А.В. Шадриков, аспирант, Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан, г. Казань, Россия, gailj_07@bk.ru
СЕЛО КАК ПРОСТРАНСТВО ИДЕНТИФИКАЦИИ МОЛОДЕЖИ
В статье представлены ключевые концептуальные элементы, формирующие идентификацию села в восприятии молодежи. Идентификация села представлена как структурный компонент социально-пространственной идентичности сельской молодежи. Изложены результаты авторского эмпирического исследования, проведенного в Дрожжановском муниципальном районе Республике Татарстан. Факторы, способствующие позитивной социально-пространственной идентичности сельской молодежи, структурированы автором в аспекте сонастроенности на сельский образ жизни, экологическом, аксиологическо-по-коленческом, патриотическом аспектах, в контексте индивидуальных жизненных траекторий и инфраструктурном контексте, аспектах удовлетворенности школой и риска. Анализ нарративов позволил выделить компоненты, способствующие удовлетворенности жизнью на селе. Закрепление в сельской территории - выбор индивида, обусловленный как объективными факторами (состоянием базовых социальных институтов - образования, здравоохранения, культуры, спорта, рынка труда), так и субъективными (индивидуальной предрасположенностью к сельскому образу жизни - экологии, определенным ритму жизни и качеству социальных связей). Для нарративов сельской молодежи характерен аналитический окрас, каждый рассказ описывает социальный парадокс - несмотря на наличие определенных трудностей, на селе есть потенциальные возможности для реализации как профессиональных, так и общественных амбиций.
Ключевые слова: сельская молодежь, идентификация, село, социальное пространство, социально-пространственная идентичность, сельский образ жизни, жизненные траектории, территориальное поведение.
Качество социальной идентичности сельской молодежи определяется уровнем социально-экономического развития социального пространства села, дифференцирующегося в разных странах, регионах внутри одной страны, муниципальных районах внутри одного региона. Социально-пространственная идентичность определяет территориальное поведение молодежи на селе.
Своевременный исследовательский интерес к проблеме социально-пространственной идентичности сельской молодежи обусловлен возрастающей потребностью в анализе пространственного контекста социаль-
ных отношений, запросами социального проектирования с целью разработки и реализации социальной политики, комплексных программ развития территорий.
Социально-пространственная идентичность приобретает позитивные характеристики при наличии идентификационных ориентиров для проживающих в деревне. Ими могут быть члены семьи, идентификационные локации. Понятие «социально-пространственная идентичность» не тождественно понятию «социально-территориальная идентичность». Под территориальной идентичностью в социологии понимаются «пережива-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
емые и/или осознаваемые смыслы системы и окружающая его среда являются ее компо-
территориальных общностей ("субъективной нентами. Восприятие пространства опреде-
социально-географической реальности"), ляется несколькими элементами: 1) идентич-
формирующие "практическое чувство" и/или ность места (характер и пространственные сознание территориальной принадлежности ин-
дивида».
Идентичность жителей, проживающих на определенной территории, как объект социально-гуманитарного анализа имеет разный исследовательский «окрас». Территориальная идентичность населения традиционно находится в исследовательском поле экономической, социальной, политической и рекреационной географии. Вариативность терминологии - «территориальная идентичность», «региональная идентичность», «локальная идентичность» -позволяет точнее выявить отдельные аспекты идентичности. Концепт территориальной идентичности применяется при анализе мотивов миграции, отношения коренного населения к приезжим мигрантам, которое связано со сложившимися ожиданиями относительно их поведения. Исследование территориальной идентичности неизбежно подразумевает обращение к базовым социологическим категориям - таким, как «социальная идентичность», «социально-пространственная идентичность», «социальный капитал», «социальные сети» и др.
Анализ микросреды сельской территории позволяет выявить укорененность жителей на селе во временном и пространственном измерении. Степень укорененности сельчан в пункте проживания и социально-пространственная идентичность имеют,
признаки объекта или Своевременный исследователь- места, к°т°рые п°выша-ский интерес к проблеме социаль- ют способность узнавать но-пространственной идентично- и опознавать (идентифи-
сти сельской молодежи обусловлен возрастающей потребностью в анализе пространственного контекста социальных отношений, запросами социального проектирования с целью разработки и реализации социальной политики, комплексных программ развития территорий.
