Научная статья на тему 'Влияние сетевых практик на идентификационные процессы в молодежной среде в условиях социокультурных рисков'

Влияние сетевых практик на идентификационные процессы в молодежной среде в условиях социокультурных рисков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
259
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / СЛОЖНАЯ НЕЛИНЕЙНАЯ СИСТЕМА / СЕТЕВЫЕ ПРАКТИКИ / YOUTH / IDENTITY / COMPLEX NONLINEAR SYSTEM / ONLINE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шадже Асиет Юсуфовна, Куква Елена Сергеевна, Хацац Анжела Аскеровна

В статье анализируется роль и место сетевых практик в идентификации молодежи в условиях социокультурных рисков. Дается понимание информационно-коммуникативной среды в контексте современной науки, раскрывающее положительные и негативные аспекты ее противоречивого влияния на молодежь. Внимание уделяется особенностям идентификационных процессов молодежи в Северо-Кавказском регионе. Обосновывается эффективность выявления и использования эвристических возможностей сетевых практик в сложных нелинейных идентификационных процессах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE ONLINE ACTIVITIES ON THE YOUTH IDENTITY PROCESSES IN THE CONDITIONS OF SOCIOCULTURAL RISKS

The article deals with role and place of the online activities in the youth identity in the conditions of sociocultural risks. It describes information and communication environment from the prospective of the modern science, revealing positive and negative aspects of its influence on the young people. Attention is paid to the specifics of the youth identity processes in the Northern Caucasus region. The authors substantiate efficiency of the detection and employment of the heuristic resources of the online activities in the complex nonlinear identity processes.

Текст научной работы на тему «Влияние сетевых практик на идентификационные процессы в молодежной среде в условиях социокультурных рисков»

УДК 316

Шадже Асиет Юсуфовна

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета dom-hors@mail.ru

Куква Елена Сергеевна

кандидат социологических наук, ученый секретарь Научно-исследовательского института комплексных проблем Адыгейского государственного университета dom-hors@mail.ru

Хацац Анжела Аскеровна

dom-hors@mail.ru

ВЛИЯНИЕ СЕТЕВЫХ ПРАКТИК НА ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ В УСЛОВИЯХ

СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ РИСКОВ [1]

Shadzhe Asiet Yusufovna

D.Phil., Professor of the Philosophy and Social Science Subdepartment, Adygea State University dom-hors@mail.ru

Kukva Elena Sergeevna

PhD in Social Science, Academic Secretary at the Research Institute for Complex Issues under the Adygea State University dom-hors@mail.ru

Hatsats Angela Askerovna

dom-hors@mail.ru

INFLUENCE OF THE ONLINE ACTIVITIES ON THE YOUTH IDENTITY PROCESSES IN THE CONDITIONS OF SOCIOCULTURAL RISKS [1]

Аннотация:

В статье анализируется роль и место сетевых практик в идентификации молодежи в условиях социокультурных рисков. Дается понимание информационно-коммуникативной среды в контексте современной науки, раскрывающее положительные и негативные аспекты ее противоречивого влияния на молодежь. Внимание уделяется особенностям идентификационных процессов молодежи в Северо-Кавказском регионе. Обосновывается эффективность выявления и использования эвристических возможностей сетевых практик в сложных нелинейных идентификационных процессах.

Ключевые слова:

молодежь; идентификация; сложная нелинейная система; сетевые практики.

Summary:

The article deals with role and place of the online activities in the youth identity in the conditions of sociocultural risks. It describes information and communication environment from the prospective of the modern science, revealing positive and negative aspects of its influence on the young people. Attention is paid to the specifics of the youth identity processes in the Northern Caucasus region. The authors substantiate efficiency of the detection and employment of the heuristic resources of the online activities in the complex nonlinear identity processes.

Keywords:

youth, identity, complex nonlinear system, online activities.

Изменения, происходящие в современном мире в России в постсоветский период, активно отражаются на формировании гражданской активности молодежи. Для России эта проблема в настоящее время имеет особенное значение. Не секрет, что период российских системных реформ конца ХХ в. сопровождался отказом государства от молодежной политики мобилизационного типа. За 20 лет реформ в нашей стране выросло новое поколение, у которого наблюдается амбивалентное отношение к прошлому. За этот период мы утратили многие ценности. Активизированы процессы дезинтеграции молодежи, рост потребительских установок, проявление социальной пассивности одной ее части, и нарастания агрессии - другой.

