Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
1
УДК 159.9
19.00.00 Психологические науки
КОНЦЕПЦИЯ САМОПОНИМАНИЯ ЛИЧНОСТЬЮ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД
Тучина Оксана Роальдовна к. психол. н., доцент SPIN-код 6989-5374 tuchena@yandex. ru
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский государственный технологический университет», г. Краснодар, Россия
В статье представлена авторская концепция самопонимания этнокультурной идентичности, разработанная в рамках субъектного подхода. Структура концепции имеет уровневое строение и представляет собой комплекс методологических, теоретических, методических и прикладных положений и средств, обеспечивающего возможность рассмотрения самопонимания личностью этнокультурной идентичности, а также выявление закономерностей самопонимания личностью этнокультурной идентичности в разных условиях бытия этнической группы. Методологический уровень включает основные научные подходы и принципы.
Общетеоретический уровень включает базовые теоретические положения концепции. Конкретнотеоретический уровень включает теоретикофеноменологическую модель самопонимания личностью этнокультурной идентичности, изоморфную концепту «самопонимание этнокультурной идентичности личности», которая в своей теоретической части представляет систему утверждений, позволяющих выделить и концептуализировать феноменологию самопонимания личностью этнокультурной идентичности. Конкретно-верификационный уровень представляет собой выявленные на основе созданной модели систематизированные и обобщенные закономерности самопонимания личностью этнокультурной идентичности в разных условиях бытия
Ключевые слова: СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД; САМОПОНИМАНИЕ; ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
UDC 159.9
Psychological Sciences
THE CONCEPT OF SELF-UNDERSTANDING OF ETHNO CULTURAL IDENTITY BY THE INDIVIDUAL: SUBJECT APPROACH
Tuchena Oksana Roaldovna Cand.Psy.Sci., associate professor SPIN-code: 6989-5374 tuchena@yandex. ru
Federal state budgetary educational institution of higher education "Kuban state technological university", Krasnodar, Russia
The author's concept of self-understanding of ethno cultural identity developed within subject approach is presented in the article. The structure of the concept has a level structure and represents a complex of methodological, theoretical, methodical and applied provisions and means providing opportunity of consideration of self-understanding by the individual of ethno cultural identity and also detection of regularities of self-understanding by the individual of ethno cultural identity in different conditions of life of an ethnic group. The methodological level includes the main scientific approaches and the principles. The general-theoretical level includes basic theoretical provisions of the concept. Concrete and theoretical level includes theoretical-phenomenological model of self-understanding by the individual of ethno cultural identity, isomorphic concept "self-understanding of ethno cultural identity of the individual" which in its theoretical part represents a system of the statements allowing to allocate and conceptualize selfunderstanding phenomenology by the individual of ethno cultural identity. Concrete and verification level represents the systematized and generalized regularities of self-understanding by the individual of ethno cultural identity in different conditions of life revealed on the basis of the created model
Keywords: SUBJECT APPROACH; SELFUNDERSTANDING; ETHNO-CULTURAL IDENTITY
Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект 14-26-20001 а(м) «Самопонимание этнокультурной идентичности в титульном этносе и сопряженной
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/66.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
2
диаспоре (на примере исследования русской и армянской молодежи Армении и России)»
Обстоятельства цивилизационного сдвига, изменение ценностных аспектов бытия, приводят к дестабилизации оснований идентичности личности и стремлении личности к поиску ценностных оснований своего бытия в разных сферах человеческого бытия. Субъектно-бытийный подход к личности открывает перспективы новой интерпретации феноменов бытия, по отношению к которым личность выступает субъектом [6]. Одно из таких направлений анализа и интерпретации - сфера этнокультуры, которую мы предлагаем рассматривать как одно из бытийных пространств личности. Категория «бытийное пространство личности» характеризует многомерность бытия человека, предполагает рассмотрение его как целостности, интегрирующей все аспекты и обусловленной целостностью личности, реализующий личностный смысл в создании и переустройстве бытия. Данное понятие позволяет «зафиксировать способ существования человека как объективную реальность, наделенную субъектной составляющей» [7, с. 66]. Пространство этнической культуры является и одним из основных пространств самоактуализации личности, под которой в данном подходе понимается способность и стремление личности реализовать свои жизненные цели и ценности, личностные смыслы во внешние пространства (экспансия) [4, с. 56].
