Научная статья на тему 'Между временем и вечностью: С. П. Курдюмов о темпоральных свойствах сложных структур'

Между временем и вечностью: С. П. Курдюмов о темпоральных свойствах сложных структур Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
521
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С.П. КУРДЮМОВ / СИНЕРГЕТИКА / НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВРЕМЕНИ В СИНЕРГЕТИКЕ / ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / НЕЛИНЕЙНОЕ ВРЕМЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Князева Елена Николаевна

В статье рассматривается вклад С.П. Курдюмова в развитие синергетических знаний в России, фундаментальные исследования, созданной им научной школы. Излагается новая для науки и философии концепция времени в синергетике, парадоксальные связи времени и вечности, представленность будущего и прошлого в настоящем, нелинейные фигуры времени, ускорение и замедление хода эволюционных процессов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Между временем и вечностью: С. П. Курдюмов о темпоральных свойствах сложных структур»

Е.Н.Князева

Между временем и вечностью: С.П.Курдюмов о темпоральных — * свойствах сложных структур

Время - подвижный образ вечности.

Платон

Всё, что скрыто теперь, раскрывает некогда время.

Гораций

Сергей Павлович Курдюмов (1928-2004) ушел в вечность, но остается с нами и теперь. Его дыхание и дух явственно ощутимы1. Он неоднократно говорил, что идеи должны принадлежать миру, и щедро сеял семена синергетического знания. Он дарил миру свои идеи, вкладывая в них весь свой интеллект, всю свою исследовательскую страсть, всю свою любовь к жизни и всю свою заботу о будущем.

Диапазон научных, культурных и жизненных интересов Сергея Павловича был чрезвычайно широк. В науке сфера его деятельности простиралась от математической физики и математического моделирования процессов в открытых диссипативных средах до философии и филологии, учений Востока (в особенности, даосизма и буддизма), футурологии и глобалистики. Куда течет история? Каковы тенденции

* Работа выполнена при поддержке РФФИ (03-06-80252а, 04-06-80254а).

1 Во многих языках «дух» («душа») и «дыхание» этимологически связаны. Например, лат. anima - это и «дуновение», «дыхание», и «жизненное начало», и «душа».

труды ОНЦ КМ. ПАМЯТИ с.п.курдюмовл

изменений мира как целого на 5, 15, 70 лет? Каковы закономерности нелинейного синтеза сложных структур? Как осуществляется связь с будущим или что такое влияние будущего? Как уменьшить степень насилия и усилить следование внутренним тенденциям сложных систем (законам Дао)? Каковы правила коэволюции, устойчивого совместного развития сложных структур мира? Все эти вопросы находились в фокусе его внимания и обсуждались в его докладах и опубликованных трудах. Поиск конструктивных принципов коэволюции сложных структур мира - главное дело жизни Сергея Павловича, как он его сам определял в одной из последних лекций, записанной на компакт-диск в сентябре 2004 г. для последующего издания.

Одна из центральных проблем, которая рефреном проходит через все его научное творчество начиная с 1970-х гг., - это проблема времени в синергетике. В своих глубоких, мировоззренческих выводах он опирался на математические модели режимов с обострением в сложных системах. В этих системах есть особые стадии процессов, когда устанавливаются автомодельные режимы, для которых есть связь пространства и времени через инварианты. Значит, анализируя пространственную конфигурацию такого рода сложной эволюционирующей структуры сегодня, можно узнать, как она развивалась в прошлом и что будет происходить с этой структурой в будущем. Это замечательное свойство! Изучая сегодняшний день, мы можем проникать в историю и предвидеть будущее.

И еще один важный результат научной школы Курдюмова - это изучение возможных форм организации сложных систем, спектров структур-аттракторов, которым на уровне математического описания соответствуют наборы собственных функций решения нелинейных дифференциальных уравнений. Существуют также правила объединения относительно простых структур в сложные, как их называл Сергей Павлович, правила нелинейного синтеза. Определяющим параметром при объединении является темп развития структур. Различные сложные структуры, становясь единым целым, начинают жить в одном темпомире (термин, который мы с Сергеем Павловичем изобрели). Единая сложная структура может существовать достаточно долго, даже при возрастании интенсивности процессов в отдельных ее фрагментах в шестьсот раз. Максимумы в сложной структуре могут быть очень разные. Это говорит о том, что в этой структуре есть и элементы прошлого, которые еще недоразвиты, и будущего, которые ушли уже достаточно далеко и могут полностью оторваться от структуры, «забыв» ее как неразличимый фон.

Сейчас пишут книги о красоте фракталов, а есть и красота сложных спектров структур, возникающих в режимах с обострением. Самой большой мечтой Сергея Павловича было создание обучающих ком-

пьютерных программ, чтобы молодое поколение могло на красивых образных картинках изучать правила коэволюции сложных систем в мире. Продолжение этого дела теперь в руках его учеников.

Вклад Курдюмова в развитие и распространение синергетического знания в России огромен и поистине неизмерим. Главное, говорил он, бросить идею в мир, зажечь процесс самоорганизации в нем, посеять семена в чьей-либо душе, и в первую очередь в душах своих учеников. Это был бескорыстный и глубоко преданный науке человек. Он дарил себя и свои идеи миру.

Сергей Павлович был мастером постановки проблем. Он умел обозревать все поле полученных результатов и нерешенных вопросов целиком и поэтому всегда понимал, где есть брешь, пробел, недостаток, где возможность и необходимость для дальнейшего продвижения. Поэтому его участие в научных обсуждениях было бесценным, а его установки - реальными рабочими инструментами в руках его учеников. Ведь известно, что важно знать не что, а как, владеть know how, т.е. методом (в переводе с греческого буквально сопутчиком) решения научных проблем. Синергетика неявно работала здесь как метод, как «мастер самодостраивания» общего понимания проблемы.

