Научная статья на тему 'Идентификация и Анализ специфических особенностей отечественного военно-научного комплекса'

Идентификация и Анализ специфических особенностей отечественного военно-научного комплекса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
164
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / MILITARY ORGANIZATION / ВОЕННО-НАУЧНЫЙ КОМПЛЕКС / MILITARY AND SCIENTIFIC COMPLEX / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / HUMAN RESOURCES / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SCIENTIFIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курбанов Артур Хусаинович, Никитин Юрий Александрович

Подготовка кадров для военно-научного комплекса в современных условиях является одной из важных государственных задач. Решение данной задачи во многом зависит от состояния системы высшего и послевузовского образования. При этом отечественный военно-научный комплекс обладает определенной спецификой, которую необходимо учитывать при подготовке кадров для ведомственных научно-исследовательских организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Курбанов Артур Хусаинович, Никитин Юрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION AND ANALYSIS OF THE SPECIFIC FEATURES OF THE NATIONAL MILITARY AND SCIENTIFIC COMPLEX

Staff training for the military-scientific complex in modern conditions is one of the important state tasks. The solution of this problem depends on the state of the system of higher and postgraduate education. In this case, the national military and scientific complex has certain characteristics that must be considered during staff training for departmental research organizations.

Текст научной работы на тему «Идентификация и Анализ специфических особенностей отечественного военно-научного комплекса»

ISSN 1029-3388

ОГРАНИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Курбанов А.Х., Никитин Ю.А.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ И АНАЛИЗ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВОЕННО-НАУЧНОГО КОМПЛЕКСА

Отечественный военно-научный комплекс имеет длительную историю и богатые традиции. Вопросам подготовки кадров и проведения научных исследований в интересах армии и флота, в нашей стране всегда уделялось особое внимание. Военно-научный комплекс обладает определёнными отличительными признаками, многие из которых исторически обусловлены, связаны с особенностями внутренней и внешней политики нашей страны или могут иметь социально-экономическую основу. Следует признать, что современная научная отрасль не составляет и 20% от потенциала 30-40-летней давности. Научные организации СССР давали работу миллиону сотрудников. За последние 10 лет в России было ликвидировано свыше 140 научно-исследовательских организаций (далее НИИ). В то же время было создано 24 новых структурных подразделения, в первую очередь новые НИИ, которым, конечно, еще предстоит пройти длительный этап становления [2].

Анализ зарубежного опыта показывает, что в подавляющем большинстве западных стран военная наука играет значительную роль при решении задач военного строительства. Военно-научная деятельность в основном ориентирована на проработку вопросов прогнозирования военно-политической обстановки и применения военной силы, выработке требований к перспективным системам вооружения. При этом в странах востока (Япония, Китай) больше внимание военной науки уделяется вопросам создания технической основы вооруженных сил, в Европе приоритетной задачей НИИ определено получение военно-теоретических знаний. Наиболее всестороннее развитие военно-научная деятельность получила в США, где военными институтами и университетами осуществляется научная проработка всех основных аспектов военного строительства. Однако данный подход является наиболее затратным - ежегодные расходы на проведение научных разработок составляют более 140 млрд. дол.

Несмотря на различный состав и принципы организации военно-научной деятельности иностранных государств, а также систему руководства военной наукой в целом, единой мировой тенденцией на сегодняшний день является интеграция военной науки с одной стороны с предприятиями-производителями вооружения, военной и специальной техники (далее ВВСТ), с другой - с военно-образовательными учреждениями. При этом данная интеграция выражена не в объединении различных, зачастую разноведомственных структур, а в организации эффективной и слаженной кооперации при решении конкретных задач. В условиях инновационного вектора развития науки в

66

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2014

России, требований коммерциализации и внедрения научных результатов, имеет смысл обратить внимание на опыт некоторых зарубежных стран.

Источником кадров для военно-научного комплекса (далее ВНК) и оборонно-промышленного комплекса (далее ОПК) является система высшего и послевузовского образования. До социально-экономических преобразований, проведенных в нашей стране в 80-е гг. ХХ века, существовало 514 вузов (с филиалами - около 800), которые обучали почти 3 млн. студентов. Впоследствии осуществлялось постепенное сокращение образовательных организаций высшего образования.

