Человек и общество
Е.С. КУКВА кандидат социологических наук Адыгейского государственного университета*
Идентичность современной молодежи и перспективы процесса консолидации российского общества1
Национальная идентичность и общественная консолидация: органическая взаимосвязь. Одним из условий успешного освоения модернизационного пути, на выборе которого, как представляется, остановилось российское общество, является возрастание консолидации последнего как на общенациональном, так и региональном, локальном уровнях. Интеграционный потенциал в современном обществе содержат в себе такие социокультурные явления, как межпоколенческое согласие, общие ценности, наличие диалога между обществом и государством, между властью и гражданским обществом, в полиэтничных условиях - межкультурный диалог, межэтническая, межконфессиональная толерантность, а также российская национальная идентичность.
Вполне оправдано, что особое место в этих процессах отводится молодежи как самой динамичной, энергичной и критически мыслящей части общества. Она обладает огромным социальным, политическим, интеллектуальным и творческим потенциалом, который приобретает особое значение для тех социумов, в которых осуществляются трансформационные и модернизационные процессы. Успехи этих изменений во многом зависят от желания молодежи поддержать их и от степени ее интегрированности в социальную структуру общества.
Изучение проблем социокультурного развития невозможно без исследования потребностей, ценностно-мировоззренческих установок,
* Куква Елена Сергеевна, e-mail: [email protected]
1 Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект №12-06-31146 мол_а
интересов, идентификационных стратегий молодежи. Сложные социокультурные противоречия в идентификации молодого поколения свидетельствуют о кризисе социокультурной идентичности молодежи, социокультурных рисках. Базовыми характеристиками молодежи являются промежуточность, неполнота ее социального статуса, отсутствие универсальных моделей самоопределения и солидаризации, постоянная смена объектов идентификаций в условиях процесса становления. Эти параметры влекут неустойчивость ценностно-мировоззренческих установок, размытость духовных ориентиров, усиливается фрагментарность и мозаичность идентичностей, краткосрочность и сиюминутность существующих солидарностей, формирующих новую модель поведения, социальность нового типа. У молодежи полиэтничного Северного Кавказа заметно усложняется процесс идентификации, в рамках которого многие молодые стремятся любой ценой продемонстрировать свою «этничность»/«кавказскость» в обществе, стремясь выделиться. Это требует формирования понимания соотношений «я» и «мы», понимания взаимосвязи этнокультурной, региональной и российской идентичностей.
Исследователи утверждают, что в «недалекой перспективе, если не будут предприняты энергичные и эффективные шаги по развитию и укреплению общероссийской идентичности, вероятно дальнейшее обострение кризиса идентичности и, как следствие - потеря нравственных и ценностных ориентиров у молодежи и других слоев общества. Для того, чтобы предотвратить подобное развитие событий, способное привести российское общество и государство к распаду, необходима целенаправленная и последовательная государственная политика, предусматривающая разумное сочетание этнического и общероссийского компонентов идентичности, формирование у жителей России, прежде
всего у молодежи, чувства принадлежности к единому обществу и государству» '.
Неоднократно отмечено, что по результатам социологических исследований национальная идентичность в последние годы заметно актуализировалась. Северный Кавказ - не исключение. В ряде субъектов отмечаются высокие показатели гражданской идентичности молодежи. При этом традиционно в данном регионе очень высок уровень этнической идентичности. «Конкурируя» в цифрах, данные виды идентичностей не конкурируют в идентификационном пространстве. Напротив, исследователи отмечают, что некоторые виды социальной идентичности одинаково часто проявляют себя в социальном взаимодействии. С одной стороны, это свидетельствует об определенном типе самосознания (например, выделяют столичный тип самосознания с актуализацией большого числа идентичностей разного рода). Одним из условий его формирования становится высокий уровень удовлетворенности жизнью2. С другой - подобная «идентификационная активность» предопределяет возможность управления идентификационным пространством региона за счет снижения такого его параметра, как степень устойчивости (см. далее описание модели).
Очевидно, что формирование и состояние национальной идентичности напрямую зависит от развития экономической и социальной сфер общества, степени социального благополучия. Как отмечает С. Перегудов, «неопределенность общегражданской идентичности во многом проистекает отнюдь не только из ее «молодости» и незрелости, но из самих современных реалий экономи-
о
ческой и социальной действительности»3. Добавим, что для нынешнего поколения россиян процесс формирования национальной идентичности
Семененко И.С., Лапкин В.В., Пантин В.И. Идентичность в системе координат мирового развития // Полис, 2010, №3, с. 51.
2 См.: Российская идентичность в Москве и регионах. М., 2009, с. 74.
