Научная статья на тему 'Концепция самопонимания личностью этнокультурной идентичности: субъектный подход'

Концепция самопонимания личностью этнокультурной идентичности: субъектный подход Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
342
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД / САМОПОНИМАНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / SUBJECT APPROACH / SELF-UNDERSTANDING / ETHNO-CULTURAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тучина Оксана Роальдовна

В статье представлена авторская концепция самопонимания этнокультурной идентичности, разработанная в рамках субъектного подхода. Структура концепции имеет уровневое строение и представляет собой комплекс методологических, теоретических, методических и прикладных положений и средств, обеспечивающего возможность рассмотрения самопонимания личностью этнокультурной идентичности, а также выявление закономерностей самопонимания личностью этнокультурной идентичности в разных условиях бытия этнической группы. Методологический уровень включает основные научные подходы и принципы. Общетеоретический уровень включает базовые теоретические положения концепции. Конкретно-теоретический уровень включает теоретико-феноменологическую модель самопонимания личностью этнокультурной идентичности, изоморфную концепту «самопонимание этнокультурной идентичности личности», которая в своей теоретической части представляет систему утверждений, позволяющих выделить и концептуализировать феноменологию самопонимания личностью этнокультурной идентичности. Конкретно-верификационный уровень представляет собой выявленные на основе созданной модели систематизированные и обобщенные закономерности самопонимания личностью этнокультурной идентичности в разных условиях бытия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Тучина Оксана Роальдовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF SELF-UNDERSTANDING OF ETHNO CULTURAL IDENTITY BY THE INDIVIDUAL: SUBJECT APPROACH

The author's concept of self-understanding of ethno cultural identity developed within subject approach is presented in the article. The structure of the concept has a level structure and represents a complex of methodological, theoretical, methodical and applied provisions and means providing opportunity of consideration of self-understanding by the individual of ethno cultural identity and also detection of regularities of self-understanding by the individual of ethno cultural identity in different conditions of life of an ethnic group. The methodological level includes the main scientific approaches and the principles. The general-theoretical level includes basic theoretical provisions of the concept. Concrete and theoretical level includes theoretical-phenomenological model of self-understanding by the individual of ethno cultural identity, isomorphic concept "self-understanding of ethno cultural identity of the individual" which in its theoretical part represents a system of the statements allowing to allocate and conceptualize self-understanding phenomenology by the individual of ethno cultural identity. Concrete and verification level represents the systematized and generalized regularities of self-understanding by the individual of ethno cultural identity in different conditions of life revealed on the basis of the created model

Текст научной работы на тему «Концепция самопонимания личностью этнокультурной идентичности: субъектный подход»

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

1

УДК 159.9

19.00.00 Психологические науки

КОНЦЕПЦИЯ САМОПОНИМАНИЯ ЛИЧНОСТЬЮ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД

Тучина Оксана Роальдовна к. психол. н., доцент SPIN-код 6989-5374 tuchena@yandex. ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский государственный технологический университет», г. Краснодар, Россия

В статье представлена авторская концепция самопонимания этнокультурной идентичности, разработанная в рамках субъектного подхода. Структура концепции имеет уровневое строение и представляет собой комплекс методологических, теоретических, методических и прикладных положений и средств, обеспечивающего возможность рассмотрения самопонимания личностью этнокультурной идентичности, а также выявление закономерностей самопонимания личностью этнокультурной идентичности в разных условиях бытия этнической группы. Методологический уровень включает основные научные подходы и принципы.

Общетеоретический уровень включает базовые теоретические положения концепции. Конкретнотеоретический уровень включает теоретикофеноменологическую модель самопонимания личностью этнокультурной идентичности, изоморфную концепту «самопонимание этнокультурной идентичности личности», которая в своей теоретической части представляет систему утверждений, позволяющих выделить и концептуализировать феноменологию самопонимания личностью этнокультурной идентичности. Конкретно-верификационный уровень представляет собой выявленные на основе созданной модели систематизированные и обобщенные закономерности самопонимания личностью этнокультурной идентичности в разных условиях бытия

Ключевые слова: СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД; САМОПОНИМАНИЕ; ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

UDC 159.9

Psychological Sciences

THE CONCEPT OF SELF-UNDERSTANDING OF ETHNO CULTURAL IDENTITY BY THE INDIVIDUAL: SUBJECT APPROACH

Tuchena Oksana Roaldovna Cand.Psy.Sci., associate professor SPIN-code: 6989-5374 tuchena@yandex. ru

