УДК 316.014
Троневская Марина Айсовна
аспирант Северо-Кавказского федерального университета,
советник генерального директора по связям с общественностью и СМИ АО «Газпром Газораспределение Ставрополь»
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ
Tronevskaya Marina Aysovna
PhD student, North Caucasus Federal University, Advisor to Public Relations and Mass Media General Manager, "Gazprom Gazoraspredelenie Stavropol", JSC
IDENTIFICATION AS A MECHANISM OF SOCIAL ROLES' FORMATION
Аннотация:
В работе рассматриваются понятия «социальный статус» и «социальная роль». Рассмотрены основные критерии и характеристики, присущие социальным ролям. Проанализированы виды идентификации, формирующие социальные роли. Использовались методы описания, классификации и систематизации. Обобщенные знания и выводы могут служить приращению знания по проблеме формирования социальных ролей в социологическом аспекте, поскольку предполагают новое понимание социальной роли как процесса, сформированного идентичностью личности.
Ключевые слова:
социальный статус, социальная роль, социальная группа, социум, идентификация, ролевые ожидания, самоидентификация, ролевые конфликты.
Summary:
The paper deals with the concepts of social status and social role. The main criteria and characteristics typical for social roles are considered. The types of identity that form social roles are reviewed with application of the methods of description, classification and system-atization. Generalized information and findings can serve as an increment of knowledge on the issue of social roles' formation in the sociological aspect, since they involve a new understanding of the social role as a process of identity-based personal development.
Keywords:
social status, social role, social group, society, identity, role expectations, self-identification, role conflicts.
Поскольку организация социума в глобальном масштабе претерпевает серьезные изменения, проблема социальных ролей привлекает к себе все большее внимание. Прежде чем рассматривать такое понятие, как социальная роль, необходимо уделить внимание понятию «статус». Одним из компонентов социальной структуры является статус. Любой статус представляет собой аспект социальной идентичности, помогающий определить отношение к людям. Ведь главным и очень важным условием взаимодействия с любым человеком считается знание того, с кем именно вы общаетесь.
Мы обладаем несколькими статусами, складывающимися из всех тех, которые имеются у нас в данное время. Присоединение к организации или нахождение работы пополняет наш набор статусов; уход от дел уменьшает его. В течение жизни люди приобретают и теряют большое количество статусов. Каждый человек выстраивает принадлежащие ему статусы по степени своей важности для самого себя и по социальной значимости для окружающих. Из всех принадлежащих личности статусов один всегда выделяется как главный, или интегральный. Социальный статус проявляется во внешнем облике, манере поведения и во внутренней позиции человека.
В качестве второй составляющей социального взаимодействия выступает роль. Человек обладает статусом и исполняет роли. Например, обладание статусом студента означает, что такой человек будет посещать занятия, выполнять задания и в целом станет стремиться обогатить свою личность в процессе учебы.
Социальная роль отражает поведение человека, которое избирается в соответствии с принятыми в данном обществе нормами и правилами и зависит от социального статуса личности. Понятие «социальная роль» впервые использовал американский социолог Ральф Линтон в 1936 г. Социальная роль, по его мнению, является динамическим аспектом социального статуса, его функцией, выполняющей набор норм, которые определяют поведение личности и ее взаимоотношения с окружающими. Социальная роль конкретизируется социальной позицией, занимаемой личностью в социально-стратификационной структуре общества. Зачастую человек так вживается в роль, что становится с ней одним целым и потеря привычной роли приводит к утрате части его личности [1].
Социальная роль должна соответствовать двум основным критериям:
- функциональной целесообразности;
- отвечать социокультурным ожиданиям людей.
Взаимосвязь этих критериев проявляется в том, что в одних ситуациях какой-либо из двух критериев может играть главенствующую роль, а в других случаях оба являются равноправными.
Выполнение социальной роли относится к социальным взаимодействиям, когда на протяжении длительного времени личность воспроизводит устоявшиеся черты поведения, соответствующие ожиданиям людей. Только модель поведения, ориентированная на конкретный статус, является социальной ролью. В основе освоения человеком какой-либо социальной роли могут лежать: внешние требования, побуждения освоить роль, выраженные другими, значимыми для данного человека людьми. Но наиболее важной все же является внутренняя мотивация.
