ISSN 1029-3388
ОГРАНИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Курбанов А.Х., Никитин Ю.А.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ И АНАЛИЗ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВОЕННО-НАУЧНОГО КОМПЛЕКСА
Отечественный военно-научный комплекс имеет длительную историю и богатые традиции. Вопросам подготовки кадров и проведения научных исследований в интересах армии и флота, в нашей стране всегда уделялось особое внимание. Военно-научный комплекс обладает определёнными отличительными признаками, многие из которых исторически обусловлены, связаны с особенностями внутренней и внешней политики нашей страны или могут иметь социально-экономическую основу. Следует признать, что современная научная отрасль не составляет и 20% от потенциала 30-40-летней давности. Научные организации СССР давали работу миллиону сотрудников. За последние 10 лет в России было ликвидировано свыше 140 научно-исследовательских организаций (далее НИИ). В то же время было создано 24 новых структурных подразделения, в первую очередь новые НИИ, которым, конечно, еще предстоит пройти длительный этап становления [2].
Анализ зарубежного опыта показывает, что в подавляющем большинстве западных стран военная наука играет значительную роль при решении задач военного строительства. Военно-научная деятельность в основном ориентирована на проработку вопросов прогнозирования военно-политической обстановки и применения военной силы, выработке требований к перспективным системам вооружения. При этом в странах востока (Япония, Китай) больше внимание военной науки уделяется вопросам создания технической основы вооруженных сил, в Европе приоритетной задачей НИИ определено получение военно-теоретических знаний. Наиболее всестороннее развитие военно-научная деятельность получила в США, где военными институтами и университетами осуществляется научная проработка всех основных аспектов военного строительства. Однако данный подход является наиболее затратным - ежегодные расходы на проведение научных разработок составляют более 140 млрд. дол.
Несмотря на различный состав и принципы организации военно-научной деятельности иностранных государств, а также систему руководства военной наукой в целом, единой мировой тенденцией на сегодняшний день является интеграция военной науки с одной стороны с предприятиями-производителями вооружения, военной и специальной техники (далее ВВСТ), с другой - с военно-образовательными учреждениями. При этом данная интеграция выражена не в объединении различных, зачастую разноведомственных структур, а в организации эффективной и слаженной кооперации при решении конкретных задач. В условиях инновационного вектора развития науки в
66
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2014
России, требований коммерциализации и внедрения научных результатов, имеет смысл обратить внимание на опыт некоторых зарубежных стран.
Источником кадров для военно-научного комплекса (далее ВНК) и оборонно-промышленного комплекса (далее ОПК) является система высшего и послевузовского образования. До социально-экономических преобразований, проведенных в нашей стране в 80-е гг. ХХ века, существовало 514 вузов (с филиалами - около 800), которые обучали почти 3 млн. студентов. Впоследствии осуществлялось постепенное сокращение образовательных организаций высшего образования.
В настоящее время система высшего профессионального образования в РФ включает 969 высших учебных заведений, из которых 578 (около 60%) - государственные и муниципальные вузы. Количество студентов - около5646,7 тыс. чел. Почти 3 млн. обучаются по заочной форме и около 55 тыс. по системе экстерната [2, 3].
Из 7,4 млн. студентов за государственный счет обучается всего 2,9 млн. или 39,2% от их общего количества, а число бюджетников составило 211 человек на 10000 населения против 219 человек в РСФСР в 1980-1981 учебном году. В РФ 190 технических вузов, из них 150 - технических университетов, 52 вуза могут заниматься подготовкой кадров для ОПК (в 2012 г. реально занимались 46). Только 75% выпускников работают по специальности. Но люди с базовым образованием могут легко найти себя в других отраслях: математик - в экономике, физик - на производстве и т. п. Вместе с тем, работодатели считают, что по уровню знаний выпускники вузов, колледжей и техникумов последних лет, принятые на работу, уступают тем, кто уже работает. Снижение качества образования связано с тем, что:
1) вузы стали для молодёжи формой социализации, чем получения профессии: это досуговые коммуникации, а для юношей - легитимная форма избежать службы в армии;
2) повысилась степень коммерциализации образования - возросло количество государственных и негосударственных вузов. Увеличилось количество филиалов, к которым больше всего претензий по качеству образования. Дешевый образовательный продукт - платное высшее образование всего за $700-1000 в год [12].
В таких условиях многим государственным организациям и частным компаниям приходится принимать активное участие в подготовке своих сотрудников, создавая свою систему качества обучения. Они аттестуют новые учебные программы, программы переподготовки и повышения квалификации, создают специализированные научно-образовательные центры, в том числе межвузовские, базовые кафедры по подготовке специалистов [8]. Данный опыт можно было бы распространить и использовать при подготовке квалифицированных научных работников.
