Научная статья на тему 'Российская идентичность в синергетической парадигме'

Российская идентичность в синергетической парадигме Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
76
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИФИКАЦИЯ / IDENTIFICATION / СЛОЖНАЯ НЕЛИНЕЙНАЯ СИСТЕМА / COMPLICATED NONLINEAR SYSTEM / РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / RUSSIAN NATIONAL IDENTITY / СИНЕРГЕТИКА / SYNERGETIC / КУЛЬТУРА / CULTURE / ИНТЕГРАЦИЯ РОССИЙСКОЙ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ / INTEGRATION OF THE RUSSIAN AND ETHNOCULTURAL IDENTITIES / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ. / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шадже Асиет Юсуфовна

В статье рассмотрена российская национальная идентичность в синергетической парадигме. Определены концептуальные основы укрепления российской идентичности на Северном Кавказе; обосновано положение о сосуществовании российской национальной и этнокультурной идентичностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper examines the Russian identity in synergetic paradigm. The author defines the conceptual bases of strengthening the Russian identity in the North Caucasus. The existence of the Russian national and ethnocultural identities is substantiated.

Текст научной работы на тему «Российская идентичность в синергетической парадигме»

А.Ю. ШАДЖЕ доктор философских наук, профессор Адыгейского государственного университета*

РОССИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ1

Актуализация исследовательского интереса к проблеме идентичности связана с распадом Советского Союза, трансформацией общества, сопровождавшейся духовным вакуумом и идентификационным кризисом. В рамках возрождения этнических культур доминировали работы по этнической идентичности. Исследования идентификационного пространства России, формирования российской национальной идентичности актуализировались в современных условиях.

В современной гуманитарной науке идут поиски определения путей интеграции граждан полиэтноконфессиональной России. В связи с этим актуализируется проблема укрепления российской национальной идентичности в научном и практическом аспектах. Ее решение необходимо для сохранения единства России, чтобы она не раскололась на «этнические квартиры», а, сплотившись, сохранив свое этноконфессиональное разнообразие, заняла достойное место в глобализирующемся мире.

Наиболее явственно ощущается потребность в консолидации граждан в одном из важнейших регионов России - Северо-Кавказском, который является сложнейшей, исторически сложившейся системой, характеризующейся своей структурированностью, полиэтничностью, поликонфессиональностью и повышенной социальной, экономической и этнополитической напряженностью. В процессе социокультурной трансформации исторически сложившаяся здесь этническая карта

* Шадже Асиет Юсуфовна, е-таП: shadzhe@maykop.ru

1 Исследовательская работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, грант № 11-06-00098-а

подвергалась серьезной деформации. В последние 20 лет стал нарастать динамизм в межэтнических взаимодействиях и отношениях, в переходе от традиционных норм и форм жизни к инновационным, в переоценке ценностей, в формировании новой социальной модели жизнеустройства. Эти процессы уже размыли традиционные социокультурные основы народов северокавказского сообщества, однако, не привели к ослаблению роли этнического фактора, который остается влияющей доминантой на ситуацию. Это актуализирует поиски оптимального соотношения традиций и инноваций, механизмов самоорганизации и управления социальным развитием Северного Кавказа. В условиях активизации этнического и религиозного самосознания нелинейное взаимодействие этнокультурной, региональной, российской национальной идентичностей протекает довольно остро и напряженно. При этом российская национальная идентичность не стала доминирующей, образ «россиянина» слабо воспринимается в массовом сознании и в элитарных кругах.

Более того, отсутствуют концептуальные основы совмещения разных видов идентичностей (этнокультурной, региональной, религиозной и т.д.), интеграционный потенциал российской национальной идентичности еще не выявлен, не используются ее эвристические возможности в разработке региональной национальной политики.

На Северном Кавказе комплексное исследование по российской идентичности не проводилось, хотя разработка этой проблемы занимает все более значимое место в регионе. Обозначены некоторые, на наш взгляд, интересные подходы к рассматриваемой проблеме1. Так, С.Ю.

