ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34 ББК 67
DOI 10.24411/2414-3995-2020-10229 © Ю.В. Пузырева, Ю.А. Иванова, 2020
Научная специальность 12.00.06 - природоресурсное право; аграрное право; экологическое право
ВКЛАД ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ В МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Юлия Владимировна Пузырева,
заместитель начальника кафедры прав человека и международного права,
кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected];
Юлия Александровна Иванова, доцент кафедры государственного и административного права, кандидат юридических наук, доцент Российский технологический университет - МИРЭА (119454, Москва, проспект Вернадского, д. 78)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Актуальные вопросы правовой охраны экологии объединяют многие современные государства и находятся на сегодняшний день на особом месте среди международных проблем. Существуют различные угрозы во многих сферах природоохранительных отношений межгосударственного уровня. Так как проблемы охраны окружающей среды носят трансграничный характер, то, безусловно, необходимо проведение совместных действий по их предотвращению, ликвидации. В связи с этим, эффективному сохранению окружающей среды может способствовать анализ международно-правовых стандартов, успешная их реализация, а также нововведения с учетом научно-технического прогресса.
Ключевые слова: экология, Организация Объединенных Наций, окружающая среда, международно-правовые нормы, международные организации, природопользование, принципы международно-правового регулирования.
UNO'S CONTRIBUTION TO THE INTERNATIONAL LEGAL REGULATING OF ENVIRONMENTAL PROTECTION
Yuliya V. Puzyreva,
Deputy Head of the Department of Human Rights and International Law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);
Yuliya A. Ivanova,
Associate Professor of the Department of State and Administrative Law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Russian Technological University - MIREA (119454, Moscow, prospekt Vernadskogo, d. 78)
Abstract. Current issues of legal protection of the environment unite many modern states, and are currently in a special place among international problems. There are various threats in many areas of state and international environmental relations. Since environmental problems are of a cross-border nature, it is certainly necessary to take joint actions to prevent and eliminate them. In this regard, the analysis of international legal standards, their successful implementation, as well as innovations taking into account scientific and technological progress can contribute to the effective preservation of the environment.
Keywords: ecology, United Nations, environment, international legal norms, international organizations, nature management, principles of international legal regulation.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Пузырева Ю.В., Иванова Ю.А. Вклад Организации Объединенных Наций в международно-правовое регулирование охраны окружающей среды. Вестник экономической безопасности. 2020;(4):52-7.
ХХ век явился периодом становления и активного развития международно-правового регулирования отношений государств в сфере охраны окружающей среды. Это вполне естественный процесс, поскольку именно в это время начал определяться процесс глобализации, выразившийся в тесной взаимосвязи социальных, политических, экономиче-
ских сфер сотрудничества между ведущими державами мирового сообщества.
Постепенное развитие экономики отдельных государств и регионов в целом негативно повлияло на уровень состояния глобальной окружающей среды, расширило транснациональность и масштабность причиняемого экологического ущерба, увеличило
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
число экологических угроз и значительно подорвало общую концепцию глобального устойчивого развития мира.
В силу предупреждения наступления природного коллапса, эффективного устранения вредных, порою неизгладимых результатов, привлечения к ответственности лиц, виновных и причастных к нанесению значительного вреда окружающей среде, появилась серьезная необходимость в объедении усилий государств по развитию международно-правового сотрудничества в сфере экологии и природопользования.
Указанные тенденции определили постепенное формирование с 1970-х гг. международного экологического права1, объекты защиты и охраны которого разнообразны и глобальны: мировой океан; космос; атмосфера и озоновый слой; территории Антарктиды и Арктики, объекты животного, растительного мира и т.д.
Главной площадкой по обсуждению значимых проблем международного, регионального и национального уровня в сфере экологии и разработке эффективных механизмов противодействия современным вызовам и угрозам окружающей среде является Организация Объединенных (далее ООН), деятельность которой была определена основными принципами и целями создания, закрепленными в ее Уставе 1945 г.2. В настоящее время в состав ООН
1 Международное экологическое право - совокупность принципов и норм, регулирующих отношения субъектов международного права по рациональному использованию природных ресурсов, охране окружающей среды от загрязнения и сотрудничеству государств в целях обеспечения для человечества благоприятной среды обитания. В отдельных научных изданиях к данной отрасли права применяется иное наименование - международное право окружающей среды. См. подробнее: Международное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / К.К. Гасанов, Ю.А. Кузнецов, Д.А. Никонов [и др.]; под редакцией К.К. Гасанов, Д.Д. Ша-лягин. 3-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. С. 448.
