УДК 316.4(574)
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПРОБЛЕМ ТЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Валентина Павловна Шеломенцева1, Жанат Калеловна Алтайбаева2, Галия Мустапаевна Бейсембаева3, Сергей Владимирович Беспалый1
1 Кафедра бизнеса и управления, Инновационный Евразийский университет, Павлодар, Республика Казахстан
2Павлодарский государственный университет им. С.М. Торайгырова, Павлодар, Республика Казахстан
3Кафедра экономики, Киргизский гуманитарный университет, Бишкек, Республика Кыргыстан
Аннотация. В статье рассмотрено отношение к проблемам гендерного равенства в Республике Казахстан государством, гражданами, институтами гражданского общества. Рассмотрены результаты реализации в Казахстане Стратегии гендерного равенства на период 2006 - 2016 годы. Авторами представлены в статье результаты социологического исследования по проблемам гендерного равенства. Согласно данным социологического исследования ситуация в Казахстане относительно реального равенства полов изменилась в лучшую сторону. Участие государства в обеспечении реального равенства полов оценивается положительно. Анализ результатов социологического исследования позволил выявить все еще существующие проблемы гендерного равенства в стране и предложить возможные пути их решения. Представляет научный и практический интерес идентификация проблем и возможные способы решения проблем гендерного равенства в Казахстане, что может быть использовано и в других странах.
Ключевые слова: гендерное равенство, гендерная политика, гендерные отношения, социологический опрос, Республика Казахстан.
Identification of the Problems of Gender Equality in the Republic of Kazakhstan
Valentina P. Shelomentseva1, Zhanat K. Altaibayeva2, Galiya M. Beisembaeva3, Sergey V. Bespalyy1
1 Department of Business and Management, Innovative University of Eurasia, Pavlodar, Republic Kazakhstan
2S. Toraigyrov Pavlodar State University, Pavlodar, Republic Kazakhstan 3 Department of Economics, Bishkek Humanities University, Bishkek, Republic Kyrgyzstan
Abstract. The article considers the attitude to the problems of gender equality in the Republic of Kazakhstan by the state, citizens, and civil society institutions. The results of the implementation in Kazakhstan of the Strategy for Gender Equality for the period 2006 - 2016 are considered. The authors presented in the article the results of a sociological study on the problems of gender equality. According to the sociological survey, the situation in Kazakhstan regarding real gender equality has changed for the better. State participation in ensuring real gender equality is evaluated positively. The analysis of the results of the sociological study allowed us to identify still existing problems of gender equality in the country and suggest possible ways to solve them. It is of scientific and practical interest to identify problems and possible solutions to problems of gender equality in Kazakhstan, which can be used in other countries.
Keywords: gender equality, gender policy, gender relations, sociological survey, Republic of Kazakhstan. Введение
Казахстанское общество рассматривает гендерное равенство как составную часть общей концепции равенства. Достижение гендерного равенства является важным элементом
социально-экономического развития страны - его полноправной и самостоятельной целью. Конституция Республики Казахстан декларирует равные права и свободы для женщин и мужчин от рождения, которые являются абсолютными и неотчуждаемыми [1]. Гендерная политика Республики Казахстан (РК) развивается в соответствии с мировыми тенденциями. Отличительной особенностью развития гендерных отношений является то, что инициатором проектов выступает, в первую очередь, государство, которое принимает превентивные и опережающие меры. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что, несмотря на большую работу, проводимую государством, институтами гражданского общества, научные исследования по этому направлению, остается необходимость в выполнении исследований по проблеме гендерного равенства и определении путей ее решения.
Цель исследования - рассмотреть содержание результатов Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан и идентифицировать проблемы гендерного равенства в стране, которые могут быть решены в будущем. Задачи, поставленные в исследовании, были очень непростыми: определить основные достижения, проблемы и недостатки гендерного равенства, определить некоторые аспекты массового сознания в восприятии гендерной политики, выработать рекомендации по дальнейшим шагам в реализации гендерного равенства.
Интересы населения в решении гендерных проблем реализуются не только через государственные органы и политические партии. Большую роль в продвижении вопросов гендерного равенства играют неправительственные организации. Некоммерческий сектор (в Республике Казахстан больше известный как неправительственный), представленный в виде негосударственных фондов, некоммерческих учреждений, союзов (ассоциаций) юридических лиц, других организаций и инициативных групп нацелено на решение общественно-полезных задач, и реализует широкий спектр услуг для общества.