3 Перегудов С.П. Национально-государственная идентичность и проблемы консолидации российского государства // Полис, 2011, № 3, с. 147.
скорее не сводится именно к формированию, конструированию нового вида идентичности. Для тех, кто имеет советский социокультурный опыт - это, прежде всего, переосмысление старой советской идентичности. Появлению же новых идентификационных практик способствовала смена объекта идентификации - нации российской, «сформирован-ность» которой все еще не столь очевидна по ряду причин (например, отсутствие национальной идеи, общих ценностей, низкая степень консолидации и пр.). Т.е. проблема кризиса идентичности не в отсутствии потребности и возможности идентификации с общностью больших масштабов и артикуляции «первичных» идентичностей, а в отсутствии четких представлений - какова она наша нация.
Большинство государств нового времени укреплялось по мере и за счет ослабления общинных отношений, стремилось монополизировать и структурировать социальные связи в форме гражданства4. Российское идентификационное пространство в силу полиэтничности наполнено традиционными связями (родовыми, этническими) в большей степени, нежели современные государства-нации. И гражданские связи не вымещают, а накладываются, пронизывают их. Потенциал сформированной устойчивой национально-государственной идентичности представляется нам очень значительным. Она позволит успешно идентифицироваться во многих социокультурных пространствах - от личностного, группового, этнического, конфессионального до территориального: локального, регионального, национального, а также цивилизационного. Рост консолидации при наличии всех видов идентичности в актуализированном состоянии представляется, как сказано выше, наиболее вероятным.
Укрепление российской национальной идентичности: возможности синергетического моделирования. Анализ российской
4 См.: Филиппова Е. Территории коллективной идентичности в современном французском дискурсе. Автореф. дисс. д-ра ист. наук. М., 2010.
национальной идентичности в контексте синергетического подхода позволяет рассматривать ее как сложную открытую самоорганизующуюся систему, состоящую из различных элементов, а идентификационные процессы - как имеющие нелинейное развитие. Основой данного анализа может послужить синергетическая модель укрепления российской национальной идентичности на Северном Кавказе, которая была построена при участии автора. Она предполагает существование многоуровневой идентичности в полиэтничном регионе (этнический, региональный, национальный, цивилизационный уровни), для которой характерны признаки открытости, самоорганизации, эмерджентности, трансгрессии и пр. Молодежь также рассматривается как сложная, открытая самоорганизующаяся система, которая переживает сегодня этап неустойчивого бифуркационного развития - поиска путей дальнейшего существования. Такой подход предполагает выявление параметров порядка, которые предопределяют процесс самоорганизации и позволяют его рефлексировать. В дальнейшем выявленные параметры порядка позволят дать концептуальное обоснование оптимального сочетания процессов самоорганизации и управления в идентификационном пространстве молодежи региона, что, в свою очередь, нацелит на консолидацию общества и определение путей мирного развития. Для северокавказского общества это особенно актуально, так как в условиях нынешнего социокультурного кризиса идеи этнонационализма, продуцируемые разными, в том числе политическими кругами, в первую очередь подхватываются представителями именно молодого поколения. Молодые люди, «лишенные собственности, не несущие ответственности за ранее созданные политические институты, но остро чувствующие несправедливость власти»5, более склонны к экстремистским стратегиям поведения, крайним формам выражения
Исаев Б.А. Социальные расколы и политические революции в формате «4Д» // Культура конфликта во взаимодействии власти и гражданского общества как фактор модернизации. Сб. статей. М., 2012, с. 312.
своих негативных позиций, что демонстрирует реальность сегодняшнего дня.
Модель построена на основе синергетико-ценологического подхода6. Данный подход дает возможность:
- охарактеризовать региональные социальные общности как ценозы (социоценозы). Под социоценозом понимается иерархическая система взаимодействующих социальных объектов, способная к саморегуляции (выработке, достижению и соблюдению правил общежития: законов и совокупности неписаных правил поведения (обычаев), сложившихся в обществе) на основе единой доминирующей конвенции. В основе доминирующей конвенции могут лежать национальные, религиозные и иные культурно-социальные аттракторы;
- опираясь на эмпирические данные, дать характеристику этим социоценозам с позиций анализа их идентификационных пространств. Этот анализ основывается на ранговом распределении идентификационных предпочтений участников социоценоза и выводит на такие характеристики идентификационного пространства региона, с помощью которых можно описать его текущие и желаемые состояния: доминирующий вид идентичности; устойчивость данного доминирования; жесткость условий среды (чем ниже жесткость, тем выше условия для самоорганизации);
- моделировать идентификационное пространство региона и соответствующее укрепление того или иного вида идентичности, заключающееся в воздействии на указанные параметры.
