Научная статья на тему 'Идеи совершенствования музыкального образования во взглядах российских музыкальных критиков второй половины XIX века'

Идеи совершенствования музыкального образования во взглядах российских музыкальных критиков второй половины XIX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
652
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеи совершенствования музыкального образования во взглядах российских музыкальных критиков второй половины XIX века»

реально улучшить конечный уровень знаний, служебных навыков, подготовленности будущих специалистов.

Библиографический список

1. АтановГ.А. Деятельностный подход в обучении. - Донецк: ЕАИ-Пресс, 2001. - 160 с.

2. Загрекова Л. В. Основы педагогических технологий // Высшее образование в России. - 1997. -№4. - С. 97-108.

3. Информационные технологии управления в Государственной противопожарной службе: Учебное пособие / Н.Г. Топольский, А.Б. Мося-гин, В.В. Коробков, Н.П. Блудчий. - М.: Академия ГПС МВД России, 2001.

4. Козлов О.А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений. - М., 1999.

5. Поляков Е.А. Информационный комплекс для

подготовки личного состава Федеральной противопожарной службы, его содержание и опыт применения // Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста: Межвузовский сборник научных трудов. - Н. Новгород: НГЛУ им. Добролюбова, 2006. - С. 249-255.

6. Поляков Е.А. Эффективность информационных технологий обучения ФПС // XX лет школьной и вузовской информатики: проблемы и перспективы. - Н. Новгород: НГПУ, 2006.

7. Пресс-выпуск за 09.08.2005. Профессии: престижные, доходные, опасные, криминальные // http://www.levada.ru/press/2005080901.html

8. Программа подготовки личного состава ГПС МЧС России (от 29.12.2003 г.) - М., 2004.

9. Профессиография основных видов деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России / М.И. Марьин, И.Н. Ефа-нова, М.Н. Поляков и др. - М.: ВНИИПО, 1998.

Е.В. Секотова ИДЕИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВЗГЛЯДАХ РОССИЙСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ КРИТИКОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Проблема совершенствования образования становится одной из ключевых . для нашего времени, когда широкомасштабные проекты модернизации захватывают не только экономическое и политическое пространство, но и все сферы образования и культуры России. Всемирная глобализация и интеграция создает как возможность появления новых культурно-образовательных синтезов, так и возникновения разрушительных тенденций, размывающих этнокультурные традиции.

Именно сегодня, когда Россия переживает период глобальных социальных и культурных изменений, и возникает потребность в осознании своего своеобразия в мировой культуре, определении в ней своего места, в том числе, и путем осмысления своего исторического прошлого. Речь идет о глубине нашей «культурной памяти», ибо «те культуры, которые не помнят своего прошлого, имеют столь же мало шансов, как, впрочем, и вкуса, серьезно строить свои отношения с будущим» [3, с. 7].

В связи с этим представляется актуальным обращение к истории профессионального музы-

кального образования в России, становление которого происходило под воздействием воззрений выдающихся феноменов отечественной музыкальной культуры. Несмотря на то, что отдельные педагогические системы многих известных педагогов-музыкантов неоднократно подвергались подробному анализу, вклад музыкальных критиков в область музыкального образования остается и сегодня на периферии научных изысканий. Между тем, научное наследие таких выдающихся представителей музыкально-критической мысли, как В.В. Стасов, А.Н. Серов, А.Г Рубинштейн представляют особую ценность для совершенствования музыкального образования и в настоящее время.

Культурная инициатива музыкальных критиков второй половины XIX века оказала существенное влияние на поиск новейших путей и форм организации музыкального образования в России. Прибегая к современной терминологии, можно определить приоритетное направление в наследии вышеперечисленных представителей музыкально-критической мысли как теоретическую разработку и внедрение в широкую пе-

дагогическую практику музыкально-педагогических концепций и технологий, учитывающих новейшие достижения западноевропейской педагогики, и, в то же время, отвечающих специфике русской национальной самобытности музыкального искусства.

