А. Н. КОНЕВ, начальник Академии управления МВД России, доктор технических наук, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс.
A. N. KONEV,
Doctor of Technology, Candidate of Law, Associate Professor,
Head of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia
Scientific speciality: 12.00.09 — Criminal Procedure.
118
УДК 343
Идеи парламентских партий об уголовном судопроизводстве в современной России
Ideas of Parliamentary Parties on Criminal Justice in Modern Russia
Статья посвящена исследованию идеологических позиций политических партий современной России в сфере организации уголовной юстиции.
Идеология, политические партии, уголовный процесс, судебная власть, политическая программа партии.
The article is devoted to the study of ideological positions of political parties of modern Russia in the field of criminal justice organization.
Ideology, political parties, criminal procedure, judiciary, political program of party.
Размышляя об идеологических основах современного уголовного судопроизводства России, мы пришли к выводу, что сама идеология в сфере юриспруденции имеет дуальную природу. В этой идеологии присутствуют концепты, которые давно оторвались от источников своего возникновения, объективировались, стали неотъемлемой частью судопроизводства всех времен и народов и таким образом вошли в фонд «истинной идеологии». Последний термин введен нами для того, чтобы отделить этот срез идеологии уголовного процесса от другого ее характерного проявления, которое весьма точно можно обозначить как «проектную идеологию».
По сути, всякая идеология изначально является проектной. Поскольку руководящая идея, составляющая суть идеологии, сначала изобретается (или приспосабливается, уже изобретенная, для других целей) для решения вполне определенных целей. Цели порождают сначала идеологию, которая впоследствии воплощается через систему соответствующих этой идеологии средств. Хотя вполне можно допустить, что руководящая идея может быть производна по отношению к цели. «В начале было Слово...» — это прообраз любого идеологического проекта.
«Проектная идеология» уголовного судопроизводства, на наш взгляд, никогда не ставит перед собой вечных целей. Концепты, рожденные в рамках проектов, впоследствии эволюционируют по законам естественного отбора. Однако сам процесс появления этих идей для нас имеет значительный интерес. В настоящей статье рассматривается ряд субъектов, которые вполне могут претендовать на статус генераторов идей в области уголовной юстиции. Этим субъектом выступают политические партии, занимающие в системе государственно-политических отношений одно из ключевых мест.
Политическая партия, являясь независимым общественным объединением, выражает волю своих политических сторонников и ставит своей задачей участие в определении политического курса государства, формировании органов государственной власти и управления, а также осуществлении власти через своих представителей.
В России политические партии путем выборов формируют состав Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и через своих представителей определяют политику федеральной законодательной власти.
Законодательная политика Государственной Думы выражается в обсуждении проектов федеральных законов, внесенных в порядке законодательной инициативы (ст. 104 Конституции Российской Федерации), и их дальнейшем принятии либо отклонении. Этот процесс относится и к сфере уголовного судопроизводства. По своей сути законодательный процесс — это работа с идеями, которые исходят от различных участников общественных отношений и аккумулируются в виде законопроектов, исходящих от субъектов законодательной инициативы. От того, как организована эта работа, зависит эффективность функционирования институтов уголовной юстиции, в том числе и уголовного процесса.
Однако в последнее время законотворческий процесс в сфере уголовного судопроизводства вызвал много нареканий и замечаний со стороны научного сообщества. Общий знаменатель критики может быть выражен как несистемный подход законодателя к работе с новыми идеями, что является следствием отсутствия, даже на концептуальном уровне, уголовной и уголовно-процессуальной политики.
Первая гипотеза, которая возникает по поводу объяснения сложившегося положения, заключается в допущении расхождения политических взглядов и законотворческой деятельности с научными парадигмами и гражданским обществом.
Проверить эту гипотезу возможно лишь проанализировав идеологические платформы думских фракций политических партий, отраженные в их стратегических и избирательных программах, а также в политических заявлениях в соотношении с законопроектной и законотворческой деятельностью федеральной законодательной власти в сфере уголовного судопроизводства.
