Научная статья на тему 'Пространство творческих идей'

Пространство творческих идей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
72
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Емельянович Ирина

Заместитель директора Центра содействия развитию молодежных инноваций и технологического предпринимательства Санкт-Петербургского национального исследовательского университета ИТМО Михаил Кудинов в интервью рассказывает о том, как преобразовать идею в успешный бизнес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Space for big ideas

The deputy director of the Center for Promotion of Development of Youth Innovations and Technology Entrepreneurship of St. Petersburg National Research University ITMO Mikhail Kudinov is interviewed about how to convert an idea into successful start-up and help students to set up their own business.

Текст научной работы на тему «Пространство творческих идей»

сетецентрических технологий и сервисов для информационной поддержки. Такие концепции интенсивно изучаются и уже применяются военными, но, как известно, Интернет вначале тоже рассматривался главным образом как средство коммуникаций в кризисных и катастрофических ситуациях, но действительную свою эффективность доказал именно в массовых гражданских социальных применениях.

На практике сетецентриче-ский подход в обучении означает, что именно глобальная сеть в целом должна рассматриваться как естественное учебное окружение и быть при этом хранилищем и источником релевантной учебной

информации, а главное - предоставлять все необходимые для обучения образовательные (педагогические) инструменты и сервисы, осуществлять семантическую поддержку. Именно глобальная сеть становится ареной будущего обучения, прозрачным образом предоставляя свои ресурсы для транспорта и синтеза общедоступного качественного контента, чем технологически поддерживает требуемые стандарты образования. Она же обеспечивает и поддерживает технологические стандарты обмена информацией, делает ее доступной с большинства существующих оконечных сетевых устройств - гаджетов. Все это повышает универсаль-

ность и мобильность учебных разработок, снижает их стоимость за счет эффективного использования результатов коллективного труда и экономии на масштабе. ■

Литература

1. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - СПб., 2003.

2. Аналитическое планирование. Организация систем. Т.Саати, К. Кернс. / Пер. с англ. Р.Г. Вачнадзе, под ред. И.А. Ушакова. - М., 1991.

3. Chrome Web Store. Education. - https://chrome.google. com/webstore/category/app/8-educatíon, 20.04.2013.

4. G02WEB20. E-learning - Online Tools and Applications. -http://www.go2web20.net/#tag:e-learning, 20.04.2013.

5. Сервисы Web 2.0 в образовании и обучении./Материал из викиучебника. - http://ru.wikibooks.org/wiki/Серви-сы_Web_2.0_в_образовании_и_обучении, 20.04.2013.

6. Сетецентричная и сетевая война. Введение в концепцию. Л.В. Савин. - М., 2011.

7. Веб 3.0. - http://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php/ Веб_3.0, 20.04.2013.

т

Примеры сверхприбыльного бизнеса ВКонтакте, Qiwi и Evernote, застрельщиками которого стали вчерашние студенты, будоражат молодых людей и побуждают их создавать собственные компании. В Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете ИТМО у студентов много инновационных идей, но как превратить концепцию в успешный стартап? Заместитель директора Центра содействия развитию молодежных инноваций и технологического предпринимательства вуза Михаил Кудинов знает, как помочь ребятам начать свой бизнес.

- Михаил, как появился бизнес-инкубатор ИТМО?

- Студенты и аспиранты нашего университета - это сообщество талантливых и прогрессивных людей, полных творческих идей и решений, заинтересованных в развитии собственного дела. По их инициативе в 2006 г. была создана Межвузовская инновационная студия, ставшая предтечей бизнес-инкубатора ОБ. Своеобразной точкой отсчета этого движения можно считать осень 2007-го, когда наиболее инициативные представители студии отправились на двухне-

дельный тренинг по технологическому предпринимательству и развитию экосистемы в Силиконовую Долину, университет Беркли. Буквально через год после командировки появились эксперты и инвесторы, был сформирован инвестиционный фонд для финансирования проектов. С 2008 г. в бизнес-инкубаторе начался курс «Введение в технологическое предпринимательство», основой которого стала программа, разработанная двумя преподавателями университетов Стэнфорда и Беркли - Джоном Даннером и Дэвидом Шэроном, которые

Инструменты бизнеса

имеют самое непосредственное отношение к возникновению феномена Силиконовой Долины. Неофициальная часть интерактивного обучения развивалась своим чередом: одними из любимых мероприятий в QD стали «интеллектуальные чаепития», на которых обсуждались актуальные тенденции, новые технологии и перспективные рынки. Знаковым событием стало первое крупное мероприятие, организованное инициаторами QD, - «Большие встречи инноваторов», объединившее более двухсот молодых предпринимателей, ученых, руководителей крупнейших компаний, опытных бизнесменов и представителей власти. К 2009 г. бизнес-инкубатор из 7-метровой комнаты в главном здании ИТМО вырос до пространства в 450 кв. м и разместился в бизнес-центре «Биржевой комплекс». После проведения серии семинаров с магистрами нескольких факультетов университетов стало очевидно, что обучающий процесс нужно переводить в плоскость основной образовательной программы.

