Научная статья на тему 'Эмоционально-положительное отношение к хоровому пению учащихся как педагогическая проблема'

Эмоционально-положительное отношение к хоровому пению учащихся как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эмоционально-положительное отношение к хоровому пению учащихся как педагогическая проблема»

Бесспорно, столь сильные, глубокие умы как

А.Н. Серов, В.В. Стасов, А.Г Рубинштейн (автор статей, речей, интеллектуальных обобщений и афоризмов, вошедших в знаменитый «Короб мыслей»), - они в силу своей природы не могли быть односторонними, ригористичными в своих воззрениях на искусство и образование; не могли постоянно находиться на одних и тех же неизменных, пуристских позициях.

В этом контексте противостояние музыкальных критиков, выступавших во второй половине XIX века за возможно более тесное единение с западноевропейской музыкальной культурой, -и тех, кто противился этому, отстаивая независимость, полную самостоятельность, «особость» русских путей развития музыки, - это противостояние представляется сегодня необходимым этапом движения к совершенствованию всей отечественной системы музыкального образования. «Сегодня очевидно, сколь важную роль сыграли консерватории в подготовке музыкантов высокого уровня» [5, с. 162, 163]. Решались одновременно «две важные, взаимно связанные задачи. Одна из них - художественное воспитание слушателей, приобщение к серьезному искусству большого круга любителей музыки. Другая - развитие музыкального профессионализма...» [1, с. 280].

Библиографический список

1. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: Учебник. В 3 ч. Ч. 1 и 2. - 2-е изд., доп. -

М., 1988. - 414 с.

2. Одоевский В. Ф. Избранные педагогические сочинения / Сост., ред., вст. ст. В.Я. Струминско-го. - М.: Гос. учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР - 368 с.

3. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности. - М., 1999. - 165 с.

4. Письмо Мусоргского М.П. Шестаковой Л.И. от 30 июля 1868 г. // Материалы и документы по истории русской реалистической музыкальной эстетики. - М., 1956. - С. 255-256.

5. Рапацкая Л.А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века»: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 384 с.

6. Рубинштейн А.Г. О музыке в России // Литературное наследие. В 3 т. Т. 1. - М.: Музыка, 1983. - С. 41-62.

7. Серов А.Н. Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика // Избранные статьи. Т. 2. - М.: Музгиз, 1957. - С. 187-216.

8. Серов А.Н. Залоги истинного музыкального образования в С.-Петербурге // Избранные статьи. Т. 2. - М.: Музгиз, 1957. - С. 167-171.

9. Стасов В.В. Избранные сочинения в 3-х т. Т. 3. - М.: Музыка, 1952. - 527 с.

10. Стасов В.В. Наша музыка // Материалы и документы по истории русской реалистической музыкальной эстетики. - М.: Музыка, 1956. -С. 109-137.

И.Х. Стулов ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ХОРОВОМУ ПЕНИЮ УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Эмоциональное отношение к миру, как и всякие общественные отношения людей, формируются на основе системы ценностей в каждом конкретном социуме.

Постмодернизм второй половины XX века всеми силами способствует крушению классической системы ценностей и ранее устоявшихся традиций.

Современные средства массовой информации, подстрекаемые неоклассической эстетикой, продолжают свои разрушительные усилия. Они откровенно ведут пропаганду раскованности и свободу инстинктивной чувственности, наси-

лия, разбоев, грабежей, дурных низменных вкусов, безудержного секса, наркомании и прочих мерзостей как, якобы, подлинно высших ценностей для бытия современной молодежи.

Спасением от полного одичания общества может явиться фундаментальное эстетическое воспитание людей с детского возраста средствами искусства и, в частности, хорового пения как самого доступного для всех вида музицирования.

Под эстетическим воспитанием в ряде теоретических работ понимается целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности, которое проявляет-

© И.Х. Стулов, 2007

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2007

79

ся в эмоциональном отношении человека к различным явлениям, предметам, той или иной деятельности.

Эстетическое (положительное, отрицательное или нейтральное) отношение человека к миру во всех сферах и направлениях его жизнедеятельности является реальным выражением его эстетической культуры. Именно с уровнем развития эстетической культуры связываются возможности адекватной ориентации личности в многообразной системе эстетических и художественных, в том числе и музыкальных ценностей.

Значение эстетического и художественного развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил (Н.И. Киященко).

Именно такой период ныне переживает наша страна. Успех осуществления социальных реформ во многом определяется эстетическим потенциалом общества. Данное обстоятельство актуализирует проблему формирования эстетической и художественной культуры личности.

Чтобы успешно и целенаправленно формировать эстетическое эмоциональное отношение человека к миру, необходимо постигнуть сущность данного отношения и знать законы его развития. Поэтому возникает необходимость рассмотрения категории «Эстетическое отношение» которое проявляется на эмоциональном уровне с позиций философии, психологии и педагогики для обоснования путей формирования эстетического эмоционально-положительного отношения учащихся к учебному процессу на примере работы хорового класса на музыкальном факультете.

В системе подготовки учителя музыки одним из профессионально значимых предметов является хоровой класс. В процессе обучения хоровому пению студенты должны приобрести необходимые вокально-хоровые навыки и овладеть методами организации певческого коллектива, что им будет необходимо в дальнейшей работе, как в общеобразовательной школе, так и в других учебных заведениях.

Однако, как показала практика, далеко не все выпускники музыкальных факультетов за годы учебы осваивают те навыки, которые им необходимы для работы с детским хором.