Абсолютное большинство участников исследования подчеркнули высокую личную значимость качества окружающей среды -чистоту воздуха, возможность проводить время на чистом воздухе, производить и потреблять натуральные органические продукты питания.
цировать) окружающую среду3); 2) структура (расположение объекта в пространстве относительно его связи с наблюдателем и другими объектами4); 3) значимость/сущность (то, что понимают под этим местом, или что оно собой представляет); 4) согласованность (отношение формы к ее функции, то, как структура среды соответствует непространственной структуре); 5) прозрачность (степень видимости процесса, возникающего в пространстве, для пользователей, то, насколько каждый может действительно наблюдать, что происходит); 6) четкость/читаемость (степень самобытности, которая позволяет индивиду понимать или катего-ризировать содержание того, что он видит -чем выше читаемость, тем больше симпатия к месту).
В феврале 2017 года автор статьи провел социологическое исследование, в ходе которого были собраны нарративы среди сельской молодежи на тему «Село. Уехать — нельзя остаться. Поставь свою запятую». Выборка составила 80 человек в возрасте от 14 до 33 лет. Исследование было проведено в Дрож-жановском муниципальном районе Республики Татарстан - периферийном районе с преимущественно чувашско-татарским населением,
на наш взгляд, прямую зависимость. высокой плотностью населения, достаточно Атмосфера места представляет собой низкими перспективами развития крупных взаимосвязь между физической окружаю- предприятий и несельскохозяйственной дея-щей средой и восприятием.2 Наблюдатель тельности, но с более благоприятной ситу-
ацией в плане развития личных подсобных хозяйств и крестьянских фермерских хозяйств.
В ходе анализа нарративов были выделены факторы, способствующие позитивной социально-пространственной идентичности сельской молодежи.
1. Экологический контекст. Абсолютное большинство участников исследования подчеркнули высокую личную значимость качества окружающей среды - чистоту воздуха, возможность проводить время на чистом воздухе, производить и потреблять натуральные органические продукты питания.
2. Аксиологическо-поколенческий контекст. Сельская молодежь отметила, что при выборе села как постоянного места жительства существенную роль играет возможность жить рядом с родителями, в доме «с семейной историей».
«... мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом» (м., 11-й класс).
3. Патриотический аспект. Данная позиция - остаться жить на селе - связана с индивидуальным нравственным выбором молодого человека, подразумевающим, что индивид берет на себя посильную ответственность за дальнейшее развитие села, его жизнестойкость.
Жители села воспринимают село как Родину, а не просто место рождения.
4. Аспект сонастроенности на сельский образ жизни.
«Что касается меня, то я с детства не любила городскую жизнь. Все куда-то спешат, куда-то торопятся. Никто никого не знает, друг с другом не разговаривают. А здесь все просто. Вышла на улицу, знакомые лица. Ведь все те возможности, которые есть в городе, сейчас есть и в деревне. Да, наверное, в том, что детям нравится город, в этом они сами не виноваты, может, это влияние родителей, которые
остались в сельской местности в молодости. Да, я не спорю, может, раньше время было другое. Но ведь сейчас есть все возможности, чтобы остаться здесь. А что есть в городе, что нет в деревне? Ничего. Сегодняшняя молодежь, наверное, думает, что там все уже давно для них приготовлено. Но нет, так же надо рано вставать, выйти на остановку, ждать переполненный автобус и ехать 1-1,5 часа на работу, причем стоя. И целый день на ногах... Прийти поздно вечером домой, уставший. Нет ни матери, ни отца рядом... Нет, мне такой жизни не надо! Я после окончания института вышла замуж и осталась в деревне, и ни разу об этом не пожалела. Ведь я каждый день вижу своих родителей, рядом со мной любящий муж и любимые дети. По профессии мы с мужем оба педагоги. Работаем в Старошаймурзинской средней школе. А живем в соседней деревне. Да, Вы можете сказать, что мы тоже ездим. Но у нас, как в городе, нет пробок, мы не опаздываем на работу...» (ж., 25 лет, высшее образование).
5. Инфраструктурный контекст.
