Научная статья на тему 'Идеи примирения и посредничества в отечественной и зарубежной политико-правовой мысли'

Идеи примирения и посредничества в отечественной и зарубежной политико-правовой мысли Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
542
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МОДЕЛИ ПРАВОСУДИЯ / ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ПРАВОСУДИЕ / ИСТОРИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ / МЕДИАЦИЯ / ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ / ПРАВОВОЙ КОНФЛИКТ / ПРАВОВОЙ СПОР / ПРИМИРЕНИЕ / ПОСРЕДНИЧЕСТВО / ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО / ALTERNATIVE MODELS OF JUSTICE / INTERMEDIARY / HISTORY OF POLITICO-LEGAL DOCTRINES / MEDIATION / POLITICO-LEGAL VIEWS / THE LEGAL CONFLICT / LEGAL DISPUTE / RECONCILIATION / RESTORATIVE JUSTICE / RECONCILIATORY PROCEDURES / PROCEEDING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карягина Оксана Владимровна

В статье исследуется проблема исторической преемственности идей примирения и посредничества в отечественной государственно-правовой науке. Обосновываются универсальность и эффективность примирительных процедур при разрешении правовых споров и конфликтов. Ставится вопрос о самобытном пути развития альтернативных моделей правосудия в отечественной правовой системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEA OF RECONCILIATION AND INTERMEDIARY IN DOMESTIC AND FOREIGN POLITICAL-LEGAL THOUGHT

In given article the problem of historical continuity of ideas of reconciliation and intermediary in отечественно state-legal thought is investigated. The thought about universal наднациональном character of reconciliatory procedures is proved at the permission of legal disputes and conflicts. The attention to the question on an original way of development of alternative models of justice in domestic legal system.

Текст научной работы на тему «Идеи примирения и посредничества в отечественной и зарубежной политико-правовой мысли»

О.В. Карягина

ИДЕИ ПРИМИРЕНИЯ И ПОСРЕДНИЧЕСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ

В статье исследуется проблема исторической преемственности идей примирения и посредничества в отечественной государственно-правовой науке. Обосновываются универсальность и эффективность примирительных процедур при разрешении правовых споров и конфликтов. Ставится вопрос о самобытном пути развития альтернативных моделей правосудия в отечественной правовой системе.

Ключевые слова: альтернативные модели правосудия, восстановительное правосудие, история политико-правовых учений, медиация, политико-правовые воззрения, правовой конфликт, правовой спор, примирение, посредничество, примирительные процедуры, судебное разбирательство.

В настоящее время в различных отраслях юридической науки широко обсуждается вопрос о внедрении на законодательном уровне идеи (модели) примирения и посредничества в российскую правовую реальность. Несовершенство существующей судебной системы и, как следствие, доступа граждан к правосудию влечет их неудовлетворенность как порядком судопроизводства, оперативностью вынесенного судебного решения, так и результатами судебной деятельности в целом. Это порождает нигилистическое отношение к системе правосудия, влияет на уровень правопорядка и законности в государстве.

Вообще, идеи общественного согласия и примирения долгое время не имели под собой прочной и универсальной идеологической основы, оставались без должного внимания исследователей.

В последнее же время отмечается определенный интерес со стороны законодателя и общественности к развитию различных элементов и видов медиативных процедур в гражданском, арбитражном и уголовном судопроизводстве. Например, активно обсуждается вопрос о внедрении элементов медиации в уголовный процесс, некоторые предложения уже используются в гражданском судопроизводстве. Так, несколько лет существует проект федерального закона «О примирительной процедуре с участием посредника (медиатора)», однако он нуждается в доработке. В данном контексте следует обратиться к историческому опыту развития идей примирения и посредничества, представленных в трудах отечественных мыслителей, как основе преемственности современных государственно-правовых воззрений.