Federal state budgetary educational institution of higher education "Kuban state technological university", Krasnodar, Russia

The author's concept of self-understanding of ethno cultural identity developed within subject approach is presented in the article. The structure of the concept has a level structure and represents a complex of methodological, theoretical, methodical and applied provisions and means providing opportunity of consideration of self-understanding by the individual of ethno cultural identity and also detection of regularities of self-understanding by the individual of ethno cultural identity in different conditions of life of an ethnic group. The methodological level includes the main scientific approaches and the principles. The general-theoretical level includes basic theoretical provisions of the concept. Concrete and theoretical level includes theoretical-phenomenological model of self-understanding by the individual of ethno cultural identity, isomorphic concept "self-understanding of ethno cultural identity of the individual" which in its theoretical part represents a system of the statements allowing to allocate and conceptualize selfunderstanding phenomenology by the individual of ethno cultural identity. Concrete and verification level represents the systematized and generalized regularities of self-understanding by the individual of ethno cultural identity in different conditions of life revealed on the basis of the created model

Keywords: SUBJECT APPROACH; SELFUNDERSTANDING; ETHNO-CULTURAL IDENTITY

Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект 14-26-20001 а(м) «Самопонимание этнокультурной идентичности в титульном этносе и сопряженной

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/66.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

2

диаспоре (на примере исследования русской и армянской молодежи Армении и России)»

Обстоятельства цивилизационного сдвига, изменение ценностных аспектов бытия, приводят к дестабилизации оснований идентичности личности и стремлении личности к поиску ценностных оснований своего бытия в разных сферах человеческого бытия. Субъектно-бытийный подход к личности открывает перспективы новой интерпретации феноменов бытия, по отношению к которым личность выступает субъектом [6]. Одно из таких направлений анализа и интерпретации - сфера этнокультуры, которую мы предлагаем рассматривать как одно из бытийных пространств личности. Категория «бытийное пространство личности» характеризует многомерность бытия человека, предполагает рассмотрение его как целостности, интегрирующей все аспекты и обусловленной целостностью личности, реализующий личностный смысл в создании и переустройстве бытия. Данное понятие позволяет «зафиксировать способ существования человека как объективную реальность, наделенную субъектной составляющей» [7, с. 66]. Пространство этнической культуры является и одним из основных пространств самоактуализации личности, под которой в данном подходе понимается способность и стремление личности реализовать свои жизненные цели и ценности, личностные смыслы во внешние пространства (экспансия) [4, с. 56].

Существенное значение этого аспекта человеческого бытия как для личности, так и для общества в целом обусловливают постановку проблемы исследования - недостаточной изученности феномена самопонимания этнокультурной идентичности как обретения человеком ценностных оснований своего бытия в контексте осмысления своей принадлежности к определенной этнокультурной среде.

В связи с этим возникает необходимость в разработке концептуальных оснований нового научного направления в рамках субъектного подхода, обеспечивающие возможность создания модели

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/66.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

3

самопонимания личностью этнокультурной идентичности, а также выявление закономерностей самопонимания личностью этнокультурной идентичности в разных условиях бытия этнической группы.

В нашем исследовании разработана концепция самопонимания личностью этнокультурной идентичности, основанная на субъектном подходе. Структура концепции имеет уровневое строение [3] и представляет собой комплекс методологических, теоретических,

методических и прикладных положений и средств, обеспечивающего возможность рассмотрения самопонимания личностью своей этнокультурной идентичности, а также выявление закономерностей самопонимания личностью своей этнокультурной идентичности в разных условиях бытия этнической группы. Концепция основана на методологической позиции, согласно которой возможен синтез

когнитивной и экзистенциально-герменевтической тенденций

исследования самопонимания: понимающий субъект включен в мир как неотъемлемая часть бытия, то есть человек должен быть взят внутри бытия, «в своем специфическом отношении к нему, как субъект познания и действия, отношения и переживания, созерцания и постижения» [1]. Такой синтез когнитивных и экзистенциальных аспектов самопонимания возможен благодаря сформировавшемуся в последнее время новому взгляду как на рефлексию [2], так и на феномен переживания [5; 9] с позиций субъектности.