Если в советский период удовлетворение интересов диктовалось господствовавшей идеологией, то в современной России ситуация настолько изменилась, что все системообразующие основания социокультурного пространства трансформировались. Это довольно сложный и амбивалентный процесс, который связан не только с социально-экономическим кризисом, но и кризисом ценностных оснований социализации молодежи, а также идентификации как высшей формы социализации.

Как известно, общепризнанными институциональными социально-культурными факторами, формирующими ценностно-мировоззренческие установки молодежи, являются политика, средства массовой информации и образование, которые реализуются посредством целенаправленных действий по отношению к молодежи как структурной единице общества. Вместе с

тем, как показывают наши исследования, региональный, этнический и глобализационный факторы, являясь культурными факторами, реализуются посредством общих идей и ценностей. Оптимальное сочетание этих факторов весьма сложно, но нужно.

Цель данной статьи - рассматривая формирующийся новый тип идентичности («сетевой») в условиях социокультурных рисков, актуализировать необходимость использования конструктивного потенциала сетевых практик во взаимодействии механизмов самоорганизации и управления идентификационными процессами в молодежной среде.

В современных условиях, как известно, активизирован информационно-коммуникативный фактор, заметно изменивший социокультурное пространство общества. Сложные изменения, происходящие в нем, грозят современному человеку новыми социокультурными рисками. К социокультурным рискам специалисты относят следующие [2]:

- «запаздывание» культурного развития, что ведет к информационно-коммуникативному неравенству;

- превышение объема и роли информационных потоков;

- утрата этническими культурами базовых характеристик, следствием чего является трансформация моделей этнокультурной идентичности;

- «размывание» ядра национального языка в результате расширения лингвоинформационных заимствований, необходимых для коммуникации в мировом информационном пространстве;

- негативная самоорганизация и упущенные возможности из-за отсутствия инновационной стратегии и культурной политики. В этих условиях, условиях социокультурного риска происходят процессы идентификации молодежи.

Идентификационная среда является нелинейной средой (системой), где сосуществуют культурные традиции и ценности, региональные и национальные виды идентичности. Между тем виртуализация общества приводит к изменению иерархической связи между традициями и инновациями, локальным и глобальным, целым и частью. Виртуальная реальность создает новую реальность, которая формирует в сознании молодежи новые ценностно-смысловые установки. Так, информационно-коммуникативное пространство Интернета «поглощает» человека, начинает диктовать ему свои правила. Такая активная сила и силовое вмешательство в естественную идентификационную среду - сложную систему - разрушает ее, противопоставляет реальному миру искусственный. По мнению К.Х. Делокарова, личность в подобной системе формируется извне, а не «самодетерминируется» [3].

Замена естественной идентификационной среды, в нашем случае полиэтничного общества, искусственной, то есть сетевыми практиками, влечет за собой и создание «особого семиотического пространства» (Ю.М. Лотман), формирующего специфическое сознание - фрагментарное. Такое сознание и «отягощенные» естественные языки не способствуют осмыслению жизни, происходящих событий. Молодой человек в такой ситуации выбирает упрощенный путь «осмысления» жизни, то есть начинает сиюминутно «ловить» и фиксировать информацию. Разрушающаяся система - естественное социокультурное пространство, в которой осуществляется идентификация, - способствует формированию не мыслящего, а наблюдающего человека.

Таким образом, идентификационное пространство молодежи становится пространством, в котором происходит стихийная идентификация, то есть идентификационными маркерами становятся то, что привносит виртуальность в социокультурное пространство детей, подростков и молодежи. Следует отметить и тот факт, что в виртуальном пространстве разрывается идентификационная цепочка: семья - дошкольное учреждение - школа - вуз - социальные институты. Это имеет место в результате ослабления функций социальных институтов.