Активизация музыкально-критической мысли во второй половине XIX века была обусловлена мощными процессами реформирования, охватившими все сферы общественно-политической, экономической и социокультурной жизни страны в этот период, проникшими и в область музыкальной культуры. Знаковым событием стало создание российской национальной системы профессионального музыкального образования, которое выразилось в расширении ряда музыкальных учебных заведений в данный период, причем как в светской, так и духовной сферах: Императорское Русское музыкальное общество и многочисленные его отделения, консерватории, Бесплатная музыкальная школа, повсеместные музыкальные училища, Регентские и Инструментальные классы Петербургской Придворной певческой капеллы, Московское Синодальное училище. Значительна роль частных музыкальных учебных заведений на начальном этапе становления профессионального музыкального образования в России (музыкально-драматические курсы Е. Рап-гофа; музыкальные классы И. Гляссера; специальная школа фортепианной игры С. Шлезингера; аналогичные учебные заведения, создававшиеся на рубеже XIX-XX вв. В.Ю. Зограф-Плаксиной, сестрами Ел.Ф., Ев.Ф. и М.Ф. Гнесиными и др.).

Качество преподавания в вышеперечисленных музыкальных учебных заведениях далеко не всегда удовлетворяло требованиям подлинного профессионального мастерства. Однако, важно то, что постепенно изживал себя длившийся на протяжении многих десятилетий период дилетантизма в российской музыкальной культуре и в одной из важнейших ее составляющих - музыкальном образовании; период, когда главным действующим лицом в музыкальном быту был учитель-иностранец, а основной формой приобщения к музыке - домашние занятия.

Первые русские консерватории, точнее, национальная система профессионального музыкального образования подверглась ожесточённой критике. Возникли серьезные противоречия в выборе дальнейшего развития этой системы, в том, насколько правомерно внедрение запад-

ноевропейских музыкальных стандартов на российскую почву.

Дискуссии музыкальных критиков органично вписывались в эти годы в контекст идеологических противостояний относительно места и роли России в мировых цивилизационных, социокультурных процессах. Как известно, часть российской интеллигенции (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, С.П. Шевырев и др.), настаивала на особом, самобытном пути России в мировом культурноисторическом пространстве; в этом русле трактовались, соответственно, проблемы воспитания и образования российской молодежи. Достаточно хорошо известны и позиции «западников» (А.И. Герцен, Н.В. Станкевич, В.Г. Белинский и др.), утверждавших идею универсальности западноевропейской модели образования, во всяком случае, её применимости в общих чертах к российским условиям.

Аналогичные противоречия давали о себе знать и среди представителей музыкально-критической мысли, которых разъединяли, делили на различные группировки, серьёзные идеологические водоразделы. Шестидесятые годы XIX столетия -время открытого противостояния между теми, кто разделял позиции композиторов-кучкистов (В.В. Стасов, Ц.А. Кюи), и теми, кто солидаризировался по проблемам «культурного строительства» с А.Г. Рубинштейном и его единомышленниками в кругах консерваторской профессуры.

В контексте противопоставления «национального и всемирного» обсуждались проблемы музыкально-педагогического репертуара, приёмов и способов обучения, целевых установок в отечественном музыкальном образовании, кадрового состава педагогического корпуса.

Ориентация на национально-самобытное начало была вызвана стремлением педагогов-му-зыкантов и музыкальных критиков повысить в стране уровень музыкальной культуры россиян посредством нахождения своих собственных, отличных от западноевропейских, путей её развития. Основную направленность развития музыкального образования на данном этапе характеризуют слова В.Ф. Одоевского, стоявшего у истоков развития музыкально-педагогической науки как новой отрасли научного знания: «Педагогика, как медицина, - одна и та же в своих высших основаниях, но на практике должна изменяться с каждой страной, почти с каждым человеком. Посему ни одна метода не может быть переведе-

на или целиком перенесена из одной страны в другую: всякая учебная книга должна быть сочинена для своей земли» [2, с. 33].