«Иногда возникают споры между мной и родителями: сейчас условий в районе намного больше. Построили бассейн, куда приезжают даже из других областей и районов; недавно соорудили Дом творчества, где занимаются дети из разных сел; школы стоят новые со всеми условиями. Раньше за продовольственными товарами и за одеждой приходилось ехать или в Шешурму, или в Ульяновск, или в Казань, так как достать что-либо в селе было очень трудно. А сейчас мы даже не задумываемся об этом: магазины на каждом шагу, можно купить все, что угодно. А как хорошо прогуливаться вечером по улицам родного села: такого великолепия нигде, наверное, нет. Те тополя, хлопавшие в ладоши при моем рождении, стали огромными, рядышком подтянулись и ели, и ря-
Переезд из города в село как феномен не имеет широкого распространения, однако выделяется в оформившуюся социальную практику, популярную как среди молодежи, так и среди людей пожилого возраста. Актуальности такого рода мобильности способствуют государственные федеральные и региональные программы по привлечению молодых специалистов в сельскую местность.
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
бины, и березы - красота. Сколько парков построено, и все они с разной тематикой -просто прогуливаясь, можно много узнать о районе» (ж., 10-й класс).
Объекты инфраструктуры влияют на восприятие места проживания и удовлетворенность жизнью в нем. Старшее поколение не всегда в полной мере способно оценить ввод в действие современных спортивных объектов на селе, поскольку их использование для данной социально-демографической группы неактуально. Инфраструктурная модернизация села позитивно сказывается на социально-пространственной идентичности молодежи и желании закрепиться на месте проживания.
6. Контекст индивидуальных жизненных траекторий.
Переезд из города в село как феномен не имеет широкого распространения, однако выделяется в оформившуюся (устойчивую) социальную практику, популярную как среди молодежи, так и среди людей пожилого возраста. Актуальности такого рода мобильности способствуют государственные федеральные и региональные программы по привлечению молодых специалистов в сельскую местность.
«После окончания высшего учебного заведения я отправилась жить и работать в село Старые Чукалы. Сначала сельская жизнь была непривычной для меня, здесь было очень тихо, спокойно. Жители все здоровались со мной, помогали, если возникали какие-то вопросы. Со временем я очень сильно полюбила свой дом, свое село. Я выбираю село, потому что мне не безразлична его судьба, я хочу помочь и быть полезной в той сфере, которая мне интересна. Деревня - это не только нескончаемый труд на земле, как многим кажется, это еще и восхитительные пейзажи, и отсутствие городской суматохи» (ж., учитель химии, высшее образование).
«Я учился в городе, но уехал с целью вернуться в село и работать на благо малой родины - это не мечта, а вполне конкретный план моей жизни. Я вернулся по зову сердца. Чтобы понять, какие изменения произошли со мной, и насколько труден этот выбор, надо знать меня - я вышел из среды говорящих на родном языке, преданных традициям и своей малой родине. У меня никогда не было помыслов уехать и закрепиться где-нибудь в большом городе. Поучиться - да, другое дело. Но в итоге
5 лет в мегаполисе внесли сумятицу в мои жизненные планы.
Я попытаюсь честно объяснить причины - дело не в "магии " огромного города, не в комфорте, не в деньгах, не в политике... Все дело в возможностях, в кипучей творческой энергии. Проучившись и проработав в городе, поездив там на разные конкурсы и мастер-классы, походив по выставкам и пообщавшись с коллегами, и вообще поняв суть жизни в городе, ты уже навсегда оглушен всей этой атмосферой и масштабами. Родное село после этого кажется уже беспросветной провинцией, в которой никогда не родится по-настоящему креативная мысль. И ты впадаешь в депрессию, ищешь возможность уехать, покупаешь билет в один конец.
Так происходило со всеми, кого я знаю, с кем учился, работал. Да и сверстники и знакомые проживают в городе.
А что же ждет в селе человека: обычного экономиста, учителя, врача или представителя любой творческой, недостаточно практичной профессии? В какой-то момент я замечаю это по друзьям старшего возраста, человека прямо начинает подпирать в темечко. Это давит стеклянный потолок. Человек в смятении. А уезжать уже поздно. Это есть самая большая настоящая проблема.
