УДК 339.544
ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ВЫЯВЛЕНИЕ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ КЛАССИФИКАЦИИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ПУНКТЕ ПРОПУСКА
Захаренко Татьяна Анисимовна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой товароведения и таможенной экспертизы, канд. техн. наук, доцент, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены значимость, актуальные вопросы и перспективы развития идентификации и выявления фальсификации продовольственных товаров для целей классификации в интеллектуальном пункте пропуска при проведении таможенного контроля
Ключевые слова: идентификация; классификация; продовольственные товары; интеллектуальный пункт пропуска; таможенный контроль; выявление фальсификаций
IDENTIFICATION AND DETECTION OF FAKE FOOD PRODUCTS FOR CLASSIFICATION PURPOSES AT AN INTELLIGENT CHECKPOINT
Zakharenko Tatyana A.
Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of the Department of Commodity Science and Customs Expertise, Candidate of Technical Sciences, Docent, e-mail: [email protected]
The article discusses the significance, current issues and prospects for the development of identification and detection of falsification of food products for classification purposes at an intelligent checkpoint during customs control
Keywords: identification; classification; foodstuffs; intelligent checkpoint; customs control; detection of falsifications
Для цитирования: Захаренко Т.А. Идентификация и выявление фальсификации продовольственных товаров для целей классификации в интеллектуальном пункте пропуска // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.
2024. № 2(90). С. 19-23.
Сфера таможенного регулирования относится к важнейшим направлениям развития Евразийского экономического союза (ЕАЭС) [1, 2]. Цифровизация процессов в таможенном деле приносит свои значимые результаты. Одним из инновационных направлений развития с 2023 г. стал переход от электронного управления к созданию интеллектуальных пунктов пропуска.
Интеллектуальный пункт пропуска основывается, прежде всего, на создании возможностей для оперативного информационного взаимодействия таможенных органов, находящихся подчас на очень значительных расстояниях, а также уполномоченных органов исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченных структур ЕАЭС и других дружественных стран в едином информационном поле.
В силу того, что одной из ключевых составляющих внешнеэкономической деятельности, в том числе таможенного контроля, является именно товар, его свойства, характеристики, признаки, значимые для определения подлинности товаров, достоверности их заявленных классификационных кодов в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС), особую актуальность для
будущих интеллектуальных пунктов пропуска приобретают вопросы идентификации перемещаемых товаров.
В Санкт-Петербургском филиале Российской таможенной академии 28-29 мая 2024 года прошла Международная научно-практическая конференция «Интеллектуальный пункт пропуска в России и мире: компетентностный подход к созданию». Конференция направлена на разработку стратегий комплексного совершенствования информационно-технических средств таможенного контроля в контексте формирования интеллектуальных пунктов пропуска и поиск направлений для дальнейшего развития партнерских отношений между таможенными и иными государственными контролирующими органами, представителями бизнес-сообщества, а также разработчиками информационных таможенных технологий.
Цель данной статьи - проанализировать имеющуюся основную доступную информацию об интеллектуальных пунктах пропуска с точки зрения идентификации и классификации перемещаемых товаров и показать значимость, актуальные вопросы и перспективы развития идентификации и выявления фальсификации на примере продовольственных товаров для целей классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС
в условиях интеллектуального пункта пропуска при проведении таможенного контроля.
Поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать основные тенденции создания и развития интеллектуальных пунктов пропуска.
2. Показать возможные проблемы идентификации, определения подлинности продовольственных товаров в целях классификации на основе систематизации опыта и типичных случаев нарушений таможенного законодательства при перемещении товаров и необходимости их учета в условиях создания интеллектуальных пунктов пропуска.
Результаты анализа основных тенденций создания и развития интеллектуальных пунктов пропуска, поставленные в качестве первой задачи данной статьи, показали, что краеугольным камнем совершенствования таможенного контроля в современных условиях является увеличение пропускной способности пункта пропуска электронного декларирования и превращение его в интеллектуальный пункт пропуска за счет решения следующих вопросов:
- применение современных подходов к автоматизации процедур контроля перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, в том числе сканирования перемещаемых транспортных средств и товаров;
- развитие единого информационного поля для контролирующих органов;
- развитие единого информационного поля для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД);
- развитие и накопление базы данных об идентификационных товароведческих характеристиках и свойствах товаров, соответствующих установленным требованиям, товаров с признаками фальсификации, контрафакции, недостоверно декларируемых и классифицируемых в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, товаров, подпадающих под запреты и ограничения, «товаров риска» и «товаров прикрытия»;
- создание и развитие механизма взаимодействия интеллектуального пункта пропуска и постов фактического контроля, если в отношении товаров выявлены нарушения таможенного законодательства.
