УДК 159.923.2/.5
Рыжкова Светлана Юрьевна
кандидат психологических наук, г. Челябинск
Рыжкова Елена Юрьевна
аспирант кафедры философских наук Челябинской государственной академии культуры и искусств
СУЩНОСТЬ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Аннотация:
В статье представлен комплексный подход к понятию «ролевое поведение». Приведенный анализ позволяет проследить онтогенез данного феномена в научно-психологическом аспекте, рассмотреть структуру и виды ролей, детерминанты ролевого поведения.
Ключевые слова:
теория ролей, личность, роль, жизненный сценарий, перевоплощение, ролевое поведение, ролевой репертуар, ошибки атрибуции, условия межличностного взаимодействия.
Ryzhkova Svetlana Yuryevna
PhD in Psychology, Chelyabinsk
Ryzhkova Elena Yuryevna
PhD student, Philosophy Department, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts
THE ESSENCE OF ROLE BEHAVIOUR IN CONDITIONS ОF INTERPERSONAL INTERACTION
Summary:
The article presents a comprehensive approach to the concept of "role behaviour". The presented analysis allows the authors to trace the ontogeny of this phenomenon in the scientific psychological aspect, consider the structure and types of roles and role behaviour determinants.
Keywords:
theory of roles, identity, role, life scenario, transformation, role behaviour, role repertoire, attribution error, conditions of interpersonal interaction.
В условиях затянувшегося социально-экономического кризиса жизнь российского общества продолжает оставаться сложной и противоречивой. Поэтому процесс обретения адаптационных механизмов к стремительно меняющимся жизненным ситуациям обусловил вопрос о значимости ролевого поведения личности в социуме. Сегодня ролевое поведение является уникальным продуктом, обеспечивающим как самореализацию индивида, так и функционирование общественного организма в целом.
Анализ современных научных представлений о сущности ролевого поведения показывает, что, несмотря на наличие обширного эмпирического материала по проблематике, в литературе не раскрыты проблемы содержательной деятельности личности в ролевом поведении и не учтены объективные социально-психологические условия, определяющие данный феномен. В связи с этим представляется необходимым на основе имеющейся информации сформировать авторский подход к определению сущности «ролевого поведения».
Согласно теории трехмерной модели культуры, каждая отдельная личность выстраивает свою индивидуальную жизнь и деятельность по неким программам или сценариям, которые определяются социальными условиями и усвоенными личностью культурными установками [1]. Человек, погруженный в определенный социокультурный контекст, всегда имеет некий сценарий, который определяет его возможные пути и способы реальных действий. Такие сценарии предопределяют профессиональную деятельность, формы досуга, дружеские или любовные отношения, семейную жизнь, предлагая личности репертуар ролей с уникальным диапазоном. Если определенный способ поведения человека имеет смысловой стержень и предсказуемый сценарий, он называется ролью. Роль определяет технологию человеческой деятельности, нацеленную на получение желаемого результата [2]. Чем более примитивный и предсказуемый сценарий играет личность, тем проще согласиться, что личность - это система ролей. Чем красивее и сложнее жизненные сценарии, чем в большей степени это авторские разработки, тем труднее назвать такое поведение ролевым [3].
Понятие роли сегодня широко используется в социологии, антропологии, социальной психологии и психиатрии. Оно перешло в современную науку из театра и тесно связано с проблемой перевоплощения в эстетических учениях Платона и Аристотеля, которые рассматривали искусство как двойник, отражение, копию внешнего мира [4]. Позже, анализируя проблему перевоплощения как определенную метафизическую гипотезу, раскрывающую сущность человеческой природы, французский теоретик театра Антонен Арто предположил, что искусство должно содержать не только внешнюю, но и внутреннюю реальность человека. Однако теоретико-практическую основу ролевого перевоплощения составила известная система, разработанная К.С. Станиславским применительно к деятельности актера [5].
Термин «исполнение роли» в театральной педагогике означает специальный прием имитации поведения, базовую технику поведения. Само понятие «личность» (от лат. «персона») означает маску (личину), надевавшуюся актером в театре, а термин «роль» происходит от лат. «роту-лус» и означает свиток, с которого актеры первобытного театра «считывали роль», а не исполняли ее, как в современном театре [6]. Как и теоретики театра, психологи, изучающие ролевое поведение, исходят из того, что социальная жизнь сродни игре на театральной сцене, со всеми присущими ей особенностями в виде определенных мизансцен, масок и сценариев [7].
В словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова термин «роль» означает изображение актером на сцене действующего лица пьесы [8]. Подобное определение дано в словаре В.И. Даля, который предлагает понимать роль как «личность, представляемую лицедеем, актером, самые речи его, и все, что к нему относится» [9]. С точки зрения философии понятие «роль» объясняется через такую категорию, как образец поведения (включая действия, мысли и чувства), который является нормативно одобренным и устойчивым, воспроизводимым индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе [10]. С данным утверждением солидаризируется определение из психологического словаря, которое рассматривает роль как форму поведения человека в зависимости от того, какое положение в социальной группе он занимает [11]. В социальной психологии понятие «роль» относится к любой модели поведения, включающей некоторые права, обязательства и обязанности, которые ожидаются от индивида [12].