Результаты, которые мы получим при анализе идеологии законопроектной и законотворческой деятельности, в дальнейшем будут использованы в качестве методологического инструментария при исследовании парадигмальных научных идей и позиций гражданского общества относительно сущего и должного построения уголовного судопроизводства на современном этапе развития Российского государства и общества.
Итак, проанализируем идеологические позиции относительно судебной власти и уголовного судопроизводства, политических партий, которые на основании выборов традиционно входят в состав Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Новая редакция программы КПРФ была принята на XIII съезде партии в 2008 г. В разд. 4 программы под названием «Программа-минимум» предусмотрены первоочередные меры по реализации стратегических целей партии. Одной из таких целей является формирование «реально независимой судебной власти» [8], которая была кон-
кретизирована в комплексе идей, нашедших свое отражение в двух последних предвыборных программах партии.
На выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва (2011 г.) КПРФ представила программу «Семь шагов в достойное будущее». В разд. «Шаг четвертый. К народовластию» указывается на необходимость выборности судей, в разд. «Шаг пятый. Независимость страны, безопасность граждан» говорится о необходимости жестких мер для подавления коррупции и преступности. КПРФ выступает за восстановление смертной казни, предусматривая ее применение за совершение особо тяжких преступлений против личности, организацию наркобизнеса, торговлю людьми. По мнению идеологов партии, в Уголовный кодекс Российской Федерации должна вернуться правовая норма о конфискации имущества за экономические преступления, а также должен быть отменен трехлетний срок давности по незаконным приватизационным сделкам [2].
На выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва (2016 г.) КПРФ представила предвыборную программу «Десять шагов к достойной жизни».
В разд. 9 вышеуказанной программы под названием «Сильная страна — безопасная жизнь» содержится следующая партийная точка зрения на общественное и государственное устройство: «Государство обязано служить людям. Важно повысить эффективность управления: поддержать самоорганизацию народа, усилить контроль за деятельность чиновников, включить механизм отзыва депутатов, нарушающих предвыборные обещания. Должна действовать выборность судей, членов Совета Федерации и глав местного самоуправления. Коррупция и преступность — угроза для ее граждан. КПРФ — за решительные меры по их подавлению. Виновные в крупных экономических преступлениях должны не только сидеть в тюрьме, но и отвечать своим имуществом» [1].
Предвыборная программа ЛДПР на выборах 2016 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва традиционно содержала более развернутые и жесткие, чем у КПРФ, идеи относительно содержания уголовной политики государства.
Так, либерал-демократы, раскрывая роль правоохранительных органов, выступают за введение обязанности для граждан информировать о фактах коррупции, предусматривая при этом вознаграждение за информаторскую деятельность, которая может включать в себя не только выплаты денежных сумм, но и освобождение от уголовной ответственности. Кроме прочих мер, они предлагают ввести конфискацию имущества у коррум-
120
пированных чиновников и создать в прокуратуре специальную должность — прокурор по борьбе с коррупцией.
Никаких предвыборных предложений о необходимости совершенствования как судебной системы, так и отраслевых процессуальных законодательств в политических программных документах у ЛДПР нет. Отсутствовали эти идеи и во время выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва в 2011 г. [3].
В 2011 г. предвыборная программа Всероссийской Политической партии «Единая Россия», утвержденная на XII съезде [6], в основах политической стратегии определила, что одной из основных целей является «укрепление судебной системы на принципах независимости, прозрачности и справедливости, гуманизация уголовного законодательства по так называемым экономическим статьям и ужесточение наказаний за преступления насильственного характера» (идея «амнистии капиталов» продолжает оставаться актуальной и отражена в политической позиции партии в 2016 г.).
В другом разделе данной программы — «Безопасность страны — безопасность человека» — отмечается, что основная задача партии — создать эффективные гарантии личной безопасности граждан и добиться качественных изменений в работе полиции и судебной системы. По мнению ее идеологов, этого можно достичь через повышение социальных и материальных гарантий сотрудников правоохранительных органов.
