Научная статья на тему 'ИДЕИ ПЕДАГОГИКИ И ВОСПИТАНИЯ В НАСЛЕДИИ Л.С. ВЫГОТСКОГО'

ИДЕИ ПЕДАГОГИКИ И ВОСПИТАНИЯ В НАСЛЕДИИ Л.С. ВЫГОТСКОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
педагогика / детская психология / дефектология / коррекционная педагогика / ЗПР / культурное развитие / pedagogy / child psychology / defectology / correctional pedagogy / mental retardation / cultural development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочарников М.В., Щербатых Л.Н.

В статье раскрывается осмысление вклада Л.С. Выготского в развитие отечественной и мировой науки, учению о возрасте как единице анализа детского развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS OF PEDAGOGY AND EDUCATION IN THE HERITAGE OF L.S. VYGOTSKY

The article reveals the understanding of L.S. Vygotsky’s contribution to the development of domestic and world science, the doctrine of age as a unit of analysis of child development.

Текст научной работы на тему «ИДЕИ ПЕДАГОГИКИ И ВОСПИТАНИЯ В НАСЛЕДИИ Л.С. ВЫГОТСКОГО»

УДК 37 Бочарников М.В., Щербатых Л.Н.

Бочарников М.В.

студент

Институт физической культуры спорта и безопасности жизнедеятельности Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

(г. Елец, Россия)

Научный руководитель: Щербатых Л.Н.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания института филологии Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

(г. Елец, Россия)

ИДЕИ ПЕДАГОГИКИ И ВОСПИТАНИЯ В НАСЛЕДИИ Л.С. ВЫГОТСКОГО

Аннотация: в статье раскрывается осмысление вклада Л. С. Выготского в развитие отечественной и мировой науки, учению о возрасте как единице анализа детского развития.

Ключевые слова: педагогика, детская психология, дефектология, коррекционная педагогика, ЗПР, культурное развитие.

Лев Семенович Выготский — известный русский психолог начала XX века, который связал психологию с педагогикой. Его новаторские идеи и концепции в педагогике и психологии намного опередили время.

Выготский был, прежде всего, психологом. Он выбрал для себя такие направления исследований: — сравнение взрослых и детей, — сравнение современного человека и древнего, — сравнение нормального развития личности с патологическими поведенческими отклонениями. Так Л.С.

Выготский пришел к углубленному изучению детской психологии. Он исследовал закономерности развития обычных детей и аномальных. В процессе исследований ученый пришел к изучению не только процесса развития ребенка, но и его воспитания. А поскольку изучением воспитания занимается педагогика, Выготский начал исследования и в этом направлении. Он считал, что любой педагог должен строить свою работу с опорой на психологическую науку. Так у него связалась психология с педагогикой. А несколько позже выделилась отдельная наука в социальной педагогике — психологическая педагогика. Лев Семенович Выготский выдвинул идеи, которые раскрыли законы культурного развития личности, ее психических функций (речи, внимания, мышления), объяснили внутренние психические процессы ребенка, его отношения с окружающей средой.

Его идеи по дефектологии положили начало коррекционной педагогики, которая стала практически помогать особым детям. Существенным вкладом в педагогическую психологию является введённое Выготским понятие зона ближайшего развития. Зона ближайшего развития — «область не созревших, но созревающих процессов», объемлющая задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого, это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым. Выготский не разрабатывал методики воспитания и развития детей, но его концепции правильной организации обучения и воспитания стали основой многих развивающих программ и систем. Исследования, идеи, гипотезы и концепции ученого намного опередили время. Л.С. Выготский считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед. При этом ребенка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться. Это возможно при правильной организации процесса воспитания. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания. Воспитатель должен быть лишь наблюдателем, корректно направлять и регулировать самостоятельную деятельность ребенка в

нужные моменты. Так воспитание становится активным процессом с трех сторон: — ребенок активен (он выполняет самостоятельное действие), — воспитатель активен (он наблюдает и помогает), — среда между ребенком и воспитателем активна. Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью. На принципах коллективного процесса воспитания и обучения основывается структура новой трудовой школы, которую создал Выготский с учениками. Научное наследство Л.С. Выготского лежало в основе разработки проблемы о детях с так называемой задержкой психического развития. (ЗПР), для которых в 1981 г. утвержден новый тип специальной школы. Это особая категория детей, куда входят дети с осложненными формами инфантилизма, церебральной астении и другими малыми мозговыми дисфункциями.

На последнем этапе своей научной деятельности Выготского заинтересовали проблемы мышления и речи и им была написана научная работа Мышление и речь. В этом фундаментальном научном труде основной является мысль о неразрывной связи, существующей между мышлением и речью. Выготский сначала высказал предположение, которое вскоре сам же и подтвердил, что от формирования и развития речи зависит уровень развития мышления. Он выявил взаимообусловленность двух этих процессов. Выдвинутые и разработанные в трудах Л.С. Выготского и его учеников и последователей Н.П. Блонского, Б.Г. Ананьева, ЛС. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, ПЯ. Гальперина, Д. Б. Эльконина и др. идеи бесценны для решения современных проблем организации научных исследований и целенаправленной коррекционно-психологической помощи детям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982-1984. С. 252;

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с

Bocharnikov M. V., Shcherbatykh L.N.

Bocharnikov M.V.

Yelets State University named after I.A. Bunin (Yelets, Russia)

Scientific advisor: Shcherbatykh L.N.

Yelets State University named after I.A. Bunin (Yelets, Russia)

IDEAS OF PEDAGOGY AND EDUCATION IN THE HERITAGE OF L.S. VYGOTSKY

Abstract: the article reveals the understanding of L. S. Vygotsky's contribution to the development of domestic and world science, the doctrine of age as a unit of analysis of child development.

Keywords: pedagogy, child psychology, defectology, correctional pedagogy, mental retardation, cultural development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.