Максименко А.Н.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ОТРАЖЕНИЕ В УЧЕТЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ
За последние 30-40 лет появился ряд видов учета, которые в той или иной степени решают основной недостаток традиционного бухгалтерского учета, сводящийся к господству бухгалтерских оценок, которые очень далеки от реальности. Эту проблему в определенной степени и пытается решить ситуационная бухгалтерия1.
Д. Г. Сортер и Ч.Г Хорнгрен обратили внимание на оценку актива и расходов, связывая ее с будущими ожиданиями и существенностью средств и расходов. Для общества важна не традиционная бухгалтерская оценка актива, расходов и прибыли, а экономическая, первая позволяет выгодно продавать на бирже акции, вторая — оптимизировать распределение ресурсов. Актив, с их точки зрения, это полные будущие расходы, имеющие следствием полные будущие доходы.
Взгляды Сортера получили распространение и развитие [1, с.381] в трудах практически всех авторов, как отечественных, так и зарубежных. Это породило несколько самых разнообразных определений ситуации во взаимосвязи с событиями и фактами.
Среди нормативных теорий можно отметить работы Р. Антони, Дж. Дирдена, социологические исследования Э. Н. Каплана, ситуационные теории учета Д. Г.
1 Ситуационная бухгалтерия называется разными авторами по-разному:
- ситуационная (Д.Г. Сортер, Ч.Г. Хорнгрен, Р.Энтони, Дж. Рис, О. Джонсон);
- событийная (Е. Теребуха, К.Н.. Нарибаев, Д.Хэйес, Дж. Д. Томпсон, П. Р. Лоуренс, Дж. Лорш); ситуационно-событийная (Я. Степнев-ский, О.И. Кольвах, Э. Хендриксен, П. Бирд, Э. Маккарти);
ситуационно-матричная (О.И. Кольвах).
Сортера и О. Джонсона (бухгалтерский учет есть учет событий с ценностями), ситуационную теорию Д. Хэйес (основанную на работах Дж. Томпсона, П.Р Лоуренса, Дж. Лорша о взаимосвязи организации и ее окружения), [1, с. 385], концепция ситуационно-матричной бухгалтерии О.И. Кольваха, концепция виртуального и сетевого учета Г.Е. Крохиче-вой, концептуальные основы функционирования активно-адаптивной системы учета в сельском хозяйстве В.Г. Широбо-кова, концептуальные подходы к использованию инструментов бухгалтерского инжиниринга разработанные и апробированные В.И. Ткачем, Г.Е. Крохичевой, А.Н. Щемелевым, Е.И. Муруговым, Д.В. Курсеевым и др.
Ситуации, события, деловая операция, факты хозяйственной деятельности, встречаясь практически во всех работах, но до сих пор не проведена идентификация этих явлений с точки зрения бухгалтерских критериев, основополагающих принципов, способов отражения и контроля, учетных механизмов и др.
При идентификации ситуаций и событий необходимо учитывать временные и территориальные параметры, методы их измерения, используемые учетные и контрольные механизмы.
Каждое событие характеризуется комплексом деловых операций и фактов хозяйственной деятельности с учетом того, как модифицируется объект учета (собственность, прибыль, финансовое положение) под воздействием операций (рис. 1).
Принятую классификацию операций Я. Степневский дополняет в зависимости от времени: 1) не наступившие, 2)
исполняемые, 3) исполненные операции. Суть учета — переход операции из второго состояния в третье. Завершающий момент — выведение нового сальдо по бухгалтерскому счету, начинающий — получение первичного документа.
Рис. 1. Иллюстрация как операция модифицирует ученый объект
Каждое событие может вызвать несколько операций. В бухгалтерском учете начальная операция — это открытие счета.
Изложенный подход позволяет
улучшить управление предприятием через категории «операция» и «событие». Они могут носить по отношению к предприятию внутренний и внешний характер. В первом случае автор приходит к комплексу проблем, известных как управленческий учет, во втором — как учет финансовый [1, с. 544].