Предвыборная программа партии «Единая Россия» 2016 г. была обнародована под девизом — «Успех каждого — успех всех». Содержание программы включает разд. «Справедливый суд», где присутствует комплекс идей по повышению открытости деятельности судов и других органов государственной власти, по усилению общественного контроля.
Партийные замыслы охватывают также внедрение механизмов, позволяющих использовать мобильные устройства и интернет-ресурсы для доступа к сервисам электронного правительства и прямой связи граждан и органов власти.
Партия стремится создать такую открытость судебной системы, при которой любой гражданин мог бы ознакомиться с материалами дел, рассматриваемых судами. Эта идея с принятием Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» получила системный и законченный вид: открытая информация используется субъектами общественного контроля для улучшения работы государственного аппарата.
За период работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва партия считает необходимым реализовать
идеи, позволяющие укрепить гарантии судебной защиты для каждого гражданина, повысить контроль за достоверностью сведений протоколов судебных заседаний, обеспечить обязательность видеозаписи судебного заседания [7].
Содержание программы политической партии «Справедливая Россия» в 2016 г. включает в себя разд. «Справедливая власть», в котором содержатся подразделы «Независимость судебной ветви власти» и «Правопорядок» [9].
Говоря о независимости судебной власти, справедливороссы отмечают, что принцип равенства граждан перед законом является фундаментом правового государства и граждане должны иметь твердые гарантии справедливого, беспристрастного суда.
Вместе с тем в программе отмечается, что «значительная часть россиян сомневается в том, что суды способны защитить их права. Проблема доступности правосудия, ответственности и неподкупности судей не решена до сих пор, что является одним из главных препятствий на пути к гражданскому обществу и правовому государству» [9].
Идеологи «Справедливой России» полагают, что «принцип разделения властей, заложенный в Конституции Российской Федерации, должен соблюдаться неукоснительно. Развитие судебной системы России должно устранить причины коррупции и обеспечить реальную независимость судей. Прозрачность судебной системы и повышение качества правосудия — необходимые условия развития гражданского общества и правового государства!».
В связи с этим политическая партия «Справедливая Россия» предлагает систему идей, реализация которых в ходе законотворческой деятельности позволит вернуть судебной власти доверие граждан и укрепить правопорядок в обществе.
Так, для обеспечения независимости и профессионализма судей их необходимо обеспечить гарантиями, препятствующими оказанию воздействия (давления) в связи с профессиональной деятельностью, а также нужно ужесточить требования к кандидатам на должность судьи.
«Справедливая Россия» выступает за расширение содержания принципа «народовластия». Для этого предлагается целый комплекс идей. С одной стороны, необходимо расширить участие обычных граждан в отправлении правосудия прежде всего через институт присяжных заседателей, увеличить число составов преступлений, которые могут рассматриваться присяжными. С другой стороны — обеспечить открытость судебных заседаний, в том числе с помощью создания специальных мест для средств массовой информации и упрощения процедуры допуска на заседание, укрепления практики видеозаписи судебных заседаний, организации трансляции заседаний в сети Интернет.
Партия считает необходимым обеспечить обязательное ведение аудиозаписи судебных заседаний по уголовным делам, которая должна стать составной частью протокола судебного заседания. Отсутствие такой записи является основанием для отмены обвинительного приговора.
Отдельной идеей может считаться предложение об ужесточении ответственности за затягивание судопроизводства.
Впервые за последнее десятилетие в выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва приняли участие и другие политические партии, представив общественности свои взгляды на систему судебной власти и организацию уголовного судопроизводства.