Материалы и методы
В современных условиях изучение и оценка гендерной политики все чаще основывается на использовании многоуровневых и сложных методов исследования. В англоязычной литературе отмечается, что применение смешанной методологии, сочетания качественных и количественных методов рекомендуется в многоэтапных исследованиях и ориентированных на изменение [2;3]. Смешанная методология может вывести на новые вопросы, расширить охват и границы исследования. Суламифь Рейнхарц (Shulamit Reinharrz) пишет, что исследователи проблем гендерного равенства сочетают многие методы для того, чтобы забросить свою сеть как можно дальше и шире в поисках понимания важных для жизни женщин проблем [4].
Способами и методами научного исследования явились:
• анализ статистической информации;
• аналогия при описании сходств исследования гендерного равенства (отечественный и зарубежный подходы);
• социологический опрос.
Методика исследований базируется на приемах анализа и синтеза при выявлении тенденций развития гендерного равенства. Амбициозность цели, масштабность задач потребовали комплексного подхода, смешанной стратегии и сочетания методов. Анализ основных результатов «Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 20062016 годы» производился согласно данным, предоставленным официальной статистикой. Авторами настоящей статьи проводился социологический опрос (2017 г.) в одной из областей Северо-Восточного Казахстана, цель которого заключалась в определении представлений и установок населения в отношении гендера, гендерной политики, гендерного равенства, статуса и проблем женщин. Республиканским общественным
86
объединением «Ассоциация деловых женщин Казахстана» проводился опрос в целом по стране.
При исследовании гендерных отношений особенно важны такие аспекты проблемы гендерного неравенства, как выявление закономерностей явлений гендерного неравенства, идентификация причин их возникновения, путей устранения сложившегося гендерного неравенства. Изучение гендерных отношений дает возможность представить комплексную картину ролевого поведения мужчин и женщин в разных сферах жизнедеятельности.
Результаты исследования гендерных отношений могут быть использованы при разработке и реализации государством гендерной политики; в гендерной статистике; при формировании концепций гендерной, семейной, демографической политики; при осуществлении гендерной экспертизы законодательства, средств массовой информации, учебников и учебно-методических материалов и др.
Гендерная политика не дает моментального результата. Ее плоды станут заметны спустя годы, благодаря накоплению позитивных практик, созданию условий для соблюдения прав и реализации возможностей всех гендерных групп.
Результаты и обсуждение
Началом институционального развития гендерной политики суверенного Казахстана можно определить 1995 год, когда был создан Совет по проблемам семьи, женщин и демографической политике при Президенте страны. В 1998 году была создана Национальная комиссия по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан. Национальная комиссия имеет вертикальную структуру и действует также на местных уровнях при главе местного исполнительного органа государственной власти. Основной задачей Национальной Комиссии является реализация комплексной государственной политики в отношении семьи, равенства мужчин и женщин. Национальная комиссия инициирует и принимает участие в разработке проектов законов, правовых актов, стратегий, концепций и государственных программ по вопросам семьи и гендерного равенства.
В 2005 году принята Концепция гендерной политики РК, Указом Президента РК утверждена национальная Стратегия гендерного равенства на 2006 - 2016 годы, в Концепции правовой политики Казахстана на период с 2010 до 2020 года предусмотрено правовое обеспечение реализации мероприятий Стратегии гендерного равенства. В настоящее время Казахстан является участником более 60 различных международных договоров и конвенций по правам человека, включая в себя обеспечение равноправия между полами, защиту женщин и детей. В 2016 году Казахстан занял 51-е место в рейтинге из 144 стран мира по уровню равноправия полов, величина индекса гендерного разрыва составила 0,718 единиц, в 2006 году этот же показатель равнялся 0,693 (32 место в рейтинге из 115 стран) [5]. К 2016 году в стране зарегистрировано более 27000 НПО, из них женских - около 1500. Общественные организации деятельность, которых посвящена вопросам гендерных отношений в Казахстане являются активными субъектами гендерной политики наряду с государственными структурами. За 10 лет в Казахстане возросла общественно-политическая активность казахстанских женщин, о чем свидетельствует их представленность в Мажилисе Парламента, которая по итогам последних выборов составила 27,1 %, что выше общемирового показателя 22,1 % [6].