В настоящее время система высшего профессионального образования в РФ включает 969 высших учебных заведений, из которых 578 (около 60%) - государственные и муниципальные вузы. Количество студентов - около5646,7 тыс. чел. Почти 3 млн. обучаются по заочной форме и около 55 тыс. по системе экстерната [2, 3].

Из 7,4 млн. студентов за государственный счет обучается всего 2,9 млн. или 39,2% от их общего количества, а число бюджетников составило 211 человек на 10000 населения против 219 человек в РСФСР в 1980-1981 учебном году. В РФ 190 технических вузов, из них 150 - технических университетов, 52 вуза могут заниматься подготовкой кадров для ОПК (в 2012 г. реально занимались 46). Только 75% выпускников работают по специальности. Но люди с базовым образованием могут легко найти себя в других отраслях: математик - в экономике, физик - на производстве и т. п. Вместе с тем, работодатели считают, что по уровню знаний выпускники вузов, колледжей и техникумов последних лет, принятые на работу, уступают тем, кто уже работает. Снижение качества образования связано с тем, что:

1) вузы стали для молодёжи формой социализации, чем получения профессии: это досуговые коммуникации, а для юношей - легитимная форма избежать службы в армии;

2) повысилась степень коммерциализации образования - возросло количество государственных и негосударственных вузов. Увеличилось количество филиалов, к которым больше всего претензий по качеству образования. Дешевый образовательный продукт - платное высшее образование всего за $700-1000 в год [12].

В таких условиях многим государственным организациям и частным компаниям приходится принимать активное участие в подготовке своих сотрудников, создавая свою систему качества обучения. Они аттестуют новые учебные программы, программы переподготовки и повышения квалификации, создают специализированные научно-образовательные центры, в том числе межвузовские, базовые кафедры по подготовке специалистов [8]. Данный опыт можно было бы распространить и использовать при подготовке квалифицированных научных работников.

Российская военная наука имеет глубокие исторические традиции и корни, дала миру множество классических работ, причем не только в военной области, но и в естественных науках, в технической сфере. В дореволюционные годы самыми высокооплачиваемыми государственными служащими в Российской империи были преподаватели военных академий, в советское время им так же уделялось большое внимание. Сегодня преподавательский состав практически нигде не готовиться, а его статус последние 20 лет не соответствовал важности задач стоящих перед ним. Ситуация в данном вопросе за последние несколько лет изменилась кардинально. В настоящее время быть преподавателем военного вуза престижно. Как следствие, к ним предъявляются довольно высокие требования.

Система подготовки военных кадров достаточно хорошо изученная область во-

67

ISSN 1029-3388

енной педагогики, социологии и психологии. В настоящее время имеется достаточное количество исследований посвященных как концептуально-методологическим, так и прикладным вопросам рассматриваемой предметной области. Так, по мнению В. М. Коровина, на структуру и качество подготовки офицерских кадров в интересах Министерства обороны Российской Федерации (далее МО РФ), оказывают влияние множество различных, но в некоторой степени взаимосвязанных факторов, к основным из которых следует отнести [10]:

1) политическое и социально-экономическое состояние общества;

2) принятая в государстве военная доктрина;

3) сложившаяся в государстве структура военного образования и эффективность её функционирования;

Изменения, происходившие на постсоветском пространстве в течение последних 20 лет, существенным образом затронули все эти факторы, что не могло не сказаться на уровне подготовке офицерских кадров в вузах.

