Научная статья на тему 'Идеи русского космизма и синергетика'

Идеи русского космизма и синергетика Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1519
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ КОСМИЗМ / СИНЕРГЕТИКА / КОСМИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / ПАРАЛЛЕЛИ ФИЛОСОФИИ КОСМИЗМА И СИНЕРГЕТИКИ / КОСМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭВОЛЮЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Князева Елена Николаевна

Автор исследует параллели между философией космизма и философией синергетики, делает попытку рационалистического объяснения мистического и иррационального. Рассматриваются вопросы космичности человека, софийности творчества; формообразования и связи между живой и неживой природой; роль хаоса в эволюции человека и космоса; иерархическая лестница живых существ; идея связи времен, овладения временем (прогноз будущего); проблемы коэволюции. В статье дается научное обоснование идей русских философов и ученых космистов. Делается вывод о необходимости изменения мышления, предлагаются стратегии космического мышления как основы построения будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеи русского космизма и синергетика»

Е.Н.Князева

Идеи русского космизма

*

и синергетика

У русских космистов нам нужно учиться. В своем отношении к природе и в своей установке на преобразование космоса они глубже и мудрее нас. Космос, в самом деле, влияет на нашу жизнь. И мы ищем, как он влияет на нас, изучая инвариантно-групповые решения, описывающие пространственно-временные характеристики структур на развитых, автомодельных стадиях эволюционных процессов. В состояниях неустойчивости (вблизи точки бифуркации или около момента обострения) сложные структуры становятся чувствительными к малым и случайным воздействиям с нижележащих и вышестоящих, в том числе космических, уровней бытия. Прободение уровней иерархической организации - это также способ влияния космоса на нашу жизнь.

С позиции современной теории самоорганизации сложных структур, или синергетики, усматриваются новые, нетривиальные и побуждающие к дальнейшим исследованиям смыслы в представлениях русских космистов о конструктивной роли хаоса в эволюции и активной творческой деятельности человека в реализации конечных целей, о семенах жизни, рассеянных по вселенной, и целостности биосферы и ноосферы, об овладении временем и целенаправленном освоении новых сред обитания. Речь идет, в первую очередь, о воззрениях Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, В.Н.Вернадского,

А.К.Горского, В.Н.Муравьева, В.С.Соловьева, Н.А.Умова, Н.Ф.Федорова, П.А.Флоренского, К.Э.Циолковского.

* Исследование проводится при поддержке РФФИ (04-06-80254).

Выдающийся российский ученый, один из основателей синергетического движения в России С.П.Курдюмов (1928-2004) в беседах со мной неоднократно подчеркивал, что в мистике русского космизма содержится много рационального, чем может обогатиться синергетика в частности и современная наука вообще. С позиции синергетики можно попытаться рационалистически перетолковать даже многие самые ошеломляющие идеи русских космистов, такие, например, как идея Н.Ф.Федорова о воскрешении всех поколений умерших. И современные философские воззрения в духе русского космизма, в свою очередь, могут многое почерпнуть из синергетики, из этой, основывающейся на естественно-научных моделях, междисциплинарной области знания. Параллели между философией космизма и философией синергетики очевидны, и створки между ними могут открываться в обе стороны.

Одной из основных, путеводных для русских космистов идей является идея о единосущности и целостности универсума, включенности человека в космос, а поэтому и возможности влиять на процессы эволюции в нем. И в синергетике также представления о целостности, о принципах сборки сложного динамично развивающегося целого из частей являются одними из центральных. Синергетика, взятая в ее мировоззренческих следствиях, развивает идеи нового эволюционного холизма.

Синергетику можно рассматривать как постдарвиновскую парадигму эволюции. Если дарвиновская теория биологической эволюции строится на основе схемы «слепые вариации и селективное удержание», то синергетика вносит в понимание механизмов эволюции нечто существенно новое. Картина мира с точки зрения синергетики - это картина иерархии самоорганизующихся и коэволюционирующих структур.

1. Космичность человека. софийность человеческого творчества

Идея встроенности человека в космос и его причастности всем прошлым и будущим событиям проходит через творчество русских кос-мистов. У Н.А.Бердяева, например, читаем: «Душевные стихии человека космичны... В человеке можно открыть все наслоения мира, весь состав мира. Человек - не дробная часть вселенной, не ее осколок, а целая малая вселенная, включающая в себя все качества вселенной большой, отпечатлевающаяся на ней и на себе ее отпечатлевающая»1. Человек необычайно сложен, многосоставен. Он как микрокосм или как точка голограммы в свернутом, непроявленном виде несет в себе целое, множество иерархических временных и пространственных планов космоса. Он «изживает в себе всю вселенную»2.

1

1 Бердяев Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. М.: Искусство, 1994. Т. 1. С. 82.

2 Там же. С. 83.

Человек свертывает в себе одном всё, и это представление родственно идее восточных мудрецов «одно во всём и всё в одном». Это тайное, непроявленное в человеке связано со стихией сна, ночи, мрака, тьмы, т.е. хаоса, в котором бурлят возможности дневных проявлений бытия. В хаосе таится весь набор доселе нереализованных или на данный момент нереализуемых форм бытия. А раз человек в скрытом, латентном виде является носителем всего, то именно через него возможны пробы мира, прощупывание будущего, теургическое делание мира.

С.Н.Булгаков говорит в этой связи о софийности человеческого творчества. «Оно метафизически обосновывается реальной причастностью человека Божественной Софии, проводящей в мир божественные силы Логоса и по отношению к природе как продукту имеющей значение natura naturans. Человек может познавать природу и на нее воздействовать, "покорять" ее, быть ее "царем" только потому, что он носит в себе, хотя и в неразвернутом еще виде, потенциально, компендиум всей природы, весь ее метафизический инвентарь (выделено мною. - Е.К.), и, в меру его развертывания, актуализирования, он и овладевает природой»1. В метафизической бездне небытия, которой причастны глубинные слои человеческой души, всё уже есть в потенциальной, виртуальной, невыявленной форме, есть сущности, которые могут быть выведены на уровень существования. Там, в бездне небытия, где взвешивается всё и проигрываются возможности будущего развития мира, всё уже дано.

Булгаков разъясняет, что «человеческое творчество не содержит поэтому в себе ничего метафизически нового, оно лишь воспроизводит и воссоздает из имеющихся, созданных уже элементов и по вновь находимым, воссоздаваемым, но также наперед данным образцам»2. И вместе с тем он добавляет, что человеку как существу тварному имманентно присуще стремление преодолеть свою тварность, стать как Бог natura naturans (природой творящей), приобщиться к созданию новых форм в сокровищнице небытия.

Здесь усматривается параллель с синергетикой. В результате изучения относительно простых математических и вычислительных (компьютерных) моделей процессов эволюции в сложных системах (средах) получен результат фундаментальной важности: непрерывная нелинейная среда потенциально содержит в себе различные типы локализации процессов (различные типы структур)3. Среда выступает в

1 Булгаков С.Н. Философия хозяйства // Булгаков С.Н. Соч. В 2 т. М.: Наука, 1993. Т. 1. С. 158.

2 Там же. С. 159.

3

3 См. об этом: Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб.: Алетейя, 2002. С. 122-131; Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. М.: КомКнига, 2005.

качестве носителя различных форм будущей организации, в качестве поля возможных путей эволюции. Свои спектры динамических структур несет в себе и человеческая личность, и социальная организация.

Спектры возможных форм организации - это скрытое, «молчаливое» знание самих сред. Многие возможные формы так навсегда и остаются существовать в непроявленном мире. Невидимая часть айсберга возможных вообще форм огромна по сравнению с видимой верхушкой уже актуализированного. Эту же мысль применительно к человеку выражает П.А.Флоренский в своем сочинении «Органопроекция»: «Орудия создаются жизнью в ее глубине, а не на поверхности специализации, а в глубине своей каждый из нас имеет потенциально многоразличные органы, не выявленные в его теле, и может, однако, выявить их в технических проекциях»1.

