Научная статья на тему 'Антикоррупционная политика современной России: особенности формирования новых подходов государственного управления'

Антикоррупционная политика современной России: особенности формирования новых подходов государственного управления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3832
458
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОРРУПЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ANTI-CORRUPTION POLICY / GOVERNMENT / INTERDEPARTMENTAL INTERACTION / CORRUPTION / POLITICAL SYSTEM / POLITICAL PARTIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурда Михаил Александрович, Иванова Марина Михайловна

В исследовании авторами рассматривается антикоррупционная политика России на современном этапе. Проведенный вторичный анализ имеющегося массива эмпирических исследований антикоррупционной проблематики, в том числе отчетов международных организаций и органов государственной власти Российской Федерации, а также опросов общественного мнения, позволяет выделить наиболее подверженные коррупции сферы общественной жизни и области государственного управления, что определяет высокую значимость рассматриваемой проблемы для российского общества. Различные предложения по противодействию коррупции начинают занимать все более значимое место в программах политических партий, как имеющих свое представительство в российском парламенте, так и не имеющих такового. Многообразие имеющихся антикоррупционных подходов объединяет базовая проблема, в качестве которой авторы выделяют недостаточность существующих механизмов межведомственной координации и взаимодействия, что затрудняет организацию более эффективного контроля за потенциальными коррупционерами. Изученные международные антикоррупционные практики позволили сформулировать новые подходы к реализации антикоррупционной политики, которые вместе с тем изначально требуют принятия принципиального политического решения. Данное решение заключается в имплементации норм международного антикоррупционных норм, усилении взаимодействия с международными антикоррупционными институтами и дальнейшем совершенствовании российского антикоррупционного законодательства в целях повышения его эффективности. Реализуемые таким образом новые подходы к формированию государственной антикоррупционной политики современной России окажут положительное влияние на стабильность сложившейся политической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION POLICY OF MODERN RUSSIA: PECULIARITIES OF FORMING NEW APPROACHES OF THE STATE GOVERNMENT

In the study, the authors consider the anti-corruption policy of Russia at the present stage. The secondary analysis of the existing empirical research of anti-corruption issues, including reports from international organizations and public authorities of the Russian Federation, as well as public opinion polls, allows to highlight the areas of public life and public administration that are most susceptible to corruption, which determines the high significance of the problem of society. Various proposals for countering corruption are beginning to occupy an increasingly significant place in the programs of political parties, both having their representation in the Russian parliament and not having one. The diversity of existing anti-corruption approaches unites the basic problem, in which the authors point out the insufficiency of the existing mechanisms of inter-agency coordination and interaction, which makes it more difficult to organize more effective control over potential corrupt officials. Studied international anti-corruption practices allowed us to formulate new approaches to the implementation of anti-corruption policies, which, however, initially require a policy decision in principle. This decision is to implement the norms of international anti-corruption norms, strengthen interaction with international anti-corruption institutions and further improve Russian anti-corruption legislation in order to increase its effectiveness. Implemented in this way, new approaches to the formation of the state anti-corruption policy of modern Russia will have a positive impact on the stability of the existing political system.

Текст научной работы на тему «Антикоррупционная политика современной России: особенности формирования новых подходов государственного управления»

М.А. Бурда, М.М. Иванова

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ:

ОСОБЕННОСТИ

ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ

ПОДХОДОВ

ГОСУДАРСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация

В исследовании авторами рассматривается антикоррупционная политика России на современном этапе. Проведенный вторичный анализ имеющегося массива эмпирических исследований антикоррупционной проблематики, в том числе отчетов международных организаций и органов государственной власти Российской Федерации, а также опросов общественного мнения, позволяет выделить наиболее подверженные коррупции сферы общественной жизни и области государственного управления, что определяет высокую значимость рассматриваемой проблемы для российского общества. Различные предложения по противодействию коррупции начинают занимать все более значимое место в программах политических партий, как имеющих свое представительство в российском парламенте, так и не имеющих такового. Многообразие имеющихся антикоррупционных подходов объединяет базовая проблема, в качестве которой авторы выделяют недостаточность существующих механизмов межведомственной координации и взаимодействия, что затрудняет организацию более эффективного контроля за потенциальными коррупционерами.

