Научная статья на тему 'Идентичность и самопонимание личности'

Идентичность и самопонимание личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1688
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОПОНИМАНИЕ / SELF-UNDERSTANDING / СУБЪЕКТНО-БЫТИЙНЫЙ ПОДХОД / SUBJECT-EXISTENTIAL APPROACH / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / PERSONAL SENSE / IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тучина Оксана Роальдовна

Статья посвящена проблеме анализа концептов “идентичность” и “самопонимание” в рамках субъектно-бытийного подхода. В контексте данного подхода к личности личностная идентичность отражает два аспекта связи человека с миром: его причастность к социуму, различным группам и их социально значимым деятельностям, а также к продуктам этой деятельности; его отдельность, особость личности, заявляющей о своей уникальности и своем пространстве бытия, т.е. идентичность характеризует одновременно процесс самокатегоризации личности и результат самоопределения. Личностный смысл выступает тем фактором интеграции идентичностей, который обеспечивает баланс социального и персонального аспектов идентичности. Самопонимание автор предлагает рассматривать как способ функционирования идентичности, когда внутренние и внешние причины объективируют определенные аспекты идентичности. Актуализация понимания субъектом определенных аспектов идентичности связана с запросами социокультурной общности, проблематизирующей данный вид идентичности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identity and Self-Understanding of the Personality

The aim of the article is the analysis and comparison of concepts “identity” and “understanding” in the framework of subject-existential approach. Modern psychology justify the existence of two types of identity: social and personal, which are two faces of one of the psychosocial development of a personality. The achievement of a balance between social and personal substructures person speaks about successful development of personality, however, remains unknown, thus achieving a balance between these two identities Results: In a context of subject-existential approach to the personality, personal identity reflects two aspects of communication of the person with the world: his participation in society, various groups and their socially significant activity, and also in products of this activity; its separateness, peculiarity of the personality declaring the uniqueness and the space of life, that is identity characterizes at the same time process of a self-categorization of the personality and result of self-determination. The personal sense acts as that factor of integration of identity, which provides balance of social and personal aspects of identity. Self-understanding the author suggests to consider as a way of functioning of identity, when the internal and external reasons do conscious certain aspects of identity. Understanding updating by the subject of certain aspects of identity is connected with inquiries of a socio-cultural community.

Текст научной работы на тему «Идентичность и самопонимание личности»

vols. Vol. 16. Moscow: Khudozhestvennaya Literatura, 1983. pp. 97-105; 165-396.

13. Lenin V.I. Polnoe sobranie sochineniy [Complete works]. Vol. ^ 17. Moscow: Publishing House of Political Literature, 1976, P. 209-214.

14. Lafarg P. O blagotvoritel'nosti [About charity]. In: Ethical thought: non-fiction reading. Moscow: Politizdat, 1988, p. 334.

15. Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii 1 [The full collection of laws of the Russian Empire 1]. Vol. 32 (1816). No 26061, available at: http://www. rusfond.ru/encyclopedia/2859.

16. Luzik N.P. Patriotizm kak sotsio-kul 'turnyy fenomen [Patriotism as a socio-cultural phenomenon]: Dissertation of the Candidate of Philosophical Sciences. St. Petersburg, 2007. 161 p., pp. 140.

17. Vostrukhova V.N. Sotsiokul'turnaya regulyatsiya blagotvoritel'noy deyatel'nosti v sovremennykh ros-siyskikh biznes-protsessakh [Social and cultural regulation of charitable activities in the modern Russian business processes]: Dissertation of the Candidate of Sociological Sciences. Moscow, 2006. 181 p.

18. Leont'eva T.G. Otechestvennaya istoriya, 2001, No 3, pp. 170-178.

19. Kramarova E.N. Filosofiya prava, 2012, No 3, pp. 126130; Kramorova E.N. Izvestiya vuzov. Severo-Kavkazskiy region. Obshchestvennye nauki, 2013, No 5, pp. 40-46.

20. Vartushyan A.A., Kosov G.V. Filantropiya v transformiruyushchemsya sotsial 'nom gosudarstve [Philanthropy in transforming social state]. Moscow: OOO "TclUM i NL", 2012. 212 p.

31 мая 2014 г.