2 Цели создания Организации Объединенных Наций определены в ст. 1 Устава ООН 1945 г.: поддержание мира и безопасности на планете; развитие дружественных отношений между странами; сотрудничество в решении международных проблем и в обеспечении уважения прав человека; и согласование действий разных стран. Несмотря на то, что разрешение конфликтов и поддержание мира по-прежнему остаются в числе наиболее заметных усилий ООН, за семь десятилетий с момента своего создания данная универсальная организация вместе со своими специализированными учреждениями была вовлечена в широкий спектр деятельности по улучшению жизни людей во всем мире. Например, ООН активно занимается такими вопросами, как ликвидация последствий стихийных бедствий, мирное использование атомной энергии, обеспечение продовольственной безопасности, защита прав человека, противодействие
входят 193 государства3, наделенные полномочиями по реализации сотрудничества под эгидой ООН в сфере защиты окружающей среды, сохранения морских экосистеме и экосистем суши, борьбе с изменением климата. Главным органом ООН, координирующим глобальные проекты в разнообразных экологических сферах и направлениях, является учрежденная в 1972 г. Программа ООН в области окружающей среде (ЮНЕП)4. Данная международная природоохранная организация имеет возможность формировать «экологическую повестку дня», исходя из актуальных проблем, угрожающих устойчивому развитию окружающей среды, содействует согласованной реализации экологического компонента устойчивого развития в рамках системы ООН и является авторитетным защитником интересов природы и природопользования во всем мире.
Основные цели ЮНЕП определены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 2997 (XXVII) от 15 декабря 1972 г.: поощрение формирования партнерских отношений; осуществление стимулирования, информирования и расширения возможностей государств и народов и др.5.
ЮНЕП успешно реализует межгосударственное сотрудничество в рамках 7 важных экологических проблем современности:
1) изменение климата;
2) эксплуатация экосистем;
3) конфликты и бедствия;
4) регулирование и управление в сфере природопользования;
5) эффективное использование ресурсов;
6) химические вещества и отходы;
7) контроль за состоянием окружающей среды6.
транснациональной организованной преступности, борьба с бедностью и голодом, вооруженные конфликты, беженцы и мигранты. См. подробнее: Глобальные вопросы повестки дня Организации Объединенных Наций. Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/sections/ issues-depth/global-issues-overview/index.html (дата обращения:
13.02.2020).
3 Члены Организации Объединенных Наций. Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: https://www. un.org/ru/member-states/index.html (дата обращения: 13.02.2020).
4 United Nations Environment Programme (UNEP).
5 Области деятельности ЮНЕП были расширены в 1992 году в связи с одобрением Ассамблеей Повестки дня на XXI век, и в частности пунктов 21-23 главы 38 (резолюция 47/190).
6 About UN Environment Programme // United Nations Environment Programme (UNEP). URL: https://www. unenvironment.org/about-un-environment/why-does-un-environment-matter (дата обращения: 13.02.2020).
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проведем краткий анализ ключевых направлений деятельности ЮНЕП в регулирование охраны окружающей среды.
Изменение климата - одна из наиболее распространенных и угрожающих проблем нашего времени, которая имеет далеко идущие последствия в XXI веке. От изменения погодных условий, угрожающих производству продуктов питания, до повышения уровня моря, повышающего риск катастрофических наводнений, последствия изменения климата носят глобальный характер и беспрецедентные по масштабу. Вклад ЮНЕП в области климатических катаклизмов охватывает реализацию проектов в таких сферах, как:
- адаптация государств к неизбежному глобальному потеплению и разработка программ, позволяющих укрепить адаптационные возможности, повысить сопротивляемость и снизить уязвимость государств к изменениям климата, в целях содействия устойчивому развитию и обеспечения адекватного адаптационного реагирования1 в контексте оптимальных температурных целей2;
- разработка и апробация экологически чистых технологий, направленных на снижение выбросов парниковых газов поддержка развивающихся стран в технологическом, кадровом, финансовом, правовом и организационном аспектах в данном направ-лении3;
- проекты по сокращению выбросов углекислого газа в результате обезлесения и деградации лесов4.
Бедствия и конфликты. В рамках ЮНЕП проводятся компании поддержки и помощи государствам, пострадавшим от стихийных бедствий, промышлен-
1 UN Climate Resilience Initiative A2R // United Nations Environment Programme (UNEP). URL:http://www.a2rinitiative. org/background (дата обращения: 13.02.2020).
