ТЕМА НОМЕРА1 УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: ЭКОЛОГО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
УДК 349.6 Б01: 10.31249/1вргауо/2021.03.01
РЕДНИКОВА Т.В.2 ИДЕИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ПРАВОВОЙ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ XXI ВЕКА: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ. (Статья).
1 Уважаемые читатели, приводим образцы сносок на статьи, обзоры, рецензии и рефераты для цитирования публикаций данного журнала:
Коданева С.И. Смягчение последствий изменения климата: проблемы выработки эффективного механизма правового регулирования. (Статья) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература : ИАЖ. Сер. 4 : Государство и право. - 2021. - № 3. - С.....DOI:...
Кравчук Н.В. Политика государств в области устойчивого развития. (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература.: ИАЖ. Сер. 4 : Государство и право. - 2021. - № 3. - С.....DOI:...
Алешкова И.А. [Рецензия] // Социальные и гуманитарные науки : Отечественная и зарубежная литература : ИАЖ. Сер. 4: Государство и право. - 2021. -№ 3. - С. ... - Рец. на кн. : Боголюбов С.А. Развитие экологического права на евразийском пространстве. - Москва : Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве РФ : ИНФРА-М, 2020. - 432 с. - DOI:...
Красиков Д.В. [Реф.] // Социальные и гуманитарные науки : Отечественная и зарубежная литература : ИАЖ. Сер. 4 : Государство и право. - 2021. - № 3. -С. ... - Реф. ст. : Фернандес Арройо Д.П. (Fernández Arroyo D.P.) Денационализация международного частного права - права с множеством судей и правоприменителей = Denationalising prívate international law - a law with multiple adjudicators and enforcers // Yearbook of Private International Law: - Koln ; Lausanne, 2020. -Vol. 20 : 2018/2019. - P. 31-46. - (Article summary).
2 Редникова Т.В. - старший научный сотрудник сектора экологического, земельного и аграрного права Института государства и права Российской академии наук, кандидат юридических наук.
Аннотация. В статье анализируются положения Концепции устойчивого развития и их эволюции в исторической перспективе, а также влияние на современное международное и национальное природоохранное законодательство. В рамках Концепции предполагается создание новой модели цивилизационного развития, заключающейся в обеспечении достижения баланса между решением социальных, экономических проблем и сохранением окружающей среды в интересах нынешнего и будущего поколений людей. При этом особое значение уделяется сохранению благоприятного состояния окружающей среды и устойчивого использования ее компонентов, обеспечению стабильности локальных экосистем, что, в свою очередь, должно обеспечить глобальную стабильность всей биосферы.
Ключевые слова, окружающая среда; охрана окружающей среды; устойчивое развитие; природа; природные ресурсы; биологическое разнообразие; экосистема; правовое регулирование; международное сотрудничество.
REDNIKOVA T.V. Ideas of sustainable development in the legal protection of the environment of the 21st century: realities and prospects. (Article).
Abstract. The article analyzes the provisions of the Concept of sustainable development and their evolution in the historical perspective, as well as the impact on modern international and national environmental legislation. Within the framework of the Concept, it is planned to create a new model of civilizational development, which consists in achieving a balance between solving social and economic problems and preserving the environment in the interests of current and future generations of people. At the same time, special attention is paid to the preservation of a favorable state of the environment and the sustainable use of its components, ensuring the stability of local ecosystems, which, in turn, should ensure the global stability of the entire biosphere.
Keywords: environment; environmental protection; sustainable development; nature; natural resources; biological diversity; ecosystem; legal regulation; international cooperation.
История взаимодействия человека и природы насчитывает не одну тысячу лет. При этом жизнь отдельных людей и населения Земли в целом практически целиком и полностью зависела и зависит от возможности потребления природных ресурсов. Осознание необходимости бережного отношения к природе начало приходить к людям довольно давно, что находило свое отражение и в нормах права, регламентирующих их соответствующее поведение. Однако как на ранних, так и на более поздних исторических этапах правовое регулирование охраны окружающей среды основывалось на антропоцентрических подходах к решению проблем взаимодействия человека и природы1. Как отмечает Г.С. Розенберг, «но-осферно-коэволюционный» путь развития общества, не привел к взаимной адаптации человечества и природы: единственным же ответом природы на воздействие на нее человека является деградация, а человечество в итоге вынуждено соизмерять свою деятельность с природой2. К концу ХХ в. в сознании людей появилось четкое понимание того, что без принятия совместных, поддерживаемых всеми странами мирового сообщества мер по сохранению окружающей среды и поддержанию благоприятного для человека ее состояния, само выживание человечества находится под угрозой.