Из содержания программы «Партии народной свободы» (ПАРНАС) [5] можно выделить следующий комплекс проблем и идей, требующих разрешения:
— исключить из законов нормы о представлении кандидатур председателей Конституционного и Верховного судов Президентом РФ;
— избирать председателей всех судов судьями соответствующих судов, установив непродолжительные сроки пребывания в этой должности. Сами судьи должны выбираться с участием парламентов соответствующего уровня, а мировые судьи — гражданами;
— разместить суды общей юрисдикции по окружному принципу, при этом границы округов не должны совпадать с границами субъектов РФ;
— лишить председателей всех судов полномочий или возможностей распределять дела среди судей, влиять на рекомендацию кандидата на должность судьи, возбуждать дисциплинарное производство в отношении судей, определять карьерный рост и материальное обеспечение судей;
— упразднить судейские квалификационные коллегии;
— установить исчерпывающий перечень оснований для лишения судьи должности;
— принципиально расширить перечень дел, по которым применяются суды присяжных, если того требуют подсудимые. Возвратить присяжным дела, подведомственные ФСБ России, запретить отмену вышестоящим судом решений суда присяжных;
— внести изменения в закон, чтобы показания сотрудников правоохранительных органов рассматривались судами как показания заинтересованных лиц.
Наиболее широкий спектр предложений по реформе судоустройства и судопроизводства, в основном уголовного, содержится в программном документе партии «Яблоко».
Авторы этой программы констатируют, что «современные российские суды, за редким исключением, укомплектованы людьми, боящимися брать на себя ответственность, зависимыми от мощных политических и экономических интересов. В отсутствии независимого суда не остается никого, кто может защитить граждан. Судебную систему сегодня контролирует исполнительная власть, а сама она не контролируется никем — ни парламентом, ни судом, ни прокуратурой, ни общественностью» [10]. Партия «Яблоко» видит выход из этой проблемной ситуации в принятии следующих мер:
— назначении всех федеральных судей Советом Федерации по предложению органов судейского сообщества. С этой целью необходимо изменить порядок отбора кандидатов на должность судьи:
а) лишить председателей судов влияния на процесс назначения и отстранения судей;
б) нормативно закрепить выборность кандидатов на должность судьи на съездах судей соответствующего уровня с последующим представлением для назначения этими органами как для назначения Советом Федерации, а мировых судей, избранных в таком же порядке, — для избрания населением;
— избрании председателей судов голосованием судей, обеспечении их ротации и ограничении срока председательства 2—3 годами;
— введении правил распределения дел между судьями по жребию;
— запрете судьям на свое усмотрение ограничивать открытость процесса;
— рассмотрении ходатайств по отводу судьи в уголовных делах не им самим, а коллегией судей. Все ходатайства об отводе судей или судов должны быть предметом последующей проверки и обобщения квалификационными коллегиями соответствующего уровня;
— введении правила, по которому судья, принимающий решение о мере пресечения (заключение под стражу и т. д.) и других процессуальных действиях (обыск, прослушивание), не может рассматривать дело по существу;
— замене «читки» полного текста приговора разъяснением судом принятого решения и его мотивов;
— обеспечении состязательности и процессуального равенства сторон в уголовном процессе, корректировке уголовного и уголовно-процессуального законодательства в части:
а) обеспечения доступа к материалам уголовного дела экспертов, привлекаемых защитой;
б) снятия режима тайны следствия с информации о допущенных нарушениях в ходе следствия;
в) предоставления защите права ходатайствовать перед судом о доступе к информации ограниченного доступа (например, о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами);
122
г) ужесточения требований к ведению протокола судебного заседания: порядку и способам ведения, полноте содержания, срокам подготовки (до перехода к судебным прениям), порядку ознакомления и подготовки замечаний, обязательного применения систем аудиофиксации (аудиопротоколирования) в процессе и праве сторон на ознакомление с ними и получение копий;
— предоставлении права подачи кассационных жалоб по уголовным делам лицам, ранее обращавшимися с такими жалобами, но по новым основаниям;
— распространении категорий дел, рассматриваемых судом присяжных, на все уголовные дела по тяжким и особо тяжким преступлениям; отказе от инициативы Президента по сокращению числа присяжных в коллегии и участии председательствующего судьи в совещании присяжных; решении процессуальных проблем, существующих при рассмотрении дел с участием присяжных (предоставление присяжным для совещания материалов дела и т. д.); предоставлении присяжным права знакомиться с характеристиками на обвиняемого, а также исследовать доказательства о применении к нему недозволенных методов ведения следствия;
— восстановлении в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации нормы, согласно которой суд, прокурор, следователь и лицо, производящее дознание, обязаны принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявлении как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого, а также смягчающих и отягчающих его ответственность обстоятельств.
