- принцип ориентации стратегии на будущие, в том числе латентные, запросы потребителей;

- принцип единства (общности) направленности стратегии организации (предприятия). Он означает, что, не умаляя значение необходимого разнообразия, обеспечиваемого принципами системности и комплексности, стратегия развития должна иметь вполне определенный, узнаваемый и понятный вектор, отражающий единство направленности всех стратегических усилий;

- принцип научности обоснования стратегии, означающий ориентацию на научно-аналитические материалы при разработке стратегии. Он предполагает, как ретроспективный анализ деятельности организации, так анализ динамики развития внешних процессов, способных оказать влияние на деятельность организации. При этом важное значение имеет разработка прогнозных сценариев развития организации в стратегической перспективе. Качество научного обоснования стратегии развития организации при этом определяется качеством проведенного анализа, точностью выявления основных воздействующих факторов, определяющих развитие организации, точностью установления вероятных тенденций рыночного развития, обоснованностью выбора технологий и формирования механизмов развития организации;

- принцип выделения доминанты (базового вектора) развития организации вокруг которого будут строиться все стратегические процессы. По сути речь идет о целенаправленности стратегического

Таблица 1. Функциональные принципы формирования и использования инструментов и методов менеджмента

№ Группа принципов Подгруппа принципов

1 Принципы маркетинга Принципы философии маркетинга в отношении запросов потребителей

Принципы формирования рыночной стратегии

Принципы тактики маркетинга

2 Принципы планирования Принципы, определяющие цели и характер планирования

Принципы, определяющие структуру планов

Принципы реализации процесса планирования

3 Принципы организации Общие принципы организации

Принципы организационной динамики

Принципы рациональности организации

4 Принципы контроля Принцип соответствия контроля стратегии предприятия

Принцип результативности контроля

Принцип системности контроля

Принцип адаптивности контроля

Принцип рациональности контроля

5 Принципы мотивации Принцип установления четких целей и задач

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принцип увязки оценок достижения целей и вознаграждения

Принцип гласности

Принцип создания благоприятной среды для эффективной работы

Принцип рационального сочетания материальных и нематериальных методов стимулирования

Принцип учета личностных качеств работников

Принцип использования преимущественно положительных стимулов

2 Тебекин А.В. Менеджмент. - М.: Инфра-М, 2015.

3 Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 2002. — 701 с.

4 Тебекин А.В. Методы принятия управленческих решений. - М.: Инфра-М, 2014.

5 Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. - М.: Юрайт, 2014.

6 Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации. - М.: КноРус, 2011.

7 Тебекин А.В. Стратегический менеджмент. - М.: Юрайт, 2015.

8 Тебекин А.В. Управление персоналом. - М.: Юрайт, 2015.

9 Тебекин А.В., Тебекин П.А. Принципы формирования инструментов и методов менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов. //Транспортное дело России, №1, 2015.

10 Кунц Г., О'Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. В 2-х т. — М.: Прогресс, 1981.

управления. То есть целенаправленное формирование стратегии организации должно быть ориентированы на выполнение глобальной осязаемой цели организации. То есть стратегическое управление призвано обеспечить осознанное направленное развитие организации и нацеленность управленческого процесса на решение актуальных крупных проблем;

- принцип экономичности разработки и эффективности реализации стратегии организации,

- принцип верховенства общих интересов (интересов организации) над личными интересами отдельных ее участников при разработке и реализации стратегии организации,

- принцип рационального сочетания централизации и децентрализации стратегического управления,

- принцип корпоративности в разработке и реализации стратегических управленческих решений,

- принцип разделения труда (специализации) при реализации процессов стратегического развития,

- принцип мотивации персонала на долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество,

- принцип согласованного учета влияния на стратегию развития организации внешних и внутренних факторов. В противном случае стратегические решения организации будут страдать недостаточной системностью и комплексностью, то есть не будут иметь рациональный характер. А это связано с рисками серьезных потерь в силу особой важности решений, определяющих стратегические направления развития организации и результативность ее деятельности;

- принцип гармонизации стратегии и тактики управления развитием организации, означающий, что тактика организации должна соответствовать ее стратегии, а формирование стратегии организации должно учитывать реальные возможности решения тактических задач;

