Научная статья на тему 'Идентификация синергетических резервов повышения качества продукции (услуг) на базе модели делового совершенства предприятий и организаций'

Идентификация синергетических резервов повышения качества продукции (услуг) на базе модели делового совершенства предприятий и организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГИЯ / РЕЗЕРВЫ / ПРОЦЕСС / САМООЦЕНКА / КАЧЕСТВО / ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сизикин А.Ю.

В статье рассмотрены модели делового совершенства (самооценки) применительно к формированию и развитию синергетических резервов повышения качества продукции и услуг, которые идентифицируются как процедуры повышения результативности управления качеством на предприятиях и в организациях, как в открытых динамических самоорганизующихся информационных системах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идентификация синергетических резервов повышения качества продукции (услуг) на базе модели делового совершенства предприятий и организаций»



УДК 658.562

ИДЕНТИФИКАЦИЯ СИНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕЗЕРВОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ) НА БАЗЕ МОДЕЛИ ДЕЛОВОГО СОВЕРШЕНСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

А. Ю. СИЗИКИН,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и качества E-mail: sizikin@bk.ru Тамбовский государственный технический университет

В статье рассмотрены модели делового совершенства (самооценки) применительно к формированию и развитию синергетических резервов повышения качества продукции и услуг, которые идентифицируются как процедуры повышения результативности управления качеством на предприятиях и в организациях как в открытых динамическихсамоорганизующихся информационных системах.

Ключевые слова: синергия, резервы, процесс, самооценка, качество, предприятие.

Начало XXI в. проходит в мире под знаком TQM (total quality management — глобальный менеджмент качества), принципиально нового подхода к управлению любой организации, нацеленной на качество менеджмента. Этот подход основан на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) в повышении качества менеджмента и направлен на достижение долгосрочного успеха через удовлетворение требований потребителей, запросов как сотрудников фирмы, так и общества.

Центральную роль в TQM играет модель делового совершенства (самооценка, самоконтроль) качества функционирования предприятий и организаций, основанная на критериях национальных премий и наград за качество. Критерии премий за

качество особое значение придают предупредительным мерам, непрерывному улучшению качества, позволяющему удовлетворить потребителя. Технология самооценки фирм и критерии разных премий качества в общих чертах схожи. Суть оценки состоит в том, что в основу любой премии качества заложены критерии, каждый из которых имеет свой удельный вес, очки или баллы. Критерии, получившие низкую оценку, покажут те направления деятельности, которые нуждаются в улучшении. При этом каждая организация может иметь собственные практические решения, собственную модель, разработанную на основе принципов TQM. Критерии премий по качеству помогают организации выделить приоритеты в своей деятельности и структурировать систему менеджмента в форме международной принятой модели [1].

Согласно эволюционной теории, живая природа развивается в направлении усовершенствования и усложнения все новых видов растений и животных. В экономических процессах современного общества также наблюдаются качественные изменения и созидание нового, т.е. из всеобщей тенденции к энтропии и дезорганизации появляются порядок и самоорганизация (синергизм).

Самоорганизация систем может привести к возникновению синергизма — превышения

совокупным результатом суммы слагающих его факторов. Тем самым благодаря синергетическим свойствам различных факторов появляется возможность повышения эффективности целостной системы при минимуме материальных и финансовых затрат [2].

Стратегическим направлением менеджмента качества XXI в. является создание интегрированных систем менеджмента, которыми называется реализация на предприятии различных функций управления с помощью комплексного внедрения двух или более стандартов. Системы качества, создаваемые организациями, прежде всего, позволяют сэкономить ресурсы на ее разработку, функционирование и сертификацию, а также повышают доверие потребителей, общественности, инвесторов, руководящих органов, поддерживают хороший имидж и рыночную стоимость акций.

Синергизм — совместное действие для достижения общей цели, основанное на принципе, что целое представляет нечто большее, чем сумма его частей. Синергизм означает превышение совокупным результатом суммы слагающих его факторов. В последние годы концепция синергизма дополнилась понятием возможного негативного синергетического эффекта, особенно в области общекорпоративного управления.

