Научная статья на тему 'Экономические ситуации как объект анализа'

Экономические ситуации как объект анализа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1598
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лесняк И. В.

В практической деятельности коммерческих организаций возникают разнообразные ситуации, по которым необходимо принимать решения и организовывать соответствующее учетно-аналитическое обеспечение. В условиях рыночной экономики предприятия функционируют в динамичной среде, где происходят многочисленные изменения, как во фракталах пространства (на внутренних и внешних сегментах деятельности, сегментах рынка), так и во фракталах времени (на различных инвестиционных, инновационных, стратегических горизонтах). Каждая институциональная единица имеет свой определенный сегмент, временной горизонт, на котором заключаются договора, осуществляются расчеты, выполняются обязательства и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические ситуации как объект анализа»

В связи с тем, что на суше не ожидается открытие крупных по запасам месторождений, на сегодняшний день актуальным становится вопрос о подготовке ресурсов на шельфах Каспийского, Азовского и Черного морей, где последние результаты геолого-разведочных работ позволили по-новому оценить их ресурсными потенциал.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лебедько Г.И. Перспективы нефтегазопоисковых работ на территории Краснодарского края // ТЭК Кубани. 2006. № 2.

2. Лебедько Г.И., Литвинов С.А. Состояние и перспективы нефтегазопоисковых работ на Северном Кавказе // Научная мысль Кавказа. 2000. № 4.

3. Лебедько Г.И., Марков А.Н., Шарафан В.Я. Глубинное строение и прогноз нефтегазоноснос-ти фундамента Северного Кавказа // Разведка и охрана недр. 2000. № 6.

4. Летавин А.И. и др. Тектоника и нефтегазоносность Северного Кавказа. М.: Наука, 1987.

П

л ь о (О X

СП ЛЕСНЯК И.В.

а

7.

ш ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ КАК ОБЪЕКТ АНАЛИЗА

О _

I--

В практической деятельности коммерческих организаций возникают разнообразные

□ ситуации, по которым необходимо принимать решения и организовывать соответствующее Ш

учетно-аналитическое обеспечение.

О В условиях рыночной экономики предприятия функционируют в динамичной среде, где 0 происходят многочисленные изменения, как во фракталах пространства (на внутренних и ф внешних сегментах деятельности, сегментах рынка), так и во фракталах времени (на раз-^ личных инвестиционных, инновационных, стратегических горизонтах). Каждая институцио-^ нальная единица имеет свой определенный сегмент, временной горизонт, на котором заключаются договора, осуществляются расчеты, выполняются обязательства и т.д. > При этом управляемость организации определяется имеющейся информацией и соот-2 ветствующими ситуационными воззрениями.

I I

ш

со I—

о

Под экономической ситуацией понимается сочетание условий и обстоятельств, создающих конкретную обстановку на предприятии, в рыночном сегменте, на временном гори-о зонте: разрывы в денежных потоках, несоответствие спроса и предложения, конкурентная о обстановка, уровень платежеспособности, состояние резервной системы организации и т.д. ^ Все ситуации, по которым необходимо организовать получение и использование инфор-2 мации, можно представить в виде двух групп:

2 1) уникальные экономические ситуации, возникающие из оригинальных идей в процессе ^ их реализации;

о 2) универсальные экономические ситуации, имеющие место в случае о организации учетно-аналитического обеспечения управления массовыми ежедневными сь операциями, например, управление активами и пассивами.

| К основным экономическим ситуациям, как первой, так и второй группы можно отнести: о - ситуации, связанные с собственностью предприятия;

т - ситуации, связанные с денежными потоками и платежеспособностью предприятия;

- рисковые ситуации, связанные с определенными обязывающими событиями; о - ситуации, связанные с резервной системой предприятия;

| - ситуации, связанные с конкурентным положением предприятия;

- экономические ситуации по различным сегментам рынка;

§ - экономические ситуации по стадиям жизненного цикла продукта, услуги, инвестици-(Т) онного проекта, инновации и т.д.

Чтобы оберегать стратегические позиции организации, управляющие должны получать информацию, показывающую, у кого, как, насколько и почему компания выиграла или кому проиграла в конкурентной борьбе. Обычные показатели прибыли не дают такой информации. Вместо них требуется больше стратегических индикаторов функционирования компании, которые обеспечивали бы раннее предупреждение о необходимости внесения изменений в конкурентную стратегию компании. Например, простейшим из таких показателей для многих фирм станет неожиданное изменение относительной доли рынка основных продуктов компании [2, с. 574].