Рассмотрение ситуации должно
проводиться не только с учетом затрат и длительности, но и с учетом экстремального значения, фактического изменения затрат, нормативных значений и других прогнозируемых составляющих.
Связь между реальным хозяйственным процессом и его информационным отражением включает три категории: объект; операцию (производство, хранение, реализация и т.п.); события — меняющие состав средств и источников предприятия и чисто бухгалтерские, связанные с движением ценностей за определенный период (закрытие результатных счетов и все действия, связанные с составлением отчетности).
Таким образом системность проявляется в том, что при идентификации экономических ситуаций любая совокуп-
ность явлений (собственность, затраты, доходы и т.д.) рассматривалась на трех уровнях: факты хозяйственной деятельности; события, объединяющие эти факторы; экономические ситуации, аккумулирующие соответствующие события.
Экономика и система бухгалтерского учета XXI века ориентируется не только на скорость реализации ситуаций, событий, фактов, но и на прогнозирование.
Помимо вышенаписанного экономические ситуации, события и факты можно рассмотреть с позиции адаптивной бухгалтерской системы, бухгалтерских ценностей и социальных ценностей.
В процессе реализации любой ситуации, инновационного события, создания нового сегмента бизнеса, следует выделить три ступени: изобретение, инновации и сохранение положения на рынке [2, с. 118].
Все вышенаписанное приводит к необходимости идентификации и отражения в учете экономических ситуаций, событий, объектов по ряду признаков.
Первый идентификационный признак ситуаций характеризуется временным параметром: прошлое, настоящее, будущее, временные горизонты, которые подразделяются на однопериодичные и многопериодичные.
Второй идентификационный признак представлен территориальными фракталами, в которых функционирует ситуация: внутренние и внешние сегменты деятельности, виды деятельности, цепочки создания стоимости, стратегические площадки, где ситуации характеризуются многочисленными критериями, а управление ситуациями возможно на основе использования инструментов бухгалтерского инжиниринга: ситуационных, реорганизационных, иммунизационных, хеджированных, семантических и др. производных балансовых отчетов.
Третьим идентификационным
признаком выступают бухгалтерские критерии: ситуации, события, деловая операция.
Четвертый идентификационный
признак включает основополагающие
принципы функционирования ситуаций в событийной бухгалтерии:
- коммуникационным подходом, использующимся в контексте соответствия информационного объяснения ситуационному запросу, то есть носящего релятивный характер;
- использованием дезагрегированной информации при принятии решений по отдельным ситуациям;
- агрегированием информации в случае использования ситуационных моделей институциональных единиц1;
- инжиниринговым подходом, сводящимся к операционно-техническому анализу входящих и исходящих потоков внимание которым было уделено в работах А. Апчерча [4, с. 108];
- экономической границей Шера определяющей зависимость между стоимостью информации и затратами по ее получению, то есть не целесообразно получать информацию которая не эффективна;
- скоростью реагирования на ситуации, характеризующейся заменой реактивных моделей опережающими моделями бизнеса.
Пятым идентификационным признаком является использование способов отражения операций, основанных на использовании многоразмерных способов с использованием множества измерителей, что создает и заставляет функционировать активно-адаптивные системы учета. Г.Е. Крохичева в монографии, рассматривающей проблемы виртуального учета и виртуальной бухгалтерии, предложила использовать четвертый измеритель, в качестве которого используются временные горизонты разной продолжительности и разного композиционного построения (настоящее, будущее) [5, с. 1851.
1 Ситуационная модель институционной единицы это условный образ ситуаций, то есть параметров, характеризующих состояние институционной единицы, и их динамики под воздействием потоков экономических событий.
Ситуационную модель, представленную средствами языка бухгалтерского учета, будем называть ситуационной моделью бухгалтерского учета или бухгалтерской ситуационной моделью соответствующей институционной единицы [3, с. 119].