- категорирование участников ВЭД, например, направление через зеленый коридор товаров участников ВЭД, не имеющих нарушений таможенного законодательства за предшествующий период.
Предполагается, что добросовестные участники ВЭД, имеющие положительную репутацию, сократят время на пересечение пункта пропуска за счет безостановочного передвижения транспортных средств, оперативного принятия решений таможенными и другими уполномоченными контролирующими органами, упрощения
получения их разрешительных документов. Быстрее пересекут границу и «новички» внешнеэкономической деятельности, благодаря современной цифровой платформе и «безбумажным» технологическим решениям. Сократится количество недобросовестных участников ВЭД, нарушающих таможенное законодательство. Должностные лица таможенных органов, в том числе таможенные эксперты получат больше дополнительной достоверной информации для принятия обоснованных и оперативных решений.
Акценты фактического контроля уже и сегодня перенесены из пунктов пропуска в пункты их доставки, однако интеллектуальный пункт пропуска сократит перемещение «неблагонадежных» товаров в места доставки.
Снизится нагрузка на таможенные органы, если система «интеллектуальный пункт пропуска» будет способна выбрать наиболее целесообразный объект для контроля, а также способ его проверки и идентификации. Данная система сможет производить проверку данных, полученных от недобросовестных участников ВЭД, например, декларантов, ранее замеченных в нарушениях.
Планируется введение изменений в Таможенный кодекс ЕАЭС, что возможно актуально и для Северо-Западного региона Российской Федерации. Например, без декларирования предполагается ввозить в ЕАЭС рыбу, вылов которой осуществляется в исключительной экономической зоне стран ЕАЭС, в открытом море или континентальном шельфе. Перевозка осуществляется морскими судами из одной части ЕАЭС в другую с пересечением таможенной границы ЕАЭС. Даже в этом случае перевозимая рыба будет сразу признаваться товаром ЕАЭС.
В рамках перспективных тенденций развития наряду с уже решенными вопросами ускорения автоматизации регистрации и выпуска деклараций на товары, системы управления рисками и отнесения участников ВЭД к определенным категориям, полагают поступательный рост автоматизации к 2030 году - 100 %. Также будет проходить постепенное накопление информационной базы данных и отлаживание взаимодействия данных ИДК, и все большего числа массива данных федеральных органов исполнительной власти.
Добросовестные участники ВЭД объединяются в сообщества, кроме того успешно реализуется инициатива ФТС России «10 шагов на встречу бизнесу».
В 2024 году в ФТС России планируется в основном завершить внедрение персональных моделей «цифровых двойников» участников ВЭД, а также модель цифрового двойника процессов таможенного контроля и как дополнение и соответствующей двойнику цифровой тени модель оценки эффективности таможенного контроля [3,4]. Очевидно, целесообразно будет создать и модель цифрового двойника процессов идентифика-
ции товаров в целях реализации модели интеллектуального пункта пропуска. При всей важности сферы машин и оборудования, на первый план также выходят продовольственные товары, как наиболее потенциально опасные для здоровья населения.
Созданию интеллектуальных пунктов пропуска предшествовала более ранняя инновация - установка портальных инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК), что позволило существенно увеличить пропускную способность и существенно сократить время таможенного контроля транспортных средств путем технологии сканирования транспорта, позволяющего водителю не выходить из кабины.
Результаты исследования мнений теоретиков и практиков таможенного дела, обозначенные в качестве второй задачи статьи, позволяют констатировать следующее.
Среди рисков при направлении товарной партии на ИДК отмечались, например, со стороны участников ВЭД - предоставление недостаточной информации в части наименования товара для его идентификации в целях классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, перемещение контрафактных товаров, товаров, не соответствующих установленным требованиям, несоблюдение запретов и ограничений.
Попытки перемещения запрещенных товаров под видом продовольственных товаров. Например, наркотические средства маскируются под видом товаров, по форме напоминающих огурцы (рис. 1).
Система анализа большого объема данных, цифровизация всех процессов взаимной торговли
стран ЕАЭС, применение элементов искусственного интеллекта - тенденции улучшения процессов автоматической классификации товаров, идентификации рентгеновских снимков. Однако первоначально это больше подходит для товаров «безрисковых», перемещаемых по «зеленому коридору». В противном случае, если «что-то пошло не так», как отмечают практики, следует предусмотреть возможность перемещения «рисковых» товаров на пост фактического таможенного контроля.
Применение искусственного интеллекта при определении классификационного кода ТН ВЭД ЕАЭС на данном этапе времени целесообразно только как дополнительное средство поиска классификационных решений.
Необходима систематизация классификационных признаков на различных уровнях детализации в части товарных позиций, субпозиций, подсубпозиций ТН ВЭД ЕАЭС как система ссылок на характеристики товаров в соответствии с имеющимися.