Между тем население нашей планеты растет крайне быстрыми темпами - на начало 2021 г. оно составило около 7,9 млрд человек3. И негативное влияние на окружающую среду деятельности человека, вопреки всем предпринимаемым мерам, год от года только увеличивается. Обостряющаяся в этой связи мировая конкуренция за природные ресурсы между отдельными странами и их объединениями в дальнейшем будет приводить к возникновению
1 См.: Бринчук М.М. Экологическая политика: природа и человек как общественная ценность // Экологическое право. - 2016. - № 3. - С. 8.
2 См.: Розенберг Г.С. Экологическая мифология : рецензия // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. - 2011. - Т. 20, № 2. -С. 210. - Рец. на кн. : К.С. Лосев. Мифы и заблуждения в экологии. - М. : Науч. мир, 2010. - 224 с.
3 Это почти в 1,5 раза превышает данные 1992 г., когда впервые на международном уровне были закреплены идеи устойчивого развития. См.: Счетчик населения Земли. - URL: https://countrymeters.info/ru/World#population_forecast (дата обращения: 30.04.2021).
все большего числа экологических конфликтов различного уровня. И хотя до сих пор они не воспринимаются обществом такими же значимыми, как военные, межнациональные, межгосударственные или религиозные, они, как отмечала О.Л. Дубовик, в значительной степени определяют не только условия жизни будущих поколений, но и комфортность, достоинство, защищенность ныне живущих людей, состояние их здоровья, возможность проживания в традиционных для них местах и обеспечения традиционного образа жизни1. При этом несмотря на то что экологические конфликты возникали на протяжении всей истории человечества и возникают в наши дни, ни общество, ни социальные группы, ни целые государства до сих пор не демонстрируют готовность предупреждать и разрешать большинство из них2.
В свою очередь, к значительному ухудшению окружающей среды приводят как природные процессы (к примеру, глобальные климатические изменения и связанные с ними явления: изменение среднегодовой температуры, ураганы, наводнения, опустынивание, таяние льдов и проч.), так и факторы исключительно антропогенного генеза (загрязнение окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности человека, нарушение целостности и утрата экосистем, чрезмерное потребление обществом природных ресурсов). В своих исследованиях ведущие юристы-экологи не раз поднимали проблемы необходимости максимально бережного и рачительного отношения человека к природным ресурсам и природе в целом. Так, О.С. Колбасов еще в 1980 г. отмечал, что поведение людей по отношению к природе должно быть экологически корректным, а неизбежные последствия влияния деятельности человека на природные объекты должны быть ограничены рамками требований, «вытекающих из объективных законов природы в сочетании с требованиями дальнейшего развития общества»3. Однако лишь спустя десятилетие эти идеи нашли свое отражение в сформировавшейся на междуна-
1 См.: Дубовик О.Л. Экологическая конфликтология (предупреждение и разрешение эколого-правовых конфликтов). - М., 2019. - С. 29.
2 См.: Там же. - С. 28.
3 Колбасов О.С. Теоретические концепции новых природоохранительных законов // Изв. вузов. Правоведение. - 1980. - № 6. - С. 10.
12
родном уровне новой концепции сбалансированного общественного развития. Так называемая Концепция устойчивого развития, принятая в Рио-де-Жанейро в 1992 г.1 и впоследствии включенная в законодательство практически всех стран, в том числе и в законодательство Российской Федерации, на современном этапе является доминирующей и представляет собой такую модель цивили-зационного развития, при которой обеспечивается достижение баланса между решением социальных, экономических проблем и сохранением окружающей среды. В этой связи Концепция своей целью ставит сохранение благоприятного состояния окружающей среды и устойчивое использование ее компонентов в интересах нынешнего и будущего поколений людей. С экологической точки зрения устойчивое развитие должно обеспечивать стабильность локальных экосистем (как биологических, так и физических их компонентов), что, в свою очередь, должно обеспечить глобальную стабильность всей биосферы. При этом среда обитания в ряде случаев понимается достаточно широко и часто включает в себя не только природные, но и антропогенно созданные среды, устойчивость которых обеспечивается в том числе и способностью к адаптации к изменяемым внешним условиям. Способность экосистем к самовосстановлению напрямую зависит от качества окружающей среды. Такие факторы, как деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрата биологического разнообразия в значительной степени ее снижают.