Поскольку каждый человек обладает несколькими статусами одновременно, повседневная жизнь представляет собой смешение многочисленных ролей. У каждого индивида существует ролевой набор, включающий в себя совокупность ролей, присущих данному конкретному индивиду в определенных ситуациях и принадлежащих каждому отдельному статусу. Может происходить потеря одной из ролей определенного статуса и на смену ей приобретается другая. Социальные роли возникают и реализуются только в конкретной ситуации.
Т. Парсонс считал, что социальная роль проявляется только в контексте социального взаимодействия. Слияние таких взаимодействий образует динамичную, развивающуюся социальную систему. Социальные действия ведут к удовлетворению, благодаря соответствию этих действий заранее заданным ожиданиям других людей. Таким образом, ожидания становятся основой для формирования социальных норм и общепринятых ценностей.
Т. Парсонс предпринял попытку систематизировать социальные роли. Он считал, что любую роль можно описать пятью основными характеристиками:
1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоционального спокойствия в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (при болезни, страданиях, смерти). От членов семьи и друзей ожидается более активное проявление чувств.
2. Способ получения. Некоторые роли выражаются за счет предписанных статусов, например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются в процессе социализации; например, когда речь идет о профессоре, имеется в виду такая роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.
3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.
4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, начальник при невыполнении его поручений может оштрафовать работника или же сделать ему выговор. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, близким друзьям и родственникам мы оказываем услуги, не требуя какой-либо материальной платы за них, в то время как могли бы взять плату у незнакомого человека.
5. Мотивация. В основе разных ролей лежат различные мотивы. Предполагается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами - в основе его поступков лежит стремление получить максимальную прибыль. Но считается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. В своих трудах Парсонс полагает, что любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик [2, с. 57].
В индустриальных обществах многие люди исполняют большое количество обязанностей, причиной которых выступает разнообразие статусов и ролей. Даже роли, определяющиеся каким-то одним отдельным статусом, способны налагать на человека противоречивые требования. Таким образом, возникает напряжение между ролями, связанными общим статусом. Например, профессор университета всегда дружелюбен со студентами, но в то же время он должен сохранять дистанцию для справедливой оценки студентов. Расстановка ролей по приоритетности выстраивается в соответствии с доминирующими ценностями и складывающимися обстоятельствами.
Г.М. Андреева представляет социальную роль в виде фиксации определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений [3]. Являясь представителем социума, каждый человек принадлежит к большому количеству различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и так далее). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, имеет некий статус, к нему предъявляются определенные требования. Выполнение человеком социальных ролей, соответствующих статусу, является источником предсказуемости и порядка в обществе. Роль предопределяет манеру поведения, поступки, действия
индивида в конкретной ситуации. От человека, исполняющего данную роль, люди ожидают определенных поступков, которые к этой роли они предъявляют. Однако и сам обладатель статуса ожидает ответной реакции от окружающих за выполнение своей роли. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. С исполнителем роли окружающие выстраивают отношения в соответствии с исполнением статусной роли, поскольку соответствующее ожиданиям поведение одобряют, а с нарушителями ожиданий стараются не поддерживать отношения. И все же разные роли в обществе, как и в театре, неодинаково жестко требуют от актера точного следования прилагаемым предписаниям. Таким образом, по мнению отечественного социолога И.С. Кона, социальная роль невозможна без таких условий, как ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом, и социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли. Ожидания людей находятся в структуре между статусом и ролью. Если ожидания рассматриваются как обязательные требования, то при их фиксации они переходят в разряд социальных норм. Но они также могут и не фиксироваться и просто оставаться ожиданиями. Ролевые ожидания включают в себя две составляющие: действия и качества [4, с. 24].
Роль можно определить как типичную реакцию на типичное ожидание. Базовую типологию ролей заранее определяет общество. Ни одна роль не является жестко фиксированной моделью поведения. Скорее поведение заключает в себе результат свойственного данной роли способа толкования ролевых ожиданий. Поскольку человек подчиняется заранее предписанным правилам, характеризующим каждую роль, он практически не имеет возможности на то поведение, которое, по его мнению, является соответствующим его желаниям.