Система обеспечения развития гендерных отношений призвана реализовывать равные права и возможности индивида. Система обеспечения гендерного развития в Казахстане защищает от дискриминации по половому признаку, является одной из составляющих социальной стабильности в государстве. Неэффективное функционирование этой системы может спровоцировать усиление социальной напряженности. Достижение гендерного баланса, означает равную правовую защищенность, пропорциональную представленность
87
полов в органах власти, равномерное распределение нагрузок в семье, равные возможности во всех сферах. Поэтому в Стратегии гендерного равенства поставлена задача добиться 30 процентного представительства женщин на уровне принятия решений. В 2016 году численность женщин в Парламенте Республики - 21 или 14 процентов от общего числа депутатов. В том числе в Сенате (верхняя палата парламента) - 5 женщин-депутатов, в Мажилисе (нижняя палата парламента) - 8. В составе правительства страны женщины представлены - 2 министрами, 5 вице-министрами, 1 -председателем агентства. Административных государственных служащих женщин - 54 %, их доля на руководящих постах составляет 4,8 %. Среди политических государственных служащих удельный вес женщин составляет 8,8 % [7].
Объясняя проблемы медленного улучшения положения женщин в Казахстане, правительство ссылается на то, что имеется непонимание сущности и важности решения гендерных проблем в массовом сознании [8]. В результате проведенного социологического исследования, мы пришли к выводу, что малочисленность женщин, представленных в политике и руководстве субъектами, расценивается населением Казахстана, как гендерное неравенство. Результаты опроса обобщены в таблице 1.
Таблица 1. Где наиболее отчетливо проявляется гендерное неравенство?
№ п/п Вариант ответа Результат ответа, в %
1 В семье 14,8
2 В политике 30,0
3 В трудовой сфере 28,6
4 В общественной жизни 12,3
5 Затрудняюсь ответить 13,7
6 Везде одинаково 0,1
7 Во всех сферах 0,6
Примечание: составлено авторами по результатам социологического исследования.
По мнению большинства респондентов, гендерное неравенство проявляется в политике, на это указало более 30 %, а 28,6 % респондентов считают, что в трудовой сфере существует неравенство по гендерному признаку. Политическая и трудовая сферы требуют высокой самоотдачи, а женщины в Казахстане традиционно отдают предпочтение заботе о своей семье. Большинство 57,7 % отмечают, что мужчины доминируют во власти по представленности. Этому не противоречат и ответы 29,1 % респондентов, которые отметили, что мужчины во власти представлены достаточно хорошо. 39,6 % отвечающих отметили, что женщины во власти достаточно хорошо представлены, хотя на их доминирование во власти указали 3,4 %. В этом отношении последовательны в ответах 38,1 % респондентов, которые отметили слабую представленность женщин во власти.
Оценка влияния в Казахстане женщин на политику, общественную жизнь, экономику и социальную сферы респондентами показана в таблице 2.
Таблица 2. Насколько хорошо представлены женщины в следующих сферах (в процентах)?
Сфера деятельности Доминируют (подавляющее большинство) Представлены достаточно хорошо Представлены слабо Не представлены Затрудняюсь ответить
Политика 4,9 38,9 35,2 4,6 16,5
Общественная жизнь 5,9 50,9 21,8 2,0 19,3
Экономика 4,3 46,2 28,1 3,8 17,6
Социальная сфера (образование, культура, здравоохранение) 34,5 39,4 10,5 2,4 13,3
Примечание: составлено авторами по результатам социологического исследования.
Женщины в политике представлены достаточно хорошо, на данный критерий указали 38,9 % респондентов. Не оптимистичное мнение о представленности женщин в политике имеют 35,2 % опрошенных с ответом «представлены слабо» и 4,6 % с ответом «не представлены». Больше половины, опрошенных считают, что женщины представлены хорошо в общественной жизни и почти половина респондентов в экономике. В социальной сфере, в том числе образовании, культуре и здравоохранении традиционно лидируют по представленности женщины. Об этом свидетельствуют результаты опроса. 34,5 % отвечающих отметили представительство женщин в этих сферах, как подавляющее, а 39,4 %, что достаточно хорошо.