- Относительно недавно на базе бизнес-инкубатора открылась новая программа «Master of Technology Entrepreneurship». Она поистине уникальна: за два года студенты могут создать собственный бизнес и получить диплом магистра технологического предпринимательства одного из ведущих российских университетов.

- На самом деле, программа работает всего несколько лет - с сентября 2010 г. При этом теоретическая часть обучения выстроена с учетом мирового опыта в этой области и не предполагает лекционных занятий в обычном формате - для развития предпринимательских качеств больше подходит интерактивная форма. С первых месяцев обучения начинается работа над собственным проектом, а лекции и семинары остаются только подспорьем для главного - развития бизнеса на базе научной идеи или технологии. Основным критерием отбора преподавателей для программы стало наличие практического опыта ведения бизнеса. Каждому магистранту предоставляется доступ ко всем ресурсам и консультации экспертов. Сейчас инкубатор обладает возможностью комфортного размещения 20 проектных команд. Здесь есть все необходимое оборудование: мощные компьютеры с большими мониторами, масштабируемые серверные мощности, SD-ла-боратория, оборудование для телеконференций, отдельная комната для переговоров и т.п.

Бизнес-инкубатор QD помогает проектам на самой ранней стадии развития получить поддержку от инвесторов, университета, государственных и городских властей. Все эти услуги предоставляются бесплатно, и не только для студентов НИУ ИТМО. Наш центр пытается выстроить инфраструктуру по содействию начинаниям молодых ребят в технологическом предпринимательстве.

- Как студентов «наставляют» на путь развития собственного дела?

- Совместно с компанией RSV Venture Partners мы разработали восемь образовательных курсов. Первый - «Технологическое предпринимательство», в ходе которого наши слушатели знакомятся с особенностями предпринимательства

в области высоких технологий, его отличиями от обычного «купи-продай», подводными камнями на пути к успеху. Следующий курс - «Командообразование и лидерство» - о таком необходимом навыке для формирования успешного стартапа,

как умение быть лидером в команде и привлекать в нее талантливых людей. Это существенная составляющая бизнеса, потому что сделать в одиночку любой проект практически невозможно. Поэтому-то и одно из требований любого венчурного инвестора - это минимум двух партнеров.

«Customer development» - работа с потребителем, один из самых важных курсов, потому что никто, кроме будущего пользователя, не сможет оценить ваш проект. На этом курсе мы особенно концентрируемся, в России его не преподают ни в школах, ни в университетах. Далее следуют курсы «Маркетинг» - об искусстве донести вашу идею до потенциального покупателя, «Разработка продуктов» - о создании и упаковке новой технологии в таком виде, чтобы она решала определенную задачу для конкретного пользователя.

Очередной курс связан с дизайном продукта. Это именно то, как вы его будете использовать, как преподнесете своему покупателю. Мы приглашаем людей, которые занимаются бизнесом, выпускают реальную продукцию и не понаслышке знают, как и чем привлечь внимание потенциальных потребителей. Очень важен курс, который включает в себя секреты продажи продукта и работу с потребителями. Последние, как известно, делятся на несколько категорий, и с каждой из них нужно выстраивать отдельные взаимоотношения. Например, на одной из стартап-школ был представлен проект, связанный с кнопкой жизни для детей, которая предназначалась родителям для информирования о нештатных ситуациях, произошедших с их ребенком. В ходе демонстрации выяснилось, что при продаже данного продукта женщинам нужно подчеркивать его безопасность, а для мужчин важнее то, что они будут контролировать собственных детей.

Курс «Предпринимательские финансы и поиск инвестиций» посвящен ознакомлению с базовыми принципами финансирования, привлечением ресурсов, распределением долей, юрисдикциями в этой области, созданием компаний в офшоре. Последний курс связан с переговорами, умение вести которые - одна из ключевых задач любого бизнесмена. Опять же, этому, как ни банально это прозвучит, в университетах не учат, мы привлекаем сюда людей, которые уже построили свой бизнес и могут рассказать, как направить в правильное русло любую деловую беседу и суметь добиться своих целей в той или иной ситуации.

- Понятно, что эти базовые курсы формируют навыки успешного предпринимательства и запуска стартапа. Но в большей степени они все же теоретические. Существует ли возможность применить полученные знания на практике?

- С этой целью два раза в год проводится шестинедельная образовательная программа «Стартап-школа SUMIT». Наша основная задача - дать возможность ребятам сделать свои первые ошибки и помочь им перейти от идеи к бизнес-модели. Они должны не только проработать свою технологию, но и упаковать ее в продукт, понять, как выстроить взаимоотношения с пользователями и, наконец, решить, на чем будут зарабатывать деньги и на что их потратят. За шесть недель создается рабочая модель, с которой затем в рамках демонстрационного дня знакомятся российские венчурные фонды, занимающиеся инвестициями на предпосевной

и посевной стадиях. Состоялось уже три таких школы, и с каждым разом их работа становится все совершеннее и организованнее, поскольку приобретается бесценный опыт.

t

ей «

о

X X

5

X

К примеру, наша первая попытка была не слишком удачной -мы представили слишком много проектов и не смогли хорошо поработать со всеми инвесторами, поэтому из тридцати предложений только два получили финансирование. На второй стартап-школе мы, наученные горьким опытом, не стали страдать гигантизмом и отобрали только восемь проектов, но уделили им больше внимания, поэтому половина из них нашла своих инвесторов. В прошлом году наши ряды значительно расширились, и на летнем этапе участвовало уже пять команд, в том числе и зарубежные из Чехии, Франции, Финляндии, США. И из восемнадцати имеющихся проектов десять получили желанные субсидии.