В предвыборной программе «Партии Роста» на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва [4] в разд. «Закон превыше всего — государство права» указано, что первым шагом к реальной демократии является полноправное, без изъятий, правовое государство без выборочного применения правосудия. Для этого прежде всего необходимо сделать суд действительно независимым от влияния исполнительной власти и ответственным перед обществом, профессиональным и справедливым.
Партия РОСТА выступает за прямые выборы мировых судей и председателей судов общей юрисдикции всех уровней; за введение обязательной ротации председателей судов всех уровней не реже, чем каждые два года; за реальную, а не мнимую, независимость судей (при одновременном усилении их ответственности за неправомерные и предвзятые решения).
Предлагается увеличить представительство и роль общественности в квалификационных коллегиях судей с целью предотвращения корпоративной круговой поруки.
Относительно борьбы с преступностью — необходимо сократить и реформировать правоохра-
нительные органы; сделать так, чтобы их боялись преступники, а не простые люди; передать в одни руки право вести следствие по экономическим статьям; вернуть прокуратуре право принимать решение по процессуальным вопросам в ходе следствия, в том числе решения о мере пресечения для обвиняемых в уголовных преступлениях.
Комплексный анализ идей, отраженных в программах основных политических партий, претендующих на представление интересов общества в органе федеральной законодательной власти, позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, большинство политических партий (КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Партия народной свободы» (ПАРНАС), «Яблоко» и «Партия Роста») свою политическую деятельность видят, в частности, в дальнейшем совершенствовании правового регулирования системы организации и функционирования судебной власти для усиления гарантий ее независимости.
Во-вторых, все политические партии выступают за повышение контроля общества за ходом судопроизводства и принимаемых судьями решений. Вместе с тем предлагаемые формы контроля, направленные на достижения этой цели, носят скорее психолого-нравственный характер, а не процессуальный, и направлены на формирование чувства ответственности профессиональных участников судопроизводства (судей, прокуроров, адвокатов).
В-третьих, ни одна из политических партий не отрицает процессуальное значение суда присяжных для уголовного судопроизводства, выступая при этом за расширение его подсудности.
В-четвертых, в политических заявлениях партий просматривается желание видеть процесс доказывания в ходе уголовного процесса полным и всесторонним. Преодоление обвинительного уклона в ходе досудебного и судебного производства партийные идеологи видят в комплексе мероприятий, направленных на внедрение электронных средств и цифровых методов объективной фиксации информации в уголовном судопроизводстве.
В-пятых, анализ партийных идей относительно уголовной политики государства позволяет сделать вывод о различных подходах в оценке методов и средств ее реализации. Так, КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» выступают за ужесточение мер уголовных репрессий, вплоть до восстановления института смертной казни, а партия «Единая Россия», наоборот, выступает за меры по гуманизации уголовной ответственности. Особый акцент делается на преступлениях в сфере экономической деятельности. При этом у всех партий прослеживается единство в понимании необходимости противодействия коррупционным преступлениям в российском обществе.
Список литературы:
References:
1. Десять шагов к достойной жизни: предвы- 1. борная программа КПРФ // Официальный сайт Коммунистической Партии Российской Федерации. URL: https: //kprf.ru/party-live/cknews/157005.html (дата обращения: 21.09.2017). 2.
2. За власть трудового народа! Предвыборная программа Коммунистической Партии Российской Федерации // RG.RU. URL: https: // rg.ru/2007/11/09/kprf.html (дата обращения: 21.09.2017). 3.
3. ЛДПР делает все быстрее и лучше! Владимир Жириновский: Дума должна быть сильной и решительной! // RG.RU. URL: https: // rg.ru/2007/11/28/zhirinovskii.html (дата обращения: 21.09.2017). 4.
4. Официальный сайт «Партии Роста». URL: https://rost.ru/policy (дата обращения: 5. 21.09.2017).
