Научная статья на тему 'Идентификационные ориентиры российской сельской молодежи'

Идентификационные ориентиры российской сельской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
182
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛО / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / СЕЛЬСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПОКОЛЕНИЕ / RURAL AREA / SOCIALIZATION / IDENTIFICATION / RURAL YOUTH / GENERATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шадриков Александр Валерьевич

В статье российская сельская молодежь представлена как социально-демографическая группа, для которой процесс идентификации себя с социальными статусами, ролями и местом проживания актуален в связи с потенциальной возможностью смены места жительства в период обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identification Orienting Points of Russian Rural Youth

The paper dwells upon Russian rural youth as a social-demographic group which is involved into the process of self-identication with social statuses, social roles and place of living. Identication orienting points are topical for rural youth due to potential possibility to change place of living in the education period.

Текст научной работы на тему «Идентификационные ориентиры российской сельской молодежи»

УДК 311; 314 DOI: https://doi.Org/10.18454/VEPS.2017.1.5523

Идентификационные ориентиры российской сельской молодежи

Шадрикое A.B.

"Ч^п ТЛ Аспирант Центра перспективных экономических исследований ^^ „ ^^Н Академии наук Республики Татарстан

^^^Н В статье российская сельская молодежь представлена как социально-демографическая группа, для которой процесс идентификации себя с социальными статусами, ролями и местом проживания актуален в связи с потенциальной возможностью смены места жительства в период обучения в вузе.

Ключевые слова: село, социализация, идентификация, сельская молодежь, поколение.

Российское село представляет собой особое пространство жизнедеятельности. Становление личности в сельском социуме имеет свои особенности, отличающие данный процесс и его результат от городского социума. Данный феномен обусловлен установившейся практикой проживания на селе в одном доме трех поколений одной семьи. Совместное проживание неизбежно влияет как на частоту межличностных интеракций членов семьи, так и на степень влияния в определении жизненных перспектив младших поколений. Идентификационными ориентирами для сельской молодежи могут выступать не только члены семьи, индивиды из числа проживающих в деревне, но и идентификационные локации.

Всероссийское исследование «Ценностные ориентации сельских учителей, учащихся и их родителей в условиях становления рыночной экономики на селе» выявило предметы гордости сельских старшеклассников. Опрос проведен Институтом педагогики социальной работы Российской Академии образования в 2000-2003 гг., выборка исследования - 3106 респондентов из 17 сельских районов 9 социально-экономических зон России: Костромская область (Нерехтский район), Республика Карелия (Олонецкий район), Пензенская область (Каменский район), Московская область (Коломенский район), Республика Марий Эл (Советский район), Тамбовская область (Моршанский район), Калужская область (Боровский район), Республика Саха (Якутия) (Верхневилюйский район), Самарская область (Красноярский район), Пермская область 180

(Чердынский район), Омская область (Большеречен-ский район), Псковская область (Псковский район), Ярославская область (Тутаевский район), Нижегородская область (Перевозский район), Астраханская область (Черноярский район), Республика Коми (Троицко-Печорский район).

По итогам опроса была выстроена иерархия людей и мест, которые вызывают восхищение у сельской учащейся школьной молодежи. Данная иерархия возглавляется фигурой матери - 72 % и отца - 55,5 %, несомненным авторитетом выступает школьный учитель - 23,3 %, достаточно выраженной является позитивная оценка своей страны

- 31 %. Гордость своим селом и его жителями выразила небольшая группа молодежи - 15,7 % [1, с. 18].

Прямой вопрос, отражающий позицию сельского школьника о том, кем он себя в первую очередь ощущает, обнаружил ярко выраженную пространственную идентичность - 76,2 % указали, что прежде всего являются жителями своего села. Второй по значимости разновидностью идентичности стала этнонациональная - 55,3 %, патриотическая -23,5 %, крестьянско-собственническая - 18,1 %, негативная пространственная (чужой в своем селе)

- 3,6 % и проективная (человек без будущего) идентичность - 2,8 %.