Учетно-аналитическое обеспечение управления экономическими ситуациями как совокупность учетной информации и получаемых на ее основе аналитических данных направлено на решение практических задач информационной поддержки бизнеса в части представления и использования информации о конкурентных преимуществах организации, состоянии ее ресурсного потенциала, в том числе во фракталах пространства и времени.

Таким образом, речь идет о ситуационном анализе, представляющем информацию для

П

принятия управленческих решений. В условиях риска и неопределенности анализ предшес- .о

твует принятию решений и направлен на обоснование выбора варианта действий. Для этих ц

целей в качестве информационной базы ситуационного анализа предлагается система про- ® изводных балансовых отчетов.

В условиях ощутимого воздействия внешней среды на результаты деятельности предпри- □

ятия возникают различные ситуации, которые должны быть представлены в учете на базе ис- ^

пользования инструментов бухгалтерского инжиниринга - производных от бухгалтерского Ш

баланса отчетов, характеризующих ситуации, связанные с собственностью, платежеспособ- ^

ностью и резервной системой предприятия. Ь

Ситуационный анализ по данным производных балансовых отчетов предполагает анализ нулевого и нескольких альтернативных вариантов развития событий: □

- нулевой (базовый) вариант; ^

- рисковый альтернативный вариант;

- безопасный альтернативный вариант.

N

О

Объектом ситуационного анализа выступают экономические ситуации, как в целом по о предприятию, так и по различным сегментам рынка, стадиям жизненного цикла продукта, | услуги, инвестиционного или инновационного проекта и т.д. о Внешние сегменты и временные горизонты весьма многочисленны, и учет по ним орга- ш низуется в разрезе разных показателей. х Группировки сегментов строятся как по странам, регионам, каналам сбыта, так и по соци- д альным признакам, религиозным традициям, культуре и т.д. При этом по сегментам деятельнос- о ти могут определяться самые разнообразные показатели, например, такие, как чистые активы, ^ доля рынка, относительная доля рынка и др. В тех случаях, когда целью управления экономической ситуацией является определение жизнестойкости фирмы, используется система показа- а телей, аккумулированное действие которых позволяет прогнозировать банкротство. с Временные горизонты связаны с деятельностью институциональных единиц на выбран- о ных интервалах времени и представляют собой инвестиционные горизонты, временные по- ^ токи денежных средств, горизонты прогнозирования, стратегические горизонты, временные о слои, проектные горизонты, товарные горизонты, занимаемые хозяйствующими субъектами. о

При этом временной горизонт представляется в виде циркулирующих входящих и исходящих денежных потоков различной глубины от нескольких минут до нескольких лет. о Таким образом, обеспечивается возможность получения и использования информации в ^ четырех измерителях: !

1) оценка активов и обязательств, капитала, результатов деятельности организации;

2) время, позволяющее организовать аналитический учет за определенные промежутки времени; §

3) ситуации - получение и использование информации в разрезе возникающих в де- ф ятельности предприятия ситуаций, по которым необходимо принимать решения; |

4) фракталы пространства: получение и использование информации по внутренним и о внешним сегментам деятельности, сегментам рынка, звеньям цепочки создания стои- 9 мости продукта и т.д.; фракталы времени: получение и использование информации по ^

о ф

со

временным горизонтам: инвестиционным, инновационным, стратегическим горизонтам различной продолжительности. Традиционная финансовая бухгалтерия используют два измерителя: оценка и время, при этом время носит календарный характер. Автором традиционной бухгалтерии считается Л. Пачоли.

Ситуационная бухгалтерия, предложенная Дж. Сортером, О. Джонсоном, О.И. Кольвахом, к двум измерителям добавляет третий - ситуации, и объектом учета и анализа становится ситуация.

Дж. Сортер считал, что традиционная бухгалтерия исходит из трактовки предмета как стоимости или как стоимостной оценки учитываемых объектов. Он считал, что в основу предмета должно быть положено информационное событие, под которым он понимал элементарную информационную единицу о факте хозяйственной жизни [5, с. 380]. Сочетание определенных событий и обстоятельств формирует конкретные экономические ситуации.

Сортер особо подчеркнул то обстоятельство, что предметом отражения в учете являются не только так называемые факты хозяйственной жизни предприятия, но и события его эко-О номического окружения [3, с. 13], а именно, изменение условий внешней среды, действие ¡5 внешних ограничений, влияние неопределенности и рисков и т.д.

^ Дж. Сортер впервые ввел принцип трехмерности, т.е. пришел к выводу, что имеет место X множество временных горизонтов, где происходят события, которые необходимо прогнози-(Г) ровать. Это важное учетно-прогностическое представление времени привело к появлению ¡7 понятия фракталов времени.