Полифония эстетических взглядов античных философов, мастеров сценической педагогики, социологов, антропологов и психологов породила в начале XX в. новый подход к изучению личности - ролевую теорию, которая описывает личность посредством принятых или вынужденно выполняемых ею образцов поведения и социальных функций, то есть ролей, вытекающих из социального статуса определенной группы или самого социального общества.
Исследованиями в русле данной теории занимались как зарубежные ученые (Э. Аронсон, Г. Беккер, Э. Берн, Г. Блумер, М. Вебер, П.П. Горностай, Э. Гофман, Х. Данкен, Р. Дарендорф, Э. Дюркгейм, Ф. Зимбардо, Н. Камерон, Д. Киппер, Ч. Кули, М. Кун, Г. Лейтц, Р. Линтон, М. Люшер, Х. Маурер, Р. Мертон, Дж. Мид, Я.Л. Морено, Т. Парсонс, Т. Портленд, Т. Сарбин, А. Стросс, Р. Тернер, З. Фрейд, Э. Хьюз, Т.Л. Шибутани, А. Шюц), так и отечественные (Г.В. Акопов, Г.М. Андреева, С.П. Безносов, А.А. Бодалев, Л.П. Буева, Р.М. Грановская, А.Л. Гройсман, А.А. Деркач, М.И. Еникеев, И.С. Кон, А.И. Красило, Д.А. Леонтьев, П.Я. Прыгунов, Е.А. Руденский, А.М. Столя-ренко, А.В. Филиппов, В.А. Ядов, М.Г. Ярошевский и др.).
В рамках ролевого подхода личность рассматривается как совокупность и динамическое сочетание личностных и социальных ролей, а формирование личности представляется как освоение ею определенных ролей. Социально-ролевые ожидания (экспектации) определяют поведение человека (исполнение им роли), влияют на его восприятие и формирование линий ролевого поведения.
Личностная роль создает определенные ценности, потребности, интересы, характерную мотивацию, соответствующий инструментарий и начинается с узнаваемой модели. Наполнение ролевого поведения индивидуальными чертами зависит от персональных знаний, умений, а также важности человека соответствовать ожиданиям окружающих. Кроме того, ряд ролей предписан человеку от рождения, то есть определен его полом, возрастом и происхождением.
Социальная роль реализует модель поведения, направленную на выполнение функций, предписанных определенному статусу. Эти предписания, правила поведения воплощаются в конкретных социальных нормах [13]. Общество в данном случае представляет собой некий набор определенных социальных позиций (инженер, ученый, школьник), действуя в рамках которых, человек должен реализовать предписываемую ему функцию.
Роли имеют довольно разнообразные проявления и могут быть постоянными (мужчина, женщина), неопределенными по времени (ребенок, родитель, супруг), кратковременными (победитель, пациент). Посредством ролей в каждой ситуации человек формирует несколько отличный «Я-образ» и реагирует на нее в соответствии с требованиями данной ситуации. Каждый индивид имеет определенный ролевой репертуар, который им реализовывается при взаимодействии с другими людьми. Диапазон и количество ролей обусловливаются многообразием социальных групп, взаимодействий, отношений и типов деятельности, в которых состоит человек. Активно играя новые роли, люди либо изменяются сами, либо проникаются чувствами тех, чьи роли отличаются от их собственных.
Социальные роли личности в теории ролей рассматриваются в трех аспектах:
- в социологическом - как система ролевых ожиданий, то есть заданная обществом модель роли, влияющая на формирование личности человека и овладение им социальными ролями;
- в социально-психологическом - как исполнение роли и реализация межличностного взаимодействия;
- в психологическом - как внутренняя, или воображаемая роль, которая не всегда реализуется в ролевом поведении, но определенным образом на нее влияет.
Взаимосвязь этих трех аспектов представляет собой ролевой механизм личности.
В большинстве ролевых теорий, посвященных анализу факторов, воздействующих на восприятие и выполнение индивидом той или иной роли, в структуре роли выделяют:
1) когнитивный аспект, раскрывающий знание или представления о правах и обязанностях, связанных с данной ролью;
2) эмоциональный аспект, демонстрирующий значимость выполняемой роли;
3) поведенческий аспект, предполагающий наличие умения выполнять данную роль;
4) рефлексивный аспект, основанный на способности осознавать свое ролевое поведение. В качестве взаимосвязанных элементов структуры ролевого поведения выступают: субъект
ролевого поведения - конкретная личность; объект ролевого поведения - люди, представляющие личный или профессиональный интерес для взаимодействия; выбор используемой линии ролевого поведения; условия, с учетом которых осуществляется ролевое поведение. Психологическими детерминантами ролевого поведения выступают факторы, характеризующие субъект, объект, процесс и условия, в которых оно реализуется. Ролевое поведение осуществляется непосредственно или опосредованно, при помощи манеры поведения, жестов, мимики, пантомимики и речи, с использованием конкретных линий поведения для успешной адаптации и эффективного взаимодействия со средой.