Изученные международные антикоррупционные практики позволили сформулировать новые подходы к реализации антикоррупционной политики, которые вместе с тем изначально требуют

М. Burda, M.Ivanova

ANTI-CORRUPTION POLICY OF MODERN RUSSIA: PECULIARITIES OF FORMING NEW APPROACHES OF THE STATE GOVERNMENT

Abstract

In the study, the authors consider the anti-corruption policy of Russia at the present stage. The secondary analysis of the existing empirical research of anticorruption issues, including reports from international organizations and public authorities of the Russian Federation, as well as public opinion polls, allows to highlight the areas of public life and public administration that are most susceptible to corruption, which determines the high significance of the problem of society.

Various proposals for countering corruption are beginning to occupy an increasingly significant place in the programs of political parties, both having their representation in the Russian parliament and not having one. The diversity of existing anti-corruption approaches unites the basic problem, in which the authors point out the insufficiency of the existing mechanisms of inter-agency coordination and interaction, which makes it more difficult to organize more effective control over potential corrupt officials. Studied international anti-corruption practices allowed us to formulate new approaches to the implementation of anti-corruption policies, which, however, initially require a policy decision in principle. This decision is to implement the norms of international anti-corruption norms, strengthen interaction with international anti-corruption institutions and further improve Russian anti-corruption

принятия принципиального политического решения. Данное решение заключается в имплементации норм международного антикоррупционных норм, усилении взаимодействия с международными антикоррупционными институтами и дальнейшем совершенствовании российского антикоррупционного законодательства в целях повышения его эффективности. Реализуемые таким образом новые подходы к формированию государственной антикоррупционной политики современной России окажут положительное влияние на стабильность сложившейся политической системы.

Ключевые слова:

антикоррупционная политика, государственное управление, межведомственное взаимодействие, коррупция, политическая система, политические партии.

Вопросы эффективности мер государственного управления в сфере реализации антикоррупционной политики государства крайне актуальны для современной России виду того, что это явление не только негативно влияет на всестороннее развитие государства, но и несет в себе серьезные риски стабильного функционирования существующей политической системы. Подробное освещение в средствах массовой информации отдельных фактов коррупции на высшем федеральном и региональном уровне вызывает широкий общественный резонанс и таким образом выводит коррупционную проблематику на ведущие роли в повестке политических партий и отдельных политиков, различных научных, исследовательских, общественных и международных организаций.

Принимая во внимание, что целью настоящего исследования является формирование новых подходов с учетом реализуемых в настоящее время мировых антикоррупционных практик, интерес представляют работы зарубежных исследователей, например Б. Беговича [25], Д. Гауль-та [26], П. Коудельковой [27], Н. Мелгар [28], Д. Мейер [29], Г. Монтино-ло [30], Н.-Ш. Капели [31], М. Зулкефи [32] и др.

Особенности российской антикоррупционной политики рассмотрены в работах Г.Н. Горшенкова [3], А.В. Понеделкова [8] и др., законотворческий процесс выработки антикоррупционных мер в исследованиях И.Н.

legislation in order to increase its effectiveness. Implemented in this way, new approaches to the formation of the state anti-corruption policy of modern Russia will have a positive impact on the stability of the existing political system.

Key words:

anti-corruption policy, government, interdepartmental interaction, corruption, political system, political parties.

Клюковской [5], В.В. Потомского [9] и др. В.В. Невинский [6] рассмотрел актуальные вопросы выработки мер противодействия коррупции на современном этапе.

Российское законодательство дает достаточно широкое толкование термину «коррупция», под которой определяет злоупотребление служебными полномочиями, использование своего положения противозаконным способом в корыстных интересах [19].