Как отмечает М.М. Бринчук, концепция устойчивого развития является новой парадигмой перспективного и прогрессивного развития всего общества и цивилизации, которая на сегодняшний день не имеет разумной альтернативы, а претворение в жизнь ее идей предполагает реализацию новых подходов к формированию не только экологического, но и всех отраслей права, обеспечивающих соответствующие сферы развития2.
1 См.: Повестка дня на XXI век (принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г.). - URL: https://docs.cntd.ru/document/901894820 (дата обращения: 30.04.2021).
2 См.: Бринчук М.М., Ма С. Концепция устойчивого развития как методологическая основа предупреждения экологического вреда // Влияние межгосударственных интеграционных процессов на развитие аграрного, экологического,
За почти 30 лет своего существования Концепция устойчивого развития определила вектор совершенствования национального природоохранного законодательства большинства стран мира. При этом реализация тех или иных ее положений в сфере охраны окружающей среды определяется как географическим положением стран, климатическими характеристиками, богатством имеющихся природных ресурсов, так и их общим уровнем экономического развития.
В Российской Федерации цели устойчивого развития нашли свое отражение как в различных документах стратегического планирования, так и во многих нормативных правовых актах экологической и природоресурсной направленности. Однако, по мнению специалистов, необходима дальнейшая интеграция целей устойчивого развития, закрепленных в новейших документах Организации Объединенных Наций, в российские документы стратегического планирования. По их мнению, также необходимо на законодательном уровне закрепить процедуру межведомственного взаимодействия и сферу ответственности уполномоченных органов государственной власти по вопросам устойчивого развития1.
Международное сообщество продолжает работу по координации деятельности, которая должна обеспечить достижение целей устойчивого развития. Так, в итоговом документе Конференции «Рио+20» (2012) «Будущее, которого мы хотим»2 в качестве первоочередной цели в данной сфере обозначено избавление человечества от нищеты и голода (п. 2). В документе также подчеркивается, что устойчивое развитие требует конкретных и безотлагательных действий всех заинтересованных сторон (п. 13), включая выполнение обязательств, принятых государствами в соответствии
природоресурсного и энергетического права : тезисы докладов междунар. науч.-практ. конф. - 2018. - С. 18.
1 См.: Ведышева Н.О., Мухлынина М.М. Правовое регулирование реализации отдельных целей устойчивого развития ООН в России как противодействие современным угрозам экологической безопасности и природопользования // Право и государство: теория и практика. - 2020. - № 10 (190). - С. 212.
2 Итоговый документ Конференции «Будущее, которого мы хотим». - URL: http://www.iblfrussia.org/a-conf.216-l-1_russian.pdf.pdf (дата обращения: 30.04.2021).
с Рамочной конвенцией ООН об изменении климата1, Конвенцией о биологическом разнообразии2 и Конвенцией ООН о борьбе с опустыниванием3 (п. 17). Впервые в указанном документе на международном уровне говорится о признании в ряде стран прав природы в контексте поощрения устойчивого развития, необходимости достижения гармонии человека и природы (п. 39), а реализуемые комплексные и последовательные подходы к устойчивому развитию должны приводить к достижению этой цели и быть ориентиром в стремлении к восстановлению здоровья и целостности экосистемы планеты (п. 40). В доктрине экологического права уже на протяжении нескольких десятилетий говорится о необходимости изменения антропоцентристского вектора в охране окружающей среды. Так, по мнению М.М. Бринчука, для наиболее эффективного сохранения окружающей среды акцент принимаемых мер должен быть сделан на мерах, обеспечивающих или восстанавливающих благоприятное состояние природы, а не исключительно реализацию права человека на благоприятную окружающую сре-ду4, тем самым природа должна стать самостоятельным объектом охраны, в том числе и правовой, вне связи с нуждами человека.
В итоговом документе Конференции «Рио+20» большое внимание также уделяется развитию «зеленой экономики» (п. 7576) и перехода на устойчивые методы использования природных ресурсов и экосистем (п. 30). Так, «зеленая экономика» призвана повысить рациональность и эффективность использования природных ресурсов с учетом минимизации сопутствующего негативного влияния на окружающую среду, а также уменьшению количества образуемых отходов (п. 60). Нерациональные модели производства и потребления должны быть заменены на более
1 Рамочная конвенция ООН об изменении климата. - URL: https://www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/cHmate_framework_conv. shtml (дата обращения: 30.04.2021).
2 Конвенция о биологическом разнообразии. - URL: https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/biodiv.shtml (дата обращения: 30.04.2021).
3 Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке. - URL: https://docs.cntd.ru/document/901893003 (дата обращения: 30.04.2021).