Таким образом, ролевое поведение - это своеобразное единство, взаимопроникновение социальной роли и индивидуального исполнителя, которое можно представить как функцию двух переменных. Первая (социальная роль) отвечает за программирование поведения, а вторая (личностная роль) обеспечивает его преемственность. Соотношение этих переменных в крайних их проявлениях выглядит следующим образом: либо они включаются более или менее полно друг в друга, либо отдалены друг от друга, противостоят одна другой. Вторая ситуация ведет к внутриличностному конфликту, суть которого состоит в том, что разные люди по-разному представляют себе одну и ту же роль. Наряду с внутриличностными существуют и межролевые конфликты, обусловленные противоречивыми требованиями, предъявляемыми к исполнению той или иной роли в социальных группах различной специфики и направленности.
Генетической основой ролевого поведения является материальная деятельность. Возникнув на ее основе, ролевое поведение превращается в особую социальную форму активности индивида, предметом которой является выстраивание отношений с другими людьми. Знание устойчивых причин поведения других людей приобретается через атрибуцию, в процессе которой представляется возможность делать заключение об особенностях характера, социальных установках, мотивах и намерениях других людей на основе наблюдений за их поведением [14]. Атрибуция является комплексным процессом, и для определения причин поведения человека анализируется информация, связанная с согласованностью, постоянством и дифференциацией. Однако атрибуция является основой для возникновения нескольких видов ошибок: ошибки соответствия, или фундаментальной ошибки атрибуции (объяснение действий других людей как соответствующих их характеру даже при наличии ситуативных причин); эффекта «деятель - наблюдатель» (приписывание причин собственного поведения ситуативным факторам, а причин поведения других людей - внутренним); ошибки самооправдания (тенденция видеть собственные позитивные результаты как достигнутые по внутренним причинам, а негативные - по внешним).
Обобщая вышесказанное, представляется обоснованным определить сущность ролевого поведения как совокупность способов, форм и методов индивидуального взаимодействия личности в социуме, закрепленных в алгоритме ролей социальных систем, культуре времени и доминирующих в обществе дискурсах.
Ссылки:
1. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб., 2006. 464 с.
2. Культурология : учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М., 2007. 566 с.
3. Козлов Н.И. Психологос. Энциклопедия практической психологии. М., 2015. 752 с.
4. Виппер Б.Р., Ливанова Т.Н. История европейского искусствознания. От Античности до конца XVIII в. М., 1963. 428 с.
5. Станиславский К.С. Статьи, речи, беседы, письма. М., 1953. 782 с.
6. Гройсман А.Л. Личность, творчество, регуляция состояний : руководство по театральной и паратеатральной психологии. М., 1998. 436 с.
7. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2015. 800 с.
8. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка : ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / под ред. проф. Л.И. Скворцова. М., 2010. 736 с.
9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 2 т. Т. 2. М., 2002. 1088 с.
10. Всемирная энциклопедия: Философия / гл. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М., 2001. 1312 с.
11. Немов Р.С. Психологический словарь. М., 2007. 560 с.
12. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М., 2009. 811 с.
13. Новая российская энциклопедия / редкол.: В.И. Данилов-Данильян, А.Д. Некипелов и др. Т. 14 (1): Ре - Рыкованов. М., 2016. С. 279.
14. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология: ключевые идеи. СПб., 2003. 512 с.
References:
1. Karmin, AS & Novikova, ES 2006, Cultural Studies, St. Petersburg, p. 464.
2. Solonina, JN & Kagan, MS (eds.) 2007, Cultural Studies: textbook, Moscow, p. 566.
3. Kozlov, NI 2015, Psihologos. Encyclopedia of Applied Psychology, Moscow, p. 752.
4. Wipper, BR & Livanova, TN 1963, History of European Art. From Antiquity to the end of the XVIII century, Moscow, p. 428.
5. Stanislavsky, KS 1953, Articles, speeches, conversations, letters, Moscow, p. 782.
6. Groisman, Al 1998, Personality, creativity, the regulation states: a guide to theater and para theater psychology, Moscow, p. 436.
7. Meyers, D 2015, Social Psychology, St. Petersburg, p. 800.
8. Ozhegov, SI 2010, Explanatory Dictionary of the Russian language: approx. 100,000 words, terms, and idiomatic expressions, Moscow, p. 736.
9. Dal, VI 2002, Explanatory Dictionary of Russian language: in 2 vols., vol. 2, Moscow, p. 1088.
10. Gritsanov, AA (ed.) 2001, The World Encyclopedia of Philosophy, Moscow, p. 1312.
11. Nemov, RS 2007, Psychological Dictionary, Moscow, p. 560.
12. Meshcheryakov, BG & Zinchenko, VP (eds.) 2009, A significant psychological dictionary, Moscow, p. 811.
13. New Russian Encyclopedia 2016, vol. 14 (1): Re - Rykovanov, Moscow, p. 279.
14. Baron, R, Byrne, D & Johnson, B 2003, Social psychology: the key ideas, St. Petersburg, p. 512.