Смещение системы ценностей общества в 1990-е годы выразилось в падении престижа службы в армии. Впрочем, в последние годы положение исправляется, о чем свидетельствуют данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (далее ВЦИОМ). 38% молодых людей призывного возраста считают, что служба в армии является для них необходимостью (инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ был проведён 15-16 февраля 2014 г, опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России, статистическая погрешность не превышает 3,4%). Следует при этом отметить значительное сокращение доли опрошенных, называющих службу в армии «бессмысленным занятием, которого нужно избегать» (с 25% в 2000 году до 16% в 2014 году). Профессия военнослужащего входит в десятку наиболее популярных в нашей стране [9]. Как и прежде, россияне чаще всего хотят видеть своих детей работниками медицинской сферы (21%). На втором месте - профессии юриста и экономиста (по 12%). 9% желают, чтоб дети занимались предпринимательством. По 7% считают наиболее привлекательными профессии военнослужащего и учителя, по 6% - программиста, а также творческие и рабочие профессии. Ниже в рейтинге расположились такие профессии, как инженер (5%), строитель, спортсмен (по 4%), банкир, бухгалтер, менеджер, нефтяник, работник сферы услуг (по 3%), научный работник, государственный служащий, политик (по 2%). Наименьшей популярностью у россиян пользуется работа в качестве переводчика, журналиста, машиниста (по 1%).

Следует признать, что довольно продолжительное время (1991-1999 гг.) основными причинами поступления в военный вуз, согласно исследованиям, проведенным В. М. Коровиным, были: низкое материальное положение родителей; недостаточный уровень образовательной подготовки (считалось, что поступить в военный вуз легче, чем в гражданский); неустроенность быта. В результате военная организация получила целое поколение офицеров, мотивы прохождения службы которых были далеки от классических представлении об офицерском корпусе.

История свидетельствует о том, что отношение войсковых офицеров к науке всегда было особым. Так, например, в Военном сборнике 1850-х гг. было сказано: «Офицера до получения роты ценили только по наружности, по умению маршировать, а ротного командира по тому, как рота ходила церемониальным маршем и делала ружейные приемы... Бездарность, или совершенное невежество, высказанное на маневрах., навлекали на виновного порицания только со стороны высших должностных лиц. У многих

68

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2014

начальников наука не только на находила покровительства, а напротив встречала преследование и насмешку» [1].

С сожалением приходится признать, что за более чем полтора века типы офице-ров-героев и офицеров-ученых или практиков и теоретиков продолжают находиться в поиске взаимопонимания. Многим офицерам, являющимся соискателями ученых степеней, приходится скрывать свое стремление сделать академическую карьеру, чтобы не создавать конфликтных ситуаций и трудностей в выполнении должностных обязанностей. Занятия войскового офицера наукой могут восприниматься командованием как бесполезные или даже вредные, отвлекающие от повседневной деятельности.

В процессе проведения исследования авторы обратили внимание на то, что специфика военной службы оказывает определенное влияние на формирование личности ученого, его идентичность и морально-этическую систему. Представители военного сообщества обладают определенным менталитетом, который складывается во время пребывания на военной службе в замкнутой гомогенной среде. Г. А. Кабакович и Ю. Г. Спицин выделяют основные факторы формирования менталитета военнослужащих являются [4]:

1) сравнительно короткий срок службы в мирное и особенно в военное время вынуждает офицеров прилагать усилия для продвижения по служебной лестнице. Однако для каждой должности существует определенный возрастной ценз, также как и защита докторской диссертации военнослужащим в возрасте 45-50 лет считается нормальным явлением. Возможность защиты до 40 лет вызывает большие споры и встречает неоднозначное отношение со стороны военного научного сообщества;

2) частая смена места службы, наличие возможности быстрого карьерного роста, но отсутствие желания всё делать основательно, жизнь и формация мышления людей «живущих на чемоданах» ни как не способствуют занятию научной деятельностью (за очень редким исключением);

3) специфическое содержание и характер воинского труда - не смотря на попытки каким-либо образом регламентировать рабочее время военнослужащих, теоретически они должны находиться на службе 24 часа в сутки 12 месяцев в году. Фактическая сторона вопроса выглядит несколько лучше, но тем не менее можно утверждать, что рабочий день и рабочая неделя военнослужащего практически безразмерны;

4) ограничение прав и свобод (данная проблема, если её рассматривать, достойна отдельного исследования, т. к. диапазон ограниченных прав и свобод достаточно широк, речь идет, например, об ограничении выезда военных ученых за границу и отсутствия возможности интеграции в международное научное сообщество);

5) взаимоотношения с государством основано на принципе патернализма. Следует при этом отметить, что профессиональные знания военнослужащих далеко не всегда находят достойное применение в гражданской сфере. В этой связи большая часть профессиональных военных находятся в прямой зависимости от государства;

6) военнослужащие - это довольно специфическая социально-профессиональная группа, обладающая собственными традициями формальными и неформальными правилами, которые признаются и соблюдаются её членами.