Он не боялся выдвигать самые смелые, «безумные», шокирующие научное сообщество идеи, такие, например, как возможность касания человеком абсолютного будущего человечества (в особом состоянии -сне без сновидений), т.е., по сути, касания вечности. Он считал, что человек по характеру внутренних связей и сложным образцам поведения гораздо сложнее общества, а сложное всегда включает в себя структуры разного возраста: как из прошлого, так и из будущего, которое может проявляться в нем в особых состояниях. При этом он ссылался на то, что еще в Упанишадах сон без сновидений рассматривался как величайшая тайна. Когда он говорил о подобных вещах, переводчики даже иногда отказывались переводить его слова (был один такой случай на престижной международной конференции примерно в 2000 г. в Москве). Здесь невольно вспоминаются известные слова Нильса Бора, что идея должна быть достаточно безумной, чтобы быть истинной.

Этот случай свидетельствует о том, что научное сообщество отнюдь не всегда было готово воспринять и осознать идеи Курдюмова. Значит, Сергей Павлович опережал свое время, будучи по складу своего ума не только математиком, но и мыслителем, философом. А философия, забираясь в дебри метафизических абстракций, нередко опережает науку современной ей эпохи (как, впрочем, и математика, котороя движется своими собственными путями в мицелиях своих высокоабстрактных построений!). Философия помогает там, где наука оказывается бессильной, ибо раздвигает рамки человеческого сознания, заставляет взглянуть на мир по-другому.

Чтобы иметь внутренние силы выдвигать такие, казалось бы, абсурдные идеи, в каждой креативной личности должно быть, если можно так выразиться, небытийное начало, и такое начало, в самом позитивном смысле этого слова, в Сергее Павловиче было. Теперь все говорят, что Курдюмов был необыкновенно светлым человеком. Это действительно так, ибо он любил жизнь, беззаветно любил дело синергетики и мечтал о конструировании желаемого, предпочитаемого нами и устойчивого будущего, используя синергетические принципы коэволюции как «искусство жить вместе».

Проповедуя идеологию режимов с обострением, он сам жил словно в режиме с обострением. Он зажигал других, и сам горел в беседах, в работе, в размышлениях. Он отдавал себя без остатка своим ученикам, высказывая все, что у него накопилось в уме. И каждый был уверен, что это он высказывает только ему и в связи только с его научными исследованиями. Он мог говорить часами, не чувствуя времени, увлекаясь и не замечая наступления вечера или даже ночи, не нуждаясь в перерывах на чай или ужин. И когда вдруг вновь выпадал в действительность, произносил: «Давно не виделись».

Он умел вселять уверенность в своих учеников, подбодрить, похвалить, не боялся даже перехвалить, ибо искренне считал, что недооценка собственных сил гораздо хуже, чем их переоценка. Принадлежность к научной школе С.П.Курдюмова значит очень много. Это - огромный конгломерат знаний, которые формируются годами и десятилетиями. Это - не только выраженное, осознанное, просчитанное, изложенное в трудах, но и еще не выраженное и вообще невыразимое. Это то, что не может быть сразу высказано (Unsagbare), недоступно вербализации, но что возможно вывести из тенет потенциального, реализовывая лишь мало-помалу, постепенно и через личностное знание учеников.

Курдюмов - это айсберг, лишь верхушка которого доступна нашему пониманию. Это - метафизическая бездна потенциальных ходов будущих исследований.

Человек, даже такой открытый, каким был Сергей Павлович, не мог быть одинаково внимателен ко всем, но к избранным, к своим любимым ученикам он был внимателен беспредельно и, казалось, выплескивал все содержание своих умственных ходов, совершенных на тот момент, и весь осознаваемый им багаж пока не решенных проблем. Поэтому на его учеников и учеников его учеников возложен тяжелый груз ответственности продолжать научные исследования в данном направлении и разносить синергетические идеи. Ибо принадлежность к традиции рождает инновации.

Нынешнее время, любил повторять Сергей Павлович, - это время сериалов, не просто пустых мыльных опер, но сериалов подлинной культуры и науки. Не надо стесняться повторять, нужно долбить

и долбить дорогие тебе синергетические идеи, чтобы они распространились по миру и посеяли свои семена в нем, которые могли бы стать точками роста нового знания где-то и когда-то в будущем. Нужно тщательно прописывать синергетические идеи сегодня, чтобы они были кем-то востребованы в будущем.

Сергея Павловича Курдюмова больше всего заботило то, чтобы синергетические идеи распространялись по миру и приживались в нем, произрастали, давая новые плоды, чтобы синергетическое движение в России ширилось и становилось более влиятельным, чтобы к ученым стали серьезно прислушиваться политики. Главное - бросить идею в мир, зажечь процесс самоорганизации в нем. Главное - чтобы эти идеи легли в основание исследований для будущих поколений ученых и чтобы в соответствии с ними строилось будущее России и мира.

1. Время в природе и восприятие времени

Проблему времени, которую мы прицельно рассматривали с С.П.Курдюмовым в последнее десятилетие1 и которая естественным образом поднимается внутри синергетического знания, можно обсуждать в различных планах или аспектах: физическое время, психологическое время (восприятие времени), образы времени в истории культуры человечества, в том числе образы времени в мифах восточных и западных культур, историческое время (временные характеристики течения человеческой истории).

В настоящей работе затрагиваются первые два аспекта: физическое время и психологическое восприятие времени (time perception). Излагаются некоторые фундаментальные результаты исследований того, как изменяются наши представления о времени в связи с бурным развитием в последние десятилетия теории самоорганизации сложных систем, или синергетики, - а это, в первую очередь, физический аспект времени. Ибо модели синергетики исходно, по своему происхождению являются физическими (модели становления когерентного излучения лазера у Г.Хакена) или физико-химическими (модель брюсселятора для описания периодических химических реакций и И.Пригожина). Однако здесь надо сделать оговорку: синергетика является междисциплинарной, или, лучше сказать, трансдисциплинарной, теорией, а в трансдисциплинарности есть и аспект интер-, т.е. взаимодействия различных дисциплин, и мета-, т.е. выхода за пределы физики, химии, биологии на некоторый метанаучный уровень исследования (поскольку открываются образцы сложного

1 Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Темпоральные ландшафты коэволюции // Человек. Наука. Цивилизация. К 70-летию академика В.С.Стёпина. М.: Канон+, 2004. С. 445-462.