Иванова С.Ю., Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм. Ростов-н/Д., 2008; Авксентьев В.А., Попов М.Е. Идентичность как проблема региональной и национальной безопасности // Идентичность и интеграция: Опыт России и Германии (Юг России - Северный Кавказ). Сб. материалов международной научно-практической конференции 15-17 июня 2009 г. (г. Пятигорск). Ростов-н/Д., 2009, с. 63-67; Волков Ю.Г. Гуманистическая идеология и формирование российской идентичности. М., 2006; Черноус В.В. Этноконфессиональная идентичность у народов на

Иванова анализирует факторы, влияющие на формирование позитивной общегосударственной идентичности и патриотизма. С позиций конфликтологии рассматривает макросоциальную российскую идентичность В.А. Авксентьев. Предметом исследования Ю.Г. Волкова являются идеологические основы национальной идентичности. Сформулировал идею цепочки идентичностей В.В. Черноус, определив в ней место российской. Рассмотрена кавказская идентичность в процессах российской социокультурной трансформации.

Следуя за пониманием социальной идентичности Э. Эриксоном мы разработали свою концепцию идентичности. Социальная идентичность трактуется с точки зрения полипарадигмальности как многоуровневая идентичность, как структура - процесс; выделяемые уровни: этническая, региональная, российская национальная, цивилизационная, геополитическая и религиозная идентичности не составляют альтернативу, наоборот, взаимопроникают и взаимодополняют друг

1

друга .

Обзор имеющихся научных исследований свидетельствует о том, что, во-первых, проблема исследования российской национальной идентичности как интеграционной основы полиэтноконфессионального Северо-Кавказского региона не стала предметом междисциплинарного исследования; во-вторых, имеющиеся работы в основном базируются на классической методологии; в-третьих, исследуя российскую национальную идентичность в полиэтничном обществе, они обходят возможность совмещения различных видов идентичностей, что имеет немаловажное значение для данного региона.

Цель данной статьи — рассмотреть российскую национальную идентичность на Северном Кавказе в синергетической парадигме.

Северном Каказе в современном научном дискурсе // Идентичность и интеграция: Опыт России и Германии, с. 93-96.

1 См.: Многоуровневая идентичность / З. А. Жаде, Е.С. Куква, С.А. Ляушева, А.Ю. Шадже. М. - Майкоп, 2006; Российская идентичность на Северном Кавказе / З. Жаде, Е. Куква, С. Ляушева, А. Шадже / Под общ. ред. А.Ю. Шадже. М. - Майкоп, 2010.

Ретроспективная характеристика социальной синергетики.

Идеи синергетики получили развитие в рамках постнеклассической науки. Несмотря на то, что синергетика возникла в рамках естественных наук она не завоевала еще широкой популярности. Возможно, это обусловлено спецификой рассматриваемых объектов и используемой методологии. Поэтому не следует вести речь о механическом переносе синергетических понятий в гуманитарную науку и о том, как наполняются эти понятия соответствующим содержанием.

Заслуживает внимания методологическое замечание М.С. Кагана, что методы синергетики пока не адекватны антропо-социо-культурной сфере и нуждаются в серьезном усовершенствовании. Дело в том, что социокультурная реальность, в которую включен человек, представляет собой на несколько порядков более сложную систему по сравнению с природными системами. Одно из отличительных качеств социокультурной реальности - «зависимость соотношения сил порядка и хаоса в историческом процессе не только от объективных факторов и от случайностей, особенно действенных в состоянии бифуркации, но и от воли исторических деятелей, микро- и макрогрупп, а в определенных обстоятельствах и народных масс. Другая особенность синергетического анализа общества - возможность «стихийного и сознательного порождения хаоса»'.

Человек является элементом системы - общества, другими словами - частью целого. Здесь важно вспомнить, что часть может быть сложнее целого, если она имеет более высокий показатель нелинейности по сравнению с целым. Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов считают, что это имеет место в случае рассмотрения человека в обществе. Дело в том, что сложные системы, в том числе и социальные, организованы иерархическим образом. Сама часть может быть целым, если она

1 Каган М.С. Синергетическая парадигма - диалектика общего и особенного в методологии познания разных сфер бытия // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М., 2002, с.40, 45.