УДК 159.9

ИДЕНТИЧНОСТЬ И САМОПОНИМАНИЕ ЛИЧНОСТИ

О.Р. Тучина

Традиционно изучение феномена идентичности в психологии связывают с именем Э. Эриксона, который этот термин использует в различных значениях: и как сознательное чувство уникальности индивида (самобытность), бессознательное стремление к непрерывности жизненного опыта, и как солидаризацию с идеалами группы [1]. Эти два аспекта идентичности рассматриваются в современных исследованиях как два типа идентичности. Личностная идентичность как психологическая категория - это набор индивидуальных характеристик, отличающихся определенным постоянством (или преемственностью во времени и пространстве), позволяющий дифференцировать данного индивида от других людей. Коллективная (социальная, групповая) идентичность трактуется в терминах группового членства, включенности в какую-либо социальную категорию. На сегодняшний день в научной среде прослеживается тенденция рассмотрения личностной идентичности через соотношение с коллективной идентичностью.

Тучина Оксана Роальдовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры философии Кубанского государственного технологического университета, 350072, г. Краснодар, ул. Московская, 2, корп. А, e-mail: tuchena@ yandex.ru, т. 8(861)2743068.

Г. Бриквелл считает личностную и коллективную идентичность двумя полюсами в процессе развития. С одной стороны, за каждой социальной категорией (этнической, религиозной, гендерной и т.д.) стоит более развернутое содержание, описывающее данную категорию в терминах черт и особенностей поведения, которые ассоциируются с ней. С другой стороны, личностные характеристики предполагают соотнесение себя с группой людей, обладающих этими характеристиками, и отчуждение от тех групп, у которых данные характеристики отсутствуют. Личностная идентичность - продукт социальной идентичности, образующийся вследствие восприятия социального давления и активной адаптации к нему. Будучи сформированной, личностная идентичность начинает активно влиять на социальную. Эволюция идентичности человека - процесс непрерывного диалектического взаимодействия личностной и социальной идентичности [2].

В рамках символического интерак-ционизма проводится тезис о глубинном

Oksana Tuchina - Kuban State Technological University, 2, Moscowskaya Street, Krasnodar, 350072, e-mail: [email protected], tel. +7 (861)2743068.

внутреннем сходстве данных видов идентичности. Р. Дженкинс, опираясь на работы Г. Мида, И. Гофмана, Ф. Барта, утверждает, что индивидуальная уникальность и коллективная разделенность могут быть поняты как две стороны одного и того же процесса. Индивидуальная идентичность, воплощенная в самости, не существует в изоляции от социального мира. Автор представляет "Я" как постоянно протекающий синтез одновременно внутренних самоопределений и внешних определений себя другими, формулируя базовую "модель внешне-внутренней диалектики идентификации" как процесс, посредством которого конструируются оба вида идентичности [2]. Ю. Хабермас понимает личностную и социальную идентичность как два измерения, в которых реализуется балансирующая "Я-идентичность" [3]. Вертикальное измерение - личностная идентичность - обеспечивает связность истории жизни человека. Горизонтальное измерение - социальная идентичность - обеспечивает возможность выполнять различные требования ролевых систем, к которым принадлежит человек. "Я-идентичность" возникает в балансе между личностной и социальной идентичностью, а установление и поддержание баланса происходит с помощью техник взаимодействия, среди которых ведущую роль играет язык.

Итак, можно резюмировать, что в современной психологии утвердилась точка зрения о существовании двух типов идентичности: социальной (коллективной) и персональной (личностной), которые выступают как некое единство, как две грани одного процесса - психосоциального развития личности. Достижение баланса между социальной и личностной подструктурами личности свидетельствует о благополучном развитии личности, неразрешенные противоречия и конфликты способствуют возникновению кризиса идентичности [4]. Однако, как отмечает Л.Н. Ожигова, остается открытым вопрос, за счет чего достигается баланс между двумя этими видами идентичности [5]. Субъ-ектно-бытийный подход позволяет поставить и решить проблему соотношения личностной и коллективной идентичности в контексте рассмотрения личности как ведущей инте-гративной инстанции, стремящейся к объединению, структурированию и систематизации всех характеристик собственного бытия и обеспечивающей их реализацию.