Это объясняется, прежде всего, недостаточной профессиональной ориентацией студентов,

поступающих на музыкальный факультет с различной довузовской подготовкой (пианисты, скрипачи, баянисты, вокалисты, теоретики). В результате учащиеся в большинстве своем не проявляют заинтересованности в хоровом пении, что безусловно отражается на результатах их обучения.

Проблеме формирования положительного отношения к учебной деятельности посвящено немало трудов различных авторов из области педагогики и психологии (М.С. Андрианов, Э.Б. Абдуллин, А.А. Бодалев, В. Вилюнас, Ж. Годфруа, П.Я. Гальперин, А.Л. Готсдинер, В.В. Давыдов, И.Ф. Исаев, Н.Ф. Кузьмина, А.Г Ковалев, В. А. Ла-бунская, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Ланге, И.Я. Лернер, В.Н. Мясищев, В.М. Подуровский, В.И. Петрушин, В.Г. Ражников, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, В.А. Сластенин, М.Н. Скаткин, Э. Стоунс,

Н.В. Суслова, Н.Ф. Талызина, Г.М. Цыпин, Е.Н. Шиянов, И.Е. Шварц и др.).

Особое значение эта проблема приобретает в процессе обучения музыке, а в частности, хоровому пению, т.к. она теснейшим образом связана с эмоциональной сферой учащихся.

Немало трудов различных авторов посвящено технологии хорового пения, проблемам хорового исполнительства, вопросам организации хоровых коллективов (П.Г. Чесноков, К.К. Пигров, Г.А. Дмитревский, В.П. Мухин, В.Г. Соколов, К.П. Виноградов, В.И. Краснощеков, К.Ф. Никольская-Береговская, К.А. Ольхов, Л.В. Живов, В.И. Сафонова, Т.А. Эстрина, Э.А. Скрипкина, Ю.М. Кузнецов, Е.Н. Никитина, В.А. Самарин,

О.В. Грибкова и др.), однако проблема формирования эмоционально-положительного отношения к данному виду музыкальной деятельности у студентов музыкального факультета с различной довузовской подготовкой еще недостаточно разработана.

В практике имеет место положительный опыт отдельных хормейстеров, но он не имеет должного обобщения и теоретической разработанности. Этим и определяется актуальность данного исследования.

Поэтому цель данного исследования заключается в разработке теоретического основания и методов формирования эмоционально-положительного отношения студентов музыкального факультета к хоровому пению в системе подготовки учителя музыки к работе с хором.

Объект исследования: вокально-хоровой образовательный процесс в учебном хоре.

80

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2007

Предмет - педагогические условия формирования эмоционально-положительного отношения студентов к хоровому пению как профессионально значимому виду музыкально-педагогической деятельности учителя музыки.

В качестве рабочей гипотезы можно предположить, что эмоционально-положительное отношение студентов к предмету «хоровое пение» можно успешно формировать при соблюдении следующих педагогических условий:

1. Повышение эстетической и музыкальной культуры учащихся через овладение системой специальных знаний, умений и навыков в процессе занятий в хоровом классе.

2. Создание мотивации к обучению хоровому пению через осознание его личностного и социального смысла при помощи синергетического комплекса методов:

- беседы по профориентации;

- посещение хоровых концертов (детских и взрослых) с последующим анализом и обсуждением прослушанного;

- организация концертных выступлений учебного хора студентов для учащихся общеобразовательных и музыкальных школ, а также участие в конкурсах студенческих хоровых коллективов;

- подбор учебного репертуара с учетом уровня эстетического и музыкально-хорового развития учащихся.

3. Организация учебного процесса в хоровом классе на основе принципов: доступности, увлекательности, использования творческих заданий, создания проблемных ситуаций и принципа деятельностного опосредования мотивов и смысловых установок в процессе моделирования условий работы со школьниками на этапе хорового практикума, где будет происходить:

- реализация полученных специальных вокально-хоровых знаний, умений и навыков;

- изучение детского репертуара;

- освоение методов разучивания песен с детьми;

- освоение методов общения с хором и т.д.

Новизна исследования заключается в:

- раскрытии содержания категории эмоционально-положительного отношения учащихся к хоровому пению и его роли в учебном процессе с позиций философии, психологии и педагогики;

- обобщении опыта успешной работы ведущих хормейстеров по организации учебного процесса в хоровом классе;

- определении путей и методов формирования эмоционально-положительного отношения студентов к хоровому пению как условия совершенствования вокально-хоровой подготовки учителя музыки;

- разработке методических рекомендаций для повышения эффективности профессиональной подготовки студентов музыкального факультета по дисциплине «хоровое пение».

С.Б. Шаповалова

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ У ПОДРОСТКОВ ИНТЕРЕСА К УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современный этап развития общества характеризуется усложнением социальной жизни, быстрыми темпами развития науки, техники и технологий. Все стороны практической деятельности человека в значительной степени пронизываются информационной деятельностью, базирующейся на современных информационных технологиях, что ведет к изменению потребностей, интересов, взглядов, ценностных установок личности. В формирующемся информационном обществе востребована мобильная, адаптивная личность, способная к деятельности в неопределенных, быстроменя-ющихся, вариативных условиях. Учебное иссле-

дование является такой формой организации деятельности школьника, которая в существенной степени способствует формированию и развитию социально-значимых качеств личности, таких как профессионализм, ответственность, самостоятельность и инициатива.

Мысль о необходимости и целесообразности включения в содержание учебной деятельности исследовательских задач высказывалась многими учеными и педагогами (Ю.К. Бабанский,

В.А. Кан-Калик, И.Я. Лернер, Н.Д. Никандров, М.Н. Скаткин, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.). Сегодня можно констатировать, что вопросы творчества, реализуемые на основе целе-

© С.Б. Шаповалова, 2007

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 20071

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.