2 Нормами Парижского соглашения по климату 2015 г. установлено, что укрепление глобального реагирования на угрозу изменения климата в контексте устойчивого развития и усилий по искоренению нищеты следует достигать, в том числе, посредством удержания прироста глобальной средней температуры намного ниже 2°С сверх доиндустриальных уровней и приложения усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5°С, признавая, что это значительно сократит риски и воздействия изменения климата (ст. 2 Парижского соглашения 2015 г.).
3 Climate Technology Centre & Network (CTCN) // United Nations Environment Programme (UNEP). URL: https://www.ctc-n. org/ (дата обращения: 13.02.2020).
4 UN-REDD Programme // United Nations Environment
Programme (UNEP). URL https://www.un-redd.org/ourimpact (дата
обращения: 13.02.2020).
ных аварий и антропогенных кризисов. С начала этого столетия в мире произошло более 2500 бедствий и 40 крупных конфликтов, отдельные из которых были спровоцированы климатическими изменениями. Эти трагические события затронули судьбы более двух миллиардов человек, вызвали миграционные проблемы, разрушили инфраструктуру и оказали пагубное влияние на окружающую среду.
Наглядным примером прямой связи между изменением климата и природными катаклизмами - повышением интенсивности лесных пожаров - явился сезон пожаров Австралии. Возникшая кризисная ситуация подтвердила прямую зависимость гуманитарных, экологических и экономических катастроф от изменения климата и глобального потепления.
ЮНЕП работает по всему миру с целями предоставления инновационных и эффективных экологических решений, которые могут помочь государствам в реагировании на кризисы и готовиться к будущим чрезвычайным ситуациям5. За последние два десятилетия мы поддержали десятки пострадавших от кризиса стран и территорий, включая Афганистан, Гаити, Ирак и Сьерра-Леоне.
Регулирование и управление в сфере природопользования. В нашем глобализированном мире экологические угрозы требуют эффективных мер реагирования, которые способствуют миру, справедливости, развитию и осуществлению экологических прав человека. ЮНЕП способствует рациональному управлению окружающей средой, поскольку создавая надежные системы управления, есть возможность защищать окружающую среду и права человека и работать над достижением всех 17 целей ООН в области устойчивого развития.
Работа ЮНЕП помогаем государствам в разработке эффективных природоохранных законов и политики, которые могли бы в совокупности помочь в защитите окружающей среды от деградации и способствовать выполнению обязательств по охране экосистемы и соблюдению прав человека6.
5 Environment and Security (ENVSEC) Initiative // United Nations Environment Programme (UNEP). URL: http://www. envsec.org/index.php?lang=ru (дата обращения: 13.02.2020).
6 Report by the Secretary General of the United Nations. GAPS IN INTERNATIONAL ENVIRONMENTAL LAW AND ENVIRONMENT-RELATED INSTRUMENTS: TOWARDS A GLOBAL PACT FOR THE ENVIRONMENT. // United Nations Environment Programme (UNEP). URL: https://globalpact.informea. org/report (дата обращения: 13.02.2020).
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Эффективное использование ресурсов. По оценкам, 795 миллионов человек страдают от голода, а 1,2 миллиарда человек живут в районах с дефицитом воды. В то же время ожидается, что утрата биоразнообразия и деградация экосистем будут продолжаться или даже ускоряться. К 2030 г. миру потребуется на 40 процентов больше воды, на 50 процентов больше продовольствия, на 40 процентов больше энергии и на 40 процентов больше древесины и волокна1. Единственный способ удовлетворить эти требования - разумное и устойчивое управление нашими экосистемами.
ЮНЕП разрабатывает комплексный подход к управлению экосистемами, который направлен на обеспечение устойчивости экосистем для удовлетворения как природных, так и человеческих потребностей. Этот подход учитывает актуальные проблемы природного характера и объединяет социальные, экологические и экономические аспекты. Программа проводит работу с сообществами, предприятиями и правительствами по всему миру, чтобы способствовать переходу от узких, одноцелевых подходов к целостному и совместному управлению экосистемами. При этом в данном аспекте ЮНЕП стремиться обеспечить, чтобы регулирование природопользования во всем мире могло решать несколько задач - от обеспечения продовольствием, водой и энергией до защиты биоразнообразия и создания рабочих мест2.
Химические вещества и отходы являются неотъемлемой частью почти всех секторов жизни общества, принося вклад в различных областях от медицины и сельского хозяйства до потребительских товаров, чистых технологий и борьбы с бедностью. Хотя химические вещества и отходы вносят основной вклад в мировую экономику, их рациональное регулирование имеет важнейшее значение для предотвращения рисков для здоровья человека, разрушения экосистем и значительных затрат для национальной экономики.