Основополагающей для исследования явилась интеграция разработок субъектного подхода (А.В. Брушлинский, К. А. Абульханова, В.В. Знаков,

З.И. Рябикина), позволившая по-новому взглянуть на процесс самопонимания и его содержательные характеристики. Субъектный подход, акцентируя внимание на изначально активной роли

социализируемого индивида (А. В. Брушлинский) и на взаимной имплицированности бытия и человека (С. Л. Рубинштейн), а также на

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/66.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

4

свойственной человеку как субъекту способности порождать новые формы бытия, объективируя в нем свое субъективное (З.И. Рябикина), открывает новые возможности изучения феномена самопонимания.

Структура концепции включает следующие основные взаимосвязанные составляющие (уровни). Методологический уровень включает следующие научные подходы и принципы: философские и общенаучные подходы (принципы системности, развития, детерминизма, целостности; теории социального конструктивизма; феноменология Э. Гуссерля, работы Ю. Хабермаса, этносоциологическая концепция А.Г. Дугина); общепсихологические подходы (психология субъекта и субъектный подход, психология человеческого бытия, субъектнобытийный подход, системный и метасистемный подходы, гуманистически ориентированные и экзистенциальные подходы, феноменологически-ориентированные концепции, теории ценностно-смысловой регуляции личности) и этнопсихологические подходы.

Общетеоретический уровень включает базовые теоретические положения концепции. Центральная идея концепции заключается в том, что пространство этнической культуры является одним из существенных бытийных пространств личности, критериями бытийности этнической общности являются культурные задачи, стоящие перед данной группой, обусловленные целью сохранения и воспроизводства этнической культуры. Особенности самопонимания личностью этнокультурной идентичности обусловлены спецификой бытийности этнокультурной общности.

В рамках субъектного подхода были введены новые теоретические конструкты (самопонимание этнокультурной идентичности,

самоинтерпретация) и произведено уточнение ряда традиционных понятий (самопонимание, идентичность, этнокультурная идентичность). Таким

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/66.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

5

образом, в рамках субъектного подхода устанавливается следующая связь понятий:

Идентичность характеризует одновременно процесс и результат самокатегоризации личности, фиксируемый в субъективном пространстве личности как определенный образ Я. Идентичность процессуальна, поскольку является процессом постоянного определения человеком себя в меняющемся мире, и в то же время в каждый конкретный момент определенна и целостна. Если идентичность всегда присутствует как нечто уже существующее для групп и индивидов, то процесс самопонимания может быть «запущен» при определенных условиях. Т.е. если рассматривать идентичность как некий потенциал, то самопонимание - актуализация этого потенциала, когда определенные внутренние и внешние причины «пробивают поле сознания», объективируя

определенные аспекты идентичности.

Пусковым механизмом процесса самопонимания могут стать как внутренние, так и внешние причины. Внутренние причины обусловлены процессуальным характером идентичности: рассмотрение идентичности как процесса предполагает постоянный вектор субъектной активности личности, направленной на самоопределение, на поиск поддержки и подтверждения личностью своей идентичности. Внешние условия запуска механизма самопонимания обусловлены особенностями той социальной ситуации, в которой находится человек. Таким образом, актуализация понимания субъектом определенных аспектов идентичности связана с запросами социокультурной общности, проблематизирующей данный вид идентичности. Актуализация определенных аспектов идентичности, обусловленное внешними и внутренними причинами, и последующая рефлексия данных аспектов идентичности, может рассматриваться как самопонимание, в контексте которого происходит поиск ценностных оснований бытия личности в социокультурном контексте.

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/66.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

6

Самопонимание - актуализация определенных аспектов идентичности, обусловленная внешними и внутренними причинами, и последующая рефлексия данных аспектов идентичности, в контексте которой происходит поиск ценностных оснований бытия личности в конкретном бытийном пространстве.

Самопонимание как результат данного процесса представляет собой ценностно-смысловой конструкт, выражающий понимание, объяснение субъектом мира и самого себя и переживание личностью окружающего мира и себя в нем. Формирование самопонимания происходит посредством взаимодействия и изменения когнитивных репрезентаций себя в мире и экзистенциального опыта субъекта, приобретаемого им в разнообразных ситуациях человеческого бытия и структурируемых в единое целое в виде нарратива.