4 См.: Бринчук М.М. Экологическая политика: природа и человек как общественная ценность. - С. 8.
устойчивые и передовые, которые позволяют повысить уровень экологической устойчивости, а также обеспечить надлежащую охрану биоразнообразия и экосистем, а также повысить скорость восстановления возобновляемых природных ресурсов (п. 61). Согласно тезисам Конференции «Рио+20» на международном уровне ведущую и координирующую роль в охране окружающей среды в контексте обеспечения устойчивого развития должна играть Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП)1, которая призвана выступать в роли «авторитетного защитника глобальной окружающей среды» (п. 88).
Следующим важным документом, посвященным проблемам устойчивого развития, стала Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.2 В преамбуле документа указано, что мировые лидеры «преисполнены решимости защитить планету от деградации, в том числе путем устойчивого потребления и производства, устойчивого управления ее природными ресурсами и принятия срочных мер по борьбе с изменением климата, с тем чтобы она могла удовлетворять потребности нынешнего и будущих поколений». В свою очередь задача ЮНЕП в претворении в жизнь положений Повестки заключается в разработке и укреплении комплексных подходов к устойчивому развитию, реализация которых послужит самым лучшим доказательством получения значимых социальных и экономических выгод от улучшения качества окружающей среды. Экологическое измерение устойчивого развития состоит в снижении экологических рисков и повышении устойчивости общества и окружающей среды в целом3.
Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. содержит 17 целей и 169 задач в области устойчивого развития, которые должны быть реализованы за время ее действия.
1 См.: ООН. Программа по окружающей среде : официальный сайт программы. - URL: https://www.unep.org/ru (дата обращения: 20.04.2021).
2 Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 25.09.2015 г. «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». - URL: https://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/ RES/70/ 1&Lang=R (дата обращения 29.04.2021).
3 См.: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. -URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda/ (дата обращения 29.04.2021).
Большинство из обозначенных в ней целей имеют прямое или косвенное отношение к вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Более детально содержание каждой из 17 целей изложено в Докладе Рабочей группы открытого состава Генеральной Ассамблеи по целям в области устойчивого развития на 67-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН1.
Так, например, в соответствии с целью № 2 необходимо покончить с голодом, добиться продовольственной безопасности и улучшения питания людей, а также содействовать развитию устойчивого сельского хозяйства. А в соответствии с целью № 6 к 2030 г. предполагается обеспечить всеобщий и справедливый доступ к безопасной и доступной питьевой воде. Цель № 7 заключается в обеспечении к 2030 г. всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным энергетическим услугам, а также существенном увеличении доли возобновляемых источников энергии в мировом энергобалансе. В рамках цели № 11 в качестве одной из задач отмечается необходимость активизации усилий по защите и охране всемирного культурного и природного наследия. Цель № 12 заключается в создании и обеспечении функционирования устойчивых моделей производства и потребления, включая достижение к 2030 г. устойчивого управления и эффективного использования природных ресурсов. К 2030 г. также во всем мире должна быть обеспечена доступность информации об устойчивом развитии и образе жизни в гармонии с природой. Среди прочего такая информация должна быть включена в политику стран в сфере образования, учебные программы для учителей и учащихся, а также развитие устойчивого туризма, создающего рабочие места и способствующего развитию местной культуры и продуктов. Цель № 13 заключается в принятии срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями. Цель № 14 связана с сохранением и устойчивым использованием океанов, морей и морских ресурсов в целях устойчивого развития. В частно-
1 См.: Доклад Рабочей группы открытого состава Генеральной Ассамблеи по целям в области устойчивого развития. - URL: http://sustainabledevelopment. ru/upload/File/Post_2015/A_68_970_RUS%20WG%20Rep_Aug2014.pdf (дата обращения: 05.05.2021).
сти, к 2025 г. планируется предотвратить и значительно сократить загрязнение морской среды. В целях скорейшего восстановления запасов морских биоресурсов в мировом океане до уровня, позволяющего осуществлять максимально устойчивую их добычу, к 2020 г. планировалась реализация эффективного правового регулирования добычи рыбных ресурсов, а также эффективного противодействия незаконному рыболовству всех видов. Цель № 15 связана с защитой, восстановлением и поощрением устойчивого использования наземных экосистем, устойчивым управлением лесами, борьбой с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение утраты биоразнообразия.