ЮНЕП тесно сотрудничает с правительствами государств, международными организациями,
транснациональными промышленными компаниями и организациями гражданского общества по всему миру в разработке основных решений для рационального регулирования химических веществ и отходов. Эта совместная деятельность сосредоточена на достижении цели Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию: к 2020 г. химические вещества должны использоваться и производиться таким образом, чтобы свести к минимуму значительные неблагоприятные последствия для здоровья людей и окружающей среды3.
Работая вместе с широким перечнем партнеров, ЮНЕП стимулирует международное взаимодейсв-тие по рациональному регулированию химических веществ и отходов. Так, Программа играет ведущую роль в разработке и поддержке международных соглашений по химическим веществам и отходам, выступает инициатором глобальных альянсов, объединяющих бизнес, правительства и гражданское общество4. Кроме того ЮНЕП работает с национальными правительствами, помогая им в разработке нормативно-правовой базы и других инструментов политики в отношении химических веществ и отходов и выступая в качестве глобального центра обмена соответствующими научными и техническими знаниями.
Контроль за состоянием окружающей среды. В наши дни, благодаря последним достижениям в области 1Т, технологий наблюдения Земли и научных открытий каждый, кто подключен к Интернету, может получить доступ к данным об окружающей среде практически в реальном времени.
ЮНЕП в работе по контролю за окружающей средой стремиться ликвидировать разрыв между производителями и пользователями экологической информацией, предоставляя возможность директивным органам и другим заинтересованным сторонам действовать в соответствии с новейшими достижениями науки. Используя уникальные плат-
1 См. подробнее: Frontiers 2018/19: Emerging Issues of Environmental Concern. United Nations Environment Programme (UNEP). 2019. 80 р.
2 Biodiversity Indicators Partnership (BIP) // United Nations Environment Programme (UNEP). URL: https://www.bipindicators. net/ (дата обращения: 13.02.2020).
3 Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию. Принята на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, Южная Африка, 26 августа -
4 сентября 2002 года) // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/declarations/decl_wssd.shtml (дата обращения: 13.02.2020).
4 Global Monitoring of Persistent organic pollutants // United Nations Environment Programme (UNEP). URL: https://www. unenvironment.org/explore-topics/chemicals-waste/what-we-do/ persistent-organic-pollutants/global-monitoring (дата обращения: 13.02.2020).
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
формы Программы, как например, Environment Live, люди во всем мире могут отслеживать свои местные уровни загрязнения воздуха, контролировать использование природных ресурсов, получать доступ к картам, публикациям и другим ресурсам.
Под эгидой ЮНЕП была разработана «Глобальную экологическую перспективу» (Global Environment Outlook), представляющая собой серию оценок, определяющих исчерпывающую картину того, как окружающая среда влияет на благосостояние людей. В рамках проекта Общей экологической информационной системы (Environmental Information System (SEIS) ЮНЕП формирует потенциал государств для ведения экологической отчетности и обмена их экологическими данными. В настоящее время данные проект активен в 20 странах Африки, Азии и Центральной Азии.
ЮНЕП в рамках реализации поставленных задач осуществляет взаимодействие не только с государствами - членами ООН, но и с представителями гражданского общества, научными учреждениями, предприятиями, бизнес-сектором и другими заинтересованными сторонами. Использование таких разнообразных партнерских отношений позволяет расширять способы обеспечения устойчивого развития окружающего мира и укреплять потенциал в решении сложных экологических проблем.
Как отмечено на официальном сайте ЮНЕП: «За последнее десятилетие взаимодействие между ЮНЕП и гражданским обществом значительно возросло, и в настоящее время более 500 НПО имеют официальный консультативный статус»1. Бесспорно, участие таких партнеров имеет решающее значение для достижения серьезных прогрессивных результатов в сфере экологии, учитывая научный и юридический опыт, информационно-пропагандистские способности и, в некоторых случаях, финансовую поддержку, которую они могут предоставить. Это определяет причины, по которым ЮНЕП вовлекает различные неправительственные заинтересованные стороны в реализацию деятельности Программы в качестве партнеров-исполнителей на регулярной основе. Указанные тенденции позволя-
ют утверждать о важной роли и значимом вкладе неправительственных акторов в развитие международных концепций и стратегий по охране окружающей среды.