В рамках субъектно-бытийного подхода проблема личностной и коллективной идентичности рассматривается в контексте взгляда на личность как интегрирующую инстанцию и одновременно процесс, который реализуется ею как субъектом своей бытийности. Личность выступает базовой и вершинной инте-гративной инстанцией психического, которая обеспечивает целостность "Я-концепции" и является вершиной многомерных идентификаций личности (гендерной, профессиональной, этнической и т.д.), обеспечивая их согласование и целостность человека [5]. Все внутренние и внешние интенции личности сопряжены с реализацией единой глобальной интенции, свойственной человеку, - поддерживать и расширять свое бытие. Идентичность рассматривается как часть личности, как сложное интегративное образование, включенное в ее структуру и несущее в себе отражение закономерности развития и функционирования личности [6].

В контексте субъектно-бытийного подхода к личности личностная идентичность отражает два аспекта связи человека с миром: его причастность к социуму, различным группам и их социально значимым деятель-ностям, а также к продуктам этой деятельности; его отдельность, особость личности, заявляющей о своей уникальности и своем пространстве бытия, т.е. идентичность характеризует одновременно процесс самокатегоризации личности и результат самоопределения, фиксируемый в субъективном пространстве личности как определенный образ "Я".

Строение идентичности можно рассматривать как совокупность идентичностей различных уровней: эго-идентичность, личностную и социальную идентичность [7]. Эго-идентичность понимается как рефлексивная субсистема Эго, которая позволяет человеку знать, что он конструирует переживание собственной жизни как наполненное смыслом и пытается подтвердить человечеству значимость и реальность жизни взаимодействием с другими людьми. Посредством эго-идентич-ности личность может идентифицировать себя от текущего контекста социальных смыслов и осознать как независимую личность.

Личностная идентичность в данном контексте - конфигурация целей, ценностей, убеждений, которые индивид предъявляет миру как свои. Данный вид идентичности включает жизненные цели относительно

профессии, карьеры, семьи и т.д., т.е. те, которые помогают отличить данную личность от других. Личностная идентичность - форма существования в осознании, т. е. учитывает окружающий мир в большей степени, чем эго-идентичность.

Социальная идентичность рассматривается как чувство внутренней солидарности с идеалами группы, консолидация элементов, интегрирующих самость индивида и группы. Она интегрирует сходство человека с другими людьми и его участие в социальном общении. Таким образом, идентичность - это решение проблемы определенности человека в мире. Между идентичностями существуют отношения "пронизывания", когда одна идентичность, будучи субдоминантной, может быть легко актуализирована; также возможны отношения дополнения и фасилитации.

Интегрированная множественность идентичностей воплощается в "Я-концепции", ядерным образованием которой является личностный смысл, понимаемый как "единица личности, что, с одной стороны, обеспечивает целенаправленное формирование способов деятельности, обеспечивая реализацию базовых потребностей личности, а с другой - сама потребность в самоактулизации, внутренняя согласованность и внешнее подтверждение являются ценностью и смыслом личности" [5, с. 56]. Личностный смысл рассматривается как основной механизм, который запускает актуализацию процесса любой идентичности, экспансия или реализация которой обеспечивают реализацию "Я-концепции" и достижение личностью удовлетворенности жизни [5]. Личностный смысл объединяет все компоненты объективной личностной бытийности (организм, события среды, деятельность), будучи "личностным фильтром", определяет процесс идентификации личности с объектами, событиями, группами объективного мира, создает условия для экспансии и утверждения идентичности личности во внешнем пространстве. Благодаря личностному смыслу, "осуществляя соотнесение личностного и социального, субъективного и объективного в психике, исполняя великое множество ролей, человек не разрушает себя, а сохраняет внутреннее единство, достигает идентичности, существует в объективном пространстве, организуемом в соответствии с индивидуальными целями" [5, с. 69]. Именно личностный смысл выступает тем фактором

интеграции идентичностей, который обеспечивает баланс социального и персонального аспектов идентичности, не позволяя, с одной стороны, низвести личность до уровня социальной роли, а с другой, - "выпасть" из социальных отношений в поисках своей особенности и неповторимости.

Таким образом, в идентичности индивида просматриваются социальный и личностный аспекты, которые можно представить как два измерения: горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное измерение связано с формированием человека в разнообразных общественных группах; вертикальное направлено на личностную уникальность, неповторимость внутреннего мира и личностного опыта [8]. Однако противопоставление групповой и личностной идентичностей не вполне правомерно, скорее, их можно рассматривать как два полюса самоидентификации, поскольку качества, определяющие индивидуальность человека, невозможно категоризовать и осмыслить вне социокультурного контекста. Даже основания оценки своей внешности коренятся в интерсубъективных представлениях о мужественности, женственности, красоте и привлекательности. Как отмечает М.С. Гусельцева, противоречие между социализацией и индивидуализацией можно рассматривать как разные стороны развития человека в становлении его идентичности: "Если индивидуализация протекает вне гармонии с социализацией, это ведет к индивидуализму; если социализация элиминирует индивидуализацию, это влечет за собой развитие социальной адаптации и конформизма; если рост национальной идентичности не гармонизирован с глобализацией, произрастает национализм без космополитизма" [9].