5. Политическая реформа. Ускорение экономического роста, развитие регионов: программа партии // Официальный сайт «Партии народной свободы» (ПАРНАС). URL: 6. https://parnasparty.ru/party/program (дата обращения: 21.09.2017).
6. Предвыборная программа Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва (Программное обращение Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» к гражданам России) // Файло- 7. вый архив студентов «StudFiles». URL: www. studfiles.ru/preview/2806514/ (дата обращения: 21.09.2017).
7. Предвыборная программа Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ VII созыва // 8. Официальный сайт партии «Единая Россия». URL: https: //er.ru/program/#26 (дата обращения: 21.09.2017).
8. Программа Коммунистической Партии 9. Российской Федерации // Официальный сайт Коммунистической Партии Российской Федерации. URL: https: //kprf.ru/party/ program (дата обращения: 21.09.2017). 10.
9. Программа партии «Справедливая Россия» // Официальный сайт политической партии «Справедливая Россия». URL: http: 31.44.80.183/files/pf59/075833.pdf (дата обращения: 21.09.2017).
10. Россия может стать лучше: проект предвыборной программы РОДП «Яблоко» // Официальный сайт РОДП «Яблоко». URL: https: // www.yabloko.ru/news/2011/08/31 (дата обращения: 21.09.2017).
Desyat' shagov k dostojnoj zhizni: predvybor-naya programma KPRF // Oficial'nyj sajt Kom-munisticheskoj Partii Rossijskoj Federacii. URL: https: //kprf.ru/party-live/cknews/157005.html (data obrashcheniya: 21.09.2017). Za vlast' trudovogo naroda! Predvybornaya programma Kommunisticheskoj Partii Ros-sijskoj Federacii // RG.RU. URL: https: // rg.ru/2007/11/09/kprf.html (data obrashcheniya: 21.09.2017).
LDPR delaet vse bystree i luchshe! Vladimir Zhirinovskij: Duma dolzhna byt' sil'noj i reshitel'noj! // RG.RU. URL: https: // rg.ru/2007/11/28/zhirinovskii.html (data obrashcheniya: 21.09.2017).
Oficial'nyj sajt «Partii Rosta». URL: https://rost. ru/policy (data obrashcheniya: 21.09.2017). Politicheskaya reforma. Uskorenie ekono-micheskogo rosta, razvitie regionov: programma partii // Oficial'nyj sajt «Partii narodnoj svobody» (PARNAS). URL: https://parnasparty.ru/party/ program (data obrashcheniya: 21.09.2017). Predvybornaya programma Vserossijskoj politicheskoj partii «EDINAYA ROSSIYA» na vybory deputatov Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii shestogo sozyva (Programmnoe obrashchenie Partii «EDINAYA ROSSIYA» k grazhdanam Rossii) // Fajlovyj arhiv studentov «StudFiles». URL: www.studfiles.ru/preview/2806514/ (data obrashcheniya: 21.09.2017). Predvybornaya programma Partii «EDINAYA ROSSIYA» na vyborah deputatov Gosudarstvennoj Dumy FS RF VII sozyva // Oficial'nyj sajt partii «Edinaya Rossiya». URL: https: //er.ru/program/#26 (data obrashcheniya: 21.09.2017).
Programma Kommunisticheskoj Partii Rossijskoj Federacii // Oficial'nyj sajt Kommunisticheskoj Partii Rossijskoj Federacii. URL: https: //kprf.ru/ party/program (data obrashcheniya: 21.09.2017). Programma partii «Spravedlivaya Rossiya» // Oficial'nyj sajt politicheskoj partii «Spravedlivaya Rossiya». URL: http: 31.44.80.183/files/ pf59/075833.pdf (data obrashcheniya: 21.09.2017). Rossiya mozhet stat' luchshe: proekt predvybornoj programmy RODP «Yabloko» // Oficial'nyj sajt RODP «Yabloko». URL: https: // www.yabloko. ru/news/2011/08/31 (data obrashcheniya: 21.09.2017).