С точки зрения синергетики роль человека как субъекта действия и преображения мира весьма существенна и двояка.

Во-первых, зная все древо возможных путей эволюции (рассчитав его, когда это возможно, математически или поняв его в качественном виде), он может способствовать выходу некоторой системы на наиболее благоприятные и реализуемые в ней пути эволюции. Согласно синергетике, действия отдельного человека существенны вблизи моментов неустойчивости разного рода: в окрестности точки бифуркации, ветвления путей эволюции системы или вблизи момента обострения.

Во-вторых, поскольку спектр возможных путей определяется сугубо собственными свойствами системы, то, изменяя ее собственные свойства, он может отчасти перестраивать эволюционное древо этой системы, т.е. получать доступ к метафизической сокровищнице ее возможных форм. Софийность человеческого творчества, о которой упоминал С.Н.Булгаков, заключается в необходимости осознании всего груза ответственности при использовании метафизического инвентаря природы.

Чтобы творческая, конструктивистская деятельность человека была успешной, ее установки должны быть согласованы с собственными путями эволюции космоса, с внутренними потенциями развития самой космической среды. А значит, человек должен творить в партнерстве, содружестве с космосом.

2. Идея аттрактора. влечение к определенным формам

Все в природе подвержено случайным флуктуациям и вариациям. Но вариации не являются абсолютно случайными, «слепыми»: изначально имеются предпочтения к определенным формообразовани-

1

1 Цит. по: Русский космизм. М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 161.

ям и структурам. Синергетика показывает, что не только живая, но и неживая природа имеет внутренние «влечения» к определенным формам, некие квазицели развития. Как писал В.С.Соловьев, природа демонстрирует «стремление и хотение жить»1. Однако только определенные наборы форм осуществимы. На другие формы наложены эволюционные правила запрета. Они неустойчивы и - при попытке их реализации - быстро эволюционируют к устойчивым формам, «сваливаются» на них.

Формообразования природы, на которые выходят процессы эволюции, в синергетике называют структурами-аттракторами. Отнюдь не все возможные формообразования природы оказываются проявленными, реализованными на каждом из этапов эволюции. Многие структуры остаются существовать в непроявленном, скрытом от нас мире, в некой «мировой сокровищнице форм».

Структуры-аттракторы иредданы, потенциально заложены в сложных открытых и нелинейных системах (средах), определяются сугубо внутренними свойствами этих систем. Они есть непроявленное, «дух становления» систем. Важнейшим здесь является представление Аристотеля об энтелехии (на которое ссылается А.В.Сухово-Кобылин). Энтелехия есть определение сущности вещи через ее цель, высший смысл ее бытия, т.е. на языке синергетики - через структуру-аттрактор. Или, иначе, структура-аттрактор есть цель саморазвития вещи, ее путь к самой себе.

На основе представления о структурах-аттракторах как собственных формах открытых нелинейных систем (сред) синергетика расставляет иные акценты в нашем видении отбора как механизма эволюции. Когда рассматривают процессы эволюции сложных формообразований и структур, то обычно предполагается, что именно отбор приводит к их совершенствованию. С точки же зрения синергетики существуют внутренние законы развития, иначе говоря, отбор работает лишь на поле предзаданных возможностей, ему доступны только те формы, которые заложены в самой нелинейной среде. Эти формы (цели) не создаются отбором, но определяются собственными свойствами этой среды.

3. Потенциально лучший мир

Селективное удержание и выбор форм осуществляется на базе имеющегося спектра путей эволюции. Всякая сложная система имеет не один-единственный, а множество путей эволюции, определяемых

1 Соловьев В.С. Красота в природе // Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 2. С. 372.

спектром структур-аттракторов. Существуют различные варианты развития. По мысли С.Н.Булгакова, «мир пластичен, он может быть пересоздан, и даже на разные лады»1. Мир, действительно, может быть переконструирован. Но, согласно синергетическому видению, не как угодно, а в соответствии с собственными формами, со спектрами структур-аттракторов эволюции. Творческая, конструктивная, проективная деятельность человека имеет естественные пределы в виде «собственных устремлений» природных и социальных систем. И то, что построено волюнтаристски, быстро разрушится, свалится на мета-стабильно устойчивые собственные формы.

В истории философии, как известно, были разные воззрения о том, в каком мире мы живем - в лучшем или худшем. Лейбниц считал, что мы живем в наилучшем из возможных миров, ибо в нем все оптимально сложено, гармонично подогнано друг к другу. Разнообразие существующих вещей сбалансировано с их упорядоченностью, используется минимум средств для достижения максимального результата. По Лейбницу, в мире царит предустановленная гармония. Артур Шопенгауэр в своей философии пессимизма и иррационализма обосновывал тот взгляд, что мы живем в наихудшем из возможных миров, в котором земное счастье иллюзорно и жизнь дана человеку только для того, чтобы ее отстрадать.

Русские космисты, в числе которых Н.Ф.Федоров, полагали, что наш мир, хотя он, быть может, и не является лучшим из всех возможных миров, «может и должен стать таковым, ибо он потенциально наилуч-ший»2. Сознательное управление силами слепой природы и переделка мира на свой лад во имя спасения человечества, например, в случае космической катастрофы и потухании Солнца - смелая и оптимистическая установка русских космистов, отвечающая духу философии конструктивизма. Но с точки зрения синергетики важно понимать, что переделка природы имеет свои ограничения в виде внутренних потенций природной и космической среды. И если мы не принимаем во внимание эти ограничения, то природа и космос могут ответить нам бумерангом, что не только не улучшит, но может существенно ухудшить нашу локальную природную или планетарную ситуацию.

4. Хаос оживотворенный

Еще один важный вопрос, который поднимается в учениях русских космистов и является одним из центральных в синергетике, - это вопрос о роли хаоса в эволюции человека и космоса. Что такое хаос -

1

1 Булгаков С.Н. Философия хозяйства. С. 155.

2 Там же. С. 162.

всеумерщвляющая сила, с которой нужно бороться и которую нужно подавлять, или это начало, поддерживающее и творящее саму жизнь? Космисты склоняются ко второму варианту, который всесторонне обосновывает синергетика.

Оказывается, «древняя вера в "Великую мать", тьму, хаотическое, всепоглощающее ничто», является подосновой и стимулом развертывания всей полноты разума и достижения состояния творческого вдох-новения1. Не надо бороться с разъедающим структуры хаосом, напротив, структуры самоорганизации возникают на хаотической основе и благодаря хаосу. Хаос служит механизмом выхода на структуры-аттракторы эволюции. «Порядок через шум» (Хайнц фон Фёрстер), «порядок из хаоса» (Илья Пригожин), «организующая случайность» (Анри Атлан) - вот лозунги синергетики. Малые отклонения от правильности форм и от оптимальности траекторий движения, вариации, флуктуации, проявления первородной стихии - хаоса - лежат в основе рождения нового в бытии. Это - эпикуровский автоматон, ничем не обусловленное и случайное отклонение, существование которого в некоторых философских учениях просто постулируется и без которого невозможны акты рождения и процессы становления в мире.

Хаос понимается русскими космистами и современными учены-ми-синергетиками как «оживотворенный» (В.С.Соловьев) и творческий. «Порывы стихийных сил или стихийного бессилия, сами по себе чуждые красоты, порождают ее уже в неорганическом мире, становясь волей или неволей, в различных аспектах природы, материалом для более или менее ясного и полного выражения всемирной идеи или положительного всеединства»2.

Хаос в философском смысле отнюдь не тождественен хаосу в физическом или, шире, естественно-научном смысле. Хаос в философском смысле - это беспорядок, противоположностью которого является порядок. Сохраняя за собой смысловую коннотацию, почерпнутую из мифологии, - хаос как зияющая бездна, - хаос в философских воззрениях нередко понимается как некая изначальная пустота, которая кишит возможностями, подобно тому, как физический вакуум кишит виртуальными частицами. К примеру, Шеллинг мыслит о хаосе как

о «метафизическом единстве потенций». Хаос в физическом смысле ни в коей мере не тождественен беспорядку и не противоположен порядку. Хаос в сложных системах самой разной природы, изучаемых в теории хаоса и в теории самоорганизации, всегда относителен. Он содержит в себе относительную меру хаотичности и меру упорядоченности. Хаос определенным образом организован. Он не является

1 Горский А.К., Сетницкий Н.А. Сочинения. М.: Раритет, 1995. С. 182.