В соответствии с данными, приведенными международной организацией Трансперенси Интернэшнл (Transparency International), которая представляет информацию об общем уровне коррупции различных стран мира в виде «Индекса восприятия коррупции» по итогам 2018 года Российская Федерация оказалась на 138 месте из 180 государств (135 место в 2017 году) и набрала 28 баллов из 100 [18].

Исследование, проведенное под эгидой Российского общества политологов (РОП) [16], а также ряд проведенных социологических опросов показывают существенную степень обеспокоенности коррупцией граждан страны, простых обывателей, которым приходится сталкиваться с коррупцией в повседневной жизни, например при получении каких-либо государственных услуг, или при реализации своих гражданских прав [1].

Председатель Следственного комитета России Александр Быстрыкин также сообщает о существенном объеме коррупционных преступлений, зафиксированных Следственным комитетом РФ (до 10 млрд. рублей), и преимущественно это статьи «дача взятки» и «получение взятки» в мелком размере. Также распространенными статьями являются «мошенничество» и «присвоение или растрата». Участниками этих правонарушений становятся, прежде всего, сотрудники правоохранительных органов, судебной системы, государственные служащие и должностные лица региональных органов власти, муниципальных органов, работники сферы образования и здравоохранения [15].

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) достаточно однозначно выделяет пять наиболее коррумпированных сфер в современной России: сфера закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; строительство (в том числе жилищное); содержание автомобильных дорог; здравоохранение; образование; наука и культура [14].

Аналитические данные правоохранительных органов подтверждают и результаты всероссийского исследования ВЦИОМ о наиболее коррумпированных сферах деятельности, по мнению граждан, в котором ведущие строчки заняли ГИБДД, полиция, ЖКХ, судебная система, а также здравоохранение [2].

По мнению Генеральной прокуратуры Российской Федерации, коррупционные правонарушения зачастую обусловлены недостаточным контролем за муниципальными и государственными служащими, в компетенции которых входят различные разрешительные и надзорные процедуры. Именно в указанных сферах растет не только количество совершенных правонарушений, но и размер незаконного вознаграждения для чиновника, т.е. взятки [7].

Солидарна с таким подходом и Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), которая определяет коррупционные риски публичных должностных лиц, как сложившуюся при определенных условиях и ненадлежащем контроле совокупность возможностей совершить коррупционные правонарушения. По мнению ФАТФ, возможность осуществления такого рода нарушений зависит от полномочий должностного лица в таких сферах как: доступ к бюджетным средствам; принятие решений о заключении публично-частных контрактов; контроль над процедурами согласования, включая выдачу лицензий и концессий) [17].

Коррупционные злоупотребления должностных лиц наиболее ярко проявляются при процедурах государственных закупок. Так, в исследовании Института экономической политики Гайдара озвучена общая сумма финансовых нарушений при госзакупках равная двум триллионам рублей. Самой популярной коррупционной схемой при организации госзакупок согласно исследованию признано проведение конкурсов с такими условиями, которые заведомо может выполнить лишь одна компания. Также в исследовании оценивались нецелевые расходы, включая и прямое воровство, и откаты. При этом общие расходы федерального бюджета на госзакупки составляют 16 трлн. рублей в год [4].

Приведенные ведомственные, экспертные и социологические оценки наглядно демонстрируют, что противодействие коррупции в России на сегодняшний день - это проблема не только стабильного функционирования политической системы, но и в большей степени доверия к ней.

Также необходимо отметить, что коррупционная проблематика достаточно популярна у российских политических сил, где практически каждая политическая партия, каждый политический лидер, каждый кандидат на высокопоставленный политический пост обязательно акцентирует внимание на этот серьезный недостаток и предлагают свои пути решения проблемы.