Изучение Я-идентичности сельской и городской молодежи Ростовской области и других регионов России было осуществлено Южным федеральным университетом в 2015 г. Исследователи Л.С. Дето-ченко и А.В. Понеделков подчеркивают, что «в теоретическом аспекте наименее изученным в данной

области является вопрос социально-пространственной идентичности по оси: страна-макрорегион-регион-локальное поселение» [2]. Компаративный анализ самосознания выявил географические отличия между сельской и городской молодежью. Вопрос, связанный с формулированием личностной идентичности респондента, показал, что студенты, которые проживали ранее на селе, обладают повышенным уровнем гражданской идентичности по сравнению с исконно городскими сверстниками.

В структуре пространственно-временных объектов идентификации сельчан и горожан высшее место занимает история нашей страны, литература, искусство и великие люди своей страны. Данная тенденция в большей мере характерна для горожан, превышая данный индикатор на 8,9 % в сравнении с сельчанами. Сельские жители обладают чувством гордости за место, где они родились - 27 % респондентов сельской местности российских регионов. Указанный показатель свидетельствует о выраженной локальной социально-пространственной идентичности сельчан. В два раза меньше жители села испытывают подобные позитивные чувства на уровне страны. Только 10,4 % сельских ростовчан и 10,8 % российских сельчан гордятся своей страной. Эти замеры отражают социальное противоречие -высокий уровень микрорегиональной идентичности сельчан и низкий уровень макрорегиональной идентичности сельских жителей. В ходе описываемого исследования были выявлены высокие показатели патриотичности у сельчан - 96 % считают себя таковыми, в то время как в городе эта цифра достигает 78 %.

Якутские социологи при анализе села пришли к оригинальным выводам: «важнейшая характеристика жизни якутского села - это выраженное чувство собственного достоинства. Каждый якутский наслег, как бы он ни был мал и где бы он ни находился территориально, переживает себя как мир, как сообщество безусловно значимых друг для друга людей, гордящихся своим происхождением и тем культурным микромиром, который они на протяжении многих сотен лет сообща строят...» [3].

Центром семьи и демографии Академии наук Республики Татарстана при участии автора статьи в 2016 г. в Дрожжановском муниципальном районе Республики Татарстан было проведено социологическое исследование по изучению межпоколенче-ских практик сельской семьи. Выборочная совокупность составила 1920 человек. В опросе приняли участие три поколения семей школьников.

25,4 % опрошенных представляют собой расширенные семьи, состоящие из представителей нескольких поколений. Бабушкам и дедушкам принадлежит значительная роль в передаче культуры младшему поколению. В жизни старшеклассника принимают активное участие не только родственни-

ки, проживающие вместе с ним, но и другие близкие люди, а именно сестры (25 %), тети (20,5 %), братья (16,5 %), друзья, одноклассники (10,8 %), бабушки (8,9 %), дяди (8,5 %), дедушки (4,5 %).

Одним из наиболее интересных, по результатам анализа данных, выступает исследование межпоко-ленческой мобильности. Образование обеспечивает социализацию индивидов, в нашем исследовании - членов семей. Социализация индивидов может рассматриваться как процесс, посредством которого члены семей развивают качества, существенные для эффективного функционирования и развития села, в котором они живут. Социализация обеспечивает не только преемственность культуры, ее передачу от поколения к поколению, но и способствует вертикальной образовательной мобильности. Однако, образование, становясь во все большей степени платным и тем самым недоступным для значительной части сельских семей, способно оставить значительную часть молодежи за пределами восходящей социальной мобильности. Это свидетельствует о необходимости корректировки образовательной политики с тем, чтобы не перекрывать молодежи важнейший канал вертикальной циркуляции, без которого сельское общество не сможет успешно развиваться.

Для того, чтобы проследить динамику изменения образовательного потенциала сельских семей, мы начали с анализа образовательного уровня прапрародителей старшеклассников до поколения старшеклассников. В большей степени прапраро-дители старшеклассников воспроизводили начальное, неполное образование (42,4 %). От поколения прапрародителей к поколению прародителей этот показатель уменьшился на 10 %, от прародителей к родителям - на 30 %. Это говорит о том, что неполное образование в современном сельском обществе не рассматривается как окончательная ступень в получении образования, и последующее поколение стремится продолжить образование в старших классах средней школы или в учреждениях профессионального образования.