Самоинтерпретация - способ самопонимания, основанный на вопросах, обращенных субъектом к себе. Каждый тип самоинтерпретации представляет собой определенный тип вопросов, которые человек задает себе, определяя, тем самым, направление поиска ценностных оснований своего бытия и «очерчивая» тот контекст, в рамках которого происходит самопонимание. Используя разные типы самоинтерпретации, субъект способен понимать разные стороны своей личности, разные аспекты своего Я.

Независимая самоинтерпретация - это способ самопонимания, представляющий собой постановку вопросов, направленных на выявление информации о своей уникальности, своих отличительных чертах, «осознание своей личности как целостного и стабильного Я, отделенное от социального контекста» [11]. Используя такой способ самопонимания, индивиды склонны чувствовать и осознавать, в первую очередь, свою уникальность, свои отличительные черты, свои возможности, личностные качества и собственные цели. Взаимозависимая самоинтерпретация - это

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/66.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

7

способ самопонимания, представляющий собой постановку вопросов, направленных на конструирование представления субъекта о себе как члене определенной общности (семьи, этнической, религиозной, профессиональной группы), акцентирующихся на «внешних свойствах окружения, таких как статус, роли, взаимоотношения, принадлежность и приспособляемость, занятие собственной позиции и вовлечение в соответствующую деятельность» [11]. Данный способ самопонимания представлен прежде всего способностью и склонностью субъекта к идентификации себя с определенной группой, пониманию себя через соответствие нормам и ценностям данной группы. Металичностная самоинтерпретация - это способ самопонимания, представляющий собой постановку вопросов, направленных на поиск смысла своего

существования, своих поступков системе координат, которая выходит за пределы личности и охватывает более широкие стороны человеческого существования, жизни, души или космоса, конструирование представления о себе, имеющего отношение к «сущности за пределами индивида и других людей, к универсальному центру, связующему все человечество» [10].

Самопонимание личностью своей этнокультурной идентичности как процесс представляет собой освоение личностью нормативноценностного потенциала этнокультурной традиции и построение собственных смыслов в рамках этой традиции. Самопонимание личностью своей этнокультурной идентичности как результат данного процесса представляет собой ценностно-смысловой конструкт, включающий

следующие составляющие:

- представление о ценностно-нормативном уровне этнокультурной традиции, воплощенное в образе идеального представителя этноса;

- представление об уровне обыденности, нормальности, характерного для данной этнокультурной традиции, воплощенное в образе типичного представителя этноса;

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/66.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

8

- представление о себе в рамках этнокультурных норм и ценностей;

- личностно-смысловой аспект самопонимания этнокультурной

идентичности.

Конкретно-теоретический уровень концепции включает теоретикофеноменологическую модель самопонимания личностью этнокультурной идентичности, изоморфную концепту «самопонимание этнокультурной идентичности личности», которая в своей теоретической части представляет систему утверждений, позволяющих выделить и концептуализировать феноменологию самопонимания личностью этнокультурной идентичности.

Самопонимание этнокультурной идентичности представляет собой процесс освоения личностью нормативно-ценностного потенциала этнокультурной традиции и построение собственных смыслов в рамках этой традиции. Самопонимание этнокультурной идентичности как результат данного процесса представляет собой ценностно-смысловой конструкт, включающий следующие составляющие:

- представление о ценностно-нормативном уровне этнокультурной традиции;

- представление об уровне обыденности, нормальности, характерного для данной этнокультурной традиции;

- представление о себе в рамках этнокультурных норм и ценностей;

-личностно-смысловой аспект самопонимания этнокультурной

идентичности.

Эмпирическим выражением содержательных характеристик самопонимания личностью своей этнокультурной идентичности является ряд конструктов, показатели которых изменяются в условиях большого титульного этноса, малого интегрированного этноса, диаспоры: образ «идеального представителя этноса», образ «типичного представителя этноса», величина ценностного разрыва в оценке образа «идеального

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/66.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

9

представителя этноса» и образа «типичного представителя этноса», особенности представления о себе в рамках этнокультурных норм и ценностей, доминирующий тип самоинтерпретации.

Выделенные конструкты имеют ряд измерений, определяющих специфику самопонимания этнокультурной идентичности (табл. 1).