Устойчива тенденция малочисленности женщин в выборных органах. Это связано не только с наличием определенных финансовых и правовых барьеров, но и с закрепившимися стереотипами. Гендерные стереотипы - устойчивые представления в обществе о «женском» и «мужском» поведении, их предназначении, социальных ролях. Наличие таких исторически сложившихся представлений отражается на неравном распределении прав мужчин и женщин в социуме, формируя гендерное неравенство [9]. Закономерно, что предпочтения у населения по половому признаку при голосовании за кандидата на выборах, на стороне кандидатов мужского пола. Большая часть респондентов - 44,8 %, предпочла бы голосовать на выборах за кандидата мужчину. Но, тех кто, лояльно относится к выбору кандидата - женщины, все, же больше, так как, к этой группе можно отнести 14,6 % предпочитающих, голосовать за кандидатов женского пола и 39,4 % тех, для кого важны качества кандидата, а не пол.
Таблица 3. Руководителя какого пола Вы предпочитаете?
№ п/п Вариант ответа Результат ответа, %
1 Мужчина 45,7
2 Женщина 19,7
3 В равной степени 33,5
4 Затрудняюсь ответить 1,1
Примечание: составлено авторами по результатам социологического исследования.
Выбор руководителя по половому признаку уравновешивается с одной стороны, предпочитающими руководителей мужчин с другой стороны, предпочитающими руководителей женщин и проявляющих безразличие к полу руководителя. Об этом свидетельствуют данные, представленные в таблице 3. Большинство респондентов 45,7 % предпочитают руководителями иметь мужчин. Причины такого предпочтения респондентами руководителя по половому признаку указывают масштабное мышление 22,1 % и умение постоять за свою организацию - 20,4 %. Интересен тот факт, что лидерские качества выделяют всего 5 % и «не меньшую профессиональность» - 1,2 %. Это, по всей видимости, означает, что респонденты не видят зависимость этих качеств от половой принадлежности. На сложившиеся у нас гендерные стереотипы повлияла традиционная культура. Традиционная культура - строго ранжированные, упорядоченные и унифицированные отношения внутри общества. Социальная роль мужчины - это лидер в семье и обществе. Женщинам отводится роль домохозяйки, воспитывающей детей.
Гендерные стереотипы сильно влияют на формирование гендерных установок у подрастающего поколения - субъективная готовность вести себя определенным образом в той или иной роли в соответствии со своим полом. Гендерные установки проявляют себя в характере исполнения субъектом мужской или женской роли [10].
Роль гендерного равенства в современном казахстанском обществе формируется с учетом влияния традиций прошлого, таких как полиэтнические гендерные традиции досоветских обществ, особенности гендерных традиций советского периода, влияние
запада и востока, рост религиозности, социальная поляризация, возросшее влияние международных организаций с непременной поддержкой идей гендерного равенства и т.д.
В этих противоречивых условиях формируется новая евразийская модель «гендерного равенства» казахстанского общества. Формирование модели гендерных отношений основывается на взглядах индивидумов вынесенных из взаимоотношений, складывающихся в семье. Достижение гендерного равенства должно ориентироваться на равенство и в обществе, и в семье [9]. Представления населения о должных гендерных взаимоотношениях показаны на рисунке 1.
0,6 ,0,1
28,9
ВРазное участие партнеров в семейной жизни □ Должно чувствоваться, что в семье главный - отец
□ Главный в семье мужчина, но опора на женщине ПВсе зависит от женщины - как сказала, так и будет
□ Затрудняюсь ответить □ Главный мужчина
Рисунок 1. Какими должны быть гендерные взаимоотношения в семье?
Примечание: составлено авторами по результатам социологического исследования.