К наиболее значимым составляющим синергизма менеджмента качества организаций относятся:

- качественное управленческое решение (обоснованное, правомочное, своевременное, выполнимое);

- корпоративная культура (главные ее составляющие: миссия — сформулированное в удобной

Этап разработки критериев и показателей качества

Этап самооценки

Этап анализа результатов самооценки

Рис. 1. Формированиеиразвитиесинергетическихрезервов повышения качества продукции/услуг

форме предназначение организации, позволяющее каждому сотруднику легко представить себя частью целостного образования; видение — описание будущего организации, которое может быть достигнуто при благоприятных условиях, так как оно видится руководству или владельцам компании; базисные ценности и корпоративная этика);

- постоянное улучшение деятельности (непрерывное стремление организации превзойти достигнутые результаты в различных областях);

- инновации (нововведения);

- профессионализм менеджеров (обучение, повышение квалификации, изучение профессиональной литературы и т. п.) [2]. Выявлены три различных варианта формирования и развития синергетических резервов повышения качества продукции на базе самооценки организации (рис. 1):

- параллельные независимые друг от друга системы менеджмента;

- аддитивные модели интегрированных систем, заключающиеся в добавлении к базовой системе любой другой системы менеджмента (в качестве добавочных элементов). При этом разрыв между началом работ по внедрению одной системы и началом внедрения следующей может составлять от полугода до нескольких лет;

- полностью интегрированные модели, т. е. объединение частей в одно новое целое. Исходное состояние системы менеджмента

качества и самооценки — это Ао и Бо соответственно. Приступив к процессу самообследования, предприятие проектирует критерии качества, разрабатывает документацию, совершенствует свою деятельность в соответствии с требованиями нормативных документов (этап разработки), в результате чего появляются две более совершенные системы — А1 и Бг На первом этапе внедрения двух параллельных систем А1 и Б1 возникают внутренние противоречия и внешние воздействия (флуктуации). Это приводит к появлению бифуркации, и системы начинают либо конкурировать между собой, либо образуют новые соединения, стабилизируя при этом друг

Этап внедрения результатов самооценки (синергизм)

друга, т. е. на втором этапе внедрения возникают два квазиустойчивых состояния интегрированной системы менеджмента качества и модели делового совершенства [2].

Таким образом, синергетические резервы формируются как дополнительный эффект по результатам воздействия на основные компоненты состояния функционирования организации (услуги, система управления, собственный капитал, активы, ресурсная база, доходы и расходы), контроля за эффективностью управления ими в рамках реализуемой стратегии непрерывного развития.

Сравнительный анализ системы качества синергетически интегрированной организации, применяющей модель делового совершенства, и отдельной организации с традиционной системой управления показан на рис. 2.

Исходя из вышеизложенного для создания условий формирования и развития синергетических резервов повышения качества продукции/услуг предприятий и организаций, необходимо осуществить следующую последовательностьдействий [6]: - определить альтернативы направления самостоятельного развития системы качества,

которые организация уже осуществляет и реализует;

- обозначить области информационного согласования с внешней и внутренней средой, которые могут способствовать ускоренному формированию развития системы качества;

- выработать эффективное сочетание альтернатив направления самостоятельного развития системы качества по значимости их реализации для самосохранения организации;

- исходя из особенностей сложившейся модели устойчивого поведения выбрать соответствующую структуру сочетания альтернатив направления самостоятельного развития системы качества, чтобы обеспечить наибольший потенциал саморазвития в виде способности достижения равновесия между его внутренним состоянием и внешними изменениями — это будет представлять собой процесс повышения качества продукции организации.

Задача развития синергетических резервов повышения качества продукции и услуг будет сводиться к формированию условий эффективного информационного сочетания самостоятель-

Рис. 2. Сравнительный анализ синергетически интегрированной организации и отдельной организации [1,4].

ных альтернатив с внешней и внутренней средой организации. Другими словами, формирование и развитие синергетических резервов должно представлять собой потенциально эффективное организационное развитие системы качества, определяемое и/или задаваемое ценностно-ори-ентационным единством организаций.

На основе формирования и развития синергетических резервов организаций экономика страны получает импульсы, с одной стороны, к поддержанию равновесного состояния, с другой — к саморазвитию, вот почему можно утверждать, что синергия — это тенденция, характеризующая развитие качества мировой экономики и ее макро-, мезо-, микроуровней.

