Научная статья на тему 'Идеи политической свободы в выступлениях башкирских депутатов в Государственной Думе России в начале ХХ века'

Идеи политической свободы в выступлениях башкирских депутатов в Государственной Думе России в начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
246
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА / ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ РОССИЯ / БАШКИРСКИЕ ДЕПУТАТЫ / ИДЕИ / СВОБОДА / ПОЛИТИКА / THE STATE DUMA / REVOLUTION / BASHKIR REPRESENTATIVES / IDEAS / FREEDOM / POLITICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бускунов А. М.

В статье раскрываются особенности становления общественно-политической мысли у башкирских представителей в дореволюционной России. Отмечается последовательность становления политического самосознания башкирской интеллигенции в начале ХХ века и его обусловленность от общей политической ситуации в стране. Подчеркивается, что среди наиболее значимых политических вопросов, поднимаемых башкирскими депутатами, был аграрный вопрос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS OF POLITICAL FREEDOM IN BASHKIR DEPUTIES' SPEECHES IN THE STATE DUMA AT THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY

The article is devoted to some features of state and political thoughts of Bashkir representatives in the time period before the Russian Revolution. Foundation of political self-consciousness at the beginning of 20th century and its conditions in the political situation of the country is emphasized.

Текст научной работы на тему «Идеи политической свободы в выступлениях башкирских депутатов в Государственной Думе России в начале ХХ века»

УДК 32.001

ИДЕИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ В ВЫСТУПЛЕНИЯХ БАШКИРСКИХ ДЕПУТАТОВ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

© А. М. Бускунов

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 33.

Тел./факс: +7 (347) 273 19 68.

В статье раскрываются особенности становления общественно-политической мысли у башкирских представителей в дореволюционной России. Отмечается последовательность становления политического самосознания башкирской интеллигенции в начале ХХ века и его обусловленность от общей политической ситуации в стране. Подчеркивается, что среди наиболее значимых политических вопросов, поднимаемых башкирскими депутатами, был аграрный вопрос.

Ключевые слова: Государственная Дума, дореволюционная Россия, башкирские депутаты, идеи, свобода, политика.

В начале ХХ века перед Россией стояли два возможных пути обновления общественнополитического строя: путь революции и путь эволюционных проблем, модернизации существующей политической системы.

Образование и деятельность Государственной Думы в дореволюционной России отвечали настроениям той части российского общества, которая ориентировалась на мирный путь общественного развития. Государственная Дума была учреждена манифестом императора Николая II 6 августа 1905 г. как законосовещательный представительный орган. 11 декабря 1905 г. был издан новый избирательный закон - Положение о выборах. Этот указ в изменения старого (от 6 августа 1905 г.) расширил круг лиц, имеющих избирательное право [1].

Государственная Дума первого созыва открылась 27 апреля 1906 г. в Белом зале Товарищеского дворца. Среди участвовавших в работе Думы было 22 депутата - мусульманина, представители тюркских народов России (татары, башкиры, азербайджанцы, казахи). Этнокультурное родство, общая религия, угнетенное положение объединяли российских тюрков. Создание и деятельность в составе I Государственной думы самостоятельной мусульманской фракции стали важным показателем вступления наиболее активной части мусульманского общества в политическую жизнь России. Четко обозначились политические позиции членов фракции, они поддерживали либеральную оппозицию как в Думе, так и вне ее. Определяющим в выборе их политической ориентации стало острое недовольство мусульманского населения великодержавной национальной и религиозной (партии) политикой царского правительства. Приоритетными задачами своей думской деятельности мусульманские депутаты определили сохранение религиозно -культурной самобытности своих народов, достижение для мусульман юридического и фактического равноправия как российских граждан.

Выборы во II Государственную Думу состоялись в январе-феврале 1907 г. на основе избирательного закона от 11 декабря 1905 г. В состав II Думы были избраны 36 депутатов-мусульман: 7 -от Уфимской губернии; 4 депутата от Казанской; по 2 депутата от губерний Бакинской, Елисаветоль-ской, Оренбургской и Дагестанской областей и За-катальского округа; по 1 депутату от губерний -Астраханской, Вятской, Самарской, Сибирской; Таврической, Эриванской и от Тверской области, кроме того, были выбраны 4 депутата от 4-х степеней областей и 6 депутатов от областей Туркестана. Однако вторая Государственная Дума была распущена 3 июня 1907 г. [2].