В этой связи, необходимо выделить роль политических партий как наиболее организованных и активных субъектов гражданского общества, участвующих в разработке решений всего спектра проблем страны. Положения о коррупции содержатся в программных документах всех политических партий, принимающих участие в борьбе за власть или за право влиять на принимаемые государство решения.

Партия «Единая Россия», как правящая и самая многочисленная партия, внесла наибольший вклад в оформление антикоррупционного законодательства, именно она способствовала принятию ФЗ «О противодействии коррупции», Национальных планов противодействия коррупции. Согласно программе «Единой России», партия проводит политику ужесточения наказаний за коррупционные правонарушения, деофшоризации российской экономики, по борьбе с бытовой коррупцией, обеспечивает принцип открытости и публичности исполнения антикоррупционного законодательства [10].

Партия ЛДПР в своей программе предлагает снимать коррумпированных чиновников с должности пожизненно и сделать обязательным возмещение украденного имущества или денежных средств в десятикратном размере. Также лидер партии ЛДПР предложил назначить заместителями всем руководящим чиновникам людей из других партий, для того чтобы сделать контроль над действиями чиновников более беспристрастным и объективным [12].

Идеологи Справедливой России считают, что контроль за чиновниками вообще не должен осуществляться самими чиновниками, это должны делать СМИ, оппозиция, институты гражданского общества. Коррупция должна быть приравнена к государственной измене, а законодательство в этой сфере должно быть ужесточено, в части совершенствования контроля за декларированием чиновников своих доходов и расходов [13].

Партия КПРФ в 2018 году предлагала реорганизовать систему антикоррупционных органов созданием Национального бюро по борьбе с кор-

рупцией, который бы стал самым основным и независимым элементом этой системы. Можно сказать, что партия выступает за еще большее усиление влияния государственного аппарата на формирование антикоррупционной повестки. Также особо важным партия считает обеспечение полной независимости СМИ, которые сейчас, по ее мнению, сами не являются свободными от коррупции [11].

Необходимо отметить, что вопросы, связанные с формированием антикоррупционной политики, присутствуют в политической повестки не только парламентских партий. Можно сказать, что над формированием антикоррупционной повестки активно работают «Партия Яблоко», «Партия Роста», «Родина» и ряд других политических сил и отдельных политиков.

Все это говорит о существенной значимости проблемы борьбы с коррупцией и необходимости дальнейшего совершенствования российской антикоррупционной системы не только в рамках деятельности соответствующих органов исполнительной власти, но и развития механизмов парламентского контроля, а также повышения роли различных институтов гражданского общества, в том числе и политических партий, и их последующего взаимодействия.

В этой связи, совершенствование антикоррупционной политики современной России должно происходить не только в рамках объективного анализа имеющейся правоприменительной практики, но и в рамках совершенствования государственного «антикоррупционного концепта», который требует принятия глобального политического решения высшего руководства страны.

Основной задачей «антикоррупционного концепта» является снижение уровня возможностей для потенциального коррупционера в совершении коррупционных деяний. В этой связи, главным условием предупреждения коррупции является наличие особого порядка выявления и расследования коррупционных правонарушений. В данном случае, речь идет о необходимости ратификации 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции, принятой резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года, подразумевающей необходимость доказывать для публичных должностных лиц источники происхождения значительного увеличения его активов, превышающие его разумные доходы.

Следующим условием формирования вышеназванного концепта является корректировка российского законодательства в связи с необходи-

мостью расширения круга лиц, которых можно отнести к членам семьи государственного гражданского или муниципального служащего, сотрудника правоохранительных органов, сотрудника государственной корпорации и др., в части предоставления этими лицами деклараций о доходах и расходах.

Также для эффективной работы концепта является принцип не только ужесточения наказания для коррупционных правонарушений, но и повышение его неотвратимости и понижения социального статуса коррупционера (утрата права на особое пенсионное обеспечение (специальные пенсии), пожизненный запрет на занятие определенной деятельностью и др.). При этом наличие массива резонансных антикоррупционных дел в отношении отдельных крупных федеральных чиновников, глав регионов в данном случае не может являться примером реализации такого принципа, ввиду того что такие фигуры либо встроены в более глобальные коррупционные схемы, либо являются организаторами коррупционных схем, где наказание должны понести все причастные от руководителя до низового клерка.