Принято решение о разработке и публикации аналитического доклада о состоянии дел в сфере устойчивого развития назначаемыми Генеральным секретарем ООН экспертами - независимыми представителями научного сообщества из разных стран. В Декларации министров, принятой на политическом форуме высокого уровня по устойчивому развитию 2016 г.1, определено, что в соответствии с п. 83 Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. такой доклад будет подготавливаться один раз в четыре года. Первый Доклад об устойчивом развитии в мире за 2019 год «Будущее уже наступило: наука на службе устойчивого развития»2, подготовленный независимыми экспертами из научных организаций Австрии, Бельгии, Ганы, Дании, Индонезии, Иордании, Камеруна, Литвы, Мексики, Республики Корея, США, Финляндии, Франции, Швейцарии и Ямайки был опубликован в 2020 г. В предисловии к нему Генеральный секретарь ООН Анто-ниу Гутерриш отмечает, что доклад дает объективную оценку того, каких целей на сегодняшний день достичь не удалось и что
1 См.: Декларация министров, принятая на этапе заседаний высокого уровня сессии Экономического и Социального Совета 2016 г. на тему «Осуществление повестки дня в области развития на период после 2015 года: от обязательств к результатам» // E/HLS/2016/1, приложение, п. 7. - URL: https://undocs. org/pdf?symbol=ru/E/2016/L.24 (дата обращения: 05.05.2021).
2 Независимая группа ученых, назначенных Генеральным секретарем. Будущее уже наступило: наука на службе устойчивого развития : доклад об устойчивом развитии в мире, 2019 г. / Организация Объединенных Наций. - Нью-Йорк, 2020. - 268 с.
должно быть в этой связи сделано. В докладе отмечены основные направления деятельности для использования взаимосвязей и ускорения прогресса в достижении всех 17 целей в области устойчивого развития с учетом оценки эффективности достижения определенных для них 169 показателей. В нем говорится, что с момента принятия целей в области устойчивого развития, безусловно, отмечаются определенные положительные изменения в основном в области адаптации к климатическим изменениям, землепользовании и охраны океанов. В то же время признается недостаточность предпринимаемых усилий по реализации большинства из 169 задач. В докладе отмечается наличие в последнее время негативной динамики в отношении скорости изменения климата, утраты биоразнообразия и увеличения общего объема отходов до уровня, превышающего возможности их переработки. Согласно прогнозам аналитиков, по многим параметрам объем негативных изменений нарастает до критического уровня, за которым могут последовать необратимые для состояния окружающей среды последствия. При этом в данный момент все страны достаточно далеки от достижения, предусмотренного программой устойчивого развития баланса между благосостоянием человека и здоровой окружающей средой.
В опубликованном в 2020 г. Докладе о целях в области устойчивого развития1 «сведены воедино последние данные, свидетельствующие о том, что и до пандемии СОУГО-19 прогресс был неравномерным, а темпы продвижения вперед - недостаточными для достижения целей к 2030 г.». В нем отмечено, что в условиях пандемии достижение целевых показателей устойчивого развития становится гораздо более трудной задачей по причине развившегося в большинстве стран беспрецедентного кризиса в здравоохранении, экономике и социальной сфере.
Таким образом, за более чем 30 лет своего существования концепция устойчивого развития прочно укрепилась как в общественном сознании граждан, так и в законодательстве большинства стран мира. При этом ее положения не остаются статичными,
1 См.: Доклад о целях в области устойчивого развития, 2020 г. - URL: https://unstats.un.org/sdgs/report/2020/The-Sustainable-Development-Goals-Report-2020_Russian.pdf (дата обращения: 05.05.2021).
а динамично развиваются и корректируются под воздействием внешних факторов различного генеза: как природного, так и антропогенного. Динамика продвижения мирового сообщества по различным показателям в сфере устойчивого развития по различным направлениям неоднородна. К достижению поставленных целей по одним направлениям прикладываются большие усилия и тратятся значительные финансовые средства, другие же цели остаются исключительно на уровне деклараций. Безусловно, человечеству предстоит еще длительный путь по достижению баланса между достижением целей устойчивого экономического и социального развития общества при условии сохранения благоприятного состояния окружающей среды в интересах нынешнего и будущего поколений. И внедрению идей устойчивого развития в правовое регулирование порядка не разрушительного, а созидательного взаимодействия природы и общества на этом пути должна быть отведена одна из первостепенных ролей. Главное успеть построить устойчиво функционирующее общество до наступления необратимых для состояния окружающей среды последствий с точки зрения возможности его восстановления. Огромное значение должно также придаваться максимальному информированию и образованию людей. Все члены общества должны знать, что может сделать каждый на своем месте по претворению идей устойчивого развития в жизнь. И эта проблема также должна быть решена на законодательном уровне.