Поскольку становление личности происходит в социокультурном пространстве, вертикальное измерение можно рассматривать как вторичное по отношению к горизонтальным связям индивида. Таким образом, основная смысловая ось идентичности представляет собой особенности взаимосвязи индивидуального и коллективного аспекта идентичности, которые можно условно обозначить как "Я" и "Мы". Условность такого разделения связана с тем, что "Мы" представляет собой такую же личностную черту, как и "Я", утрата которой разрушает самотождественность личности.

Идентичность человека разнообразна и многопланова, можно говорить о множе-

стве личин, масок, ролей, из которых соткано "Я" человека (именно на таком плюрализме и релятивизме человеческого Я настаивает традиция постмодернизма), что служит источником как внутриличностных, так и межличностных конфликтов [10]. Вместе с тем "Я" человека едино, поэтому все стороны и планы личностной идентичности, даже при их противоречивости и конфликтности, в норме создают уникальное единство индивидуальности человека. Соответственно, идентификация не просто являет отдельные стороны бытия личности, а множество иден-тичностей личности не являются их механическим соединением. Органическое единство личности в многообразии ее идентификаций достигается именно через интериоризацию присущих данным идентификациям ценностей, формирование и объективацию личностного смысла, который выступает в качестве психологического механизма реализации личности, т.е. определяет достижение личностью аутентичного бытия. Поэтому идентичность - "это и понимание личностью своей позиции в пространствах ее бытия, и переживание себя как субъекта этих бытийных пространств" [11].

В ряде работ, подчеркивая целостность идентичности, понимаемой как актуальная совокупность отношений человека с миром, говорится не о видах, а об аспектах идентичности: "Из множества доступных и имеющих место отношений человека с миром человек выделяет определенный аспект, то, что составляет фокус его внимания и организует активность" [12, с. 175]. Этот аспект рассматривается как частная (рабочая) идентичность (Х. Маркус), которая актуализируется при включении человека в разные области социально-культурной деятельности. В каждый момент времени частная идентичность целостна и захватывает всю актуально действующую личность, но может меняться под влиянием изменения ситуации или вследствие сдвига фокуса внимания человека, порождая для субъекта новую конфигурацию системы "Я - мир".

Идентичность предполагает некую соотнесенность, которая не сводится лишь к установлению однозначного соответствия себя реального с образом "Я" [13]. Такое соответствие невозможно, поскольку невозможна окончательность этого "Я"; личностная идентичность - это "базовое процессуальное

явление". Главное содержание личностной идентичности состоит в "непрекращающемся поиске самого себя в контактах с Иным" [14]. Его можно рассматривать как "непрерывно идущий процесс становления идентичности, сопровождающий саморазвитие человека как присущий ему способ бытия" [15].

Таким образом, идентичность процессуальна, поскольку является процессом постоянного определения человеком себя в меняющемся мире, и в то же время в каждый конкретный момент определенна и целостна. При этом уровень рефлексивности активности субъекта в мире может быть разным. Как утверждает А.Н. Кимберг, "рефлексивное осознание себя человеком, находящимся на пересечении ряда отношений и обладающим рядом личностных свойств, не говоря уже о мотивах и намерениях - это, скорее, нетипичное состояние человека. Намного чаще встречается функционирование идентичности на гораздо менее осознанном уровне" [12, с. 178]. Уче-ный рассматривает идентичность как аспект субъекта, актуализирующийся в момент рефлексии, инициируемой ситуациями целе-полагания, выбора альтернатив, кризиса отношений или смыслов. При подобном подходе фактически происходит слияние феноменов "идентичность" и "самопонимание".