Перефразируя емкий и адекватный современности термин Ф. Фукуяма «спонтанная соци-ализированность» [4], можно сказать, что наступает период «спонтанной идентификации» под влиянием сетевых практик. В самосознании молодых возникают противоречивые процессы, связанные с взаимовлиянием разных культур, ценностей, которые выступают идентификационными маркерами, привнесенными в виртуальный мир молодежи. Исторически сформированные в семье и в определенном социокультурном пространстве культурные ценности, с помощью которых человек идентифицировал себя и свое место в обществе, стираются или приходят в тупик с новыми. Идентификационный кризис наблюдается не только на уровне индивидуального сознания, но и на уровне сообщества.

Важным аспектом в этом процессе является проблема наполнения идентификационного пространства агрессивностью, жестокостью и насилием, которые активно культивируются СМИ и транслируются в сознание молодежи. Такая социокультурная атмосфера, безусловно, оказывает негативное влияние на формирование патриотизма, чувства принадлежности к своей стране и гражданского самосознания у молодежи. Противоречия социального развития молодежи, в частности идентификационные изменения и противоречия в нашей стране, определены

В.И. Чупровым: «В воспроизводстве гражданского самосознания сохраняется общая направленность формирования идентичностей современного общества, однако темпы его замедлились. Многие современные тенденции, например, индивидуализация сознания, становление предприимчивости протекают в гипертрофированном виде, едва балансируют на грани девиаций. Противоречия, возникающие в этой связи, вызваны и состоянием ценностно-нормативной неопределенности в стране, имеют социокультурные корни, проявляются в отрицательном характере изменения традиционных и современных гражданских идентификаций; в отрицательной динамике изменения традиционных идентификаций со своей страной» [5, с. 453].

Идентификационная ситуация в полиэтничном северокавказском обществе под влиянием социальных практик еще более усложняется, приобретает характер неопределенности. Это обусловлено особенностями социокультурного пространства и спецификой региональной культуры. Несмотря на модернизацию Северного Кавказа этнический фактор остается главным параметром порядка, определяющим функционирование сложной многоэтноконфессиональной системы [6, с. 31-37; 7, с. 308-315; 8, с. 296-307]. У молодежи региона заметно усложняется процесс идентификации, в рамках которого молодые стремятся любой ценой показать свою «этничность» / «кавказскость» в обществе, стремясь выделиться. В результате чего молодежь оказывается в идентификационном тупике. Это требует формирования понимания соотношений «я» и «мы», понимания взаимосвязи этнокультурной, региональной и российской идентичностей.

В информационно-коммуникативном пространстве происходит демаркация между людьми, с одной стороны, с другой - между реальным миром и искусственным, предлагаемым сетевыми практиками. Естественные процессы самоидентификации подменяются новыми, искусственными процессами. Все это является причиной обострения социокультурной идентичности молодых, а также формирования нового типа идентичности - «сетевой». В поисках новых идентичностей «могут создаваться и искусственные конструкции типа Аум Синрике и других сект, где нехватка исторически сложившихся типов идентичности подменяется причудливыми, странными и опасными конгломератами сознания» [9, с. 131-132]. С этой стороны сетевые практики не могут восприниматься только как прогрессивный элемент модернизационного проекта.

Безусловно, живя в глобальном мире, мы должны вписаться в существующий порядок вещей, для чего необходимо расширять мировоззренческие рамки, а также научиться жить и работать в условиях «новых медийных феноменов» (М. Кастельс).

Данное обстоятельство позволяет нам обратиться к новым сетевым структурам в новой парадигме, оправдавшим свою деятельность как в России, так и за рубежом, а также к сетевому подходу. В современных условиях все сферы нашего бытия испытывают влияние сетевой парадигмы. Само понятие «сеть» стали употреблять активно и широко, в различных контекстах: социальном, политическом, экономическом, в физическом, химическом и т.д. Мы разделяем точку зрения И.Е. Москалева, согласно которой под сетью подразумевается нелинейная гетерогенная структура взаимодействующих субъектов, поддерживающих свое единство в коммуникации [10, с. 506-520].

По словам М. Кастельса, сети «не просто обеспечивают организацию деятельности и совместное использование информации. Они на практике выступают в качестве создателей и распространителей культурных кодов и кодексов, причем не только в рамках Единой сети, но и во множестве форм взаимообменов и взаимодействий... Их наиболее успешные кампании, наиболее яркие инициативы нередко оказываются результатом «турбуленций», случающихся в интерактивной сети многоуровневой коммуникации» [11, с. 308].