поведения вообще, сложного и в природе, и в социуме, и в человеческой психике), и транс-, т.е. перехода через дисциплинарные границы, переноса когнитивных схем из одной области в другую. Открывая общие образцы сложного поведения вообще, синергетика что-то может сказать не только о времени в физическом смысле, но и о времени в самом общем, метафизическом смысле.

Не менее интересен для исследования и психологический аспект времени. Проблема восприятия времени исследуется в философской феноменологии со времен Эдмунда Гуссерля. В 1905 г. он прочитал лекции по феноменологии внутреннего восприятия времени (их текст был издан Мартином Хайдеггером в 1928 г.1), в которых содержатся глубокие идеи, являющиеся до сих пор предметом толкований и дискуссий. Данная проблема рассматривается с разных сторон и в современной когнитивной науке, включающей в себя целый конгломерат научных дисциплин (психология, нейрофизиология, биология, информатика, исследование искусственного интеллекта), которые изучают, как работает человеческий мозг, как функционирует психика, как устроено и функционирует человеческое сознание, как человек познает мир. В когнитивной науке разрабатывается ныне динамический подход, который основан на применении моделей нелинейной динамики. Эти модели могут и не называться синергетическими, поскольку в США больше принято название «нелинейная динамика», или «теория хаоса», или «теория сложности», - но сами модели, по сути, те же самые. И в рамках динамического подхода в когнитивной науке возникают сходные с синергетикой представления о дискретности и нелинейности времени, о которых здесь также пойдет речь.

Приступая к рассмотрению физики и метафизики времени, хотелось бы начать с некоего почти поэтического образа времени, который дает нам Гераклит и который был излюбленным у С.П.Курдюмова (недаром он взял его в качестве эпиграфа к своей странице в Интернете www.spkurdyumov.narod.ru). Мир - это живой огонь, «мерами возгорающий и мерами затухающий», т.е. мир постоянно претерпевает изменения, причем изменяется не линейно и монотонно, а циклами и ритмами, происходит смена различных режимов его эволюции. Согласно Гераклиту, время - не раз и навсегда заведенные часы, не машина с монотонно работающим механизмом, не кузнец, автоматически отсчитывающий удары, опуская свой молот на наковальню, это - «дитя, играющее камешками»2. Такой образ игрового времени, образ постоянной пробы возможностей мира очень близок духу синергетики.

1

1 Гуссерль Э. Собр. соч. М.: Логос, Гносис, 1994. Т. 1.

2

2 Цит. по: Рассел Б. Мудрость Запада. М.: Республика, 1998. С. 51.

Подобную метафизику потока - «все вещи текут» - развивали далее А.Бергсон и А.уайтхед. Мир открыт и переполнен возможностями, непроявленными формами, пока не реализованными структурами-аттракторами. Мир - это кладезь возможностей. Актуализация части этих возможностей, испытание того, что можно и что невозможно осуществить в мире посредством наших управляющих воздействий здесь и сейчас, что доступно и желаемо для осуществления в данной ситуации, имеющей определенную пространственно-временную конфигурацию, - вот это как раз и есть тот нелинейный образ времени, который можно извлечь из синергетического знания.

И еще одно предварительное замечание. В начале XX в. естествознание, подхватывая общий дух теории относительности Эйнштейна, видело в качестве своего идеала геометризацию, т.е. стремилось представить время и силовые взаимодействия через пространство и изменение его свойств. У Эйнштейна время было «опространствено». Это было как бы четвертое измерение пространства. А ныне, в начале XXI в. -благодаря синергетике - в фокусе внимания оказывается время. Акцент падает на эволюционность и темпоральность, на эмерджент-ность и случайность возникновения упорядоченных структур в природных, человеческих, социальных системах. Теперь оказывается даже возможным через время представить пространство, ибо синергетика показывает, что в пространственной конфигурации некой сложной структуры-аттрактора сегодня представлены и могут быть «вычитаны» исторические, эволюционные стадии ее развития, обнаружены фрагменты структур «разного возраста», несущие элементы «памяти разной глубины», что само пространство можно рассматривать как иерархию структур разного возраста, разной временной определенности. Таким образом, происходит поворот от опространствования времени к овременению пространства.

2. Нелинейные фигуры времени

Какой смысл вкладывается синергетикой в этот новый, нелинейный образ времени? Поль Валери в своих дневниках говорит, что «время имеет свои фигуры»1. По словам Ильи Пригожина, «время становится "возникающим" свойством»2. Это - не время бытия, а время становления организованных, упорядоченных структур в диссипативных средах, это - время морфогенеза структур, естественные и, вообще говоря, неизбежные периоды катастроф, периодического выпадения в хаос.

1 Valéry Р. Cahiers. Paris: Gallimard, 1974. V. 2. P. 1113.

2

2 Пригожин И. Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2000. С. 57.

В синергетике возникает целый ряд парадоксальных представлений, которые говорят о нелинейности течения времени в процессах эволюции и коэволюции сложных структур:

- преддетерминация, влияние будущего, когда от будущего «веет незаметно ветер» (Ф.Ницше);

- представленность прошлого и будущего в настоящем, «момент "теперь" удерживает в себе все предыдущие и все последующие ступени развития» (Э.Гуссерль);

- необратимость и элементы обратимости хода времени, смена противоположных по смыслу и дополняющих друг друга режимов (режимов быстрого роста и локализации и режима спада активности и растекания по старым следам) как способ поддержания функционирования сложной организации; ритмы течения времени, «ритм накладывает туманное покрывало на реальность» (Ф.Ницше);

- ускорение и замедление хода эволюционных процессов, подобие медленных (на квазистационарной стадии) и быстрых (вблизи обострения) процессов в случае его автомодельного описания степенным законом; «время имеет свою плотность» (Г.Башляр);

- дискретность времени, кванты биологического времени (метаболические циклы живых существ), когнитивного времени (фреймы восприятия), исторического времени (время жизни одного поколения, составляющее порядка 40 лет); «длительность состоит из моментов, лишенных длительности» (Г.Башляр).