Мы полагаем, что неправомерно говорить о взаимозаменяемости данных понятий. Самопонимание можно рассматривать как определенный способ функционирования идентичности, когда определенные внутренние и внешние причины "пробивают поле сознания", объективируя определенные аспекты идентичности. С.Л. Рубинштейн рассматривал два основных способа существования человека и его отношения к жизни. Во-первых, по его мнению, возможен способ бытия, главной особенностью которого является невозможность рефлексии отношений внутри пространства, в котором находится человек: "... жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек, здесь человек весь внутри жизни". Во-вторых, возможен способ существования, связанный с появлением рефлексии, которая "приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы..." [16]. Сознание выступает здесь как разрыв, как выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней,

занятия позиции над ней, вне ее для суждения о ней. Первый описанный ученым способ бытия можно рассматривать как автоматическое функционирование идентичности, второй -как процесс самопонимания. Пусковым механизмом процесса самопонимания могут стать как внутренние, так и внешние причины.

Внутренние причины обусловлены процессуальным характером идентичности: рассмотрение идентичности как процесса предполагает постоянный вектор субъектной активности личности, направленной на самоопределение, на поиск поддержки и подтверждения личностью своей идентичности. Как убедительно показано в работах Г.Г. Танасова, такой поиск происходит прежде всего в процессе общения с другими людьми, поскольку бытие личности - это всегда событие [14]. Поиск разворачивается и во внутреннем диалоге, через вопрошание: "Кто Я?"; "Что во мне моего, а что не мое, навязанное извне?". В контексте подобного поиска происходит самосозидание личности, проверяется ее возможность и способность быть собой, объективировать личностный смысл, или же потерять себя, раствориться среди своих социальных ролей. Соответственно, идентификация - акт не столько гносеологический, сколько онтологический [17]. Это становление человека как субъекта своей собственной жизни: постепенный рост осознания своего места и назначения в мире, организация своей активности в соответствии с пониманием настоящего, должного и возможного.

Внешние условия запуска механизма самопонимания обусловлены особенностями той социальной ситуации, в которой находится человек. Конструкт "идентичность" позиционировался Э. Эриксоном, с одной стороны, как пограничный, охватывающий и "внутренние" особенности личности, и "социальное" мира, а с другой, - как связывающий их между собой. Жизненное пространство, или жизненный мир, личности, по мнению А.Н. Кимберга, можно рассматривать как проекцию текущих и длящихся ситуаций социального бытия индивида в пространство его субъективности. Субъект изначально действует (а в какой-то момент - и осознает себя действующим) в социально структурированном пространстве, цели и способы взаимодействия в котором ему уже даны. Он находит в нем и выбирает адекватные формы для собственных желаний и ценно-

стей, инструменты реализации и "дорожные карты" их достижения. "Субъектный мир или жизненный мир человека есть его видение пространства своей жизни и себя в нем. Оно выступает важнейшим регулятором активности человека и инструментом ее организации и поэтому оказывается не просто когнитивной конструкцией, а моделью реальности, актуально включенной в конкретную практику жизни человека, определяющую ее и определяемую ею" [18, с. 30]. Соответственно, "жизненный мир", или "субъектный мир", выступает как особое субъективно выделенное пространство, в котором сосредоточены тематически связанные отношения субъекта со значимыми сущностями. Рассматривая идентичность как способ самоопределения субъекта в меняющемся мире, мы исследуем прежде всего те виды или аспекты идентичности, которые являются наиболее проблемными в данной социальной среде [19].

Таким образом, актуализация понимания субъектом определенных аспектов идентичности связана с запросами социокультурной общности, проблематизирующей данный вид идентичности. Проблема идентификации, соответственно, становится проблемой самопонимания. Процесс обретения и осознания идентичности можно рассматривать как самопонимание, в контексте которого происходит поиск ценностей, определяемых посредством соотнесения с нормативными образцами, "Я" человека. При этом освоение данных ценностей выводит человека за рамки норм идентификационного социума, "прорастая" личностными чертами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск: Б.И., 1993. 236 с.

2. См.: Павленко В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 25-32.

3. См.: Бусова И.А. Юрген Хабермас о становлении коммуникативного действия // Вопросы философии. 2006. № 10. С. 153-166.

4. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика. СПб.: Алатея, 2004. 400 с.

5. Ожигова Л.Н. Смысловые механизмы гендерной и профессиональной реализации личности в полиэтнической среде. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. 192 с.

6. Рябикина З.И. Личность и ее бытие в быстро меняющемся мире // Личность и бытие: теория

и методология: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2003. С. 16-18.

