Штир Екатерина Валерьевна Уральский государственный юридический университет
Институт Юстиции Россия, Екатеринбург katya. shtir9@gmail. com Shtir Ekaterina Ural State Law University Institute of Justice Russia, Ekaterinburg
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ КАК ВЫНУЖДЕННАЯ МЕРА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ Аннотация: в статье проводится анализ норм международного экологического законодательства в сфере охраны окружающей среды, направленных на реализацию устойчивого развития как необходимого фактора обеспечения защиты компонентов природной среды, экономического развития и жизнедеятельности населения. Рассматриваются проблемы реализация принципов устойчивого развития в Российской Федерации и пути их решения. Ключевые слова: устойчивое развитие, охрана окружающей среды, международное право, экологическое законодательство.
SUSTAINABLE DEVELOPMENT AS A FORCED ENVIRONMENTAL PROTECTION MEASURE AT THE INTERNATIONAL LEVEL
Annotation: the article analyzes the norms of international environmental legislation in the field of environmental protection, aimed at the implementation of sustainable development as a necessary factor in ensuring the protection of the components of the natural environment, economic development and life of the population. The problems
130
УДК 343.146
of implementation of the principles of sustainable development in the Russian Federation and the ways of their solution are considered.
Key words: sustainable development, environmental protection, international law, environmental legislation.
Негативное изменение состояния окружающей среды, экологической безопасности вызвано чрезмерно высоким уровнем влияния человека на компоненты природной среды, вследствие чего экологическая проблема переросла из государственной проблемы отдельных государств в глобальную, охватывающую все мировое сообщество. Развитие общества, промышленного производства, экономики, политики во многом сопряжено с использованием природы и появлением негативных последствий, а также угрозой экологической безопасности. В данном контексте высоко значим фактор развития экономики. С одной стороны, экономика страны значительно зависит от природоресурсной базы и состояния окружающей среды, поскольку промышленность, энергетика, сельское хозяйство основаны преимущественно на эксплуатации природных ресурсов; с другой - является основным фактором вредного воздействия разного уровня и масштаба на состояние природы и серьезной угрозой экологической безопасности [11, c. 157].
Вследствие этого большинство развитых государств мира включили охрану окружающей среды в список приоритетных направлений государственного развития. Кроме того, необходимость международного сотрудничества обусловлена также глобальными экологическими проблемами, связанными с охраной природных объектов, находящихся вне пределов национальной юрисдикции. Устранение источников таких проблем и предотвращение их возникновения в будущем возможно только благодаря консолидированным усилиям всех государств и их активного участия в деятельности ведущих международных организаций (например, Организация объединенных наций, Всемирная организация здравоохранения,
Сельскохозяйственная и продовольственная организация, Международная морская организация, Глобальный экологический фонд), включая финансовые обязательства государств, оптимизация нормативной правовой базы сотрудничества, управление информационными потоками [8, а 213].
Исторически значимым шагом международного уровня в сфере охраны окружающей среды стало представление Концепции устойчивого развития на заседании ООН в 1987 году в рамках доклада «Наше общее будущее», подготовленного Международной комиссией по окружающей среде и развитию, образованной ООН четырьмя годами ранее для изучения проблем взаимоотношений природы и человеческого общества, экологических последствий антропогенного воздействия на биосферу и путей нормализации этих воздействий. Концепция как методологический и правовой ресурс развития общества появилась в связи с потребностью решения глобальных экологических проблем, преодоления экологического кризиса. О вынужденности принятия данной концепции свидетельствует заявление генерального секретаря Конференции ООН по окружающей среде и развитию Мориса Стронга: «Или будет спасен мир, или погибнет вся цивилизация».