Существенное значение этого аспекта человеческого бытия как для личности, так и для общества в целом обусловливают постановку проблемы исследования - недостаточной изученности феномена самопонимания этнокультурной идентичности как обретения человеком ценностных оснований своего бытия в контексте осмысления своей принадлежности к определенной этнокультурной среде.
В связи с этим возникает необходимость в разработке концептуальных оснований нового научного направления в рамках субъектного подхода, обеспечивающие возможность создания модели
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/66.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
3
самопонимания личностью этнокультурной идентичности, а также выявление закономерностей самопонимания личностью этнокультурной идентичности в разных условиях бытия этнической группы.
В нашем исследовании разработана концепция самопонимания личностью этнокультурной идентичности, основанная на субъектном подходе. Структура концепции имеет уровневое строение [3] и представляет собой комплекс методологических, теоретических,
методических и прикладных положений и средств, обеспечивающего возможность рассмотрения самопонимания личностью своей этнокультурной идентичности, а также выявление закономерностей самопонимания личностью своей этнокультурной идентичности в разных условиях бытия этнической группы. Концепция основана на методологической позиции, согласно которой возможен синтез
когнитивной и экзистенциально-герменевтической тенденций
исследования самопонимания: понимающий субъект включен в мир как неотъемлемая часть бытия, то есть человек должен быть взят внутри бытия, «в своем специфическом отношении к нему, как субъект познания и действия, отношения и переживания, созерцания и постижения» [1]. Такой синтез когнитивных и экзистенциальных аспектов самопонимания возможен благодаря сформировавшемуся в последнее время новому взгляду как на рефлексию [2], так и на феномен переживания [5; 9] с позиций субъектности.
Основополагающей для исследования явилась интеграция разработок субъектного подхода (А.В. Брушлинский, К. А. Абульханова, В.В. Знаков,
З.И. Рябикина), позволившая по-новому взглянуть на процесс самопонимания и его содержательные характеристики. Субъектный подход, акцентируя внимание на изначально активной роли
социализируемого индивида (А. В. Брушлинский) и на взаимной имплицированности бытия и человека (С. Л. Рубинштейн), а также на
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/66.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
4
свойственной человеку как субъекту способности порождать новые формы бытия, объективируя в нем свое субъективное (З.И. Рябикина), открывает новые возможности изучения феномена самопонимания.
Структура концепции включает следующие основные взаимосвязанные составляющие (уровни). Методологический уровень включает следующие научные подходы и принципы: философские и общенаучные подходы (принципы системности, развития, детерминизма, целостности; теории социального конструктивизма; феноменология Э. Гуссерля, работы Ю. Хабермаса, этносоциологическая концепция А.Г. Дугина); общепсихологические подходы (психология субъекта и субъектный подход, психология человеческого бытия, субъектнобытийный подход, системный и метасистемный подходы, гуманистически ориентированные и экзистенциальные подходы, феноменологически-ориентированные концепции, теории ценностно-смысловой регуляции личности) и этнопсихологические подходы.
Общетеоретический уровень включает базовые теоретические положения концепции. Центральная идея концепции заключается в том, что пространство этнической культуры является одним из существенных бытийных пространств личности, критериями бытийности этнической общности являются культурные задачи, стоящие перед данной группой, обусловленные целью сохранения и воспроизводства этнической культуры. Особенности самопонимания личностью этнокультурной идентичности обусловлены спецификой бытийности этнокультурной общности.
