Научная статья на тему 'Идеи, воплощенные в успешный бизнес'

Идеи, воплощенные в успешный бизнес Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мороз Денис

Для поддержки предпринимательской инициативы и содействия реализации новаторских проектов студентов в декабре 2013 г. в Белорусском государственном университете был открытстартап-центр. В нем команда из специалистов разных профилей помогает студентам оценить перспективность их идеи, а также предлагает решения по ее развитию. О том, как обстоят дела в этой структуре и какие тенденции наметились в сфере стартапов, журналу «Наука и инновации» рассказала ее координатор-начальник отдела молодежных программ и проектов Белгосуниверситета Наталья Романова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ideas successfully realized in business

Natalia Romanova, a chief of the Youth programmes and projects department, Belarusian State University, spoke on the trends in the sphere of the start-ups and start-up centre of the Belarusian State University activity.

Текст научной работы на тему «Идеи, воплощенные в успешный бизнес»

ИДЕИ,

воплощенные в успешный к бизнес а

Наше открытие

Для поддержки предпринимательской инициативы и содействия реализации новаторских проектов студентов в декабре 2013 г. в Белорусском государственном университете был открыт стартап-центр. В нем команда из специалистов разных профилей помогает студентам оценить перспективность их идеи, а также предлагает решения по ее развитию. О том, как обстоят дела в этой структуре и какие тенденции наметились в сфере стартапов, журналу «Наука и инновации» рассказала ее координатор - начальник отдела молодежных программ и проектов Белгосуниверситета Наталья Романова.

- Стартап-центр БГУ существует уже полгода. За прошедшее время много ли студентов стали его резидентами?

- К этому моменту у нас зарегистрировалось около 60 человек. При открытии центра не ставилась задача привлечь как можно больше людей. В нашем случае ставка делается на «качество», то есть на студентов, которые благодаря своему желанию реализовать идею готовы дополнительно обучаться, участвовать в стартап-конкурсах, ИТ-олимпиадах и семинарах, постоянно развиваться с учетом требований рынка, быть мобильными и креативными.

- Какие сферы сейчас наиболее популярны у студентов БГУ для стартапов?

- Анализируя карту резидентов, можно сказать, что на данный момент наиболее привлекательными являются такие сегменты, как ИТ, туристический бизнес, высоко-

технологичные и наукоемкие производства. Желание студентов БГУ запустить проект на основе своей собственной разработки вполне понятно, оно обусловлено устоявшимися солидными научными традициями университета, классическим подходом к образованию в сочетании с многолетним опытом подготовки практико-ориентированных специалистов.

Например, весьма популярным направлением является сфера мобильных приложений для корпоративной среды. Сформированный собственный мобильный ландшафт университета представляет собой отличную платформу для испытаний и реализации предложенных решений. Так, студенты факультета радиофизики и компьютерных технологий предложили оригинальную программу, позволяющую повысить эффективность элементов общей системы делопроизводства в БГУ.

Достаточно много идей у наших резидентов в области туристического бизнеса. Признаюсь, мы не ожидали, что именно это направление будет столь популярно у студентов. Может быть, на создание таких проектов их вдохновил Чемпионат мира по хоккею, закрытие которого совпало с презентацией проектов первой пилотной группы стартап-центра и завершением шестинедельного обучающего цикла лекций, семинаров и тренингов.

- Существуют ли сейчас какие-либо тенденции в сегменте стартапов? Возможно, инвесторы предпочитают вкладывать свои капиталы в проекты определенной сферы?

- На мой взгляд, сегодня есть два активно действующих направления: ИТ-разработки и стандартные, «материальные» стартапы. Необходимо понимать, что они находятся в постоянной динамике и изменяются под влиянием предпочтений пользователей и потребностей бизнеса. Продукт, который сегодня имеет успех у инвесторов, завтра уже может быть никому не интересен. Информационные технологии пользуются популярностью у стартаперов, поскольку ИТ-продукт на первых порах не нуждается в больших финансовых затратах. Уже потом создание на его основе индустрии требует обеспечения разработки полной поддержкой со стороны команды. Именно неспособность выстроить ее в дальнейшем приводит к тому, что даже увидевшие первых потребителей проекты не получают дальнейшей реализации.

Говоря об основных тенденциях в сфере стартапов, нельзя не упомянуть еще несколько достаточно популярных направлений для Беларуси. Это создание интернет-магазинов, а также проекты, реализуемые в социальных сетях, или те, что направлены на организацию досуга и оказание информационных услуг. То есть те сегменты, которые вначале не требуют больших средств, в данный момент весьма привлекательны для инвесторов. Еще одним общемировым трендом, который отмечают специалисты венчурной индустрии, стала социальная ориентированность стартапов. Достаточно большое количество проектов запускается не только для того, чтобы построить эффективный бизнес, но и чтобы послужить благородным

Инновации и инвестиции

целям. Например, появляется и реализуется множество идей в сферах медицины и образования.

- Какой фактор, на ваш взгляд, является определяющим при принятии решения об инвестировании в стартап?