По Дж. Сортеру ситуационная бухгалтерия должна отвечать трем требованиям:

1) цель учёта - представление информации обо всех существенных событиях, которые о могут быть использованы во множестве моделей принятия решений;

2) функция учета - не прошлое представление данных для модели принятия решений, а N максимально возможный объем данных, пользователь (администратор) которых мог д бы с учетом индивидуальных особенностей модели принятия решений выбрать необ-Ш ходимую информацию;

.а, 3) задача учёта - максимально возможное прогнозирование по данным о внешних изменениях, предстоящих возможных событиях [1, с. 438]. ^ Концепция нормативно-ситуационной бухгалтерии была разработана американцем О. ё Джонсоном, который делил все ситуации на две категории: критические и ординарные. а В отношении учетных ситуаций О. Джонсон рекомендовал три типа операций:

1) сложение однородных ситуаций (например, денежных потоков);

2) агрегирование разнообразных операций (доходы за вычетом расходов);

3) уточнение оценки с помощью коэффициентов (переоценка активов, индексация обязательств).

ф

ределил процесс формирования первичной учетной информации средствами языка бух-

0

1

ш О.И. Кольвах разработал концепцию ситуационно-матричного моделирования и оп

I—

о

о галтерского учета как процесс создания ситуационных моделей хозяйственных ситуаций > - учетных событий [3, с. 31].

о Сетевая бухгалтерия, сконструированная В.И. Ткачем и Г.Е. Крохичевой, добавляет чет-о вертый измеритель - фракталы пространства и времени, т.е. внешние сегменты деятельнос-9 ти и временные горизонты.

g Теория фрактального рынка и ситуационные комбинации во фракталах пространства и о времени, разработанная М. Гарднером, Р.М. Кроноваром, В.Н. Якимкиным главным образом в cl отношении финансовых рынков, в целом касается любого рынка. Для фрактальных рынков s характерна постоянная корректировка цен инвесторами, наличие коротких, средних и дли-f тельных горизонтов, поддержание гибкости рынка за счет инвесторов с самыми разнообразии ными временными горизонтами.

Фрактальность рынка характеризуется пространственной и временной составляющими,

0 находящими отражение в ситуационном анализе. ф

т

2 ным до тех пор, пока включает множество разнообразных инвестиционных горизонтов [6, с. 19].

1 Ситуационный анализ направлен на оценку информации в разрезе возникающих в де-^ ятельности предприятия экономических ситуаций по фракталам пространства и времени:

ф Любой рынок имеет территориальное и временное деление и является стабильным и ликвид

- определение и анализ экономических ситуаций по фракталам пространства - рыночным сегментам деятельности;

- определение и анализ экономических ситуаций по фракталам времени - инвестиционным горизонтам.

В условиях российской экономики для отечественных предприятий важное значение имеют экономические ситуации по управлению активами и пассивами.

Управление активами и пассивами представляет собой попытку минимизировать подверженность ценовому риску за счет выдерживания определенных пропорций между активами и пассивами для достижения целей фирмы (например, достижения установленного уровня доходов) с одновременной минимизацией риска фирмы [4, с. 189]. Суть такого управления заключается в нахождении оптимальных соотношений между активами и пассивами организации.

Идеальной можно было бы считать ситуацию, когда при управлении активами и пассивами происходило бы выравнивание временных и количественных параметров (сроков и объемов) денежных притоков для активов с временными и количественными параметрами (по ^ срокам и объемам) денежных оттоков для обязательств [4, с. 190], однако на практике такая л ситуация встречается достаточно редко. о

В основе управления активами и пассивами лежит сбалансирование денежных потоков ® организации по размерам притоков и оттоков денежных ресурсов, срокам платежей, процен тным ставкам и рискам. Ситуационный анализ платежеспособности на базе производных ба лансовых отчетов позволяет определить влияние на состояние платежной системы органи зации указанных факторов.

важные позиции, как:

Традиционный анализ отчета о движении денежных средств такой возможности не име- о ет, так как отражает лишь остатки денежных ресурсов на начало и конец периода, их поступления и расходования за период. N Ситуационный анализ денежных потоков и платежеспособности позволяет учесть такие □

Ш

- временной фактор поступления и оплаты средств; О

- риски неплатежей и обменных курсов;

о

- чувствительность денежного потока к банковской ставке; ш

- механизм текущей стоимости денежных потоков; о

- реальное соотношение активов и обязательств на конкретную дату с учетом временной ф

СО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стоимости денег;

- характер используемых денежных ресурсов, как собственных, так и заемных.