Первое заседание III Думы открылось 1 ноября 1907 г. Дума действовала до 9 мая 1912 г. Мусульманские депутаты в III Думе, несмотря на их малочисленность и слабый политический вес, сумели создать самостоятельную фракцию [2].

Выборы в IV Государственную Думу проходили в сентябре-октябре 1912 г. Несмотря на противодействие властей, предвыборная кампания среди российских мусульман проходила довольно активно. Мусульманскими либералами была выработана и опубликована собственная предвыборная платформа. Тем не менее фракция мусульман в IV Думе, по сравнению с предыдущими, оказалась самой многочисленной, что было особенно отмечено в заявлении мусульманской фракции при обсуждении законопроекта «об изменении Положения о выборах в Государственную думу». Фракция полностью присоединилась к основному требованию инициаторов законопроекта о необходимости пересмотреть избирательный закон 3 июля 1907 г. Мусульманская фракция в IV Думе состояла из 6 депутатов, из которых трое были из Уфимской губернии: И. Ахтямов, Г. Байтеряков, К. Тевкиев. От Оренбургской губернии был избран Г. Еникеев; от Самарской - М. Минигалеев; от Бакинской, Елисавет-польской и Эриванской губернии - М. Джафаров [2].

Среди политически значимых вопросов, поднимаемых башкирскими депутатами, был аграрный вопрос. Все без исключения башкирские представители требовали у царского правительства возвращения незаконно (насильственно и обманом) отнятых у башкир земель. В своем выступлении на сессии Государственной думы 1-го созыва Ш. Ш. Сыртланов с возмущением говорил, что когда башкиры 400 лет назад вошли в подданство России, им обещали не трогать их земель. «На самом деле, - говорил Ш. Ш. Сыртланов, - вышло другое. Башкир обратили в казачье войско, они участвовали в войнах. Затем царизм начал использовать эти войсковые части как тягловую силу, заставляя работать на строительстве разных сооружений за ничтожную плату (по 3 копейки за день на содержание себя и лошади). .. .Во время генерал-губернатора Крыжановского началось хищение башкирских земель», которое «прекратилось только в 80-е годы под влиянием разоблачений печати, хотя раздача башкирских земель все-таки продолжалась. Теперь земля башкир находилась в управлении государственных имуществ, и оно отдает эти земли тем же башкирам в аренду за большие деньги» [3]. Стеснения башкир, по словам выступающего, были особенно сильны при Горемыкине, председателе Совета Министров. Выступающий от имени башкир потребовал возвращения незаконно отобранных земель. «Башкиры обращаются к Государственной Думе с просьбой, чтобы им были возвращены незаконно отнятые у них земли, по крайней мере те, которые можно возвратить. Если же нельзя вернуть земли, то ту плату, которая идут не им, а в казну. Если Дума решит наделить крестьян землей, а у башкир окажутся лишние земли, чтобы у них брали эти земли, как у частных владельцев и за вознаграждение в пользу их, а не в казну» [4].

Аналогичные требования выдвигали башкирские депутаты и во II Государственной Думе. К. Хасанов, Ш. Ш. Сыртланов и Ш. Сайфутдинов ходатайствовали перед Думой, чтобы на башкирские земли распространяли институт неприкосновенности частной собственности и чтобы земля не отчуждалась без согласия законных владельцев. В выступлении башкирского депутата от Оренбургской губернии Ш. С. Сайфетдинова во II Государ -ственной Думе критиковалась деятельность царской администрации и делалась попытка защитить интересы неимущих с общедемократических позиций. «Местное начальство, - говорил Сайфетдинов, - всегда готово использовать недовольство рабочих в пользу заводовладельцев; довольно многочисленные городовые, стражники и урядники, иногда и казаки наводят страх на беспомощных крестьян, заставляют горнозаводских рабочих быть покорными слугами заводовладельцев» [2].