- Разумеется, тот, кто вкладывает деньги, рассчитывает в будущем получить прибыль с успешного проекта. На мой взгляд, стартап может стать удачным, во-первых, благодаря хорошей команде, во-вторых, продукту, который получится по итогу и будет интересен потребителям на рынке. Обязательно наличие в команде лидера и распределения ролей по виду деятельности: «генератор идей», менеджер, экономист и т.д. Коллектив должен

не только предложить интересную идею, но и быть готов обеспечить ее развитие: постоянно быть в движении, откликаться на требования потребителей. Инвестор хочет четко понимать специфику товара или услуги и должен быть уверен в коллективе, который возьмется за реализацию проекта. Если эти пункты для него очевидны, я думаю, он согласится участвовать в стартапе.

- На ваш взгляд, что сдерживает развитие венчурного инвестирования в нашей стране, которое так необходимо стартапам?

- В Беларуси еще только идет формирование культуры венчурного бизнеса, в то время как, например, в Соединенных Штатах он существует и активно развивается уже около 65 лет. Одним из сдерживающих факторов можно назвать отсутствие доступности венчурных фондов. По результатам американских и европейских исследований, вложения в эту индустрию являются одними

из самых стабильных и доходных. Поэтому я уверена, что через некоторое время мы сможем наблюдать интенсивное развитие сферы рисковых инвестиций и активную динамику роста венчурных фондов в нашей стране.

- Какого рода консультационную поддержку могут получить стартаперы в БГУ и насколько важно бизнес-образование для них именно на начальном этапе деятельности?

- В этом вопросе я полностью согласна с римским философом Сенекой: «Сколько бы ты ни жил, всю жизнь следует учиться». Образование не бывает лишним, более того, оно просто необходимо. Часто наши резиденты упоминают о том, что Стив Джобс не окончил университет, но мало кто из них помнит, что в школе он выигрывал математические олимпиады, увлекался электроникой

и хотел активно участвовать в становлении Силиконовой долины в Америке. Я уверена, что ничего не бывает просто так, за исключением выигрыша в лотерею. Финансовый успех имеет под собой хороший бэкграунд. Поэтому чем раньше стартапер получит знания о предпринимательской культуре, о том, как разработать маркетинговую стратегию, овладеет презентационными навыками, тем лучше. За полгода деятельности центра был организован шестинедельный цикл лекций, семинаров и тренингов по предпринимательству, бизнес-планированию, защите интеллектуальной собственности, инновационному

менеджменту, лидерству и командообразованию. Каждый студент также может получить индивидуальную консультацию по продвижению своего проекта.

- Какую помощь центр оказывает своим резидентам, помимо консалтинговой поддержки?

- Сейчас окончено обучение первой пилотной группы. Разумеется, следующим шагом будет помощь в поиске источников финансирования. Ближайшие полгода мы планируем проводить встречи, круглые столы и презентации проектов наших студентов с потенциальными инвесторами для их вывода на рынок.

- Есть ли уже проекты стартап-инкубатора БГУ, которые получили финансирование?

- Еще рано громко говорить об инвестициях. Непосредственно Белорусский государственный университет из тех проектов, которые были представлены на финальной защите 26 мая, заинтересовался реализацией трех. Этот выбор обусловлен новизной, перспективностью и оригинальностью идей. Например, «Креатив-маркет» откроет магазин сувенирной продукции, в котором будут выполняться и спецзаказы по производству эксклюзивных вещей. При этом предлагаемый списочный ассортимент изделий весьма внушительный: от аксессуаров до одежды. Согласно образовательному проекту «Интернет-Университет» будет осуществляться комплекс мероприятий по внедрению

в учебно-воспитательный процесс БГУ новейших технологий. В частности, речь идет о развитии дистанционного обучения в вузе. А инициаторы создания туристического портала «Неизвестная Беларусь» заинтересованы в повышении привлекательности нашей страны не только среди иностранцев, но и среди соотечественников. Особенность этого сайта - его многофункциональность, заключающаяся в информировании, подборе туров, привлечении зарубежных гостей, сотрудничестве с партнерами.

- Успел ли центр БГУ за время своего существования установить партнерские связи с другими стартап-движе-ниями в Беларуси или за рубежом?

- Своим опытом в реализации идей и новаторств с нашими студентами на семинарах и тренингах поделились член Международной ассоциации управления проектами (Level A IPMA), управляющий партнер консалтинговой компании «Бюро проектного менеджмента» Дмитрий Лукьянов, патентный поверенный Республики Беларусь, заместитель директора «Лекспатент» Галина Вашук, а также основатель стартап-движения в нашей стране и организатор «Startup Weekend Belarus», «INVEST Weekend» Константин Журавский. Установлены партнерские связи со стартап-центрами шведского Королевского технологического университета, французских университетов Люмьер Лион 2 и Монпелье 2, португальского Института менеджмента, британского Бакингемширского Нового университета, ведущих вузов Украины и Молдовы. Мы приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных лиц и всегда открыты для новых интересных предложений.

Денис МОРОЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.