Реализация предложенных условий нового «антикоррупционного концепта» требует совершенствования механизмов межведомственной координации и взаимодействия. Такой подход можно осуществлять в рамках имеющейся практики работы Межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям (МРГ) [19].

В этой связи отметим, что именно МРГ является координационным органом, образованным в целях обеспечения эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) в сфере предупреждения, выявления и пресечения незаконных финансовых операций, противодействия незаконному выводу капитала за рубеж и в теневой оборот [20].

МРГ является эффективным инструментом реализации государственной антикоррупционной политики ввиду наличия в своем составе руководителей, или их заместителей Администрации Президента Российской Федерации, структурных подразделений Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации, правоохранительных, контрольно-надзорных органов власти Российской Федерации и Банка России. Федеральные органы исполнительной власти

и иные государственные органы, Банк России привлекаются к выполнению решений межведомственной рабочей группы в пределах своих полномочий [21].

По итогам 2018 года группа рассмотрела ряд вопросов, связанных с повышением эффективности антикоррупционной политики Российской Федерации, в том числе:

- 13 декабря 2018 года под председательством Руководителя Администрации Президента А.Э. Вайно рассмотрены и одобрены предложения Казначейства России, Росфинмониторинга и ФАС России о направлениях развития системы государственного контроля за расходованием бюджетных денежных средств с применением бюджетного мониторинга и казначейского сопровождения государственных контрактов [22];

- 10 октября 2018 года под председательством Руководителя Администрации Президента А.Э. Вайно рассмотрены вопросы совершенствования практики выявления, расследования и предупреждения преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем [23];

- 27 марта 2018 года в Администрации Президента Российской Федерации под руководством помощника Президента РФ Е.М. Школова были рассмотрены вопросы организации межведомственного взаимодействия при подготовке и обучении кадров для «антиотмывочной» системы [24].

Таким образом, мы можем сформировать модель «антикоррупционного концепта», заключающегося в снижении уровня возможностей для потенциального коррупционера в совершении коррупционных деяний. Такой подход требует безусловной имплементации норм международного права, развития международного сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией, совершенствования российского антикоррупционного законодательства и повышения эффективности координации и межведомственного взаимодействия компетентных органов власти Российской Федерации.

Литература

1. Аналитический центр Юрия Левады «Левада Центр». Корруп-ция.иР!: http://www.levada.ru/tag/korruptsiya/ (дата обращений 25.03.2019).

2. ВЦИОМ Коррупция в России: мониторинг. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9139 (дата обращения 01.03.2019).

3. Горшенков Г.Н. Антикоррупционная политика и деятельность // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. №1(29).

4. Известия. Два триллиона нарушений при госзакупках. URL: https://iz.ru/603198/mariia-todorova-inna-grigoreva/vziatki-pri-goszakupkakh-otcenili-v-2-trln-rublei (дата обращения 01.03.2019).

5. Клюковская И.Н., Борисова О.В. Эффективность правотворческого направления антикоррупционной политики: критерии оценки, проблемы реализации и направления совершенствования // Гуманитарные и юридические исследования. 2017. №3.

6. Невинский В.В. Коррупция в России: системные меры противодействия // Журнал российского права. 2017. №1(241).

7. НьюсРу (News.RU). В Генпрокуратуре назвали самые коррупционные сферы деятельности отечественных чиновников. URL: https://www.newsru.com/russia/19jun2017/corr.html (дата обращения 03.04.2019).

8. Понеделков А.В, Воронцов С.А. Основные направления государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции // Вестник ПАГС. 2015. №1(46).