Взгляды на гендерные взаимоотношения в семье поделились почти поровну, так 28,7 % отметили, что должно быть равное участие партнеров в семейной жизни, 28,9 % респондентов ответили должно чувствоваться, что в семье главный отец, а 27,7 % предпочли отметить главенство в семье мужчины, но с оговоркой, что опорой является женщина. Взгляды населения на гендерные взаимоотношения в семье разные. На такое положение дел повлияли: интернациональный и возрастной состав населения, уровень его образования, сложившиеся семейные традиции, индустриальная направленность экономики области. Связь гендерных взаимоотношений в семье и доли каждого члена семьи в семейном доходе: у 33,0 % респондентов складывается из доходов работающих членов семьи в равных долях. 26,0 % отвечающих отметили, что больше половины семейного бюджета состоит из их дохода, а доход 19,3 % респондентов в бюджете семьи составляет меньше половины. Представление о том, каким должно быть распределение семейных обязанностей у опрошенных разное. Оно представлено в таблице 4.
Таблица 4. Каким должно быть распределение семейных обязанностей?
№ п/п Вариант ответа Результат ответа
1 Муж должен зарабатывать деньги, а жена должна заниматься домашним хозяйством и детьми, не работая вне семьи 39,2
2 Жена должна работать и выполнять в основном домашние дела 22,8
3 Домашние обязанности должны быть поделены поровну даже, если жена не работает 14,9
4 Домашние обязательства должны быть поделены поровну, в случае, если жена работает 21,0
5 Другое 0,1
6 Сама себе хозяйка 1,6
7 Затрудняюсь ответить 0,4
Примечание: составлено авторами по результатам социологического исследования.
90
Больше всего респондентов 39,2 % считают, что муж должен зарабатывать деньги, а жена заниматься домашним хозяйством и детьми, не работая вне семьи. Мнение о том, что жена должна работать и выполнять в основном домашние дела выразили 22,8 % респондентов, а 21,0 % считают, что домашние обязанности должны быть поделены поровну, в случае, если жена работает. В своих ответах на данный вопрос респонденты выразили свои желания по распределению семейных обязанностей. В целом население понимает, что домашние обязанности, являются трудом, который заслуживает уважения и справедливого распределения.
Виденье о том, как должны распределяться обязанности в семье и как реально обстоят дела, не совпадает. Распределение семейных обязанностей среди опрошенного населения представлено в таблице 5.
Таблица 5. Как распределяются семейные обязанности в Вашей семье?
Вариант ответа Результат ответа, %
Муж зарабатывает деньги, а жена должна заниматься домашним хозяйством и детьми, не работая вне семьи 25,0
Жена работает и в основном выполняет домашние дела 37,3
Жена обязанности поделены поровну, хотя жена не работает 11,2
Домашние обязанности поделены поровну, так как жена работает 21,1
Другое 2,0
Разведен 0,3
Не женат/Не замужем 1,0
Нет семьи 0,1
Всем руководит жена 0,1
Затрудняюсь ответить 1,9
Примечание: составлено авторами по результатам социологического исследования.
В большинстве случаев 37,3 % жена работает и выполняет домашние дела. В других случаях обязанности распределены более справедливо. В том числе: 25 % отметили, что муж работает, а жена занимается домашним хозяйством, 21,1 % ответили, что домашние обязанности поделены поровну, так как жена работает, 11,2 % респондентов отвечают, что несмотря на то, что женщина не работает домашние обязанности выполняются поровну.
В целом население понимает, что домашние обязанности, являются полноценным трудом, который заслуживает уважения и справедливого распределения. Но в большинстве случаев жена работает и в основном выполняет домашние дела, занимается воспитанием детей.
Большое внимание в Стратегии гендерного равенства уделялось достижению гендерного равенства в экономике, дальнейшему развитию предпринимательства среди женщин, повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Для экономического продвижения женщин в 2003 году Национальная комиссия подписала Меморандум о сотрудничестве с республиканским Фондом развития малого предпринимательства. Фондом профинансированы проекты женщин-предпринимательниц [9].
Нами было изучено мнение респондентов о сложностях с карьерой из-за принадлежности к женскому полу. 54,6 % респондентов отметили, что женщинам труднее сделать карьеру, а 39,8 % не согласны с этим мнением. Основной причиной, мешающей женщинам делать карьеру в Казахстане по мнению респонденты - это выполняемые ими родительские обязанности (декрет, уход за ребенком, домашняя работа и т.д.). На это указали 44,0 % респондентов. Профессиональное недоверие мужчин-руководителей к слабому полу отметили 21,1 %. На мужской шовинизм и приверженность традициям указали одинаковые по численности группы составляющие по 14,2 % отвечающих.
