Научная статья на тему 'Идентичность на Северном Кавказе: исследовательский ресурс синергетики'

Идентичность на Северном Кавказе: исследовательский ресурс синергетики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
68
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / МНОГОУРОВНЕВАЯ ИДЕНТИЧ-НОСТЬ / MULTI-LEVEL IDENTITY / РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / RUSSIAN NATIONAL IDENTITY / СИНЕРГЕТИКА / SYNERGY / СЛОЖНАЯ СИСТЕМА / COMPLEX SYSTEM / СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ РЕГИОН / NORTH CAUCASUS REGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Куква Елена Сергеевна

В статье рассмат-риваются возможности синергетического анализа идентичности в северокавказском регионе, которая, являясь многоуровневой конструкцией, представляет собой сложную, открытую, иерар-хическую систему. Это позволяет ставить и решать задачи моделирования целого ряда процессов и явлений, сопря-женных с идентичностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Куква Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the perspectives of a synergistic research of identity in the North Caucasus region, it has a multi-level structure and it is a complex, open, hierarchical system. This allows formulating and solving problem of modeling a variety of processes and phenomena associated with identity.

Текст научной работы на тему «Идентичность на Северном Кавказе: исследовательский ресурс синергетики»

Е.С. КУКВА кандидат социологических наук, ученый секретарь НИИ комплексных проблем Адыгейского государственного университета*

Идентичность на Северном Кавказе:

" 1

исследовательским ресурс синергетики1

Утверждение Г. Хакена, классика синергетики, о том, что самоорганизующимися могут быть не только неживые системы, но и общество, не позволило нам в рамках настоящей статьи вступать в дискуссию с критиками применения синергетической методологии к анализу социальной сферы2. Эвристический потенциал синергетики, применяемый к исследованию социокультурных процессов и явлений, уже апробирован и достаточно широко используется, в том числе и в отечественной науке. В связи с этим исходным для нас будет осознание синергетической природы общества, человека, культуры как сложных, открытых, иерархических, саморазвивающихся систем мегауровня. К сопряженным с названными системами и включенными в них можно отнести целый ряд антропо-социо-культурных процессов, явлений, входящих в данные системы в качестве подсистем и обладающих аналогичными свойствами. В частности, такими подсистемами можно считать идентификационные процессы и идентичность. Изучение обозначенных сложных систем через призму синергетической методологии может дать значимые результаты как о самой идентификации, так и о социальной системе, в которой данный процесс проистекает.

Анализ идентификационных процессов, имеющих место на полиэтничном Северном Кавказе, опирается на констатацию

* Куква Елена Сергеевна, e-mail: kukva@rambler.ru

1 Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проект № 11-06-00098-а.

2 Хакен Г. Самоорганизующееся общество // Будущее и настоящее России в зеркале синергетики. М., 2011, с. 202.

«предельной выраженности» этнического и конфессионального разнообразия у населения региона. Конфигурация групповой и индивидуальной идентичности, а равно и идентификационные процессы выглядят как множественные, многоуровневые, эклектичные, фрагменти-рующиеся на всех уровнях. Более того, при контактах с другими культурами, неизбежными в условиях глобализации, отмечается

л

неуклонный процесс усложнения идентичности1. Регулярно возникают новые идентификации, в том числе постмодернистские, например складывающиеся вокруг виртуальных общностей. Это, с одной стороны, свидетельствует об «условиях системной переходности», определяемой социальным и политическим реформированием России, которые сопровождаются комплексом глобализационных изменений. С другой стороны, позволяет характеризовать саму идентичность и идентификационные процессы, сопряженные с ее формированием как открытые, сложные, полицелостные системы и процессы.