Российская военная наука имеет глубокие исторические традиции и корни, дала миру множество классических работ, причем не только в военной области, но и в естественных науках, в технической сфере. В дореволюционные годы самыми высокооплачиваемыми государственными служащими в Российской империи были преподаватели военных академий, в советское время им так же уделялось большое внимание. Сегодня преподавательский состав практически нигде не готовиться, а его статус последние 20 лет не соответствовал важности задач стоящих перед ним. Ситуация в данном вопросе за последние несколько лет изменилась кардинально. В настоящее время быть преподавателем военного вуза престижно. Как следствие, к ним предъявляются довольно высокие требования.
Система подготовки военных кадров достаточно хорошо изученная область во-
67
ISSN 1029-3388
енной педагогики, социологии и психологии. В настоящее время имеется достаточное количество исследований посвященных как концептуально-методологическим, так и прикладным вопросам рассматриваемой предметной области. Так, по мнению В. М. Коровина, на структуру и качество подготовки офицерских кадров в интересах Министерства обороны Российской Федерации (далее МО РФ), оказывают влияние множество различных, но в некоторой степени взаимосвязанных факторов, к основным из которых следует отнести [10]:
1) политическое и социально-экономическое состояние общества;
2) принятая в государстве военная доктрина;
3) сложившаяся в государстве структура военного образования и эффективность её функционирования;
Изменения, происходившие на постсоветском пространстве в течение последних 20 лет, существенным образом затронули все эти факторы, что не могло не сказаться на уровне подготовке офицерских кадров в вузах.
Смещение системы ценностей общества в 1990-е годы выразилось в падении престижа службы в армии. Впрочем, в последние годы положение исправляется, о чем свидетельствуют данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (далее ВЦИОМ). 38% молодых людей призывного возраста считают, что служба в армии является для них необходимостью (инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ был проведён 15-16 февраля 2014 г, опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России, статистическая погрешность не превышает 3,4%). Следует при этом отметить значительное сокращение доли опрошенных, называющих службу в армии «бессмысленным занятием, которого нужно избегать» (с 25% в 2000 году до 16% в 2014 году). Профессия военнослужащего входит в десятку наиболее популярных в нашей стране [9]. Как и прежде, россияне чаще всего хотят видеть своих детей работниками медицинской сферы (21%). На втором месте - профессии юриста и экономиста (по 12%). 9% желают, чтоб дети занимались предпринимательством. По 7% считают наиболее привлекательными профессии военнослужащего и учителя, по 6% - программиста, а также творческие и рабочие профессии. Ниже в рейтинге расположились такие профессии, как инженер (5%), строитель, спортсмен (по 4%), банкир, бухгалтер, менеджер, нефтяник, работник сферы услуг (по 3%), научный работник, государственный служащий, политик (по 2%). Наименьшей популярностью у россиян пользуется работа в качестве переводчика, журналиста, машиниста (по 1%).
Следует признать, что довольно продолжительное время (1991-1999 гг.) основными причинами поступления в военный вуз, согласно исследованиям, проведенным В. М. Коровиным, были: низкое материальное положение родителей; недостаточный уровень образовательной подготовки (считалось, что поступить в военный вуз легче, чем в гражданский); неустроенность быта. В результате военная организация получила целое поколение офицеров, мотивы прохождения службы которых были далеки от классических представлении об офицерском корпусе.
История свидетельствует о том, что отношение войсковых офицеров к науке всегда было особым. Так, например, в Военном сборнике 1850-х гг. было сказано: «Офицера до получения роты ценили только по наружности, по умению маршировать, а ротного командира по тому, как рота ходила церемониальным маршем и делала ружейные приемы... Бездарность, или совершенное невежество, высказанное на маневрах., навлекали на виновного порицания только со стороны высших должностных лиц. У многих
68
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2014
начальников наука не только на находила покровительства, а напротив встречала преследование и насмешку» [1].
С сожалением приходится признать, что за более чем полтора века типы офице-ров-героев и офицеров-ученых или практиков и теоретиков продолжают находиться в поиске взаимопонимания. Многим офицерам, являющимся соискателями ученых степеней, приходится скрывать свое стремление сделать академическую карьеру, чтобы не создавать конфликтных ситуаций и трудностей в выполнении должностных обязанностей. Занятия войскового офицера наукой могут восприниматься командованием как бесполезные или даже вредные, отвлекающие от повседневной деятельности.