2 Соловьев В.С. Красота в природе. С. 371, 372.

бесструктурным. Это - детерминированный, или динамический, хаос. Хаос может иметь тонкую структуру (Ю.Л.Климонтович), которая неразличима для обычного человеческого взгляда. Или же хаос может быть организован в красивую фрактальную структуру, обладающую масштабной инвариантностью.

Порядок и беспорядок в мире тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и порождают друг друга.

Хаос как сложная взаимосвязь порядка и беспорядка в реальных системах выполняет множество различных функций в процессах самоорганизации в природе, психике человека и обществе:

• хаос как способ выхода на тенденцию самоструктурализации открытой нелинейной среды;

• хаос как способ синхронизации темпов эволюции подсистем внутри сложной системы и тем самым как способ сохранения ее целостности;

• балансирование на краю хаоса как способ поддержания сложной организации (самоорганизованная критичность);

• хаос как фактор приспособления к изменчивым условиям окружающей среды;

• переход от порядка к хаосу, от симметрии к асимметрии, и обратно, как способ рождения красоты;

• хаос точнее доля внутреннего хаоса, как необходимое дополнение к внешнему управлению, контролю, планированию как способ самоуправления сложной системы;

• хаотичность, разбросанность, разнообразие элементов как основа достижения их единства, организации (единство через разнообразие как принцип теории систем, структура, рождающаяся в хаотической, рассеивающей среде и из хаоса - диссипативная структура в синергетике);

• выпадение в хаос как способ выхода из эволюционного тупика;

• хаос как стимул, толчок эволюции, спонтанность как жизненный порыв;

• и, наконец, именно на стадии спада активности и возрастания диссипативных, рассеивающих, хаотических процессов могут устанавливаться новые связи, возникать новые структуры, инициироваться процессы морфогенеза, словом, хаос - это фактор обновления сложной организации.

Синергетика позволяет понять разрушение как креативный принцип, а «страсть к разрушению как творческую страсть», о чем писал М.Бакунин, ибо, только освободившись от прежнего, повернув процессы в обратную сторону, на противоположный режим, на осколках старого может быть создано что-то привлекающее внимание новое.

Увидеть красоту и конструктивность хаоса - это новшество, вводимое в науку синергетикой. Малое, хаотическое, спонтанное прекрасны, ибо открывают возможность рождения нового.

Красота с синергетической точки зрения может быть рассмотрена как некий промежуточный феномен между хаосом и порядком, между нормой и спонтанным отклонением от нее. Красота - это не полная симметрия, а некоторое нарушение симметрии (порядка). И именно это нарушение симметрии, этот отход от абстрактной идеи красоты делает структуру жизненной и достойной восхищения, причем при восхождении по лестнице сложности степень отклонений, мера безобразия возрастает. «На каждой достигнутой высшей степени организации и красоты являются и более сильные уклонения, более глубокое безобразие как высшее потенцированное проявление того первоначального безобразия, которое лежит в основе жизни и всего космического бытия»1, - отмечает В.С.Соловьев. Возникает новое представление

о хрупкой красоте как о гармонии, существующей на границе между хаосом и порядком. Красота есть результат упорного противоборства оживотворенного, творящего хаоса и высших правильных форм.

5. вездесущность семян жизни

Синергетика показывает, что иерархическая лестница эволюционных формообразований природы непрерывна. «Вся Вселенная жива, но сила чувствительности проявляется во всем блеске только у высших животных»2. «Атом всегда жив и всегда счастлив, несмотря на абсолютно громадные промежутки небытия или состояния в неорганическом веществе»3. «Отзывчивы все тела космоса... Мертвые тела даже иногда отзывчивее живых»4. Эти мысли об одушевленности космической материи, высказанные «калужским мечтателем» К.Э.Циолковским, до недавнего времени можно было бы счесть наивными, возрождающими учение гилозоизма или панпсихизма многовековой давности.

Циолковский рисует такую картину космоса, в котором жизнь буквально кишит в самых разнообразных формах (до самых невероятных) и на различных уровнях развития, вплоть до самых совершенных, высокосознательных и бессмертных ее представителей.

Синергетика обнаруживает в этих представлениях глубокий рациональный смысл.

Синергетика наводит мосты между неживой и живой природой, между целеподобным поведением природных систем и разумностью человека, между процессом рождения нового в природе, «творчеством природы» и креативностью человека. В неживой природе ведется поиск

1

1 Соловьев В.С. Красота в природе. С. 378.

2

2 Цит. по: Русский космизм. С. 266.

3 Там же. С. 275.

4 Там же. С. 265.

черт живого, элементов самодостраивания, нечто подобного творческой интуиции, а в живом - поиск того, что роднит его с неживой природой, что уже предзадано, преформировано в неживой природе, в законах эволюции Вселенной. Если следовать духу синергетики, то оказывается возможным провести параллели между рисунками форм природы и рисунками мыслей и действий человека, геометриями природы и геометриями человеческого поведения. «И всюду в живом одна и та же метода»1, - замечает Н.А.Умов. Всюду, в природе и в культуре, - некие универсальные образцы (паттерны) самоорганизации, синтеза и распада структур, на выявление которых нацелена синергетика.

Образцы поведения человека в научном и культурном сообществе (именно формы, а не содержание его поведения, зависящее от конкретного культурно-исторического контекста), по-видимому, столь же устойчивы, повторяемы, консервативны, как формы костей, зубов, телесных структур в живой природе.

В отличие от констатации принципиальных различий между живой и неживой природой синергетика позволяет увидеть те общие принципы, которые соединяют то и другое. Ее исследовательские установки без всякого намерения идут в одном русле с теми задачами преобразовательной деятельности человека, которые ставились на своем уровне и в ином контексте философами-космистами. Н.А.Бердяев, например, писал: «Судьба человека зависит от судьбы природы, судьбы космоса, и он не может себя отделить от него. Человек должен вернуть камню его душу, раскрыть живое существо камня, чтобы освободиться от его каменной давящей власти»2.

Синергетика открывает, что структуры плазмы, атомы, излучающие когерентную волну в лазере, молекулы в конвективных потоках жидкости или газа ведут себя подобно живым существам, ибо способны к самоорганизации, к самодостраиванию целостной структуры. Как у ящерицы отрастает хвост, как заживают раны на теле собаки, так достраивают себя и самоподдерживаются конвективные ячейки в жидкости (ячейки Бенара) или сложные структуры горения в неравновесной плазматической среде. Отзывчивость образований неживой природы, о которой писал К.Э.Циолковский, означает с точки зрения синергетики их чувствительность в состояниях неустойчивости к резонансным воздействиям, т.е. таким, которые совпадают с собственными тенденциями их изменения и эволюции.

Развитие синергетического взгляда на мир приводит к постановке целой серии неожиданных вопросов и не менее неожиданных ответов на них, которые подробно рассматриваются в одной из моих

1 Цит. по: Русский космизм. С. 127.

2

2 Бердяев Н.А. Смысл творчества. С. 90.

труды онц км. философия космизма

совместных с С.П.Курдюмовым работ1. В ней показывается, что атомы не остаются неизменными, раз и навсегда данными, в процессе эволюции Вселенной они тоже эволюционируют. Неживое имеет память, иначе говоря, на протекающие сегодня в сложной структуре процессы влияет ее «предыстория». Природа не является индифферентной, безразличной к возникающим в ней структурам, она имеет внутренние предрасположенности к определенного рода формам. Природа «выбирает» определенные пути эволюции, на «теле природы» «выживают» вполне определенные формы организации. Синергетика дает объяснение, почему природа так экономна, почему она идет кратчайшим, оптимальным путем, каким образом природе удается найти наиболее устойчивые формы. Синергетика оказалась способной понять, как природа научилась ускорять эволюцию: на языке синергетики это называется способами резонансного возбуждения предпочитаемых человеком и реализуемых на данной открытой нелинейной среде структур.