состоит, в свою очередь, из более мелких частей на нижележащем уровне организации мира. Часть может быть сложнее целого (по своему поведению, по спектру возможных форм), если она имеет более высокий показатель нелинейности по сравнению с целым. Так, например, человек сложнее любой социальной группы или общества, ибо его нелинейность выше. «Сильная нелинейность означает, что существующее структурное образование на своем уровне организации обладает более сложным спектром форм - структур и возможных режимов развития»'.

В этой связи есть смысл отметить специфику рассматриваемого объекта полиэтничность. Полиэтничному обществу присущи все синергетические признаки: принцип открытости, самоорганизации, нелинейности развития, неединственности будущего, положение об управляемом развитии и др. Более того, общие параметры порядка дополняются очень важным - этническим компонентом, который выступает как главный параметр порядка в полиэтничном обществе. В системе полиэтничного общества этнокультурные паттерны, ценности, нормы и т.д., являющиеся параметрами порядка, выступают как открытые системы, потому что они взаимодействуют с другими (аналогичными) системами и с окружающей средой. В свою очередь, например, этническая культура, формирующая этнокультурную идентичность, может служить окружающей средой для отдельного индивида. Исторически сложившиеся и функционирующие этнокультурные традиции формируют ментальность человека, его ценностно-мировоззренческие установки, наконец, самую личность.

Так, в функционировании полиэтничного общества, являющегося сложнейшей, исторически сложившейся гео-, экономико-, политико-, социо-, этнокультурной системой, важная роль принадлежит

Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетические принципы коэволюции сложных систем // Глобализация: синергетический подход / Под общ. ред. В.К. Егорова. М., 2002. с.17.

этнокультурному разнообразию. Сущностью рассматриваемого сообщества является культура (этнические культуры) и ее базисные ценности. Несмотря на модернизацию северокавказского общества этнический фактор продолжает играть важную роль в регионе. Этнокультурные традиции, составляя основу самобытности, остаются наиболее устойчивыми элементами, благодаря которым происходит саморазвитие полиэтничного общества как системы. Ценность сущности культурной самобытности - в ее социальном потенциале. Именно поэтому в современной ситуации важно понимание эвристического потенциала этнических культур и использование в практической жизни. Культурные традиции составляют основу самобытности, являются системообразующими и наиболее устойчивыми элементами,

Традиции рассматриваются нами как ключ к осмыслению и пониманию других ценностей северокавказского общества, а также как основу новаций. Традиция, обновляясь, становится источником развития. Каждая культура (в зависимости от степени открытости) перенимает, трансформирует какие-то новые формы, которые могут прижиться на ментальной основе народа. Инновация может утвердить себя через культурные традиции. Это определяет место, роль и силу этнокультурных традиций в полиэтничном обществе. Традиции как способ сохранения социокультурного опыта и новации как процесс его обновления могут сосуществовать по принципу дополнительности.

Представляется важным, что взаимодействие культурных традиций и инноваций не следует ускорять и не следует сдерживать, а направлять, создавая условия для взаимообогащения.

Российская идентичность в полиэтничном обществе в контексте постнеклассической науки. Рассмотрение идентичности, в частности российской идентичности, в контексте постнеклассической науки позволяет выделить ряд положений.

Первое положение связано с тем, что идентичность является открытой системой, вступающей во взаимодействие с различными видами идентичности. Именно эта характерологическая особенность позволила ей приобрести множественный характер в современном мире. Идентифицировать себя человек может на разных уровнях, он вынужден всегда определять себя в условиях постоянно меняющейся ситуации. Идентифицировать себя ему приходится независимо от окончательной определенности той общности, к которой он себя относит. Ведь сама эта общность есть величина постоянно меняющаяся, как и самоидентифицирующийся человек. Отсюда следует, что самоидентификация представляет собой открытый процесс. Перефразируя О.Н. Астафьеву, можно заключить, что «открытость концепта и его качественные характеристики позволяют

л

вписать его в концептосферу постнеклассической науки»1, тем самым отмечая его отличие от классических определений идентичности.