I

>

Использование механизма управления активами и пассивами в ситуационном анализе и о

прогнозировании денежных потоков позволяет ликвидировать кризис неплатежей и создать ^

эффективную систему управления на предприятии. ^

Цель ситуационного анализа заключается в оценке сегодняшнего состояния предприятия и ^

положения в будущем с учетом его сильных и слабых сторон. При этом используется классичес- ^

кая зависимость: приемлемый риск = сильные стороны - слабые стороны > неопределенность. о

Ситуационный анализ включает комплексный анализ сильных и слабых сторон органи- о

зации, а также влияющих на ее деятельность внешних возможностей и угроз. 9

В целом анализ возникающих в практической деятельности предприятия экономических ^

ситуаций предполагает: о

- анализ отчетности, составленной по территориальным фракталам и временным горизонтам; £

- анализ производных балансовых отчетов; |

- анализ прогнозных балансов. о Методология ситуационного анализа строится на базе соответствующего информацион- ^

но-технического обеспечения, в том числе компьютерных программ производных балансо- §

вых отчетов, использовании способов и методов анализа отчетности и производных балан- ф

совых отчетов, многоуровневой системы аналитического учета, обеспечивающей получение Е

информации во фракталах пространства и времени. о

I

Таким образом, возможность анализа возникающих в деятельности предприятия эконо- 9

мических ситуаций обеспечивается путем составления и использования системы производ-

0)

ных балансовых отчетов, направленных на комплексное управление хозяйственными ситуациями на многоуровневых многоаналитических позициях с получением информации весьма значительной детализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой бухгалтерский словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. М., 1999.

2. Друри К. Введение в управленческий и производственный учёт: Учеб. пособие. М., 1998.

3. Кольвах О.И. Ситуационно-матричная бухгалтерия: модели и концептуальные решения: Автореф. дисс. ... докт. экон. наук. М., 2000.

4. Маршалл Д.Ф., Бансал В.К. Финансовая инженерия: полное руководство по финансовым нововведениям. М., 1998.

5. соколов я.в. Бухгалтерский учёт: от истоков до наших дней. М., 1996.

П 6. якимкин в.Н. Финансовый дилинг. Кн. 1. М., 2001. л ь о

(□-

X

СП

а

г ш

о ь

ЛИВАНОВА В.В.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ

ПЕРЕРАБОТКИ МОЛОКА

N

□ Важность деятельности по изучению инноваций и их свойств объясняется резко усилив-

Ш

шимся воздействием научно-технического прогресса на развитие производства и рынка. В

О результате освоения новейших достижений науки и техники в товарообмен широким пото-0 ком вливаются принципиально новые, ранее не выпускающие товары. Одновременно проис-ф ходит процесс ускорения обновления и совершенствования выпускаемых товаров. ^ При проведении подобного рода исследований предпринимателям жизненно важно ^ знать, какая именно стратегия в области развития направлений создания новой продукции § способна принести успех, то есть по каким направлениям должно идти совершенствование

> качества существующих товаров, чтобы повысить их конкурентоспособность на рынке и 2 утвердиться на нем.

Причин для изменений на потребительском рынке молочных продуктов много. Перера-$ ботчики их объясняют тем, что степень технической эффективности для производства боль-о шинства традиционных молочных продуктов такова, что становится все труднее достичь комо мерческого преимущества, вырабатывая продукты дешевле, чем у конкурента. Это относится

> как к производственным затратам, так и к стоимости дистрибуции продукта. Для того, чтобы 2 производство осталось эффективным, необходимо перенести внимание или на сам продукт, 2 или на то, как его продать на рынке [1, с.43-44.]. Средством решения этой важной задачи и ^ является глубокое изучение инновационного процесса.

§ Особенность продуктовых инноваций в молочной промышленности заключается в том, о что новые виды молочных продуктов должны обеспечить решение следующего комплекса за-оь дач: рациональное использование поступающего на предприятие сырья; увеличение сроков Ц годности молочных продуктов; улучшение структуры белкового питания населения, направо ленного на ликвидацию дефицита белка, его качественной неполноценности; безотходное ® использование продуктов вторичной переработки; удовлетворение потребности населения в функциональных продуктах, обогащенными пребиотическими и пробиотическими культу-о рами, позволяющими ослабить фактор воздействия неблагоприятной экологии на человека; | увеличение ассортимента диетических и диабетических продуктов [3, с. 17-18].

Новые виды продуктов в молочной промышленности создаются на основе процессов § фракционирования и модификации молочных компонентов с последующим их комбинирова-(Т) нием между собой или компонентами немолочного происхождения [2, с. 14-15]. Это позво-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.