Открытость структуры как принцип характеризует многоуровневую идентичность, концепция которой разработана исследовательским коллективом при участии автора2. Структура такой идентичности выражена несколькими уровнями: этническим, региональным, национальным, цивилизационным и др. Концепция отстаивает их возможность взаимно дополнять друг друга, сосуществовать, иметь в разной степени актуализированными те или иные уровни в зависимости от социального контекста. Благодаря своей открытости структура многоуровневой идентичности способна «дробиться» на подуровни, прирастать новыми уровнями, а также «открываться» для новых видов идентичности по горизонтали. При этом

1 См.: Астафьева О.Н. Динамика «полицелостности» современной культуры: инновационные практики взаимодействия // Синергетическая парадигма. Синергетика инновационной сложности. М., 2011, с. 280.

2 См.: Многоуровневая идентичность / З.А. Жаде, Е.С. Куква, С.А. Ляушева, А.Ю. Шадже. М.Майкоп, 2006; Российская идентичность на Северном Кавказе / З.А. Жаде, Е.С. Куква, С.А. Ляушева, А.Ю. Шадже. М.-Майкоп, 2010.

открытость действует по принципу полилога, выстраивая взаимодействия как внутри системы - между уровнями, так и с другими системами - внешними по отношению к изучаемой. Так, границы между уровнями то устанавливаются, то стираются. Используется термин "трансгрессия", т.е. постоянный самопереход или перетекание пограничья для обозначения современного характера идентичности1. К примеру, даже этнический уровень идентичности - один из самых традиционных или в большей степени закрытых, анализируемый именно в структуре многоуровневой идентичности, демонстрирует свойства открытости. В частности, этническая идентичность может сочетаться с региональной, национальной, цивилизационной как часть и целое - она встраивается в них. Собственно на этом построена концепция многоуровневой идентичности: каждый последующий уровень, вступая в диалог с предыдущим, обогатившись его креативным потенциалом, приобретает большую устойчивость и этим повышает свое интегра-тивное значение и способствует большей устойчивости общности и общества в целом.

Трансгрессия предполагает и обратную зависимость. Национальная российская идентичность, помимо иных, образующих ее маркеров, основывается также на ценности полиэтничности как одной из базовых социокультурных характеристик российского общества. Речь идет о том, что национальная идентичность открыта принятию всего многообразия этнических идентичностей на российском пространстве, «вбирает» их в себя.

Известно, что для синергетики процессы и состояния трансграничья, нахождение на кромке порядка и хаоса в ситуации неустойчивой и

1 Сурова Е.Э. Идентичность, идентификация и идентификационные модели // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. СПб., 2008, вып. 3, с. 57.

л

сверхчувственной системы «рождают» новые состояния и процессы1. В результате процессов самоорганизации в этих частях системы возможно переструктурирование всей системы идентичности.

Многоуровневая идентичность как система открыта также и внешним по отношению к ней системам. Можно говорить о расширении идентификационных предпочтений за счет солидаризации, с одной стороны, с более крупными общностями, вплоть до всего человечества (открытость макроуровня к мегауровню меняющихся управляющих параметров системы)2; с другой стороны - об укреплении базовых идентичностей с малыми группами - семьей, общиной, местным сообществом, что является психологическим ответом на потерю идентификационных ориентиров в условиях нарастающей глобализации (открытость макроуровня к микроуровню при фиксированных управляющих параметрах). Как отмечает С.Ю. Иванова, в результате внутренней «эмиграции человека в пространство частной жизни субкультурные анклавы иерархии идентификаций в определенной мере переворачиваются, и доминирующими выступают не глобальные, а локальные уровни идентичности»3.

Открытость с характерным перетеканием границ между уровнями идентичности делает применимым к последней принцип синергии -суммирующего эффекта взаимодействия двух или более факторов, характеризующегося тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы. Исходя из того, что исследуемая конфигурация многоуровневой идентичности представлена как личностным, так и коллективным

1 См.: Буданов В.Г. Конструирование сложности в антропной среде // Синергетическая парадигма. «Синергетика инновационной сложности», с. 164-167.

2 Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке: принципы и перспективы [Эл. документ]. URL: http://spkurdyumov. narod.ru/budddannn.htm

Иванова С.Ю. Проблемы и перспективы идентификационных процессов в российском социокультурном пространстве // Культура как стратегический ресурс укрепления общероссийской идентичности. Материалы IV международной научно-практической конференции. Краснодар, 2011, с. 46.