Илья Пригожин (1917-2003) на протяжении всей жизни осуществлял свою юношескую мечту, выраженную им еще в 1937 г. в трех коротких заметках для студенческого журнала и заключающуюся в том, чтобы унифицировать естественные науки и философию через решение загадки времени1. Он прямо говорил о нелинейности времени: «Всякое сложное образование определяется множеством времен, разветвляющихся одни над другими, согласно их тонким и множественным сцеплениям»2. Конечно, этот образ бифуркирующего, ветвящегося времени метафоричен, но в нем отражается внутренний дух нашего века бифуркаций. Что касается философских представлений о времени, близких этому, инициированному синергетикой нелинейному видению времени, кроме Эдмунда Гуссерля, Фридриха Ницше и Гастона Башляра стоит назвать также имена Николая Гартмана, Анри Бергсона, Мориса Мерло-Понти, Альфреда Уайтхеда, Мартина Хайдеггера.

1 Пригожин И. Конец определенности. С. 68.

2 Spire А. La Pens^e-Prigogine, suivi de trois entretiens avec Gilles Cohen-Tanoudji, Daniel Bensach et Edgar Morin. Paris: Desctée de Brouwer, 1999. P. 25.

3. Парадоксальные связи времени и вечности

Влияние будущего

Наиболее парадоксальной является синергетическая идея о влиянии будущего на настоящее. Она раскрывается в синергетике двояким образом.

Во-первых, когда система попадает в конус притяжения аттрактора, то он становится определяющим для поведения системы; она начинает строиться и достраиваться из будущего, в соответствии со структурой-аттрактором, с будущей формой.

Во-вторых, при резонансном объединении структур «разного возраста» в единую целостную структуру более развитые стадии, более высокие уровни развития, структуры, в большей мере приблизившиеся к моменту обострения (т.е. будущее), непосредственно влияют на менее развитые структуры (т.е. настоящее).

Но что же здесь нового? Ведь вся человеческая деятельность в целом и управленческая в частности основывается на том, что мы можем ее целенаправленно строить, сознательно корректировать в зависимости от складывающейся ситуации, менять наши цели и добиваться их полного достижения, полной реализации наших задумок и планов. Новое здесь - именно то, что влияние будущего, преддетер-минации и квазицели существуют в сложных (природных и созданных человеком) системах вообще, а не только в человеческой деятельности. Кроме того, синергетическая идея о влиянии будущего в корне отлична от известных в психологии представлений об установке, ожидании, об опережающем отражении (лягушка видит движущийся предмет и прыгает, чтобы его схватить, чтобы съесть насекомое). Установка -это возможность, в большей или меньшей степени желаемая, в большей или меньшей степени осуществимая. А структура-аттрактор, если система попала в его конус притяжения, не может не реализоваться, не может не построиться, это - уже действительность, прямое присутствие будущего, будущей формы, именно такой, какая она будет.

Лейбниц считал, что «настоящее всегда чревато будущим»1, оно несет его в себе, в своем лоне, т.е. у него как бы весь ход развития преддетерминирован к некоему гармоничному состоянию. Фридрих Ницше, рассуждая о сверхчеловеке, писал: «Неслышными взмахами крыл веют из будущего ветры» или «Будущее и самое дальнее пусть будет причиною твоего сегодня»2, т.е. будущее определяет то, как строится настоящее. Эдмунд Гуссерль говорил о протенциях - о нитях,

1 Лейбниц Г. Сочинения. М.: Мысль, 1982. Т. 1. С. 346.

2 Ницше Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1990. Т. 2. С. 56, 44.

тянущихся из будущего, о забегании вперед. А его ученик Мартин Хайдеггер - о том, что «собственная временность временит себя из собственного будущего, а именно она будит настоящее»1.

Дело обстоит таким образом, как будто с позиции синергетики можно материалистически понять учение Аристотеля о конечной и формальной причинах. Формы, по Аристотелю, не возникают в процессе придания вещи определенной формы, они есть нечто пред-данное. И если кузнец делает медный шар, то он не делает ни медь, ни шар как некую форму, а просто придает меди форму шара. Форма шара существует до самого процесса оформления куска меди в шар. Аналогично паттерны самоорганизации как бы предшествуют самим процессам самоорганизации: и природа, и общество строят себя именно в определенных формах, скажем, застраиваются правильными гексагональными ячейками, которые в физической конвекции называются ячейками Бенара, а в урбанистической географии - решетками Кристаллера.

Не меньшее значение имеет аристотелевское представление об энтелехии - о внутренней энергии, заложенной в бытии, побуждающей его к обретению определенной формы. Как бы переформулируя это представление, Жан Петито, эпистемолог, ученик Рене Тома, внесшего значительный вклад в разработку математической теории катастроф (или особенностей), разъясняет важнейшее теоретическое представление Тома о «содержательности (pregnance), богатстве внутреннего смысла форм, т.е. значащей ценности готовых к развертыванию форм для субъективности (то, что Кант уже назвал "формальной субъективной финальностью” организованных природных форм, которую он противопоставлял их "объективной внутренней финальности")»2. На этой основе, по его словам, может быть развита материалистическая теория финальности. Стержневой в теоретических представлениях Рене Тома является идея морфодинамики, т.е. исследования не только генезиса, не только возникновения, но и развития, достраивания и взаимопревращения форм как проявления качественной дискретности процессов в пространстве и времени, прохождения процессов через точки особенностей (феномен критичности). Морфодинамика есть исследование внутреннего смысла, внутреннего плана бытия. Физика превращается тем самым в гено-физику, т.е. в науку, исследующую генезис физических процессов.