Среднее общее образование является основой для получения профессионального (специального) образования, данного уровня образования достигли 8,5 % прапрародителей, 23 % прародителей и 13,4 % родителей. Данные показатели также свидетельствуют о положительной динамике, так как поколение родителей не остановилось на завершающей ступени общего образования, целями которого являются развитие творческих способностей обучающегося и формирования навыков самостоятельного обучения, а стремилось перейти на следующий этап получения образования, поскольку среднее полное общее образование является необходимым этапом для получения среднего специального и высшего образования. С каждым поколением (от прародите-

лей до родителей) в семье получивших среднее специальное образование становится больше в 2 раза: 15,9 % прапрародителей, 30,4 % прародителей и 61,7 % родителей.

Формирование жизненного пространства сельской молодежи определяется как уровнем инфраструктуры района, так и ощущением сельского жителя в своем социальном окружении. «Развитие и модернизация системы патриотического воспитания, обеспечивающей поддержание общественной и экономической стабильности в районе, формирование у детей и молодежи Дрожжановского района гражданской идентичности, высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, толерантности, культуры межэтнических и межконфессиональных отношений» - одна из главных задач Подпрограммы «Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан на 2014-2016 годы», Государственной программы «Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики» [4].

Сравнительный анализ ответов старшеклассников и родителей показал, что ориентация учащихся на возвращение в родное село после получения образования для того, чтобы помогать родителям в их хозяйстве, в 3 раза выше, чем самих родителей. Родители на 4,2 % больше склонны считать, что их дети стремятся уехать из села в город.

Выбирая вуз и специальность, старшеклассники и их родители во многом руководствуются определенным общественным мнением относительно популярности и престижности тех или иных специальностей. Также немалую роль играет и то, какими дисциплинами абитуриент интересовался в школе. В Федеральной целевой программе «Развитие образования на 2011-2015 гг.» указано, что «для профессиональной школы характерен ряд проблем, без преодоления которых будет серьезным образом затруднено ее инновационное развитие. Одной из проблем является противоречие между ростом по-

Социология

требности в специалистах и отсутствием ее объективного прогноза по отраслям экономики, нерациональным использованием специалистов со средним профессиональным образованием, низкой ценой труда молодого специалиста».

Анализ эмпирических данных позволяет сделать вывод о высокой значимости старшего поколения в структуре идентификационных ориентиров сельской молодежи. Сельская молодежь в выборе своих жизненных траекторий ориентируется не только на мнение ближайших родственников из числа членов семьи, но и руководствуясь личным ощущением места проживания, удовлетворенности жизни в нем.

Литература:

1. Силласте Г.Г. Молодежь. Село. Безопасность // Безопасность Евразии. - 2003. - № 4 (14). - С. 7-73.

2. Деточенко Л.С., Понеделков А.В. Я-идентичность сельской и городской молодежи: по материалам исследования // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство, право и управление. - 2016. - № 5. - URL: http://www. journal-nio.com/index.php?option=com_content &view=article&id=4564%3A2016-05-12-06-51-51&catid=116%3Amay&Itemid=172#centarmain

3. Неустроев Н.Д., Неустроева А.Н. Национально-региональные традиции в воспитании и образовании сельской молодежи // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3. - С. 209-221.

4. Подпрограмма «Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан на 20142016 годы» Государственной программы «Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики». - URL: http://drogganoye. tatarstan.ru/rus/dokumenti.htm

Identification Orienting Points of Russian Rural Youth

A.V. Shadrikov Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan

The paper dwells upon Russian rural youth as a social-demographic group which is involved into the process of self-identification with social statuses, social roles and place of living. Identification orienting points are topicalfor rural youth due to potential possibility to change place of living in the education period.

Key words: rural area, socialization, identification, rural youth, generation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.