В докладе Комиссии под устойчивым развитием понимается такое развитие, при котором удовлетворяются потребности нынешних поколений за счет природных ресурсов, но не ставится под угрозу способность будущих поколений за счёт природных ресурсов также удовлетворять свои потребности. Стоит отметить, что и в настоящее время Концепция устойчивого развития является наиболее поддерживаемой мировым сообществом концепцией взаимодействия общества и природы, основной задачей которой является удовлетворение потребностей и стремлений в природных ресурсах в сочетании с их охраной. Основной принцип, отражающий суть данной концепции, принцип рационального использования, а именно научно-обоснованное сочетание экономических и экологических интересов при использовании природных
ресурсов, то есть максимальное извлечение прибыли при использовании природного ресурса с минимальным экологическим ущербом окружающей среде. В декабре 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 44/428, призывающую организовать проведение на уровне глав государств и правительств специальной конференции, посвященной выработке стратегии устойчивого, экологически приемлемого экономического развития цивилизации.
В течение первых лет концепция устойчивого развития имела преимущественно теоретический характер. Но в 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция по окружающей среде и развитию — крупнейший мировой форум последней четверти XX в., и в его решениях устойчивое развитие стало ключевым термином. Основной документ — «Повестка дня на XXI век» — выстроен так, что все проблемы нового века сконцентрированы вокруг устойчивости развития, причем не только экологические, так как возникновение, обострение и способы решения проблем в сфере охраны окружающей среды нельзя рассматривать вне всеобъемлющего социально-экономического контекста [9, а 155].
Идеи устойчивого развития в Декларации Рио-де-Жанейро закреплены в таких принципах, как право на развитие должно соблюдаться таким образом, чтобы адекватно удовлетворять потребности нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды; для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.
Одно из главных достижений международного сотрудничества, направленного на реализацию концепции устойчивого развития, стали международные экологические соглашения. В настоящее время действует развитая система международного экологического законодательства. Большинство договоренностей носит двусторонний и региональный характер, к
таковым относятся соглашения о контроле за загрязнением воздуха и воды в Европе, Женевская конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 года [2] (ст. 6: «...каждая договорившаяся сторона обязуется разрабатывать наилучшую политику и стратегию, включая системы регулирования качества воздуха, и как их составную часть - меры по борьбе с его загрязнением, со сбалансированным развитием.») и протоколы к ней, Хельсинская конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий 1992 года преследует цель «.защиты людей и окружающей среды от воздействия промышленных аварий в интересах нынешнего и будущих поколений,..»[3].Экологические соглашения полностью международного характера принимаются по поводу таких значимых проблем, как парниковый эффект, сохранение озонового слоя Земли, торговля редкими видами флоры и фауны, торговля опасными химическими отходами, сохранение биоразнообразия.
В настоящее время целями устойчивого развития охраны окружающей среды, исходящими от всех стран участниц Организации Объединенных Наций (193 страны, включая Россию) и нацеленные на улучшение благосостояния и защиту планеты, являются:
1) обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства;
2) принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями;
3) сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития;
4) защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное лесопользование, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биоразнообразия.
134
Специальными принципами международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды являются: принцип неотъемлемого суверенитета государств над национальными природными ресурсами; принцип недопустимости нанесения трансграничного ущерба окружающей среде; принцип предварительного уведомления и обмена экологической информацией; принцип минимизации воздействия на окружающую среду и др. [8, а 214].
Российская Федерация активный участник международного сотрудничества в том числе и в сфере охраны окружающей среды, что подтверждается положениями Федерального закона «Об охране окружающей среды», в соответствии с которыми правила международного договора принимаются при противоречии их федеральному законодательству [4].
Согласно статье 15 Конституции РФ международные договоры, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ [1]. Их важнейшая задача состоит в охране окружающей среды не только одного государства, но и всего мирового сообщества. Очевидно, что нормы международного и внутригосударственного права РФ тесно взаимосвязаны. Нормы одного из них могут тем или иным образом влиять на возникновение норм другого права в экологической сфере. То есть, две правовые системы имеют одинаковые задачи, служат достижению общей цели, а именно охране окружающей среды.