7. Кимберг А.Н. Проблема взаимодействия иден-тичностей и гендерные исследования // Личность как субъект экономического бытия: гендерный аспект. Гендерный анализ социальных институтов и процессов: менеджмент, социализация, образование: Мат-лы V Всерос. науч.-практ. семинара. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2005. С. 42-46.

8. Хамнаева А.Ю. Идентичность как социально-философская проблема: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Улан-Удэ, 2007. 24 с.

9. Гусельцева М.С. Социальное пространство как основание для полипарадигмального синтеза // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 30 [Электронный ресурс] URL: http://psystudy.ru/index. php/num/2013v6n30/862-guseltseva3 0 .html

10. Труфанова Е.О. Идентичность и Я // Вопросы философии. 2008. № 6. С. 95-105.

11. Танасов Г.Г. Личность в переговорах: субъ-ектно-бытийный подход: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Краснодар, 2011. 48 с.

12. Кимберг А.Н., Прохоров А.О. Психология состояний и психология идентичности // Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. 2010. Т. 152. Кн. 5. С. 172-182.

13. Климова Т.В. Идентичность или "десятки проблем, неотделимых друг от друга" // Государство и антропоток [Электронный ресурс]. URL http:// www. antropotok.archipelag. ru/text/a058. htm.

14. Танасов Г.Г. Субъектно-бытийный подход к пониманию активности личности в переговорах. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2011. 226 с.

15. Лукьянов О.В. Самоиндентичность как условие устойчивости человека в меняющемся мире: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Томск, 2009. 48 с. С. 6.

16. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 380 с. С. 350.

17. Аполлонов И.А. Личностное и интерсубъективное измерения самопонимания этнокультурной идентичности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 11. Ч. 2. С. 22-26.

18. Кимберг А.Н. "Жизненный мир" субъекта как предмет исследования // Психология человека в современном мире. Мат-лы. Всерос. науч. конф., посвященной 120-летию С. Л. Рубинштейна (г. Москва, 15-16 октября 2009 г.). Т. 4. М.: Ин-т психологии, 2009. С. 26-33.

19. Тучина О.Р. Этнокультурная идентичность: субъектно-бытийный подход // Социосфера. 2014. № 1. С. 146-149.

REFERENCES

1. Erikson E. Detstvo i obshchestvo [Childhood and society]. Obninsk, 1993. 236 p.

2. Pavlenko V.N. Voprosy psikhologii. 2000. No 1. pp. 25-32.

3. Busova I.A. Voprosy filosofii. 2006, No 10, pp. 153-166.

4. Kletsina I.S. Psikhologiya gendernykh otnosheniy: teoriya i praktika [Psychology of the gender relations: theory and practice]. St. Petersburg: Alateya, 2004. 400 p.

5. Ozhigova L.N. Smyslovye mekhanizmy gendernoy i professional 'noy realizatsii lichnosti v polietnicheskoy srede [Semantic mechanisms of gender and professional realization of the personality in the multiethnic environment]. Krasnodar: Kuban State Univ., 2009. 192 p.

6. Ryabikina Z.I. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Lichnost' i bytie: teoriya i metodologiya" [Proc. of the All-Russian Sci. and Prac. Conf. "Personality and life: theory and methodology"]. Krasnodar: Kuban State Univ., 2003, pp. 16-18.

7. Kimberg A.N. Materialy 5 Vserossiyskoy nauchno-prakticheskogo seminar a "Lichnost' kak sub"ekt ekonomicheskogo bytiya: gendernyy aspekt. Gendernyy analiz sotsial 'nykh institutov i protsessov: menedzhment, sotsializatsiya, obrazovanie" [Proc. of the 5th All-Russian Sci. and Prac. Sem. "Personality as subject of economic life: gender aspect. Gender analysis of social institutes and processes: management, socialization, education"]. Krasnodar: Kuban State Univ., 2005, pp. 42-46.

8. Khamnaeva A.Yu. Identichnost' kak sotsial'no-filosofskaya problema: avtoreferat dissertatsii kandidata filosofskikh nauk [Identity as social and philosophical problem: thesis abstract candidate of philosophical sciences]. Ulan-Ude, 2007. 24 p.