9. Потомский В.В. Концептуальные основы антикоррупционной политики государства // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. №6.

10. Предвыборная программа Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ VII созыва. URL: https://er.ru/party/program/ (дата обращения 02.03.2019).

11. Предвыборная программа КПРФ. URL: https://kprf.ru/party/program. (дата обращения 02.04.2019).

12. Предвыборная программа ЛДПР. URL: http://ldpr54.ru/ldpr-znaet-chto-nuzhno-sdelat-dlya-borby-s-korruptsiej/ (дата обращения 02.03.2019).

13. Предвыборная программа партии Справедливая Россия. URL: http://31.44.80.183/files/pf59/075833.pdf (дата обращения 02.04.2019).

14. РБК. Колокольцев назвал самые коррумпированные сферы в России, URL: https://www.rbc.ru/politics/05/10/2016/57f4ddb39a79471c1a6fc13d, (дата обращения 27.04.2019).

15. Российская газета. Александр Бастрыкин: 400 прокуроров, судей и следователей проходят по делам о коррупции. URL: https://rg.ru/2017/12/07/bastrykin-rasskazal-skolko-sudej-prohodiat-po-delam-o-korrupcii.html (дата обращения 30.04.2019).

16. Российское общество политологов. Социологическое исследование коррупции. URL: http://ruspolitology.ru/ekspertnaya-deyatelnost/4280/ (дата обращения 25.03.2019.)

17. Типологический отчет ФАТФ: Конкретные факторы риска, связанные с отмыванием доходов от коррупции. Пер. с фр.: Международный учебно-методический центр по финансовому мониторингу. URL: https://eurasiangroup.org/Korruptciya.pdf. (дата обращения 19.04.2019).

18. Трансперенси Интернейшнл Россия. URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2018-28-ballov-iz-100-i-138-mesto.html. (дата обращения 25.04.2019).

19. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-Ф3 (последняя редакция). URL: https://base.garant.ru/12164203/. (дата обращения 23.04.2019).

20. Федеральная служба по финансовому мониторингу. URL: http://www.fedsfm.ru/activity/mejved_grupp_protyv_nez_fin_oper/ (дата обращения 06.04.2019).

21. Федеральная служба по финансовому мониторингу. Положение о межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям (Распоряжение Президента Российской Федерации от 28 июля 2012 г. №344-рп). URL: http://fedsfm.ru/activity/mejved_grupp _protyv_nez_fin_oper/provision/ (дата обращения 06.04.2019).

22. Федеральная служба по финансовому мониторингу. URL: http://fedsfm.ru/activity/mejved_grupp_protyv_nez_fin_oper/news/3697. (дата обращения 06.04.2019).

23. Федеральная служба по финансовому мониторингу. URL: http://fedsfm.ru/activity/mejved_grupp_protyv_nez_fin_oper/news/3698 (дата обращения 06.04.2019).

24. Федеральная служба по финансовому мониторингу. URL: http://fedsfm.ru/activity/mejved_grupp_protyv_nez_fin_oper/news/3699 (дата обращения 06.04.2019).

25. Begovic B. Corruption: Concepts, types, causes and consequences. URL: https://www.researchgate.net/publication/265364211_Corruption_ Con-cepts_types_causes_and_consequences (дата обращения 22.04.2019).

26. Gault David Arellano. Corruption as an organizational process: Understanding the logic of the denormalization of corruption. URL: http://www.cya.unam.mx/index.php/cya/article/view/1550 (дата обращения 22.04.2019).

27. Koudelkova P., Senichev V. Mix Research Approach towards Corruption - Experts' Perception: Challenges and Limitations. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S187704281501232X7via%3D ihub (дата обращения 22.04.2019).

28. Melgar N., Rossi M., Smith T. The Perception of Corruption // International Journal of Public Opinion Research. Vol. 22. Issue 1. Spring 2010.