6. великая тайна связи времен

Синергетика устанавливает глубинную связь пространства и времени в эволюционных структурах-аттракторах, возникающих на развитых, автомодельных стадиях процессов. «Великая загадка вчера-сегодня-завтра, непрерывно нас проникающая, пока мы живем, распространяется на всю природу. Пространство-время не есть стационарно абстрактное построение или явление. В нем есть вчера-сегод-ня-завтра. Оно все как целое этим вчера-сегодня-завтра всеобъемлюще проникнуто»2. Может ли синергетика разгадать эту загадку природы? Пространственная конфигурация, «архитектура» сложной мета-стабильной эволюционирующей структуры информативна. Время в этой структуре как бы снимается. Для нас, внешних наблюдателей, это означает, что различные временные этапы эволюции этой структуры присутствуют в ней сегодня, «впечатаны» в ее архитектуру. Определенные фрагменты (пространственные области) синхронического среза структуры показывают характер прошлого развития структуры в целом, а другие фрагменты - характер ее будущего развития. Иначе говоря, сложную структуру можно представить как пространственную развертку дискретных, выделенных эволюционных стадий развития структуры.

1 Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Жизнь неживого с точки зрения синергетики // Синергетика. Труды семинара. М.: МГУ, 2000. Т. 3. С. 39-61.

2

2 Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. С. 249.

Если структура развивается с обострением в сбегающемся к центру режиме (LS-режиме), то наличный ход процессов в центре является индикатором прошлого развития всей структуры, а ход процессов на периферии сейчас - индикатором ее будущего развития. Если же структура развивается в режиме неограниченно разбегающейся волны (HS-режиме), то, наоборот, информация о будущей картине развития структуры в целом содержится сейчас в центре, а о прошлом - на ее периферии.

Информация о прошлых и последующих временных стадиях развития содержится в пространственной конфигурации структуры сейчас, и если мы научимся считывать эту информацию, то сможем проникать не в вероятное, предсказываемое нами, а в реальное будущее, которое будет у этой структуры, и не в реконструированное, восстановленное по крохам прошлое, а в ее реальное (то, как оно было) прошлое. Значит, всё уже есть в настоящем, прошлое и будущее структуры содержатся в ее настоящем, в ее наличной пространственной конфигурации. Это действительно парадоксальная идея.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А вытекает она из того факта, что структуры-аттракторы описываются инвариантно-групповыми решениями. В инвариантах, как известно, пространственные и временные характеристики не свободны, а определенным образом друг с другом связаны.

Происходит как бы опространствование времени и овременение пространства. «Zum Raum wird hier die Zeit» («Здесь время превращается в пространство»), - обращает внимание А.К.Горский на изречение Вагнера1. «Пространство яснейшим образом перестает быть неподвижным пространством геометрии. Оно становится неустойчивым, динамическим, текучим пространством»2.

С позиции синергетики становятся ясными возможные смыслы парадоксальных философских и поэтических образов, таких как «настоящее всегда чревато будущим» (Лейбниц), «протенции - нити, тянущиеся из будущего» (Эдмунд Гуссерль), «более раннее зависит от более позднего» (Николай Гартман), «как в прошедшем грядущее зреет, так в грядущем прошлое тлеет» (Анна Ахматова), «прошлое еще впереди» (Марина Цветаева), «воспоминание о будущем». Будущее -здесь и теперь, оно есть непроявленное в настоящем. Влияние будущего на настоящее объясняется с точки зрения синергетики, во-первых, тем, что ход процессов в настоящем зависит от естественных целей процессов, от структур-аттракторов эволюции, а во-вторых, представленностью будущего и прошлого в пространственной архитектуре структуры-аттрактора.

1

1 Горский А.К., Сетницкий Н.А. Сочинения. 1995. С. 177.

2

2 Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. С. 253.

С точки зрения синергетики иерархия сложной структуры напрямую связана с эволюцией, со степенью продвижения к моменту обострения. Если, скажем, мы заняли место наблюдателя на некой срединной структуре, на некотором среднем иерархическом уровне, то структуры с более низким максимумом интенсивности процессов -это структуры из прошлого, структуры же с более высоким максимумом - это структуры из будущего. А поскольку эти структуры связаны воедино в целостную структуру, т.е. когерентны, развиваются согласованно, то мы как обитатели срединного уровня ощущаем непосредственное влияние прошлого (от более низких структур) и непосредственное влияние будущего (от более высоких, более продвинутых к моменту обострения структур). Их когерентность означает попадание их в один темпомир, фигурально выражаясь, наличие консенсуса, а договориться можно не со всеми и не всегда, а только выборочно и соблюдая определенные правила.

7. Иерархическая лестница живых существ

Синергетика рассматривает эволюцию мира как эволюцию нелинейных иерархически субординированных сред. Она развивает далее представление русских космистов о том, что «природа есть органическая иерархия живых существ... Мир насквозь есть иерархия живых существ, оригинальных личностей, способных к творческому приросту бытия»1. Иерархическая лестница включает в себя ступени как живого, так и неживого.

Простейшие образования мира, простейшие структуры возникают сами по себе, спонтанно, как неустойчивости, в результате разрастания, усиления флуктуаций. А более сложные образования мира возникают, видимо, как дальнейшее развитие этих флуктуаций, как неустойчивости на более высоких уровнях бытия. Мир предстает в таком случае как иерархия сред, которые обладают разными свойствами (разными значениями констант, разными типами диссипативных процессов, разными нелинейностями).

Иерархия сред включает в себя в том числе и высшие - биологические и социальные - уровни. Например, биосфера, как ее рассматривал В.И.Вернадский, есть образ некоторой среды. Биосфера построена вовсе не из сложных форм, а в основном из форм простейших. Известна, скажем, масса биосферы. И в этом море простейших форм, как в некой среде, купаются, развиваются существа растительного и животного мира, в том числе и сам человек. Он окутан этим морем простейших форм и даже пронизан ими, соткан из них, до

1

1 Бердяев Н.А. Смысл творчества. С. 89, 143.

определенной степени управляем ими. Вспомним, например, стихию болезней. Это они «едят» человека. Но, будучи взращен на этом море, он все же возвышается над ними, есть нечто более сложное.

Путь всевозрастающей сложности - восхождение по иерархической лестнице форм и структурообразований мира. Для того чтобы создавать все более сложные структуры, надо - в соответствии с синергетическим видением мира - создавать среды с более сильными нелинейностями. Разным нелинейностям соответствуют разные типы структур. Причем усложнение организации, возникновение все более сложных объединений простых структур и все более сложные режимы их изменения связаны с увеличением степени нелинейности.

На основе развиваемого здесь мировидения можно предположить, что существует некая среда, способная создавать порядка 200 типов атомов. Способы объединения простых (элементарных) структур в более сложные (атомы) определяются собственными функциями этой нелинейной среды. А для создания, скажем, живого организма нужно объединить уже 1012-1015 клеток, являющихся своего рода атомами другой, более сложной нелинейной среды. Да и сама клетка есть сверхсложная организация, содержащая внутри себя целые «фабрики» производства белка, механизмы ассимиляции и деструкции, обмена, дублирования (ДНК) и т.д.

От синергетики, разумеется, нельзя требовать объяснения всех типов структур, размеров и форм живого и неживого. Но она ищет объяснение общих принципов эволюции мира - принципов усложнения, ускорения и экономии. Она рассматривает эволюцию мира как эволюцию нелинейных иерархически субординированных сред. Эволюция предстает как создание все более сложных нелинейных сред, способных объединять все большее количество простых структур и создавать все более сложную организацию. Каждая новая среда с новыми свойствами, с новыми нелинейностями обладает своим спектром форм. Идея о спектре форм физической, химической, биологической, социальной и т.д. организации является одной из важнейших в синергетическом мировидении.