Второе положение вытекает из предыдущего - идентичность не является некой исторической заданностью, имеющей статичный характер. В этой связи кратко сформулируем два взаимосвязанных тезиса: во-первых, идентичность подвижная категория несмотря на то, что в ней сохраняется некоторое инвариантное содержание, определенное ментальностью народов того или иного общества; во-вторых, идентичность всегда вписана в определенный социокультурный контекст, формирующий ее содержание.

Третье положение - необходимость усиления междисциплинарного подхода в исследовании идентичности. Это представляется не только возможным, но и наиболее эффективным. Методологически корректная соотнесенность концепций, понятий, положений разных дисциплин

См.: Астафьева О.Н. Постнеклассические практики позиционирования в современном социокультурном дискурсе // Постнеклассические практики и социокультурные трансформации / Под общ. ред. О.Н. Астафьевой. М., 2009, с.109-124.

позволяет рассмотреть одни и те же проблемы с различных позиций, способствует не только объективной оценке социальных процессов, но и осмыслению идентичности в контексте динамики прошлого, настоящего и будущего. Междисциплинарный анализ, с одной стороны, выводит на целостное осмысление региона, направленное на определение путей развития. С другой стороны, такой подход дает холистическое видение проблемы идентичности, позволяет вписать ее в контекст российских и глобальных изменений, рассматривая «горизонтальные» и «вертикальные» связи и изменения на разных уровнях идентичности.

Четвертое положение - сочетание полипарадигмального подхода к изучению идентичности, синтез разных методологических ориентиров. Исследование полиэтничного общества / региона в рамках новой парадигмы развития позволяет глубже раскрыть и понять сложившуюся в регионе социальную реальность. А это, в свою очередь, нацелит на социальную интеграцию населения и определение путей мирного развития региона.

В этом плане эффективно обращение к методам неклассической и современной, постнеклассической науки. В рамках постнеклассической науки возникает возможность понять и объяснить функционирование северокавказского общества как сложной нелинейной саморазвивающейся системы. К примеру, синергетический анализ полиэтничного общества вскрывает механизм развития, указывая на наличие в обществе альтернативных путей его развития, а также показывает, что развитие носит необратимый характер. Отсюда следует несостоятельность постановки исследовательского вопроса восстановления прошлого, скажем, кавказской идентичности в той форме, в какой она исторически формировалась.

Здесь необходимо учитывать особенности самой синергетической методологии к изучению общества как неприродной системы.

Пятое положение - взвешенный подход к использованию концепций, понятий и теоретических положений, выработанных зарубежными исследователями. Изучение проблем идентичности в строгих рамках определенных западных теорий вряд ли будет объективным, поскольку наша реальность зачастую не вписывается в эти рамки. Так, нельзя примерить разные идентификационные проекты и сценарии западных стран к нашей стране и ее регионам.

Здесь важно вспомнить, что без учета специфики России, Северного Кавказа и особенностей кавказской социокультурной среды теоретическое осмысление и практическое решение региональных проблем невозможно. Для выявления особенного необходим сравнительный анализ, т. е. исследования изнутри и «со стороны» необходимо соотносить друг с другом, что позволит выявить наряду с особенным и общее, объединяющее.

Шестое положение связано с религиозным фактором и религиозной идентичностью, активизирующейся в последнее время. Здесь отметим лишь тот факт, что в связи с экстремизмом и терроризмом растут мифы вокруг ислама. О нем судят по фундаменталистам, хотя именно они искажают ислам.

В последнее время многие заинтересованные лица культивируют агрессию, злобу, ненависть друг к другу, засоряя наше социокультурное пространство. Поэтому важно переосмыслить многие положения священных книг всех религий.