Но общаясь с нашими земляками, сейчас уже проживающими в городах, я бы не сказал, что их жизнь реализована на все 100%, и я не только о студентах, только поступивших в университет, но, например, о моем друге-земляке, добравшемся до своей профессиональной вершины - штатного места в юридической компании. Его жизнь такая же рутина. Приходит утром на работу, смотрит в журнале свои дела и работает до 22.00. Ну да, имеет дело с "большими" людьми, и гонорары побольше, но в сущности - скучная ремесленная работа, которая в определенный момент становится бессмысленной, как вращение колеса на мельнице, которая давно ничего не мелет.
Поставив цель, и в нашем небольшом районе можно реализоваться более полно, открыть свое дело, делать персональные выгодные предложения для населения. Мне кажется, что в развивающихся малых населенных пунктах (в селах, деревнях, районных центрах) больше возможностей. Но посмотрев вокруг, опять вижу уныние и среди большинства умных, талантливых людей. Только ли дело в том, допустим, что на открытие своего дела надо еще найти материальные средства? Или причина уныния, как говорят эксперты и как подсказывает мне правильную формулировку мысли мой знакомый, - в отсутствии "социальных лифтов"?
Вот видите, даже сейчас, работая над этим текстом, я кручу и выворачиваю мучающий меня вопрос и так, и эдак, и не нахожу ответа.
И так продолжается несколько месяцев. Но вот сейчас, завершая текст и пытаясь ответить, я начинаю понимать, вернее, заставляю себя понять и принять важное обстоятельство - все равно, здесь ли, там ли, надо просто идти и работать, делать то, что ты можешь, хочешь и должен и все на благо. Поэтому я все-таки решил остаться» (м., 24 года, преподаватель-организатор ОБЖ, высшее образование).
7. Аспект удовлетворенности школой.
Школа является значимым институтом социализации, формирующим жизненные установки, траектории личности. Сельское школьное пространство представляет собой особый мир, подразумевающий не только получение знаний по предметам, но и интеграцию в локальное пространство.5 Модернизация сельского образовательного пространства (программа «Школьный автобус», мультимедийные средства обучения, и др.6) позволяют сельской молодежи чувствовать себя включенной в современные образовательные практики. Таким образом, высокий уровень оснащенности сельской школы современными средствами образовательной деятельности положительно влияет на соци-
Высокий уровень оснащенности сельской школы современными средствами образовательной деятельности положительно влияет на социально-пространственную идентичность сельской молодежи.
ально-пространственную идентичность сельской молодежи.
« Второй дом для меня - школа, здесь я провожу по шесть часов каждый день. Мне нравятся моя школа, мои учителя, мои одноклассники, которые, несмотря ни на что, всегда поддерживают меня. Я благодарна всем учителям, которые учат меня все это время. У нас в школе чистота и порядок» (ж., 8-й класс).
8. Аспект риска.
«В сельской местности жить легче, чем в городе - при наличии домашнего хозяйства и приусадебного участка можно жить неплохо. В селе купить дом легче. Ведь в городе, чтобы приобрести квартиру, нужно очень долго работать и при этом хорошо зарабатывать» (ж., 11-й класс).
Индикатором позитивной идентификации села является упоминание названия населенного пункта в рассказе (более 3 раз в одной истории).
Идентификация сельской молодежи с селом включает такие физические природные объекты, как лес, речка, озеро, дикие животные, объекты флоры - деревья яблони, вишни, черемухи, сирени и т.д.
« Родина моя , малая Родина,
Милей тебя на свете нет!
Пусть многие твердят в ответ,
Что им дороже город, суета,
А я тебя не променяю никогда» (ж., 26 лет, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе).
Личные нарративы старшеклассников и молодых специалистов являются средством, благодаря которому можно определить личностную и социальную идентичность.
Анализ нарративов позволил выделить компоненты, способствующие удовлет-
воренности жизнью на селе. Закрепление в сельской территории - выбор индивида, обусловленный как объективными факторами (состояние базовых социальных институтов - образования, здравоохранения, культуры, спорта, рынка труда), так и субъективными (индивидуальная предрасположенность к сельскому образу жизни, базирующаяся на экологии, природе, определенных ритме жизни и качестве социальных связей).