Концепция устойчивого развития отражена и в действующем российском экологическом законодательстве. Для реализации данной концепции на территории России были изданы указы Президента РФ от 4 февраля 1994 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и от 1 апреля 1996 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Устойчивое развитие оценивается как объективное требование времени, которое предусматривает решение ряда принципиальных задач, а именно: обеспечение
стабилизации экологической ситуации в процессе выхода страны из кризиса; коренное улучшение состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности; внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий.
Однако данные цели в настоящем реализованы не в полной мере, согласно п. 5 Указа Президента «О Стратегии экологической безопасности РФ на период до 2025 года» [5] состояние окружающей среды на территории Российской Федерации, где сосредоточены большая часть населения страны, производственных мощностей и наиболее продуктивные сельскохозяйственные угодья, оценивается как неблагополучное по экологическим параметрам. Кроме того, ситуация с качеством воды в водных объектах продолжает оставаться неблагоприятной, в первую очередь вследствие сбросов промышленных и бытовых сточных вод, поверхностных стоков вод с сельскохозяйственных угодий. Исходя из правового анализа данных документов видно, что современной целью экологической политики на сегодняшний день выступает обеспечение реализации концепции устойчивого развития, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности [12, а 27].
Также утвержденные Президентом 30.04.2012 «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030» используются следующие механизмы [6]:
а) реализация мер по активизации сотрудничества с иностранными государствами и международными организациями в природоохранной сфере, направленных на более эффективное отстаивание и защиту интересов Российской Федерации при участии в международных договорах природоохранной направленности, а также парирование угроз, связанных с трансграничным загрязнением;
б) развитие международного информационного обмена и участие в международных проектах по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, защиты природной среды, в том числе в Арктике;
в) внедрение международных экологических стандартов, систем подтверждения соответствия экологическим требованиям, приведение их в соответствие с международными системами;
г) гармонизация законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды с международным экологическим правом.
Стратегическая цель государственной экологической политики заключается в решении социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированные рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия объектов животного и растительного мира, сохранение природных ресурсов для удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений, реализации конституционного права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в сфере охраны окружающей среды [13, а 258].
Исходя из вышесказанного, в настоящее время существует необходимость поиска наиболее эффективных способов реализации принципов устойчивого развития в России в лице уполномоченных органов государственной власти.
Сложность реализации поставленных целей обусловлена федеративным устройством, а переход к устойчивому развитию в России возможен только в случае устойчивого развития всех субъектов.
Учитывая опыт прошлых лет, следует разработать программы перехода к устойчивому развитию для каждого субъекта РФ в отдельности, это предполагает формирование механизмов, обеспечивающих баланс интересов всех субъектов и учет территориальных и природных местных особенностей, а
также дальнейшая интеграция этих программ при реализации государственной политики на федеральном уровне.
Концепция устойчивого развития подчеркивает то обстоятельство, что продолжение нынешних тенденций развития цивилизации несовместимо с сохранением благоприятных условий. Поэтому с целью решение основных задач в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации на пути к устойчивому развитию предлагаю следующие реформы:
1) уменьшение пределов нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.
2) увеличение наказания за экологические правонарушения, а также увеличение размера компенсации вреда, причиненного окружающей среде, например, установление минимального порога такс для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, не ниже 1 000 рублей за особь [7].
3) изменить ч. 1 ст. 395 Налогового Кодекса - а именно предоставить налоговые льготы предприятиям, функционирование которых углеродо-нейтрально, использующим переработанные и возобновляемые материалы.
4) следует предусмотреть проведение экологической экспертизы не только на федеральном и региональном уровне, но и на местном посредством независимой комиссии.
5) увеличить количество проверок в рамках государственного экологического надзора: для категории чрезвычайно высокого риска - 2 раза в год, для категории высокого риска - 1 раз в год, для категории значительного риска - 1 раз в 2 года, для категории среднего и умеренного риска - 1 раз в 3 года, для категории низкого риска 1 раз в 5 лет.
