Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
индивидуальность / роль / воспитания / индивидуальное обучение / принципы / individuality / role / upbringing / individual training / principles

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обидный Н.В., Овсянников С.Е., Щербатых Л.Н.

В статье раскрыто понятие «индивидуальность», роль индивидуального подхода в обучении детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Обидный Н.В., Овсянников С.Е., Щербатых Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL APPROACH IN ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS

The article reveals the concept of "individuality", the role of an individual approach in teaching children.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

УДК 37 Обидный Н.В., Овсянников С.Е., Щербатых Л.Н.

Обидный Н.В.

студент

Институт физической культуры спорта и безопасности Жизнедеятельности Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

(г. Елец, Россия)

Овсянников С.Е.

студент

Институт физической культуры спорта и безопасности Жизнедеятельности Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

(г. Елец, Россия)

Научный руководитель: Щербатых Л.Н.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания института филологии. Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

(г. Елец, Россия)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация: в статье раскрыто понятие «индивидуальность», роль индивидуального подхода в обучении детей.

Ключевые слова: индивидуальность, роль, воспитания, индивидуальное обучение, принципы.

Изменения, произошедшие за последние десятилетия в жизни нашей страны, ставят перед образованием новые цели. На смену жесткому авторитарному унифицированному образованию, дававшему высокий уровень общих знаний, приходит образование, направлением развития которого становится гуманизация, ориентация на развитие личности и учет индивидуальных особенностей в организации учебно-воспитательного процесса, создание возможности для творчества. Индивидуальный подход в организации учебно-воспитательного процесса дает возможность сделать этот процесс восприимчивым к любым инновациям, идти в ногу со временем.

Индивидуальность как неповторимое своеобразие личности каждого человека определяется совокупностью черт и свойств его психики, формирующихся под воздействием разнообразных факторов. Индивидуальность - это обобщенная характеристика психологических особенностей человека, обеспечивающая более или менее успешное выполнение деятельности. В учебно-воспитательном процессе учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого обучающегося, создание социокультурной ситуации его развития, исходя из признания уникальности и неповторимости психологических особенностей ученика, отличий учащихся друг от друга по разным характеристикам.

Основными способами изучения индивидуальных особенностей обучающихся являются планомерные систематические наблюдения за ними, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему, дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений ученика, специальные задачи, связанные с положением ребенка в коллективе, с отношением к товарищам, его позицией в группе. Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить ребенка и опираться на его положительные качества в преодолении имеющихся недостатков. В этом и состоит понимание индивидуального подхода.

Одним из основных условий реализации индивидуального подхода в работе с детьми школьного возраста является знание педагогами закономерностей психического развития, возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач школьного образования на современном этапе развития государства, овладение формами и методами работы с детьми. При изучении возрастных особенностей школьников педагог-воспитатель преимущественно опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Что же касается индивидуальных особенностей воспитания отдельных детей, то ему приходится полагаться только на материал, полученный в процессе собственного изучения воспитанников. Поэтому следующим условием является владение педагогами-воспитателями методами изучения индивидуальных особенностей детей, к которым относятся, в первую очередь, наблюдение и педагогический эксперимент. Сюда также относятся беседы с детьми, психологические тесты, моделирование педагогических ситуаций. С этой целью следует изучать условия семейного воспитания: иметь общее представление о семье воспитанника, знать изменения, которые произошли в жизни ребенка, особенности семейного воспитания. Ведь привлечение родителей в образовательный процесс также является одним из главных условий реализации индивидуального подхода. Воспитательное воздействие, осуществляемое семьей, имеет решающее значение в дальнейшем развитии личности ребенка школьного возраста.

Вся система школьного образования должна быть направлена на формирование физических, эмоциональных и познавательных сил ученика, которые составляют основу гармоничного развития личности. Важное значение в осуществлении индивидуального подхода к детям имеет педагогическая оценка их деятельности и поведения. При этом объектом оценки должны быть прежде всего мотивы действий и поступков, а не только их результаты. Важную роль в индивидуальном подходе играет учет психических состояний ребенка, настроения, общего физического самочувствия, утомляемости в процессе воспитания. Общим и важным условием обеспечения

результативности индивидуального подхода является органическое сочетание воздействий педагога-воспитателя на отдельного ребенка с влияниями на него коллектива сверстников.

Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, педагог-воспитатель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Быстрые темпы формирования личностных качеств в детском и подростковом возрасте требуют действовать с опережением, не дожидаясь, пока содержание, организация, методы и формы воспитания придут в противоречие с уровнем развития воспитанников, пока вредные привычки не успели укорениться в их душе. Однако, повышая требования, необходимо взвешивать силы тех, кому они адресованы. Непосильные требования могут подорвать веру в свои силы, привести к разочарованиям или, что намного хуже, к недостаточно полному поверхностному выполнению требований. Обычно в таких случаях вырабатывается привычка обходиться полудостигнутым.

Особенно внимательно педагоги-воспитатели должны следить за изменением главных личностных качеств - направленности ценностных ориентаций, жизненных планов деятельности и поведения, оперативно корректировать процесс воспитания, направляя его на удовлетворение личностных и общественных потребностей.

Некоторые педагоги-воспитатели ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к «трудным» детям, нарушителям правил поведения. Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем.

Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал педагогу-воспитателю. Следовательно, его нужно сделать своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путь диагностики глубинных качеств.

Таким образом, при реализации индивидуального подхода важно не только знать об особенностях ребенка при поступлении в школу, но и проводить систематическую диагностику, наблюдения с целью фиксации происходящих изменений как в личности учащихся, так и в структуре их учебной деятельности. Такие систематические наблюдения позволят во время скорректировать способы работы с ребенком в процессе обучения, что несомненно скажется на эффективности его учебной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Общая психология: Учебник для студентов педагогических институтов / Ю.К. Бабанский, Н.А. Сорокин и др., Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., Просвещение, 1988. - 497с.;

2. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998.- 640 с.;

3. Харламов И.Ф. педагогика: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. И доп. -М.: Юристъ, 1997. - 512 с

Obidnii N. V., Ovsyannikov S.E., Shcherbatykh L.N.

Obidnii N.V.

Yelets State University named after I.A. Bunin (Yelets, Russia)

Ovsyannikov S.E.

Yelets State University named after I.A. Bunin (Yelets, Russia)

Scientific advisor: Shcherbatykh L.N.

Yelets State University named after I.A. Bunin (Yelets, Russia)

INDIVIDUAL APPROACH IN ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS

Abstract: the article reveals the concept of "individuality", the role of an individual approach in teaching children.

Keywords: individuality, role, upbringing, individual training, principles.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.