29. Meyer J. Anti-Corruption in the United States. URL: https://globalcompliancenews.com/anti-corruption/anti-corruption-in-the-united-states/ (дата обращения 22.04.2019).

30. Montinola G., Jackman R.. Sources of corruption: A cross-country study // British Journal of Political Science. 2002. Vol. 32.

31. Nur ShafiqaKapeli, Nafsiah Mohamed. Insight of Anti-Corruption Initiatives in Malaysia. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S2212567115011971 (дата обращения 25.04.2019).

32. Zulkefli Muhammad Hanapiyah, SalinaDaud, Wan Mohammad Taufik Wan Abdullah. Human Governance and Level of Corruption Risk. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S22125671160001747via%3D ihub (дата обращения 22.04.2019).

References

1. Analiticheskii tsentr Yuriya Levady «Levada Tsentr». Korrup-tsiya.URL: http://www.levada.ru/tag/korruptsiya/ (data obrashchenii 25.03.2019).

2. VTsIOM Korruptsiya v Rossii: monitoring. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9139 (data obrashcheniya 01.03.2019).

3. Gorshenkov G.N. Antikorruptsionnaya politika i deyatel'nost'. Ak-tual'nye problemy ekonomiki i prava. 2014. №1(29).

4. Izvestiya. Dva trilliona narushenii pri goszakupkakh. URL: https://iz.ru/603198/mariia-todorova-inna-grigoreva/vziatki-pri-goszakupkakh-otcenili-v-2-trln-rublei (data obrashcheniya 01.04.2019).

5. Klyukovskaya I.N., Borisova O.V. Effektivnost' pravotvorcheskogo napravleniya antikorruptsionnoi politiki: kriterii otsenki, problemy realizatsii i napravleniya sovershenstvovaniya. Gumanitarnye i yuridicheskie issledovaniya. 2017. №3.

6. Nevinskii V.V. Korruptsiya v Rossii: sistemnye mery protivodeistviya. Zhurnal rossiiskogo prava. 2017. №1(241).

7. N'yusRu (News.RU). «V Genprokurature nazvali samye korruptsion-nye sfery deyatel'nosti otechestvennykh chinovnikov». URL: https://www.newsru.com/russia/19jun2017/corr.html (data obrashcheniya 03.04.2019).

8. Ponedelkov A.V, Vorontsov S.A. Osnovnye napravleniya gosudarst-vennoi politiki Rossiiskoi Federatsii v oblasti protivodeistviya korruptsii. Vestnik PAGS. 2015. №1(46).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Potomskii V.V. Kontseptual'nye osnovy antikorruptsionnoi poli-tiki gosudarstva. Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk. 2016. №6.

10. Predvybornaya programma Partii «EDINAYa ROSSIYa» na vyborakh deputatov Gosudarstvennoi Dumy FS RF VII sozyva. URL: https://er.ru/party/program/ (data obrashcheniya 02.06.2019).

11. Predvybornaya programma KPRF. URL: https://kprf.ru/party/program. (data obrashcheniya 02.04.2019).

12. Predvybornaya programma LDPR. URL: http://ldpr54.ru/ldpr-znaet-chto-nuzhno-sdelat-dlya-borby-s-korruptsiej/ (data obrashcheniya 02.03.2019).

13. Predvybornaya programma partii Spravedlivaya Rossiya. URL: http://31.44.80.183/files/pf59/075833.pdf (data obrashcheniya 02.04.2019).

14. RBK. Kolokol'tsev nazval samye korrumpirovannye sfery v Ros-sii, URL: https://www.rbc.ru/politics/05/10/2016/57f4ddb39a79471c1a6fc13d, (data obrashcheniya 27.04.2019).

15. Rossiiskaya gazeta. Aleksandr Bastrykin: 400 prokurorov, sudei i sledovatelei prokhodyat po delam o korruptsii. URL: https://rg.ru/2017/12/07/bastrykin-rasskazal-skolko-sudej-prohodiat-po-delam-o-korrupcii.html (data obrashcheniya 30.04.2019).