В развиваемых в ИПМ им. М.В.Келдыша РАН синергетических моделях автомодельность описания свидетельствует о единстве всего

1

1 Heidegger M. Sein und Zeit. 16. Aufl. Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1986. S. 329.

2

2 Petitot J. La Sémiophysique: De la Physique qualitative aux sciences cognitives //Passion des formes. Dynamique qualitative, sémiophysique et intelligibilité". Paris: ENS Editions Fontenay -St. Claude, 1994. T. 2. P. 509-510.

процесса - и его медленной, квазистационарной стадии, и его быстрой стадии вблизи момента обострения. И прошлое, и будущее доступны единому описанию, схватываются одним математическим законом, причем существует внутреннее подобие стадий - разряжение и сгущение событий. Процесс развертывается как будто по программе, заложенной с самого начала.

Основываясь на представлении о структурах-аттракторах как собственных формах открытых нелинейных сред, необходимо расставить иные акценты в нашем видении отбора как механизма эволюции. Когда рассматривают процессы эволюции сложных формообразований и структур, то обычно предполагается, что именно отбор приводит к их совершенствованию. С точки же зрения синергетики существуют внутренние законы развития, иначе говоря, отбор работает лишь на поле предзаданных возможностей, отбору доступны только те формы, которые заложены в самой нелинейной среде. Эти формы (цели) не создаются отбором, но определяются собственными свойствами этой среды.

Представленность будущего и прошлого в настоящем. Вечное присутствие

Соотношение между различными модусами времени - прошлым, настоящим и будущим - философская проблема. Философы по-разному отвечают на вопрос, что такое настоящее. Настоящее - это короткий период между прошлым и будущим, ускользающее от нас ничто, или же настоящее содержит, свертывает в себе всё: и прошлое, и будущее. Тогда, стало быть, настоящее есть соединение всех временных модусов, вечное присутствие и настоящего, и будущего. Эта мировоззренческая позиция развернута в учениях экзистенциалистов (С.Киркегора как предшественника экзистенциализма XX в., у М.Хайдеггера и др.). У С.Киркегора и философов-экзистенциалистов XX в. есть представление о настоящем как «вечном присутствии», о моменте «теперь», воплощающем всю полноту времени, которое восходит к воззрениям Августина Блаженного о «вечном настоящем», содержащем различные временные модусы - модус прошлого, модус собственного настоящего и модус будущего.

Сёрен Киркегор писал: «Говорят: время летит, жизнь идет вперед и т.п. Не замечаю. И время стоит, и я стою. Все планы, которые выбрасывает мой ум, не идут в ход, а возвращаются ко мне; хочу плюнуть - плюю себе в лицо»1. В другом его произведении читаем: «Вечное - это настоящее. Для мысли вечное есть настоящее как снятая

1 Киркегор С. Афоризмы эстетика // Киркегор С. Наслаждение и долг. Киев: Air Land, 1994. С. 33.

последовательность (время и было этой последовательностью, которая теперь преходит). Для представления это - продвижение вперед, которое, однако, не трогается с места, поскольку для него вечное есть бесконечное, лишенное содержания настоящее. Стало быть, в вечном нет разделения на прошедшее и будущее, поскольку настоящее положено здесь как снятая последовательность»1.

Подлинное время, по Мартину Хайдеггеру, - это не физическая последовательность «теперь», а вечное присутствие. Модус прошлого - «бытие-всегда-уже-в-мире». Прошлое - это не то, от чего остались лишь с трудом восстановимые следы. Напротив, оно постоянно присутствует в настоящем и детерминирует как настоящее, так и будущее. Прошлое - это фактичность, «заброшенность». Модус настоящего - «бытие при». Это - «обреченность». Мы «обречены» на такое настоящее, ибо оно определено прошлым и строится в соответствии с проектами будущего. Модус будущего - это «забегание вперед», про-ект2. С одной стороны, будущее - это давание возможности прийти, наступить, а с другой - это возвращение назад к своему собственному прошлому.

Таким образом, будущее дает возможность родиться настоящему. Будущее (лучшее из уже бывшего) отпускает из себя настоящее. Настоящее освобождается из будущего. Привычные понятия «прошлое», «настоящее» и «будущее» вульгарны, они «неправильно» разрезают сложную реальность. Хайдеггер говорит о некой временности, которая делает возможным единство экзистенции. Временность вообще не есть, «временность изначально временится из будущего»3.

Вечное присутствие, по Хайдеггеру, складывается из непреходящего значения прошлого, пост-данного, преддетерминации будущего (проектов будущего), пред-данного, и из так называемого настоящего, сотканного исключительно из элементов того и другого.

Синергетика как бы переосмысливает эти представления и наполняет их реальным научным содержанием. Одно из важнейших представлений синергетики - это представление о коэволюции, о связи структур разного возраста, о включении элементов «памяти» и элементов будущего, маяков эволюции в сегодняшнюю сложную структуру, т.е. тоже представление о постоянном присутствии, о моменте «здесь и теперь», втягивающем в себя - благодаря пространственновременным инвариантам, а значит, связи пространственных и временных координат, - исторический ход эволюции структуры в прошлом и тенденции ее будущего развития.

1

1 Киркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. С. 182.

2

2 См. об этом: Гайденко П.П. Хайдеггер //Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. С. 427.

3 Heidegger M. Sein und Zeit. S. 331.

Еще одно парадоксальное свойство - это представленность, сосуществование будущего и прошлого в настоящем. Сложные по своей конфигурации пространственные структуры-аттракторы содержат информацию о своем прошлом и будущем. Откуда это следует? Из того факта, что это - установившиеся, автомодельные процессы, и значит, они описываются пространственно-временными инвариантами, а в инвариантах, как мы знаем, время и пространство не свободны, но определенным образом связаны друг с другом. Однако они связаны не так, как в теории относительности, а иным способом. Можно сказать, что из этой внутренней связи пространственных и временных характеристик структур на их развитых, автомодельных стадиях развития возникает возможность проникновения в их прошлое и будущее. Информация о прошлых и последующих временных стадиях развития содержится в пространственной конфигурации структуры сейчас, и если мы научимся считывать эту информацию, то сможем проникать не в вероятное, предсказываемое нами, а в реальное будущее, которое будет у этой структуры, и не в реконструированное, восстановленное по крохам прошлое, а в ее реальное (то, как оно было) прошлое. Значит, всё уже есть в настоящем, прошлое и будущее структуры содержится в ее настоящем, в ее наличной пространственной конфигурации. Это, действительно, парадоксальная идея, которая близка к представлениям философов-экзистенциалистов о моменте «теперь», о настоящем как вечном присутствии (С.Киркегор, М.Хайдеггер).