Перечень характеристик, присущих успешным организациям с положительными синергетическими резервами для повышения качествапродукции, включает следующие методические рекомендации [6]:

- у каждого члена организации есть чувство общей цели, и он готов работать над достижением целей проекта;

- руководство организации знает, у кого из ее членов какие способности и знания и использует их для работы над проектом в соответствии с необходимостью;

- персонал с готовностью подчиняется и признает полномочия тех, чьи знания и квалификация важны для выполнения непосредственной задачи;

- к членам организации отношение равное и работают они на равных, что способствует достижению целей и поддерживает сплоченность и хорошее моральное состояние;

- энергия персонала организации направлена на решение проблем, а не на выяснение отношений и конкуренцию;

- поощряются различные мнения и свободный обмен ими;

- для того чтобы поощрить творчество и способность принимать риск на себя, ошибки рассматриваются как возможность научиться чему-либо, а не как повод для наказания;

- работники организации лично для себя устанавливают высокие критерии работы и поощряют друг друга достигать цели проекта;

- каждый работник считается неотъемлемой частью и важным источником как профессионального, так и персонального роста.

На основе изложенного была разработана

последовательность действий руководства по формированию и развитию синергетических резервов

Рис. 3. Последовательность действий руководства по формированию и развитию синергетических резервов повы-I шения качества продукции/услуг

повышения качества продукции/услуг предприятий и организаций (рис. 3) [5].

Согласно этой схеме качество продукции как объект в общем случае находится под воздействием собственной, а также внешней деятельности организации. Воздействуя на объект, мы определяем в качестве цели достижение определенного состояния. Для этого в процессе деятельности состояние объекта постоянно контролируется и в зависимости от того, насколько оно отличается от требуемого, от прогнозируемой динамики его изменения, а также от условий, в которых принимается решение, осуществляется выбор формы, метода, средства, стадии, места и времени оказания очередного воздействия на объектчерез конкретных субъектов деятельности. Сама цель также подвергается коррекции (а иногда и переопределению) на основании результатов деятельности и прогноза изменения состояния объекта.

Таким образом, методология формирования и развития синергетических резервов повышения качества продукции/услуг на базе самооценки представляет собой последовательность из следующих этапов [3].

1. Установление индикаторов оценки системы качества.

2. Экспертная оценка (аудит). Каждым экспертом устанавливаются значения всех индикаторов (уровней зрелости системы качества) посредством оценки от0до1.

3. Рейтингование. На основании анкет с оценками экспертов рассчитан результирующий рейтинг системы качества путем алгебраического суммирования значений оценок индикаторов.

4. Выявление группы индикаторов, имеющих наименьший удельный вес в общем рейтинге.

5. Определение уровня синергизма системы качества относительно максимального его значения.

6. Планирование и реализация процессов повышения качества продукции. Результативность синергетических резервов Я п рассчитывается по формуле:

С.р

Я ,

с.р п'

где Яп — результативность процесса, %. Результативность процесса равна

К =

I а

ф

кс

где <2ф — фактическая оценка показателя, в баллах; к—принимаемая максимально возможная оценка показателя при выполнении установленных для показателя требований наЮО %(к =1); с — количество показателей в каждом направлении;

Зп — весомость резерва, % Следовательно, для обеспечения упорядочения формирования и развития синергетических резервов предприятиям и организациям необходимо:

- оценивать состояние объекта;

- предсказывать изменения состояния объекта под воздействием внешней деятельности;

- обосновывать, почему могут произойти предсказываемые изменения;

- сравнивать данное состояние с требуемым (целевым);

- рекомендовать, что нужно делать в данной ситуации с учетом складывающихся условий;

- рекомендовать, какие формы, методы и средства необходимо избрать для реализации задачи;

- рекомендовать место, время и стадию оказания воздействия на объект;

- рекомендовать, кому поручить реализацию выбранного воздействия.

Кроме того, должны учитываться накопленные данные о результатах применения рекомендуемых правил в аналогичных ситуациях, которые определяют так называемую степень риска.

Список литературы

1. Ассоциация Деминга: http://www.deming.ru.

2. Левшин Л. М. Синергизм интегрирования системы менеджмента качества промышленного предприятия. Красноярск: СибГТУ, 2006.

3. Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия (Стандартинформ): http://www.gostinfo.ru.

4. Салимова Т. А., Еналеева Ю. Р. Самооценка деятельности организации: учеб. пособие. М.: Академический Проект, 2006.

5. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества: учеб. пособие / С. В. Пономарев, С. В. Мищенко и др. М.: Стандарты и качество, 2005.

6. Щукин О. С. Самооценка деятельности организации по центрированной модели: концептуально-методологические основы адаптивного подхода. Воронеж: ВГУ, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.