В рамках субъектного подхода были введены новые теоретические конструкты (самопонимание этнокультурной идентичности,
самоинтерпретация) и произведено уточнение ряда традиционных понятий (самопонимание, идентичность, этнокультурная идентичность). Таким
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/66.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
5
образом, в рамках субъектного подхода устанавливается следующая связь понятий:
Идентичность характеризует одновременно процесс и результат самокатегоризации личности, фиксируемый в субъективном пространстве личности как определенный образ Я. Идентичность процессуальна, поскольку является процессом постоянного определения человеком себя в меняющемся мире, и в то же время в каждый конкретный момент определенна и целостна. Если идентичность всегда присутствует как нечто уже существующее для групп и индивидов, то процесс самопонимания может быть «запущен» при определенных условиях. Т.е. если рассматривать идентичность как некий потенциал, то самопонимание - актуализация этого потенциала, когда определенные внутренние и внешние причины «пробивают поле сознания», объективируя
определенные аспекты идентичности.
Пусковым механизмом процесса самопонимания могут стать как внутренние, так и внешние причины. Внутренние причины обусловлены процессуальным характером идентичности: рассмотрение идентичности как процесса предполагает постоянный вектор субъектной активности личности, направленной на самоопределение, на поиск поддержки и подтверждения личностью своей идентичности. Внешние условия запуска механизма самопонимания обусловлены особенностями той социальной ситуации, в которой находится человек. Таким образом, актуализация понимания субъектом определенных аспектов идентичности связана с запросами социокультурной общности, проблематизирующей данный вид идентичности. Актуализация определенных аспектов идентичности, обусловленное внешними и внутренними причинами, и последующая рефлексия данных аспектов идентичности, может рассматриваться как самопонимание, в контексте которого происходит поиск ценностных оснований бытия личности в социокультурном контексте.
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/66.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
6
Самопонимание - актуализация определенных аспектов идентичности, обусловленная внешними и внутренними причинами, и последующая рефлексия данных аспектов идентичности, в контексте которой происходит поиск ценностных оснований бытия личности в конкретном бытийном пространстве.
Самопонимание как результат данного процесса представляет собой ценностно-смысловой конструкт, выражающий понимание, объяснение субъектом мира и самого себя и переживание личностью окружающего мира и себя в нем. Формирование самопонимания происходит посредством взаимодействия и изменения когнитивных репрезентаций себя в мире и экзистенциального опыта субъекта, приобретаемого им в разнообразных ситуациях человеческого бытия и структурируемых в единое целое в виде нарратива.
Самоинтерпретация - способ самопонимания, основанный на вопросах, обращенных субъектом к себе. Каждый тип самоинтерпретации представляет собой определенный тип вопросов, которые человек задает себе, определяя, тем самым, направление поиска ценностных оснований своего бытия и «очерчивая» тот контекст, в рамках которого происходит самопонимание. Используя разные типы самоинтерпретации, субъект способен понимать разные стороны своей личности, разные аспекты своего Я.
Независимая самоинтерпретация - это способ самопонимания, представляющий собой постановку вопросов, направленных на выявление информации о своей уникальности, своих отличительных чертах, «осознание своей личности как целостного и стабильного Я, отделенное от социального контекста» [11]. Используя такой способ самопонимания, индивиды склонны чувствовать и осознавать, в первую очередь, свою уникальность, свои отличительные черты, свои возможности, личностные качества и собственные цели. Взаимозависимая самоинтерпретация - это
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/66.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
7
способ самопонимания, представляющий собой постановку вопросов, направленных на конструирование представления субъекта о себе как члене определенной общности (семьи, этнической, религиозной, профессиональной группы), акцентирующихся на «внешних свойствах окружения, таких как статус, роли, взаимоотношения, принадлежность и приспособляемость, занятие собственной позиции и вовлечение в соответствующую деятельность» [11]. Данный способ самопонимания представлен прежде всего способностью и склонностью субъекта к идентификации себя с определенной группой, пониманию себя через соответствие нормам и ценностям данной группы. Металичностная самоинтерпретация - это способ самопонимания, представляющий собой постановку вопросов, направленных на поиск смысла своего
существования, своих поступков системе координат, которая выходит за пределы личности и охватывает более широкие стороны человеческого существования, жизни, души или космоса, конструирование представления о себе, имеющего отношение к «сущности за пределами индивида и других людей, к универсальному центру, связующему все человечество» [10].