Композиторы «Могучей кучки» (М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи) являлись убеждёнными приверженцами национальной идеи в музыкальной культуре. Тема родины, её этнокультурных традиций красной нитью проходила в их творениях; опорой для их творческих исканий были, как правило, фольклорные истоки - различные виды крестьянской песни и танца. Центральной фигурой в сочинениях Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского и их единомышленников был человек из народа, зачастую даже не горожанин, а селянин, согласно терминологии, принятой в ту пору. «Подмечаю баб характерных и мужиков типичных - могут пригодиться и те и другие, - писал М.П. Мусоргский Л.И. Шестаковой. - Сколько свежих, нетронутых искусством сторон кишит в русской натуре, ох, сколько! И каких сочных, славных. Частицу того, что дала мне жизнь, я изобразил для милых мне людей в музыкальных образах...» [4, с. 256].

Основоположником философско-эстетических взглядов музыкантов-славянофилов был В.В. Стасов. В центре внимания В.В. Стасова -публициста, философа, критика, искусствоведа -была не только музыка, но и литература, изобразительное искусство. Во всех этих областях он отстаивал идеи народности, реализма, своеобразия и неповторимости магистральных направлений развития славянской культуры, которая с его точки зрения эволюционирует в русле своей внутренней, имманентной логики, отличной от логических универсалий развития западноевропейской культуры. Российский критик задавался вопросами, которые и сегодня встают перед современной культурой - какова цена отказа искусства от своих национальных корней и традиций и нет ли опасности в искусственном «переливании художественных соков из одной цивилизации в другую». В.В. Стасов доказывал, что всякое искусство бессильно, если оно не покоится на национальных корнях и из них не исходит. «Для того чтоб порождать плоды здоровые и прочные, искусство, подобно растениям, нуждается только в соках своей родиной почвы. Самая могущественная пища для искусства, это - воображение народных масс, народные верования, человеческое потрясенное чувство» [9, с. 491].

Актуальными остаются позиции В.В. Стасова в сфере музыкального искусства, его соображения по поводу взаимосвязей национальных и интернациональных начал в современной ему русской музыке. Западноевропейская музыкальная культура становится объектом критических суждений В. Стасова, поскольку «большинство музыкантов на Западе верует слепо во все авторитеты и разделяет все вкусы и предрассудки толпы. Новые русские музыканты, напротив, страшно “непочтительны”. Они не желают верить никакому преданию, пока сами собою не убедятся в значительности того, что должно высоко стоять в их мнении» [10, с. 127].

В.В. Стасов вполне недвусмысленно выражает свои сомнения по поводу необходимости общепринятых, классических основ («канонов») в процессе воспитания и профессионального становления отечественных музыкантов. И исходит он при этом из того, что «все лучшие русские музыканты очень мало веровали в школьное учение и вовсе не относились к нему с тем подобострастием и суеверным уважением, с которым относятся к нему еще и до сих пор во многих краях Европы» [10, с. 127].

Но главное для В. Стасова - этнокультурная специфика русской музыкальной мысли, принадлежность её к определённой художественно-поэтической сфере, к славянской духовной метасистеме. «Крупная черта характеризует новую нашу школу - это стремление её к национальности. Оно началось еще с Глинки и продолжается непрерывно до сих пор. Такого стремления нельзя найти ни у одной другой европейской школы» [10, с. 132].

Мнение выдающегося русского мыслителя разделяли многие представители российской интеллигенции, деятели музыкальной и театральной культуры, живописи, литературы. Совершенно очевидно, что это свидетельствует о исторической детерминированности данной позиции (имеется в виду феномен славянофильства как таковой), о правомерности её трактовки как логически оправданной и закономерной фазы в процессе становления и развития отечественной художественной культуры.