16. Rossiiskoe obshchestvo politologov. Sotsiologicheskoe issledo-vanie korruptsii. URL: http://ruspolitology.ru/ekspertnaya-deyatelnost/4280/ (data obrashcheniya 25.03.2019.)

17. Tipologicheskii otchet FATF: Konkretnye faktory riska, svyazan-nye s otmyvaniem dokhodov ot korruptsii. Per. s fr.: Mezhdunarodnyi uchebno-metodicheskii tsentr po finansovomu monitoringu. URL: https://eurasiangroup.org/Korruptciya.pdf (data obrashcheniya 19.04.2019).

18. Transperensi Interneishnl Rossiya. URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2018-28-ballov-iz-100-i-138-mesto.html (data obrashcheniya 25.04.2019).

19. Federal'nyi zakon «O protivodeistvii korruptsii» ot 25.12.2008 № 273-FZ (poslednyaya redaktsiya). URL: https://base.garant.ru/12164203/ (data obrashcheniya 23.04.2019).

20. Federal'naya sluzhba po finansovomu monitoringu. URL: http://www.fedsfm.ru/activity/mejved_grupp_protyv_nez_fin_oper/ (data obrashcheniya 06.04.2019).

21. Federal'naya sluzhba po finansovomu monitoringu. Polozhenie o mezhvedomstvennoi rabochei gruppy po protivodeistviyu nezakonnym finansovym operatsiyam (Rasporyazhenie Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 28 iyulya 2012 g. №344-rp). URL: http://fedsfm.ru/activity/mejved_grupp _protyv_nez_fin_oper/provision/ (data obrashcheniya 06.04.2019).

22. Federal'naya sluzhba po finansovomu monitoringu. URL: http://fedsfm.ru/activity/mejved_grupp_protyv_nez_fin_oper/news/3697 (data obrashcheniya 06.04.2019).

23. Federal'naya sluzhba po finansovomu monitoringu. URL: http://fedsfm.ru/activity/mejved_grupp_protyv_nez_fin_oper/news/3698 (data obrashcheniya 06.04.2019).

24. Federal'naya sluzhba po finansovomu monitoringu. URL: http://fedsfm.ru/activity/mejved_grupp_protyv_nez_fin_oper/news/3699 (data obrashcheniya 06.04.2019).

25. Begovic B. Corruption: Concepts, types, causes and consequences. URL: https://www.researchgate.net/publication/265364211_Corruption_ Con-cepts_types_causes_and_consequences (data obrashcheniya 22.04.2019).

26. Gault David Arellano. Corruption as an organizational process: Understanding the logic of the denormalization of corruption. URL: http://www.cya.unam.mx/index.php/cya/article/view/1550 (data obrashcheniya 22.04.2019).

27. Koudelkova P., Senichev V. Mix Research Approach towards Corruption - Experts' Perception: Challenges and Limitations. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S187704281501232X7via%3D ihub (data obrashcheniya 22.04.2019).

28. Melgar N., Rossi M., Smith T. The Perception of Corruption. International Journal of Public Opinion Research. Vol. 22. Issue 1. Spring 2010.

29. Meyer J. Anti-Corruption in the United States. URL: https://globalcompliancenews.com/anti-corruption/anti-corruption-in-the-united-states/ (data obrashcheniya 22.04.2019).

30. Montinola G., Jackman R. Sources of corruption: A cross-country study. British Journal of Political Science. 2002. Vol. 32.

31. Nur ShafiqaKapeli, Nafsiah Mohamed. Insight of Anti-Corruption Initiatives in Malaysia. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S2212567115011971 (data obrashcheniya 25.04.2019).

32. Zulkefli Muhammad Hanapiyah, SalinaDaud, Wan Mohammad Taufik Wan Abdullah. Human Governance and Level of Corruption Risk. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S22125671160001747via%3D ihub (data obrashcheniya 22.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.