В процессе проведения исследования авторы обратили внимание на то, что специфика военной службы оказывает определенное влияние на формирование личности ученого, его идентичность и морально-этическую систему. Представители военного сообщества обладают определенным менталитетом, который складывается во время пребывания на военной службе в замкнутой гомогенной среде. Г. А. Кабакович и Ю. Г. Спицин выделяют основные факторы формирования менталитета военнослужащих являются [4]:
1) сравнительно короткий срок службы в мирное и особенно в военное время вынуждает офицеров прилагать усилия для продвижения по служебной лестнице. Однако для каждой должности существует определенный возрастной ценз, также как и защита докторской диссертации военнослужащим в возрасте 45-50 лет считается нормальным явлением. Возможность защиты до 40 лет вызывает большие споры и встречает неоднозначное отношение со стороны военного научного сообщества;
2) частая смена места службы, наличие возможности быстрого карьерного роста, но отсутствие желания всё делать основательно, жизнь и формация мышления людей «живущих на чемоданах» ни как не способствуют занятию научной деятельностью (за очень редким исключением);
3) специфическое содержание и характер воинского труда - не смотря на попытки каким-либо образом регламентировать рабочее время военнослужащих, теоретически они должны находиться на службе 24 часа в сутки 12 месяцев в году. Фактическая сторона вопроса выглядит несколько лучше, но тем не менее можно утверждать, что рабочий день и рабочая неделя военнослужащего практически безразмерны;
4) ограничение прав и свобод (данная проблема, если её рассматривать, достойна отдельного исследования, т. к. диапазон ограниченных прав и свобод достаточно широк, речь идет, например, об ограничении выезда военных ученых за границу и отсутствия возможности интеграции в международное научное сообщество);
5) взаимоотношения с государством основано на принципе патернализма. Следует при этом отметить, что профессиональные знания военнослужащих далеко не всегда находят достойное применение в гражданской сфере. В этой связи большая часть профессиональных военных находятся в прямой зависимости от государства;
6) военнослужащие - это довольно специфическая социально-профессиональная группа, обладающая собственными традициями формальными и неформальными правилами, которые признаются и соблюдаются её членами.
7) в большинстве армий мира, и российская армия - не исключение, военнослужащие неформально разделены на элитную группу и массовую группу. Первая (10-30% от общей численности) представляет собой офицеров, военная служба для которых является делом всей жизни. Многие из них - военные во втором или третьем поколении.
69
ISSN 1029-3388
Представители первой группы делают военную карьеру, занимаются своим образованием и саморазвитием, обладают высокими морально-деловыми качествами. Вторая группа (70-90% от общей численности) - военнослужащие: не считающие, что военная служба - действительно их призвание; многие из них обладают недостаточным уровнем адаптивности к воинским коллективам; не имеют перспектив быстрого продвижения по службе; обладают достаточным уровнем подготовки и востребованы в гражданской сфере (программисты, инженеры, врачи и проч.). Причинами к отнесению во вторую группу может быть также отсутствие амбиций или сложное семейное положение, вынуждающее офицера забыть о своей военной карьере.
При этом в стороне остаётся фундаментальная военная наука. И прежде всего, общая теория, от которой зависит определение характера войн и военных угроз, видение перспектив военного строительства, подготовки и применения Вооружённых сил. Как следствие, вовремя не осуществляется научное прогнозирование военных угроз, характер тех или иных вооружённых конфликтов.
С учетом изложенного, можно отметить, что отечественный ВНК обладает рядом отличительных особенностей, к которым следует отнести (см. табл. 1):
1) наличие богатого исторического опыта по выполнению государственных заказов военного и специального назначений;
2) непосредственное участие в развитии Вооруженных Сил, в научно-методическом обосновании принятия и последующего сопровождения (реализации) управленческих решений;
3) непрекращающиеся длительное время процессы реформирования, негативно сказывающиеся на эффективности функционировании НИО МО РФ;
4) выполнение функций по подготовке предложений и решений в интересах органов военного управления [6];
5) недостаточное количество квалифицированных кадровых ресурсов и отсутствие программ их сохранения и развития;
6) кризисное положение дел в сфере военных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
7) научно-технические результаты, созданные в интересах ОПК, как правило, обладают потенциалом двойного применения, однако механизмы их коммерциализации недостаточно разработаны.