Иерархия сред, по-видимому, связана с созданием все более сложного спектра форм организации (структур). Причем становление все более сложных форм организации мира сопровождается повторением (разумеется, не полным, а смазанным, расплывчатым) не одной структуры, а целой серии исторических эволюционных форм, тех форм, которые имели место на предыдущих стадиях эволюции мира. Воспроизведение в индивидуальном развитии спектра исторических эволюционных форм мира - это синергетическая переинтерпретация известного принципа «в онтогенезе повторяется филогенез». Так, разные стадии зарождения и развития цыпленка, вырастающего в яйце

на среде сложных белковых молекул, соответствуют стадиям развития живого в мире вообще. Так же и развитие человеческого зародыша имеет промежуточные формы, например, когда у него есть жаберные щели.

Прошлое не исчезает, оно живет в нас сегодня. Человек несет в себе память о предыдущих стадиях развития. В этом были убеждены русские космисты. Н.А.Умов, например, считал, что «мы носим в себе совокупную психику живого, и даже дурное, страшное в нас... есть нестерпимое наследие животного мира: "сладострастия рептилий”, "бессердечности рыб", "мстительности тигра" и т.д. "Человек - памятная книжка энтропии"»1. Не только пространственные, но и временные связи пронизывают космос и соединяют в нем все структурообра-зования и существа. И поэтому будущее человека и всего человечества, их судьбы напрямую связаны с тем, как они обращаются с прошлым. Поэтому нужно «идти вперед, взяв на себя всю тяжесть старины»2.

Таким образом, эволюция предстает как создание все более сложных нелинейных сред, способных объединять все большее количество простых структур и создавать все более сложную организацию. Каждая новая среда с новыми свойствами, с новыми нелинейностями обладает своим спектром форм.

С восхождением по эволюционной лестнице происходит ускорение темпов эволюции. Эволюция мира есть не просто создание все усложняющихся структур. Восходя по ступеням сложности от неживого к живому и от живого к человеку, процессы все более плотно «упаковываются», свертываются, а их ход ускоряется.

8. Идеи холизма. Коэволюция как искусство жить вместе

Проблемы построения целостности и достижения цели в различных их аспектах являются центральными и в русском космизме, и в синергетике. Синергетика по своей сути является холистической теорией, а холизм - основа нового мышления XXI в. П.А.Флоренский связывал целостные качества структур и форм природы с понятием символа. Сама идея холизма прописана у него с необыкновенной точностью и глубиной: «В малейшей частности открывается целое, в его таинственной глубине, в его пленительном и радующем совершенстве. Все выражает целое, и целое - именно во всем, а не где-то рядом с ним... Часть, равная целому, причем целое не равно части, - таково определение символа... Роза - не лепестки, но лепестки - роза»3.

1 Русский космизм. С. 110.

2 Соловьев В.С. Тайна прогресса // Соловьев В.С. Сочинения. Т. 2. С. 557.

3 Флоренский П.А. У водоразделов мысли // Флоренский П.А. Собр. соч. в 2 т. М.: Правда, 1990. Т. 2. С. 147-148.

Цель достигнута, когда построено целое, когда, как говорил В.С.Соловьев, воплощена идея всеединства каждого из самостоятельных и свободных элементов бытия в мировом теле. Всеобщее единение осуществляется духовно-телесным образом. Воплощение идеи всеединства связано с преодолением непроницаемости в пространстве и с осуществлением, как подчеркивает Соловьев, «интеграции во времени (или против времени)».

«Уже и в природном мире идее принадлежит все, но истинная ее сущность требует, чтобы не только ей принадлежало все, но все в нее включалось или ею обнималось, но чтобы и она сама принадлежала всему, чтобы все, т.е. все частные и индивидуальные существа, а следовательно, и каждое из них, действительно обладали идеальным всеединством, включали его в себя. Совершенное всеединство, по самому понятию своему, требует полного равновесия, равноценности и равноправности между единым и всем, между целым и частями, между общим и единичным. Полнота идеи требует, чтобы наибольшее единство целого осуществлялось в наибольшей самостоятельности и свободе частных и единичных элементов - в них самих, через них и для них»1.

Идеи холизма у русских космистов выражены в разных формах: «Культура как живой организм» (Н.Ф.Федоров), «Вселенная - единое и связное целое» (В.С.Соловьев), «Макроскопическое целое, где все друг другу члены» (А.К.Горский). Они имеют под собой глубокие подосновы и обрастают разветвленными следствиями, и то и другое доступно синергетической переинтерпретации.

Синергетика не только исследует феномены когерентности, становления взаимозависимого коллективного поведения, формирования локализованных пространственно-временных структур в нелинейных диссипативных средах (системах), но и устанавливает конструктивные принципы коэволюции сложных структур мира. Международные организации, форумы и научные, практические и образовательные программы нацелены сегодня на обеспечение устойчивого развития природы и человечества, разных социальных общностей и геополитических структур, объединения Востока и Запада, Севера и Юга, объединения суверенных государств в континентальное, или даже мировое, сообщество. Сергей Павлович Курдюмов в своих лекциях и трудах называл это конструктивными правилами нелинейного синтеза простого в сложное, различных частей в динамически развивающееся целое, разрозненных структур в единую синхронизованную, устойчиво развивающуюся структуру. Суть этих правил коэволюции, совместного устойчивого развития или нелинейного синтеза раскрывается с помощью следующих трех положений:

1 Соловьев В.С. Смысл любви // Соловьев В.С. Сочинения. Т. 2. С. 542-543.

1) единство достигается через разнообразие элементов. Этот синергетический принцип восходит к известному принципу общей теории систем, выдвинутому у.Росс Эшби еще в 1950-х гг., - принципу необходимого разнообразия элементов. Говоря о самостоятельности и свободе единичных элементов внутри целого, В.С.Соловьев в конце XIX в. фактически уже выражал существо этого принципа системной организации. А сегодня мы должны понимать, что глобализация означает плюрализм социальных организаций и культур, плюрализм через единство в разнообразии;

2) устойчивое развитие возможно только через неустойчивость, при прохождении через необходимые периоды замедления развития и частичного или полного выпадения в хаос. Усиление неустойчивостей и неопределенностей, прохождение кризисов - путь внутренней жизни сложных организаций в природе и обществе. Нелинейный синтез частей в сложное эволюционирующее целое проходит через необходимые периоды рассинхронизации и хаотизации, частичного отпадения частей и фрагментов от целого для последующего этапа создания более мощных и жизнеспособных объединений. Чтобы устойчиво развиваться, необходимо быть готовым к падению и падать на время, чтобы не упасть навсегда, чтобы не разрушиться и не кануть в вечность;

3) обеспечение устойчивого развития требует осознания связи времен и детерминации нашей сегодняшней деятельности из будущего. Нужно осознать то, что мы не наследуем имеющиеся на Земле ресурсы у наших родителей, а заимствуем их у наших детей. Наши дети и внуки должны иметь по крайней мере не худшие условия жизни в природной и социальной среде, чем мы имеем теперь.

Путь эволюционного восхождения - это путь создания все более сложных целостных образований, путь интеграции множества структур и форм в единое целое. Путь превращения биосферы в ноосферу, сферу коллективного человеческого разума связан, по мысли В.И.Вернадского, с постепенной перестройкой всей биосферы «в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого»1.

Создание все более сложных объединений структур, если это объединение топологически правильно, т.е. происходит в соответствии с собственными тенденциями, структурами-аттракторами эволюционных процессов в рассматриваемой среде, приводит к увеличению темпов развития сложной структуры. Важнейшей идеей синергетики является существование дискретного спектра возможных путей в будущее (структур-аттракторов). Кроме того, существует ограниченный набор возможных способов объединения простого в сложное, конструирования все более сложных структур из простых.

1

1 Цит. по: Русский космизм. С. 341.