При сканировании снимков товаров, например, под наименованием «тесто замороженное», не всегда можно увидеть, что это не тесто, а перевозится, например, мясо.
При ввозе такого продовольственного товара, как чай, может возникнуть необходимость в идентификации товара, так как есть риск, что провозиться не чай, а чай с добавками или другие смеси. Данные товары имеют разные классификационные коды в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
При ввозе дорогостоящих сыров в документах в целях занижения таможенных платежей может указываться недобросовестными участниками
Рис. 1. Попытка провоза наркотических средств под видом огурцов
Таблица
Предложения по изменению классификации икорной продукции
в ТН ВЭД ЕАЭС
Код ТН ВЭД ЕАЭС Наименование
Существует Предлагается
- икра осетровых и заменители икры осетровых: - икра осетровых и прочих видов рыбы:
1604 31 ООО 0 --икра осетровых — икра осетровых
1604 32 00 — заменители икры осетровых: --икра прочих видов рыбы:
1604 32 001 0 ---икра лососевых (красная икра) ---икра лососевых (красная икра)
1604 32 009 0 ---прочие ---прочие
ВЭД не сыр, а более дешевый молокосодержа-щий продукт, изготовленный по технологии сыра.
Важен также терминологический аспект, в том числе корректность перевода в ТН ВЭД ЕАЭС, что значимо при формировании базы данных интеллектуального пункта пропуска.
Например, в группе 16 ТН ВЭД ЕАЭС под термином «заменители икры» понимается икра различных видов рыбы (например, лосося, карпа, щуки, тунца, кефали, трески), кроме икры осетровых видов рыбы [5].
Существующий перевод «заменители икры» является некорректным по смыслу. На форумах участники ВЭД скептически к такому переводу относятся, недоумевая «разве может икра трески заменить икру осетра»?
В качестве одного из простых вариантов изменений предлагается следующая классификация, представленная ниже в таблице.
Таким образом, на современном этапе осуществляется переход от электронного управления к интеллектуальному таможенному контролю в интеллектуальных пунктах пропуска. Возможный эффект работы интеллектуальных пунктов пропуска - создание единого информационного поля для различных органов государственного контроля, сокращение времени на постах таможенного контроля, автоматизация рабочих мест и процессов, повышение эффективности таможенного контроля, больше возможностей для внедрения инноваций и экономического развития, технологических инноваций в производстве и торговом обороте товаров, сокращение коррупционных рисков за счет сокращения контактов таможенного инспектора и участника ВЭД, реализация прозрачности таможенного контроля, обеспечение безопасности ввозимых товаров, увеличение скорости таможенных операций для «безрисковых товаров».
Однако следует обратить особое внимание и на необходимость идентификации товаров, возможность перемещения «рисковых» товаров
на пункты фактического таможенного контроля и назначения, например, таможенной экспертизы, по результатам которой может быть принято иное классификационное решение, которое будет способствовать обеспечению экономической безопасности государств - членов ЕАЭС [6].
Уделить пристальное внимание соответствию информации в товаросопроводительных документах и в графе 31 декларации на товары, в том числе по признакам, значимым для определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
При формировании базы данных интеллектуального пункта пропуска важное значение имеет использование терминологии ТН ВЭД ЕАЭС, имеющей юридическую силу и терминологии технических регламентов и стандартов, требованиям которым продукция должна соответствовать. Это направление требует гармонизации терминологии.
В целом создание интеллектуальных пунктов пропуска является перспективным направлением развития таможенного дела даже для таких товаров, как продовольственные.
Библиографический список:
1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // СПС «Консультант Плюс». URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_353557/ 62de6eae95a59b 101c046143d08662125blb4032/.
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант Плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_ 215315.
3. Афонин П.Н., Лебедева А.Ю. Разработка математической модели информационной безопасности унифицированной цифровой платформы интеллектуального пункта пропуска // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2021. № 1 (77). С. 15-18.
4. Лебедева А.Ю. Развитие научно-методических принципов оценки функционирования интеллектуального пункта пропуска с применением цифровых двойников и цифровых теней Н Интеллектуальный пункт пропуска в России и мире: ком-петентностный подход к созданию: Сборник докладов Международной практической конференции, Санкт-Петербург, 16-17 февраля 2023 года. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), 2023. С. 66-68.
5. Захаренко Т.А. Товароведение и классификация по ТН ВЭД рыбы, рыбных товаров, ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных: учебное пособие / Т.А. Захаренко, О.В. Смирнова, С.П. Фошкина. Санкт-Петербург: РИО Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, 2021. 110 с.
6. Захаренко Т.А. Актуальные вопросы выявления фальсифицированной и контрафактной продукции в таможенных целях П Зеленый коридор. Наука и образование в таможенном деле. 2018. № 2(4). С. 19-22.