Несмотря на то, что в настоящее время определенной популярностью пользуются правовые концепции западных исследователей в области восстановительного правосудия, обращение к отечественным источникам права позволяет утверждать, что идеи примирения и посредничества носят универсальный, наднациональный характер, обусловлен-ный постоянным поиском более эффективных и оптимальных моделей урегулирования правовых споров и конфликтов*. Известный исследователь примирительных процедур Дж. Брэйтуэйт справедливо отмечает, что «...до сих пор ничего неизвестно о культуре, в глубине которой не коренится восстановительная традиция»**. Н. Рулан считает, что исходной формой решения конфликтов были переговоры, примирение и возмещение ущерба, а кровная месть использовалась в какой-то степени как «крайняя мера», к которой прибегали довольно редко [1, с. 172].

Согласительные процедуры высоко ценили еще многие мыслители античного мира. Так, древнегреческий философ Гераклит Эфесский к источникам конфликтов относил некоторые универсальные свойства мира в целом, его противоречивую сущность. Но вместе с тем он понимал, что, кроме противоречий и вражды, в мире есть место и для гармонии, согласия: «Война - отец всех вещей, а мир - их мать... Все сущее сложено в гармонию через противообращенность... Универсум попеременно то един и связан дружбой, то множествен и сам себе враждебен в силу некоей ненависти» [2, с. 13]. Некоторые из античных философов высказывали утопические взгляды на возможность создания общества, где будут устранены всякие противоречия и конфликты. Эпикур считал, что бедствия, связанные с бесконечными войнами, в конце концов вынудят людей жить в состоянии прочного мира [3].

В целом в эту эпоху сущность примирения в мировоззрении античных философов просматривается сквозь призму категорий противоречий и борьбы, впервые представленных в качестве всеобщих характеристик бытия.

В эпоху римского права значительное распространение получили третейские суды, основанные на примирительно-согласительных идеях. Так, на раннем этапе развития римского права в судебных процессах зачастую «все присяжные выступали по отношению к сторонам исключительно как частные лица (judex privatum), а не в качестве представителей власти, обладающих силой государственного принуждения. При этом частный судья оценивал доказательства и выносил конкретное решение (iudicium) в намеченной судебным магистратом сфере» [4, с. 41]. Марк Туллий Цицерон в работе «Об обязанностях» писал: «Так как существуют два способа разрешения споров: один - путем переговоров, второй - путем применения силы; так как первый способ свойственен людям, а второй - животным, то следует прибегать к последнему лишь в случае, если нельзя воспользоваться первым» [5, с. 243]. Таким образом, еще в античных государственно-правовых воззрениях прослеживается идея приоритета примирительных процедур, что частично внедрялось в действующее тогда законодательство.

Христианская религиозная мысль также провозглашает принципы примирения в общественной жизни, в том числе и при урегулировании частноправовых споров*.

Обращение к историческому наследию отечественных мыслителей позволяет утверждать, что применение посреднических процедур и их наиболее типичных форм -третейского суда и мирового соглашения - неотъемлемая часть российской правовой культуры. В частности, обращение к третейским судьям основывалось на народных представлениях о том, что подобного рода разрешение споров в наибольшей степени отвечает представлениям о справедливости**.

Кроме того, большинство философов, исследуя вопрос о развитии системы правосудия, приходят к мысли, что общественное правосудие (в том числе суд посредников) предшествовало государственному судопроизводству [6, с. 3; 7, с. 14; 8, с. 83; 9, с. 320-368]. Развитие суда посредников (пособников) было связано с самоуправством как способом урегулирования разногласий. По образному выражению известного правоведа-цивилиста С. А. Муромцева, «авторитет пособника - это прежде всего авторитет дружбы и кулака» [8, с. 85].

Подобные формы свидетельствуют, что разрешение правовых конфликтов проходило в сфере общественного самоуправления: «Судьями были представители того или иного исторического сообщества, разрешавшие возникающие конфликты на основе представлений о добре и зле (морали)» [10, с. 381]. При этом основной целью было именно примирение сторон, а второстепенной - восстановление справедливости, поскольку «примирители в условиях борьбы за выживание племени и высокой агрессивности его членов исходили в первую очередь из насущной необходимости восстановить мир и стабильность в племени и лишь во вторую - из своих представлений о должном и справедливом» [11, с. 84].