Объединяясь в сложное, структуры не просто складываются, входят в неизменном, недеформированном виде. Они определенным образом трансформируются, наслаиваются друг на друга, при этом некоторые их части выпадают, отсекаются. Как говорят физики, имеет место перекрытие с дефектом энергии. Это означает, что объединение приводит к экономии, фигурально выражаясь, к уменьшению «выжигания среды», к меньшему расходу материальных и человеческих затрат и усилий. Поэтому сформировавшаяся сложная структура начинает развиваться быстрее. За счет объединения сложная структура попадает в более быстрый темпомир, чем темпомир самой быстро развивавшейся структуры до объединения. Выгодно жить и развиваться вместе. Причем это выгодно не только слабым структурам, входящим в сложное целое, что очевидно, но и сильным, развитым структурам, что является важным и нетривиальным выводом синергетики.

Суммирую сказанное. Мир идет к единству через интеграцию разнообразных и живущих в разном темпомире структур. Синергетика открывает закономерности нелинейного синтеза простого в сложное и формулирует их в виде ясных правил1:

- нелинейный синтез - это объединение не жестко установленных, фиксированных структур, а структур, обладающих разным «возрастом», находящихся на разных стадиях развития. Это - конфигурационно правильное (резонансное) соединение элементов «памяти», причем «памяти разной глубины»;

- именно один и тот же момент обострения является ключевым индикатором связи структур в единое целое, показателем того, что мы имеем дело с целостной структурой, а не с конгломератом разрозненных фрагментов;

- неединственность способов сборки целого из частей;

- целое собирается не по крохам, а большими кусками, крупными блоками, оно собирается не из отдельных элементов, скажем атомов, а из промежуточных сред, выстраивающихся - в случае прогрессивной эволюции - в виде иерархии сред, обладающих разной нелинейностью;

- структуры-части входят в целое не в неизменном виде, но определенным образом трансформируются, деформируются в соответствии с особенностями возникающего эволюционного целого;

- для объединения «разновозрастных структур» (как бы структур прошлого, структур настоящего и структур будущего) в единую устойчиво эволюционирующую структуру необходимо нарушение симметрии; путь к возрастающей сложности мира - это путь увеличения

1

1 См. об этом подробнее: Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Темпоральные ландшафты коэволюции // Человек. Наука. Цивилизация. К семидесятилетию академика В.С.Стёпина. М.: Канон+, 2004. С. 445-462.

моментов нарушения симметрии в конфигурации сложных структур и переход к более сложным типам симметрии, создание симметрий более высокого уровня;

- для образования устойчивой целостной структуры важна надлежащая топология соединения структур (скажем, в случае структуры горения нелинейной диссипативной среды - правильное конфигурационное распределение максимумов и минимумов интенсивности горения структуры);

- для сборки новой сложной структуры, для перекристаллизации среды требуется создать ситуацию «на краю хаоса», когда малые флуктуации способны инициировать фазовый переход, сбросить систему в иное состояние, задать иной ход процесса морфогенеза, иной способ сборки сложного целого. «Сама природа коэволюции заключается в достижении этого края хаоса» (Стюард Кауффман);

- топологически правильное, резонансное объединение частей в целое приводит к ускорению развития целого, образовавшейся единой, целостной структуры.

Паттерны интеграции и самоорганизации, структуры-аттракторы эволюции, будучи зависимыми только от нелинейных свойств соответствующих сложных систем, предшествуют процессам как нечто готовое заранее. Они означают должное, определяют то, к чему стремятся процессы, внутренние цели - симметрию, красоту, истину. Путь в будущее не единственен, существуют дискретные спектры возможных направлений эволюции. Неоднозначны и способы интеграции структур в более сложную.

Коэволюция - не просто процесс подгонки частей друг к другу при образовании сложного целого, их резонансного взаимного расположения и синхронизации их темпов развития, но и инактивированное познание человеком мира, топологически и темпорально правильное встраивание и вдействование его в среду, искусство мягкого, нелинейного и резонансного управления. А также это - интерактивная связь между человеческими организациями и отдельными индивидами, всеобщее сотрудничество, соучастие и солидарность, совместные усилия в конструировании и перестройке мира, а тем самым, и своей собственной психики. Это - обнаружение универсального сродства всего со всем и таинственной связи между прошлым, настоящим и будущим.

Открываемые синергетикой принципы коэволюции можно назвать конструктивными, потому что они могут использоваться для эффективной управленческой деятельности, для стратегического видения будущего и планирования на долгосрочную историческую перспективу, для выработки разумной национальной и государственной политики в глобализирующемся мире. Синергетические принципы

коэволюции глубоко содержательны и ориентированы на отдаленное будущее, которое практически невозможно предсказывать традиционными методами. Глубокое понимание синергетических принципов коэволюции, нелинейного синтеза частей в устойчиво эволюционирующее целое может и должно лечь в основу современного «искусства жить вместе, содействуя утверждению толерантности и сохранению разнообразия в глобализирующихся сообществах». Коэволюция есть «искусство жить в едином темпомире», не свертывая, а поддерживая и развивая разнообразие на уровнях элементов и отдельных подсистем. А значит, нужно культивировать у каждого чувство ответственности за целое в плюралистичном и объединенном мире.

9. овладение временем

Важнейшей установкой русских космистов является овладение временем. Н.Ф.Федоров формулировал ее в контексте своей философии спасения: «Всеобщее воскрешение есть полная победа над пространством и временем. Переход "от земли к небесе" есть победа, торжество над пространством (или последовательное вездесущее). Переход от смерти к жизни, или одновременное сосуществование всего ряда времен (поколений), есть торжество над временем»1.

Н.Федоров призывал к действию, а не бездействию, к активному преобразованию мира в смысле победы над слепыми и косными силами природы. В одном из своих писем он дает интересную формулировку: «Час не настанет, время не приблизится, если мы останемся в бездействии. Слепая сила могуча, пока не пробудилась разумная. Предсказывать можно лишь злое, как следствие бездействия и слепоты, как побуждение к действию и знанию. Доброе можно лишь делать. Доброе и благое можно не предсказывать, а лишь предуказывать, направлять в одно сознательное действие»2.

А В.Н.Муравьев в своем философском сочинении «Овладение временем» писал о том, что природа должна превратиться в историю, а история сознательно и активно строиться человеком путем преобразования космоса на свою пользу, путем окультуривания жизни, природы, космоса. «Жизнь, сознательно построяемая человеком, и есть культура. Культура есть совокупность результатов, достигаемых человеком в деле преобразования мира. Культура есть мир, измененный и изменяемый человеком согласно идеалам его разума»3. «Человек должен

1 Федоров Н.Ф. Как может быть разрешено противоречие между наукою и искусством? // Федоров Н.Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1982. С. 572.

2

2 Цит. по: Горский А.К., Сетницкий Н.А. Сочинения. С. 130.

3

3 Цит. по: Русский космизм. С. 198.

стать не только homo sapiens, но настоящим властителем природы, homo сгеаШг'ом»1.

Согласно Муравьеву, овладение временем есть «время-властие», оно в высшей мере активно: это - овладение всеми вообще процессами движения и изменения путем завоевания их общего корня - времени»2. Это - сознательное проективное действие, направленное и на преодоление времени, и на победу над временем (например, опыты по омоложению человеческого организма), и на распоряжение временем, и на установление реальной власти над временем.

Синергетическая позиция далека от известной установки английского философа Нового времени Фрэнсиса Бэкона «Знание - сила». Синергетика ориентирована не на переделку природы, а на диалог, партнерство, сотрудничество, с ней. А сотрудничество означает, что внешние воздействия на сложные системы возможны, но они должны быть согласованы с собственными тенденциями природных, социальных, человеческих систем. Это - не насильственные, а пробуждающие, стимулирующие воздействия.

В то же время синергетическое мировидение близко к современному направлению конструктивизма в эпистемологии и теории управления. Конструктивизм - это такой подход, в рамках которого считается, что человек в своих процессах восприятия и мышления не столько отражает окружающий мир, сколько активно творит, конструирует его. Этот подход развивался разными авторами на базе различных дисциплинарных областей: на базе системной теории и кибернетики - Х. фон Фёрстером, нейробиологии и когнитивной науки - у.Матураной и Ф.Варелой, генетической эпистемологии - Ж.Пиаже, психологии восприятия - у.Найссером, существуют, разумеется, и иные версии.