Шестой идентификационный признак ориентирован на использование учетных механизмов отражения экономических ситуаций:
- семантического производного балансового отчета используемого для управления экономическими ситуациями виртуальных сегментов;
- ситуационного производного балансового отчета используемого для управления экономическими ситуациями институциональных единиц;
- фрактального производного балансового отчета используемого для управления экономическими ситуациями в разрезе внешних сегментов деятельности и направлений стратегической активности.
Учетные механизмы управления экономическими ситуациями функционируют на основании использования принципов концепции ситуационно-матричного моделирования, разработанной профессором О.И. Кольвахом.
Под ситуационным моделированием бухгалтерского учета понимается процесс составления его ситуационных моделей на основе словесного и/или документального потоков экономических событий определяющих динамику состояний институционной единицы в балансовом отражении. Последнее означает, что в ситуационной модели бухгалтерского учета находят отражение не все потоки событий, а только бухгалтерски значимые события (БЗС) экономического характера, то есть именно те события, которые реально изменяют или могут изменить состояние институционной единицы в балансовом отражении [3, с. 119].
Учетные механизмы управления экономическими ситуациями (семантический, ситуационный и фрактальный производные балансовые отчеты) позволяют придерживаться определенной стратегии в конкурентной борьбе.
Седьмой идентификационный признак представляет собой алгоритм континуума контроля над процессом принятия ситуационных решений (рис. 2).
Рис. 2. Континуум контроля над процессом принятия решений
- первая итерация: информационная составляющая (какие экономические ситуации могут быть реализованы);
- вторая итерация: рекомендации (какие экономические ситуации и почему следует сделать);
- третья итерация: выбор (экономические ситуации и реализация и их экономический эффект);
- четвертая итерация: авторизация (реализуемые ситуации);
- пятая итерация: исполнение (ситуации законченные реализацией);
- шестая итерация: действие (достигнутые результаты). Восьмой идентификационный признак определения и отражения экономических ситуаций ориентирован на организацию управления альтернативными стратегиями (агрессивная, умеренно-агрессивная, активная, консервативная, оборонная) на базе использования альтернативных данных, полученных на основе применения механизмов семантического, ситуационного, фрактального производных балансовых отчетов.
Девятый признак ориентирован на пользователей в виде адаптивных, сетевых и виртуальных предприятий.
Адаптивные предприятия способны мгновенно выработать решения при первых же признаках появления новых возможностей экосистемы (то есть рынка). Они немедленно внедряют выработанное
решение в бизнес-процессы рядового офиса, используя стабильные связи, существующие в глобальной архитектуре, для устранения контакта с возможностями офиса поддержки [6, с. 125], их деятельность базируется на основе использования инструментов экономического, бухгалтерского и финансового инжиниринга.
В результате достигается ориентация на организацию управления альтернативными ситуационными стратегиями на основании использования комплекса идентификационных признаков и учетных механизмов: временных и территориальных параметров, бухгалтерских критериев, основополагающих принципов, способов отражения в учете, учетных механизмов в виде системы семантических, ситуационных и фрактальных производных балансовых отчетов, алгоритма континуума контроля над процессам принятия решений, ориентированного на использование адаптивными, сетевыми и виртуальными предприятиями.
Библиографический список
1. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней. — М.: «Аудит, ЮНИТИ», 1996. — 638 с.
2. Кох Р Стратегия. Как создавать эффективную стратегию. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 320 с.
3. Кольвах О.И. Ситуационно-
матричная бухгалтерия: модели и концептуальные решения: Монография. — 1999.
4. Апчерч А.Управленческий учет: принципы и практика / Пер. с англ.; под ред. Я.В. Соколова, И. А. Смирновой. — М.: Финансы и статистика. 2002. — 952с.
5. Крохичева Г.Е. Виртуальный учет: концепция, моделирование и организация. — Ростов н/Д: РГСУ, 2004. — 311 с.
6. Элиот Тр., Гегберт Д. Интегрированные бизнес-системы: Экспресс курс / Пер. с англ. Т. Новиковой. — М.:ФАИР-ПРЕСС, 2005. — 272с.