В российском законодательстве об урегулировании споров путем примирительных процедур (мирового соглашения) впервые было упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313) [12, с. 22]. В дальнейшем же положение о мировом соглашении мы встречаем практически во всех крупных памятниках русского права: Псковской судной грамоте (1397), Судебнике Ивана III (1497), Соборном уложении 1649 г. В этот период гражданская и уголовная юстиции не были четко отделены одна от другой и примирение могло использоваться во всех областях возникновения правоотношений, включая гражданские правонарушения и преступления.

Однако, несмотря на это, в государственно-правовой и религиозной мысли отмечается последовательное развитие (филиация) идеи примирения. Так, в одном из первых отечественных религиозно-правовых произведений середины XI в. (1037-1050 гг.) -«Слове о Законе и Благодати» Илариона при изложении выдержанной в религиозном духе концепции всемирной истории отчетливо прослеживается идея всеобщего примирения всех православных народов, противопоставляющая их чужой агрессии и вражде. В своем труде киевский митрополит утверждал и идею о равноправии всех христианских народов, неоднократно подчеркивая, что «время избранничества одного народа прошло, поскольку миссия Христа заключалась в спасении всех языков (народов)» [13, с. 43].

Идея примирения, намеченная Иларионом, получила отражение в последующих летописях и государственно-правовых воззрениях отечественных мыслителей: «Повести временных лет» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, «Поучении» князя Владимира Мономаха своим сыновьям, «Молении Даниила Заточника», трудах Филофея Псковского и др. Следует отметить, что во всех правовых памятниках идеи примирения и посредничества рассматривались в комплексе задач государственно-правового и духовно-нравственного строительства государства, в том числе проблем его независимости и сильной государственной власти.

В последующем же идеи посредничества и примирения при разрешении споров и конфликтов, имеющих правовое значение, последовательно развивали в своих трудах отечественные представители как консервативного, так и либерального направлений: В. Гессен, А. Градовский, К. Кавелин, Ф. Ко-кошкин, Н. Коркунов, С. Муромцев, В. Соловьев, Н. Бердяев, И. Ильин, Н. Лосский, Б. Чичерин и др. Их исследования по праву считаются классическими, а наблюдения и теоретические выводы отличаются точностью характеристик и значимостью.

Ученые смогли выразить и конструктивно оценить особенности правосознания и правовую ментальность русского народа, в том числе и в области его взаимодействия с институтами государственной власти. Названные выше авторы в первую очередь обращали внимание на основы и стержневые линии национального характера, его обусловленность как сугубо психологическими, так и мировоззренческими представлениями, ценностными смыслами и верой. При этом следует отметить, что отечественные мыслители подчеркивали ценность государства, права, политики в контексте национального (в том числе и религиозного) самосознания, готовность пожертвовать своими частными интересами ради общей цели примирения, олицетворением которой и выступает государство (принцип соборного поступания).

Анализ политико-правовых воззрений отечественных мыслителей позволяет выделить три основных этапа в развитии представлений о примирении и посредничестве в российской истории правовых и политических учений.

Первый этап связан с архаическими концепциями примирения и посредничества в обосновании идеи сохранения целостности русской (славянской) цивилизации как противопоставлении насилию, агрессии и конфликтам, в частности политико-правовым. Особые характеристики приобретают идеи примирения и посредничества в христианской религиозной мысли, что связано, помимо сохранения мирных отношений внутри христианской общины, и с распространением влияния церкви на все стороны жизнедеятельности.

Второй этап связан с развитием (или отрицанием) идеи о самобытности русского народа в работах отечественных представителей консервативной и либеральной мысли. В целом же подчеркивалась особая роль государства в развитии и юридической фиксации различных форм разрешения конфликтов, подпадающих под сферу правового регулирования, и не отрицались исторически сложившиеся общинные «антиконфликтогенные» способы.