С точки зрения синергетики сложную иерархически организованную структуру можно представить как совокупность различных стадий развития. Их иерархия напрямую связана с эволюцией, со степенью продвижения к моменту обострения. Если, скажем, мы заняли место наблюдателя на некой срединной структуре, на некотором среднем иерархическом уровне, то структуры с более низким максимумом интенсивности процессов - это структуры из прошлого, а структуры с более высоким максимумом - это структуры из будущего. И поскольку эти структуры связаны воедино в целостную структуру, т.е. когерентны, развиваются согласованно, то мы как обитатели срединного уровня ощущаем непосредственное влияние прошлого (от более низких структур) и непосредственное влияние будущего (от более высоких, более продвинутых к моменту обострения структур). Их когерентность означает попадание их в один темпомир, фигурально выражаясь, наличие консенсуса, а договориться можно не со всеми и не всегда, а только выборочно и соблюдая определенные правила.

Гастон Башляр называет подобную связь между прошлым и будущим в настоящем «липкостью длительности»1. Поль Валери говорил

1

1 Bachelard G. La dialectique de la durée. Paris: Boivin Editeurs, 1936. P. 10.

о настоящем как сосуществовании и взаимности1. А Морис Мерло-Понти отмечает, что «жизненное настоящее содержит в себе, в своей толщине прошлое и будущее»2, что настоящее имеет свою временную глубину.

Ограничимся одним примером. Человек, как известно, является сложнейшей иерархически организованной структурой. Одна из основных внутренних установок социального управления в настоящее время состоит в том, что нужно коренным образом изменить человека, чтобы изменить к лучшему социальную жизнь. Ведь человек является элементарной ячейкой общества, и, преобразуя социальную среду на уровне элементов, изменяя собственные свойства этой среды, мы можем изменять поле возможных путей развития этой среды, а также способствовать достижению предпочтительных будущих состояний общества как сложной системы. Эта важнейшая установка часто формулировалась и формулируется с точностью наоборот: нужно изменить общество и социальные условия жизни в нем, чтобы изменился и сам человек. С точки зрения синергетики видна сомнительность, а может быть, даже и опасность такого рода постановки вопроса и формулирования задач социальных преобразований. Природа сложных формообразований в мире такова, что их сложность связана не только с большим количеством входящих в них элементов и подсистем, не только со сложностью взаимодействий между ними, но и со сложным объединением, синтезом в них предшествующих исторических состояний (стадий) развития.

Согласно синергетике, человек, как микрокосм, представляет собой синтез предыдущих стадий развития, причем, возможно, не только онтогенетического, но и филогенетического развития. Повсюду в природе становление сложного целого сопровождается накоплением предыдущих стадий развития, правильным, резонансным включением их в единую структуру «горения» человеческого существа, а не вытеснением и отсечением. Память не исчезает, а остается и продолжает действовать. Из кусков прошлого, из его напластований, отложений, наслоений, его разрывов и сдвигов складывается новый мир. По словам Анри Бергсона, «непрерывно действующее прошлое без конца набухает абсолютно новым настоящим»3. Разумеется, это не означает, что в сложную развитую структуру входят все без исключения исторические стадии развития в неизменном исторически фиксированном виде. При сборке сложного некоторые предшествующие стадии развития могут естественным образом выпадать, а другие, существенные -

1 Valéry Р. Cahiers. Paris: Gallimard, 1973. V. 1. P. 1337.

2

2 Merleau-Ponty M. Phifnomenologie de la perception. Paris: Gallimard, 1945. P. 318.

3

3 Бергсон А. Творческая эволюция. М.: Канон-пресс, Кучково поле, 1998. С. 205.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

входить в преобразованном, трансформированном виде. Построение сложного целого ведет к видоизменению частей, элементов и подсистем, входящих в его состав.

С такой теоретической позиции становится понятным, что с целью преобразования человека нельзя просто вытеснять из него, из его психики старое, дикое и неразумное, телесное, отсекать его историю; старое, бремя его исторического пути должно быть включено, резонансно интегрировано, трансформировано в нем. Выпадение существенных элементов сложной эволюционной структуры может сделать дальнейшее развитие этой структуры неустойчивым. А управленческие, образовательные или воспитательные усилия, направленные на устранение якобы нежелательных элементов дикости, неразумности, телесности в человеке, просто-напросто окажутся неэффективными.

Основной принцип холизма, состоящий в утверждении «целое больше суммы частей», может быть прослежен начиная с древних философских учений. Одна из наиболее ранних его формулировок содержится в даосизме, философии Лао-Цзы. Однако полный и глубокий смысл этого принципа был выявлен в таких теориях, как гештальт-психология, теория систем и синергетика. Принцип рассмотрения от целого к частям, или поведения частей с позиции целого, необычен для классической науки. Последняя движется в ходе анализа главным образом от феноменологического целого к расчленению его на отдельные части и изучению частей, причем этот редукционистский путь анализа не дополняется обратным движением от частей к целому, не завершается построением интегральной картины.

Классический линейный принцип суперпозиции теряет свою силу в сложном и нелинейном мире, в котором мы живем: сумма частных решений не является здесь решением уравнения. Целое не равно сумме частей. Вообще говоря, оно ни больше, ни меньше суммы частей. Оно качественно иное по сравнению с частями, которые в него интегрированы. И, кроме того, формирующееся целое видоизменяет части. Коэволюция различных систем означает трансформацию всех подсистем посредством механизмов установления когерентной связи и взаимного согласования параметров их эволюции. Нелинейный синтез - это объединение не жестко установленных, фиксированных структур, а структур, обладающих разным «возрастом», находящихся на разных стадиях развития. Это - соединение элементов «памяти», причем «памяти разной глубины»1.