9. Gusel'tseva M.S. Psikhologicheskie issledovaniya. 2013. Vol. 6. No 30, available at: http://psystudy.ru/ index.php/num/2013v6n30/862-guseltseva3 0.html

10. Trufanova E.O. Voprosy filosofii, 2008, No 6, pp. 95-105.

11. Tanasov G.G. Lichnost' v peregovorakh: sub"ektno-bytiynyy podkhod: avtoreferat dissertatsii doktora psikhologicheskikh nauk [Personality in negotiations: subject and objective reality approach: thesis abstract of the doctors of psychological sciences]. Krasnodar, 2011. 48 p.

12. Kimberg A.N., Prokhorov A.O. Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2010. Vol. 152. Book. 5. pp. 172-182.

13. Klimova T. V. Identichnost' ili "desyatki problem, neotdelimykh drug ot druga" [Identity or "tens problems, inseparable from each other"], available at: http://www.antropotok.archipelag.ru/text/a058.htm

14. Tanasov G.G. Sub"ektno-bytiynyy podkhod k ponimaniyu aktivnosti lichnosti v peregovorakh [Subject and objective reality approach to understanding of activity of the personality in negotiations]. Krasnodar: Kuban State Univ., 2011. 226 p.

15. Luk'yanov O.V. Samoindentichnost' kak uslovie ustoychivosti cheloveka v menyayushchemsya mire:

avtoreferat dissertatsii doktora psikhologicheskikh nauk [Identity as a condition of stability of the person in the changing world: abstract of the thesis of the doctor of psychological sciences]. Tomsk, 2009. 48 p.

16. Rubinshteyn S.L. Chelovek i mir [Chelovek and world]. Moscow: Science, 1997. 380 p.

17. Apollonov I.A. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya

i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki, 2012, No 11, Ch. 2, pp. 22-26.

18. Kimberg A.N. Materialy. Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy 120-letiyu S.L. Rubin-shteyna [Proc. of the All-Russian Sci. Conf. Devoted to the 120 Anniv. of S.L. Rubenstein]. Vol. 4. Moscow: Inst. of Psychology, 2009. pp. 26-33.

19. Tuchina O.R. Sotsiosfera, 2014, No 1, pp. 146-149.

Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект 14-26-20001 а(м) "Самопонимание этнокультурной идентичности в титульном этносе и сопряженной диаспоре (на примере исследования русской и армянской молодежи Армении и России)"

30 апреля 2014 г.

УДК 130.2

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В ЛОГИКЕ ДЕВИАНТНОСТИ

Л.С. Буркина

Йинамика социокультурного развития, перемены, происходящие в мире, глобализационные про-ьтурные революции заставляют задуматься об истоках, характере и направленности социальности человека, реализации его творческого потенциала. ХХ век стал страшнейшим испытанием, продемонстрировал горизонты варваризации, уничтожения миллионов людей, попрание элементарных прав, насилия над человеческой природой.

Исследование девиантности в культурно-философском контексте означает выявление и характеристику качеств и свойств социальности человека, ориентированных на отклонение от норм и правил социальной жизни. Являясь предметом междисциплинарного анализа (биология, генетика, психология, социология, история, культурология, теория права), девиантность не отрефлексирована на культурно-философском уровне, не концептуализированы, не универсализированы категориальные определения девиантности, теоретические обобщения страдают свойством "блуждающих метафор", которые мы находим

Буркина Лариса Сергеевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и психологии Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) им. М.И. Платова, 346428, г. Новочеркасск, ул. Просвещения, 132, е-шаД: [email protected], т. 8(8635)255496.

в работах И. Канта, З. Фрейда, известного психолога и психотерапевта Э. Берна, а также Э. Фромма.

В связи с этим возникает необходимость теоретической экспликации проблемы, что связано с приведением в состояние когерентности обширного эмпирического материала из различных сфер социально-гуманитарного знания.

Актуальность культурно -философского анализа интерпретаций девиантной личности, выявление ее социально-развивающих свойств в культурном пространстве связаны с потребностью индивида в обустройстве собственного социального микромира.

Рассмотрение конструирования социокультурной реальности в логике девиантности определяется абсолютизацией обстановки на логику социального микромира, согласующего признание культурного творчества и забвения культуры путем утверждения де-виантных форм.

Мы полагаем, что девиантность является нормативистским представлением, отчасти потому, что пространство культуры можно

Larisa Burkina - South-Russian State Technical University (NPI) named by M.I. Platov, 132, Prosvesheniy Street, Novocherkassk, Rostov region, Russian Federation, 346428, е-mail: [email protected], tel. +7(8635)255496.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.