В этот период царизм под предлогом развития просвещения вместо национальных школ с обучением на родном языке открывал смешанные русско-башкирские школы, где преподавали в основном на русском языке. В связи с этим большой политологический интерес представляет выступление во II Думе депутата К. Хасанова - представителя Уфимской губернии, учителя русско-башкирских школ, оно показывает суть колониальной политики царизма в Башкирии. «Право открытия школы, -говорит К. Хасанов, - предоставляется не Министерству просвещения, а Министерству внутренних дел. Инициатором этого дела являются земские начальники в своих участках. Если башкирское население не дает приговора на открытие школы, то они их арестуют и штрафуют под другими предлогами, и, в конце концов, население, которое не хочет чтобы его штрафовали, сажали под арест, дает свое согласие на открытие школы...». Далее Хасанов отмечает, что в школах учителями назначались кто угодно, но не башкиры. «.Таким образом, воспитателем наших детей-башкир является совершенно другой элемент. Кроме того, так как в учителях большой недостаток, то в эти школы назначаются лица, совершенно не получившие специального образования, и воспитателями наших де-тей-башкир, являются бытовые урядники, помощники волостных писарей и тому подобные лица». Открывая русско-башкирские школы, царизм, в первую очередь, преследовал русификаторские цели, ибо к этому периоду политические цепи насильственной христианизации уже достаточно себя дискредитировали. Депутат от башкир считал, что русско-башкирские школы могли принести пользу только в случае преподавания предметов на паритетных началах, когда обоим языкам были бы даны равные возможности. По словам К. Хасанова, «... русско-башкирские школы открываются правительством для известных целей. Инициаторами этого дела были всегда Победоносцев, Ильмин-ский, по программам которых правительство идет. И вот недавно наше правительство на основании Высочайшего повеления 14 января 1906 г. утвержденного 31 марта, выдумало правила, во втором пункте которых говорится: «...начальные училища для инородцев имеют целью содействовать царственному и умственному развитию». Я прямо могу ответить на это, что наши дети изучают совершенно другой чуждый им язык». Депутат также отметил, что хотя распространение русского языка преследует благую цель сближения малочисленных народов с русским народом, тем не менее игнорирование родного языка и отсутствие преподавания на нем ведет, наоборот, не к сближению, а к разобщению. Как представитель башкир он выступал также против транскрипции башкирских слов на русском

алфавите, видя в этом элемент дискриминации национальных прав. Он ратовал за то, чтобы сохранился арабский алфавит. На слова К. Хасанова «мы двадцатимиллионное мусульманство, из-за того, что нам вводят двойную транскрипцию, должны меняться возможности народного образования». В это время в зале заседания раздались голоса: «Идите в Турцию! ». На это выступающий вынужден был ответить так: «Да, по всей вероятности, вы заставите нас идти в Турцию. Вы же знаете, из Крыма сколько народу переселилось в Турцию»[2].

Высокая политическая зрелость отразилась в выступлении А. Сыртланова. Выступая в работе III Государственной Думе, представитель от башкир Алиаскар Сыртланов требовал равного представительства для мусульман в Государственной Думе. Он говорил, что отдельные губернии представляли депутатов от 50 тыс. человек, тогда как мусульмане представили одного депутата из 2 млн. человек. Сыртланов требовал равного представительства для всех населяющих Россию национальных и конфессиональных групп. Тем самым право каждого народа на самобытность и свободное развитие юрист А. Ш. Сыртланов отстаивал, опираясь на идеи естественного права в европейском его понимании. «. Вам понятно, вероятно, господа, что каждая народность имеет право, при самых скромных взглядах на особые прирождаемые права. Это право на защиту своей национальной религиозной политики самобытности». Другим аргументом в пользу национального самоопределения народов у Сыртланова была идея самоценности каждого этноса любой национальной культуры. В связи с этим А. Сыртланов говорит депутатам Думы: «. у каждого народа есть свои черты, которые, может быть, и не нравятся другим, но раз эти черты являются национальными, мобильными, привычными, мне кажется, в данном случае эти черты должны быть сохранены за народом, опять-таки, раз это никому не вредит. Мусульмане и добиваются, собственно, всего только права на религиозное и национальное самоопределение, чтобы в этом отношении им не мешали» [2].