Самопонимание личностью своей этнокультурной идентичности как процесс представляет собой освоение личностью нормативноценностного потенциала этнокультурной традиции и построение собственных смыслов в рамках этой традиции. Самопонимание личностью своей этнокультурной идентичности как результат данного процесса представляет собой ценностно-смысловой конструкт, включающий
следующие составляющие:
- представление о ценностно-нормативном уровне этнокультурной традиции, воплощенное в образе идеального представителя этноса;
- представление об уровне обыденности, нормальности, характерного для данной этнокультурной традиции, воплощенное в образе типичного представителя этноса;
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/66.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
8
- представление о себе в рамках этнокультурных норм и ценностей;
- личностно-смысловой аспект самопонимания этнокультурной
идентичности.
Конкретно-теоретический уровень концепции включает теоретикофеноменологическую модель самопонимания личностью этнокультурной идентичности, изоморфную концепту «самопонимание этнокультурной идентичности личности», которая в своей теоретической части представляет систему утверждений, позволяющих выделить и концептуализировать феноменологию самопонимания личностью этнокультурной идентичности.
Самопонимание этнокультурной идентичности представляет собой процесс освоения личностью нормативно-ценностного потенциала этнокультурной традиции и построение собственных смыслов в рамках этой традиции. Самопонимание этнокультурной идентичности как результат данного процесса представляет собой ценностно-смысловой конструкт, включающий следующие составляющие:
- представление о ценностно-нормативном уровне этнокультурной традиции;
- представление об уровне обыденности, нормальности, характерного для данной этнокультурной традиции;
- представление о себе в рамках этнокультурных норм и ценностей;
-личностно-смысловой аспект самопонимания этнокультурной
идентичности.
Эмпирическим выражением содержательных характеристик самопонимания личностью своей этнокультурной идентичности является ряд конструктов, показатели которых изменяются в условиях большого титульного этноса, малого интегрированного этноса, диаспоры: образ «идеального представителя этноса», образ «типичного представителя этноса», величина ценностного разрыва в оценке образа «идеального
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/66.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
9
представителя этноса» и образа «типичного представителя этноса», особенности представления о себе в рамках этнокультурных норм и ценностей, доминирующий тип самоинтерпретации.
Выделенные конструкты имеют ряд измерений, определяющих специфику самопонимания этнокультурной идентичности (табл. 1).
Таблица 1 - Структура самопонимания этнокультурной идентичности
Элементы самопонимания Измерение конструктов
образ «идеального представителя этноса» сложность
целостность и непротиворечивость
образ «типичного представителя этноса» сложность
целостность и непротиворечивость
величина ценностного разрыва в оценке образа «идеального представителя этноса» и образа «типичного представителя этноса» значимость различий
незначимость различий
особенности представления о себе в рамках этнокультурных норм и ценностей близость к идеальному представителю этноса
близость к типичному представителю этноса
доминирующий тип самоинтерпретации независимая самоинтерпретация
взаимозависимая самоинтерпретация
металичностная самоинтерпретация
Критерием аутентичности бытия субъекта в пространстве этнокультуры является освоение нормативно-ценностной системы этнокультурной общности и внутреннее согласие с ней, т.е.
• осознание этнокультурных норм и ценностей одновременно как «своих» (согласующихся с личностными смыслами) и как «правильных» (соответствующих высшим ценностям);
•добровольное поведение субъекта в соответствии с «границами нормальности» данной этнической группы;
• желание удовлетворять потребность в самореализации в рамках этнокультурной группы;
•субъективное ощущение «себя настоящего» именно в контексте данной этнической группы.