7) в большинстве армий мира, и российская армия - не исключение, военнослужащие неформально разделены на элитную группу и массовую группу. Первая (10-30% от общей численности) представляет собой офицеров, военная служба для которых является делом всей жизни. Многие из них - военные во втором или третьем поколении.

69

ISSN 1029-3388

Представители первой группы делают военную карьеру, занимаются своим образованием и саморазвитием, обладают высокими морально-деловыми качествами. Вторая группа (70-90% от общей численности) - военнослужащие: не считающие, что военная служба - действительно их призвание; многие из них обладают недостаточным уровнем адаптивности к воинским коллективам; не имеют перспектив быстрого продвижения по службе; обладают достаточным уровнем подготовки и востребованы в гражданской сфере (программисты, инженеры, врачи и проч.). Причинами к отнесению во вторую группу может быть также отсутствие амбиций или сложное семейное положение, вынуждающее офицера забыть о своей военной карьере.

При этом в стороне остаётся фундаментальная военная наука. И прежде всего, общая теория, от которой зависит определение характера войн и военных угроз, видение перспектив военного строительства, подготовки и применения Вооружённых сил. Как следствие, вовремя не осуществляется научное прогнозирование военных угроз, характер тех или иных вооружённых конфликтов.

С учетом изложенного, можно отметить, что отечественный ВНК обладает рядом отличительных особенностей, к которым следует отнести (см. табл. 1):

1) наличие богатого исторического опыта по выполнению государственных заказов военного и специального назначений;

2) непосредственное участие в развитии Вооруженных Сил, в научно-методическом обосновании принятия и последующего сопровождения (реализации) управленческих решений;

3) непрекращающиеся длительное время процессы реформирования, негативно сказывающиеся на эффективности функционировании НИО МО РФ;

4) выполнение функций по подготовке предложений и решений в интересах органов военного управления [6];

5) недостаточное количество квалифицированных кадровых ресурсов и отсутствие программ их сохранения и развития;

6) кризисное положение дел в сфере военных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

7) научно-технические результаты, созданные в интересах ОПК, как правило, обладают потенциалом двойного применения, однако механизмы их коммерциализации недостаточно разработаны.

70

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2014

Таблица 1

Анализ особенностей отечественного военно-научного комплекса

Особенности Содержание

Накопленный исторический опыт организаций по выполнению государственных заказов военного и специального назначений Способность (теоретически) научных организаций проводить масштабные научные исследования в полном объеме в соответствии с условиями контрактов (договоров)

Непосредственное участие в развитии Вооруженных Сил ВНК со дня своего основания функционирует в интересах военной организации государства, в его задачи входит не только обоснование концепции её развития, но и решение оперативных задач

Непрекращающиеся длительное время процессы реформирования Отсутствие единой стратегии развития военно-экономического комплекса России привело к возникновению кризисных явлений, разрешение которых в настоящее время требует разработки и реализации целого комплекса мероприятий

Выполнение функций по подготовке предложений и решений в интересах органов военного управления В ходе проведения военных реформ потенциал органов военного управления снизился, их численность была существенно сокращена. В этой связи органы управления, в рамках выполнения оперативных заданий, привлекают военных ученых для разработки документов, которые представляются на утверждение руководству ВС РФ

Недостаточное количество квалифицированных кадровых ресурсов Причина сложившегося положения - естественные процессы, связанные со старением персонала, переход квалифицированных специалистов в иные, более престижные и оплачиваемые сферы деятельности, а также специфика военной службы