Мнение о наличии дискриминации по половому признаку в трудовой сфере характеризуют ответы на вопрос «Существует ли в Казахстане трудовая дискриминация по признаку пола?»: 22,8 % респондентов ответили - «Да», 40,2 % - «Нет», 18,0 % -«Косвенно», 19,0 % - затруднились дать ответ.
Основными формами трудовой дискриминации респонденты отмечают оплату труда (16,1 %), условия труда (24,9 %), прием на работу (35,9 %), другое (2,4 %), 0,7 % респондентов затруднились ответить.
В целом, результаты опроса подтверждают, что женщины оказывают достаточно весомое влияние на общественную жизнь и решение социальных задач. Женщины наравне с мужчинами вносят посильный вклад в развитие экономики страны. Население области в большинстве своем считает, что карьерный рост женщин зависит все же от личных их качеств и жизненных приоритетов (семья или карьера). Возможно, нужно больше внимания уделять проблемам женщин по гармонизации трудовой карьеры с развитием семейных отношений.
Международная и отечественная практика развития социальных отношений содержит ряд мероприятий, направленных на повышение информирования и обучения общества по вопросам гендерного равенства. Гендерная составляющая включена в Государственный общеобязательный стандарт среднего 12-летнего образования в Казахстане. Разработана комплексная образовательная программа «Гендер» для системы школьного и дошкольного образования. В Казахстане проводится гендерная экспертиза школьных учебников [11].
Различным аспектам гендерного развития в Казахстане посвящены работы ученых: Кодар З.М. [12], Сарсембаевой Р.Б. [13], Соловьевой Г.Г. [14] и других. Тендерными исследованиями в Казахстане занимаются многие научные организации, например, научно-исследовательский институт социальных и гендерных исследований Казахского государственного женского педагогического университета. Цель института - содействие в подготовке компетентных и гендерно-чувствительных педагогических кадров, готовых к внедрению гендерных подходов в образовательную систему страны [15].
Последние три года, как отмечают опрошенные в ходе исследования граждане ситуация в Казахстане в вопросах реального равноправия полов изменилась в лучшую сторону. Позитивно оценивается участие государства в обеспечении реального равноправия полов. Трудовое законодательство в достаточной степени защищает право женщин на труд и равную оплату.
По оценкам населения условия для охраны прав женщин на труд, материнство и здоровье в Казахстане в основном созданы. Однако, следует отметить, что необходимо больше внимания уделять качеству специализированной медпомощи. Среди причин проблем со здоровьем у казахстанских женщин, указаны: не соблюдение здорового образа жизни, не представление качественной специализированной медпомощи в стационарах и больницах, качественной доступной медпомощи в женских консультациях и поликлиниках, а также не регулярное проведение медосмотров.
Граждане проявляют интерес к положительному развитию гендерных отношений. Ими отмечена необходимость последовательно проводить гендерную политику государства. Действия государства для обеспечения фактического равноправия мужчин и женщин, по их мнению, должны быть направлены на повышение активности гендерных организаций и совершенствование законодательной базы.
Изменения гендерных отношений казахстанского общества, население связывает с ростом влияния женщин, в том числе: в семье, на работе, в общественных и политических процессах. Результаты реализации Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006 - 2016 годы в целом предопределили позитивные изменения к продвижению женщин в обществе, развитию их лидерских качеств и продвижению на уровень принятия решений. Вместе с тем, в процессе исследования выявлены ряд причин и проблем
гендерных отношений, выработаны предложения для определения перспектив дальнейшего развития государственной гендерной и семейно-демографической политики Казахстана в рамках разработки нового программного документа по гендерной и семейно-демографической политике в Республике Казахстан до 2030 года (таблица 6).
Таблица 6. Анализ проблем и предложения по их преодолению в гендерной политике в Казахстане
Причины и проблемы Решение
Гендерные стереотипы Является основным фактором существования гендерной проблемы. Его преодоление приведет к решению проблемы гендерного неравенства
Невысокая осведомленность населения о гендерных правах Просвещение, гендерные подходы в образовании, пропаганда гендерного равенства
Нежелание отдельных государственных деятелей продвигать женщин на уровень принятия решений, в законодательную и исполнительную власть, государственные корпорации и национальные компании Принятие закона о квотировании представления женщин на уровне принятия решений в политике, экономике, государственной службе, включение для определения рейтинга руководителей «женские индикаторы»
Резкая поляризация общества по достатку Экономическое оздоровление государства, развитие женского предпринимательства, материальная поддержка материнства.