В последнее время появилось множество виртуальных корпораций, обучающих систем, университетов, деятельность которых носит междисциплинарный характер. Обратимся к виртуальной научно-исследовательской группе идентичности. Появление в последнее время потребности в систематизации знаний по проблемам, связанным с изучением идентичности, и, в перспективе, по разработке общей стратегии исследований продиктовало необходимость консолидированных усилий российского научного сообщества, которое занимается данной тематикой в различных научных дисциплинах. Сайт «Экспертной сети по исследованию идентичности» [12] был создан с целью:

- создания базы данных занимающихся этой тематикой исследователей и центров;

- формирования электронной библиотеки имеющихся публикаций российских исследователей (в том числе опубликованных работ и авторефератов диссертаций);

- координации исследовательских стратегий в рамках разработки и обсуждения ключевых направлений исследований;

- в перспективе - проведения научных мероприятий (круглых столов, семинаров, конференций) и подготовка совместных публикаций, в том числе тематических номеров в научных журналах и сборников статей.

Безусловно, экспертная сеть по исследованию идентичности, с одной стороны, обладает когнитивной и коммуникационной функциями, с другой стороны - позволяет «повысить эффективность трансфера знаний и технологий» в области идентификационных процессов.

Обратимся к другому примеру. Для укрепления общегражданской идентичности среди россиян в 2009-2011 гг. в нашей стране были осуществлены разные проекты. Создание специализированного интернет-портала [13] было нацелено на познание народов России, культурного опыта и взаимодействия в одном полиэтничном доме.

Таким образом, появление сетевых проектов, направленных на повышение уровня толерантности, искоренения этнофобии и экстремизма, сегодня стало потребностью времени. Однако влияние сетевых практик на идентификационные процессы в молодежной среде в современных условиях нельзя оценить однозначно. Поэтому, с одной стороны, специалисты в области этно-сферы могут и должны направлять механизм укрепления гражданской солидарности. Это сложно, поскольку информационная сеть является а) нелинейной, б) открытой, в) неопределенной. И к работе в сетевом пространстве нужно готовить молодежь. С другой стороны, именно эти качества делают информационную сеть и сетевые практики доступными и привлекательными. Это нацеливает на выявление и использование эвристических возможностей сетевых практик в идентификационных процессах, на понимание сложного единства в многообразии, а также использование сетевого подхода как ресурса укрепления российской национальной идентичности.

Ссылки и примечания:

1. Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект № 12-06-31146 мол_а.

2. Астафьева О.Н. Модели этнокультурной идентичности в современном информационно-коммуникативном пространстве // Вестник библиотечной ассамблеи Евразии. 2004. № 3,4.

3. Делокаров К.Х. Глобализация и проблемы устойчивости современного мира // Глобализация и философия. М., 2001.

4. См.: Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М., 2008.

5. Чупров В.И. Методология, теория и история социологии: сборник научных статей. Материалы всероссийской научной конференции «Методология, теория и история социологии» (Ростов-на-Дону, 11-12 ноября 2011 г.) / под ред. В.И. Филоненко. Ростов-на-Дону, 2012.

6. Шадже А.Ю., Куква Е.С. Модернизирующийся Северный Кавказ: параметры идентичности // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». 2012. № 2.

7. Куква Е.С. Идентичность на Северном Кавказе: ресурс синергетики // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 5.

8. Шадже А.Ю., Хацац А.А. Межэтническое согласие и укрепление российской идентичности на Северном Кавказе // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 5.

9. Петрова Е.В. Проблема сохранения культурного многообразия в глобальном информационном обществе // Глобализация и проблема сохранения культурного многообразия / Рос. акад. наук, Ин-т философии; отв. ред. Ю.В. Хен. М., 2010.

10. Москалев И.Е. Самоорганизация сетевых структур научных коммуникаций // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. М., 2007.

11. Кастельс М. Могущество самобытности // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1990.

12. URL: identityworld.ru.

13. URL: www.stranaodna.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.