Седьмое положение связано с осмыслением прошлого опыта в нашей стране, с исторической памятью. Российская идентичность формируется через отношение к прошлому, к нашей национальной идентичности «советскость». Мы можем и должны анализировать опыт формирования этой надэтнической общности «в определенной нравственной тональности», извлекая уроки, положительный опыт и ценность этой эпохи, показывая тем самым образец достойного

уважительного отношения к прошлому. Не сохранив человеческое в себе, мы не вправе называть себя «российской нацией». В связи с этим востребованным является формирование представлений о конструктивной роли надэтнической общности - российской идентичности, которая рассматривается как духовное единение граждан страны.

Таким образом, наиболее эффективным является исследование идентичности не только в рамках классической, но и неклассической, постнеклассической парадигм, что позволяет открыть новые смыслы и характеристики культурно-идентификационных процессов в регионе.

Особенность укрепления российской идентичности. Для модернизирующейся России и ее регионов представляется методологически значимым обозначение общей концептуальной основы укрепления российской идентичности с учетом специфики рассматриваемого региона и расстановки акцентов.

Осмысление полиэтничного социокультурного пространства позволяет понять, что на социальное жизнеустройство народов активное влияние оказывает поддержание этнического фактора. Несмотря на этно- и конфессиональное разнообразие на Северном Кавказе сложилась единая региональная культура, ядром которой выступают традиционные ценности. В процессе совместного проживания и взаимного сотрудничества северокавказские этносы выработали социокультурные ценности (ментальная совместимость различных человеческих сообществ, мирное сосуществование этносов и конфессий, осознание того, что разнообразие - это реальность жизни, умение понимать, доверять и помогать друг другу, ценить общение и сотрудничество), которые стали смыслом сосуществования людей.

Следует указать на наличие общих исторических компонентов единства российского полиэтничного общества - это российская культура, общность исторической судьбы, историческое прошлое, наша

историческая память, память российской нации, которая хранит ключевые события страны. Это очень важно в понимании совмещения/интеграции с этнокультурной и региональной идентичностями.

Говоря об интеграции разных видов идентичности, мы не имеем в виду воспроизводство этнической идентичности в ущерб российской. Наоборот, нами предпринимается попытка совмещения/интеграции этих видов идентичности, понимания эвристического смысла и ценности российской идентичности, понимания ее возможностей для российских этносов и ее регионов.

Итак, этнокультурная, региональная и российская идентичности не только не противоречат друг другу, а взаимодополняют друг друга. Основой сосуществования их могут стать общие базовые ценности -исторически сложившиеся социокультурные ценности, на основе которых могут получить свое развитие этнические и региональные общности в составе российского полиэтничного общества в условиях формирующейся российской гражданской нации.

Рассмотрение российской идентичности сквозь призму нелинейности показывает, что идентификация человека обладает большим числом степеней свободы. Именно поэтому ее невозможно однозначно предсказать. Обоснование нелинейности российской идентичности требует учета того фактора, что этот процесс полон неожиданности.

Особенность взаимодействия этнокультурной и российской национальной идентичностей, с одной стороны, процесса укрепления российской идентичности в полиэтничном обществе как нелинейного - с другой, заключается в том, что человек, являясь сложной саморазвивающейся системой, сочетает в себе этническое и национальное. Активность субъекта-человека оказывает влияние на развитие как этнического, так и национального и на определение места

этнической и российской идентичностей в его ментальности. Поэтому этническое и национальное, этнические и национальные традиции оказывают влияние на формирование личности. Человек, исходя из выстроенной им иерархии этнического и национального, осуществляет свое действие. Однако сложность этого процесса в том, что человек, будучи открытой системой, может превзойти свое этническое и выйти на новый модус идентификации. Причем, диалектическая взаимосвязь этнической и национальной идентичностей не является препятствием для его развития, наоборот, обогащает его духовность.