Отсутствие в открытом доступе статистических данных для оценки реальной гендерной ситуации в стране Введение обязательной статистической регистрации системы гендерных показателей и индикаторов
Деформация стереотипов мужской и женской роли в социуме средствами массовой информации. Проведение гендерной экспертизы информационных продуктов
Примечание: составлено авторами.
Выводы
На основе проведенного социологического исследования авторы пришли к мнению, что в настоящее время происходит изменение гендерной социализации в Казахстане. В XXI веке практически невозможно существование традиционной модели гендерных отношений. В связи с кардинальными переменами в политической, экономической и социальной сферах жизни, классический вариант «роли мужчины» и «роли женщины» дает сбой. Изменение проявляется в резком ослаблении поляризации мужских и женских ролей. Экономическое положение не позволяет женщине сидеть дома, воспитывать детей и являться образцом женственности, так как мужчина порой физически не способен полностью обеспечивать семью. В женском сознании появились новые черты женского самоопределения: женщина должна быть независимой, предприимчивой, профессионально успешной, энергичной, то есть обладать качествами, которые раньше считались мужскими. Опросы общественного мнения показывают, что ситуация в Республике Казахстан очень медленно изменяется в направлении гендерного равенства. Экономическая самостоятельность женщины, как и прежде, подвергается сомнению, однако для нее считается возможным самостоятельно выбирать партнера по паре, образ жизни, одежду и т. п.
Гендерное равенство находится под сильным влиянием, как традиционных культурных норм, так и социальной информации. Переход к новым стандартам жизни, прежде всего, отражается на результатах гендерной социализации молодого поколения и на его семье. Гендерная социализация - процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами. Потеря престижности традиционной модели гендерных отношений и традиционной формы брака, в частности, происходит в связи с транформацией традиционных ролей мужчин и женщин. Гендерная политика не дает моментального
результата. Ее плоды станут заметны спустя годы, благодаря накоплению позитивных
практик, созданию условий для соблюдения прав и реализации возможностей всех
гендерных групп.
Библиографический список
[1] Конституция (основной закон) Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www/constitution.kz (дата обращения: 23.12.2018).
[2] Hesse-Biber Sh.N. Mixed Methods Research. Merging Theory with Practice. - New York: Guilford Press, 2010. - P. 3-5.
[3] Бендас Т.В. Тендерная психология. - Санкт Петербург: Питер. 2006. -431 с.
[4] Рейнхарц С. Феминистское мультиметодное исследование // Введение в гендерные исследования. Часть 2. // Под ред. Жеребкина С. - Харьков. ХЦГИ, СПб. Алетейя. 2001. - С. 364 - 385.
[5] World Economic Forum. The Global Gender Gap Report 2016 [Электронный ресурс]: Публикация на сайте Всемирного экономического форума. - Режим доступа: http://reports.weforum.org/global-gender-gap-report-2016/ (дата обращения: 25.12.2018).
[6] Мажилис [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kz.undp.org/content/kazakhstan/ru/home/presscenter/pressreleases/ 2016/04/22/-2006-2016-.html (дата обращения: 25.12.2018).
[7] Женщины и мужчины Казахстана 2011-2015 Статистический сборник Астана, Министерство национальной экономики Республики [Электронный ресурс]. Казахстан, Комитет по статистике. - Режим доступа: http://stat.gov.kz/ (дата обращения: 25.12.2018).
[8] Абдыкаликова Г. (2015): Гендерная политика в Казахстане [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://newtimes.kz/obshchestvo/item/20325-gendernoe-ravenstvo-v-kazakhstane (дата обращения: 25.12.2018).
[9] Shelomentseva V., Altaibayeva Zh., Mutalipova Sh., Bespalyy S., Narynbayeva A., Kaidarova L. Economic and Sociological Aspects of the Development of Gender Relations in Kazakhstan // Revista Espacios, 2018, - Vol. 39, No 28. - P. 24.