Каковы когнитивные возможности предложенной модели для исследования различных поколений, в том числе молодого? Авторы
6 См.: Делокаров К.Х., Шадже А.Ю., Чефранов С.Г., Куква Е.С. Моделирование российской идентичности на северном кавказе: синергетико-ценологический подход Управление мегаполисом, 2012, № 5, с. 53-58; Шадже А.Ю., Хацац А.А. Межэтническое согласие и укрепление российской идентичности на Северном Кавказе // Социально-гуманитарные знания, 2012, № 4, с. 296-307; Куква Е.С. Идентичность на Северном Кавказе: исследовательский ресурс синергетики // Социально-гуманитарные знания, 2012, № 4, с. 307-315.
опираются на положение о том, что идентификационные предпочтения тех или иных групп населения, в том числе отобранных по социально-демографическим признакам можно представить в виде социоценоза, к которому будет применима настоящая модель. Под ресурсами, потребляемыми данными социоценозами, понимаем количество носителей идентификаций - молодых людей.
От того, какие виды идентичности будут характеризоваться большим количеством своих «носителей» среди молодежи ,зависит их доминирование. А воздействие на процесс доминирования того или иного вида идентичности возможно путем снижения степени устойчивости системы (идентификационного пространства региона) за счет:
- расширения видов идентичности (этому способствует расширение круга политических, религиозных, появление новых видов идентичностей, например, сетевых идентификаций и др.);
- увеличения открытости региональной системы (возможные внешние воздействия, открытость национальному, мировому сообществу);
- увеличения количества носителей идентификационных предпочтений (молодых людей) как ресурса (демографическая ситуация или высокая разнородность предпочтений в отношении выбора доминирующего типа идентичности).
Подводя итог, можно сказать, что идентичность может быть рассмотрена как сложная, открытая, иерархическая многоуровневая система, что открывает возможности ее исследования с позиций синергетической методологии, которая, в свою очередь, открывает новые стороны и сущностные черты этого феномена, а также его социокультурного контекста. Чем более неструктурированным, неустойчивым является социальное пространство, тем большую силу приобретают самоорганизационные составляющие в процессах социального упорядочения и соответствующих ему интеграционных процессах. В
связи с этим еще большую актуальность приобретает необходимость оптимального сочетания процессов самоорганизации и управления в идентификационном пространстве молодежи, укрепления тех видов и уровней идентичности, которые нацелены на консолидацию российского общества. Так, рассмотрение многоуровневой идентичности на Северном Кавказе, учитывающее ее сложноструктурированный характер, позволяет ставить и решать задачи моделирования целого ряда процессов и явлений, «вовлеченных в сферу влияния» идентичности. Существует мнение, что сегодня синергетика выступает концептуальной основой решения проблемы безопасного устойчивого развития региона. Данный вывод ориентирует на поиск и выделение в функционировании и развитии сложных систем главных ведущих переменных (параметров порядка), к которым подстраиваются все остальные параметры системы. Такому синергетическому «аку-пунктурному» искусству управлять соответствует идея о том, что воздействие на микроуровне ведет к результатам, возникающим на макроуровне7. Синергетическая модель дает дополнительные возможности такого более взвешенного управления, без которого невозможно формирование и укрепление российской идентичности, в том числе в среде молодого поколения, а также роста консолидации российского общества.
Куква Е.С. Идентичность современной молодежи и перспективы процесса консолидации российского общества. В статье анализируются сложные социокультурные противоречия, характерные для идентификационных процессов в среде молодого поколения. Отмечается зависимость степени консолидации российского общества и государства от этих процессов. Методологическим основанием рассмотрения идентификационного пространства послужили
7 См.: Абрамов Ю.Ф., Бондаренко О.В. Проблема устойчивого развития региона в свете параметрического потенциала синерго-гомеостатического подхода // Современный гуманизм: мировоззренческие основания и социальная практика: материалы ежегодной научно-практической конференции, посвященной пятилетию образования факультета социальных наук ИГУ. Иркутск, 2003, с. 19-20.
представления постнеклассической науки и эволюционно-синергетической парадигмы.
Ключевые слова: идентичность, молодежь, консолидация, синергетическая методология, самоорганизация.
Kukva E.S. The identity of modern youth and the prospects for the consolidation of the Russian society. In article difficult sociocultural contradictions, characteristic for identification processes in the youth sphere are analyzed. Dependence of extent of consolidation of the Russian society and the state on these processes is noted. Representations of post-nonclassical science and evolutionary and synergetic paradigm .
Key words: identity, young people, consolidation, synergetic methodology, self-organization.