Конструирование порождает когерентный, взаимосогласованный мир. Конструирующий человек и конструируемый им мир составляют процессуальное единство. Для понимания сути этого нового отношения человека к миру (его наблюдение изнутри, его обустройство, созидание и постоянная переделка самого себя в процессе этого обустройства) весьма удачной является метафора танца. Познание мира и действие человека в мире - это танец человека с миром, парный танец с различными па, в котором ведущим является то один, то другой партнер, в котором они оба беспрерывно раскрываются и развиваются.

Конструирование природной и социальной действительности означает, что человек как субъект познания и деятельности берет на себя весь груз ответственности за получаемый результат. Принцип ответственности, о котором писал Ханс Йонас, ставится здесь во главу угла.

1 Цит. по: Русский космизм. С. 203.

2 Там же. С. 206.

Как подчеркивает основатель синергетики, немецкий ученый Герман Хакен, самоорганизующееся общество может устойчиво существовать и продолжительное время динамично развиваться, если каждый его член ведет себя так, как если бы он - в меру своих возможностей -был ответственен за целое1. Этот принцип ответственности близок к категорическому императиву Канта.

В плане очерченной здесь синергетической установки сотрудничества с природой и активного конструирования природной и социальной реальности можно теперь разъяснить, какой смысл вкладывает современная наука в лице синергетики в установку русских космистов на овладение временем.

Во-первых, овладение временем есть освоение пространства. А освоение пространства - это умение анализировать сложные топологические конфигурации коэволюционирующих структур-аттракторов и вычитывать информацию о прошлом и будущем развитии этих структур в целом. Важно понять, что прошлое не сокрыто от нас слоями истории и будущее не отделено от нас в заоблачные высоты, прошлое и будущее соседствуют с нами здесь и сейчас, существуют где-то рядом. Увидеть это реальное прошлое и эти реальные элементы будущего, понять, как они влияют на нас и как мы можем, исходя из этого, активно строить нашу сегодняшнюю жизнь, - вот конструктивная, хотя и выглядящая сегодня достаточно абстрактной, установка синергетики.

Во-вторых, овладение временем - ключевое действие отдельного человека в ключевой момент. Важно понять, на каких стадиях эволюционных процессов в сложных системах действия каждого отдельного человека становятся существенными и могут вывести систему на предпочтительный путь будущего развития.

Особые возможности для проявления всеобщей сопричастности и соучастия, для заметного влияния даже отдельного человека на исторический ход процессов коэволюции, на развертывание исторических событий возникают в состояниях неустойчивости сложных систем, т.е. в состояниях вблизи бифуркации или вблизи момента обострения (на развитых стадиях развития сложных диссипативных структур). Именно в эти моменты действия каждого отдельного конструирующего действительность и управляющего ею субъекта могут стать существенными, определяющими возникновение новой макроскопической когерентной структуры, нового коллективного образца поведения. Более того, в условиях неустойчивости сложной системы возможно установление сквозной связи между различными иерархическими уровнями организации систем в мире, возможно «туннелирование»

1 См.: Хакен Г. Самоорганизующееся общество. Пер. с нем. Е.Н.Князевой // Будущее России в зеркале синергетики. М.: КомКнига/URSS, 2006. С. 207.

в микро- или мегамир. А поскольку пространство и время связаны в инварианты, то возможно и проникновение в прошлое или будущее.

В-третьих, овладение временем - это способ резонансного (топологически правильно организованного) воздействия на систему, которое позволяет ускорить темп ее эволюции, быстро вывести на желаемые структуры-аттракторы.

В-четвертых, овладение временем - это умение строить коэволюцион-ную сложность, соединять сложные структуры в коэволюционирующие и динамично развивающиеся сверхсложные целостные образования, способные в исторической перспективе ускорять свой темп развития.

Итак, мы приходим к следующему выводу. Для развертывания активной конструирующей и управленческой деятельности в современном сложном и глобализированном мире, для надлежащего встраивания человека в коэволюционные процессы нужно:

а) уметь принимать здоровые решения в условиях глубокой неопределенности, обусловленной возрастающей сложностью социальных процессов. А для этого необходим интеллектуальный альянс (интеллектуальная синергия) между прогнозом, производством инноваций и предпринимательской (управленческой) деятельностью;

б) уметь мыслить глобально и действовать активно и интерактивно, адекватно ситуации (принцип ситуационности действия);

в) быть в синергизме со средой, с управляемой организацией или предприятием (принцип нелинейных обратных связей, устанавливающихся между субъектом и средой его активности);

г) созидать подобающий как своим собственным познавательным и конструктивным возможностям, так и внутренним неявным тенденциям среды когерентный, взаимно согласованный мир (установка не просто на желаемое, а на осуществимое будущее).

Конструктивная и творческая позиция современного человека призвана определяться возможностью преднамеренного резонансного возбуждения сложных структур в соответствующих нелинейных средах и системах, тех структур, которые отвечают метастабильно устойчивым собственным формам организации этих сред.

10. время и вечность

Классическая философская проблема о соотношении времени ^етрив) и вечности (а^етНав) представлена в философии русского космизма в аспекте проблемы смерти и бессмертия, достижения цели развития (всеобщее воскрешение у Н.Ф.Федорова, всеединство у

В.С.Соловьева) и сохранения всех пластов истории. Одно предполагает другое: без возложения на себя всего груза прошлого невозможно достигнуть цели развития человечества.

Существует некая сквозная нить времен: прошлое неотделимо от будущего, прошлое и настоящее зависят от будущего, настоящее свертывает в себе прошлое и будущее. Вечное - это будущее, возвращающееся как прошлое в мире, который блещет новизной и эмерджент-ностью. Синергетика не может оставаться равнодушной к этим образам времени, тем более что внутри нее возникают некоторые близкие по содержанию представления о пространстве и времени в процессах эволюции сложных систем.

Древние греки учили: «Не ищите нового - ищите вечного». Платон говорил, что время есть подвижный образ вечности и что вечность не только объединяет все части времени, но и управляет временем. В «Эннеадах» у Плотина время предстает как прообраз и архетип вечности. Вечность как бы висит над бытием, отпуская себя и давая возможность формам и структурам на время появиться. Вечность держит время на привязи, не позволяя ему чересчур разыгрываться. Гераклит, который предложил образ мира как живого огня и вечного становления, говорил, что время - это дитя, играющее камешками. Время играет нами, как смертными существами, или, иначе говоря, позволяет нам немного поиграть в этом мире.

Еще говорят, что вечность сдерживает, чтобы все не случилось сразу. В религиозно-философском учении герметизма есть идея о том, что мир постигнет гибель, когда исчерпаются все его возможности, ибо каждая возможность реализуется в нем всего лишь один раз. В сложном мире, в котором мы живем и который описывается закономерностями синергетики, существует представление о структурах-аттракторах эволюции как о проявленных (актуальных или способных к актуализации) формах, всплывающих из океана непроявленного, из хаотической бездны, кишащей возможностями. Возникновение одной из структур-аттракторов эволюции - это как бы проба возможностей мира, это преходящая, временная реализация чего-то из непреходящей, вечной сокровищницы форм. У Сёрена Киркегора и философов-экзистенциалистов XX в. есть представление о настоящем как «вечном присутствии», о «теперь», воплощающем всю полноту времени, которое восходит к воззрениям Августина Блаженного о «вечном настоящем», содержащем различные временные модусы - модус прошлого, модус собственного настоящего и модус будущего.