Но столь же закономерной и вполне объяснимой с точки зрения исторической логики была и противоположная, альтернативная позиция, выразителем которой стал А.Г. Рубинштейн и его единомышленники - Г.А. Ларош, Н.Д. Кашкин и др. А.Г. Рубинштейн был убеждённым и последовательным борцом против дилетантизма, доминировавшего на протяжении всего предыду-

щего периода в российской системе музыкального воспитания и образования. «Занятия музыкой у нас являются, в основном, уделом любителей», - сетовал Рубинштейн, добавляя к этому, что «музыкальное искусство, как и всякое другое, требует, чтобы тот, кто им занимается, приносил ему в жертву все свои мысли, все чувства, всё время, всё существо своё...» [6, с. 46]. В своих публичных выступлениях, в докладах, адресованных официальным инстанциям, в обращениях к коллегам, Рубинштейн подчеркивал, что профессионализм в музыкальной деятельности предполагает основательные знания, обеспечивающие необходимый уровень компетентности, а также широкий и многосторонний комплекс умений и навыков. Главное, по мнению Рубинштейна, это определенное, «антидилетантское» в основе своей отношение к избранному виду трудовой деятельности, это оценка её как жизненного призвания; это, говоря современным языком, то, что смыкается с категорией «профессиональной ментальности». Разумеется, в практической жизнедеятельности первенцев отечественной музыкально-образовательной системы было большое количество недостатков, просчетов, «узких мест». Отсутствовала необходимая учебно-организационная документация; учебные планы, программы, методические установки и проч. разрабатывались подчас непосредственно в процессе занятий, видоизменялись и варьировались по ходу дела; само структурирование учебно-образовательного процесса осуществлялось, судя по сохранившимся архивным источникам, методом проб и ошибок. Не было необходимой профессиональной солидарности и общности методологических подходов среди профессорско-преподавательских составов в ряде учебных заведений.

Но более всего оппонентов музыкального профессионализма западного образца восстанавливало против реформ и нововведений в системе российского музыкального образования то, что адепты этих реформ игнорировали - так, во всяком случае, утверждали А.Н. Серов и В.В. Стасов - задачи духовного, общехудожественного развития учащихся. Причём такого развития (момент принципиально существенный!), которое осуществлялось бы в русле национальных духовных и этнокультурных традиций. Отсюда и критика созданных в Петербурге и Москве консерваторий, обвинения в «холодном, бездушном академизме», в «нейтральной, вненациональной на-

правленности обучения». «Корень зла», писал в 1864 г. А.Н. Серов - в «несамостоятельности русских в музыкальных делах... Ясно, что мы приняли всякого рода музыку прямо готовою, из рук в руки от соседей европейцев вместе с другими продуктами цивилизации, с немецко-французс-кими модами, винами, театром...» [7, с. 189].

Неприязнь к иностранцам, занимавшим ключевые позиции в ряде российских музыкальных учебных заведений, выражались у А.Н. Серова,

В.В. Стасова и их единомышленников в самых резких формах, побуждала подчас к неоправданно резким высказываниям. «Обладая природною музыкальностью, величайшими природными способностями и к науке музыкальной, и к творчеству, и к практическому проявлению музыкальных даров, мы, русские, добровольно отдаём себя под гнёт бездарных иностранцев... Мы, право, добры как овечки. Мы бы понимать должны были, что Россию, при огромных в ней задатках музыкального чутья, чувства и смысла, вовсе не следует вести, в деле музыки, по узким дорожкам, придуманным и истоптанным тупоголовыми немецкими и французскими нотными профессорами...» и т.д. [8, с. 167, 168].

Таким образом, идеологическое противостояние между двумя лагерями отечественной музыкальной культуры непосредственным образом отразилось на процессе становления профессионального музыкального образования в России. Разногласия между так называемыми «западниками» и «славянофилами» захватывала едва ли не все стороны жизни общества: судьбы отечественной культуры и искусства и их возможные пути развития и исторические перспективы; духовное наследие россиян; отношение к русской идее в различных её видах и ипостасях; место и роль иностранцев в социокультурной жизни страны, - всё это в совокупности входило в эпицентр полемики, расколовшей русскую интеллигенцию в середине XIX столетия. В этом отношении весьма симптоматично, что столкновение А.Г. Рубинштейна и его оппонентов (А.Н. Серова, В.В. Стасова и др.), столкновение двух группировок, имевших прямое отношение к состоянию российского музыкального образования, произошло именно в шестидесятые годы. Крайняя резкость суждений, высказывавшихся с обеих сторон, альтернативность взглядов, радикализм идеологических платформ, относящихся к шестидесятым годам, не должны вводить в заблуждение.