70
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2014
Таблица 1
Анализ особенностей отечественного военно-научного комплекса
Особенности Содержание
Накопленный исторический опыт организаций по выполнению государственных заказов военного и специального назначений Способность (теоретически) научных организаций проводить масштабные научные исследования в полном объеме в соответствии с условиями контрактов (договоров)
Непосредственное участие в развитии Вооруженных Сил ВНК со дня своего основания функционирует в интересах военной организации государства, в его задачи входит не только обоснование концепции её развития, но и решение оперативных задач
Непрекращающиеся длительное время процессы реформирования Отсутствие единой стратегии развития военно-экономического комплекса России привело к возникновению кризисных явлений, разрешение которых в настоящее время требует разработки и реализации целого комплекса мероприятий
Выполнение функций по подготовке предложений и решений в интересах органов военного управления В ходе проведения военных реформ потенциал органов военного управления снизился, их численность была существенно сокращена. В этой связи органы управления, в рамках выполнения оперативных заданий, привлекают военных ученых для разработки документов, которые представляются на утверждение руководству ВС РФ
Недостаточное количество квалифицированных кадровых ресурсов Причина сложившегося положения - естественные процессы, связанные со старением персонала, переход квалифицированных специалистов в иные, более престижные и оплачиваемые сферы деятельности, а также специфика военной службы
Кризисное положение дел в сфере военных НИОКР Длительный период времени финансирование сферы оборонных НИОКР осуществлялось на недостаточном уровне. Результат - утрата совокупного опыта и знаний сотрудников конкретного предприятия, исчезновение целых научных школ и направлений в области оборонных НИОКР
Научно-технические результаты, созданные в интересах ОПК, как правило, обладают потенциалом двойного применения Передача (при разработке соответствующего механизма) научно-технических результатов из ВНК в гражданский сектор экономики может существенно повысить эффективность произведенных затрат средств федерального бюджета, направленных на создание передовых оборонных технологий
Источник: составлено А. Х. Курбановым на основе анализа результатов исследований В. Г. Калимулина, Р. А. Князьнеделина, В. А. Плотникова и др. [5, 6, 10].
Подводя итог, следует отметить, что с учетом специфики отечественного ВНК направлениями повышения эффективности военно-научной деятельности следует счи-
71
ISSN 1029-3388
тать:
1) укрепление кооперационных связей как внутри сети научных организаций Министерства обороны, так и с институтами Российской академии наук, отраслевыми НИИ и другими научными организациями (например, выполнение совместных проектов на коммерческой и на безвозмездной основе);
2) популяризацию военной науки, придание ей более открытого статуса, путем вынесения части полученных результатов на обсуждение экспертным сообществом и участия военных НИО в межведомственных проектах;
3) формирование системы восполнения кадрового потенциала научно-исследовательских организаций кадрами высшей квалификации, омоложение кадрового потенциала НИО, создание системы повышения квалификации научных работников [10].
Литература
1. Взгляд на состояние Русских войск // Военный сборник. Т. 1 - СПб., 1895. - С.
12-13.
2. Викулов, С. Ф. Проблемы подготовки военно-научных кадров [Текст] / С. Ф. Викулов // Независимое военное обозрение. - 2012. - № 46. - С. 7-14.
3. Доклад о состоянии науки в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ecolife.ru/zhumal/articles/10472/ (дата обращения: 27.05.2014).
4. Кабакович, Г. А., Спицин, Ю. Г. Военное образование и национальная безопасность [Текст] / Г. А. Кабакович, Ю. Г. Спицин. - СПб.: Нестор, 1998. - 267 с.
5. Калимулин, В. Г. Развитие организационно-экономического механизма управления реструктуризацией оборонно-промышленного комплекса: автореф. дис. канд. эконом. наук: 08.00.05 / Калимулин Валерий Геннадьевич. - Ростов-на-Дону, 2010. - 26 с.
6. Князьнеделин, Р. А., Курбанов, А. Х., Плотников, В. А. Государственный заказ как инструмент промышленной политики в оборонно-промышленном комплексе: теория и практика: Монография [Текст] / Р. А. Князьнеделин, А. Х. Курбанов, В. А. Плотников. - СПб: ООО «Копи-Р Групп», 2013. - 240 с.
7. Коровин, В. М. Система профессионального становления офицеров в военных вузах: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01 / Коровин Владимир Михайлович. - Воронеж, 2002. - 369 с.
8. Материалы «круглого стола» 28.03.2013 г. на тему «Состояние и проблемы нормативно-правового обеспечения сохранения и подготовки кадрового потенциала для оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» - М., Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, 2013 г.
9. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1331 «Рейтинг престижных и доходных профессий»
72
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2014
[Электронный ресурс] // Сайт: http://wtiom.ru/mdex.php?id=459&uid=12540 (дата обращения 15.07.2014 г.).
10. Современное состояние, проблемы и перспективы научных исследований в сфере военной безопасности. Общественные слушания. Сборник материалов. - М.: Общественная палата Российской Федерации. - 2012. 48 с.
11. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] // Сайт: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/vp-obr1.htm (дата обращения 27.02.2014 г.).
12. Черных А., Фомина М., Коробов П. «Частные ВУЗы привели к общему знаменателю» (минобрнауки составило новый список неэффективных вузов) [Текст] / А. Черных, М. Фомина, П. Коробов // «Коммерсантъ». - 2012. - № 235 (5020). - С. 5-7.
73