Процесс самоидентификации открыт не только национальному, но и глобализирующемуся миру; человек готов вобрать в себя множество идентичностей. В сложную российскую национальную идентичность и глобализирующийся мир он вступает со своим этническим, но в модифицированном виде. Это естественный процесс. Из его менталитета нельзя вырвать какую-то часть искусственно (также нельзя насильственно конструировать), скажем, этническую культуру, историю, традицию и т.д., т.е. нельзя вырвать то, что должно быть интегрировано в целое - российскую идентичность. Выпадение этнокультурного компонента из сложной системы (российской идентичности) может повлечь за собой неустойчивость.

Познание системы полиэтничного сообщества основано на понимании трансформации не только внутренних процессов, особенностей модернизирующегося региона, но и взаимодействия его с внешним миром. Важно отметить, что в данную систему включился достаточно мощный объективный фактор - глобальный, в результате чего она оказалась под культурным (в большей мере), экономическим и политическим влиянием со стороны развитых стран. В связи с этим возникает необходимость поиска нового соотношения общего и особенного в условиях изменяющегося мира.

В связи с этим важно понимание имеющихся проблем и возможных моделей «синтетических» форм этнокультурной идентичности в условиях активизирующейся сетевой культуры, которые могут способствовать становлению нового типа идентичности - сетевой идентичности.

Совершенно справедливо, что важным условием для саморазвития этнических культур в современном глобализирующемся мире являются понимание необходимости поддержания этнокультурного разнообразия и достижение этнополитического согласия. Тогда можно избежать перехода прогнозируемых рисков в реальность'.

Направление процесса укрепления российской идентичности. Представляется важным отметить следующее. Силовое вмешательство в сложную систему недопустимо, оно разрушает самоорганизацию социальных процессов на любом уровне. Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов отмечают: «Суть нового подхода к управлению заключается в том, что он ориентирован не на внешнее, а на внутреннее, на нечто имманентно присущее самой среде. Иными словами, он ориентирован не на желания, намерения, проекты субъекта, экспериментальной, конструкторской, реформаторской, перестроечной и подобный деятельности, а на собственные законы эволюции и самоорганизации сложных систем»2. Как отмечают авторы, главное при этом - не сила управляющего воздействия, а его согласованность с собственными тенденциями самоструктурирования нелинейной среды, т.е. правильная топология (пространственная и временная симметрия) этого воздействия.

Из этого вытекает положение, связанное с синергетическим пониманием сущности самоорганизующейся системы - умение увидеть

1 См.: Астафьева О. Н. Многообразие моделей этнокультурной идентичности в современном информационно-коммуникативном пространстве // Глобализация и перспективы современной цивилизации. М., 2005, с.119.

2 Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб., 2002, с.150.

богатые и разнообразные формы, скрытые силы системы. Именно поэтому естественные процессы самоорганизации таких сложных социальных систем, как «полиэтничное общество», «идентичность», «российская идентичность» важно искусственно не сдерживать и не ускорять, а поддерживать. Возможно, говоря словами Н.Н. Моисеева, речь следует вести не об управляемом, а направляемом развитии. Для антропо-социо-культурных систем важно понимание того, ради чего и как следует использовать тот ресурс, который находится в распоряжении этих систем для воздействия на их развитие. Наши воздействия необходимы лишь для того, чтобы поддерживать желаемые тенденции, обеспечивающие стабильность социально-политической жизни и ее развитие, либо избежать тех или иных подводных камней или катастроф, способных увести в сторону поток развития событий1.

Осуществление политики силовыми методами слишком опасно в современном сложном, нелинейно развивающемся мире, где даже случайные сбои в разветвленных информационных, компьютерных сетях могут привести к мировой катастрофе. Чем сложнее организована система и чем больше различных функций она выполняет, тем она более неустойчива в своем функционировании и развитии. Поэтому понимание форм совместной жизни разнородных, находящихся на разном уровне развития социальных и геополитических структур, путей их устойчивого коэволюционного развития становится конструктивной альтернативой сегодняшнего дня2.