[10] Клёцина И.С. Психология гендерных отношений: автореферат диссертации доктора психологических наук. - Санкт Петербург, 2004. - 460 с.
[11] Беркимбаева Ш.К., Кожахметова К.Ж., Соловьева Г.Г., Юнусова М.С., Тайшикова К.Ж. Гендерный подход в системе образования Республики Казахстан. - Алматы: КазГосЖенПИ, 2011. - 302с.
[12] Кодар З.М. Гендерная стратификация общества в этнокультурном и культурно-историческом измерениях. - Алматы: КазГосЖенПУ, 2010. - 255 с.
[13] Sarsembayeva R. Women's entrepreneurship in the Republic of Kazakhstan. Enterpreneurship for a sustainable economy // International Monograph of Scientific-research Interdiscplinary. -Belgrade: Beopress, 2016. - P.53.
[14] Соловьева Г.Г. Гендерная политика Республики Казахстан: Международный опыт и национальная модель//Алматы: КазГосЖенПУ, 2008. - 248 с.
[15] Сайт НИИ социальных и гендерных исследований [Электронный ресурс]. - Режим доступа: kazmkpu.kz (дата обращения 25.12.2018).
References
[1] Constitution (basic law) of the Republic of Kazakhstan. Retrieved from www/constitution.kz.
[2] Hesse-Biber, Sh.N. (2010). Mixed Methods Research. Merging Theory with Practice. New York: Guilford Press.
[3] Bendas, T.V. (2006). Gender Psychology. St. Petersburg: Piter.
[4] Reinharz, S. (2001). Feminist multi-method research. In S. Zherebkin (Ed.), Introduction to gender studies (pp. 364-385). Kharkov, Ukraine: CCGI, St. Petersburg: Aletheia.
[5] World Economic Forum. The Global Gender Gap Report 2016. Publication on the World Economic Forum website. Retrieved from http://reports.weforum.org/global-gender-gap-report-2016/.
[6] Majilis. Retrieved from http://www.kz.undp.org/content/kazakhstan/ru/home/presscenter/pressreleases/ 2016/04/22/-2006-2016-.html.
[7] Women and men of Kazakhstan 2011-2015 Statistical compilation Astana, Ministry of National Economy of the Republic. Kazakhstan, Committee on Statistics. Retrieved from http://stat.gov.kz/.
[8] Abdykalikova, G. (2015). Gender Policy in Kazakhstan. Retrieved from http://newtimes.kz/obshchestvo/item/20325-gendernoe-ravenstvo-v-kazakhstane.
[9] Shelomentseva, V., Altaibayeva, Zh., Mutalipova, Sh., Bespalyy, S., Narynbayeva, A., Kaidarova, L. (2018). Economic and Sociological Aspects of the Development of Gender Relations in Kazakhstan. RevistaEspacios, 39(28), 24.
[10] Kletsina, I.S. (2004). Psychology of gender relations. (Doctoral thesis, Russian State Pedagogical University named after AI Herzen, Saint Petersburg, Russian Federation).
[11] Berkimbaeva, Sh.K., Kozhakhmetova, K.Zh., Solov'eva, G.G., Yunusova, M.S., Tayshikova, K.Zh. (2011). Gender approach in the education system of the Republic of Kazakhstan. Almaty: KazGosZhenPI.
[12] Kodar, Z.M. (2010). Gender stratification of society in the ethnocultural and cultural-historical dimensions. Almaty: KazGosZhenPI.
[13] Sarsembayeva, R. (2016). Women's entrepreneurship in the Republic of Kazakhstan. Enterpreneurship for a sustainable economy. In R. Sarsembayeva (Ed.), International Monograph of Scientific-research Interdiscplinary (p. 53). Belgrade, Serbia: Beopress.
[14] Solovyeva, G.G. (2008). Gender Policy of the Republic of Kazakhstan: International Experience and National Model. Almaty: KazGosZhenPI.
[15] Website of the Research Institute of Social and Gender Studies. Retrieved from kazmkpu.kz.
Получена / Submitted: 15/01/2019
Доработана / Revised: 10/02/2019
Принята / Accepted: 25/02/2019