Одно из важнейших представлений синергетики - это представление о коэволюции, о связи структур разного возраста, о включении элементов «памяти» и элементов будущего, маяков эволюции в сегодняшнюю сложную структуру, т.е. тоже представление о постоянном присутствии, о моменте теперь, втягивающем в себя - благодаря пространственно-временным инвариантам, а значит, связи пространственных и временных координат - исторический ход эволюции

структуры в прошлом и тенденции ее будущего развития. Кроме того, при определенных автомодельных режимах эволюции сложных структур, а именно при режиме с падающей амплитудой, возможно касание неограниченно отдаленного, «абсолютного» будущего этой структуры, т.е. в некотором смысле касание вечности. Это можно истолковать как некую сверку сегодняшних несовершенных и преходящих процессов в сложных системах с идеальным, совершенным ходом «мировых часов», с безначальной и бесконечной длительностью без «до» и «после», стало быть, с вечностью. Это один из наиболее парадоксальных выводов синергетики, на который неоднократно обращал внимание С.П.Курдюмов.

Каким образом это возможно? Ведь обычно считается, что лишь настоящее нам более или менее доступно, будущее достижимо лишь через сложную работу по прогнозированию и конструированию, тогда как прошлое - через не менее трудоемкую работу по реконструированию и описанию. И то и другое неизбежно связано с неточностями, аберрациями в наших толкованиях и интерпретациях. Подход синергетики принципиально отличается от традиционных исследовательских стратегий. Сегодняшняя деятельность не только определяется прошлым, но и строится из будущего. Причем чтобы быть успешной, она должна строиться с ориентацией (сознательной или неосознаваемой, интуитивной) на одну из возможных (и осуществимых!) в данной социальной среде структур-аттракторов развития.

Научившись «читать» пространственные конфигурации сложных эволюционирующих структур, можно усматривать в них элементы готового, не прогнозируемого, а того, каким оно в действительности будет, будущего, и готового, свободного от истолкований прошлого. Дело предстает таким образом, будто синергетика дает нам ключ к машине времени, и с этим ключом нам удается проникать в подлинное прошлое и в реальное, а не гипотетическое будущее. Этот ключ, однако, действенен только в искусных руках. Только тот, кто приобрел «синергетические очки», может стать пророком.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно синергетическим моделям научной школы

С.П.Курдюмова, существуют два различных и взаимно дополнительных режима в открытых и нелинейных средах: HS-режим и LS-режим с обострением. HS-режим - это режим «неограниченно разбегающейся волны», когда нет локализации и все структуры, неоднородности стираются, размываются. LS-режим с обострением - это режим «сбегающейся волны горения», режим локализации и интенсивного развития процессов во все более и более узкой области вблизи максимума. Чередование этих режимов имеет место в открытых средах (системах) с сильной нелинейностью.

При увеличении нелинейности в LS-режиме появляются новые решения, когда сложная структура начинает развиваться не просто в режиме колебания с LS на HS и обратно, а в автомодельном режиме спада активности и «неограниченно разбегающейся волны», т.е. как бы в режиме «отдыха» и «сна» сложной организации. Только при автомодельности появляется связь пространства и времени. И тогда сегодняшние процессы в центре этой структуры с падающей амплитудой являются индикатором того, как они будут протекать во всей структуре в будущем.

Но этот режим нестабилен. Возможны случаи, когда он держится достаточное длительное время, и при этом в центре этой структуры происходит касание неограниченно отдаленного от нас (абсолютного) будущего. Такого рода состояние, по-видимому, близко к состоянию сна без сновидений. Подобное утверждение - следствие анализа инвариантно-групповых свойств «падающего» автомодельного решения.

Вековые наблюдения за сменой состояний человеческого бытия в универсуме привели восточных мудрецов к заключению, что, когда человек бодрствует, он выпадает из космоса, а когда спит, растворяется в нем. Величайшая тайна йоги - это сон без сновидений. Сон без сновидений - это особое состояние, соответствующее максимальной непроявленности, или минимальной проявленности, свойств человеческой природы.

Предполагается, что, пребывая в этом состоянии, человек касается абсолютного и совершенного будущего. Осуществляется его связь с целым, с Единым, с зияющей бездной Небытия. Человек как бы подключается к отдельным вселенским связям и событиям, непосредственно регулируется ими.

«Когда человек, уснув, не видит никакого сновидения, то он достигает единства в этом дыхании. В него входит речь со всеми именами, входит глаз со всеми образами, входит ухо со всеми звуками, входит разум со всеми мыслями. Когда он пробуждается, то подобно тому, как из пылающего огня разлетаются во все стороны искры, так из этого Атмана разлетаются по всем местам жизненные силы, из жизненных сил - боги, из богов - миры» - так изображается это состояние в Каушитаки Упанишаде1. Находясь в этом состоянии, человек внутри себя сливается, идентифицируется с состоянием неограниченно отдаленного будущего вселенской организации.

Кажется, что осуществляется определенная гармонизация, сверка текущего хода процессов с целью, с «будущим порядком». Вечность открывается конечной сущности в момент ее касания бесконечно

1 Упанишады. М., 1967. С. 59.

отдаленного будущего тотальности универсума. Момент выпадает из течения времени и именно поэтому касается вечности.

Это следствие анализа математических моделей сложного эволюционного поведения. В принципе возможность такого состояния имеется у каждого человека (когда во время глубокого сна происходит охлаждение тела, замедление всех процессов, протекающих в его организме), но длительное пребывание в этом состоянии может быть только у некоторых людей. Автомодельный HS-режим с падающей амплитудой неустойчив и может сорваться или на обычный сон со сновидениями, или на дальнейшее необратимое падение - смерть. Это - режим «на краю хаоса», в котором балансируют все сверхсложные организации.

Вышеизложенное можно рассматривать как попытку рационального объяснения мистического или иррационального. «Истина есть прорыв за пределы и грани к миру иному. В мистических учениях кроется истина о связях человека с иными пластами бытия»1. В этих словах Н.А.Бердяева кроется установка русских космистов на раскрытие тайны бытия. Только устанавливая соприкосновение со всеми глубинными и высшими духовными пластами бытия, можно преобразовывать космос на благо человека и человечества.

* * *

Ключевой вопрос в наши дни состоит в изменении способа мышления человека. Ведь неслучайно говорят: «Измени свой способ мышления, и ты будешь уже на полпути к изменению мира!». К сожалению, наше мышление пока остается скорее линейным, чем нелинейным, скорее узко профессиональным, чем глобально ориентированным, скорее непримиримым, чем толерантным и готовым к компромиссам, скорее пассивно отражательным, чем конструктивистски активным. Поэтому изменение мышления в направлении нелинейности, осознания духовных ценностей, конструктивизма, коэволюции, интерактивности и партнерства с универсумом и сложными структурами в нем, о чем мечтал Сергей Павлович Курдюмов, жизненно необходимо.

Стратегии космического мышления, фундамент для которых был заложен русскими философами-космистами в XIX и XX вв., - это основной инструмент построения желаемого для человека будущего в веке XXI.

Это стратегическое видение должно быть когерентным, т.е. сопрягать в себе различные цели и планы действий в целостную и понятную картину предпочитаемых будущих состояний природной и социальной организации. Оно должно быть мощным, т.е. определяться сильной мотивацией к осуществлению поставленных задач и способ-

1

1 Бердяев Н.А. Смысл творчества. С. 94.

ностью взять на себя серьезные обязательства. Оно должно быть реалистичным, т.е. связанным с пониманием осуществимого, доступного для реализации, и неосуществимо пока или в принципе. Оно должно быть ценностно-ориентированным.

Мы должны понимать, что мир идет к единству через сохранение разнообразия биологических видов, типов социальных организаций, культур и языков, пространств индивидуального творчества. Мы должны ясно отдавать себе отчет, что осуществлять изменения тяжело, но стагнация фатальна, а кризисы развития неизбежны, но преодолимы. Что до тех пор, пока мы не изобретем себе лучшего будущего, мы не будем иметь никакого.

Ибо, как сказал, французский философ Пьер Тейяр де Шарден, оказавший существенное влияние на Владимира Ивановича Вернадского, будущее находится в руках тех, кто способен дать будущим поколениям веские основания жить и надеяться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.