Критика бесправия мусульман в Российской империи и требования национального равноправия в выступлении депутата Уфимской губернии в Государственной Думе IV созыва Ахтямова получили в отличии от выступления Сыртланова несколько новое направление - это связь национального равноправия с культурой общества в целом и с политической культурой в частности. Вот что сказал Ахтямов на одном из заседаний IV Государственной Думы: «. Идя в вопросе государственного строительства в полном единении со всеми согражданами, русскими, мы, мусульмане, полагаем невозможным и ненужным затушевывать свою национальную самобытность в области осуществле-

ния культурно-просветительских задач». И далее: «Только путем самобытного развития мы сможем достичь уровня культуры, который необходим для граждан современного государства. Для создания надлежащей обстановки и твердой почвы для этого мы полагаем необходимым некоторые законодательные реформы. Во-первых, в области земского и городского самоуправления в смысле возможно широкого участия в них мусульманского населения, ибо активное участие в местном самоуправлении мы считаем одним из важнейших моментов в деле воспитания народа. Заканчивая свою речь, я обращаюсь к вам, господа члены Государственной Думы, и говорю: выведите нас из положения граждан второго разряда, возведите нас до своего уровня. В конечном результате эта политика имеет целью растворить всех инородцев в одном общем русификационном болоте» [5].

Политическая борьба рабочих и крестьян, интеллигенции, всего многонационального народа Российской империи вынудила самодержавие издать Манифест, означавший переход России из абсолютной монархии к монархии конституционной. Итогом революции является зарождение и становление российского парламентаризма, свобода совести, слова, собраний, печати многое другое. Февральская революция привела в том числе и к дальнейшему возрастанию общественно-политической активности башкирского и других нерусских народов. Началось широкое обсуждение путей развития российской государственности. Предлагались различные формы как территориальной, так и культурнонациональной автономии башкирского народа.

Как показали дальнейшие события, башкиры избрали строительство собственной национальнотерриториальной автономии, а татары - культурнонациональной автономии. Для этого были исторические предпосылки и заключались они в основном в следующем. Особенность политического мировоззрения башкир была такова, что они - башкиры - в отличие от татар, вошедшие в состав России на договорных началах, предоставляющих им определенную степень автономии, могли открыто бороться, и выступали именно против нарушения этих начал. Главными были следующие элементы автономии: экономической - вотчинное право на землю, увязанное с собственной этно-социальной структурой именно башкирского этноса, религиозной - право на свободное исповедание ислама, политико-правовой - особый, «башкирский» привилегированный статус, близкий к казачьему, обусловленный службой в собственных вооруженных силах, перешедших в подчинение России, и судебной - в низовых звеньях суда (шаригат).

Идейно-политические установки башкирских депутатов и государственно-правовые доктрины

башкирской интеллигенции формировались в условиях обостренных социальных противоречий Российского общества начала XX века, наиболее болезненным из которых был национальный и земельный вопрос. Царизм проводил шовинистиче-ски-ассимиляторскую политику по отношению к многочисленным народам Российской империи. Башкортостан в этот период Российской истории имел свои специфические социальные коллизии, что нашло отражение в выступлениях башкирских депутатов. Это прежде всего нерешенность аграрного вопроса и ущемление прав коренной национальности края. В составе Думы мусульманская фракция определила приоритетные направления своей деятельности: достижение для мусульман юридического и фактического равноправия, решение аграрного вопроса на местах в пользу коренного населения, реформа системы образования, сохранение религиозно-культурной самобытности своих народов. Работа в Государственной Думе среди мусульманских депутатов явилась хорошей школой для башкир в политической борьбе за гражданское и юридическое равноправие нерусских

народов империи. Необходимо в то же время отметить, что становление и развитие политического самосознания башкирской интеллигенции в указанный период - это процесс во многом противоречивый и неоднозначный. В то же время именно накануне Октябрьской революции башкирское национальное движение организационно значительно окрепло: имело свои руководящие органы, четкую программу, были определены задачи и тактика ее претворения в жизнь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Башкир - депутаты Государственной Думы России 1-1У созывов. 1906-1917 гг. / Составитель Р. Н. Сулейманова. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН. С. 3.

2. Мусульманские депутаты Государственной Думы России. 1906-1917 гг. Сборник документов и материалов / Сост. Л. А. Ямаева. Уфа: Китап, 1998. С. 40, 92, 199.

3. Выступления Ш. Сыртланова в гос. думе 1-го созыва // Сб. речей Гос. думы 1 и 2-го созыва. СПб., 1908. Кл. 3. С. 227.

4. Заявление члена Гос. Думы от Оренбургской губернии Шагбала Сайфетдинова в Аграрную комиссию II Гос. Думы. Оренбург, 1902. С. 11.

5. Выступления Ш. Сыртланова в Гос. Думе 1-го созыва // Сб. речей Г ос. Думы 1-го и 2-го созыва. Спб., 1908. Кл. 3. С. 227.

Поступила в редакцию 22.10.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.