Кризисное положение дел в сфере военных НИОКР Длительный период времени финансирование сферы оборонных НИОКР осуществлялось на недостаточном уровне. Результат - утрата совокупного опыта и знаний сотрудников конкретного предприятия, исчезновение целых научных школ и направлений в области оборонных НИОКР

Научно-технические результаты, созданные в интересах ОПК, как правило, обладают потенциалом двойного применения Передача (при разработке соответствующего механизма) научно-технических результатов из ВНК в гражданский сектор экономики может существенно повысить эффективность произведенных затрат средств федерального бюджета, направленных на создание передовых оборонных технологий

Источник: составлено А. Х. Курбановым на основе анализа результатов исследований В. Г. Калимулина, Р. А. Князьнеделина, В. А. Плотникова и др. [5, 6, 10].

Подводя итог, следует отметить, что с учетом специфики отечественного ВНК направлениями повышения эффективности военно-научной деятельности следует счи-

71

ISSN 1029-3388

тать:

1) укрепление кооперационных связей как внутри сети научных организаций Министерства обороны, так и с институтами Российской академии наук, отраслевыми НИИ и другими научными организациями (например, выполнение совместных проектов на коммерческой и на безвозмездной основе);

2) популяризацию военной науки, придание ей более открытого статуса, путем вынесения части полученных результатов на обсуждение экспертным сообществом и участия военных НИО в межведомственных проектах;

3) формирование системы восполнения кадрового потенциала научно-исследовательских организаций кадрами высшей квалификации, омоложение кадрового потенциала НИО, создание системы повышения квалификации научных работников [10].

Литература

1. Взгляд на состояние Русских войск // Военный сборник. Т. 1 - СПб., 1895. - С.

12-13.

2. Викулов, С. Ф. Проблемы подготовки военно-научных кадров [Текст] / С. Ф. Викулов // Независимое военное обозрение. - 2012. - № 46. - С. 7-14.

3. Доклад о состоянии науки в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ecolife.ru/zhumal/articles/10472/ (дата обращения: 27.05.2014).

4. Кабакович, Г. А., Спицин, Ю. Г. Военное образование и национальная безопасность [Текст] / Г. А. Кабакович, Ю. Г. Спицин. - СПб.: Нестор, 1998. - 267 с.

5. Калимулин, В. Г. Развитие организационно-экономического механизма управления реструктуризацией оборонно-промышленного комплекса: автореф. дис. канд. эконом. наук: 08.00.05 / Калимулин Валерий Геннадьевич. - Ростов-на-Дону, 2010. - 26 с.

6. Князьнеделин, Р. А., Курбанов, А. Х., Плотников, В. А. Государственный заказ как инструмент промышленной политики в оборонно-промышленном комплексе: теория и практика: Монография [Текст] / Р. А. Князьнеделин, А. Х. Курбанов, В. А. Плотников. - СПб: ООО «Копи-Р Групп», 2013. - 240 с.

7. Коровин, В. М. Система профессионального становления офицеров в военных вузах: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01 / Коровин Владимир Михайлович. - Воронеж, 2002. - 369 с.

8. Материалы «круглого стола» 28.03.2013 г. на тему «Состояние и проблемы нормативно-правового обеспечения сохранения и подготовки кадрового потенциала для оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» - М., Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, 2013 г.

9. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1331 «Рейтинг престижных и доходных профессий»

72

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2014

[Электронный ресурс] // Сайт: http://wtiom.ru/mdex.php?id=459&uid=12540 (дата обращения 15.07.2014 г.).

10. Современное состояние, проблемы и перспективы научных исследований в сфере военной безопасности. Общественные слушания. Сборник материалов. - М.: Общественная палата Российской Федерации. - 2012. 48 с.

11. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] // Сайт: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/vp-obr1.htm (дата обращения 27.02.2014 г.).

12. Черных А., Фомина М., Коробов П. «Частные ВУЗы привели к общему знаменателю» (минобрнауки составило новый список неэффективных вузов) [Текст] / А. Черных, М. Фомина, П. Коробов // «Коммерсантъ». - 2012. - № 235 (5020). - С. 5-7.

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.