измерением, отметим, что идентификационный потенциал данной структуры в целом во многом более значим для персональных и групповых субъектов, так как способствует обретению уверенности в себе, обретению самопонимания в меняющемся мире, интеграции на каждом из идентификационных уровней. Очевидно, что представленная в виде данной структуры, а также артикулируемая многоуровневость позволит достигнуть этих показателей с эффектом эмерджентности (сверхсуммативности) значительно быстрее и эффективнее. Этническая идентичность, будучи усиленной региональной северокавказской, равно как и манифестируемая в контексте российской национальной идентичности, позволит эффективнее

солидаризироваться на цивилизационном, геополитическом социокультурном пространствах. Таким образом, применение принципа эмерджентности к анализу динамического единства многоуровневой идентичности открывает возможности для исследования ее интегра-тивного потенциала, усиленного многократно.

Еще одно методологическое положение синергетического мировидения (которое является базовым для социальной синергетики) -положение о нелинейности процессов, протекающих в сложных, самоорганизующихся системах. При этом нелинейность расценивается как способность системы измениться в той степени, которую не предполагало изменяющее ее воздействие. Иначе говоря, даже малые воздействия на систему могут вызвать значительные изменения, а

результат суммы воздействий на систему не равен сумме результатов

1

этих воздействий1.

Это позволяет сделать вывод, говоря об идентичности, что те воздействия, которые оказывают на нее или на процесс ее формирования какие-либо факторы, могут иметь несоизмеримые с силой этих воздействий последствия.

1 См.: Буданов В. Методология синергетики...

Так, многоуровневая идентичность, претерпевая разные воздействия от окружающей реальности, в том числе слабые, разовые, может кардинально изменить свою конфигурацию: от усиления артикуляции, устойчивости одного из уровней до замены многоуровневой конструкции более простой. Любое событие в мире -внешнем окружении России, события социальной, политической жизни нашей страны, повседневные практики, дискурс, иногда даже при своей незначительности могут вызвать значимые возмущения в системе. При этом мы понимаем, что состояние системы «многоуровневая идентичность» в этот момент должно быть далеким от равновесия, т.е. в условиях социальной нестабильности мы можем иметь дело, в частности, со значительным изменением в структуре многоуровневой идентичности даже от самых слабых воздействий. В роли подобных слабых воздействий могут выступать победы российских спортсменов на международных соревнованиях - их влияние на сплочение людей вокруг общности «российская нация» уже оценено исследователями и властями. А скажем, околоспортивные события (например, конфликты футбольных фанатов) способны изменить конфигурацию структуры идентичности у значительной части населения, усилив этнический компонент. Известно также, что бытовые конфликты часто становятся основой для этнического противостояния, которое всегда сопровождается ростом этнической и ослаблением других идентичностей. Актуализирован может быть и региональный северокавказский уровень. Исследователи утверждают, что региональная идентичность особенно эффективна для сплачивания весьма разнородных общностей и идентичностей поверх разделяющих барьеров1.

Идея воздействий, в том числе слабых, на открытые системы продолжается в развиваемом в рамках социальной синергетики

1 См.: Смирнягин Л.В. Региональная идентичность и география // Идентичность как предмет политического анализа. Сб. статей по итогам Всероссийской научно-теоретической конференции (ИМЭМО РАН 21-22 октября 2010 г.). М., 2011, с. 183.

положении о возможности для самоорганизующихся систем сочетания самоорганизации и управления. Е. Князева и С. Курдюмов утверждают, что баланс самоорганизации снизу и организации сверху - это механизм

Л

развития сложных социальных структур1. Так, процессы самоидентификации, осуществляемые как на индивидуальном, так и на групповом уровнях, расцениваем как самоорганизацию. В условиях потребности российского общества в консолидации, рефлексируемой властями, требуется встречный процесс - управление идентификациями. Причем Г. Хакен утверждает, что даже небольшие управляющие воздействия на систему могут подтолкнуть ее в желаемом направлении. Такое воздействие вполне ожидаемо от государства, оно должно быть выверено и при этом минимизировано. Отметим вслед за немецким ученым, что это воздействие не обязательно должно быть персонифицировано, т.е. исходить от конкретных людей или органов государства. Формами упорядочивания могут выступать идеальные конструкты. В случае с идентичностью ими могут стать дискурс и дискурсивные практики, продуцируемые с участием государства, подвижки в идеологии, образовании, общественном мнении, избыток или недостаток информации и т.д.