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/66.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
10
Самоактуализация личности в бытийном пространстве этноса проявляется как чувство гордости, связаное с бытийной укорененностью собственного Я в этнической общности, сопряженное с переживанием ответственности, которая связана с проникновением в идейное ядро этнокультурной традиции, попыткой увидеть за привычностью норм и образцов те ценности и идеалы, которые и определяют их правильность. Аутентичность бытия субъекта в пространстве этнокультуры может быть выявлено при анализе ценностно-смыслового аспекта самопонимания этнокультурной идентичности.
Конкретно-верификационный уровень концепции представляет собой эмпирически выявленные на основе созданной модели систематизированные и обобщенные закономерности самопонимания личностью этнокультурной идентичности в разных условиях бытия этнической группы (табл. 1). В нашем исследовании были эмпирически изучены особенности самопонимания этнокультурной идентичности в следующих условиях бытия этнической группы: титульного этноса (на примере русских респондентов), малого интегрированного этноса (на примере адыгов и абхазов), диаспоры (на примере армянской диаспоры Кубани) [8].
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/66.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
11
Таблица 2 - Обобщенные результаты исследования самопонимания
личностью
этнокультурной идентичности в разных условиях бытия
Компоненты самопонимания этнокультурной идентичности Характеристика компонентов самопонимания этнокультурной идентичности Ситуация бытия этнической группы
Большой титульный этнос Малый интегриров анный этнос диаспора
образ «идеального представителя этноса» сложность + +
целостность и непротиворечивость _ + _
образ «типичного представителя этноса» сложность + _ +
целостность и непротиворечивость _ + _
величина ценностного разрыва в оценке образа «идеального представителя этноса» и образа «типичного представителя этноса» значимость различий + _ _
незначимость различий _ + +
особенности представления о себе в рамках этнокультурных норм и ценностей близость к идеальному представителю этноса _ + +
близость к типичному представителю этноса + _ _
Доминирующий тип самоинтерпретации независимая самоинтерпретация + _ _
взаимозависимая самоинтерпретация _ + +
металичностная самоинтерпретация _ + _
Доминирующие культурные ценности универсализм + - +
благожелательность - - +
традиция - + +
конформность - + +
безопасность - + -
власть + + -
достижение + - -
гедонизм + - -
стимулирование + - -
саморегуляция + - +
личностно-смысловое ядро самопонимания этнокультурной идентичности гражданственность как личностная ценность + _ _
отрицание значимости этнической идентификации + _ _
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/66.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
12
высокая значимость глобальной идентификации (со всем человечеством, природой, космосом) + _ _
предпочтение личностной идентичности этнической (демонстрация более высокой значимости личностных качеств по сравнению с принадлежностью к этнической группе) + _ _
этническая гиперидентичность, выражающейся в обостренном чувстве гордости; - + +
этническая гиперидентичность, выражающаяся обостренном чувстве собственной «инаковости» + _ _
стремление осмысливать этнокультурную идентичность через принадлежность к малой группе (семье, родственникам) _ + +
этническая сплоченность как личностная ценность _ + +
повышенное чувство внешней опасности, высокая мера конфликтности по отношению к миру _ + +
Таким образом, в нашем исследовании получил развитие и конкретизирован субъектный подход к личности, расширена его применимость; подход распространен на анализ самопонимания личности в разных условиях бытия этнической группы. Уточнено и дополнено новым эмпирическим содержанием понятие «бытийное пространство личности»: обосновано, что пространство этнической культуры является одним из основных пространств самоактуализации личности, под которой в данном подходе понимается способность и стремление личности
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/66.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
13
реализовать свои жизненные цели и ценности, личностные смыслы во внешние пространства.
Предложенная в работе модель самопонимания личностью этнокультурной идентичности может служить основой при создании адаптационных программ и тренингов межкультурной коммуникации, а также может быть использована в практике психологического консультирования.