Третий этап - разработка концепции восстановительного правосудия. В начале идеи альтернативного правосудия получили особое развитие в западных политико-правовых учениях. Как отмечает Д. Брейтуэйт, «мы хотели бы, чтобы все культуры двадцать первого века осознали, что их восстановительные традиции принесут больше пользы, чем карательные»*. В странах, где действует англосаксонское право (США, Великобритания, Австралия), медиацию практикуют с начала 60-х гг. Х1Х в.; в государства континентального права (Франция, Бельгия, Германия и др.) она пришла в прошлом столетии.

Сторонники данного метода считают ее необходимым элементом построения и развития гражданского общества. По их мнению, медиация устанавливает новые неформальные связи между людьми, которые рассчитаны на поиск совместных нестандартных решений, приводящих к результату, удовлетворяющему обе стороны. Это в конечном счете обеспечивает социальную стабильность [14]. Опыт зарубежных стран показывает, что медиация позволяет успешно разрешать споры о разделе имущества, о возмещении вреда, причиненного имуществу или здоровью, отношения арендодателя и нанимателя, поставщика и потребителя, заказчика и подрядчика и т.д.* В постсоветской России для медиации сложились весьма благоприятные условия, т.к. у нас взаимоотношения сторон традиционно имеют большое значение.

Исходя из постулата, разработанного М. Вебером и гласящего, что общество представляет собой совокупность групп, различающихся своим статусом и интересами и при этом возникающими социально-правовыми конфликтами, приходим к выводу, что надежды на возможность их полного устранения из жизни общества иллюзорны. Поэтому необходимо развивать различные более эффективные в современных условиях формы урегулирования правовых конфликтов. И если использование примирительных процедур в правосудии способно оказать позитивное влияние на доступ граждан к правосудию, нецелесообразно отвергать как сами медиативные идеи, так и накопленный зарубежный опыт их внедрения.

Однако, учитывая обусловленность государственно-правовых реалий национальной политико-правовой традицией, эффективная модернизация политико-правовой системы должна принять во внимание и традиционные для российского общества и государства ценности. Проводимое реформирование современного российского судопроизводства, усилия по формированию институтов, структур, отношений гражданского общества должны быть сориентированы не только на систему западных либеральных ценностей, представляемых зачастую в качестве неких универсальных «общечеловеческих» идеалов, но и на национальную, оформившуюся в результате исторического развития России государственно-правовую традицию. Осмысление политико-правовых идей примирения и посредничества отечественных мыслителей позволит глубже понять дальнейшее развитие российской государственности, оценить вектор движения отечественного права.

Литература

1. Рулан Н. Юридическая антропология. М., 1999.

2. Буртовая Е.В. Конфликтология: Учеб. пособие. М., 2002.

3. Боннар А. Эпикур и спасение людей // Интернет-портал «Наука и религия» // http: // www.Atheo-club.ru

4. Салогубова Е.В. Римский гражданский процесс / Под ред. М.К. Треушникова. М., 1997.

5. Цицерон. Философские трактаты / Пер. М.И. Рижского; отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Май-орова. Сер. Памятники философской мысли. М.: Наука, 1985.

6. Вицын А.И. Третейский суд по русскому праву: Историко-догматическое рассуждение. М., 1856.

7. Аннерс Э. История европейского права. М., 1996.

8. Муромцев С. А. Гражданское право Древнего Рима. М., 2003.

9. Дювернуа Н.Л. Источники права и суд в Древней Руси: Опыты по истории русского гражданского права / Предисл. А.В. Коновалова. СПб., 2004.

10. Нешатаева Т.Н. Международное частное право и международный гражданский процесс: Учебный курс: В 3 ч. М., 2004.

11. Давыденко Д. Л. Арбитраж и примирение: две стороны одной медали // Третейский суд. 2004. № 1 (31).

12. Арциховский А., Борковский В. Новгородские берестяные грамоты. М., 1963.

13. Молдован А.М. Слово о Законе и Благодати Илариона. Киев, 1984.

14. Ортлофф Карстен. Европейская культура разрешения споров // Медиация и право. 2007. № 3 (5).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.