Для понимания процессов самоорганизации сложных социальных систем необходима смена парадигм мышления, что означает переход от линейного мышления к нелинейному. Это означает поиск достижения согласия с помощью диалога и признания разнообразия интересов разных социальных групп, толерантности друг к другу. В этом плане

1 См.: Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М., 2000, с.191-192.

2 См.: Курдюмов С.П., Князева Е.Н. Структуры будущего: синергетика как методологическая основа футурологии // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М., 2002, с.110-111.

трудно не согласиться с К. Майнцером, который указывал на необходимость осторожного обращения с высокочувствительными сложными системами в природе и обществе. «Мы должны быть осторожными и храбрыми - в соответствии с условиями нелинейности и сложности эволюции. В политике нам не следует забывать о том, что любой вариант монокаузальности может привести к догматизму, нетерпимости и фанатизму»1. Более того, говоря об управлении сложностью, он подвергает критике теорию рационального выбора, считает, что «необходимо соблюдать баланс между самоорганизацией и соответствующей степенью контроля»2.

Итак, линейное мышление может быть опасным в нелинейной сложной реальности. В обществе это может привести к интолерантности, фанатизму и силовому решению проблем. Одним словом, линейное мышление разрушает естественные процессы самоорганизации сложных социальных систем.

Здесь напрашивается промежуточный вывод: человек, с одной стороны, является элементом социальной системы, другими словами, частью целого. С другой стороны, человек осуществляет управление. Его мышление, ценностно-мировоззренческие ориентации, целевые установки, отношение к природе, людям, себе определяют принятие им управленческих решений. А от его практических действий зависит поведение сложной системы, т. е. характер и динамика направления развития. Другими словами, практические действия человека определяют судьбу сложной системы, в нашем случае, как судьбу полиэтничного общества/региона, так и российской национальной идентичности.

Таким образом, включение полиэтничного общества в постнеклассическое пространство продиктовано смысловым

Майнцер К. Сложность и самоорганизация // Вопросы философии, 1997, №3, с.60.

2 Майнцер К. Вызовы сложности в XXI веке. Междисциплинарное введение (перевод Е.Н. Князевой) //Вопросы философии, 2010, №10, с. 84-98.

наполнением его развития в условиях модернизации. Приоритетным параметром порядка остается этнический компонент, определяющий функционирование систем «полиэтничное общество» и «российская идентичность». Эти системы являются нестабильными с высокой чувствительностью по отношению к флуктуациям. В таких системах усложняются методы управления, приобретающие новый характер, новое мышление и новую методологию.

Методологическая база социальной синергетики позволяет раскрыть механизм взаимодействия традиций и инноваций, поиск креативности в пространстве традиций и инноваций, взаимосвязь этнической и российской идентичностей, сосуществующих в полиэтничном социуме по принципу дополнительности, а также выявить социокультурные риски в условиях нестабильности и неустойчивости, усиливающиеся под влиянием активизирующейся глобализации.

Выявление особенностей культурно-идентификационных процессов Северо-Кавказского региона в условиях модернизации России и глобализации считаем важным и нужным, поскольку это позволит выйти на новый уровень осмысления управления полиэтничным регионом, т.е. направления саморазвивающейся системы на основе нелинейного мышления.

Шадже А.Ю. Российская идентичность в синергетической парадигме. В статье рассмотрена российская национальная идентичность в синергетической парадигме. Определены концептуальные основы укрепления российской идентичности на Северном Кавказе; обосновано положение о сосуществовании российской национальной и этнокультурной идентичностей.

Ключевые слова: идентификация, сложная нелинейная система, российская национальная идентичность, синергетика, культура, интеграция российской и этнокультурной идентичностей, глобализация.

Chadje A.Yu. The Russian identity in synergetic paradigm. The paper examines the Russian identity in synergetic paradigm. The author defines the conceptual bases of strengthening the Russian identity in the North Caucasus. The existence of the Russian national and ethnocultural identities is substantiated.

Key words: identification, complicated nonlinear system, the Russian national identity, synergetic, culture, integration of the Russian and ethnocultural identities, globalization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.