Только при условии правильной интерпретации и оценки социальных ролей друг друга возникает социальное взаимодействие. Этот процесс американский психолог Т. Шибутани назвал принятием роли. По его мнению, процесс принятия роли является сложным и заключается в восприятии жестов, идентификации с другим индивидом и проекцией на другого своих собственных форм поведения. Эффективность участия человека в согласованных действиях зависит от его способности становиться в воображении различными людьми. Важнейшим механизмом формирования социальных ролей является идентификация - выражается в осознании индивидом групповой принадлежности (этнической, политической, территориальной, языковой, религиозной) и формировании социальных установок. Выделяют два вида идентификации личности: 1) социальная идентификация - осознание и эмоциональное восприятие личностью своей принадлежности к определенной социальной общности; 2) ролевая идентификация - принятие личностью общественно предопределенных норм и групповых требований в виде отвечающих ее собственным интересам и потребностям. Идентификация является предпосылкой для формирования идентичности - социального качества, которое является результатом сознательного и эмоционального самоотождествления индивида с другими людьми, социальной общностью [5].
Таким образом, социальная роль является моделью поведения, ориентированной на существующий у человека статус. Также ее можно выразить как шаблонный вид поведения, заключающийся в выполнении прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Роль описывает процесс взаимодействия людей, имеющих различные статусы, друг с другом. Правильно реализованная роль получает одобрительную оценку со стороны окружающих. Можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль - их различие.
Идентификация индивида с большой социальной группой является потребностью в своем собственном «мы», в принадлежности к определенной социальной среде. Социализация личности невозможна без принятия на себя определенных ролей и попытки им соответствовать, исполнять их. В процессе исполнения конкретной социальной роли индивид выступает не только в качестве носителя свойственных ему характеристик, выражающих специфику бытия соответствующих социальных групп и видов деятельности, но также он идентифицирует свою личность с окружающей действительностью. Без самоидентификации вхождение в любую роль невозможно.
Как для общества, так и для личности формирование стабильной идентичности, выраженной в максимально полном соответствии желаний субъекта и требований окружающей действительности, является важным моментом. Чем больше социальных ролей способен выполнять человек, тем более приспособленным к жизни он является. Процесс социализации личности часто выступает как механизм освоения социальных ролей. Принятие роли может быть добровольным, добровольно-принудительным и принудительным. Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Иное поведение ролью не является. Каждый человек исполняет свои роли с определенной долей индивидуальности и оригинальности, но вариации ограничиваются определенными нормами и ожиданиями, накладываемыми обществом на конкретную роль. Поэтому считается, что роль является относительно стабильной позицией даже тогда, когда одну и ту же роль исполняют разные люди.
Ролевые конфликты происходят при распаде или переходе к другому статусу совокупности тех социальных ролей, которые закреплены за конкретным статусом.
Общество наделяет индивидов идентичностью, оно поддерживает ее и трансформирует. Социальная среда создает сотни ритуальных актов, подкрепляющих вступление в новые статусы и роли. Общество, социальная группа не только избирают людей, наиболее подходящих для выполнения определенных ролей, не только предписывают им образцы ролевого поведения, но и контролируют исполнение роли в соответствии с ролевыми нормами. Поскольку в обществе доминирует потребительская сторона, нежели творческая, совершенствование личности и общества в целом все больше замедляется. В информационном обществе проблема определения и контролирования социальных ролей является достаточно сложной. Получая широкие возможности для общения с другими людьми посредством дистанцированности, человек сталкивается с огромным количеством социальных ролей. Выход из этой ситуации проявляется в виде двух вариантов: в ограничении социального общения и фиксировании ролей или же в попытке приспособления к исполнению огромного количества социальных ролей.
Ссылки:
1. Linton R. The Cultural Background of Personality. New York ; London, 1945.
2. Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы / под ред. Т. Парсонса. М., 1972.
3. Андреева Г.М. Социальная психология М., 2003.
4. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984. 336 с.
5. Шибутани Т. Социальная психология. М., 2007.