Операционализация понятия «многоуровневость» становится возможной при учете принципа иерархичности сложных систем. Основным смыслом структурной иерархии является составная природа вышестоящих уровней по отношению к нижестоящим. Элементы, связываясь в структуру, передают ей часть своих функций, степеней свободы, которые затем выражаются от лица коллектива всей системы. Эти коллективные переменные принято называть параметрами порядка2. Малые систематические усилия играют роль параметров порядка.

1 См.: Князева Е. Н., Курдюмов С.П. Коэволюция сложных социальных структур баланс доли самоорганизации и доли управления // Будущее и настоящее России в зеркале синергетики. М., 2011, с. 187.

2 См.: Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке: принципы и перспективы. [Эл. ресурс]. URL: http://spkurdyumov. narod.ru/budddannn.htm

Параметры порядка обеспечивают когерентное, т.е. взаимосогласованное сосуществование элементов системы, которое являет собой процесс самоорганизации. Это положение может явиться основой для дальнейшего моделирования процесса укрепления российской национальной идентичности, т.е. расценивать многоуровневую структуру следует с позиций ее потенциальной интегративности. Все уровни функционируют на принципе взаимодополнительности и «работают» на устойчивость идентичности, в том числе национальной. Можно предложить в качестве одного из вариантов модель российской национальной идентичности, представленную многоуровневой идентичностью (по формуле российская национальная идентичность = многоуровневая идентичность). Такая интерпретация предполагает, что российская национальная идентичность одновременно и один из уровней, и вся структура многоуровневой идентичности. Это не является противоречием в условиях выбранной методологии, опирающейся на взаимные перетекания, на формирование конструктов именно на пограничных идентификационных пространствах. Описанная модель идентичности не должна и не является статичной. Это подвижная, гибкая

л

структура, открытая для новых видов идентичности1. Например, для религиозной идентичности, которая обладает способностью пронизывать все уровни структуры, тем самым создавая дополнительный ресурс для укрепления российской национальной идентичности.

Подводя итог, можно сказать, что идентичность может быть рассмотрена как сложная, открытая, иерархическая система, что открывает возможности ее исследования с позиций синергетической методологии, которая, в свою очередь, открывает новые стороны и сущностные черты этого феномена, а также его социокультурного контекста. Так, рассмотрение многоуровневой идентичности на

1 См.: Шадже А.Ю. Российская идентичность в контексте постнеклассической науки // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение, философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 2011, № 2, с. 137.

Северном Кавказе, учитывающее ее сложноструктурированный характер, позволяет ставить и решать задачи моделирования целого ряда процессов и явлений, «вовлеченных в сферу влияния» идентичности.

Куква Е.С. Идентичность на Северном Кавказе: исследовательский ресурс синергетики. В статье рассматриваются возможности синергетического анализа идентичности в северокавказском регионе, которая, являясь многоуровневой конструкцией, представляет собой сложную, открытую, иерархическую систему. Это позволяет ставить и решать задачи моделирования целого ряда процессов и явлений, сопряженных с идентичностью.

Ключевые слова: идентичность, многоуровневая идентичность, российская национальная идентичность, синергетика, сложная система, северокавказский регион.

Kukva E.S. Identity in the North Caucasus: Research Resource of Synergetics.

The article discusses the perspectives of a synergistic research of identity in the North Caucasus region, it has a multi-level structure and it is a complex, open, hierarchical system. This allows formulating and solving problem of modeling a variety of processes and phenomena associated with identity.

Key words: identity, multi-level identity, the Russian national identity, synergy, a complex system, the North Caucasus region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.