Правительства государств - членов ООН обеспечивают основное финансирование проектов ЮНЕП посредством реализации обязательства о всеобщей ответственности за предоставление достаточных экономических ресурсов для реализации Программы в рамках бюджета, который они утверждают. Примечательно, что взносы являются добровольными и позволили отдельным государств стать крупнейшими вкладчиками в обеспечение всей основы финансирования деятельности ЮНЕП, реализуя до 90 процентов общего дохода Программы2. Немалый вклад в бюджет ЮНЕП вносят частные лица и многообразные фонды посредством прямого инвестирования проектов или непосредственной финансовой поддержки областей и организаций, которые участвуют в Программы. В 2019 году бюджет ЮНЕП составил 67,9 млн долл. США3.
И в заключении необходимо отметить, что ЮНЕП выступает депозитарием многих важных многосторонних соглашений, объединяющих государства и экологическое сообщество для борьбы с главными проблемами нашего времени. В их число входят следующие многосторонние договоры: Конвенция о биологическом многообразии 1992 г., Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения 1973 г., Минаматская конвенция по ртути 2013 г., Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой 1987 г. и др.
Подводя итоги в данной статье, отметим, что ООН в лице специально созданной в 1972 г. Программы в области окружающей среды вносит неоценимый вклад в регулирование международного
1 Civil society engagement // United Nations Environment Programme (UNEP). URL: https://www.unenvironment.org/civil-society-engagement/why-civil-society-matters (дата обращения: 13.02.2020).
2 Такими государствами выступают Бангладеш, Финляндия, Нидерланды, Румыния, Австрия, Китай, Монако, Дания, Барбадос и др. См. подробнее: Contributions to the Environment Fund 1973-2019 // United Nations Environment Programme (UNEP). URL: https://www.unenvironment.org/about-un-environment-programme/funding-and-partnerships/funding-facts/environment-fund (дата обращения: 13.02.2020).
3 85 процентов фонда Программы используются для семи тематических подпрограмм. Остальные средства направлены на поддержание стратегического руководства, управления и программной поддержки, которые имеют решающее значение для реализации целей организации и обеспечения надежного контроля.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
сотрудничества в данной сфере. В целом вся деятельность ЮНЕП осуществляется по таким направлениям, как: оценка региональных, глобальных, национальных экологических условий; разработка международных и национальных природоохранных документов; определение тенденций развития экологической обстановки; укрепление институтов рационального природопользования. При этом основной вклад ЮНЕП в международное сотрудничество по охране окружающей среды заключается в общей концептуальной стратегии работы - выполнении всех экологических аспектов Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.
Литература
1. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию. Принята на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, Южная Африка, 26 августа - 4 сентября 2002 года) // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/decl_wssd.shtml (дата обращения: 13.02.2020).
2. Повестка дня ООН в области устойчивого развития // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda/ (дата обращения: 13.02.2020).
3. Авдеева Т.Г. под ред. Р. М. Валеева. Международное экологическое право // Казанский (Приволжский) федеральный ун-т. М.: Статут, 2012. 637 с.
4. Ахмедов Р.М. Роль и значение международных конвенций (соглашений, договоров) в области природопользования и охраны окружающей среды. / В сборнике: Правовая охрана окружающей среды: материальные и процессуальные аспекты сборник
статей по материалам межвузовского круглого стола (посвящается памяти профессора И.А. Соболя). СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2016. С. 14-19.
5. Иванова Ю.А. К вопросу о правовом регулировании международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. / В сборнике: Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. М., 2015. С.46-50.
6. Иванова Ю.А., Ахмедов Д.Р., Захарова А.Д. Государственно-правовое противодействие загрязнению атмосферного воздуха: опыт Китайской Народной Республики. // Международный журнал гражданского и торгового права. 2019. № 3.
7. Международное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / К.К. Гасанов, Ю.А. Кузнецов, Д.А. Никонов [и др.]; под редакцией К.К. Гасанов, Д.Д. Шалягин. 3-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 543 с.
8. Frontiers 2018/19: Emerging Issues of Environmental Concern. United Nations Environment Programme (UNEP). 2019. 80 р.
9. The Status of Climate Change Litigation: A Global Review United Nations Environment Programme, 2019. 41 р.
10. Report by the Secretary General of the United Nations. GAPS IN INTERNATIONAL ENVIRONMENTAL LAW AND ENVIRONMENT-RELATED INSTRUMENTS: TOWARDS A GLOBAL PACT FOR THE ENVIRONMENT. // United Nations Environment Programme (UNEP). URL: https:// globalpact.informea.org/report (дата обращения: 13.02.2020).