Список литературы
1. Знаков В.В. Психология субъекта и психология человеческого бытия // Субъект, личность и психология человеческого бытия/ Под ред. В.В.Знакова и З.И.Рябикиной. М., 2005. С. 9-44.
2. Карпов А.В. О метасистемном подходе в психологии // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 2. «Предмет психологии». Ярославль, 2004. С. 153174.
3. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., Наука, 1984. 445 с.
4. Ожигова Л.Н. Смысловые механизмы гендерной и профессиональной реализации личности в полиэтничной среде. Краснодар. КубГУ, 2009. 192 с.
5. Прохоров А.О. Рефлексивный слой психического состояния // Мир психологии. 2006. № 2. С. 38-49
6. Рябикина З.И. Личность как субъект формирования бытийных пространств // Субъект, личность и психология человеческого бытия / под ред. В.В.Знакова и
З.И.Рябикиной. М., 2005. С. 45-57.
7. Тиводар А.Р. Личность как субъект со-бытия в брачных отношениях: дисс. на соискание ученой степени д-ра психол. н. Краснодар, 2008. 437 с.
8. Тучина О.Р. Самопонимание личностью своей этнокультурной идентичности:
субъектно-бытийный подход. Краснодар: Изд-во ФГБОУ ВПО «КубГУ», 2013. -332 с.
9. Фахрутдинова Л.Р. Психология переживания человека. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008.
10. DeCicco T. L., Stroink M. L. A third model of self-construal: The metapersonal self // International Journal of Transpersonal Studies. 2007. № 26. Р. 82 - 104.
11. Singelis T. M. The measurement of independent and interdependent self-construals // Personality and Social Psychological Bulletin. 1994. № 20. Р. 580 - 591.
References
1. Znakov V.V. Psihologija subekta i psihologija chelovecheskogo bytija // Subekt, lichnost' i psihologija chelovecheskogo bytija/ Pod red. V.V.Znakova i Z.I.Rjabikinoj. M., 2005. S. 944.
2. Karpov A.V. O metasistemnom podhode v psihologii // Trudy Jaroslavskogo metodologicheskogo seminara. T. 2. «Predmet psihologii». Jaroslavl', 2004. S. 153-174.
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/66.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
14
3. Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii. M., Nauka, 1984. 445 s.
4. Ozhigova L.N. Smyslovye mehanizmy gendernoj i professional'noj realizacii lichnosti v polijetnichnoj srede. Krasnodar. KubGU, 2009. 192 s.
5. Prohorov A.O. Refleksivnyj sloj psihicheskogo sostojanija // Mir psihologii. 2006. № 2. S.38-49
6. Rjabikina Z.I. Lichnost' kak subekt formirovanija bytijnyh prostranstv // Subekt, lichnost' i psihologija chelovecheskogo bytija / pod red. V.V.Znakova i Z.I.Rjabikinoj. M., 2005. S. 45-57.
7. Tivodar A.R. Lichnost' kak subekt so-bytija v brachnyh otnoshenijah: diss. na soiskanie uchenoj stepeni d-ra psihol. n. Krasnodar, 2008. 437 s.
8. Tuchena O.R. Samoponimanie lichnost'ju svoej jetnokul'turnoj identichnosti: sub#ektno-bytijnyj podhod. Krasnodar: Izd-vo FGBOU VPO «KubGU», 2013. - 332 s.
9. Fahrutdinova L.R. Psihologija perezhivanija cheloveka. Kazan': Izd-vo Kazan. gos. un-ta, 2008.
12. DeCicco T. L., Stroink M. L. A third model of self-construal: The metapersonal self // International Journal of Transpersonal Studies. 2007. № 26. Р. 82 - 104.
13. Singelis T. M. The measurement of independent and interdependent self-construals // Personality and Social Psychological Bulletin. 1994. № 20. Р. 580 - 591.
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/66.pdf