Таблица 1 - Структура самопонимания этнокультурной идентичности

Элементы самопонимания Измерение конструктов

образ «идеального представителя этноса» сложность

целостность и непротиворечивость

образ «типичного представителя этноса» сложность

целостность и непротиворечивость

величина ценностного разрыва в оценке образа «идеального представителя этноса» и образа «типичного представителя этноса» значимость различий

незначимость различий

особенности представления о себе в рамках этнокультурных норм и ценностей близость к идеальному представителю этноса

близость к типичному представителю этноса

доминирующий тип самоинтерпретации независимая самоинтерпретация

взаимозависимая самоинтерпретация

металичностная самоинтерпретация

Критерием аутентичности бытия субъекта в пространстве этнокультуры является освоение нормативно-ценностной системы этнокультурной общности и внутреннее согласие с ней, т.е.

• осознание этнокультурных норм и ценностей одновременно как «своих» (согласующихся с личностными смыслами) и как «правильных» (соответствующих высшим ценностям);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

•добровольное поведение субъекта в соответствии с «границами нормальности» данной этнической группы;

• желание удовлетворять потребность в самореализации в рамках этнокультурной группы;

•субъективное ощущение «себя настоящего» именно в контексте данной этнической группы.

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/66.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

10

Самоактуализация личности в бытийном пространстве этноса проявляется как чувство гордости, связаное с бытийной укорененностью собственного Я в этнической общности, сопряженное с переживанием ответственности, которая связана с проникновением в идейное ядро этнокультурной традиции, попыткой увидеть за привычностью норм и образцов те ценности и идеалы, которые и определяют их правильность. Аутентичность бытия субъекта в пространстве этнокультуры может быть выявлено при анализе ценностно-смыслового аспекта самопонимания этнокультурной идентичности.

Конкретно-верификационный уровень концепции представляет собой эмпирически выявленные на основе созданной модели систематизированные и обобщенные закономерности самопонимания личностью этнокультурной идентичности в разных условиях бытия этнической группы (табл. 1). В нашем исследовании были эмпирически изучены особенности самопонимания этнокультурной идентичности в следующих условиях бытия этнической группы: титульного этноса (на примере русских респондентов), малого интегрированного этноса (на примере адыгов и абхазов), диаспоры (на примере армянской диаспоры Кубани) [8].

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/66.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

11

Таблица 2 - Обобщенные результаты исследования самопонимания

личностью

этнокультурной идентичности в разных условиях бытия

Компоненты самопонимания этнокультурной идентичности Характеристика компонентов самопонимания этнокультурной идентичности Ситуация бытия этнической группы

Большой титульный этнос Малый интегриров анный этнос диаспора

образ «идеального представителя этноса» сложность + +

целостность и непротиворечивость _ + _

образ «типичного представителя этноса» сложность + _ +

целостность и непротиворечивость _ + _

величина ценностного разрыва в оценке образа «идеального представителя этноса» и образа «типичного представителя этноса» значимость различий + _ _

незначимость различий _ + +

особенности представления о себе в рамках этнокультурных норм и ценностей близость к идеальному представителю этноса _ + +

близость к типичному представителю этноса + _ _

Доминирующий тип самоинтерпретации независимая самоинтерпретация + _ _

взаимозависимая самоинтерпретация _ + +

металичностная самоинтерпретация _ + _

Доминирующие культурные ценности универсализм + - +

благожелательность - - +

традиция - + +

конформность - + +

безопасность - + -

власть + + -

достижение + - -

гедонизм + - -

стимулирование + - -

саморегуляция + - +

личностно-смысловое ядро самопонимания этнокультурной идентичности гражданственность как личностная ценность + _ _

отрицание значимости этнической идентификации + _ _

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/66.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

12

высокая значимость глобальной идентификации (со всем человечеством, природой, космосом) + _ _

предпочтение личностной идентичности этнической (демонстрация более высокой значимости личностных качеств по сравнению с принадлежностью к этнической группе) + _ _

этническая гиперидентичность, выражающейся в обостренном чувстве гордости; - + +

этническая гиперидентичность, выражающаяся обостренном чувстве собственной «инаковости» + _ _

стремление осмысливать этнокультурную идентичность через принадлежность к малой группе (семье, родственникам) _ + +

этническая сплоченность как личностная ценность _ + +

повышенное чувство внешней опасности, высокая мера конфликтности по отношению к миру _ + +

Таким образом, в нашем исследовании получил развитие и конкретизирован субъектный подход к личности, расширена его применимость; подход распространен на анализ самопонимания личности в разных условиях бытия этнической группы. Уточнено и дополнено новым эмпирическим содержанием понятие «бытийное пространство личности»: обосновано, что пространство этнической культуры является одним из основных пространств самоактуализации личности, под которой в данном подходе понимается способность и стремление личности

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/66.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

13

реализовать свои жизненные цели и ценности, личностные смыслы во внешние пространства.