После этого начинается третий этап. В его рамках работает стартап-акселератор IdealMachine, который финансируется за счет венчурного фонда RSV Venture Partners, созданного совместно ИТМО и американско-израильскими партнерами. Первая сессия акселератора была запущена прошлой весной, с марта по июнь, и закончилась демо-днем в рамках международного студенческого форума. Здесь было профинансировано 8 проектов. В рамках второй сессии получили одобрение еще 5. После окончания трехмесячной сессии наши студенты вышли на рынок и получили дополнительные деньги у других венчурных инвесторов. Например, Smart-музей получил 300 тысяч долларов, хотя полное финансирование проекта оценивается в 2 миллиона долларов. Ребята создали мобильное приложение, позволяющее получать информацию об экспонатах в различных музеях с помощью QR-кодов.

Ну и наиболее важный признак актуальности стартап-школы - появление первого ментора. Это Александр Андреев, генеральный директор Soft Joys. Представители компании регулярно работают с ребятами, ищут общие точки соприкосновения и при определенных условиях начинают совместную работу.

- По каким параметрам отбираются стартапы на SUMIT?

- Самый главный критерий - человек, автор и исполнитель проекта. Если у него есть мотивация, желание работать, этого для нас достаточно. Любой SUMIT начинается с SUMIT Weekend - два дня, когда мы общаемся со всеми желающими и пытаемся отобрать наиболее подходящих. Главные вопросы, которые мы задаем: «Чем SUMIT может быть вам полезен, будете ли вы 24 часа в сутки работать над своим проектом?» и «В чем ваша мотивация?».

- Когда стартап уходит из-под вашего контроля и начинает самостоятельное плавание?

- Он всегда развивается самостоятельно. Одно дело формировать бизнес-модель, объяснять механизмы ее функционирования, давать советы, как избежать подводных камней, задавать наводящие вопросы, то есть обучать, но совсем другое - делать работу за кого-то. Этим мы не занимаемся.

- Содействуете ли вы поиску финансовых средств для развития бизнеса?

- Да, как я уже отметил, сейчас функционирует фонд RSV Venture Partners. Он был создан на два года, в следующем году его работа заканчивается. По словам Михаила Авербаха, управляющего партнера фонда, RSV ориентируется в первую очередь на проекты, имеющие существенную ИТ-составляющую. Основными факторами, привлекающими внимание

инвестора, являются идея, возможность быстрого развития и, конечно же, люди, которые будут претворять идею в жизнь. Они должны нравиться тому, кто вкладывает в них средства, поскольку приходят не просто за инвестициями, а за помощью в строительстве бизнеса. И это подразумевает партнерство в широком смысле этого слова. Сейчас создается новый фонд на 10 миллионов долларов, есть надежда, что с середины этого года он начнет функционировать. Мы будем стабильно вкладывать в проекты от 20 до 150 тысяч долларов на петербургском рынке.

- Заинтересованы ли крупные инвестиционные фонды в поддержке ваших проектов?

- Мы поддерживаем связи со всеми фондами и стараемся избегать патовых ситуаций, которые возникают по причине того, что работа с ними на одной стадии, например на посевной и предпосевной, делает нас конкурентами. В то же время для дальнейшего продвижения своих разработок нашим подопечным становятся нужны совсем другие суммы, и они обращаются в фонды, работающие на более поздних стадиях и инвестирующие от миллиона долларов - Runa Capital, Almaz Capital Partners. Поэтому мы стараемся дружить со всеми крупными игроками этого рынка, чтобы помочь нашим проектам получить деньги на следующей стадии, и постоянно информируем инвестиционные фонды о наиболее интересных и перспективных проектах.

- Поддерживаются ли ваши инициативы руководством ИТМО?

- Да, мы получаем неоценимую помощь от администрации университета, в частности со стороны ректора Владимира Николаевича Васильева, проректора по инновационной работе Николая Рудольфовича Тойвонена, деканов факультетов, за что им огромная благодарность. Правда, преподаватели порой опасаются, что самые талантливые и молодые ребята в погоне за длинным рублем уйдут из науки, но мы в этом плане не конкуренты. Мы скорее дополняем учебу теми навыками, которые часто нужны и в научной деятельности, -лидерство, командообразование и т.д.

- То, что создано, можно назвать технопарком?

-Я бы скорее назвал то, что мы делаем, экосистемой, в которой создаются механизмы по воспроизведению следующих поколений предпринимателей. ■

ИринаЕМЕЛЬЯНОВИЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.