Бесспорно, столь сильные, глубокие умы как А.Н. Серов, В.В. Стасов, А.Г. Рубинштейн (автор статей, речей, интеллектуальных обобщений и афоризмов, вошедших в знаменитый «Короб мыслей»), - они в силу своей природы не могли быть односторонними, ригористичными в своих воззрениях на искусство и образование; не могли постоянно находиться на одних и тех же неизменных, пуристских позициях.

В этом контексте противостояние музыкальных критиков, выступавших во второй половине XIX века за возможно более тесное единение с западноевропейской музыкальной культурой, -и тех, кто противился этому, отстаивая независимость, полную самостоятельность, «особость» русских путей развития музыки, - это противостояние представляется сегодня необходимым этапом движения к совершенствованию всей отечественной системы музыкального образования. «Сегодня очевидно, сколь важную роль сыграли консерватории в подготовке музыкантов высокого уровня» [5, с. 162, 163]. Решались одновременно «две важные, взаимно связанные задачи. Одна из них - художественное воспитание слушателей, приобщение к серьезному искусству большого круга любителей музыки. Другая - развитие музыкального профессионализма...» [1, с. 280].

Библиографический список

1. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: Учебник. В 3 ч. Ч. 1 и 2. - 2-е изд., доп. -

М., 1988. - 414 с.

2. Одоевский В. Ф. Избранные педагогические сочинения / Сост., ред., вст. ст. В.Я. Струминско-го. - М.: Гос. учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР. - 368 с.

3. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности. - М., 1999. - 165 с.

4. Письмо Мусоргского М.П. Шестаковой Л.И. от 30 июля 1868 г. // Материалы и документы по истории русской реалистической музыкальной эстетики. - М., 1956. - С. 255-256.

5. Рапацкая Л.А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века»: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 384 с.

6. Рубинштейн А.Г. О музыке в России // Литературное наследие. В 3 т. Т. 1. - М.: Музыка, 1983. - С. 41-62.

7. Серов А.Н. Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика // Избранные статьи. Т. 2. - М.: Музгиз, 1957. - С. 187-216.

8. Серов А.Н. Залоги истинного музыкального образования в С.-Петербурге // Избранные статьи. Т. 2. - М.: Музгиз, 1957. - С. 167-171.

9. Стасов В.В. Избранные сочинения в 3-х т. Т. 3. - М.: Музыка, 1952. - 527 с.

10. Стасов В.В. Наша музыка // Материалы и документы по истории русской реалистической музыкальной эстетики. - М.: Музыка, 1956. -

С. 109-137.

И.Х. Стулов ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ХОРОВОМУ ПЕНИЮ УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Эмоциональное отношение к миру, как и всякие общественные отношения людей, формируются на основе системы ценностей в каждом конкретном социуме.

Постмодернизм второй половины XX века всеми силами способствует крушению классической системы ценностей и ранее устоявшихся традиций.

Современные средства массовой информации, подстрекаемые неоклассической эстетикой, продолжают свои разрушительные усилия. Они откровенно ведут пропаганду раскованности и свободу инстинктивной чувственности, наси-

лия, разбоев, грабежей, дурных низменных вкусов, безудержного секса, наркомании и прочих мерзостей как, якобы, подлинно высших ценностей для бытия современной молодежи.

Спасением от полного одичания общества может явиться фундаментальное эстетическое воспитание людей с детского возраста средствами искусства и, в частности, хорового пения как самого доступного для всех вида музицирования.

Под эстетическим воспитанием в ряде теоретических работ понимается целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности, которое проявляет-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.