1 См.: Режимы с обострением. Эволюция идеи. Законы коэволюции сложных структур. М.: Наука, 1998; Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб.: Алетейя, 2002; Knyazeva H., Kurdyumov S.P. Nonlinear Synthesis and Co-evolution of Complex Systems // World Futures. 2001. Vol. 57. P. 239-261.

Стрела времени. Его необратимость и элементы обратимости. Вечное возвращение

Рассмотрим еще одну темпоральную характеристику процессов эволюции в сложных системах - их необратимость и частичную обратимость. Илья Романович Пригожин в своих работах все время подчеркивал идею необратимости, стрелы времени. Он строил диаграммы бифуркаций и говорил о каскадах бифуркаций и микроструктурах событий, что делает будущее принципиально непредсказуемым, открытым, причем неопределенность относится и к будущему, и к прошлому1. «Дано ли нам будущее?» - вопрошает он и отвечает: «Не дано». Мы с С.П.Курдюмовым, изучая проблему времени, пришли к выводу о важности частичной обратимости эволюционных процессов. В эволюции существует не только необратимость, но и обратимость.

С чем связана эта обратимость? Она связана с переключением различного типа режимов эволюции: режима бурного развития структур, локализации процессов и подхождения к моменту обострения и режима спада активности и растекания, «охлаждения», «сна» или «отдыха» сложной структуры (организации). А почему необходимо переключение? Да потому, что, когда структура быстро развивается, -а мы живем в нелинейном мире, в котором быстрые процессы играют заметную роль, - подходя к моменту обострения, она становится неустойчивой, может быть рассинхронизирована в результате малых флуктуаций, которые всегда существуют в природе, и в итоге может распасться. Над этой структурой нависает угроза гибели, и чтобы избежать гибели, ей нужно переключиться на иной, противоположный режим, режим спада активности, как бы «отдыха» этой структуры (организации). Значит, смысл обратимости, частичного возврата к прошлому - это поддержание жизни сложной структуры (организации). Сложная организация живет, но она смертна, вблизи момента обострения она подвергается угрозе распада, а переключение на иной режим дает ей возможность пожить еще немного, пожить еще хотя бы следующий цикл, перейти в иное состояние, чтобы поддержать жизненный огонь в своем домашнем очаге.

Синергетическая идея о необратимости и обратимости, переключении циклов жизни близка к идее автопоэзиса, что в буквальном смысле означает «самопроизводство». Замечательные ученые Франсиско Варела и Умберто Матурана создали в начале 1970-х гг. теорию авто-поэзиса, отражающую сущность живого и, как оказалось, сложной организации вообще. В 1990-х гг. Варела применил идею автопоэзиса

1 Пригожин И. Кость еще не брошена //Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2002. С. 15-21.

к когнитивным системам и создал оригинальную и глубокую концепцию инактивированного, телесного или ситуационного познания.

Сущность жизни заключается, по словам Франсиско Варелы, в поддержании своей идентичности, в способности к самодостраиванию. Дневная активность сменяется отдыхом, сном организма. Сон, как говорят индусы, возвращает все на свое естественное место. Но вместе с тем сон - это не просто отдых, не просто растекание по старым следам, но и, как показывает Варела, активизация креативных потенций сознания. Во сне, особенно в фазе парадоксального сна, сопровождаемого быстрым движением глаз, «создается пространство, которое можно использовать не сразу и не непосредственно, но где можно тренировать воображение, переосмысливать, переформулировать. Это -форма повторения, которая позволяет испытывать новые возможнос-ти»1. Как говорят французы, reculer pour mieux sauter (отступить, чтобы лучше прыгнуть). Возврат к старому есть способ прорыва к новому.

Сущность живого (и сложной организации вообще) заключается, как говорил Варела, в автопоэзисе, в постоянном воспроизведении себя, в достраивании себя, в поиске неполадок (не разрушено ли что-то) и в ликвидации этих неполадок. Конечно, ясно, что мир эволюционирует необратимо, проходит через каскады бифуркаций, идет к все более сложному, но прогрессивное движение вперед невозможно без частичных и периодических возвратов к старому.

Все достраивает себя в мире живой природы: из куска гидры снова вырастает целая гидра, ящерица отращивает оторвавшийся хвост и т.д. Раны на теле человека затягиваются, человек излечивается от болезней, в том числе он может излечиться и от смертельных болезней, например от рака, как это описал А.И.Солженицын в «Раковом корпусе». Человек беспрерывно восстанавливает себя и поддерживает свою идентичность и в биологическом, и в духовном плане. Сложная организация души-тела человека балансирует «на краю хаоса», на хрупкой границе между жизнью и смертью. Необратимый телесный и духовный рост, подъем по лестнице жизни и возвышение над самим собой невозможны без возвратов к старому, без оглядок, без переключения на иной режим, когда в основном происходит растекание по старым следам, без спусков на несколько ступенек вниз. Нужно спускаться хоть немного, чтобы однажды не скатиться по всей лестнице вниз, не сорваться на полное падение, не умереть.

Процессы усложнения и деградации, сжатия и разлета существенны в эволюции звезд. Возможно, за нынешней эпохой расширения наблюдаемой Вселенной последует стадия ее сжатия, кумуляции.

1 Dormir, Rêver, Mourir. Explorer la conscience avec le Dalaï-Lama. Sous la direction de Francisco Varela. Paris: NiL Editions, 1998. P. 53.

Вместе с тем и в ходе нарастания кумулятивных эффектов, по-видимому, включаются иные качественные процессы - хаос, возможность выхода на странный аттрактор, - которые препятствуют кумуляции. Дело обстоит так, как будто существует вторая сторона мира, которая стремится обратить ход процессов на противоположный. Что-то в природе мешает достижению бесконечностей (бесконечной плотности, бесконечной температуры и т.д.).