6) эффективным средством является и привлечение внимания населения к проведению общественной экологической экспертизы посредством
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также поощрение их деятельности.
7) что касается технологической стороны реализации концепции устойчивого развития, то приоритетными направлениями будут: внедрение инновационных и экологически чистых технологий, развитие экологически безопасных производств, развитие системы эффективного обращения с отходами производства и потребления, создание индустрии утилизации; строительство и модернизация очистных сооружений.
Можно обратиться к зарубежному опыту, где активно используются экологически безопасные технологии. Apple всемирно известная крупная компания развивает различные инициативы по защите окружающей среды. Приоритетными считаются: низко углеродное производство, безопасный химический состав продукции, инновационные материалы (с 2017 года 100% древесного волокна для бумажных упаковок поступает из вторичных материалов, сокращение объемов отходов путем сортировки, повторного использования и переработки и др.).
Учитывая вышесказанное, стоит отметить, что концепция устойчивого развития в том виде, в каком она закреплена в Декларации по окружающей среде и развитию, учитывает лишь материальные факторы [10, c. 31]. Считаю, что понятие «устойчивое развитие» следует толковать шире, включая не только экономическую сферу, но и социальную, духовную и политическую. Только совместными усилиями государств возможно минимизировать негативное воздействие на окружающую среду и во всех сферах деятельности. Также стоит ввести легальное определение термина «устойчивое развития». В качестве такого предлагаю следующее: устойчивое развитие - это этап развития общества, на котором осуществляется удовлетворение оптимальных социальных, духовных и материальных потребностей настоящих поколений, опираясь на экономические, политические и природоресурсные возможности
субъекта, государства, при этом должны учитываться интересы будущих поколений.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации // URL: http://www.pravo.gov.ru
2. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (принята 13 ноября 1979) // Ведомости Верховного Совета СССР N 23, 1983.
3. Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (Совершено в Хельсинки, 17 марта 1992 года с поправками от 15 декабря 2015 года) // Бюллетень международных договоров, июнь 2000. N 6.
4. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 09.03.2021)"0б охране окружающей среды" // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, N 2, ст. 133.
5. Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года" // Собрание законодательства РФ, 24.04.2017, N 16, ст. 2546.
6. Указ Президента РФ от 30.04.2012 «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года // Официальный интернет-портал правовой информации // URL: http: //www.pravo .gov.ru
7. Приказ Минприроды России от 08.12.2011 N 948(ред. от 17.11.2017)"Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам" // Официальный интернет-портал правовой информации // URL: http: //www.pravo .gov.ru
8. Хлуденева Н.И., Пономарев М.В., Кичигин Н.В. Экологическое право: учебник для вузов / 5-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство Юрайт, 2021.213 - 220 с.
9. Данилов-Данильян В.И., Пискулова Н.А. Устойчивое развитие. Новые вызовы: Учебник для вузов / под общ. ред. - М.: Издательство Аспект Пресс, 2015. 153-157 с.
10. Бринчук М.М. Потребности совершенствования концепции устойчивого развития: статья в сборнике трудов конференции. Материалы международной научно-практической конференции «Стратегия устойчивого развития: экологические права и другие компоненты» / под общ. ред. Т.А. Сошниковой - М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2018. 31 с.
11. Бринчук М.М. Устойчивое развитие как фактор обеспечения экологической безопасности // Российский юридический журнал. 2017. .№4 (115). 156-159 с.
12. Вагина О.В., Гаевская Е.Ю., Савина Л.Я. Экологическая безопасность как составная часть национальной безопасности Российской Федерации // Бизнес, менеджмент и право. 2018. №1. - 27 с.
13. Круглов В.К., Вагина О.В. Гаевская Е.Ю. Правовой механизм охраны окружающей среды и рационального природопользования // Механизм правового регулирования: история и современность. V Алексеевские чтения. Уральский государственный юридический университет. 2019. 258 с.