Предложенная в работе модель самопонимания личностью этнокультурной идентичности может служить основой при создании адаптационных программ и тренингов межкультурной коммуникации, а также может быть использована в практике психологического консультирования.

Список литературы

1. Знаков В.В. Психология субъекта и психология человеческого бытия // Субъект, личность и психология человеческого бытия/ Под ред. В.В.Знакова и З.И.Рябикиной. М., 2005. С. 9-44.

2. Карпов А.В. О метасистемном подходе в психологии // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 2. «Предмет психологии». Ярославль, 2004. С. 153174.

3. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., Наука, 1984. 445 с.

4. Ожигова Л.Н. Смысловые механизмы гендерной и профессиональной реализации личности в полиэтничной среде. Краснодар. КубГУ, 2009. 192 с.

5. Прохоров А.О. Рефлексивный слой психического состояния // Мир психологии. 2006. № 2. С. 38-49

6. Рябикина З.И. Личность как субъект формирования бытийных пространств // Субъект, личность и психология человеческого бытия / под ред. В.В.Знакова и

З.И.Рябикиной. М., 2005. С. 45-57.

7. Тиводар А.Р. Личность как субъект со-бытия в брачных отношениях: дисс. на соискание ученой степени д-ра психол. н. Краснодар, 2008. 437 с.

8. Тучина О.Р. Самопонимание личностью своей этнокультурной идентичности:

субъектно-бытийный подход. Краснодар: Изд-во ФГБОУ ВПО «КубГУ», 2013. -332 с.

9. Фахрутдинова Л.Р. Психология переживания человека. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008.

10. DeCicco T. L., Stroink M. L. A third model of self-construal: The metapersonal self // International Journal of Transpersonal Studies. 2007. № 26. Р. 82 - 104.

11. Singelis T. M. The measurement of independent and interdependent self-construals // Personality and Social Psychological Bulletin. 1994. № 20. Р. 580 - 591.

References

1. Znakov V.V. Psihologija subekta i psihologija chelovecheskogo bytija // Subekt, lichnost' i psihologija chelovecheskogo bytija/ Pod red. V.V.Znakova i Z.I.Rjabikinoj. M., 2005. S. 944.

2. Karpov A.V. O metasistemnom podhode v psihologii // Trudy Jaroslavskogo metodologicheskogo seminara. T. 2. «Predmet psihologii». Jaroslavl', 2004. S. 153-174.

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/66.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

14

3. Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii. M., Nauka, 1984. 445 s.

4. Ozhigova L.N. Smyslovye mehanizmy gendernoj i professional'noj realizacii lichnosti v polijetnichnoj srede. Krasnodar. KubGU, 2009. 192 s.

5. Prohorov A.O. Refleksivnyj sloj psihicheskogo sostojanija // Mir psihologii. 2006. № 2. S.38-49

6. Rjabikina Z.I. Lichnost' kak subekt formirovanija bytijnyh prostranstv // Subekt, lichnost' i psihologija chelovecheskogo bytija / pod red. V.V.Znakova i Z.I.Rjabikinoj. M., 2005. S. 45-57.

7. Tivodar A.R. Lichnost' kak subekt so-bytija v brachnyh otnoshenijah: diss. na soiskanie uchenoj stepeni d-ra psihol. n. Krasnodar, 2008. 437 s.

8. Tuchena O.R. Samoponimanie lichnost'ju svoej jetnokul'turnoj identichnosti: sub#ektno-bytijnyj podhod. Krasnodar: Izd-vo FGBOU VPO «KubGU», 2013. - 332 s.

9. Fahrutdinova L.R. Psihologija perezhivanija cheloveka. Kazan': Izd-vo Kazan. gos. un-ta, 2008.

12. DeCicco T. L., Stroink M. L. A third model of self-construal: The metapersonal self // International Journal of Transpersonal Studies. 2007. № 26. Р. 82 - 104.

13. Singelis T. M. The measurement of independent and interdependent self-construals // Personality and Social Psychological Bulletin. 1994. № 20. Р. 580 - 591.

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/66.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.