Как показал С.П.Курдюмов со своими учениками, в физике плазмы сложные структуры тоже способны самодостраиваться, восстанавливать себя, проявляют устойчивость к флуктуациям, к незначительным разрушениям своей организации. Возобновление процессов есть растекание по старым следам (каналам), просто потому что в них температура выше, чем в остальной среде. Поэтому при повторении процессов, при переключениях на режимы спада активности эти каналы становятся все более глубокими. Становится все легче и легче растекаться по старым следам, и происходит все более точное растекание по ним. И что получается? Может быть, сложные структуры кажутся нам стационарными просто потому, что в них переключение с одного режима на другой происходит очень быстро. Быстрое переключение, быстрая смена активности может выглядеть для наблюдателя как стационарность, а на самом деле это не стационарность, а быстрая смена режимов.

Ускорение и замедление хода эволюционных процессов

В представлении о нелинейности времени содержится также идея не только его ускорения, но и замедления. Ускорение течения времени происходит в режиме быстрого роста и локализации структуры, а его замедление - в режиме спада активности.

Ускорение и замедление хода развития в историческом плане исследовал С.П.Капица. Он показал, что развитие глобальной системы человечества, прежде всего рост народонаселения мира, происходит в режиме с обострением1. В этом процессе имеется длительная квазиста-ционарная стадия, и потом происходит взрыв. Это - демографический взрыв, который начался с 1960 г. И этот взрыв и наблюдающийся ныне демографический переход, связанный со стабилизацией численности и даже снижением прироста в развитых странах Запада, существенно влияет на нестабильность всего социального развития на планете на рубеже тысячелетий. Капица показывает, что на протяжении истории человечества имеют место растяжение и сжатие времени в десятки,

1 См.: Капица С.П. Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле. Опыт теории человечества. М., 1998.

тысячи и десятки тысяч раз. Изменяется масштаб исторического времени, и этот масштаб имеет логарифмический характер, т.е. каждый следующий исторический период короче предыдущего примерно в 2,5-3 раза, а точнее в е = 2,7 раз1.

Ускорение исторического времени можно показать на таком примере. Если древние цивилизации типа Древнего Египта существовали тысячелетия (история Древнего Египта насчитывает три тысячи лет), а расцвет и упадок Римской империи продолжался полторы тысячи лет, то современные империи создавались за века и распадаются за деся-тилетия2. Налицо ускорение исторического времени. Здесь возникает также идея квантовости. «Квант» исторического времени - масштаб времени, к которому следует относить процессы, происходящие в системе человечества. История доходит ныне до внутренней предельной способности системы человечества к развитию, до кванта исторического времени, равного времени жизни одного поколения - 45 лет. Дальше масштабы времени уже не могут сжиматься, все упирается во внутреннюю дискретную единицу исторического процесса.

Современные исследования в области когнитивной науки также приводят к открытию дискретности времени, а равным образом и ускорения и замедления психического восприятия времени. При маниакально-депрессивном психозе в маниакальной стадии, а также в состоянии стресса или при принятии ЛСД человек воспринимает все в ускоренном виде, он сам возбужден и ему кажется, что все очень быстро двигаются. Напротив, в депрессивной стадии маниакальнодепрессивного психоза все психические реакции человека замедлены, и таким же замедленным он видит свое окружение.

Существуют также дискретные единицы, кванты психологического времени, о существовании которых писал Франсиско Варела. Это - некие фреймы, т.е. рамки или кадры, человеческого восприятия, длительность которых составляет около 0,1-0,01 сек. Варела предположил, что такая длительность задана присущими клеткам мозга ритмами нейронных разрядов и предельными временными возможностями суммирования сигналов и синаптической интеграции3. Суть механизма, позволяющего поддерживать на определенном временном промежутке стабильный - как бы замерший, неплывущий - кадр, Варела усматривал в том, что некоторое множество нейронов из функционально и локально различных областей мозга срабатывают синхронно,

1 См.: Капица С.П. Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле. С. 89.

2 Там же. С. 97.

3 Varela F.J. The Specious Present: A Neurophenomenology of Time Consciousness // Naturalizing Phenomenology. Issues in Contemporary Phenomenology and Cognitive Science / Ed. by Jean Petitot, Francisco J. Varela et al. Stanford: Stanford University Press, 1997. P. 273.

с совпадением фаз их клеточной деятельности. Складывается временная констелляция мозговых клеток, выделенная из всего остального массива тем, что они замкнуты между собой по фазе (phase-locking). «Гипотеза синхронизации нейронов постулирует, что именно точное совпадение моментов разрядки клеток создает единство ментальнокогнитивного опыта»1.

Сущность кадрирования восприятия такова, что в рамках кадра ничего не происходит2. В его рамках время останавливается и получается, что время состоит из моментов вневременности (как писал Гастон Башляр в сочинении «Интуиция момента», «длительность состоит из моментов, лишенных длительности»), так же как и прямая в математике состоит из безразмерных точек.

* * *

Итак, время скорее нелинейно, чем линейно. Ибо сложные диссипативные структуры эмерджентно возникают из хаоса, претерпевают бифуркации и каскады бифуркаций, трансформируются и усложняют свои формы, развиваются немонотонно и неравномерно, проходят через естественные кризисные стадии, когда над ними нависает угроза разрушения, или же они разрушаются частично или полностью. Сложные структуры автопоэтичны, способны противостоять разъедающим воздействиям внутренних и внешних флуктуаций, восстанавливать свою целостность, производить самих себя. В определенных режимах и на определенных стадиях развития сложных структур возникает возможность касания абсолютного будущего, т.е. в некотором смысле касание вечности. Вечность открывается конечной сущности в момент ее касания бесконечно отдаленного будущего тотальности универсума. Момент выпадает из течения времени и именно поэтому касается вечности.

1 Varela F.J. The Specious Present: A Neurophenomenology of Time Consciousness. P. 275.

2 См. об этом подробнее: Князева Е., Туробов А. Познающее тело. Новые подходы в эпистемологии //Новый мир. 2002. № 11. С. 136-154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.