- принцип ориентации на восприимчивость стратегии персоналом. Этот принцип означает, что стратегия организации должна быть понятна персоналу и воспринята им в качестве руководства к действию. А это значит, что менеджеры и исполнители должны обладать необходимой компетенцией для реализации стратегии, обладать профессиональными качествами и необходимыми навыками, необходимыми для реализации стратеги, включая выработку тактических решений и воплощение их в жизнь. Таким образом, реализация принципа ориентации на восприимчивость стратегии персоналом предполагает, в том числе подбор кадров, способных обеспечить выполнение принятых управленческих решений и организацию эффективной реализации принятой стратегии организации;

- принцип определенности стратегии, предполагающий обеспечение принципиальной возможности организации стратегического учета и контроля ее результатов. Этот принцип неразрывно связан с принципом обратной связи управления организацией как системой и качеством реакции руководства организации на выявленные отклонения фактических результатов деятельности от плановых. А это в свою очередь связано с эффективностью учета и контроля принятых в организации стратегических решений, завязанных на четкость сформулированных стратегических целей и задач деятельности организации;

- принцип адекватности стратегии организации ее ресурсному потенциалу. Стратегия организации, не обеспеченная в должном объеме необходимыми на рассматриваемый период ресурсами (сырьем, материалами, комплектующими, энергией, персоналом, информацией, услугами, финансами, временем реализации и др.), не может быть эффективно реализована в полном объеме.

- принцип обеспеченности стратегии организации необходимыми технологиями (производства продукции (товаров, работ, услуг), маркетинга, планирования, организации, контроля, мотивации, управления качеством, осуществления инновационной деятельности, финансового обеспечения деятельности, снабжения, сбыта, развития инфраструктуры, кадрового обеспечения и др.). Эффективность реализации стратегии, основанная на этом принципе определяется знаниями, умениями и навыками людей в сфере перечисленных технологий;

- принцип сочетания в стратегии организации науки и искусства управления. Использование в стратегии организации известных технологий множества наук требует одновременного поиска неординарных подходов к конкретным условиям развития;

- принцип гибкости стратегического управления. Этот принцип предполагает формирование лишь общего, не детализированного плана, что, с одной стороны, связано со сложностью точного долго-

срочного прогнозирования, а, с другой стороны, предоставляет возможность внесения корректив в ранее принятые решения и планы в связи с изменениями условий их реализации в рамках стратегических решений;

-принцип единства стратегических планов и программ, означающий, что для достижения стратегического успеха управленческие решения разных уровней должны быть согласованы между собой, гармонизированы, консолидированы на уровне стратегий структурных подразделений;

- принцип необходимого инфраструктурного обеспечения для реализации стратегии. Любой стратегический план сам по себе не гарантирует успешность его выполнения. Эффективная реализация стратегии определяется не только ресурсным, но и инфраструктурным обеспечением. При этом процесс стратегического управления должен предусматривать адекватность, сбалансированность процессов структурного и инфраструктурного обеспечения. Структурное же обеспечение предусматривает создание организационных условий для осуществления стратегических планов и программ, то есть формирование сильной организационной структуры, разработку системы мотивации, совершенствование структуры управления.

Рассмотренные принципы стратегического менеджмента составляют основу принципов прикладного менеджмента, определяющую развитие практически всех его направлений, представленных на рис.1.

Литература:

1. Кунц Г., О'Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. В 2-х т. - М.: Прогресс, 1981.

2. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2002. - 701 с.

3. Петров В.С. К вопросу обеспечения эффективности развития промышленных предприятий в условиях постиндустриальной экономики. // Транспортное дело России, №4, 2014.

4. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. - М.: Юрайт,

2014.

5. Тебекин А.В. Менеджмент. - М.: Инфра-М, 2015.

6. Тебекин А.В. Методы принятия управленческих решений. -М.: Инфра-М, 2014.

7. Тебекин А.В. Стратегический менеджмент. - М.: Юрайт,

2015.

8. Тебекин А.В. Управление персоналом. - М.: Юрайт, 2015.

9. Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации. - М.: КноРус, 2011.

10. Тебекин А.В., Тебекин П.А. Принципы формирования инструментов и методов менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов. //Транспортное дело России, №1, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.