Для нарративов сельской молодежи характерен аналитический окрас, каждый рассказ описывает социальный парадокс - несмотря на наличие определенных трудностей, на селе есть потенциальные возможности для реализации как профессиональных, так и общественных амбиций. -'¡¡J
Литература
1. Шматко Н.А., Качанов Ю.Л. Территориальная идентичность как предмет социологического исследования // Социс. 1998. № 4. С. 94-98.
2. Кияненко К. О феномене, структуре и духе места у К. Норберг-Шульца [Электронный ресурс] // Вестник архитектуры. 2008. АВ 3 (102). URL: http://archvestnik.ru/ru/magazine/av-3-102-2008/o-fenomene-strukture-i-dukhe-mesta-u-knorberg-shultsa (дата обращения: 10.03.2017).
3. Хагуров А.А. Социология российского села: моногр. М., 2012. С. 275.
4. Steinitz W. Etnografisch-archäologische Zeitschrift. 1968. Jg. 9. P. 197-218.
5. Lynch K. The Image of the City. Cambridge MA: MIT Press, 1960. Р. 2.
6. Arthur P., Passini R. Wayfinding: people, signs, and architecture. McGraw-Hill Book Co., 1992. 238 p.
7 Bell M. Towards Rigorous Cross-National Comparison of Internal Migration: Who Collects What? [Электронный ресурс]. URL: http://demoscope.ru/ weekly/knigi/tours_2005/papers/iussp2005s50718. pdf (дата обращения: 01.03.2017).
VILLAGE AS A SPACE FOR YOUTH IDENTIFICATION
A.V. Shadrikov, postgraduate, Center of Advanced Economic Research in the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan,
Kazan, Russia, gailj_07@bk.ru
The article presents the key conceptual elements that form the identity of the village in the perception of young people. Identification of the village is presented as a structural component of social and space identity of rural youth. The paper provides the results of original empirical research conducted
in Drozhanovsky district of the Republic of Tatarstan. The factors, promoting positive social and space identity of rural youth, are structured by the author in the aspect of readiness for rural lifestyle, ecological, axiological and generation, patriotic aspects, in the context of individual life trajectories and infrastructural context, the aspects of satisfaction with school and risk. Narratives' analysis allows identifying of components contributing to life satisfaction in rural areas. Consolidation in rural areas is a choice of the individual, due to both objective factors (the state of the basic social institutions of education, health, culture, sports, labor market) and subjective (individual predisposition to the rural way of life based on ecology, nature, rhythm of life and the quality of social relationships). For narratives of rural youth an analytical color is typical, each story describes a social paradox - despite some difficulties in village living, there is a potential opportunity for implementation of professional and public ambitions.
Key words: rural youth, identification, village, social space, social and space identity, rural lifestyle, life trajectories, territorial behavior
References
1. SHmatko N.A., Kachanov YU.L. Territorial'naya 3. Hagurov A.A. Sociologiya rossijskogo sela [Socio-identichnost' kak predmet sociologicheskogo logy of the Russian village]: monogr. M., 2012. S. 275. issledovaniya [Territorial identity as a subject 4. Steinitz W. Etnografisch-archaologische Zeits-of sociological research] // Socis. 1998. № 4. chrift. 1968. Jg. 9. P. 197-218.
S. 94-98. 5. Lynch K. The Image of the City. Cambridge MA:
2. Kiyanenko K. O fenomene, strukture i duhe mesta MIT Press, 1960. R. 2.
u K. Norberg-SHul'ca [About the phenomenon, the 6. Arthur P., Passini R. Wayfinding: people, signs, and structure and spirit of a place, as Norberg-Schulz] // architecture. McGraw-Hill Book Co., 1992. 238 p. Vestnik arhitektury. 2008. AV 3 (102). URL: http:// 7. Bell M. Towards Rigorous Cross-National Compa-archvestnik.ru/ru/magazine/av-3-102-2008/o- rison of Internal Migration: Who Collects What?. fenomene-strukture-i-dukhe-mesta-u-knorberg- URL: http://demoscope.ru/weekly/knigi/tours_2005/ shultsa (accessed: 10.03.2017). papers/iussp2005s50718.pdf (accessed: 01.03.2017).